Цангьян | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Должность | Шестой Далай-лама | ||||||
Личный | |||||||
Родился | ( 1683-03-01) 1 марта 1683. Таванг (современный Аруначал-Прадеш, Индия ) | ||||||
Умер | 15 ноября 1706 (1706-11 -15) (23 года). Цинхай (предположительно, последнее появление) | ||||||
Религия | Тибетский буддизм | ||||||
Старший пост | |||||||
Период пребывания в должности | 1697–1706 | ||||||
Предшественник | Нгаванг Лобсанг Гьяцо | ||||||
Преемник | Келзанг Гьяцо | ||||||
Китайское имя | |||||||
Китайский | 倉 央 嘉措 и 宕 桑 汪波 | ||||||
| |||||||
Тибетское имя | |||||||
Тибетский | ཚངས་ དབྱངས་ རྒྱ་མཚོ་ | ||||||
| |||||||
Цангьянг Гьяцо (Тибетский : ཚངས་ དབྱངས་ རྒྱ་ མཚོ, Wylie : tshangs-dbyangs rgya-mtsho, ZYPY : Cangyang Gyamco; 1 марта 1683 - 15 ноября 1706) был 6-м Далай-ламой. Он был монпа по национальности и родился в монастыре Ургеллинг, в 5 км (3,1 мили) от Таванг, Индия и недалеко из большого монастыря Таванг в северо-западной части современного Аруначал-Прадеша.
Он вырос молодым человеком с высоким интеллектом, либеральным до недостатка, любящим удовольствия, алкоголь и женщин, а позже вела плейбойский образ жизни. Он пропал около Цинхая, возможно, убит, по пути в Пекин в 1706 году. Шестой Далай-лама сочинил стихи и песни, которые стали популярными не только в современном Тибете, но и во всем Китае.
Цангьян родился 1 марта 1683 года в Мон Таванг (в современном Аруначал-Прадеше, Индия) Ламе Таши Тензину из Ургеллинга, потомку открывателя сокровищ Пема Лингпа, и Цеванг Лхамо, монпа девушка из королевской семьи Деревни.
Существует множество историй о жизни и смерти Цангьянга Гьяцо.
Есть несколько легенд о рождении Цанъяна. Очевидно, его мать, Цеванг, пережила несколько чудес до рождения Цангян Гьямцо. Однажды, в течение первого месяца беременности, она выламывала рис в каменной ступе. К ее удивлению, в ступке начала скапливаться вода. В другом случае, когда Цеванг выпил воды в соседнем месте, вместо воды стало хлестать молоко. С тех пор этот ручей был известен как Ома-Циканг, буквально известный как «молочная вода».
Со временем Цеванг родила мальчика, которого назвали Сандже Тензин, с дедом Цангяна и Наванг Норбу с его отцом. В связи с этим, согласно легенде, он не пил молоко матери со дня их рождения. Однажды, когда его лицо начало опухать от инфекции, Цанъян с трудом мог открыть глаз, были вызваны два местных прорицателя. Они прописали очистительный обряд и сказали, что его имя следует изменить на Нгаванг Гьямцо.
Его выздоровление было приписано регентом благодаря вмешательству собственного божества-хранителя Далай-ламы,. Деду приснилось, что ребенка постоянно защищают небесные существа. Мать мечтала, отдыхая от ткачества, что большая компания приехала, чтобы забрать его. Его бабушка по отцовской линии мечтала о двух солнцах, сияющих в небе.
Хотя 5-й Далай-лама умер в 1682 году, регент Дези Сангье Гьяцо (Уайли : sangs rgyas rgya mtsho) держал его смерть в секрете - отчасти для продолжения стабильного управления, а отчасти для того, чтобы выиграть время для завершения дворца Потала. монахи сосредоточили свои поиски в районе Тибета, чтобы найти следующее воплощение, но позже пришли к выводу, что Шестой Далай-лама родился за пределами тибетской территории в долине, имя которой оканчивается на «лин». Они обыскали все места, оканчивающиеся на «линг», включая три в Таванге - Ургьянлинг, Сангелинг и Цоргелинг.
Власти Поталы забрали Далай-ламу у его матери в 1697 году из Ургьянлинга. Путешествие в Пота Лхасу из Таванга длилось 7 дней, и первую ночь они провели в Цоне (недалеко от озера Куона, Китай), где он спал с девушками. Отвечая строгим правилам тибетцев, он постоянно выступал против законов, которые его отменяли, и в конце концов стал пьяным. Прибыв в Тибет, Сангье Гьяцо в 1697 году отправил делегацию к императору Канси из Цинского Китая, чтобы объявить, что 5-й Далай-лама умер, а 6-й обнаружен.
Регент пригласил Лобсанга Еше, 5-го Панчен-ламу, чтобы исполнить обеты шраманера (начинающего монаха) на юноше в Нанкарце и назвал его Цанг Гьяцо. В октябре 1697 года Цангьянг Гьяцо был возведен на престол Далай-ламой 6-го созыва.
В 1705 Лха-бзанг-хан, монгольский царь, убил регента Сангье Гьяцо. Это очень расстроило молодого Далай-ламу, который бросил учебу и даже посетил 5-го Панчен-ламу в Шигадзе, чтобы отречься от его обетов шраманера.
Как Далай-лама, Цанъян написал прекрасные произведения из песен и стихов, но часто противоречил принципам гелуг школы тибетского буддизма. Например, он решил дать клятву гэцул Лобсангу Еше, пятому Панчен-ламе в восемнадцать, вместо того, чтобы принять полные гелонг обеты, обычные для его возраста.
Панчен-лама, настоятель монастыря Ташилунпо, и принц Лхазанг, младший брат По Гьялпо Вангьяла, убедили его не делать этого.
Цанъян Гьяцо вел образ жизни, который включал выпивку, компанию женщин и сочинение любовных песен. Он посетил 5-го Панчен-ламу в Шигадзе и, прося у него прощения, отрекся от обетов новичка. Он приказал построить дворец Тромзиханг в Баркхоре, Лхаса.
Цангьян Гьяцо всегда отвергал жизнь монаха, хотя это не означало отказа от своего положения Далай-ламы. В одежде обычного мирянина и предпочитая ходить пешком, а не ездить на лошади или пользоваться государственным паланкином, Цангьян сохранял лишь временные прерогативы Далай-ламы. Он также ходил в парки и ночевал на улицах Лхасы, пил вино, пел песни и имел любовные отношения с девушками. Цанъян уехал жить в палатку в парке возле северного откоса дворца Потала. В конце концов, в 1702 году Цанъян отказался от своих выступлений в общественных парках и общественных местах, что от него требовали в рамках тренировок.
Использование поведения Далай-ламы в качестве оправдания и с одобрения его союзника, Китая Императора Канси, Лхабзанг Хан, хан из Хошута убил регента и похитил Шестого Далай-ламу. 28 июня 1706 г. Лха-бзанг-хан сверг Цангьян; Позже он назначил 21-летнего ламу Нгаванг Еше Гьяцо «истинным» 6-м Далай-ламой в 1707 году, заявив, что он, а не Цангьян, был истинным перерождением 5-го Далай-ламы. Гелугпа сановники и тибетцы отвергли установку Лхабзанг Ханом Нгаванга Еше Гьяцо и продолжали признавать титул Цангьянга. Тем не менее, Нгаванг Еше Гьяцо считается тибетцами воплощением Авалокитешвары.
. Будучи увезенным из Тибета, Цангьян написал стихотворение, которое, по некоторым данным, предсказало его следующее рождение. «Белый журавль, одолжи мне свои крылья. Я не улечу далеко. Из Литанга я вернусь». Цанъян загадочным образом исчез около Цинхая 15 ноября 1706 года, поэтому для него нет могилы во дворце Потала. Ходили слухи, что он сбежал и жил в тайне где-то между Китаем и Монголией.
. Тибетцы обратились к джунгарскому народу, который вторгся в Тибет и убил Лхабзанг-хана в конец 1717 г.
Цанъян сменил Келсанг Гьяцо, который родился в Литанге, как 7-й Далай-лама.
Буддийские титулы | ||
---|---|---|
Предыдущие. Нгаванг Лобсанг Гьяцо | Далай-лама. 1697–1706. Признанный в 1688 году | Преемник. Келзанг Гьяцо |