В восточноазиатской и буддийской мифологии Яма (иногда известный как Король Ада, Король Ян или Янлуо ) является дхармапала (гневный бог), который, как говорят, судит мертвых и руководит Нараками («Ад», «Адское царство» или «Чистилище») и циклом загробной жизни. самсара.
Хотя буддийский Яма основан на боге Яме из индуистских Вед, он распространил и развил различные мифы И разные функции от индуистского божества. Он также распространился гораздо шире и известен в большинстве стран, где практикуют буддизм, включая Китай, Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Бутан, Монголия, Таиланд, Шри-Ланка, Камбоджа, Мьянма и Лаос.
В палийском каноне Будда утверждает, что человека, который плохо обращался со своими родителями, аскетами, святыми или старейшинами, после его смерти отправляют к Яме. Затем Яма спрашивает неблагородного человека, рассматривал ли он когда-либо свое плохое поведение в свете рождения, ухудшения, болезни, мирского возмездия и смерти. Отвечая на вопросы Ямы, такой неблагородный человек неоднократно отвечает, что он не учел кармические последствия своих предосудительных действий и в результате попадает в жестокий ад, «пока это злое действие не исчерпало себя. его результат. "
В палийской комментаторской традиции, комментарий ученого Буддхагхоша к Маджхима Никая описывает Яму как виманапету ( विमानपेत), «находящийся в смешанном состоянии», иногда наслаждающийся небесными удобствами, а иногда наказанный за плоды своей кармы. Тем не менее, Буддхагхоса считал свое правление как царя справедливым.
Современные Тхеравадин страны изображают Яму, посылающего людям старость, болезни, наказания и другие бедствия, как предупреждения вести себя хорошо. После смерти их вызывают к Яме, который исследует их характер и отправляет их в соответствующее перерождение, будь то на землю, на одно из небес или в ад. Иногда думают, что существует два или четыре ямы, каждый из которых управляет отдельным адом.
В китайской мифологии король Ян (упрощенный китайский : 阎 王 ; традиционный китайский : 閻 王 ; пиньинь : Янванг) является богом смерть и правитель Дию, наблюдающий за «Десятью королями ада». Он также известен как Янлуо (阎罗 王 ; 閻羅 王 ; Yánluówáng), транскрипция из санскрита царя Ямы (यम राज, Yama Rājā). И в древности, и в наше время Ян изображался крупным мужчиной с хмурым красным лицом, выпученными глазами и длинной бородой. Он носит традиционные одежды и фуражку судьи или корону с символом , означающим «король» (王). Обычно он появляется на китайских адских деньгах в позиции, отведенной для политических деятелей с обычной валютой.
Ян не только правитель, но и судья преступного мира и передает суд над всеми мертвыми. Он всегда появляется в мужском облике, и среди его миньонов есть судья, который держит в руках кисть и книгу, в которой перечислены все души и назначена дата смерти для каждой жизни. Бык-Голова и Конь-Лик, грозные стражи ада, по одному приводят недавно умерших к Яну для суда. Мужчины или женщины, имеющие заслуги, будут вознаграждены хорошей будущей жизнью или даже возрождением в своей предыдущей жизни. Мужчины или женщины, совершившие проступки, будут приговорены к страданиям или к несчастным будущим жизням. В некоторых версиях Ян делит Дию на восемь, десять или восемнадцать дворов, каждый из которых управляется Яньским королем, таким как король Чуцзян, который управляет двором, предназначенным для воров и убийц.
Духи мертвых, будучи осужденными Яном, должны либо пройти через период наслаждения в области на полпути между землей и небом богов, либо пройти через свою меру наказание в преисподней. Ни одно из этих мест не является постоянным, и через некоторое время они возвращаются на Землю в новых телах.
«Ян» иногда считался положением в небесной иерархии, а не индивидуумом. Говорят, были случаи, когда честный смертный был вознагражден постом Яня и служил судьей и правителем подземного мира.
Некоторые говорили, что простые люди, такие как Бао Чжэн, Фань Чжунъян, Чжан Бинлинь стал Яном ночью или после смерти.
Эти китайские верования впоследствии распространились на Корею и Японию. В Японии его зовут Энма (閻 魔, пред. «Йенма»), Король Энма (閻 魔王, Энма-ō) и Великий Король Энма (閻 魔 大王, Энма Дай-Ō). В Корее Ян известен как Ём-ра (염라) и Великий король Ём-ра '(염라 대왕, Yŏm-ra Daewang). В Вьетнаме эти буддийские божества известны как Дием Ла или Дием Вонг и почитаются как совет всех десяти королей, которые руководят подземным царством Чангука.
«Если ты солжешь, Господь Энма вырвет тебе язык» (嘘 を つ け ば 閻 魔 様 に を 抜 か れ る, Усо о цукэба энмасама ни сита о нукареру) - это суеверие в Японии часто говорят, чтобы запугать детей, чтобы они рассказали правду.
A Японская пословица гласит: «При заимствовании лицо дзидзо ; при погашении (ссуды) лицо Энмы »(借 り る 時 の 地 蔵 顔 返 す 時 の 閻 魔 顔). Дзидзо обычно изображается с безмятежным, счастливым выражением лица, тогда как Энма обычно изображается с грозным, яростным выражением лица. Котоваза намекает на изменения в поведении людей по эгоистичным причинам в зависимости от их обстоятельств.
В тибетском буддизме, Синдже (тибетский : གཤིན་ རྗེ་, Gshin.rje) с ужасом рассматривается как главный двигатель цикла смерти и возрождения и почитается как хранитель духовной практики. В популярной мандале из Бхавачакры все сферы жизни изображены между челюстями или в объятиях чудовищного Шиндже. Шиндже иногда изображается с супругом, Ями, а иногда его преследует Ямантака (победитель смерти).
кагамибута 19 века нэцкэ с изображением Энмы