Часть серии по |
буддизм |
---|
История |
Буддийские тексты |
Практики |
Нирвана |
Традиции |
Буддизм по странам |
|
|
Переводы Sukha | |
---|---|
английский | Счастье, удовольствие, легкость или блаженство |
китайский язык | 樂 (佛教) ( Пиньинь : (Ле)) |
Японский | 樂 (佛教) ( Ромаджи : (Раку)) |
Кхмерский | សុខ ( ГЭГНООН : Сох) |
Тайский | สุขา, IPA: [сукха] |
вьетнамский | Hạnh Phúc |
Словарь буддизма |
Сукха ( санскрит : सुख) означает счастье, удовольствие, легкость, радость или блаженство на санскрите и пали. В ранних священных писаниях «сукха» противопоставляется «прейа» (प्रेय), означающему преходящее удовольствие, тогда как удовольствие «сукха» имеет подлинное состояние счастья внутри существа, которое длится долго. В палийском каноне этот термин используется в контексте описания мирских поисков и медитации.
Согласно Монье-Вильямсу (1964), этимология слова sukha «считается су [« хорошее »] + kha [« отверстие »] и изначально означает« наличие хорошей осевой дыры »; так, например, в Ригведе сукха означает «бегать быстро или легко» (применительно, например, к колесницам). Монье-Вильямс также отмечает, что этот термин может происходить альтернативно как «возможно, праакритская форма su-stha, qv; cf duh̩kha », что буквально означает су [«хороший»] + stha [«стоящий»]. Суха сопоставляется с ей ˙h кх (санскрит; Паи: дуккх, часто переводится как «страдания»), который был создан в качестве основных принципов мотивации жизни в ранней ведической религии. Эта тема центральной роли дуккхи была развита в более поздние годы как в ведической, так и в ответвлении буддийской традиции. Устранение дуккхи - это смысл существования раннего буддизма.
В Палийском каноне и связанной с ним литературе этот термин используется в общем смысле для обозначения «благополучия и счастья» ( хитасукха) либо в этой настоящей, либо в будущих жизнях. Кроме того, это технический термин, связанный с описанием фактора медитативного погружения ( джхана ) и чувственного чувства ( ведана ).
В Pāli Canon, в будд обсуждает с различными непрофессионалов «благополучие и счастье» ( hitasukha) «видимой в этой жизни» ( ди Tt ха-дхамма) и «относящиеся к жизни будущего» ( samparāyika), в качестве примера по следующим суттам.
В Ане ˝n˝ в Сутта ( AN 4,62), Будда описывает четыре типа счастья для « домохозяина вкушения чувственности» ( gihinā кама -bhoginā):
Из них мудрые ( сумедхасо) знают, что счастье безупречности, безусловно, является величайшим счастьем домохозяина. Экономическое и материальное счастье не стоит и одной шестнадцатой части духовного счастья, возникающего в результате безупречной и хорошей жизни.
В Калама Сутте ( AN 3.65) горожане спрашивают Будду, как им выяснить, какое духовное учение истинно. Будда советует «войти и пребывать» ( упасампаджа вихарайятха) в «вещах» или «качествах» ( дхамма ), а именно:
Используя последний критерий, Будда затем просит горожан оценить жадность ( лобха), ненависть ( доша) и заблуждение ( моха), в соответствии с чем соглашается, что проникновение и пребывание в не жадности, ненависти и не заблуждении ведет к хорошему здоровью. -бытие и счастье. Состояния Будды, что, учитывая это понимание, благородный ученик ( ariyasāvako) пронизывает все направления с милостью, состраданием, сорадования и уравновешенности (см четыре brahmaviharas ); Поступая так, человек очищает себя, избегает последствий, вызванных злом, живет счастливой настоящей жизнью и, если в будущем произойдет кармическое перерождение, он родится в небесном мире.
В Дигхаджану сутте ( AN 8.54) Дигхаджану приближается к Будде и заявляет:
Способ, несколько похож на его экспозицию в вышеупомянутой Ане ˝n˝ в Sutta, в отождествляет Будды четыре источников, которые приводят к благополучию и счастья в текущей жизни:
Что касается благополучия и счастья в следующей жизни, Будда выделяет следующие источники:
Как указывалось выше, в Калама-сутте Будда определяет практику четырех божественных обителей ( брахмавихара ) как способствующую собственному благополучию и счастью. Первая из этих обителей - это метта (доброжелательность, доброта), которая, например, классически выражается в палийском каноне Карания метта сутта («Священное писание сострадательной милосердия») ( Sn 1.8) искренним желанием (на английском и палийском языках):
Пусть все существа будут в покое! | Шаббе сатта бхаванту сукхитатта. |
Точно так же в палийских комментариях ( СН - А 128) метта явно определяется как «желание приносить благополучие и счастье [другим]» ( хита-сукха-упаная-камата). общее счастье других способствует развитию собственного счастья.
В буддийских рамках пяти совокупностей (санскрит: скандха ; пали: кхандха) и зависимого происхождения (санскрит: пратисамутпада ; пали: патиччасамуппада) «чувства» или «ощущения» ( ведана ) возникают из контакта с внешним объектом (например, как визуальный объект или звук) с органом чувств (например, глазом или ухом) и сознанием. В палийском каноне такие чувства обычно описываются как одно из трех: приятное ( сукха), неприятное ( дуккха) или ни неприятное, ни приятное ( адукха-асукха).
Таблица: Рупа джхана | ||||
Четасика (умственные факторы) | Первая джхана | Вторая джхана | Третья джхана | Четвертая джхана |
---|---|---|---|---|
Кама / Акусала дхамма(чувственность / неумелые качества) | уединенный от; снято | не происходит | не происходит | не происходит |
Пити (восторг) | рожденный в уединении; проникает в тело | самадхи - рожденный; проникает в тело | исчезает (вместе с бедствием) | не происходит |
Суха (не чувственное удовольствие) | проникает в физическое тело | заброшенный (ни удовольствия, ни боли) | ||
Vitakka («прикладная мысль») | сопровождает джхану | объединение осознания, свободного от витакки и вичары | не происходит | не происходит |
Vicāra («устойчивая мысль») | ||||
Упеккхасатипарисуддхи( чистая, внимательная невозмутимость ) | не происходит | внутренняя уверенность | невозмутимый ; внимательный, помнящий | чистота невозмутимости и внимательности |
Источники: Эта коробка:
|
В комментаторской традиции буддийской медитации развитие джханы (санскрит: дхьяна) описывается как развитие пяти умственных факторов (санскрит: чаитасика ; пали: четасика), которые противодействуют пяти препятствиям :
И пити, и сукха рождаются из телесного уединения и душевного покоя в первой джхане, но затем оба рождаются из сфокусированного сосредоточения ( самадхи) во второй джхане, и только сукха поддерживается в третьей джхане, пока она не будет оставлена для чистого, внимательного невозмутимости ( упеккхасатипарисуддхи) в четвертой джхане.
Висуддхимагга различает Piti и сукх в следующем опыте образом:
Предоставляя простую условную цепочку событий, которая перекрывает приведенное выше более повествовательное изложение, Упаниша-сутта ( СН 12.23) утверждает, что сукха возникает из спокойствия ( пассаддхи ) тела и ума и, в свою очередь, вызывает концентрацию ( самадхи). Ссылаясь на традиционную постканоническую палийскую литературу, связанную с этим дискурсом, Бодхи (1980) добавляет следующее функциональное определение сукха:
Ниббана (санскрит: нирвана) влечет за собой фундаментальное исчезновение или «вытеснение» процессов нездорового желания, отвращения и заблуждения. С точки зрения пробужденного опыта последние пагубные процессы оцениваются как «возбуждение» ума. В отличие от такого волнения, сукха и родственные ему слова встречаются в местах палийского канона, которые используются для характеристики спокойствия Ниббаны, «Необусловленного», как блаженства:
В « Йога-сутрах» Патанджали использует слово «сукха», когда определяет асану как баланс между «сукха» и «стира» (сила, устойчивость, твердость).
Некоторые исследователи предположили, что «сдвиг» в деятельности медиальной префронтальной коры - это то, что поддерживает состояние внутреннего удовлетворения и невозмутимости.