Диорама и восковые фигуры людей монпа в музее Джавахарлала Неру, Итанагар, Аруначал-Прадеш | |
Всего населения | |
---|---|
75 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индия ( Аруначал-Прадеш ) | 60 545 (перепись 2011 г.) |
Китай ( Тибет ) | 10,561 (перепись 2010 г.) |
Бутан | 3 000 |
Языки | |
East Bodish языков, Цангла, Кхо-BWA языки | |
Религия | |
Тибетский буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Тибетский, Sherdukpen, шарчоб, Memba, лимба |
Monpa или Mönpa ( тибетский : མོན་ པ་, Вайли : пн год) является одним из основных племени Аруначал - Прадеш на северо - востоке Индии. У Таванг Монпа есть история миграции из Чангрелунга. Считается, что монпа - единственное кочевое племя на северо-востоке Индии - они полностью зависят от таких животных, как овцы, коровы, яки, козы и лошади. Monpa имеет очень близкое сходство с шарчобами из Бутана. Их языки - тибето-бирманские языки, написанные тибетским алфавитом.
Большинство монпа проживает в индийском штате Аруначал-Прадеш с населением около 60 000 человек, сосредоточенным в округах Таванг и Западный Каменг. Около 9000 монпа живут в Тибетском автономном районе Китая, в округах Кона, Пелунг в округе Байи и Медог. Эти места расположены на небольшой высоте, особенно в округе Медог, где тропический климат в отличие от остальной части Тибета. Из 60000 монпа, проживающих в Аруначал-Прадеше, около 20000 из них живут в районе Таванг, где они составляют около 97% населения округа, и почти все остальные можно найти в районе Западный Каменг, где они составляют около 77%. населения района. Небольшое их количество проживает в районе Восточный Каменг недалеко от границы с Бутаном.
Монпа подразделяются на шесть подгрупп из-за различий в их языке. А именно:
Самые ранние записи о местности, в которой живут монпа сегодня, указывают на существование царства, известного как Лхомон или Моньюл, которое существовало с 500 г. до н.э. до 600 г. Цангьянг Гьяцо, этнический монпа, стал 6-м Далай-ламой. В то время Моньюл был разделен на тридцать два района, все из которых охватывали области Восточного Бутана, Таванга, Каменга и Южного Тибета. Однако Моньюл, также известный как урочище Таванг, на протяжении всей своей истории оставался малонаселенным.
В 11 веке северные монпы в Таванге попали под влияние тибетского буддизма деноминаций ньингма и кагью. В это время монпа приняли тибетский алфавит в качестве своего языка. Миссионеры Друкпа прибыли в регион в 13 веке, а миссионеры школы гелуг прибыли в 17 веке. Школа гелуг - это секта, к которой сегодня принадлежит большинство монпа.
Моньюл оставался автономным образованием, а местные монахи, базировавшиеся в Таванге, обладали большой политической властью в королевстве, а прямое правление над территорией из Лхасы было установлено только в 17 веке. С этого времени и до начала 20 века Моньюл находился под властью властей Лхасы, которые сами находились под властью династии Цин до ее краха в 1912 году. Однако в 19 веке этот район начал интересовать британское владычество. Один из первых британско-индийских путешественников в Моньюл, Наин Сингх Рават, посетивший этот район с 1875 по 1876 год, заметил, что монпа были консервативным народом, который избегал контактов с внешним миром и прилагал усилия для монополизации торговли с Тибетом. Благодаря своему стратегическому положению, англичане впоследствии стремились дать ощутимое политическое влияние.
В 1914 году Великобритания и ее колониальные власти в Индии провели линию Мак-Магона, которая, как они утверждали, была границей между китайским Тибетом и Британской Индией. Линия разделяла земли, на которых жили монпа, и стала источником разногласий в последующие годы из-за неясностей в конкретном местоположении линии Мак-Магона.
В последующие годы Китай продолжал претендовать на границу до Макмагона как границу между Тибетом и Индией, в то время как Британская Индия постепенно установила эффективный контроль над Монюлом к югу от линии Мак-Магона. После обретения Индией независимости и смены правительства в Китае спор стал серьезной проблемой в отношениях между Китаем и Индией. Линия Мак-Магона была эффективной линией контроля в этот период, хотя граница была несколько прозрачной. В 1962 году стычки на спорной границе переросли в китайско-индийскую войну. Во время войны Китай взял под контроль всю территорию Монюля к югу от линии Мак-Магона, а также другие прилегающие районы. Однако война закончилась добровольным уходом Китая к северу от линии Мак-Магона. Переговоры по спору продолжаются.
Языки, на которых говорят люди монпа, часто называют «языками монпа». Это не генеалогический термин, и к нему относятся несколько совершенно разных языков. «Языки монпа» включают языки кхо-бва, восточный бодиш и тшангла. Согласно Blench (2014), можно выделить пять групп:
Монпа известны резьбой по дереву, росписью тханки, изготовлением ковров и ткачеством. Они производят бумагу из целлюлозы местного дерева суксо. Печатный станок можно найти в монастыре Таванг, где многие религиозные тексты напечатаны на местной бумаге и деревянных блоках, обычно предназначенных для грамотных монпа-лам. Они также известны своими деревянными чашами и плетением из бамбука.
Разрешена охота на всех животных, кроме людей и тигров. Согласно традиции, только одному человеку разрешается охотиться на тигра в благоприятный день, в период инициации шаманов, который можно сравнить с испытанием перехода. После того, как тигр убит, его челюсть вместе со всеми его зубами используется как магическое оружие. Считается, что его сила позволит тиграм пробудить силу духа-проводника древнего тигра, который будет сопровождать и защищать мальчика на его пути.
Монпа обычно являются приверженцами секты гелуг тибетского буддизма, которую они приняли в 17 веке в результате влияния Мераг-ламы, получившего образование в Бутане. Свидетельством этого воздействия была центральная роль монастыря Таванг в повседневной жизни народа монпа. Тем не менее, и бон, и элементы добуддийской веры (часто также называемой «бон») остаются сильными среди монпа, особенно в регионах, близких к равнинам Ассама.
Основные фестивали Монпа включают фестиваль урожая Чоскар, Лосар и Торгья. Во время Лосара люди обычно возносят молитвы в монастыре Таванг, чтобы помолиться о приближении тибетского Нового года. Танцы пантомимы - главная особенность фестиваля Аджиламу.
Народный танец Аджи Ламу в Аруначал-ПрадешеБуддийские ламы читают религиозные писания в гомпах в течение нескольких дней во время Хоскара. После этого сельские жители ходят по возделанным полям с сутрами на спине. Значение этого праздника - молиться за лучшее выращивание и процветание сельских жителей, а также защищать зерно от насекомых и диких животных.
Традиционное общество монпа управлялось советом из шести местных министров, известных как Трукдри. Члены этого совета известны как Кенпо, что буквально означает «настоятель». Ламы также занимают почетные должности: два монаха, известные как Ньецанги, и два других Дзонгпена.
Мужчина - глава семьи, и он тот, кто принимает все решения. В его отсутствие все обязанности берет на себя его жена. Когда рождается ребенок, у них нет строгих предпочтений в отношении мальчика или девочки.
Традиционная одежда монпа основана на тибетской чубе. И мужчины, и женщины носят головные уборы из шерсти яка с длинными кистями. Женщины, как правило, носят теплую куртку и рубашку без рукавов, доходящую до икры, завязывая ее на талии длинным и узким куском ткани. Орнаменты выполнены из серебра, кораллов и бирюзы. Иногда человек носит фуражку с единственным павлиньим пером в войлочной шляпе.
Из-за холодного климата Гималаев монпа, как и большинство других этнических групп в регионе, строят свои дома из камня и дерева с дощатыми полами, часто с красиво вырезанными дверями и оконными рамами. Крыша сделана из бамбуковых циновок, что сохраняет тепло в доме зимой. Площадки для сидения и очаги в гостиных также встречаются в их домах.
Монпа практикуют сменные и постоянные типы совершенствования. Крупный рогатый скот, яки, коровы, свиньи, овцы и птица содержатся как домашние животные.
Чтобы предотвратить эрозию почвы из-за посадки сельскохозяйственных культур на холмистых склонах, на многих склонах горы Монпа террасированы. Высаживаются такие товарные культуры, как рис, кукуруза, пшеница, ячмень, просо, гречка, перец, тыква и бобы.