Дези Сангье Гьяцо (1653–1705) был шестым регентом (desi) 5-го Далай-лама (1617–1682) в Ганден Пходранг, который основал Школу медицины и Астрологии, назвал Мен-Ци-Хан на Чагспори (Железная гора) в 1694 году и написал трактат «Синий берилл» (Синий сапфир). Его имя иногда пишут как Сангье Гьямцо и Сангьяс рГья-мТшо
По некоторым ошибочным данным, Сангье Гьяцо считается сыном «Великого Пятого». Он не мог быть сыном Пятого Далай-ламы, потому что он родился недалеко от Лхасы в сентябре 1653 года, когда Далай-лама отсутствовал во время своей поездки в Китай в течение предыдущих шестнадцати месяцев. Он правил как регент, скрывая смерть Далай-ламы, пока младенец 6-й Далай-лама рос, в течение 16 лет. В этот период он наблюдал за завершением дворца Потала и защищал от китайской политики.
Он также известен своим пренебрежением к Тулку Драгпа Гьялцену, хотя это лама умер в 1656 году, когда Сангье Гьяцо было всего три года. Согласно Линдси Г. МакКьюн в ее диссертации (2007), Дези Сангье Гьямцо в своей Вайдурья Серпо называет ламу «пузатым чиновником» (nang so grod lhug) и заявляет, что после его смерти у него было неблагоприятное возрождение.
Медицинский колледж в Чагпори (lchags po ri; «Железная гора») был разработан для монашеских ученых, которые после изучения эзотерических искусств и тантризма в основном оставались в монастырь, служивший публике, как и другие ученые-монахи и ламы. В 1916 году врач 13-го Далай-ламы спонсировал строительство второго светского колледжа тибетской медицины и астрологии, Менциханга. Менциханг был спроектирован как колледж для «непрофессионалов», которые после прохождения обучения возвращались в свои сельские районы для работы врачами и педагогами.
Шесть лекарственных веществ были широко распространены в Тибете, когда они появились в «Трактате о голубом берилле»:
Сангье Гьяцо стал регентом или дези Тибета в возрасте 26 лет в 1679 году. Три года спустя, в 1682 году, 5-й Далай-лама умер. Однако его кончина держалась в секрете до 1696-97 гг., И Дези правил Тибетом.
С 1679 по 1684 год Ганден Пходранг сражался в Тибет-Ладакско-Могольской войне против династии Намгьял из соседнего Ладакха. Дези Сангье Гьяцо и король Ладакха заключили Тингмосганский договор в крепости Тингмосганг по завершении войны в 1684 году. Первоначальный текст Тингмосганского договора более не существует. сохранилось, но его содержание кратко изложено в Ладакхских хрониках.
. Он поддерживал тесные контакты с Галданом Бошугту-ханом, правителем возникающего Джунгарского ханства Внутренней Азии, с цель противодействия роли хошутов монголов в тибетских делах. Хошутские ханы действовали как правители-покровители Тибета с 1642 года, но их влияние пошло на убыль с 1655 года. Предполагаемое реинкарнация Далай-ламы родилась в 1683 году и обнаружена двумя годами позже. Он получил тайное образование, в то время как Сангье Гьяцо продолжал скрывать смерть своего хозяина. Только в 1697 году был установлен Шестой Далай-лама Цангьян Гьяцо. Это вызвало большое раздражение у Цин Императора Канси, который держался в неведении относительно этого вопроса и, кроме того, был врагом джунгарских правителей. Тем временем к власти пришел новый и амбициозный правитель Хошута, Лхабзанг Хан.
Шестой Далай-лама оказался талантливым, но шумным молодым человеком, который предпочитал поэзию. -писание и общество молодых женщин к монашеской жизни. В 1702 году он отказался от монашеского обета и вернулся в мирское положение, но сохранил свою светскую власть.
В следующем году Сангье Гьяцо формально передал регентский титул своему сыну Нгавангу Ринчену, но фактически сохранил исполнительные полномочия. Теперь в тибетской элите возник раскол. Лха-бзанг-хан был человеком с характером и энергией, которого не устраивало то состояние, в котором утонула царская власть хошута. Он решил изменить это, вероятно, после попытки Сангье Гьяцо отравить короля и его главного министра. Ситуация пришла им в голову во время молитвенного фестиваля Монлам в Лхасе в 1705 году, который последовал за Лосар (Новый год). Во время торжественной встречи с духовенством Сангье Гьяцо предложил схватить и казнить Лхабзанг-хана. Этому противостоял клерик Джамьянг Чепа из монастыря Дрепунг, личный гуру Лха-бзанга. Скорее хану было настоятельно рекомендовано уехать в Амдо, обычное жилище хошутской элиты. Он сделал вид, что подчиняется, и отправился в путь на север.
Однако, когда Лха-бзанг-хан достиг берегов реки Нагчу к северо-востоку от Ю-Цанг, он остановился и начал собирать соплеменников хошутов. Летом 1705 года он двинулся на Лхасу и разделил свои войска на три колонны, одну из которых возглавляла его жена Церинг Таши. Узнав об этом, Сангье Гьяцо собрал войска У-Цанга, Нгари и Кхама недалеко от Лхасы. Он предложил сражение, но потерпел поражение, потеряв 400 человек.
Лобсанг Еше, 5-й Панчен-лама пытался выступить посредником. Понимая, что его положение безнадежно, Сангье Гьяцо отказался от сопротивления при условии, что его пощадят и отправят в Гонггар Дзонг к западу от Лхасы. Однако мстительная королева Церинг Таши арестовала бывшего дези и доставила его в долину Тёлунг, где он был убит, вероятно, 6 сентября 1705 года.