Дхарма

редактировать

Ключевое понятие в индийской философии и восточных религиях, имеющее множество значений Дхарма Ритуалы и обряды перехода Йога, личное поведение Такие добродетели, как ахимса (ненасилие) Закон и справедливость Санньяса и жизненные этапы Обязанности, такие как обучение у учителя

Дхарма (; санскрит : धर्मः, латинизированный : дхарма, произносится (Об этом звуке слушайте ) (пали: дхамма)) - это понятие, имеющее множество значений во многих религиях, таких как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и другие. нет однословного перевода для слова дхарма в западных языках.

В индуизме дхарма означает поведение, которое имеет надлежащий Ṛta, порядок, который делает возможной жизнь и вселенную, и, права, законы, поведение, добродетели и «Правильный образ жизни». В буддизме дхарма означает «космический закон и порядок» применительно к учению Будды и может использовать к умственным конструкциям или к тому, что познается умом. В буддийской философии, дхамма / дхарма также является термином для «феноменов ». Дхарма в джайнизме относится к учениям Тиртханкара (Джина) и основная доктрина, относящаяся к очищению и нравственному преобразованию людей. Для сикхов дхарма означает путь праведности и надлежащей религиозной практики.

Концепция дхармы уже использовалась в исторической ведической религии, и ее значение и концептуальные рамки развивались в течение нескольких тысячелетий. Древний тамильский моральный текст Тируккурал основан исключительно на aṟam, тамильском термине, обозначающем дхарму. антоним дхармы - адхарма.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Определение
  • 3 История
    • 3.1 Евсебея и дхарма
    • 3.2 Рта, майя и дхарма
  • 4 Индуизм
    • 4.1 В Ведах и Упанишадах
    • 4.2 В эпосах
    • 4.3 Согласно Ватсьяяне 4
    • 4.4 Согласно Йоге Патанджали
    • 4.5 Источники
    • 4.6 Дхарма, этапы жизни и социальное расслоение
    • 4.7 Дхарма и бедность
    • 4.8 Дхарма и закон
  • 5 Буддизм
    • 5.1 Учения Будды
    • 5.2 Чаньский буддизм
    • 5.3 Буддизм Тхеравады
  • 6 Джайнизм
    • 6.1 Дхармастикаай (Дравья)
  • 7 Сикхизм
  • 8 Дхарма в символах
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Цитаты
    • 11.2 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

Слово Пракрит «Дха-ṃ-ма» / 𑀥𑀁𑀫 (санскрит : Дхарма धर्म ) в Письмо брахми, как написано Императором Ашокой в его Указах Ашоки (3 век до н.э.).

Слово дхарма имеет значение «то, что установлено». сарай или фирма », а значит, и« закон ». Оно происходит от более древнего ведического санскрита n-корень дхарман- с буквальным значением «носитель, сторонник» в религиозном смысле, задуманном как аспект Рта..

В Ригведе это слово появляется как n-основа, dhárman-, с диапазоном смысла значений, охватывающим «что-то установленное или твердое» (в буквальном - стержни или стержни). Образно означает «опорник» и «опорник» (божеств). Это семантически похоже на греческое Фемида («фиксированный указ, статут, закон»).

в классическом санскрите и в ведическом санскрите из Атхарваведа, основа тематическая: дхарма- (Деванагари : धर्म). В Пракрит и Пали это переведено как дхамма. В некоторых современных индийских языках и диалектах он альтернативно встречается как дхарм.

Древние переводы

Когда Император Маурьев Ашока захотел в 3 веке до нашей эры перевести слово «Дхарма» (он использовал Пракрит слово Дхамма ) на греческий и арамейский, он использовал греческое слово Евсебея (εὐσέβεια, благочестие, духовная зрелость или благочестие) в двуязычной каменной надписи Кандагара и Кандагарские греческие эдикты и арамейское слово Qsyt («Истина») в двуязычной каменной надписи Кандагара.

Определение

Дхарма - это основная концепция значения в индийской философии и религии. Он имеет несколько значений в индуизме, буддизме, сикхизме и джайнизме. Трудно дать краткое определение дхармы, поскольку это слово имеет долгую и разнообразную историю и охватывает сложный набор значений и интерпретаций. В западных языках нет эквивалентного однословного синонима дхармы.

Были предприняты многочисленные противоречивые попытки перевести древнюю санскритскую литературу со словом дхарма на немецкий, английский и французский языки. Эта концепция, утверждает Пауль Хорш, вызвала исключительные трудности у современных комментаторов и переводчиков. Например, в то время как перевод Риг-веды Грассманом определяет семь различных значений дхармы, Карл Фридрих Гельднер в своем переводе Риг-веды использует 20 различных переводов дхармы, включая такие значения, как «закон», заказ », «Долг», «заказ», «качество» и «модель» и другие. Однако слово дхарма стало широко распространенным заимствованным английским языком и включено во все современные полные английскиеари.

Корень слова дхарма - «дхри», что означает «поддерживать, удерживать или нести». Это то, что регулирует ход изменений, не участвуем в изменении, но этот принцип, который остается неизменным. Монье-Вильямс, широко цитируемый ресурс для определений и объяснений санскритских слов и понятий индуизма, предлагает различные определения слов, таких как то, что установлено или твердо, статут, закон, практика, обычай, долг, право, справедливость, добродетель, мораль, этика, религия, религиозные заслуги, добрые дела, природа, характер, качество, собственность. Тем не менее, каждый из этих определений является неполным, комбинация этих переводов не передает полного смысла этого слова. В просторечии дхарма означает «правильный образ жизни» и «путь правоты».

Значение слова дхарма зависит от контекста, и его значение менялось по мере развития идей индуизма на протяжении истории. В самых ранних текстах и ​​древних мифах индуизма дхарма означала космический закон, правила, создаваемые вселенную из хаоса, а также ритуалы; в более поздних Ведах, Упанишадах, Пуранах и эпосах значение стало уточненным, богаче и сложнее, а слово стало используемым в различных контекстах. В определенных контекстах дхарма есть поведение человека, которое считается безопасным для всей жизни в природе, обществе, семье, а также на индивидуальном уровне. Дхарма включает в себя такие идеи, как долг, права, характер, призвание, религия, обычаи и поведение, которое считается уместным, правильным или морально чистым.

Антоним дхармы - адхарма (санскрит: अधर्म), что означает то, что «не дхарма». Как и в с дхармой, слово адхарма включает в себя множество идей; в просторечии адхарма означает то, что противоречит природе, аморально, неэтично, неправильно или незаконно.

В буддизме дхарма включает в себя учения и доктрины основателя буддизма Будды.

История

По словам Пандуранга Вамана Кейна, автора авторитетной книги История Дхармасастры, слово дхарма встречается по крайней мере пятьдесят шесть раз в гимнах Ригведы, как прилагательное или существительное. По словам Пола Хорша, слово дхарма возникло в мифах ведического индуизма. Гимны Ригведы утверждают, что Брахман сотворил вселенную из хаоса, они разделяют (дхар-) землю, солнце и звезды, они (дхар-) небо вдали от земли, и они дрожат (dhar-) равнины. Боги, в основном Индра, устанавливают и удерживают порядок от беспорядка, гармонию от хаоса, стабильность от нестабильности - действия, изложенные в Ведах с корнем слова дхарма. В гимнах, составленных на основе мифологических стихов, слово дхарма принимает расширенное значение как космический и появляется в стихах, независимых от богов. По словам Пола Хорша, он развивается в концепцию, которая имеет динамический функциональный смысл, например, в Атхарваведе, где становится космическим законом, связывающим причину и следствие через субъект. Дхарма в этих древних текстах также имеет ритуальное значение. Ритуал связан с космическим, а «дхармани» приравнивается к церемониальной предопределению принципов, которые используются для создания порядка из беспорядка, мира из хаоса. Помимо ритуального и космического смысла дхармы, связывающего текущий мир с мифической вселенной, эта концепция вызывает людей друг с другом с другими формами жизни. Именно здесь дхарма как концепция возникает в индуизме.

Дхарма и связанные с ней слова встречаются в древнейшей ведической литературе индуизма, в более поздних Ведах, Упанишадах, Пуранах и эпосах; Слово дхарма также играет центральную роль в литературе других индийских религий, основанных позже, таких как буддизм и джайнизм. Согласно Бреретону, Дхарман встречается 63 раза в Риг-веде ; кроме того, относящиеся к Дхарману, также встречаются в Риг-веде, например, один раз как дхармакрит, 6 раз как сатьядхарман и один раз как дхарман, в 4 раза как дхарман и дважды как дхариман.

индоевропейские параллели для «Дхармы» известны, но единственный иранский эквивалент - староперсидский дарман «лекарство», значение которого довольно удалено от индоарийского дхармана, предполагая что слово «Дхарма» не играло большой роли в индоиранском периоде и было в основном развито в последнее время в рамках ведической традиции. Однако считается, что Даэна из зороастризма, также означающая «вечный Закон» или «религия», имеет отношение к санскритскому «Дхарме». Идеи, частично совпадающие с Дхармой, встречаются и в других культурах: как китайский Дао, египетский Маат, шумерский Me.

Евсебейя и дхарма

Двуязычный Кандагар. Надпись происходит от индийского императора Асока в 258 г. до н.э. и найдена в Афганистане. Надпись переводит слово Дхарма на санскрите как Евсебея по-гречески, предполагая, что дхарма в древней Индии означала духовную зрелость, преданность, благочестие, долг и почтение к человеческому сообществу.

В середине 20-го века, в Афганистане была обнаружена надпись индийского императора Асока 258 г. до н.э., Двуязычная каменная надпись Кандагара. Эта наскальная надпись содержит греческий и арамейский текст. Согласно Полу Хакеру, на скале появляется греческое преобразование санскритского слова дхарма: слово эусебейя. Ученые эллинистической Греции объясняют эвсебейю как сложное понятие. Евсевия означает не только почитание богов, но и духовную зрелость. Эта наскальная надпись, заключает Пол Хакер, предполагает, что дхарма в Индии около 2300 лет назад была концепцией и означала не только религиозные идеи, но и идеи справедливости, добра, долга перед человечеством.

Рта, майя и дхарма

В развивающейся индуистской литературе дхарма связывается с двумя другими важными концепциями: рита и майя. Ṛta в Ведах - это истина и космический принцип, который регулирует и координирует действие вселенной и всего в ней. Māyā в Риг-веде и более поздней литературе означает иллюзия, обман, обман, магия, которая вводит в заблуждение и беспорядок, таким образом, противоречит реальности, законам и правилам, устанавливающим порядок, предсказуемость и гармонию. Пол Хорш предполагает, что ата и дхарма - концепции, первая из которых является космическим принципом, а вторая - моральной социальной сферой; в то время как майя и дхарма также являются коррелятивными понятиями, первое - то, что нарушает закон и моральную жизнь, второе - то, что укрепляет закон и моральную жизнь.

Дэй предполагает, что дхарма является проявлением, но предполагает, что эта идея может быть включена в более сложную концепцию дхармы, поскольку эта идея развивалась в древней Индии с течением времени нелинейным образом. Следующий стих из Ригведы представляет собой пример, в котором Рта и Дхарма связаны:

О Индра, веди нас по пути Рты, по правильному пути через все зло...

RV 10.133.6

Индуизм

Дхарма - это организующий принцип в индуизме, который использует к людям в одиночестве, в их взаимодействии с людьми и природой, а также между неодушевленными предметами, ко всем космос и его части. Он относится к порядку и обычаям, которые делают возможной жизнь и вселенную, и включает в себя поведение, ритуалы, правила, управляющие обществом, и этику. Индуистская дхарма включает религиозные обязанности, моральные права и обязанности каждого человека, а также поведение, соблюдение социального порядка, правильное поведение и добродетельные. Дхарма, согласно Ван Буйтенену, - это то, что все необходимое необходимо принять и согласиться, чтобы поддерживать гармонию и порядок в мире. Это не действие и не результат, а естественные законы показывают, что предотвращает эффект хаос в мире. Это врожденная характеристика, которая делает существо тем, чем оно является. Это, как утверждает Ван Буйтенен, преследование и исполнение своей природы и истинного призвания, таким образом играя свою роль в космическом концерте. Виз индуме дхарма пчелы - мед, корова - давать молоко, солнце - излучать солнечный свет, река - течь. С точки зрения человеческого зрения, дхарма - это потребность, результат и сущность служения и взаимосвязанности всей жизни.

В своей истинной сущности дхарма означает для индуиста «расширять ум». Более того, он представляет собой прямую связь между индивидуумом и социальными явлениями, которые объединяют общество. Подобно, как социальные действия на сознание индивида, точно так же действия индивида могут изменить курс общества в лучшую или в худшую сторону. Это тонко перекликается с кредо धर्मो धारयति प्रजा: значение дхармы - это то, что поддерживает и поддерживает социальную конструкцию.

В индуизме дхарма включает два элемента - санатана дхарма, который представляет собой общие, неизменные и неизменные принципы дхармы, которые не подлежат изменению, и юга дхарма, который действителен для юги, эпохи или века, установленной индуистской традицией, и, следовательно, может измениться по окончании своего времени.

В Ведах и Упанишадах

В разделе истории этой статьи обсуждается развитие концепции дхармы в Ведах. Это развитие продолжилось в Упанишадах и более поздних древних письменах индуизма. Упанишадах концепция дхармы продолжается как универсальный принцип порядка, гармонии и истины. Он действует как регулирующий моральный принцип Вселенной. Это объясняется как закон праведности и приравнивается к сатья (санскрит : सत्यं, истина) в гимне 1.4.14 из Брихадараньяка Упанишад следующим образом:

धर्मः तस्माद्धर्मात् परं नास्त्य् अथो अबलीयान् बलीयाँसमाशँसते राज्ञैवम्।. यो वै स धर्मः सत्यं वै वदन्तमाहुर् धर्मं वदतीति वदतीत्य् भवति ।।

Нет ничего выше дхармы. Слабый побеждает сильного с помощью дхармы, как над королем. Воистину эта дхарма есть Истина (Сатья); Поэтому, когда человек говорит Истину, они говорят: «Он говорит Дхарму»; и если он говорит Дхарму, они говорят: «Он говорит Истину!» Ибо оба суть одно.

Брихадараньяка Упанишад, 1.4.xiv

В эпосах

Индуистская религия и философия, утверждает Дэниел Ингаллс, уделяет большое внимание индивидуальности. практическая мораль. В санскритских эпосах эта озабоченность вездесуща.

Во книге Рамаяны, например, крестьянин просит короля сделать то, что от него морально требует дхарма, король соглашается и делает ему это, даже если он соблюдает закон дхарма дорого обходится. Точно так же дхарма находится в центре всех основных событий в жизни Рамы, Ситы и Лакшмана в Рамаяне, - утверждает Дэниел Ингаллс. Каждый эпизод «Рамаяны» символически представляет жизненные ситуации и этические вопросы. Вопрос обсуждается персонажами, в конце концов правильное преобладает над злом, добро над злом. По этой причине в индуистских эпосах добрый, нравственно непоколебимый, законопослушный царь регистрируется как «дхармараджа».

В Махабхарате, крупном индийском эпосе, аналогичным образом, дхарма является центральным, и он представлен с символикой и метафорами. Ближе к концу эпоса бог Яма, называемый в тексте дхармой, изображается как принимающий форму собаки, чтобы испытать сострадание Юдхиштхиры, которому сказано, что он не может войти в рай с такое животное, но отказывается бросить своего спутника, за это решение его затем хвалят Дхармой. Ценность и привлекательность Махабхараты не столько в ее сложном и поспешном изложении метафизики в 12-й книге, утверждает Ингаллс, потому что индийская метафизика более красноречиво представлена ​​в других санскритских писаниях; Привлекательность Махабхараты, как и Рамаяны, заключается в том, что она представляет серию моральных проблем и жизненных ситуаций, на которые, по словам Ингаллса, обычно дается три ответа: один ответ - Бхима, который является ответ грубой силы, индивидуальный угол, представляющий материализм, эгоизм и себя; второй ответ - Юдхиштхира, который всегда является призывом к благочестию и богам, социальной добродетели и традициям; третий ответ - интроспективный Арджуна, который находится между двумя крайностями и который, как утверждает Ингаллс, символически раскрывает высшие моральные качества человека. Эпосы индуизма - это символический трактат о жизни, добродетелях, обычаях, морали, этике, законе и других аспектах дхармы. В «Эпосах индуизма» дхарма подробно обсуждается на индивидуальном уровне, замечает Ингаллс ; например, о свободной воле и судьбе, когда и почему люди верят в то и другое, в конечном итоге делая вывод, что сильные и процветающие естественным образом поддерживают свободу воли, в то время как те, кто сталкивается с горем или разочарованием, естественно склоняются к судьбе. Эпосы индуизма иллюстрируют различные аспекты дхармы, они являются средством передачи дхармы метафорами.

Согласно Ватсьяяне 4 века

Согласно Клаусу Клостермайеру, 4 век Ученый-индуист Ватсьаяна объяснил дхарму, противопоставляя ее адхарме. Ватсьаяна предположил, что дхарма проявляется не только в действиях, но и в словах, которые человек говорит или пишет, и в мыслях. Согласно Ватсьаяне:

  1. Адхарма тела: хинса (насилие), стейя (воровство, кража), пратисиддха майтхуна (сексуальные потакания с кем-то, кроме партнера)
  2. Дхарма тела: дана (благотворительность), паритрана (помощь страждущим) и паричарана (оказание помощи другим)
  3. Адхарма из слов, которые человек произносит или пишет: митхйа (ложь), паруша (едкая речь), шучана (клевета) и асамбаддха (абсурдные разговоры)
  4. Дхарма из слов, которые произносятся или пишутся: сатья (истина и факты), хитавачана (разговор с добрыми намерениями), приявачана (нежный, добрый разговор), свадхьяя (самостоятельное изучение)
  5. Адхарма ум: парадроха (неприязнь к кому-либо), парадравьябхипса (алчность), настикья (отрицание существования морали и религиозности)
  6. Дхарма ума: дайа (сострадание), аспрха (бескорыстие) и шраддха (вера в других)

Согласно Йоге Патанджали

В Йога-сутрах Патанджали дхарма реальна; в Веданте это нереально.

Дхарма является частью йоги, - предполагает Патанджали; Элементы индуистской дхармы - это атрибуты, качества и аспекты йоги. Патанджали объяснил дхарму в двух категориях: ямы (ограничения) и ниямы (

Пять ям, согласно Патанджали, заключаются в следующем: воздерживаться от причинения вреда всем. живые существа, воздерживайтесь от лжи (сатья), воздерживайтесь от несанкционированного присвоения ценных бумаг других (ачастрапурвака), воздерживайтесь от желаний или сексуальных измен по отношению к своему партнеру и воздерживайтесь от ожидания или принятия подарков от других. Пять ям применяются в действии, речи и уме. Объясняя яму, Патанджали поясняет, требовать профессии и ситуации могут потребовать квалификации в поведении. Например, рыбак должен поранить рыбу, но он должен попытаться сделать это с наименьшей травмой для рыбы, а рыбак не должен пытаться ранить ни одно другое существо, когда он ловит рыбу.

Пять ниям (обрядов) - это чистота, используя чистую пищу и удаляя нечистые мысли (такие как высокомерие, зависть или гордость), довольствуясь своими средствами, медитацией и безмолвным размышлением независимо от обстоятельств, с каждым человек сталкивается, изучением и стремлением к историческому знанию и преданностью всех действий Верховному Учителю достижения совершенства.

Источники

Согласно некоторым текстам индуизма, Дхарма - это эмпирическое и экспериментальное исследование каждого мужчины и женщины. Например, Апастамба Дхармасутра утверждает:

Дхарма и Адхарма не ходят повсюду, говоря: «Это мы». Ни боги, ни гандхарвы, ни предки не объявляют, что такое Дхарма и что такое Адхарма.

— Апастамба Дхармасутра

В других текстах описываются три источника и средства открытия дхармы в индуизме. Согласно Полу Хакеру, это: Во-первых, изучение исторических знаний, таких как Веды, Упанишады, Эпосы и другая санскритская литература с помощью своего учителя. Во-втором, наблюдаем за поведением и примером хороших людей. Третий источник, когда не известен ни образование, ни примерного поведения. В данном случае «атматусти » является пациентом в индуизме, то есть хороший человек, соответствующий, что удовлетворяет его сердце, его собственное внутреннее чувство, то, к чему он чувствует побуждение.

Дхарма, этапы жизни и социальная стратификация

Некоторые тексты индуизма описывают дхарму для общества и на индивидуальном уровне. Из них наиболее цитируемым Манусмрити, в котором используются четыре Варны, их права и обязанности. Однако в большинстве текстов индуизма дхарма обсуждается без упоминания Варны (каста ). Другие тексты Дхармы и Смрити отличаются от Манусмрити по природе и структуре Варн. Однако другие тексты ставят под сомнение само существование варны. Бхригу в эпосах, например, представляет теорию, согласно которой дхарма не требует никаких варн. На практике средневековая Индия считается общественным стратифицированным, где каждый социальный слой наследует профессию и эндогамным. Варна не была абсолютной в индуистской дхарме; люди имели право отказаться и покинуть свою Варну, а также свои ашрамы жизни в поисках мокши. В то время как ни Манусмрити, последовавшие за индуизмом Смрити никогда не использовали слово варнадхарма (то есть дхарма варн) или варнашрамадхарма (то есть дхарма варн и ашрамов), в научных комментариях к Манусмрити используются эти слова и таким образом связывается дхарма с варнской системой Индии. В Индии VI века даже буддийские короли называли себя «защитниками варнашрамадхармы», то есть дхармы варны и ашрамов жизни.

На индивидуальном уровне некоторых текстов индуизма описывают четыре ашрама, или этапы жизни как индивидуальная дхарма. Это: (1) брахмачарья, подготовительная жизнь в качестве ученика, (2) грихастха, жизнь домохозяина с семьей и другими социальными ролями, (3) ванпрастха или араньяка, жизнь лесного жителя, переход от мирных занятий к размышлению и отречению, и (4) санньяса, жизнь раздачи всего имущества, становление отшельником и преданность к мокше, духовным вопросам.

Согласно индуизму, четыре стадии жизни завершают четыре человеческих стремления к жизни. Дхарма позволяет удовлетворить стремление к стабильности и порядку, жизнь, которая является законной и гармоничной, стремление к поступлению, добрым, добродетельным, зарабатывать религиозные заслуги, помогать другим, успешно соглашаться с обществом. Три других стремления: Артха - стремление к таким средствам жизни, как пища, кров, власть, безопасность, материальное богатство и т. Д.; Кама - стремление к сексу, желанию, удовольствию, любви, эмоциональному удовлетворению и т. Д.; и мокша - стремление к духовному смыслу, освобождение от цикла жизнь-возрождение, самореализация в этой жизни и так далее. Четыре стадии не являются ни независимыми, ни исключающими индуистскими индуистами.

Дхарма и бедность

Дхарма, необходимая для человека и общества, зависит от бедности и процветания в обществе, согласно индуистским писаниям дхармы. Например, согласно Адаму Боулзу, Шатапатха Брахман 11.1.6.24 связывает социальное процветание и дхарму через воду. В нем говорится, что вода поступает из дождей; когда идут обильные дожди, на земле процветание, и это процветание позволяет людям следовать Дхарме - нравственной и законной жизни. Во времена бедствий, засухи, бедности страдает все, включая отношения между людьми и человеческую способность жить согласно дхарме.

В Раджадхармапарване 91.34-8 связь между бедностью и дхармой достигает полного круга. Страна с менее нравственной и законной жизнью страдает от бедствий, по мере их нарастания они вызывают более безнравственную и незаконную жизнь, что еще больше увеличивает бедствия. Те, кто у власти должны следовать раджа-дхарме (то есть есть дхарме правителей), потому что это позволяет обществу и отдельному человеку следовать дхарме и достичь процветания.

Дхарма и закон

Понятие о дхарма как обязанность или приличие в древних и правовых религиозных текстах Индии. Распространенными примерами такого использования являются Питри Дхарма (что означает долг человека как отца), Путра Дхарма (долг человека как сына), Радж Дхарма (долг человека как царя) и т. Д. В индуистской философии справедливость, социальная гармония и счастье требуют, чтобы люди жили в соответствии с дхармой. Дхармашастра представляет собой запись этих руководящих принципов и правил. Имеющиеся данные предположить, что в Индии большая коллекция литературы по Дхарме (сутры, шастры); четыре сутры сохранились, и теперь они называются Дхармасутрами. Наряду с законами Ману в Дхармасутрах существуют параллельные и различные сборники законов, таких как законы Нарады и других древних ученых. Эти и противоречивые своды не являются исключительными и не заменяют другие источники питания в индуизме. Эти Дхармасутры включают в себя инструкции по обучению молодежи, их обрядам перехода, обычаям, религиозным обрядам и ритуалам, супружеским правам и обязанностям, смертным и наследственным обрядам, законам и отправлению правосудия, преступлениям, наказаниям, типам доказательств, правилам царь, а также мораль.

Буддизм

В буддизме дхарма означает космический закон и порядок, но также применяем к учению Будды. В буддийской философии дхамма / дхарма также является термином для «феноменов ".

учения Будды

. Для практикующих буддистов, ссылки на «дхамма на пали», в частности, как «Дхарма», как правило, означает учение Будды, известное на Востоке как Будда-Дхарма. Оно включает, в частности, беседы о фундаментальных принципах (таких как Четыре благородные истины и Благородный Восьмеричный Путь ), в отличие от притч и стихов.

Статус Дхармы по-разному изучению буддийскими традициями. Некоторые считают его истиной в высшей степени или всего вещи, которые лежат за пределами «трех царств » (санскрит: тридхату) и «становления» (санскрит: бхавачакра ), что- то вроде языческого греческого и христианского логоса : это известно как Дхармакая (санскрит). Другие, считающие Будду просто просветленным человеком, видят в Дхарме сущность из «84 000 различных услуг учения» (тибетский: chos-sgo brgyad-khri bzhi strong), которые будут дал различные типы людей в зависимости от их индивидуальных склонностей и способностей.

Дхарма относится не только к высказываниям Будды, но также и к более поздним традициям интерпретации и дополнения, которые были разработаны различными школами буддизма, чтобы помочь объяснить и расширить учения Будды. учения. Для других по-прежнему они видят Дхарму как относящуюся к «истине» или высшей реальности «того, как вещи на самом деле есть» (тибетский: Чо).

Дхарма - одна из Трех Драгоценностей буддизма, которые практикующие буддизм ищут прибежища, или то, что полагается для своего длительного счастья. Три драгоценности буддизма - это Будда, означающее совершенство ума в просветлении, Дхарма, означающее учения и методы Будды, и Сангха, имея в виду монашеское сообщество, которое дает руководство и поддержку последователям Будды.

Чань-буддизм

Дхарма используется в Чань в особом контексте по отношению к передаче подлинного учения, понимания и бодхи; признается в передаче Дхармы.

Буддизм Тхеравады

В буддизме Тхеравады достижение окончательной реализации дхаммы достигаются в три этапа; обучение, практика и реализация.

На пали

  1. париятти - изучение теории дхармы, содержащееся в суттах палийского канона
  2. патипатти - применение теории на практике и
  3. пативедха - когда человек проникает в дхарму или через опыт осознает истинность этого.

Джайнизм

Джайнизм

Слово Дхарма в джайнизме встречается во всех его ключевых текстах. Он имеет контекстное значение и относится к ряду идей. В самом широком смысле это означает учение джинов или учение любой конкурирующей духовной школы, высший путь, социально-религиозный долг и то, что является высшей мангалой (святой).

Главный Джайнский текст, Таттвартха Сутра упоминает Дас-дхарму в значении «десять праведных добродетелей». Это терпение, скромность, прямолинейность, чистота, правдивость, сдержанность, строгость, отречение, непривязанность и целомудрие. Ачарья Амритачандра, автор джайнского текста Пурушартхасиддхьюпая, пишет:

Правоверный должен постоянно медитировать на добродетели дхармы, как на высшую скромность, чтобы защитить душу от всех противоположных наклонностей. Он также должен скрывать недостатки других.

— Puruārthasiddhyupāya (27)

Dharmastikaay (Dravya)

Термин dharmastikaay также имеет особое онтологическое и сотериологическое значение в джайнизме, как часть его теории шести дравья (субстанция или реальность). В джайнской традиции существование состоит из дживы (душа, атман) и адживы (не-душа), последняя состоит из пяти категорий: инертная неодушевленная атомарная материя (пудгаластикаай), пространство (акаша), время (кала), принцип движения (дхармастикаай) и принцип покоя (адхармастикаай). Использование термина дхармастикаай для обозначения движения и для обозначения онтологической подкатегории характерно для джайнизма и не встречается в метафизике буддизма и различных школ индуизма.

Сикхизм

Сикхизм

Для сикхов слово дхарам (панджаби : ਧਰਮ, романизировано: дхарам) означает путь праведности и надлежащей религиозной практики. Гуру Грант Сахиб в гимне 1353 означает дхарму как долг. Движение 3HO в западной культуре, которое включило в себя определенные сикхские верования, в широком смысле определяет сикхскую Дхарму как все, что составляет религию, моральный долг и образ жизни.

Дхарма в символах

колесо в центре флага Индии символизирует Дхарму.

Важность дхармы для индийских настроений иллюстрируется решением Индии в 1947 году включить в нее Ашока-чакру, изображение дхармачакры («колесо дхармы»), как центральный мотив на его флаге.

См. также

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Дхарма
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:06:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте