Гелуг | |||||||||
Тибетское имя | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тибетский | དགེ་ ལུགས་ པ་ | ||||||||
| |||||||||
китайский имя | |||||||||
традиционный китайский | 格魯派 / 黃 教 / 新 噶當派 | ||||||||
Упрощенный китайский | 格鲁派 / 黄 教 / 新 噶当派 | ||||||||
|
Гелуг (Вайли : dGe-Lugs, перевод: Желтая шляпа) - новейшая и наиболее доминирующая в настоящее время секта тибетского буддизма. Он был основан Дже Цонкапой (1357–1419), философом и тибетским религиозным лидером. Первый монастырь, который он основал, был назван Ганден (что дает альтернативное название школе гелуг). Ганден Трипа - номинальный глава школы, хотя его наиболее влиятельная фигура - Далай-лама. Соединившись с монголами как могущественным покровителем, гелугпа превратилась в выдающуюся буддийскую школу в Тибете и Монголии с конца XVI века..
"Ганден "- это тибетское исполнение санскритского названия" Тушита ", Чистая земля, связанная с Буддой Майтрейи. Сначала школа Цонкапы называлась «Ганден Чолук», что означает «Духовная линия Гандена». слов «Ганден» и второго слова «Чолук», это было сокращено до «Галук», а затем преобразовано в более легко произносимое «гелуг».
Школа гелуг также называлась «Новым Кадамом», потому что он видел себя возрождением школы Кадам, основанной Атишем a.
Школа Кадам была монашеской традицией в Тибете, основанной главным учеником Атисы Дромтоном в 1056 г. н.э. с основанием монастыря Ретинг. Сама школа была основана на Ламриме или «поэтапном пути», подходе, синтезированном Атисой. Хотя к XIV веку она вымерла как независимая традиция, эта линия стала источником вдохновения для основания Гелуг-па.
Школа Гелуг была основана Дже Цонкапа, эклектичный буддийский монах, который путешествовал по Тибету, обучаясь у учителей Сакья, Кагью и Ньингма, таких как Мастер Сакья (1349–1412) и мастер Дзогчен Друпчен Лекьи Дордже.
Большой поклонник школы Кадам, Цонкапа объединил учения Кадама Лоджонга (тренировка ума) и Ламрима. (этапы пути) с Сакья тантрическими учениями. Он также подчеркивал монашество и строгое соблюдение винаи (монашеской дисциплины). Он объединил это с обширными и уникальными сочинениями о Мадхьямаке, различении Сватантрика и Прасангика и философией Нагарджуны Шуньята (пустота), что во многом стало поворотным моментом в истории философии Тибета. «Великое изложение стадий пути» Цонкапы (тиб.) - это изложение его синтеза и одна из великих работ школы гелуг.
Цонкапа и его ученики основали монастырь Ганден в 1409 году, за которым последовали Дрепунг (1416) и Сера (1419), которые стали «великая тройка» монастырей гелуг. После смерти Цонкапы орден быстро рос, так как приобрел репутацию строгого следования монашеской дисциплине и учености, а также тантрической практике.
У Цонкапы было два главных ученика, Гьялцаб Дже ( 1364—1432) и Кхедруп Гелек Пелзанг, 1-й Панчен-лама (1385—1438).
В 1577 Сонам Гьяцо, который считался третьим воплощением Гьялва Гендюн Друп, заключил союз с самым могущественным на тот момент монгольским вождем Алтан-ханом. В результате Сонам Гьяцо был назначен 3-м Далай-ламой ; «Далай» - это перевод на монгольский язык названия океана «Гьяцо». Гьялва Гендюн Друп и Гендун Гьяцо были посмертно признаны 1-м и 2-м Далай-ламами соответственно.
Сонам Гьяцо был очень активен в прозелитизме среди монголов, и традиция гелуг должна была стать основным духовным направлением монголов в последующие века. Это принесло гелугпа могущественных покровителей, которые должны были привести их к господству в Тибете. Гелуг-монгольский союз еще больше укрепился, так как после смерти Сонама Гьяцо его воплощением был признан правнук Алтан-хана, 4-й Далай-лама.
После жестоких распрей между секты тибетского буддизма, школа гелуг стала доминирующей с военной помощью монгола в 1642 году. Согласно тибетскому историку Самтену Кармаю, Сонам Чопхел (1595–1657)), казначей дворца Ганден, был главным архитектором прихода гелуг к политической власти. Позже он получил титул Дези [Wylie: sde-sris], что означает «Регент», который он заработал своими усилиями по установлению власти Гелугпа.
5-й Далай-лама, Нгаванг Лобсанг Гьяцо был первым в своем роде, обладавшим полной политической и духовной властью в Тибете. Он установил дипломатические отношения с династией Цин Китаем, построил дворец Потала в Лхасе, институционализировал тибетское государство и приветствовал западных миссионеров. Начиная с периода правления Далай-ламы 5-го века в 17 веке, Далай-ламы осуществляли политический контроль над центральным Тибетом. Основное руководство этого правительства также упоминалось как Ганден Пходранг.
шотландский ботаник Джордж Форрест, который был свидетелем тибетского восстания 1905 года, возглавляемого ламами гелуг. что большинство людей в долине Меконга в Юньнани были тибетцами. Согласно его рассказам, гелугпа были доминирующей силой в регионе, а их ламы эффективно управляли регионом. Форрест сказал, что они использовали «силу и мошенничество», чтобы «терроризировать... крестьянство».
После присоединения Тибета к Китайской Народной Республике тысячи тибетских монастырей были разрушены или был поврежден, и многие монахи гелуг, включая 14-го Далай-ламу, бежали из страны в Индию. Три главных монастырских колледжа гелуг (Сера, Дрепунг и Ганден) были воссозданы в Индии. В настоящее время резиденцией Далай-ламы является монастырь Намгьял в Дхарамшале, этот монастырь также имеет филиал в Итака, Нью-Йорк.
Центральное учение школы гелуг - это учение Ламрима Великого Изложения стадий пути Цонкапы (Ламрим ченмо), основанное на учении индийского учителя Атиша (ок. 11 век) в Светильник на пути к пробуждению. Как видно из названия, это иерархическая модель, в которой практикующий достигает различных стадий, основанных на классической индийской модели Махаяны Бодхисаттвы «пять путей и десять уровней ». Сначала человек начинает с желания найти хорошее перерождение, а затем переходит к поиску освобождения для себя (мотивация шравака), а затем к поиску состояния будды, чтобы помочь освобождению других (Махаяна мотивация), далее добавляя методы Ваджраяны, чтобы помочь скорейшему достижению состояния будды. Высшие мотивации опираются на низшие, но не разрушают их.
Цонкапа обрисовывает три основные особенности пути следующим образом:
Правильный взгляд на пустоту изначально устанавливается посредством изучения и рассуждения, чтобы установить, являются ли явления Тексты гелуг содержат множество объяснений, помогающих получить концептуальное понимание пустоты и практиковать медитацию прозрения (випасьяна). Медитация гелуг включает в себя аналитическую практику прозрения, которая представляет собой «поэтапное рассмотрение логических аргументов». учений, достигающих высшей точки в учениях о пустотности «я» и всех явлений ». Представление саматха и випашьяна в Ламриме Цонкапы также основано на индийском учителе восьмого века Камалашила 's Бхаванакрама, или «Этапы медитации». Высшим взглядом на пустоту считается Прасангика Мадхьямика из Чандракирти в интерпретации Цонкапы. Другой важный текст учений гелуг - Книга Кадам, также известная как Писание эманации Кадам, которое включает в себя учения таких мастеров кадам, как Атиша и Дромтон.
Тантрические практики Гелуг - это также интегрирован в этапы модели пути из «Великого изложения тайной мантры» Цонкапы. Это сочетается с йогами Ануттарайога-тантры ишадевата, такими как Гухьясамаджа, Чакрасамвара, Ямантака и Калачакра тантры, в которых основное внимание уделяется непосредственному переживанию неделимого союза блаженства и пустоты.
Тантра Гухьясамаджа - основная. Как отмечает Далай-лама,
в гелуг есть поговорка: «Если кто-то находится в движении, это Гухьясамаджа. Если кто-то неподвижен, это Гухьясамаджа. Если человек медитирует, он должен быть на Гухьясамадже ». Следовательно, занимается ли человек изучением или практикой, Гухьясамаджа должен быть в центре его внимания ».
Цонкапа также включил тантрическую практику Шести йог Наропы и Махамудры, из линия передачи Дагпо Кагью. Эта традиция была продолжена первым Панчен-ламой, который составил Корневой текст для драгоценной традиции махамудры гелуг / кагью. Традиция гелуг также поддерживает Дзогчен учения; Лозанг Гьяцо, 5-й Далай-лама (1617-1682), Тубтен Гьяцо, 13-й Далай-лама (1876-1933) и Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама - некоторые мастера гелуг-па Дзогчен. Точно так же практике Чод преподавали гелуг-па, такие как Кьябдже Зонг Ринпоче.
Школа гелуг фокусируется на этике и монашеской дисциплине винаи как на центральной опоре духовной практики. В частности, подчеркивается необходимость постепенного, последовательного выполнения духовной практики. Возможно, гелуг является единственным школа буддизма ваджраяны, которая предписывает монашеское посвящение в качестве необходимой квалификации и основы для своих учителей (лам / гуру). Мирянам обычно не разрешается давать посвящения, если в непосредственной близости находятся учителя с монашеским обетом.
Школа гелуг разработала высоко структурированную систему схоластического обучения, основанную на запоминание и изучение ключевых текстов, а также формальные дискуссии. Основные темы и тексты, используемые в исследовании:
Шесть комментариев Цонкапы также являются основным источником для исследования традиции гелуг, а именно:
Согласно Жоржу Дрейфусу,
Для каждой изучаемой темы процедура аналогична. Процесс начинается с эвристического запоминания корневого текста, а иногда и комментариев к нему. Он продолжается интерпретацией корневого текста посредством комментариев и завершается диалектическими дебатами.
После изучения экзотерических текстов монах может затем приступить к эзотерическому изучению и практике тантрических текстов, в частности тантры Гухьясамаджа, Ямантака и Чакрасамвара.
Монах, завершивший все свое обучение, может затем попытаться получить степень геше, звание редкое и труднодоступное, которое может занять от 15 до 25 лет.
Каждый монастырь гелуг использует свой собственный набор текстов с комментариями разных авторов, известных как монашеские руководства (тиб. yigcha). Учение Цонкапы рассматривается как защита от заблуждений в понимании и практике Махаяны и Ваджраяны буддизма. Говорят, что его истинные последователи принимают Великое изложение стадий пути как свое сердечное учение.
«Великое изложение этапов пути» было полностью переведено на английский в трехтомном издании 2004 г. под названием «Великий трактат об этапах пути к просветлению». На выполнение перевода ушло 13 лет, и он был выполнен учеными Центра изучения тибетского буддизма, несектантского образовательного центра тибетского буддизма в Вашингтоне, штат Нью-Джерси. Также доступен перевод на вьетнамский язык. В 2008 году 14-й Далай-лама Тензин Гьяцо дал историческое пятидневное учение по тексту в университете Лихай.
Цонкапа основал монастырь Ганден в 1409 году в качестве своей главной резиденции.
Монастырь Дрепунг был основан Джамьянгом Чодже, Монастырь Сера был основан Чодже Шакья Еше, а Монастырь Таши Лунпо был основан Гьялва Гендюн Друп 1-й Далай-лама. До китайской оккупации в Гандене и Сера было по 5000 монахов, а в Дрепунге проживало более 7000.
Монастырь Лабранг в уезде Сяхэ в провинции Ганьсу (и в традиционной тибетской провинции Амдо) был основан в 1709 году. первый Джамьянг Жайпа, Нгаванг Цондру. Многие монастыри гелуг были построены по всему Тибету, а также в Китае и Монголии.
У Цонкапы было много учеников, двумя его главными учениками были Гьялцаб Дже (1364–1431) и Кхедруп Гелек Пелзанг, 1-й Панчен-лама (1385–1438). Другими выдающимися учениками были Тогден Джампал Гьяцо, Джамьянг Чодже, Джамченпа Шерап Сенге и Гендюн Друп, 1-й Далай-лама (1391–1474).
После кончины Цонкапы его учение было проведено и распространено Гьялцабом Дже и Кхедрупом Гелеком Пелзангом, которые были его преемниками как настоятели монастыря Ганден. Линию по-прежнему проводят Ганден Трипас - держатели трона монастыря Ганден, среди которых нынешним держателем является Тубтен Ньима Лунгток Тензин Норбу, 102-й Ганден Трипа (а не, как это часто неправильно понимают, Далай Лама).
Среди основных держателей линии передачи гелуг:
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с гелуг. |