Переводы. saṅkhāra | |
---|---|
английский | образования. волевые образования. волевые действия |
Санскрит | संस्कार (saṃskāra) |
Пали | सङ्खार (saṅkhāra) |
бенгальский | সংস্কার |
бирманский | သင်္ ခါ ရ. (IPA: ) |
китайский | 行. (пиньинь : xíng) |
японский | 行. (rōmaj i : gyō) |
кхмерский | សង្ខារ. (Sang kha) |
корейский | 행. (RR : haeng) |
сингальский | සංස්කාර. (saṃskāra) |
тибетский | འདུ་ བྱེད་. ('du.byed) |
Тайский | สังขาร. (RTGS : sangkhan) |
Вьетнамский | 行. (hành) |
Глоссарий буддизма |
Санкхара (пали ; सङ्खार; Санскрит : संस्कार или saṃskāra ) - термин, занимающий видное место в буддизме. Это слово означает «образования» или «то, что было соединено» и «то, что складывается».
В первом (пассивном) смысле санкхара относится к обусловленным явлениям в целом, но конкретно ко всем ментальным «расположениям». Их называют «волевыми образованиями», потому что они образуются в результате воли и потому, что они являются причинами возникновения будущих волевых действий. Английские переводы санкхары в первом смысле слова включают «обусловленные вещи», «определения», «вымыслы» и «образования» (или, особенно когда речь идет о ментальных процессах, «волевые образования»).
Во втором (активном) смысле слова санкхара относится к карме (санкхара-кхандха ), которая ведет к обусловленному возникновению, зависимому возникновению.
Согласно школе Виджнанавады, существует 51 самскара или умственный фактор.
Санкхара - это палийское слово, родственное санскритскому слову saṃskāra. Последнее слово не является ведическим санскритским термином, но широко используется в классическом и эпическом санскрите во всех индийских философиях. Санскара встречается в индуистских упанишадах, таких как стих 2.6 из Каушитаки Упанишад, 4.16.2–4 из Чандогья Упанишад, 6.3.1 из Брихадараньяка Упанишад как также упоминается древнеиндийским ученым Панини и многими другими. Санкхара появляется в буддийских текстах Питаки с различными значениями и контекстами, несколько отличными от текстов Упанишад, особенно в отношении чего-либо, что предопределяет непостоянство.
. «объект и субъект» как взаимозависимые части человеческого сознания и эпистемологического процесса. Он означает «впечатление, расположение, обусловливание, формирование, совершенствование в уме, влияние на его сенсорные и концептуальные способности», а также любое «приготовление, причастие», которое «впечатляет, располагает, влияет или обусловливает» то, как человек думает, представляет или чувствует.
В первом (пассивном) смысле санкхара означает «обусловленные вещи» или «предрасположенности, ментальный отпечаток». Все совокупности в мире - физические или умственные сопутствующие факторы, и все явления, утверждают ранние буддийские тексты, являются обусловленными вещами. Он может относиться к любой сложной форме во Вселенной, будь то дерево, облако, человек, мысль или молекула. Все это санкхары, равно как и все физическое и видимое в феноменальном мире - это обусловленные вещи или совокупность умственных состояний. Будда учил, что все санкхары непостоянны и лишены сущности. Эти субъективные предрасположенности, утверждает Дэвид Калупахана, «не позволили Будде попытаться сформулировать предельно объективный взгляд на мир».
Поскольку обусловленные вещи и предрасположенности являются восприятиями и не имеют реальной сущности, они не являются надежными источниками. удовольствия, и они непостоянны. Понимание значения этой реальности - мудрость. Это «обусловленные вещи» смысл слова санкхара появляется в Четыре благородные истины и в буддийской теории зависимого происхождения, именно так невежество или неправильные представления о непостоянстве и несамости приводят к татхе и возрождения. Самютта Никая II.12.1 представляет одно такое объяснение, как и другие тексты на пали.
последние слова Будды, согласно Махапариниббана Сутта (на английском языке и пали), были: «Ученики, я заявляю вам: все обусловленные вещи подвержены распаду - неустанно стремитесь к своему освобождению». (Пали: «хандадани бхиккхаве амантайами во, вайадхамма санкхара аппамадена сампадетха ти».)
|
Пять совокупностей (панча кхандха). согласно палийскому канону. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| .... →. ←.... ← |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Thanissaro, 2001) | детали диаграммы |
Во втором (активном) смысле, санкхара (или saṅkhāra-khandha ) относится к факту создания формы у ума. Это часть доктрины обусловленного возникновения или зависимого происхождения (paiccasamuppāda). В этом смысле термин санкхара означает кармически активную волю или намерение, которое порождает перерождение и влияет на сферу перерождения. Санкхара здесь является синонимом карма и включает действия тела, речи и ума.
Санкхара-кхандха утверждает, что живые существа возрождаются (бхава, становятся) посредством действий тела и речи (камма ). Будда утверждал, что все волевые конструкции обусловлены неведением (авиджа ) непостоянства и несамости. Именно это невежество ведет к возникновению санкхар и, в конечном итоге, вызывает человеческие страдания (дуккха ). Прекращение всех таких санкхар (сабба-санкхара-ниродха) является синонимом Пробуждения (бодхи ), достижения нирваны. Конец обусловленного возникновения или зависимого происхождения в кармическом смысле (санкхары) приводит к безусловному феномену нирваны.
Поскольку неведение обусловливает волевые образования, эти образования, в свою очередь, обусловливают сознание (винняна ). Будда уточнил:
«Что человек намеревается, что он устраивает и чем он увлечен: это поддержка для размещения сознания. Есть поддержка, есть приземление [или: установление] сознания. Когда это сознание приземляется и растет, в будущем происходит производство обновленного становления. Когда в будущем происходит производство обновленного становления, есть будущее рождение, старение и смерть, печаль, скорбь, боль, страдания и отчаяние. Таково происхождение всей этой массы страдания и стресса ».
Психические факторы (санскрит: caitasika; пали: cetasika; тибетский Wylie: sems byung) - это образования (санскрит: санкхара), совпадающие с умом (санскрит: читта ). Их можно описать как аспекты ума, которые воспринимают качество объекта и обладают способностью окрашивать ум.
Будда подчеркивал необходимость очищать предрасположенности, а не устранить их полностью.
Калупахана утверждает, что «устранение диспозиций - это эпистемологическое самоубийство», поскольку диспозиции определяют наши перспективы. Развитие личности в направлении совершенства или несовершенства зависит от его предрасположенностей.
Когда происходит предварительная ниббана с субстратом (то есть ниббана живого существа), созидательное сознание, которое Домостроитель полностью разрушен и никаких новых построек строиться не будет. Однако санкхары в смысле сконструированного сознания, которое существует как «кармически проистекающее-сознание» (випака винняна), продолжают существовать. Каждый освобожденный человек не производит новой кармы, но сохраняет конкретную индивидуальную личность, которая является результатом его или ее кармического наследия. Сам факт существования психофизического субстрата в течение оставшейся части жизни араханта свидетельствует о продолжающемся воздействии кармы.
, предшествующий. Авидья | Двенадцать ниданов. Санскара | Преемник. Виджняна |