Часть серии по |
Буддизм махаяны |
---|
Уникальные доктрины |
Ключевые сутры
|
Основные школы |
Региональные традиции |
|
Китайский буддийский канон |
---|
Разделы |
1. Агама
|
|
Махаяна Сутра махапаринирваны (महापरिनिर्वाण सूत्र, традиционный китайский :大般涅槃經; пиньинь : Dàbānnièpán-цзин, японский : Daihatsunehan-Ге, тибетские : མྱང་ འདས་ ཀྱི་ མདོ་) или Nirvana Сутра является Татхагатагарбха Сутра буддизма Махаяны. Его точная дата происхождения неизвестна, но его ранняя форма, возможно, сложилась во втором веке нашей эры. Оригинальный санскритский текст не сохранился, за исключением небольшого количества фрагментов, но он сохранился в китайском и тибетском переводах. Он был дважды переведен на китайский язык из двух явно существенно разных исходных текстов, причем перевод Дхармакшемы в 421 г. н.э. был примерно в четыре раза длиннее, чем перевод 416 г. Факсиан. Эти две версии также различаются в своих учениях о природе будды : версия Дхармакшемы указывает на то, что все живые существа имеют потенциал для достижения состояния будды, но, по словам Факсиана, некоторые из них никогда не достигнут состояния будды. В конечном итоге версия Дхармакшемы была гораздо более популярной в Восточной Азии, и его версия текста оказала сильное влияние на восточноазиатский буддизм. эта сутра не является контекст, в Дигхе Никая в Махапариниббана Сутте из Hinayanists (Тхеравады).
Текст Махапаринирвана-сутры на оригинальном санскрите сохранился лишь в нескольких фрагментах, обнаруженных в Средней Азии, Афганистане и Японии. Он существует в китайской и тибетской версиях разной длины. Существует четыре сохранившихся версии сутры, каждая из которых переведена с различных санскритских изданий:
По словам Ходжа, существовали и другие версии:
По словам Шимоды Масахиро, авторы Махапаринирвана-сутры были лидерами и сторонниками поклонения ступам. Термин буддхадхату первоначально относился к шарире или физическим реликвиям Будды. Авторы Махапаринирвана-сутры использовали учение Татхагатагарбха-сутры, чтобы преобразовать поклонение шарире в поклонение внутреннему Будде как принципу спасения: природе будды. «Буддхадхату» стало использоваться вместо татхагатагарбхи, обозначая конкретную сущность, существующую внутри человека. Сасаки в обзоре Симоды передает ключевую предпосылку работы Симоды, а именно, что истоки буддизма Махаяны и сутры Махапаринирваны переплетаются.
Индийская версия Махапаринирвана-сутры претерпела несколько этапов в своем составе. Масахиро Шимода различает две версии:
Дальнейшее развитие сутра получила в Китае китайским переводчиком Дхармакшемой в пятом веке нашей эры, который добавил тридцать дополнительных глав к исходному основному тексту.
Ученые полагают, что составление основной части (соответствующей переводам на факсианском и тибетском языках) должно было произойти раньше, во 2-м веке нашей эры или ранее, на основании внутренних данных и китайских канонических каталогов.
Используя текстовые свидетельства в Mahāyāna Mahāparinirvāa Sūtra и связанных текстах, Stephen Hodge оценивает период компиляции Mahāyāna Mahāparinirvāa Sūtra между 100 и 220 CE. Ходж резюмирует свои выводы следующим образом:
[T] здесь есть веские основания, основанные на текстовых доказательствах того, что MPNS ( Mahāyāna Mahāparinirvāa Sūtra) или большая часть ее, вместе с соответствующими текстами были собраны на Декане во второй половине 2-го века нашей эры, в среде Mahāsāṃghika, вероятно, в одном из их центров на западном побережье, таком как Карли, или, возможно, что менее вероятно, в регионе Амаравати-Дханьяканака.
История текста чрезвычайно сложна, но все согласны с тем, что основная часть этой сутры была составлена на Индийском субконтиненте, возможно, в Андхре, Южная Индия.
Язык сутры и связанных с ней текстов, по-видимому, указывает на регион на юге Индии во времена династии Атаваханов. Правители Атаваханы оказали богатое покровительство буддизму и участвовали в развитии пещерных храмов в Карле и Аджане, а также в Великой ступе в Амаравати. В это время династия Śātavāhana также поддерживала обширные связи с империей Kuṣāa.
Согласно Стивену Ходжу, внутренние текстовые свидетельства в « Ангулималия-сутре», « Махабхерихарака париварта-сутра» и « Махапаринирвана-сутра» указывают на то, что эти тексты сначала были распространены в Южной Индии, а затем постепенно распространились на северо-запад, а Кашмир был другим крупным центром. Aṅgulimālīya Сутра дает более подробный отчет, упоминая точки распространения, в том числе Южной Индии, Виндхью, Bharūch и Кашмир.
Согласно ранним китайским каталогам сутр, таким как Лидай Санбао дзи (歷代 三寶 紀), часть основной части сутры была ранее переведена на китайский язык Дхармаракшей (fl. C260-280), хотя теперь эта версия утеряна.
Хотя перевод версии "шести брошюр" условно приписывается факсиану (法 顯), это приписывание, вероятно, неточно. Согласно собственному счету Фасяньте, в рукописи копия формирования основы шесть хуан версии китайского была получена им в Паталипутре из дома неспециалиста, известный как Kālasena, во время своего путешествия в Индии. Самый ранний выживающий китайский каталог сутра, Сенгя «s Чу Sanzang Джиджи (出三藏記集), которая была написана менее чем через 100 лет после даты этого перевода, не имеет никакого упоминания о Фасянь. Вместо этого в нем говорится, что перевод был сделан Буддхабхадрой и его помощником Баоюнь (寶雲), цитируя более ранние каталоги, чтобы подтвердить эту атрибуцию. Идея о том, что Факсиан участвовал в переводе, появляется только в более поздних каталогах, составленных через несколько сотен лет после этого события.
Китайские канонические записи также упоминают, что ныне утерянный перевод был сделан китайским монахом Чжимэном, который учился в Индии с 404 по 424 год нашей эры. Согласно собственному рассказу Чжимэна, он также получил свою рукопись от того же мирянина в Паталипутре, что и Фасян несколькими годами ранее.
Перевод, сделанный Дхармакшемой с 421 г. н.э., может в значительной степени основываться на неиндийском тексте.
Первые десять глав могут быть основаны на берестяной рукописи Махапаринирвана-сутры из Северо-Западной Индии, которую Дхармакшема привез с собой и которую он использовал для первоначального перевода своей версии. Эта версия в целом соответствует по содержанию версии "шести глав" и тибетской версии.
Перевод Дхармакшемы Махаяны Махапаринирвана-сутры охватывает еще тридцать глав, помимо первых десяти глав этой сутры. Многие ученые сомневаются, что эти тридцать глав основаны на индийском санскритском тексте. Основные причины этого скептицизма заключаются в следующем:
По этим причинам исследователи текстов обычно считают подлинность последней части сомнительной. Возможно, это было в лучшем случае местное центральноазиатское сочинение или же написанное самим Дхармакшемой, у которого были и способности, и мотив для этого. На основании своих исследований некоторые ученые-специалисты сформулировали и выразили теорию, в которой они предполагают, что эта последняя часть Махапаринирвана-сутры, переведенная Дхармакшемой, может не представлять для ученых окончательного источника истории развития в Индия, концепции природы будды и связанных доктрин.
По словам Салли Б. Кинг, сутра не представляет собой серьезного нововведения и носит довольно бессистемный характер, что сделало ее «плодотворной для более поздних студентов и комментаторов, которые были вынуждены создать свой собственный порядок и внести его в текст». По словам Кинга, его наиболее важным нововведением является соединение термина буддхадхату с татхагатагарбхой. «Природа Будды» представлена как вневременное, вечное «Я», которое сродни татхагатагарбхе, врожденной возможности каждого живого существа достичь состояния будды и проявить эту вневременную природу будды. «[Я] очевидно, что Махапаринирвана Сутра не считает невозможным для буддиста утвердить атман при условии, что ему ясно, каково правильное понимание этой концепции, и действительно, сутра ясно видит в этом определенные преимущества».
Махаяна Махапаринирвана-сутра, особенно влиятельная в буддийской мысли Восточной Азии, доходит до того, что говорит о ней как о нашем истинном я (атман). Однако его точный метафизический и онтологический статус открыт для интерпретации в терминах различных философских школ Махаяны; для мадхьямиков он должен быть пустым от своего собственного существования, как и все остальное; для йогачаринов, следуя Ланкаватаре, его можно отождествить с сознанием-хранилищем, как вместилищем семян пробуждения.
« Нирвана-сутра» - это эсхатологический текст. Его суть была написана в Индии в то время, которое считалось эпохой, когда исчезнет Будда-дхарма и исчезнут все сутры Махаяны. Сутра отвечает на этот ожидаемый конец провозглашением татхагатагарбхи, врожденного состояния будды, присутствующего в каждом человеке:
Доктрина татхагата-гарбхи пропагандировалась именно как средство спасти как можно больше людей за короткое время. Проще говоря, это учение учит, что состояние будды уже заложено во всех существах как врожденная духовная природа. Эта духовная природа скрыта невежеством и множеством вредных факторов - клеш - и нуждается в пробуждении и раскрытии. Присутствие этой природы подразумевает, что все существа теоретически могут довольно быстро пробудиться к состоянию будды, если только они признают присутствие этой природы внутри себя. Роль самого MPNS заключается не только в том, чтобы информировать людей об этой врожденной духовной природе, но и в том, чтобы действовать как спусковой механизм, который порождает в людях необходимую готовность раскрыть присущее им состояние будды, при условии, что они слушают сутру с непредубежденностью и верой. и уверенность в своей правдивости [...] сама MPNS утверждает, что играет спасительную роль благодаря своей собственной нуминозной силе как последнее учение Будды перед его паринирваной.
Существование татхагатагарбхи следует принимать на веру:
По сути, Будда просит свою аудиторию принять существование природы будды [татхагатагарбха] на вере [...] важность веры в учении Нирвана Сутры в целом не должна игнорироваться.
В центре внимания «Нирвана-сутры» находится природа будды, «природа Будды», то, что составляет Будду. По словам Салли Кинг, сутра говорит о природе будды по-разному, что китайские ученые составили список типов природы будды, которые можно найти в тексте.
Buddhadhātu описывается как истинное я, в силу своей вечной природы. Это то, что остается, когда отбрасывается «не-Я»:
Здесь Будда говорит, что он говорил так, чтобы соответствовать случаю. Но теперь мысль установлена [не-Я], он хочет сказать то, что истинно, что касается внутреннего содержания самой нирваны [...] Если больше нет не-Я, то то, что существует, должно быть Самость ».
Согласно расширенной версии сутры Дхармакшемы, это «истинное Я» вечно, неизменно, блаженно, чисто, неприкосновенно и бессмертно:
... если невечное уничтожено [в Нирване], то, что остается, должно быть Вечным; если больше нет печали, остается то, что должно быть Блаженством; если нет больше не-Я, то то, что там существует, должно быть Атманом; если уже нет ничего нечистого, должно быть то, что есть Чистое.
Пол Уильямс отмечает:
Тем не менее сутра в ее нынешнем виде совершенно ясно показывает, что хотя [...] мы можем говорить о [татхагатагарбе] как о Я, на самом деле это вовсе не Я, и те, кто имеют такие представления о себе, не могут воспринимать татхагатагарбху и, следовательно, стать просветленным.
Уильямс также комментирует:
В любом случае ясно одно. Махапаринирвана Сутра учит действительно существующий, постоянный элемент (тибетский: Yang DAG Khams) в живых существах. Именно этот элемент позволяет живым существам становиться буддами. Это выходит за рамки эгоистического самовосприятия - на самом деле полная противоположность самоприхвата - но в остальном он выполняет несколько требований Самости в индийской традиции. Называется ли это Реальным, Истинным, Трансцендентным Я или нет, само по себе несущественно, но что исторически интересно, так это то, что эта сутра, в частности (хотя к ней добавлены некоторые другие сутры Татхагатагарбхи), подготовлена для использования слова «Я» ( атман). для этого элемента. Как бы на это ни смотрели, Махапаринирвана Сутра довольно застенчиво модифицирует или критикует буддийские традиции не-Я...
Марк Блюм говорит как о фиктивном дискурсивном «я», так и о реальном «я» природы будды. Комментируя учения Нирвана Сутры как о не-Я, так и о пустоте, он заявляет:
В « Нирвана-сутре» «не- я» рассматривается как еще одно негативное выражение истины - пустота. То есть «не-я» - очень важная доктрина, которую следует разъяснять, когда слушатель привязан к своему понятию самости или личности, потому что оно деконструирует этот объект привязанности, раскрывая его природу как фантазию. Пустота также выполняет функцию деконструкции привязанности к представлениям об идентичности в вещах или идеях. Но и то, и другое - всего лишь инструменты или упайя (искусные средства), а не окончательные истины сами по себе. Что касается пустоты, мы находим сильное утверждение священной природы непустоты... [и] хотя дискурсивное оценивающее «я» является фикцией, действительно существует подлинное «я», и это, согласно сутре, является именно природой будды.
Марк Блюм подчеркивает тот факт, что Будда в этой сутре представлен накануне своей Великой Нирваны как тот, кто не подвержен процессам рождения и смерти, но пребывает вечно бессмертным:
Он [Будда] дает понять, что, хотя он и исчезнет из поля зрения их [то есть существ], он не умрет, потому что на самом деле он никогда не был рожден. Другими словами, будды не являются сотворенными явлениями и поэтому не имеют ни начала, ни конца.
Будда представлен как () вечное Существо, превосходящее обычные человеческие ограничения:
Что такое Татхагата [Будда]? [...] Он тот, кто вечен и неизменен. Он находится за пределами человеческих представлений о том, «есть» или «нет». Он - Таковость [ татхата ], которая является как феноменом, так и ноуменом, вместе взятыми. Здесь плотское представление о человеке сублимируется и объясняется с макрокосмической точки зрения существования всего и всего. И эта Дхармакая - это одновременно Мудрость и Освобождение [ мокша ]. В этом онтологическом расширении концепции существования Тела Будды [ буддхакая ] эта сутра и, следовательно, Махаяна отличается от Будды в примитивном буддизме.
Кошо Ямамото приводит ряд уравнений:
Таким образом, возникает уравнение: Тело Будды = Дхармакая = вечное тело = вечный Будда = Вечность.
Природа будды приравнивается к Татхагатагарбхе. Согласно Салли Кинг, термин татхагатагарбха можно понимать двояко:
Китайцы перевели термин татхагата в его значении как «лоно», cq «плод». Это было переведено как китайский :如來藏; пиньинь : рулайзанг, «хранилище татхагаты», «матрица будды» или «зародыш Будды», врожденная возможность каждого живого существа достичь пробуждения в каждом живом существе. Согласно Марку Блюму, Дхармакшема переводит татхагатагарбха как китайский :如 來 密 藏; пиньинь : rúlái mìzàng или просто mìzàng, «сокровищница татхагаты». Он отмечает, что в двух основных китайских версиях сутры не используется буквальный китайский термин для обозначения эмбриона или матки, а говорится о «чудесной внутренней сокровищнице Будды», обнаруженной во всех существах. «Мы никогда не видим слова, которое конкретно означает эмбрион или матку, используемое для гарбхи ни в одном китайском переводе этой сутры».
Эта «скрытая сокровищница» присутствует во всех живых существах: «[Будда] излагает доктрину, что это качество [скрытой внутренней, чудесной сокровищницы] присуще не только буддам, но и всем живым существам». Природа будды присутствует всегда, во все времена и во всех существах. Согласно Лю, это не означает, что живые существа в настоящее время наделены качествами будды, но что они будут обладать этими качествами в будущем. Он скрыт от мирского видения из-за эффекта заслонки стойких негативных умственных недугов внутри каждого существа. Однако, как только эти негативные состояния ума устранены, буддхадхату, как говорят, сияет беспрепятственно, и тогда он может быть сознательно «включен», и тем самым достигается бессмертная Нирвана:
[T] he tathagatagarbha - не что иное, как Таковость или Природа Будды, и является изначально незапятнанным чистым умом, который покоится и существует в разуме жадности и гнева всех существ. Это означает, что Тело Будды находится в состоянии рабства.
Несмотря на то, что природа будды присуща всем живым существам, существует класс людей, исключенных из спасения, - иччантики, «экстремисты»:
[Любой] человек, будь то монах, монахиня, мирянин или мирянка, который отвергает эту сутру оскорбительными словами и даже не просит впоследствии прощения, вступил на путь иччантики.
Более длинные версии Нирвана Сутры дополнительно выражают новое утверждение (не встречающееся в более коротких китайских и тибетских версиях), что из-за Будда-дхату абсолютно все существа без исключения, даже иччантики (наиболее неисправимые и духовно основанные на существа), в конечном итоге достигнут освобождения и станут Буддами.
В предисловии к своему переводу Nirvana Sutra ( китайский язык :大般涅盘经; Jyutping : da4ban1Nie4pan2jing1), Марк Блум говорит, какое огромное значение этой сутры для восточно-азиатского буддизма:
Трудно переоценить влияние [] сутры нирваны на восточноазиатский буддизм. Мало того, что он вдохновил на многочисленные комментарии к самой сутре в Китае, Корее и Японии, он широко цитируется в трудах неисчислимого числа буддийских писателей и часто встречается в «светской» литературе [...] сама идея Чань [буддизм] немыслим без концепции природы будды.
В « Нирвана-сутре» есть одна история о слепом, который чувствует слона ( кит. :盲人摸象; Jyutping : maang4yaan4mok3cheung6). Слон в этой сказке символизирует «природу Будды». Группа слепых дотрагивается до другой части слона: один нащупывает бивень и думает, что это морковь, другой принимает живот слона за урну и так далее. Царь хочет, чтобы Шакьямуни осветил их ограниченное восприятие (символизируемое слепотой в притче), допускающее лишь частичные истины.
В нитирэн Nirvana Sutra, с Лотосовой Сутры, составляют то, что Тяньтай называют пятым из пяти периодов обучения. Однако Нирвана Сутра уступает Сутре Лотоса, основываясь на отрывке из писаний Нитирена, который гласит:
Когда проповедовали эту сутру... В «Лотосовой сутре» уже было предсказано, что восемь тысяч слушателей голоса достигнут состояния будды, предсказание, которое было похоже на большой урожай. Таким образом, осенний урожай закончился, и урожай хранился на зиму [когда разъяснялась Нирвана Сутра], и для этого не оставалось ничего [кроме нескольких собранных] ».
Сутра « Нирвана» является одним из наиболее важных источников и повлияла на великий опус Синрана « Киогёсинсё», который является основополагающим текстом японской школы Чистой Земли Дзёдо Синсю. Шинран полагается на важные отрывки из Сутры Нирваны для более теоретической разработки значения синдзин. Nirvana Сутра и Чистая Земля Сутра указаны широко в Kyogyoshinsho.