Абхишека ( санскрит : अभिषेक, латинизированный : абхишека) означает «омовение божества, которому предлагается поклонение». Это религиозный обряд или метод молитвы, в котором преданный выливает жидкое подношение на изображение или мурти Бога или Богини. Абхишека характерна для индийских религий, таких как индуизм, буддизм и джайнизм.
Священники проводят абхишеку, омывая образ поклоняемого божества и повторяя мантры. Обычно такие подношения, как молоко, йогурт, топленое масло, мед, панчамрита, кунжутное масло, розовая вода, сандаловая паста, могут быть добавлены среди других подношений в зависимости от типа выполняемой абхишекам. Этот обряд обычно проводится в индуистских храмах. Rudrābhiṣeka или абхишеки из Рудрого выполняются на лингамах. Kumbhabhishekam является освящение ритуала для индуистского храма.
В буддизме Ваджраяны или буддизме Мантраяны человек вступает на путь буддизма Ваджраяны, получая четыре стадии тантрических посвящений, или абхишеки: ваза абхишека, тайная абхишека, праджняджняна абхишека и слово абхишека.
В буддизме Ваджраяны абхишека может быть методом выполнения указательных инструкций, способом предложить участникам благословения линии преемственности или может быть посвящением для начала определенной практики медитации.
Этот ритуал посвящения присутствует в тибетском буддизме, а также в китайском эзотерическом буддизме и буддизме Сингон.
Изначально абхишека использовался как обряд освящения. Вода из четырех океанов была вылита из золотых кувшинов на голову королевской семьи. Он использовался во время церемонии вступления монарха на престол, а также церемонии его вступления в должность.
Обряд абхишеки (вангкур) - это прелюдия к посвящению в мистическое учение. Существует четыре класса абхишеки, каждый из которых связан с одной из четырех тантр. Это посвящение мастера, тайное посвящение, знание праджни и четвертое посвящение.
Ритуал абхишека (灌頂, кандзё) в буддизме Сингон - это обряд посвящения, используемый для подтверждения того, что изучающий эзотерический буддизм теперь перешел на более высокий уровень практики. Используемое кандзи буквально означает «проливание с вершины», которое поэтически описывает процесс передачи учения мастера ученику. Обряд был популярен в Китае во времена династии Тан, и Кукай, основатель Сингон, тщательно изучал его, прежде чем представить этот обряд в японском буддийском истеблишменте того времени. Для широкой публики существует отдельный обряд инициации, называемый кэчэн кандзё (結 縁 灌頂), который символизирует их приобщение к эзотерическому буддизму. Этот обряд обычно проводится только на горе Коя в префектуре Вакаяма в Японии, но его можно проводить под руководством квалифицированных мастеров и под надлежащей эгидой за пределами Японии, хотя и очень редко.
В обряде Сингон используется одна из двух мандал двух миров, в зависимости от случая. В эзотерическом ритуале после того, как ученик получает предписания самайи, учитель эзотерического буддизма принимает на себя роль учителя, обычно это Махавайрочана Будда, в то время как учитель и ученик повторяют определенные мантры в форме диалога, взятого из эзотерических буддийских сутр. Затем ученик с завязанными глазами бросает цветок в созданную мандалу, и то, где он приземляется (то есть какое божество), помогает определить, где ученику следует сосредоточить свою преданность на эзотерическом пути. Оттуда у ученика снимается повязка с глаз и в руку кладут ваджру.
Абхишека в джайнизме означает ритуал освящения образа Джины.