В джайнизме пратима (санскрит : प्रतिमा) - это шаг или этап духовного подъема мирянина (шравак). Есть одиннадцать таких шагов, называемых пратима. Пройдя одиннадцать шагов, человек уже не шравака, а муни (монах ).
Правила, предписанные мирянам, разделены на двенадцать врата (обетов) и одиннадцать пратим (ступеней) и описаны в нескольких кодексах поведения (шравакачары ).
Пратимы упоминаются в нескольких древних текстах, таких как Ратнакаранда Шравакачара (II век нашей эры).
Двенадцать обетов:
Глава | Обет | Значение |
---|---|---|
Пять обетов . | 1. ахимса | Не причинять вреда никому из живых. бытие действиями и мыслями |
2. сатья | Не лгать и не говорить то, что не заслуживает похвалы. | |
3. астея | Не принимать ничего, если не дано. | |
4. брахмачарья | целомудрие / целомудрие в действии, словах и мыслях | |
5. апариграха (Отсутствие владения ) | непривязанность к материальной собственности. | |
Guņa vratas . | 6. дигврата | Ограничение движения в зависимости от направления. |
7. бхогопабхогапаримана | Обет ограничения потребляемого и н. расходные материалы | |
8. анартха-дандавирамана | Воздержание от вредных занятий и действий (бесцельных грехов). | |
Шикша вратас . | 9. самайика | Обет периодически медитировать и концентрироваться. |
10. desavrata | Ограничение передвижения в определенные места на определенный период времени. | |
11. upvas | Регулярное голодание. | |
12. атихти самвибхаг | Обет предложения пищи аскетам и нуждающимся |
Одиннадцать стадий (пратима):
Ашадхара в своей «Сагара-Дхармамрате» (13 век) разбивает 11 ступеней на три уровня.
Тех, кто поднялся на одиннадцатую пратиму, называют Кшуллака (с двумя предметами одежды) и Айлака (только с одним куском ткани) в традиции дигамбара. Одиннадцатая пратима называется Шраманабхута Пратима (почти как Шрамана) в традиции Шветамбары. Следующий шаг - это полный Джайн Муни.
Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.