Психические факторы ( санскрит : чаитасика или читта самскара ; пали : четасика ; тибетский : སེམས་ བྱུང sems byung ) в буддизме определены в учениях Абхидхаммы (буддийской психологии). Они определяются как аспекты ума, которые воспринимают качество объекта и обладают способностью окрашивать разум. В Абхидхамме умственные факторы классифицируются как образования ( санскрит : самскара ), совпадающие с умом ( санскрит : читта ). Альтернативные переводы психических факторов включают «психические состояния», «психические события» и «сопутствующие состояния сознания».
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Введение
- 2 Списки психических факторов
- 3 традиция стхавиравады сарвастивады
- 3.1 Десять умственных факторов
- 3.2 Десять полезных умственных факторов
- 3.3 Шесть нездоровых психических факторов
- 4 Традиция Тхеравады Абхидхаммы
- 4.1 Семь универсальных психических факторов
- 4.2 Шесть случайных умственных факторов
- 4.3 Четырнадцать нездоровых психических факторов
- 4.4 Двадцать пять прекрасных умственных факторов
- 5 Традиция Махаяны Абхидхармы
- 5.1 Пять универсальных психических факторов
- 5.2 Пять определяющих объект ментальных факторов
- 5.3 Одиннадцать добродетельных умственных факторов
- 5.4 Шесть основных нездоровых факторов
- 5.5 Двадцать вторичных вредных факторов
- 5.6 Четыре изменчивых психических фактора
- 6 Альтернативные переводы
- 7 См. Также
- 8 Примечания
- 9 ссылки
- 10 Источники
- 11 Внешние ссылки
Вступление
Психические факторы - это аспекты ума, которые воспринимают качество объекта и обладают способностью окрашивать разум. Геше Таши Церинг объясняет:
- По-тибетски ментальные факторы semlay jungwa chö (санскр. Chaitasika dharma ) означают явления, возникающие из ума, предполагая, что умственные факторы не являются первичными для ума, а возникают в более широких рамках. Психический фактор, опять же, определяется как аспект ума, который воспринимает определенное качество объекта. Поскольку он характеризуется качествами активности и ненейтральности, он обладает способностью окрашивать разум в зависимости от того, как он проявляется. Следовательно, желание увидеть то, что задумано как красивый объект, влияет на другие умственные факторы, присутствующие в то время, и это окрашивает весь ум.
Отношения между основным умом (санскрит: читта ) и умственными факторами можно описать следующими метафорами:
- Главный ум подобен экрану в кинотеатре, а умственные факторы подобны изображениям, проецируемым на экран. В этой аналогии мы обычно не замечаем экран, потому что мы слишком увлечены изображениями.
- Главный ум подобен королю, который пассивно сидит на троне, а умственные факторы подобны занятым министрам короля.
Тралег Ринпоче утверждает, что главное различие между умом и ментальными факторами состоит в том, что ум воспринимает объект в целом, тогда как ментальные факторы воспринимают объект в его деталях.
Списки психических факторов
В буддизме существует множество различных систем абхидхармы (обычно называемых буддийской психологией), и каждая система содержит свой собственный список наиболее значимых психических факторов. Эти списки варьируются от системы к системе как по количеству перечисленных ментальных факторов, так и по определениям, которые даются для каждого ментального фактора. Эти списки не считаются исчерпывающими; скорее они представляют важные категории и психические факторы, которые полезно изучить, чтобы понять, как функционирует разум.
Некоторые из основных комментариев к системам Абхидхармы, которые изучаются сегодня, включают:
- Абхидхамматтха-сангаха Ачарьи Ануруддхи - комментарий Тхеравады, в котором перечислены пятьдесят два умственных фактора.
- Atthasālinī по Буддхагошу - комментарий Тхеравада что дает объяснение пятьдесят два психических факторов.
- Abhidharmakośa по Васубандху - это сарвастивада комментарий (изучаемые в школах Махаяны) который перечисляет сорок шесть психических факторов.
- Abhidharma-samuccaya по Асангам - в Йогачара комментарий (изучаемом в школах Махаяны) которые перечислены пятьдесят один ментальных факторов.
- Сокровенное Ядро Темы знаний (mDzod-phug) по Шенраба Миво - тибетский Bon комментарий, который перечисляет пятьдесят один факторов.
Традиция стхавиравады сарвастивады
У Махавибхасы и Абхидхармакоши есть 46 умственных факторов, которые включают:
Десять умственных факторов
Десять махабхумика дхарм присущи всему сознанию.
- Ведана - чувство
- Санджна - восприятие
- Четана - воля
- Sparśa - контакты
- Чанда - желание (действовать)
- Праджня - мудрость
- Смрити - внимательность
- Манасикара - внимание
- Адхимокша - решение
- Самадхи - умственное сосредоточение. это также называется Экаггата, однонаправленность
Десять полезных умственных факторов
Десять кушала махабхумика дхармах сопровождают благотворное сознание (кусала читта).
- Шраддха - вера
- Вирья - энергия
- Хри - стыд делать зло
- Апатрапья - приличие, забота о последствиях
- Алобха - непривязанность
- Адвеша - ненападение
- Прашрабдхи - спокойствие
- Упекша - невозмутимость
- Аппамада - сознательность
- Ахимса - непричинение вреда
Шесть нездоровых психических факторов
Шесть клеш mahābhūmika дхармы сопровождать клеш.
- Моха - заблуждение
- Прамада - невнимательность, беспечность, безразличие
- Каушидйа - лень, праздность
- Ишраддхйа - недостаток веры, недостаток доверия
- Стьяна - вялость, мрачность
- Ауддхатья - возбуждение, неистовство
Традиция Тхеравады Абхидхаммы
В рамках традиции Тхеравады Абхидхаммы Абхидхамматтха-сангаха перечисляет пятьдесят два умственных фактора, перечисленных ниже:
Обратите внимание, что этот список не является исчерпывающим; в учениях Тхеравады упоминаются и другие умственные факторы. Этот список определяет пятьдесят два важных фактора, которые помогают понять, как функционирует разум.
Семь универсальных психических факторов
Семь универсальных умственных факторов ( sabbacittasādhāraṇa cetasikas ) являются общими ( sādhāraṇa ) для всего сознания ( sabbacitta ). Бхиккху Бодхи утверждает: «Эти факторы выполняют самые рудиментарные и важные когнитивные функции, без которых осознание объекта было бы совершенно невозможно».
Вот эти семь факторов:
- Phassa - контакты
- Ведана - чувство
- Сання - восприятие
- Четана - воля
- Экаггата - однонаправленность
- Дживитиндрия - факультет жизни
- Манасикара - внимание
Шесть случайных умственных факторов
Шесть случайных или особых умственных факторов ( pakiṇṇaka cetasikas ) - это этически изменчивые умственные факторы, обнаруживаемые только в определенных сознаниях. Они есть:
- Витакка - Применение мысли
- Vicāra - Изучение
- Адхимокха - Решение
- Вирия - Энергия
- Пити - Восторг
- Чанда - Желание (действовать)
Четырнадцать нездоровых психических факторов
Неблагоприятные умственные факторы ( акусала четасики ) сопровождают нездоровые сознания ( акусала читта ).
Четырнадцать нездоровых психических факторов:
- Четыре универсальных неблагих умственных фактора ( акушаласадхарана ):
- Моха - заблуждение
- Ахирика - отсутствие стыда
- Аноттапа - игнорирование последствий
- Уддхачча - беспокойство
- Три ментальных фактора группы жадности ( лобха ):
- Лобха - жадность
- Diṭṭhi - неправильный взгляд
- Мана - тщеславие
- Четыре ментальных фактора группы ненависти ( доша )
- Доса - ненависть
- Issā - зависть
- Макчария - скупость
- Куккуча - сожаление
- Другие вредные психические факторы
- Тина - ленивец
- Миддха - оцепенение
- Vicikicchā - сомнение
Бхиккху Бодхи утверждает:
- Неблагоприятное сознание ( акушалачитта ) - это сознание, сопровождаемое тем или иным из трех нездоровых корней - жадностью, ненавистью и заблуждением. Такое сознание называется нездоровым, потому что оно психически нездорово, морально заслуживает порицания и приводит к болезненным результатам.
Двадцать пять прекрасных умственных факторов
Прекрасные умственные факторы ( собхана четасика ) сопровождают благотворное сознание ( кусала читта ).
Двадцать пять прекрасных умственных факторов ( собхана четасика ):
- Девятнадцать универсальных прекрасных умственных факторов ( собханасадхарана ):
- Саддха - вера
- Сати - внимательность
- Хири - стыд делать зло
- Оттаппа - забота о последствиях
- Алобха - отсутствие жадности
- Адоса - отсутствие ненависти
- Татрамаджджхаттата - равновесие, нейтралитет ума
- Каяпассаддхи - спокойствие ментального тела
- Читтапассаддхи - спокойствие сознания
- Каялахута - легкость ментального тела
- Читталахута - легкость сознания
- Каямудута - податливость / мягкость ментального тела
- Читтамудута - податливость / мягкость сознания
- Каякамманната - владение ментальным телом
- Читтакамманнйата - владение сознания
- Каяпагунната - умение ментального тела
- Читтапагунната - мастерство сознания
- Кайуджуката - прямолинейность ментального тела
- Читтуджуката - прямолинейность / правильность сознания
- Три воздержания ( вирати ):
- Саммавача - правильная речь
- Саммакамманта - правильное действие
- Самма-аджива - правильные средства к существованию
- Два неизмеримых ( appamañña):
- Каруна - сострадание
- Мудита - сочувственная радость
- Единая способность мудрости ( паншиндрия ):
Бхиккху Бодхи утверждает:
- Целостное сознание ( кусалачитта ) - это сознание, сопровождаемое благими корнями: ненасытность или щедрость, отсутствие ненависти или любящей доброты, а также отсутствие заблуждений или мудрости. Такое сознание психически здорово, морально безупречно и приносит приятные результаты.
Традиция Махаяны Абхидхармы
Изучение Абхидхармы в традиции Махаяны основано на санскритской системе абхидхармы Сарвастивада. В рамках этой системы Абхидхарма-самуччая выделяет пятьдесят один умственный фактор:
Пять универсальных психических факторов
Пять универсальных умственных факторов ( сарватрага ):
- Спарша - контакт, контактное осознавание, чувственное впечатление, прикосновение
- Ведана - чувство, ощущение
- Санджна - восприятие
- Четана - воля, намерение
- Манасикара - внимание
Эти пять ментальных факторов называют универсальными или вездесущими, потому что они действуют вслед за каждой умственной ситуацией. Если какой-либо из этих факторов отсутствует, переживание объекта неполное. Например:
- Если нет спарши (контакта), тогда не будет основы для восприятия.
- Если нет веданы (чувства, ощущения), нет и удовольствия от объекта.
- Если нет санджня (восприятия), то особые характеристики объекта не воспринимаются.
- Если нет четаны (воли), то нет движения к объекту и оседания на нем.
- Если нет манасикары (внимания), значит, нет удержания за объект.
Пять определяющих объект ментальных факторов
Пять определяющих объект ментальных факторов ( вишаянията ):
- Чанда - желание (действовать), намерение, интерес
- Адхимокша - решение, интерес, твердое убеждение
- Смрити - внимательность
- Праджня - мудрость
- Самадхи - сосредоточение
Эти пять факторов называются определяющими для объекта, потому что каждый из них учитывает спецификацию объекта. Когда они устойчивы, есть определенность в отношении каждого объекта.
Одиннадцать добродетельных умственных факторов
Одиннадцать добродетельных ( кушала ) умственных факторов:
- Шраддха - вера
- Хри - самоуважение, сознательность, чувство стыда
- Апатрапья - приличие, забота о последствиях
- Алобха - непривязанность
- Адвена - ненападение, невозмутимость, отсутствие ненависти
- Амоха - отсутствие недоумения
- Вирья - трудолюбие, усилие
- Прашрабдхи - податливость
- Апрамада - сознательность
- Упекша - невозмутимость
- Ахимса - безвредность
Шесть основных нездоровых факторов
Шесть основных нездоровых факторов ( мулаклеша ):
- Рага - привязанность
- Пратига - гнев
- Авидья - невежество
- Мана - гордость, тщеславие
- Vicikitsa - сомнение
- Dṛṣṭi - неправильный взгляд
Двадцать вторичных вредных факторов
Двадцать вторичных вредных факторов ( упаклеша):
- Кродха - ярость, ярость
- Упанаха - обида
- Мракша - сокрытие, лукавство - сокрытие
- Прадаша - злоба
- Īrṣyā - зависть, ревность
- Матсарья - скупость, скупость, скупость
- Майа - притворство, обман
- Asāhya - лицемерие, нечестность
- Мада - увлечение, душевное раздувание, самоудовлетворение.
- Вихимса - злоба, враждебность, жестокость, намерение причинить вред
- Āhrīkya - отсутствие стыда, отсутствие совести, бесстыдство
- Анапатрапья - отсутствие приличия, пренебрежение, бесстыдство
- Стьяна - вялость, мрачность
- Ауддхатья - возбуждение, неистовство
- Ишраддхйа - недостаток веры, недостаток доверия
- Каушидйа - лень, праздность
- Прамада - невнимательность, беспечность, безразличие
- Мунитасмритита - забвение
- Асаṃпраджанйа - невнимательность, невнимательность
- Vikṣepa - рассеянность, уныние
Четыре изменчивых психических фактора
Четыре изменчивых психических фактора ( анията ):
- Kaukṛitya - сожаление, беспокойство,
- Миддха - сон, сонливость
- Витарка - зачатие, отбор, обследование
- Vicāra - проницательность, рассудительность, анализ
Альтернативные переводы
Альтернативные переводы термина « психические факторы» (санскрит: чаитасика ) включают:
- Психические факторы (Геше Таши Церинг, Джеффри Хопкинс, Бхиккху Бодхи, NKG Mendis)
- Психические события (Герберт Гюнтер)
- Психические состояния (Эрик Пема Кунзанг, Нарада Тхера)
- Сопутствующие заболевания (NKG Mendis)
- Компоненты сознания (Бхиккху Бодхи)
- Вспомогательная осведомленность (Александр Берзин)
Смотрите также
Заметки
Рекомендации
Источники
- Берзин, Александр (2006). Первичные умы и 51 психический фактор. Изучите буддизм.
- Бхиккху Бодхи (1995-1012). Всеобъемлющее руководство Абхидхаммы. Буддийское издательское общество.
- Геше Таши Церинг (2006). Буддийская психология: основа буддийской мысли. Книжная группа Персей. Разжечь издание.
- Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой. Петух. Разжечь издание.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод «Ожерелья ясного понимания» Е-шес Ргьял-Мтшан. Издательство Дхармы. Разжечь издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1. Североатлантические книги.
- Нарада Тхера. Абхидхамматтха-сангаха
- Тралег Ринпоче (1993). Абхидхармасамуччая: Учения достопочтенного Тралега Кьябгона Ринпоче. Буддийский институт Кагью Э-Вам. [1]
Внешние ссылки
Психические факторы Махаяны:
Психические факторы тхеравады:
Тхеравада Абхидхарма:
Определения «чаитикас» или «четисакас»