Суха

редактировать
Для использования в других целях, см Сукха (значения).
Переводы Sukha
английский Счастье, удовольствие, легкость или блаженство
китайский язык 樂 (佛教) ( Пиньинь : (Ле))
Японский 樂 (佛教) ( Ромаджи : (Раку))
Кхмерский សុខ ( ГЭГНООН : Сох)
Тайский สุขา, IPA:  [сукха]
вьетнамский Hạnh Phúc
Словарь буддизма

Сукха ( санскрит : सुख) означает счастье, удовольствие, легкость, радость или блаженство на санскрите и пали. В ранних священных писаниях «сукха» противопоставляется «прейа» (प्रेय), означающему преходящее удовольствие, тогда как удовольствие «сукха» имеет подлинное состояние счастья внутри существа, которое длится долго. В палийском каноне этот термин используется в контексте описания мирских поисков и медитации.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 палийская литература
    • 2.1 Общее стремление к жизни
      • 2.1.1 Анана Сутта
      • 2.1.2 Калама Сутта
      • 2.1.3 Дигхаджану сутта
      • 2.1.4 Практика метты
    • 2.2 Атрибут чувств
    • 2.3 Психический фактор в медитации
    • 2.4 Как характеристика пробуждения
  • 3 санскритская литература
  • 4 Нейронаучная основа
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Согласно Монье-Вильямсу (1964), этимология слова sukha «считается су [« хорошее »] + kha [« отверстие »] и изначально означает« наличие хорошей осевой дыры »; так, например, в Ригведе сукха означает «бегать быстро или легко» (применительно, например, к колесницам). Монье-Вильямс также отмечает, что этот термин может происходить альтернативно как «возможно, праакритская форма su-stha, qv; cf duh̩kha », что буквально означает су [«хороший»] + stha [«стоящий»]. Суха сопоставляется с ей ˙h кх (санскрит; Паи: дуккх, часто переводится как «страдания»), который был создан в качестве основных принципов мотивации жизни в ранней ведической религии. Эта тема центральной роли дуккхи была развита в более поздние годы как в ведической, так и в ответвлении буддийской традиции. Устранение дуккхи - это смысл существования раннего буддизма.

Пали литература

В Палийском каноне и связанной с ним литературе этот термин используется в общем смысле для обозначения «благополучия и счастья» ( хитасукха) либо в этой настоящей, либо в будущих жизнях. Кроме того, это технический термин, связанный с описанием фактора медитативного погружения ( джхана ) и чувственного чувства ( ведана ).

Общее стремление к жизни

В Pāli Canon, в будд обсуждает с различными непрофессионалов «благополучие и счастье» ( hitasukha) «видимой в этой жизни» ( ди Tt ха-дхамма) и «относящиеся к жизни будущего» ( samparāyika), в качестве примера по следующим суттам.

Анана Сутта

В Ане ˝n˝ в Сутта ( AN 4,62), Будда описывает четыре типа счастья для « домохозяина вкушения чувственности» ( gihinā кама -bhoginā):

  • счастье заработать ( атти-сукха) богатство справедливыми и праведными средствами
  • счастье от щедрого использования ( бхога-сукха) богатства на семью, друзей и на достойные дела
  • счастье безнадежности ( ана ṇ а-сукха) быть свободным от долгов
  • счастье безупречности ( анаваджжа-сукха), жить безупречной и чистой жизнью, не совершая зла в мыслях, словах и делах

Из них мудрые ( сумедхасо) знают, что счастье безупречности, безусловно, является величайшим счастьем домохозяина. Экономическое и материальное счастье не стоит и одной шестнадцатой части духовного счастья, возникающего в результате безупречной и хорошей жизни.

Калама Сутта

В Калама Сутте ( AN 3.65) горожане спрашивают Будду, как им выяснить, какое духовное учение истинно. Будда советует «войти и пребывать» ( упасампаджа вихарайятха) в «вещах» или «качествах» ( дхамма ), а именно:

  • умелый ( кусала),
  • безупречный ( анаваджжа),
  • восхваляемый мудрыми ( viññuppasatthā), и
  • когда применяются на практике, они способствуют благополучию и счастью ( саматта самадинна хитая сукхая са ṃ ваттанти)

Используя последний критерий, Будда затем просит горожан оценить жадность ( лобха), ненависть ( доша) и заблуждение ( моха), в соответствии с чем соглашается, что проникновение и пребывание в не жадности, ненависти и не заблуждении ведет к хорошему здоровью. -бытие и счастье. Состояния Будды, что, учитывая это понимание, благородный ученик ( ariyasāvako) пронизывает все направления с милостью, состраданием, сорадования и уравновешенности (см четыре brahmaviharas ); Поступая так, человек очищает себя, избегает последствий, вызванных злом, живет счастливой настоящей жизнью и, если в будущем произойдет кармическое перерождение, он родится в небесном мире.

Дигхаджану сутта

В Дигхаджану сутте ( AN 8.54) Дигхаджану приближается к Будде и заявляет:

«Мы миряне, наслаждающиеся чувственностью; живем в тесноте с супругами и детьми; используем ткани Каши и сандал; носим гирлянды, ароматизаторы и кремы; обращаемся с золотом и серебром. Пусть Благословенный научит Дхамме таких, как мы, для нашего счастья. благополучия в этой жизни, для нашего счастья и благополучия в жизнях грядущих ".

Способ, несколько похож на его экспозицию в вышеупомянутой Ане ˝n˝ в Sutta, в отождествляет Будды четыре источников, которые приводят к благополучию и счастья в текущей жизни:

  • продуктивные усилия ( у Tt Hana-сампад) в своей существованию,
  • усилия по защите ( ārakkha-sampadā) своего богатства с точки зрения возможной кражи или бедствия,
  • добродетельная дружба ( kalyā ṇ a-mittatā ), и
  • уравновешенная жизнь ( сама-дживиката), воздержание от распутства, пьянства, азартных игр и злой дружбы.

Что касается благополучия и счастья в следующей жизни, Будда выделяет следующие источники:

  • вера ( саддха ) в полностью просветлённого Будду;
  • добродетель ( шила ), примером которой являются Пять заповедей ;
  • щедрость ( чага), раздача милостыни и милостыни ; а также,
  • мудрость ( пання ), способность проникновения в суть возникновения и исчезновения вещей.

Метта практика

Как указывалось выше, в Калама-сутте Будда определяет практику четырех божественных обителей ( брахмавихара ) как способствующую собственному благополучию и счастью. Первая из этих обителей - это метта (доброжелательность, доброта), которая, например, классически выражается в палийском каноне Карания метта сутта («Священное писание сострадательной милосердия») ( Sn 1.8) искренним желанием (на английском и палийском языках):

Пусть все существа будут в покое! Шаббе сатта бхаванту сукхитатта.

Точно так же в палийских комментариях ( СН - А 128) метта явно определяется как «желание приносить благополучие и счастье [другим]» ( хита-сукха-упаная-камата). общее счастье других способствует развитию собственного счастья.

Атрибут чувства

В буддийских рамках пяти совокупностей (санскрит: скандха ; пали: кхандха) и зависимого происхождения (санскрит: пратисамутпада ; пали: патиччасамуппада) «чувства» или «ощущения» ( ведана ) возникают из контакта с внешним объектом (например, как визуальный объект или звук) с органом чувств (например, глазом или ухом) и сознанием. В палийском каноне такие чувства обычно описываются как одно из трех: приятное ( сукха), неприятное ( дуккха) или ни неприятное, ни приятное ( адукха-асукха).

Психический фактор в медитации

Таблица: Рупа джхана
Четасика (умственные факторы) Первая джхана Вторая джхана Третья джхана Четвертая джхана
Кама / Акусала дхамма(чувственность / неумелые качества) уединенный от; снято не происходит не происходит не происходит
Пити (восторг) рожденный в уединении; проникает в тело самадхи - рожденный; проникает в тело исчезает (вместе с бедствием) не происходит
Суха (не чувственное удовольствие) проникает в физическое тело заброшенный (ни удовольствия, ни боли)
Vitakka («прикладная мысль») сопровождает джхану объединение осознания, свободного от витакки и вичары не происходит не происходит
Vicāra («устойчивая мысль»)
Упеккхасатипарисуддхи( чистая, внимательная невозмутимость ) не происходит внутренняя уверенность невозмутимый ; внимательный, помнящий чистота невозмутимости и внимательности
Источники: Эта коробка:
  • Посмотреть
  • разговаривать
  • редактировать
Дополнительная информация: Дхьяна в буддизме и самадхи.

В комментаторской традиции буддийской медитации развитие джханы (санскрит: дхьяна) описывается как развитие пяти умственных факторов (санскрит: чаитасика ; пали: четасика), которые противодействуют пяти препятствиям :

  1. витакка («прикладная мысль») противодействует лени и оцепенению (вялости и сонливости)
  2. вичара («устойчивая мысль») противодействует сомнению (неуверенности)
  3. пити (восторг) противодействует недоброжелательности (злобе)
  4. сукха (не чувственное удовольствие ") противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге)
  5. экаггата (однонаправленность) противодействует сенсорному желанию

И пити, и сукха рождаются из телесного уединения и душевного покоя в первой джхане, но затем оба рождаются из сфокусированного сосредоточения ( самадхи) во второй джхане, и только сукха поддерживается в третьей джхане, пока она не будет оставлена ​​для чистого, внимательного невозмутимости ( упеккхасатипарисуддхи) в четвертой джхане.

Висуддхимагга различает Piti и сукх в следующем опыте образом:

И везде, где два связанно, счастье [здесь, натриевые ˝n˝ Амоля - х перевод пить ] является удовлетворенность при получении желаемого объекта, и блаженство [ сукх ] является фактическим переживанием его, когда получил. Где счастье [ пити ], там и блаженство (удовольствие) [ сукха ]; но там, где есть блаженство [ сукха ], не обязательно счастье [ пити ]. Счастье входит в совокупность образований ; блаженство входит в совокупность чувств. Если бы человек, измученный в пустыне, увидел или услышал о пруду на опушке леса, он был бы счастлив; если он войдет в тень леса и воспользуется водой, он получит блаженство...

Предоставляя простую условную цепочку событий, которая перекрывает приведенное выше более повествовательное изложение, Упаниша-сутта ( СН 12.23) утверждает, что сукха возникает из спокойствия ( пассаддхи ) тела и ума и, в свою очередь, вызывает концентрацию ( самадхи). Ссылаясь на традиционную постканоническую палийскую литературу, связанную с этим дискурсом, Бодхи (1980) добавляет следующее функциональное определение сукха:

Subcommentary к Upanisa Сутте объясняет сукх как счастье доступа к поглощению. Термин «доступ» (упачара) обозначает стадию культивирования безмятежности, непосредственно предшествующую полному погружению, намеченную цель медитации безмятежности. Доступ характеризуется отказом от пяти препятствий и возникновением «двойного знака», самосветящегося объекта внутреннего восприятия, который является фокусом для более высоких стадий концентрации.

Как характеристика пробуждения

Ниббана (санскрит: нирвана) влечет за собой фундаментальное исчезновение или «вытеснение» процессов нездорового желания, отвращения и заблуждения. С точки зрения пробужденного опыта последние пагубные процессы оцениваются как «возбуждение» ума. В отличие от такого волнения, сукха и родственные ему слова встречаются в местах палийского канона, которые используются для характеристики спокойствия Ниббаны, «Необусловленного», как блаженства:

Рожденный, будущий, произведенный,
Сделанное, условное, временное,
Вместе с распадом и смертью,
Гнездо болезней скоропортящихся,
Произошедший от нити питания и жажды -
Это не годится для наслаждения.
Бегство от этого, мирного,
Вне рассуждений, вечный,
Нерожденный, непроизведенный,
Состояние без печали, лишенное пятен,
Прекращение состояний, связанных со страданием,
Успокоение обусловленного - блаженство.
Санскритская литература

В « Йога-сутрах» Патанджали использует слово «сукха», когда определяет асану как баланс между «сукха» и «стира» (сила, устойчивость, твердость).

Нейронаучная основа

Некоторые исследователи предположили, что «сдвиг» в деятельности медиальной префронтальной коры - это то, что поддерживает состояние внутреннего удовлетворения и невозмутимости.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 05:41:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте