Переводы Śrāvaka | |
---|---|
санскрит | श्रावक шравака |
пали | савака |
Бирманский | သာဝက ( MLCTS : θàwəka̰) |
китайский язык | 聲聞 ( пиньинь : shēngwén) |
Японский | 声聞 ( Ромадзи : сёмон) |
Кхмерский | សាវ័ក (Савек) |
Сингальский | ශ්රාවක ( Шравака) |
Тайский | สาวก (Савок) |
вьетнамский | Тхань-ван |
Словарь буддизма |
Шравака ( санскрит ) или савака ( пали ) означает «слушатель» или, в более общем смысле, «ученик». Этот термин используется в буддизме и джайнизме. В джайнизме шравака - это любой джайн-мирянин, поэтому термин шравака использовался для самого джайнского сообщества (например, см. Сарак и Сараваги ). Шравакачары - это мирское поведение, определенное в договорах нищими Шветамбара или Дигамбара. «Параллельно с предписаниями, религиозные учителя джайнов написали ряд рассказов, чтобы проиллюстрировать клятвы на практике, и создали богатый репертуар персонажей».
В буддизме этот термин иногда используется для обозначения выдающихся учеников Будды.
В раннем буддизме шравака или шравика - это ученик, который принимает:
В Никае, в зависимости от контекста, савака может также относиться к ученику учителя, отличного от Будды.
Люди палийского канона | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В буддизме Тхеравады шравака или шравикат относится к тому, кто следовал традиции старших монахов первой буддийской сангхи и общины. В палийском каноне термин «ученик» выходит за рамки монашеско-мирского разделения и может относиться к любому из следующих «четырех собраний»:
В буддийских текстах также упоминаются четыре типа учеников, основанных на духовных достижениях:
В палийских комментариях термин ариясавака объясняется как «ученик Благородного (т.е. Будды)». Соответственно, Сома Тхера и Таниссаро Бхиккху переводят этот термин как «ученик благородных».
Однако Бхиккху Бодхи интерпретирует этот термин как «благородный ученик», и, по его словам, в палийских суттах этот термин используется двояко:
В каноне иногда упоминаются «четыре пары» и «восемь типов» учеников. Это относится к ученикам, которые достигли одной из четырех стадий просветления :
Что касается учеников, достигших арахантства, Бхиккху Бодхи пишет:
В принципе, вся практика Благородного Восьмеричного Пути открыта для людей любого образа жизни, монашеского или мирянина, и Будда подтверждает, что многие из его мирских последователей достигли совершенства в Дхамме и достигли первых трех из четырех стадий. пробуждение, вплоть до невозвращения ( анагами ; комментаторы тхеравады говорят, что последователи-миряне могут также достичь четвертой стадии, арахантства, но они делают это либо на грани смерти, либо после достижения немедленно ищут выход [то есть бездомность, связанная с становлением монашеский]).
Для каждой из этих стадий существует «пара» возможных учеников: тот, кто находится на пути сцены (пали: магга); другой, достигший его плода (пали: пхала). Таким образом, каждая стадия представляет собой «пару» индивидуумов: путешественника (пали: маггаттха) и любителя плодов (пали: пхалаттха). Следовательно, сообщество учеников состоит из четырех пар или восьми типов индивидуумов (пали: cattāri purisayugāni attha purisapuggalā) ( Sivaraksa 1993).
В «Этадаггавагга» («Это главная глава», AN 1.188-267) Будда выделяет 80 различных категорий для своих «передовых» (пали: этадагга) учеников: 47 категорий для монахов, 13 для монахинь, 10 для мирян. и десять для мирянок.
Хотя ученики, отождествляемые с этими категориями, объявляются «главными» или «главными» Будды (пали: этадагга), это отличается от его «главных учеников» (пали: аггасавака), которые последовательно идентифицируются исключительно как Сарипутта и Махамоггаллана.
Лучшие ученики Будды (на основе AN 1.14) | ||||
КАТЕГОРИЯ | Бхиккху | Бхикхуни | Упасака | Упасика |
Старший | Конданьня | Махападжапати Готами | - | - |
Великая мудрость | Сарипутта | Хема | - | - |
Психические силы | Махамоггаллана | Уппалаваа | - | - |
Аскетизм | Махакассапа | - | - | - |
Божественный глаз | Ануруддха | Сакула | - | - |
Высокий клан | Бхаддия Канигодхаяпутта | - | - | - |
Сладкий голос | Бхаддия Гном | - | - | - |
Львиный рев | Пишолабхарадваджа | - | - | - |
Спикер Дхаммы | Пуна Мантанипутта | Сакула | Читта | - |
Expounder | Махакаччаяна | - | - | - |
Созданное разумом тело | Cullapanthaka | - | - | - |
Развитие здорового ума | Cullapanthaka | - | - | - |
Развитие здорового восприятия | Махапантхака | - | - | - |
Без конфликтов | Субхути | - | - | - |
Достойны подношений | Субхути | - | - | - |
Лесной житель | Ревата | - | - | - |
Медитатор | Канкхаревата | Сундаринанда | - | Уттаранандамата |
Энергичный | Soa Koivisa | Soṇā | - | - |
Красивый собеседник | Soṇa Kuṭikaṇṇa | - | - | - |
Получатель подарков | Сивали | - | - | - |
Склонен к уверенности | Ваккали | Singālamātā | - | - |
Нравится обучение | Рахула | - | - | - |
Уверенность в продвижении вперед | Ратхапала | - | - | - |
Билеты First in Food | Kuṇḍadhāna | - | - | - |
Импровизированный | Vaṅgīsa | - | - | - |
В целом приятно | Вангантапутта | - | - | - |
Правообладатель жилого помещения | Дабба Маллапутта | - | - | - |
Дорогой и угодный богам | Pilindavaccha | - | - | - |
Скорость в знаниях | Бахия Даруцирия | Бхадда Куналакеша | - | - |
Красивый спикер | Кумаракассапа | - | - | - |
Аналитические знания | Махакотхита | - | - | - |
Великое глубокое знание | - | Бхаддакаччана | - | - |
Научился | Ананда | Худжуттара | - | - |
Внимательный, помнящий | Ананда | - | - | - |
Хорошее поведение | Ананда | - | - | - |
Храбрость | Ананда | - | - | - |
Дежурный | Ананда | - | - | - |
Большая свита | Урувела Кассапа | - | - | - |
Радовать семьи | Канудайи | - | - | - |
Здоровье | Баккула | - | - | - |
Вспоминая прошлые жизни | Собхита | Бхадда Капилани | - | - |
Дисциплина | Упали | Paācārā | - | - |
Наставник монахов | Махакаппина | - | - | - |
Наставник монахинь | Нандака | - | - | - |
Сдерживающая дверь чувства | Нанда | - | - | - |
Опытный в элементе огня | Сагата | - | - | - |
Импровизированный | Радха | - | - | - |
В грубых одеждах | Mogharāja | Киса Готами | - | - |
Первый, чтобы принять убежище | - | - | Тапуса и Бхалика | Суджата |
Сторонник | - | - | Анатхапинака | Visākhā |
Четыре основы симпатии | - | - | Хаттха Шавака | - |
Любящая доброта | - | - | - | Самавати |
Отличный благотворитель | - | - | Маханама | Suppavāsā |
Посещение лечебного напитка | - | - | - | Suppiyā |
Приятный сторонник | - | - | Угга | - |
Общественный помощник | - | - | Уггата | - |
Непоколебимая вера | - | - | Сура Амбатха | Катияни |
Человек с верой | - | - | Дживака Комарабхачка | - |
Уверенность в традициях | - | - | - | Kāī |
Заслуживающий доверия | - | - | Nakulapitu | Накуламата |
Вдобавок в SN 17.23, SN 17.24 и AN 4.18.6 Будда выделяет четыре пары учеников, «которым нет равных», и которым, таким образом, следует подражать. Эти четыре пары являются подмножеством 80 передовых учеников, перечисленных выше, определенных в подразделе 14 AN 1 (т.е. AN 1.188-267). Этими четырьмя парами учеников, которым следует больше всего подражать, являются:
В буддизме есть две основные общины (пали: сангха ):
В качестве примера традиционной ссылки на савака-сангху в палийском каноне, в дискурсе «Гребень стандарта» ( SN 11.3), Будда советует своим монахам, если они испытывают страх, они могут вспомнить Будду или Дхамма или Сангха; и, вспоминая Сангху, они должны вспомнить:
Подобную фразу можно также найти в ежедневном пении ученика-мирянина «Сангха Вандана» («Приветствие Сангхе»).
В буддизме Махаяны шраваки или архаты иногда отрицательно противопоставляются бодхисаттвам.
В труде по абхидхарме 4-го века Абхидхармасамуччая, Асанга описывает тех, кто следует Шравакаяне. У этих людей слабые способности, они следуют Шравака Дхарме, используют Шравака Пинаку, настроены на собственное освобождение и развивают непривязанность, чтобы достичь освобождения. Те, кто в Пратьекабуддхайане, изображаются также использующими Шравака Пинаку, обладают средними способностями, следуют Пратьекабуддха Дхарме и настроены на собственное личное просветление. Наконец, те, кто в «Великой колеснице» Махаяны, изображаются как использующие Бодхисаттву Пинаку, обладающие острыми способностями, следующие Бодхисаттва Дхарме и настроенные на совершенствование и освобождение всех существ и достижение полного просветления.
Согласно учению Васубандху Йогачара, существует четыре типа шраваков:
Преобразованные и обращенные (буддисты) уверены в возможной Нирване в Лотосовой Сутре.
По словам Чже Цонкапы, основателя Гелуг школы тибетского буддизма :
Сутра о десяти уровнях ( Дашабхумика-сутра) говорит, что те, кто практиковал эти десять [добродетельных практик, то есть не убийство, не воровство, не ложь и т. Д.] Из-за страха циклического существования и без [великого] сострадания, но следуя словам других достигнет плода шраваки.
- Ламрим ЧенмоШравака в джайнизме - это джайн-мирянин. Он слушает речи монахов и ученых, джайнскую литературу. В джайнизме сообщество джайнов состоит из четырех частей: монахов, монахинь, шраваков (мирян) и шравиков (мирянок).
Термин шравака также используется для обозначения самой общины. Например, Сараваги - это джайнская община, происходящая из Раджастана, и иногда шравака является источником фамилий джайнских семей. Давно изолированное сообщество джайнов в Восточной Индии известно как сарак.
Поведение шравака регулируется текстами, называемыми шравакачарами, самым известным из которых является Ратнакаранда шравакачара Самантабхадры.
Шравака духовно поднимается через одиннадцать пратим. После одиннадцатой ступени он становится монахом.
Джайны выполняют шесть обязательных обязанностей, известных как авашьяки: самайика (практика безмятежности), чатурвимшати (восхваление тиртханкары), вандан (уважение к учителям и монахам), пратикрамана (самоанализ), кайотсарга (спокойствие) и пратьяхьяна (отречение).