13-й Далай-лама - 13th Dalai Lama

редактировать
Тибетский Далай-лама XIX и XX веков

Тубтен Гьяцо
ཐུབ་ བསྟན་ རྒྱ་ མཚོ
13-е Далай-лама1910. jpg
Титул13-й Далай-лама
Личный
Родился(1876-02-12) 12 февраля 1876 г.. Такпо Лангдун, Ю-Цзанг, Тибет, Династия Цин
Умер17 декабря 1933 (1933-12-17) (57 лет). Лхаса, Тибет
Место отдыхаДворец Потала
РелигияТибетский буддизм
НациональностьТибетец
Родители
  • (отец)
  • (мать)
Известен13-м Далай-ламой
Старший пост
УчительПхурчок Нгаванг Джампа Ринпоче
Период пребывания в должности31 июля 1879 года - 17 декабря 1933 года
ПредшественникТринли Гьяцо
ПреемникТензин Гьяцо
Реинкарнация Тринли Гьяцо
Посвящение1895

Тубтен Гьяцо (сокращенно от Нгаванг Лобсанг Тхуптен Гьяцо Джигдрал Чокли Намгьял ; тибетский : ཐུབ་ བསྟན་ རྒྱ་མཚོ་, Уайли : Тхуб Бстан Рья Мтшо; 12 февраля 1876 г. - 17 декабря 1933 г.) был 13-м Далай-ламой Тибета.

. В 1878 г. он был признан реинкарнацией Далай-ламы. Его сопровождали в Лхасу, и Панчен-лама, Тенпай Вангчук проводили его обеты до послушания и назвали «Нгаванг Лобсанг Тхуптен Гьяцо Джигдрал Чокли Намгьял». В 1879 году он был возведен на трон в дворце Потала, но не достиг политической власти до 1895 года, когда он достиг своей зрелости.

Тубтен Гьяцо был интеллектуальным реформатором, который показал себя искусным политиком. Он отвечал за противодействие, восстановление дисциплины в монашеской жизни и увеличение числа мирских чиновников, чтобы избежать передачи чрезмерной власти в руки монахов.

Содержание
  • 1 Ранний жизнь
  • 2 Связь с Агваном Доржиевым
  • 3 Военные экспедиции в Тибете
  • 4 Принятие политической власти
  • 5 Пророчества и смерть
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Ранние годы

13-й Далай-лама родился в деревне, в одном дне езды на машине, к юго-востоку от Лхасы, недалеко от монастыря Сам-Йе, провинция Такпо, в июне 1876 года - родителям крестьянской четы Кунга Ринчен и Лобсанг Долма. Лэрд называет его датой рождения 27 мая 1876 года, а Муллин называет это рассветом 5-го месяца Года Огненной Мыши (1876).

Контакт с Агваном Доржиевым
Ретрит 13-го Далай-ламы, Нечунг, Тибет

Агван Доржиев (1854–1938), хори- бурят монгол, русский подданный, родился в селе. Хара-Шибир, недалеко от Улан-Удэ, восточнее озера Байкал. Он покинул дом в 1873 году в возрасте 19 лет, чтобы учиться в монастыре Гелугпа, Дрепунг, недалеко от Лхасы, крупнейшего монастыря в Тибете. Успешно завершив традиционный курс религиоведения, он получил академическую буддийскую степень Геше Лхарампы (высший уровень «Докторантура буддийской философии»). Он продолжил учебу, чтобы стать Цанид-Хамбо, или «Магистром буддийской философии». Он стал наставником и «партнером по дебатам» юного Далай-ламы, который очень подружился с ним и позже использовал его в качестве посланника в России и других странах.

Военные экспедиции в Тибет
13-й Далай-лам. Лама в 1910 году в Дарджилинге, Индия

После сэра Фрэнсиса Янгхасбенда в начале 1904 года Доржиев убедил Далай-ламу бежать в Ургу в Монголии, почти 2400 км (1500 миль) к северо-востоку от Лхасы, путешествие заняло четыре месяца. Далай-лама провел более года в Урге и монастыре Ван Хуреэ (к западу от столицы), давая учения монголам. В Урге он несколько раз встречался с 8-м Богд Гэгэном Джебцундамба Хутукту (духовным лидером Внешней Монголии). Содержание этих встреч неизвестно. По сообщению А.Д. Хитрово, российский пограничный комиссар в городе Кяхта, Далай-лама и влиятельные монгольские хутукты, высокие ламы и князья «безвозвратно решили отделиться от Китая в качестве независимого федеративного государства, проводя эту операцию под патронажем и поддержкой. из России, стараясь не допустить кровопролития ». Далай-лама настаивал на том, что, если Россия не поможет, он даже попросит о помощи Великобританию, своего бывшего врага.

После бегства Далай-ламы династия Цин немедленно объявила его свергнутым и снова утвердила суверенитет над Тибетом, предъявив претензии на Непал и Бутан также. Лхасский договор был подписан в Потале между Великобританией и Тибетом в присутствии амбаня, а также представителей Непала и Бутана 7 сентября 1904 года. Положения договора 1904 года были подтверждены в договор 1906 года, подписанный между Великобританией Великобританией и Китаем. Британцы за гонорар Цинского суда также согласились не аннексировать тибетскую территорию и не вмешиваться в управление Тибетом, в то время как Китай согласился не разрешать никакому другому иностранному государству вмешиваться в территорию или внутреннее управление Тибета.

Считается, что Далай-лама был замешан в тибетском восстании 1905 года, направленном против иностранцев. События 1904 года вызвали резонанс в тибетском буддийском мире, вызвав крайние антизападные и антихристианские настроения среди тибетских буддистов. Британское вторжение также спровоцировало интенсивное и внезапное вмешательство Цин в тибетские районы с целью развития, ассимиляции и подчинения этих регионов сильному центральному контролю Цин. Тибетские ламы в Батанге подняли восстание в 1905 году, убивая китайских чиновников, французских миссионеров и обращенных христиан-католиков. Тибетские монахи выступили против католиков, разрушив церковь католической миссии и убив всех католических миссионеров и чиновников Цин. Официальный маньчжурский цин Фэнцюань был убит тибетскими батанг-ламами вместе с другими маньчжурскими и ханьскими чиновниками китайского цина и французскими католическими священниками, которые были убиты, когда началось восстание в марте 1905 года. Тибетские монахи гелугпа в Ньяронге, Чамдо и Литанге также восстали и нападали на миссии и церкви и убивали жителей Запада. Британское вторжение в Лхасу, миссионеры и Цин были связаны в глазах тибетцев как враждебные иностранцы, на которых следует нападать. Чжунтянь (Chungtien) был местом расположения монастыря Батанг. Тибетцы из-за своей ксенофобии вырезали обращенных, подожгли здание миссионеров в Батанге. Сэр Фрэнсис Эдвард Янгхасбенд писал, что в то же время на противоположной стороне Тибета они были еще более агрессивны, изгоняя римско-католических миссионеров из их давних домов в Батанге, убивая многих их новообращенных и сжигая миссионеров. дом. В Тибете свирепствовали антихристианские настроения и ксенофобия.

Нет. 10. Депеша генерального консула Уилкинсона сэру Э. Сатоу, датированная Юннан-фу, 28 апреля 1905 г. (получена в Лондоне 14 июня 1905 г.) Пер Мэр, местный представитель римско-католической миссии, позвонил сегодня утром, чтобы покажите мне телеграмму, которую он только что получил от местного священника его миссии в Тали. Телеграмма на латинском языке датирована Тали, 24 апреля, и в ней говорится, что ламы Батанга убили П.П. Мюссе и Сули вместе с, как считается, 200 новообращенными. Часовня в Атэнце сгорела, и ламы держат дорогу в Тачиен-лу. Пере Бурдоннек (еще один член Французской Тибетской миссии) умоляет отца Мера принять меры. В связи с этим Пер Мэр написал г-ну Ледюку, моему французскому коллеге, который, несомненно, свяжется с генерал-губернатором. Provicaire придерживается мнения, что миссионеры подверглись нападению по приказу бывшего Далай-ламы, как ближайших европейцев, которым он мог отомстить за свой позор. Он достаточно хорош, чтобы сказать, что даст мне любую дополнительную информацию, которую он может получить. Я телеграфирую вам новости о резне.

У меня и т. Д. (Подпись) У. Х. ВИЛКИНСОН. Восточная Индия (Тибет): документы, относящиеся к Тибету [и другие документы...], выпуски 2–4, Великобритания. Министерство иностранных дел, стр. 12.

Тибетские христианские семьи были застрелены после отказа оставить свою религию в Яньцзине от рук посланников 13-го Далай-ламы в то же время во время восстания 1905 года, когда отец Дубернар был обезглавлен, а все французские миссионеры были убиты Тибетские буддийские ламы. Название «Кровавое поле» было дано месту, где произошла бойня.

В октябре 1906 года Джон Уэстон Брук был первым англичанином, получившим аудиенцию у Далай-ламы, а затем он получил разрешение возглавить две экспедиции в Тибет. В том же 1906 году сэр Чарльз Альфред Белл был приглашен к Тубтену Чоки Ньима, 9-му Панчен-ламе в Ташилхунпо, где они дружески обсудили политические вопросы.

Далай-лама позже останавливался в большом монастыре Кумбум около Синин, а затем отправился на восток, к самой священной из четырех буддийских гор в Китае, Утайшань находится в 300 км от Пекина. Отсюда Далай-лама принял парад послов: Уильяма Вудвилла Рокхилла, американского министра в Пекине; Густав Маннергейм, полковник российской армии (впоследствии ставший президентом независимой Финляндии); немецкий врач из Пекинской дипломатической миссии; английский исследователь по имени Кристофер Ирвинг; Р.Ф. Джонсон, британский дипломат из колониальной службы; и Анри Д'Оллон, майор французской армии и виконт. Далай-лама развернул кампанию по укреплению своих международных связей и освобождению своего королевства от китайского правления.

В июне 1908 г. C.G.E. Маннергейм встретил Тубтен Гьяцо в Вутай-Шане во время своего похода из Туркестана в Пекин. Маннергейм вел свой дневник и записи на шведском, чтобы скрыть тот факт, что его этнографическая и научная группа также была тщательно продуманной миссией по сбору разведывательных данных для русской армии. Далай-лама XIII благословил русского царя из белого шелка. Обеспокоенный своей безопасностью, Маннергейм дал духовному понтифику Тибета револьвер Браунинга и показал ему, как перезарядить оружие.

«Очевидно, - сказал 14-й Далай-лама, -« 13-й Далай-лама очень хотел Чтобы установить отношения с Россией, и я также думаю, что сначала он был немного скептически настроен по отношению к Англии. Затем был Доржиев. Для англичан он был шпионом, но на самом деле он был хорошим ученым и искренним буддийским монахом, который имел большую преданность к 13-му Далай-ламе ».

В сентябре 1908 года Далай-лама получил аудиенцию у императора Гуансю и вдовствующей императрицы Цыси. Император пытался подчеркнуть подчиненную роль Тибета, хотя Далай-лама отказался поклониться ему. Он оставался в Пекине до конца 1908 года.

Когда он вернулся в Тибет в декабре 1908 года, он начал реорганизацию правительства, но Цин послал в 1910 году, и ему пришлось бежать в Индию.

В 1911 году династия Цин была свергнута в ходе Синьхайской революции, и к концу 1912 года последние цинские войска были выведены из Тибета.

Принятие политической власти
13-й Далай-лама Тибета, британский политический деятель Чарльз Белл (оба сидят) и Сидкеонг Тулку Намгьял из Сикким в 1910 году.

В 1895 году Тубтен Гьяцо принял на себя правление монастырей, которые ранее пользовались большим влиянием через регента. Благодаря двум периодам изгнания в 1904–1909 годах, чтобы избежать британского вторжения в 1904 году, и с 1910 по 1913 год, чтобы избежать китайского вторжения, он хорошо осознал сложности международной политики и был первым Далай-ламой, который это осознал. о важности международных отношений. Далай-лама «в сопровождении шести министров и небольшого эскорта», в который входил его ближайший помощник, дипломат и военный Царонг Дзаса, бежал через Джелеп Ла в Сикким и Дарджилинг, где они пробыли почти два года. В этот период он был приглашен в Калькутту вице-королем, лордом Минто, который помог восстановить отношения с британцами.

Тубтен Гьяцо вернулся в Лхасу в январе 1913 года с Царонг Дзасой из Дарджилинга, где он жил в изгнании. Новое китайское правительство принесло извинения за действия предыдущей династии Цин и предложило вернуть Далай-ламу на его прежнюю должность. Он ответил, что его не интересуют китайские звания и что он возьмет на себя духовное и политическое руководство Тибетом.

После своего возвращения из изгнания в Индии в 1913 году Тубтен Гьяцо взял на себя контроль над внешними отношениями и имел дело непосредственно с Махараджа и британский политический деятель в Сиккиме и король Непала вместо того, чтобы позволить Кашагу или парламенту сделать это.

Тубтен Гьяцо заявил независимость от Китая в начале 1913 г. (13 февраля), после возвращения из Индии после трехлетнего изгнания. Затем он стандартизировал тибетский флаг в его нынешнем виде. В конце 1912 г. были выпущены первые почтовые марки Тибета и первые банкноты.

Тубтен Гьяцо построил новый медицинский колледж (Менциканг) в 1913 году на месте постреволюционной традиционной больницы рядом с Джокхангом.

Был принят закон о противодействии коррупции среди чиновников была создана и введена в действие национальная система налогообложения и создана полиция. Пенитенциарная система была пересмотрена и унифицирована по всей стране. «Смертная казнь была полностью отменена, а телесные наказания были сокращены. Условия жизни в тюрьмах также были улучшены, и были назначены должностные лица, чтобы следить за соблюдением этих условий и правил».

В дополнение к системе светского образования была введена система образования. система религиозного образования. Тубтен Гьяцо отправил четырех многообещающих студентов в Англию учиться и приветствовал иностранцев, в том числе японцев, британцев и американцев.

В результате его путешествий и контактов с иностранными державами и их представителями (например, Петр Козлов, Чарльз Альфред Белл и Густав Маннергейм ), Далай-лама проявил интерес к мировым делам и представил электричество, телефон и первые легковые автомобили в Тибет. Тем не менее, в конце своей жизни в 1933 году он увидел, что Тибет собирается отступить от внешних влияний.

В последнее десятилетие своей жизни личный помощник Далай-ламы Тубтен Кунпела пришел к власти и возглавил несколько важных проектов по модернизации Тибета. В 1931 году в Трапчи был основан новый заводской комплекс, состоящий из монетных дворов и заводов по производству боеприпасов, машины которого приводились в движение энергией от первой гидроэлектростанции в Тибете. Современный армейский полк был создан в том же году, после того, как разразился конфликт в Восточном Тибете.

13-й Далай-лама в 1932 году, за год до его смерти

В 1930 году тибетская армия вторглась в Сиканг и Цинхай в китайско-тибетской войне. В 1932 году мусульманская Цинхай и хань-китайская Сычуаньская армии Национально-революционной армии во главе с китайским мусульманским генералом Ма Буфаном и Хань Генерал Лю Вэньхуэй нанес поражение тибетской армии во время последующей Цинхай-тибетской войны. Ма Буфанг захватил тибетские армии и отбил несколько уездов в провинции Сикан. Шик, Денгке и другие уезды были захвачены у тибетцев. Тибетцев отбросили на другой берег реки Цзиньша. Ма и Лю предупредили тибетских властей, чтобы они больше не осмеливались переходить реку Цзиньша. Ма Буфанг победил тибетцев при Дан Чокоргон. Несколько тибетских генералов сдались и были понижены в должности Далай-ламой. К августу тибетцы потеряли так много земли из-за войск Лю Вэньхуэя и Ма Буфанга, что Далай-лама телеграфировал британскому правительству Индии о помощи. Британское политическое давление привело к тому, что Нанкин объявил о прекращении огня. В 1933 году Ма и Лю подписали с тибетцами отдельное перемирие, положившее конец битве.

Пророчества и смерть

13-й Далай-лама предсказал перед своей смертью:

Очень скоро в этой стране ( при гармоничном сочетании религии и политики) действия обмана могут происходить извне и изнутри. В то время, если мы не осмелимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносного Отца и Сына (Далай-ламу и Панчен-ламу ), могут быть истреблены без следа, что является собственностью и властью наших Лаканги (жилища переродившихся лам) и монахи могут быть увезены. Более того, наша политическая система, разработанная тремя великими королями Дхармы (Три Сонгцен Гампо, Три Сонгдецен и Три Ралпачен ), исчезнет, ​​и ничего не останется. Собственность всех людей, высших и низших, будет захвачена, и люди будут вынуждены стать рабами. Всем живым существам предстоит пережить бесконечные дни страданий и охватить страх. Такое время наступит.

Приблизительно 6000 монастырей были разрушены во время Культурной революции, уничтожив подавляющее большинство исторической тибетской архитектуры.

Ссылки
Дополнительная литература
Wikisource имеет оригинальный текст, связанный с этой статьей: «Тибет» (1878) - это отчет о ранних британских попытках получить влияние в Тибете в эпоху Тубтена Гьяцо.
  • Белл, Чарльз (1946)) Портрет Далай-ламы: Жизнь и времена Великого Тринадцатого. Автор Чарльз Альфред Белл, сэр Чарльз Белл, Издатель: Wisdom Publications (MA), январь 1987 г., ISBN 978- 0-86171-055-3 (впервые опубликовано как Портрет Далай-ламы: Лондон: Коллинз, 1946).
  • Белл, Чарльз (1924) Тибет: прошлое и настоящее. Оксфорд: Clarendon Press
  • Белл, Чарльз (1931) Религия Тибета. Оксфорд: Clarendon Press
  • Gelek, Surkhang Wangchen. 1982. «Тибет: Критические годы (Часть 1) Тринадцатого Далай-ламы». Тибетский журнал. Vol. VII, No. 4. Winter 1982, pp. 11–19.
  • Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951 гг.: крах ламаистского государства (Беркли: University of California Press, 1989) ISBN 978-0-520-07590-0
  • Лэрд, Томас (2007). История Тибета: беседы с Далай-ламой (изд. В мягкой обложке). Лондон: Атлантика. ISBN 978-1-84354-145-5. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Mullin, Glenn H (1988). Тринадцатое Далай-лама: Путь воина-бодхисаттвы (ред. В мягкой обложке). Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN 0-937938-55-6. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации, стр. 376–451. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3.
  • Ричардсон, Хью Э. (1984): Тибет и его история. Боулдер и Лондон: Шамбала. ISBN 0-87773-292-2.
  • Самтен, Джампа. (2010). «Заметки о секретном письме тринадцатого Далай-ламы царю России.» В: Тибетский журнал, специальный выпуск. Осень 2009, том XXXIV, № 3 - Лето 2010, том XXXV, № 2. «Записки Земного Быка», отредактированный Роберто Витали, стр. 357–370.
  • Смит, Уоррен (1997): Tibetan Nation. Нью-Дели: HarperCollins. ISBN 0-8133-3155-2
  • Тамм, Эрик Энно. "The Horse Th в прыжках через облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и подъеме современного Китая ». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, главы 17 и 18. ISBN 978-1 -55365-269-4. См. http://horsethatleaps.com
  • Церинг Шакья (1999): Дракон в стране снегов. История современного Тибета с 1947 года. Лондон: Пимлико. ISBN 0-7126-6533-1
  • Чудесный Розарий драгоценностей. Официальная биография, составленная для тибетского правительства и завершенная в феврале 1940 г.
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Тубтеном Гьяцо, 13-м Далай-ламой.
буддийские титулы
Предшественник. Тринлей Гьяцо Далай-лама. 1879–1933. Признанный в 1878 годуПреемник. Тензин Гьяцо
Последняя правка сделана 2021-07-15 05:45:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте