Мара (демон)

редактировать
Для использования в других целях, см Мара. Фрагмент рельефа Мары в стиле Гандхара, найденный в долине Сват Демоны мары. Рукопись на пальмовом листе. Наланда, Бихар, Индия Нападение Мары на Будду ( аниконическое изображение: Будда символизируется только его троном ), 2 век, Амаравати, Индия Бирманская настенная живопись в Малайзии, изображающая Мару, пытающуюся соблазнить Будду Мара, его похотливые дочери и демоническая армия, пытающаяся соблазнить Будду, на иконе X века из пещер Могао

Мара ( Санскритские : मार, Māra ; сингальском : මාරයා ; китайский :天魔; пиньинь : Tiānmó или традиционный китайский :魔羅; упрощенный китайский :魔罗; пиньинь : Móluó ; японский :魔羅, латинизируется : Мара ; такжеマーラ, Māra или天魔, Тенма ; тибетский Wylie: bdud ; кхмерский : មារ ; бирманский : မာရ်နတ် ; тайский : มาร) в буддизме - демонический небесный царь, соблазнивший принца Сиддхартху ( Гаутаму Будду ), пытаясь соблазнить его видением красивых женщин, которые в В различных легендах часто говорят, что они дочери Мары.

В буддийской космологии Мара ассоциируется со смертью, возрождением и желанием. Ньянапоника Тхера описал Мару как «олицетворение сил, противостоящих просветлению».

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Четыре типа Мары
  • 3 Персонаж
    • 3.1 Три дочери
    • 3.2 Обращение Мары
  • 4 В популярной культуре
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Слово Мара происходит от санскритской формы глагольного корня mṛ. Он принимает характерную форму настоящего времени mṛyate и причинную форму mārayati (с усилением корневой гласной от ṛ до ār). Мара - это отглагольное существительное от причинного корня и означает «причинять смерть» или «убивать». Это связано с другими словами на смерть от того же корня, например: марана и мритйу. Последнее является именем олицетворенной смерти и иногда отождествляется с Ямой.

Корень mṛ связан с индоевропейским глагольным корнем * mer, означающим «умереть, исчезнуть» в контексте «смерть, убийство или разрушение». Согласно Мэллори и Адамсу, он «очень широко распространен» в индоевропейских языках, что предполагает его глубокую древность.

Четыре типа Мары

В традиционном буддизме используются четыре или пять метафорических форм Мары:

  • Клеша-мара - Мара как воплощение всех неумелых эмоций, таких как жадность, ненависть и заблуждение.
  • Мритйу-мара - Мара как смерть.
  • Скандха-мара - Мара как метафора всего обусловленного существования.
  • Девапутра-мара - дэва чувственного царства, который пытался помешать Гаутаме Будде достичь освобождения от цикла перерождений в ночь просветления Будды.
Характер

Ранний буддизм признавал как буквальное, так и психологическое толкование Мары.

Мара описывается как сущность, существующая в мире Камы, как показано существующей вокруг Будды, а также описывается в пратитйасамутпаде в первую очередь как хранитель страсти и катализатор вожделения, нерешительности и страха, препятствующие медитации. среди буддистов. Denkōroku относится к нему как «Тот, кто восхищается Destruction», который выдвигает на первый план его природу как божество среди Parinirmitavaśavarti полубогов.

«Будда, бросающий вызов Маре» - обычная поза скульптур Будды. Будда изображен с левой рукой на коленях, ладонью вверх и правой рукой на правом колене. Пальцы его правой руки касаются земли, чтобы назвать землю своим свидетелем его неповиновения Маре и достижения просветления. Эта поза также называется мудрой бхумиспарша, «свидетель земли».

Три дочери

В некоторых рассказах о просветлении Будды говорится, что демон Мара не послал своих трех дочерей искушать, а вместо этого они добровольно пришли после неудачи Мары в его усилиях по устранению стремления Будды к просветлению. Три дочери Мары идентифицированы как Татха (Жажда), Арати (Отвращение, Недовольство) и Рага (Привязанность, Желание, Жадность, Страсть). Так, например, в Саньютта Никае «S MĀRA-са м yutta, Мары три дочери были зачистки перед Буддой; но не удалось соблазнить Будду:

Они пришли к нему сияющие красотой -
Татха, Арати и Рага -
Но Учитель их тут же смел
Как ветер, упавший хлопковый хохолок.

Некоторые истории относятся к существованию пяти дочерей, которые олицетворяют не только три яда влечения, отвращения и заблуждения, но также включают в себя гордость и страх дочерей.

Обращение Мары

И «Запись Дзиндэ о передаче лампы», и « Денкороку» содержат историю обращения Мары в буддизм под покровительством монаха Упагупты.

Согласно этой истории, Упагупта отправился в царство Матхура и с большим успехом проповедовал Дхарму. Это вызвало дрожь во дворце Мары, побудив божество использовать свои разрушительные силы против Дхармы. Когда Упагупта вошел в самадхи, Мара подошел к нему и надел ему на шею нефритовое ожерелье.

Упагупта в ответ превратил трупы человека, собаки и змеи в гирлянду и подарил ее Маре. Когда Мара обнаружил истинную природу дара, он обратился за помощью к Брахме, чтобы удалить его. Брахма сообщил ему, что, поскольку ожерелье было даровано продвинутым учеником Будды, его эффекты можно смягчить, только приняв прибежище в Упагупте.

Мара вернулся в мир людей, где он простерся перед монахом и раскаялся. По рекомендации Упагупты он поклялся никогда не причинять вреда Дхарме и нашел прибежище в Трех Драгоценностях.

Первый источник включает в себя гатху, которую Мара прочитал, когда его страдания были сняты:

Поклонение Мастеру трех самадхи, Мудрецу, ученику десяти сил. Сегодня я хочу обратиться к нему, не допуская наличия какой-либо подлости или слабости.

В популярной культуре

Мара была представлена ​​в серии видеоигр Megami Tensei как демон. В сериале Мара изображается как большое фаллическое существо, часто изображаемое верхом на золотой колеснице. Его фаллическое тело и инсинуативная речь основаны на каламбуре, окружающем слово мара, японское слово, обозначающее «пенис», которое засвидетельствовано еще в 938 году н.э. в Вамё Рудзюсо, японском словаре китайских иероглифов. Согласно словарю сансейдо, это слово изначально использовалось как эвфемизм для термина «пенис» среди буддийских монахов, который ссылается на чувственное вожделение как на препятствие на пути к просветлению.

Мара появляется в романе Роджера Желязны « Повелитель света» как бог иллюзий.

В 2020 году певец и автор песен Джек Гаррат выпустил песню под названием «Мара». Вдохновленный историей о том, как Мара отвлекла Будду, «Мара» описывает переживание навязчивых мыслей Гарратта.

Мара - антагонист аттракциона « Индиана Джонс Приключения» в Диснейленде и Токийском Диснейси. Он пытается убить всех, кто смотрит ему в глаза.

Мара появляется как змееподобное существо и как внутренняя демоническая сила, которая овладевает людьми и контролирует их через их желания и страхи в сериалах « Доктор Кто » «Кинда» (1982) и «Змеиное чудо» (1983).

В сериале « Девушка из ниоткуда» главная героиня «Нэнно» раскрывается в эпизоде ​​«трофей», настоящее имя которого - «Мара Амаратаякуль».

В японской игре Fate / Grand Order, Мара и Кама, Бог Любви, появляющийся как синкретическое божество, являются антагонистами и вместе обладают телом девушки, несмотря на то, что у них есть мужской разум.

В манге « Записи Рагнарока» Мара появляется под именем «Хаджун», который борется с Буддой.

Смотрите также
Примечания
Источники
  • Бодхи, Бхиккху (перевод) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта-никаи. Бостон: пабы мудрости. ISBN   0-86171-331-1.
  • Саддхатисса, Х. (переводчик) (1998). Сутта-Нипата. Лондон: RoutledgeCurzon Press. ISBN   0-7007-0181-8.
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 06:59:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте