Тина (санскрит, пали : थीन) - это буддийский термин, который переводится как «лень». Тина определяется как вялость или вялость ума, характеризующаяся отсутствием движущей силы. В традиции Тхеравады тина возникает в сочетании с миддха (оцепенение), которое определяется как болезненное состояние, характеризующееся неуклюжестью, недостатком энергии и противодействием полезной деятельности. Два умственных фактора в сочетании выражаются как тхина-миддха (лень-оцепенение).
Тина упоминается в палийском каноне как:
Бхиккху Бодхи объясняет:
Ленивость - это вялость или вялость ума. Его характеристика - недостаток движущей силы. Его функция - рассеивать энергию. Это проявляется в падении ума. Его непосредственная причина - неразумное внимание к скуке, сонливости и т. Д.
Лень и оцепенение (миддха ]) всегда встречаются вместе и противоположны энергии (вирия ). Лень определяется как болезнь сознания (читта-геланна), оцепенение - как болезнь умственных факторов (каягеланна). В паре они составляют одно из пяти препятствий, которые преодолеваются при первоначальном применении (vitakka ).
Аттасалини (II, Книга I, Часть IX, Глава II, 255) говорит о лености и оцепенении: «Отсутствие стремления, трудности из-за неспособности - вот смысл». Затем мы читаем следующие определения лени и оцепенения:
Составное «лень-оцепенение» - это лень плюс оцепенение; из которых у лени есть отсутствие или сопротивление стремлению как характеристике, разрушение энергии как функции, опускание связанных состояний как проявления; для оцепенения характерна громоздкость, закрытие дверей сознания как функция, сжатие в принятии объекта или сонливость как проявление; и оба имеют бессистемное мышление, в том, чтобы не пробуждаться от недовольства и лени (или потворства) как непосредственной причины.
Нина ван Горком объясняет:
Когда есть лень и оцепенение, нет энергии, нет силы для выполнения даны, чтобы соблюдать шилу, слушать Дхамму, изучать Дхамму или развивать спокойствие, нет энергии, чтобы помнить о реальности, которая появляется сейчас.