Тяньтай

редактировать
Храм Гоцин на горе Тяньтай, первоначально построенный в 598 году во время Династия Суй и обновлена ​​во время правления Цин Императора Юнчжэна (годы правления 1722–1735).
Тяньтай
Китайское имя
Китайское 天台
Ханью Пиньинь КНР Стандартный мандарин: Тиантай. КР Стандартный мандарин: Тиантай
Буквальное значениеиз «Тяньтай [Небесный Башня] Гора "
Вьетнамское имя
вьетнамский Тхиен Тай
Хан-Ном 天台
Корейское имя
хангыль 천태
ханджа 天台
японское имя
кандзи 天台

тяньтай или Тянь-тай (китайский : 天台; пиньинь : КНР Стандартный мандарин: Тиантай, КР Стандартный мандарин: Тиантай, Диалект У Тайчжоу (родной язык Тяньтай): Thiethei) - школа буддизма в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, почитающая Сутра Лотоса как высшее учение в буддизме. В Японии школа известна как Tendai, в Корее как Cheontae, а во Вьетнаме как Thiên thai.

Название происходит от того факта, что Чжии (538–597 гг. Н. Э.), Четвертый патриарх, жил на горе Тяньтай. Чжии также считается первой крупной фигурой, которая значительно отошла от индийской традиции и сформировала местную китайскую систему. Тяньтай иногда также называют «школой лотоса» из-за центральной роли Лотосовой сутры в ее учениях.

Во время династии Суй школа Тяньтай стала одной из ведущих школ Китайский буддизм с многочисленными большими храмами, поддерживаемыми императорами и богатыми покровителями. Влияние школы уменьшилось и возродилось снова во время династии Тан, а также снова выросло во время династии Сун. Его доктрина и практика оказали влияние на китайский чань и буддизм Чистой земли.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние данные
    • 1.2 Чжийи
    • 1.3 Жанрань
    • 1.4 Пост-Танский кризис и возрождение песни
    • 1.5 Юань, Мин и Цин
  • 2 текста
  • 3 Классификация учений
    • 3.1 Пять периодов
    • 3.2 Восемь учений
      • 3.2.1 Четыре доктрины
      • 3.2.2 Четверичные методы
  • 4 Учения
    • 4.1 Тройная истина
    • 4.2 Три созерцания
    • 4.3 Четыре учения
  • 5 Практика медитации
  • 6 Влияние
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

История

В отличие от более ранних школ китайского буддизма, школа Тяньтай была полностью китайского происхождения. Считается, что школы буддизма, существовавшие в Китае до появления тяньтай, представляют собой прямую трансплантацию из Индии, с небольшими изменениями в их основных доктринах и методах. Однако Тяньтай рос и процветал как местная китайская буддийская школа под руководством четвертого патриарха Чжии, который разработал оригинальную и обширную китайскую буддийскую систему доктрины и практики посредством своих многочисленных трактатов и комментариев.

Со временем школа Тяньтай стала доктринально широкой, способной впитать и дать начало другим движениям в буддизме, хотя и без какой-либо формальной структуры. Традиция делала упор как на изучение священных писаний, так и на медитативную практику, и учила быстрому достижению состояния будды через наблюдение за умом.

Школа в значительной степени основана на учениях Чжии, Жанран и, кто жил между 6 и 11 веками в Китае. Эти учителя использовали подход, называемый «классификацией учений» (паньцзяо 判 教), в попытке согласовать многочисленные и часто противоречивые буддийские тексты, пришедшие в Китай. Это было достигнуто посредством особой интерпретации Лотосовой сутры.

Ранние фигуры

. Из-за использования философии Срединного пути Нагарджуны он традиционно считается быть первым патриархом школы Тяньтай.

дхьяна шестого века мастер Хуэйвэнь (кит. : 慧 文) традиционно считается вторым патриархом школы Тяньтай.. Хуэйвэнь изучал труды Нагарджуны и, как говорят, пробудился к глубокому значению слов Нагарджуны: «Все обусловленные явления, которые я называю пустыми, являются всего лишь ложными именами, которые также указывают на среднее значение».

позже передал свои учения чаньскому мастеру Наньюэ Хуиси (кит. : 南 嶽慧思, 515-577), который традиционно считался третьим патриархом. Говорят, что во время медитации он реализовал «Лотос Самадхи », указывающий на просветление и состояние будды. Он является автором «Махаяна-шаматха-випашьяна». Затем Хуиси передал свои учения Чжии (кит. : 智 顗, 538-597), традиционно считавшемуся четвертым патриархом Тяньтая, который, как говорят, практиковал Лотосное Самадхи, и стали просветленными быстро. Он является автором множества трактатов, таких как объяснения буддийских текстов, и особенно систематических руководств различной длины, в которых объясняются и перечисляются методы буддийской практики и медитации. Вышеупомянутая линия была предложена буддистами более поздних времен и не отражает популярности монахов в то время.

Чжии

Живопись Шрамана Чжии

Ученые, такие как Пол Лорен Свансон, считают Чжии (кит. : 智 顗, 538–597 гг. Н. Э.) Был основным основателем школы Тяньтай, а также одним из величайших буддийских философов Китая. Он был первым, кто систематизировал и популяризировал сложный синтез доктрины Тяньтай как оригинальной китайской традиции.

Чжии проанализировал и организовал все Агамы и Махаяны сутры в система пяти периодов и восьми типов учений. Например, многие элементарные доктрины и соединительные концепции были преподаны в начале пришествия Будды, когда подавляющее большинство людей в его время еще не были готовы постичь «окончательную истину». Эти агамы были упайей, или искусными средствами - примером того, как Будда использовал свою безграничную мудрость, чтобы вести этих людей к истине. Последующие учения, передаваемые более продвинутым последователям, таким образом, представляют более полную и точную картину учений Будды и покончили с некоторыми философскими «костылями», представленными ранее. Кульминацией классификации Чжии стала Сутра Лотоса, которую он считал высшим синтезом буддийской доктрины. Разница в объяснении Чжи к Сутре Золотого Света вызвала споры во время династии Сун.

Школа Тяньтай Чжии получила большую поддержку со стороны империи во время династии Суй, из-за этого, это была крупнейшая буддийская школа в начале Тан и, таким образом, пострадала из-за ее тесной связи с домом Суй.

Жанран

Иллюстрация Жанраня

После Чжии Тяньтай затмился на время появления более новых школ, таких как восточноазиатская йогачара (Fǎxiàng-zōng) и школы Хуаянь, вплоть до 6-го патриарха Цзинси Чжанрань (711-782) возродил школу и защитил ее доктрину от конкурирующих школ, таких как Хуайен и Факсанг. Споры между школой Фасян и школой Тяньтай по поводу понятия всеобщего состояния будды были особенно жаркими, при этом школа Фасян утверждала, что разные существа имеют разную природу и поэтому достигнут разных состояний просветления, в то время как школа Тяньтай приводил доводы в пользу учения Сутры Лотоса о состоянии будды для всех существ. Взгляд Жанраня на природу Будды был расширен в его книге «Цзинганпи» или «Алмазный скальпель», который является «классическим местом» доктрины «природы будды неодушевленных существ». Согласно Шуману Чену, Жанран:

предоставляет свое объяснение прежде всего с точки зрения всепроникающего качества природы будды, которую он считает синонимом таковости. Это объяснение указывает на то, что внешние осязаемые объекты, такие как вода, здания и флора, бесформенные звуки и запахи, а также внутренние мысли или идеи обладают природой будды. Это потому, что Будда Шакьямуни и любые другие достойные качества качества Будды в своей практике, ведущей к просветлению и в результате реализации, не отвергают ничего, а вместо этого принимают все. В терминологии Тяньтая Будда и все существа взаимно включают, пронизывают и идентичны друг другу.

Кризис после Тан и возрождение Песни

После Чжаньраня Тяньтай снова пришел в упадок. Брук Зипорин пишет, что этот период считается вторым темным веком Тяньтая, кризисным состоянием, «простирающимся от Тан к Пяти династиям и Северной Сун», эпохой, отмеченной внутренне ухудшением отличительных идей Тяньтая и отмеченной внешне утрата важнейших текстов и монастырских учреждений, особенно после преследований 845 (период, когда возросло влияние Чань) »

В этот период Хуаянь и Чань влияния сильно вторглись в мысль Тяньтая. Ученик Жанраня и седьмой патриарх Даосуй, а также синкретические фигуры, такие как Чжи Юань (768-844) и Даочан Нинфэнь, объединили идеи Тяньтая с идеями Чань (в частности, школы Хэцзэ ). Даосуй (китайский : 道 邃; пиньинь : Даосуи) важен, потому что он был основным учителем Сайчо, основателя японской традиции Тяньтай (известной в Японский как Tendai ). К другим синкретистам Тяньтай относятся Дешао (881-972), который был связан с ветвью Файен Чана, и его ученик Юнмин Йеншоу (954-974), который пытался объединить учения Тяньтай, Хуайен и Йогачара под своего рода идеализмом под влиянием Цзунми, подчеркивая, что он называл «единый чистый бесформенный разум».

Эта ситуация привела к знаменитому спору в школе Тяньтай, известному как споры «домашняя гора» (шаньцзя) и «вне горы» (шаньвай). Сторонники «вне горы», как их позже полемически называли, поддерживали эти новые доктрины (такие как «единый чистый разум»), утверждая, что они изначально были доктринами Тяньтая, в то время как сторонники «домашней горы» считали исходный взгляд Тяньтая отличным от него и превосходящим его. на этот новый взгляд повлияли доктрины Чань и Хуаянь (особенно работы Цзунми ). Самой заметной фигурой во время этих дебатов был Патриарх (960-1028), который написал различные комментарии к произведениям Чжи и отстоял точку зрения «Домашняя гора». Основные критические замечания Чжили включали в себя нападки на то, что Чан не понимал необходимости использования слов и изучения священных писаний как части практики, а также критику взгляда Цзунми на чистый ум как на природу будды, утверждая вместо этого, что «три истины», как учил Чжии - это высшая реальность. Для Чжили ум или сознание не имеют особого статуса по сравнению с другими типами дхарм, такими как физическая материя.

Со временем представление Чжили о "домашней горе" оказалось победоносным, и его работы стали частью ортодоксальный канон Тяньтай времен династии Сун. Циюнь Цзунши (964-1032) был еще одной важной фигурой во втором возрождении Тяньтая. Его работа была сосредоточена на продвижении ритуалов для буддистов-мирян и на обращении населения от использования крови, мяса и алкоголя в погребальных обрядах и обрядах предков. Ций также пропагандировал практику принятия местных китайских божеств и духов в буддийскую религию в качестве «вассалов» или «вассалов» и активно продвигал ритуалы покаяния.

Эти две фигуры также были связаны с популяризацией Pure Земля практикуется через фундамент мирских обществ (лотосные общества, лианше). Тяньтайский монах Мао Цзыюань (1096? -1166) сделал еще один шаг вперед, основав то, что стало известно как «Общество Белого Лотоса», которое позволяло мужчинам и женщинам посещать вместе и даже проповедовать и руководить общественными залами покаяния в браке.

Благодаря усилиям этих главных деятелей Тяньтая школа стала одной из доминирующих форм буддизма во время Песни, наряду с Чань.

Юань, Мин и Цин

Поражение династии Сун было серьезным ударом для Тяньтая, который потерпел еще одну неудачу во время династии Юань, которая поддерживала тибетский буддизм, в то время как буддизм Чань продолжал расти в популярности, нападая на легитимность других школ. В этот период фигура Тяньтая Хуси Хуайзэ (фл. 1310) написал свой полемический трактат «Запись передачи Тяньтай печати разума Будды» как попытку защитить традицию Тяньтай от критики Чань.

Мин. Династия увидела дальнейшее религиозное возрождение среди основных китайских буддийских школ, включая Тяньтай, особенно во время правления дружественного буддистам императора Ванли. Одна из главных фигур буддийского возрождения Мин Тяньтай - Мяофэн Чжэньцзюэ (1537-1589), который много читал лекции и чьи ученики возродили древние монастыри Тяньтай, такие как Гаомин и Аюван. Юси Чуандэн (1554-1628), ученик Мяофэна, был также другой важной фигурой, написавшей труд под названием «О природе, включая добро и зло», в котором представлены его идеи о доктринальной классификации, принципе включения природы и практике врата Дхармы присущего зла, пытающиеся согласовать их с конфуцианством и идеями Шурангама-сутры. Чуандэн также сыграл важную роль в восстановлении монастыря Гаомин, который к тому времени был заброшен.

Тяньси Шоудэн (1607-1675) был одним из самых влиятельных учителей и экзегетов Тяньтая во время династии Цин.

Тексты

Храм Гоцин.

Школа Тяньтай берет за основу Сутру Лотоса (Саддхармапунарика Сутра), а за основу Махапраджняпарамитаупадеша из Нагарджуна руководство, Махаяна Махапаринирвана-сутра в качестве опоры и Панчавимшатисахасрика Праджняпарамита-сутра (Праджняпарамита-сутра в 25000 строках) для методов созерцания. Пуса инлуо бэнье цзин (Т. 24, № 1485) также является ключевым текстом. Тяньтай часто называют «школой четырех сутр - одного трактата» (四 経 一 論) из-за сильного влияния этих текстов на традицию.

В дополнение к своей доктринальной основе в индийских буддийских текстах, школа Тяньтай также создали свои собственные тексты для медитации, в которых подчеркиваются принципы шаматхи и випашьяны. Из трактатов о медитации Тяньтай наиболее читаемыми в Китае являются Краткая Шаматха-випашьяна (小 止 観), Маха-Шаматха-випашьяна (摩訶 止 観) и Шесть Тонких Врат Дхармы (六 妙法 門). Руджун Ву определяет работу Мохэ Чжигуань Чжии как основополагающий текст медитации школы Тяньтай.

Основные трактаты Тяньтай, изучаемые в традиции, - это следующие работы Чжии:

Три великих трактата Тяньтай:

  • Мохэ Чжигуань (摩訶 止觀 ・ Великое успокоение и созерцание)
    • Прочтите с комментарием Жанраня: Чжигуань фуксин чжуань хунцзюэ 止觀 輔行 傳 弘 決
  • Фахуа Сюаньи (法 華玄義 ・ Глубокое значение Сутры Лотоса)
    • Прочтите с комментарием Жанраня: Фахуа Сюаньи Шицзян 法 華玄義 釋 籤
  • Фахуа Венджу (法 華文句 ・ Слова и фразы Лотосовой сутры)
    • Прочтите с комментарием Жанраня: Фахуа Венджу Цзи 法 華文 句 記

Пять малых трактатов Тяньтай:

  • Гуаньинь Пуса Пуменпин Сюаньи (觀音 菩薩 普 門品 «?» «Гуаньинь Пуса Пумен Пин Ишу» (觀音 菩薩 普 門?・ Комментарий к универсальным воротам Авалоки tesvara Bodhisattva Chapter)
    • Прочтите с комментарием Чжили: Гуаньинь Ишу Цзи 觀音 義疏 記
  • Цзингуанмин Цзин Сюаньи (金光明 經 玄 義 ・ Глубокий смысл сутры Золотого Света)
    • Прочтите с комментарием Чжили: Цзингуанмин Цзин Сюаньи Шии Цзи 金光明 經 玄 義 拾遺 記
  • Цзингуанмин Цзин Венджу (金光明 經 文句 ・ Слова и фразы Сутры Золотого Света).
    • Прочтите с комментарием Чжили: Jinguangming Jing Wenju Ji 金光明 經 文句 記
  • Guan Wuliangshoufo Jingshu (観 無量 寿 佛經 疏 ・ Комментарий к Сутре Будды неизмеримой жизни)
    • Прочтите с комментарием Чжили: Миаоцзунчао 妙 宗 鈔

Классификация учений

Тяньтай разделил учения Будды на пять периодов и восемь учений. Эту классификацию обычно приписывают Чжии, но, вероятно, это более поздняя разработка. Классификация учений была также сделана другими школами, такими как Пятичастная классификация школы Хуаянь.

Пять периодов

Пять периодов - это пять периодов в жизни Будда, в котором он передал разные учения, нацеленные на разную аудиторию с разным уровнем понимания:

  1. Период Аватамсаки. В течение двадцати одного дня после своего Просветления будда передал Аватамсака Сутру.
  2. Период Агам. В течение двенадцати лет Будда проповедовал Агамы для Хинаяны, включая Четыре благородные истины и зависимое происхождение.
  3. Период Вайпульи. В течение восьми лет Будда передавал учения Махаяны, такие как Сутра Вималакирти, Шрималадеви Сутра, Суварнапрабхаса Сутра и другие. Сутры Махаяны.
  4. Период Праджни. В течение двадцати двух лет Будда объяснил пустоту в Праджняпарамита-сутрах.
  5. Период Саддхармапундарика и Нирвана Сутра. В течение последних восьми лет Будда проповедовал доктрину Одной колесницы Будды и перед своей смертью доставил Сутру Лотоса и Нирвана Сутру. 352>Восемь учений

    Восемь учений состоят из четырех доктрин и четырех методов.

    Четыре доктрины

    1. Учение Трипитаки: сутра, Виная и Абхидхамма, в которых объясняются основные учения
    2. Общее учение: учение пустоты
    3. Особое учение: направлено на Бодхисаттву
    4. Совершенное обучение - китайские учения Лотосовой сутры и Аватамсака-сутры

    Четверные методы

    1. Постепенное обучение для людей со средними или низшими способностями
    2. Внезапное учение, особые учения и полное учение для тех, кто обладает превосходными способностями
    3. Тайное обучение, учения, которые передаются без ведома получателя
    4. Вариативное обучение, без фиксированного обучения, но различные учения подсказки для разных людей и обстоятельств

    Учения

    Дэвид Чаппелл перечисляет наиболее важные учения как доктрины:

    • Трехчастной истины,
    • Трехчастного созерцания,
    • Четырехчастные учения,
    • Тонкая Дхарма,
    • Непостижимое различение.

    Нан Хуай-Чин, учитель Чан 20 века, , резюмирует Основное учение школы Тяньтай выглядит следующим образом:

    Тройственная истина

    Школа Тяньтай взяла на вооружение принцип Тройственной Истины, заимствованный из Нагарджуны:

    1. Явления лишены собственной природы,
    2. Феномены существуют временно с мирской точки зрения,
    3. Явления не имеют существования и существуют временно одновременно.

    Временный мир явления, таким образом, рассматриваются как одно с неизменным недифференцированным субстратом существования. Эта доктрина взаимопроникновения отражена в учении Тяньтай о трех тысячах миров в один момент мысли.

    Тройная истина имеет свою основу в Нагарджуна :

    Все вещи возникают из причин и условий.. Это я объявляю как пустота.. Это также предварительное обозначение.. Это также значение Срединного пути.

    Трех размышлений

    Хотя Три Истины по сути являются одним целым, их можно распознать по отдельности, когда человек предпринимает Три Созерцания:

    1. Первое созерцание включает перемещение из мира условности в мир Шуньята.
    2. Второе созерцание движется. вернуться из мира пустоты в мир условности с принятием этого.
    3. Третье созерцание включает в себя уравновешивание двух предыдущих, следуя Срединному пути.

    Четырехчастные учения

    Три Созерцания и тройственная истина, в свою очередь, составляют основу Четверных Учений, делая m «параллельные структуры».

    Практика медитации

    Согласно Чарльзу Луку, в Китае традиционно считалось, что методы медитации Тяньтай являются наиболее систематическими и всеобъемлющий из всех. Тяньтай подчеркивает шаматха и випашьяна медитацию.

    Что касается функций шаматхи и випашьяны в медитации, Чжийи пишет в своей работе «Краткая Шаматха-випашьяна»:

    Достижение Нирваны достижима многими методами, суть которых не выходит за рамки практики шаматхи и випашьяны. Шаматха - это первый шаг к развязке всех оков, а випашьяна необходима для искоренения заблуждений. Шаматха дает пищу для сохранения познающего ума, а випашьяна - это искусное искусство содействия духовному пониманию. Шаматха - непревзойденная причина самадхи, в то время как випашьяна порождает мудрость.

    В главном произведении Чжийи, «Великий Саматха-Випасьяна », он описал свою систему медитации, состоящую из 25 подготовительных практик, четырех видов самадхи и десять способов созерцания. Чжии видел четыре самадхи как главную опору практики медитации Тяньтай. Чжии пишет:

    Теперь, если вы хотите подняться на стадию чудесного осознания, вы не сможете достичь этого, если не будете практиковать. Но если вы научитесь перемешивать и взбалтывать [сырое молоко], то можно получить эссенцию топленого масла. Лотосовая сутра говорит: «Я также вижу, как сыновья Будды совершенствуют все виды практик, чтобы найти путь к состоянию будды». Существует много методов практики, но мы можем разделить их на четыре типа: (I) постоянно сидеть, (2) постоянно ходить, (3) частично ходить, частично сидеть и (4) ни ходить, ни сидеть. Ссылаясь на них в совокупности как на «самадхи», мы имеем в виду [того, что тем самым] настраивает, исправляет и стабилизирует [ум]. В Ta- [chih-tu] lun («Трактат о Великом [Совершенстве Мудрости]») говорится: «Умело фиксировать ум на одном месте и пребывать в нем без смещения - это называется самадхи». «Дхармадхату - это« единственный пятно », и с помощью истинного различения вы можете пребывать в нем и никогда не отклоняться от него. Эти четыре типа деятельности составляют поддерживающее условие [для медитации]. Распознавая ум и прибегая к поддерживающему состоянию [четырех видов деятельности], человек настраивается и исправляет [ум]. По этой причине мы называем их самадхи ».

    Школа Тяньтай также уделяет большое внимание Осознанности Дыхания (санскр. анапанасмрити) в соответствии с принципами шаматхи и випашьяна. Чжии подразделяет дыхание на четыре основные категории: одышка (), неторопливое дыхание (風), глубокое и спокойное дыхание (氣) и неподвижность или покой (息). Чжии считает, что первые три вида дыхания неправильные, а четвертый правильный, и что дыхание должно достигать неподвижности и покоя.

    Влияние

    Дэвид Чаппелл пишет, что хотя школа Тяньтай, «имеет репутацию... наиболее всеобъемлющей и разнообразной школы китайского буддизма, она почти неизвестна на Западе», несмотря на наличие «религиозной структуры, которая казалась подходящей для адаптации к другим культурам, развития новых практик и универсализации. Буддизм". Он объясняет эту неудачу расширения тем, что школа «сузила свою практику до небольшого количества ритуалов», и потому, что она «пренебрегла интеллектуальной широтой и тонкостью своего основателя».

    См. Также

    Ссылки

    Источники

    Библиография

    • Чаппелл, Дэвид Веллингтон (2013). Руководство к четырехчастному учению Тяньтай, в: Цугунари Кубо; Терри Эбботт; Масао Итишима; Дэвид Веллингтон Чаппелл, Tiantai Lotus Texts (PDF). Беркли, Калифорния: Bukkyō Dendō Kyōkai America. С. 153–210. ISBN 9781886439450.
    • Чен, Цзиньхуа (1999). Создание и переделка истории: исследование сектантской историографии Тяньтай. Токио: Международный институт буддийских исследований. ISBN 4906267432.
    • Гурвиц, Леон (1962). Чжи-и (538–597): Введение в жизнь и идеи китайского буддийского монаха. Mélanges Chinois et Bouddhiques XII, Брюссель: Institut Belge des Hautes Études Chinoises
    • Като Бунно, Тамура Йоширо, Миясака Коджиро (тр.), (1975). Сутра тройственного лотоса: Сутра бесчисленных значений; Сутра цветка лотоса чудесного закона; Сутра медитации на универсальную добродетель бодхисаттвы, Weatherhill Kōsei Publishing, New York Tkyō (Rissho Kosaikai) PDF
    • Магнин, Пол (1979). La vie et l'oeuvre de Huisi (515 - 577): (les origines de la secte bouddhique chinoise du Tiantai). Париж: Адриан-Мезоннёв. ISBN 2-85539-066-4.
    • Пенковер, Линда (1979). В начале... Гуандин и создание раннего Тяньтая. Журнал международной ассоциации буддийских исследований 23 (2), 245-296.
    • Стивенсон, Дэниел Б. (1986). Четыре вида самадхи в раннем тяньтайском буддизме. В: Питер Н. Грегори: Традиции медитации в китайском буддизме Vol. 1, Гонолулу: Гавайский университет Press, стр. 45–98. ISBN 0-8248-1088-0.
    • Суонсон, Пол Л. (1989). Основы философии Тянь-Тай, Asian Humanities Press, Калифорния. ISBN 0-89581-919-8.
    • Зипорын, Брук. (2016) Пустота и вездесущность: важное введение в буддизм Тяньтай. Издательство Индианского университета, Блумингтон. ISBN 9780253021083

    Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:36:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте