Панчен-лама

редактировать

Кхедруп Гелек Пелзанг, первый Панчен-лама
Панчен Эрдени (титул с 1713 г.)
Традиционный китайский 班禪 額 爾德尼
Упрощенный китайский 班禅 额 尔德尼
Литературное значение Пандита - Ченпо ( санскритско- тибетский буддийский титул, означающий «великий ученый ») + Эрдени ( маньчжурское заимствованное слово из монгольского, означающее «сокровище»)
Транскрипции
Стандартный мандарин
Ханю Пиньинь Банчан Эрдени

Панчен - лама ( тибетский : པཎ་ ཆེན་ བླ་ མ ་., Вайли : пан чен бла ма), является тулку из Гелуг школы тибетского буддизма. Панчен-лама - одна из самых важных фигур в традиции гелуг, по своему духовному авторитету уступающая только Далай-ламе. Вместе с советом высоких лам он отвечает за поиск следующего Далай-ламы. «Панчен» - это комбинация слов « Пандит » и «Ченпо», что означает «великий ученый».

Признание Панчен-лам началось с Лобсанга Чоки Гьялцена, наставника 5-го Далай-ламы, получившего титул «Панчен Богд» от Алтан-хана и Далай-ламы в 1645 году. «Богд» в переводе с монгольского означает «святой». Кхедруп Гелек Пелзанг, Сонам ​​Чокланг и Энсапа Лобсанг Дендруп впоследствии были признаны Панчен-ламами с первого по третий посмертно.

В 1713 году Канси император из династии Цин получил титул Панчен Эрдени на 5 - й Панчен - ламы. В 1792 году император Цяньлун издал указ, известный как императорский указ из 29 статей об улучшении управления в Тибете, и первая статья указа была предназначена для использования при выборе ринпоче, лам и других высоких постов в тибетском буддизме, включая Далай-ламы, Панчен-ламы и монгольские ламы.

Традиционно Панчен-лама является главой монастыря Ташилунпо и обладает религиозной и светской властью над регионом Цанг с центром в Шигадзе, независимо от власти Ганден Подранг во главе с Далай-ламой. Далай-лама и Панчен-лама тесно связаны, и каждый из них участвует в процессе распознавания перевоплощений друг друга.

Нынешний 11-й Панчен-лама, Гедун Чокьи Ньима, был признан 14-м Далай-ламой 14 мая 1995 года. Три дня спустя 6-летний Панчен-лама был похищен китайским правительством, а его семья заключена под стражу. Вместо этого китайское правительство назначило Гьялцена Норбу 11-м Панчен-ламой. Их назначение было широко отвергнуто буддистами в Тибете и за рубежом, в то время как правительства требовали информации и освобождения Панчен-ламы. Гедуна Чокьи Ньима никогда не видели публично с 1995 года.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Имя
    • 1.2 Первый Панчен-лама
    • 1.3 Новое время
  • 2 Связь с линией Далай-ламы
  • 3 Политическое значение
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Внешние ссылки

История

Имя

Последовательные Панчен-ламы образуют линию реинкарнации тулку, которые, как говорят, являются воплощениями Амитабхи. Название, означающее «Великий ученый», представляет собой тибетское сокращение от санскритского paṇḍita (ученый) и тибетского chenpo (великого). Панчен-лама традиционно жил в монастыре Ташилунпо в Шигадзе. От названия этого монастыря европейцы называли Панчен-ламу Таши-ламой (или пишется Тешо-лама или Тешу-лама).

3-й Панчен-лама, р.1505 - ум.1556

Другие титулы Панчен-ламы включают «Панчен Богд», первоначальный титул, данный Алтан-ханом при создании линии преемственности. «Богд» ( монгольский : ᠪᠣᠭᠳᠠ богд) на монгольском языке означает «святой, святой». В 1713 году, 5 - й Панчен - лама Лобсанг Еше получил название «Панчен Эрдени» от Канси императора в империи Цин, которая передается по наследству последовательным Панчен - лам с тех пор. «Эрдени» или «Эрдини» ( маньчжурский : ᡝᡵᡩᡝᠨᡳ erdeni) - маньчжурский, что означает «сокровище».

Первый Панчен-лама

Лобсанг Чоки Гьялцен (1570–1662) был первым Панчен-ламой, удостоившимся этого титула при жизни. Он был наставником и близким союзником 5-го Далай-ламы, «Великий Пятый», как его называют, объявил Панчена воплощением небесного будды Амитабхи.

5-й Далай-лама попросил Панчена принять монастырь Ташилунпо, построенный 1-м Далай-ламой, как его место на несколько жизней для будущих воплощений. С тех пор каждое воплощение Панчен-ламы было хозяином монастыря Ташилхунпо, и именно там они все получали образование и хранились их мумифицированные тела.

Когда Лобсанг Чоки Гьялцен умер в 1662 году, 5-й Далай-лама начал традицию поиска своего следующего воплощения. Он также сохранил за собой традиционный титул Панчен, который ранее был титулом любезности для всех исключительно образованных лам - исключительно для его преемников. Пятый Далай-лама посмертно решил, что Кхедруб Дже, Сонам ​​Чокланг и Энсапа Лобсанг Дёндруп были предыдущим воплощением Лобсанга Чоки Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (1570–1662). Традиционно считалось, что до Кхедрупа было четыре индийских и три тибетских воплощения, начиная с Субхути, одного из первых учеников Гаутамы Будды. Го Лоцава считается первым тибетским воплощением Амитабхи в этой линии. Признание Панчен-лам всегда было делом Далай-ламы. Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама, сам заявил, как цитируется в официальном китайском обзоре, что «согласно тибетской традиции, подтверждение Далай-ламы или Панчена должно быть взаимно признано». Участие правительства Китая в этом деле рассматривается некоторыми как политическая уловка, направленная на то, чтобы попытаться получить контроль над признанием следующего Далай-ламы (см. Ниже) и укрепить свою власть над будущим Тибета и его управлением. Однако правительство утверждает, что их участие не нарушает традиции, поскольку окончательное решение о признании как Далай-ламы, так и Панчен-ламы традиционно принималось китайским императором. Например, после 1792 года считалось, что Золотая урна использовалась при выборе 10-го, 11-го и 12-го Далай-лам; но 14-й Далай-лама, Тензин Гьяцо, недавно сказал, что на самом деле это использовалось только при выборе 11-го, а в других случаях оно использовалось только для юмора китайцев, чтобы подтвердить выбор, который уже был сделан традиционными методы.

Современное время

Девятый Панчен-лама Тубтен Чокьи Нима, взятый Свеном Хедином. Опубликован в своей книге 1922 года «Трансгималаи». 14-й Далай-лама и 10-й Панчен-лама, 1954 г.

В 1924 году тринадцатый Далай-лама запретил последователям 9-го Панчен-ламы занимать какие-либо должности в правительстве Центрального Тибета и заключил их в тюрьму в Лхасе, что побудило Панчен-ламу бежать во Внутреннюю Монголию, Китай. Далай-лама пытался получить доход от поместья Панчен-ламы, чтобы покрыть военные расходы Тибета и уменьшить власть Панчен-ламы. В Китае девятый Панчен-лама работал над планами развития Тибета. Он также занимал должность в Комиссии по делам Монголии и Тибета и считался крайне «про-китайским». Там он перенял идеи Сунь Ятсена через революционера Пандацанг Рапга из Партии улучшения Тибета.

10-й Панчен-лама в 1959 году 10-й Панчен-лама во время сеанса борьбы в 1964 году, перед тюремным заключением.

Когда в 1937 году умер Девятый Панчен-лама, в результате двух одновременных поисков десятого Панчен-ламы были выявлены два конкурирующих кандидата: официальные лица Далай-ламы выбрали мальчика из Сиканга, а официальные лица Панчен-ламы выбрали Гонпо Цетена. Правительство Китайской Республики, втянутое в гражданскую войну в Китае, заявило о своей поддержке Цетена 3 июня 1949 года. Губернатор китайских националистов Ма Буфанг позволил монастырю Кумбум полностью самоуправляться Цетену, который теперь называется Гьялцен, в то время как 14-й Далайский собор Правительство ламы отказалось признать его.

10-й Панчен-лама попытался отомстить Далай-ламе, возглавив против него армию, и попросил помощи у Ма Буфанга в сентябре 1949 года. Однако китайское националистическое правительство, столкнувшись с поражением от коммунистов, вместо этого попросило помощи у Панчен-ламы, сформулировав план где он возглавит 3 подразделения кхампа как широкую антикоммунистическую базу в Юго-Западном Китае, но вместо этого Панчен-лама решил перейти на сторону коммунистов. Панчен-лама, в отличие от Далай-ламы, стремился контролировать процесс принятия решений.

Панчен-лама изначально поддерживал коммунистическую политику в Тибете. Радио Пекин передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета в составе КНР, что оказало давление на правительство Лхасы, чтобы оно начало переговоры с Народной Республикой. Он также призвал тибетцев поддержать китайское правительство ». Однако в 1962 году он написал петицию на 70 000 символов, в которой подробно описал злоупотребления властью в Тибете, и обсудил ее с премьер-министром Чжоу Эньлаем. Однако в 1964 году он был заключен в тюрьму и вынужден пройти сеансы борьбы. В октябре 1977 года он был освобожден, но в 1982 году содержался под домашним арестом. В 1979 году он женился на китаянке ханьской, и в 1983 году у них родилась дочь. В 1989 году 10-й Панчен-лама внезапно скончался в Шигадзе в возрасте 51 года. после выступления с критикой эксцессов Культурной революции в Тибете, но с восхвалением реформ и открытости 1980- х.Его дочь, теперь молодая женщина, - Ябши Пан Ринзинвангмо, более известная как «Ренджи».

Знак, означающий исчезновение 11-го Панчен-ламы, избранного и признанного Его Святейшеством 14-м Далай-ламой Тибета Гедхун Чокьи Ньима в Манали, Химачал-Прадеш, Индия

Далай - лама назвал Гедюна Чоки Нима, как 11 - й воплощение Панчен - ламы 14 мая 1995 года,. Китайское правительство настаивало на том, чтобы 11-й Панчен-лама выбирался с помощью золотой урны. При выборе имени номера лотереи были извлечены из Золотой урны. Китайские власти назвали Гянкейна Норбу выбором поискового комитета 11 ноября 1995 года. Гедхун Чокьи Ньима не наблюдался со стороны независимой партии с 17 мая 1995 года. Китайское правительство утверждает, что он ведет «нормальную частную жизнь». Тибетцы и правозащитные группы продолжают кампанию за его освобождение.

Связь с линией Далай-ламы

Панчен-лама несет часть ответственности монаха-регента за поиск воплощения Далай-ламы, и наоборот. Это стало традицией с тех пор, как 5-й Далай-лама признал своего учителя Лобсанга Чокьи Гьялцена Панчен-ламой Ташилунпо. С этим назначением три предыдущих воплощения Лобсанга Чокьи Гьялцена были посмертно признаны Панчен-ламами. «Великий Пятый» также признал Лобсанга Еше, 5-го Панчен-ламу. Седьмой Далай - лама признал Лобсанг Палден Еше, 6 - го Панчен - ламы, который в свою очередь признал 8 - й Далай - лама. Точно так же Восьмой Далай-лама признал Палдена Тенпая Ньима, 7-го Панчен-ламу. Нынешнего 14-го Далай-ламы впервые нашел 9-й Панчен-лама, когда он жил в монастыре Кумбум. В феврале 1937 года Панчен-лама сообщил о своем расследовании представителям тибетского правительства, которые позже подтвердили личность нового Далай-ламы. 26 января 1940 года регент Ретинг Ринпоче обратился к центральному правительству с просьбой освободить Тензина Гьяцо от процесса жеребьевки с использованием Золотой урны, чтобы стать 14-м Далай-ламой. Запрос был одобрен центральным правительством.

Политическое значение

Монашеские деятели исторически играли важную роль в социальной структуре Тибета, и хотя с 1959 года эти роли уменьшились, многие тибетцы продолжают рассматривать Панчен-ламу как важную политическую, а также духовную фигуру из-за той роли, которую он традиционно играет в выборе следующий Далай-лама. Политическое значение роли также используется китайским государством. Тибетские группы поддержки, такие как лондонский « Свободный Тибет», утверждали, что китайское правительство стремится установить собственный выбор Далай-ламы после смерти Тензин Гьяцо, нынешнего Далай-ламы, и что по этой причине Далай-лама выбрал Панчен-ламу Гедуна Чокьи. Ньима пропал без вести в возрасте шести лет, и его заменил избранник китайского государства Гьянкаин Норбу. Предполагается, что китайское правительство может присвоить титул Далай-ламы сыну лояльного этнического члена тибетской коммунистической партии, и оно будет оказывать давление на западные правительства, чтобы они признали его мальчика, а не мальчика, выбранного ламами в Индии, в качестве главы государства. Тибетский буддизм.

Смотрите также

использованная литература

Цитаты

Источники

  • Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951 гг.: Крах ламаистского государства (1989) Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-520-06140-8.
  • Гольдштейн, Мелвин С. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) Калифорнийский университет Press. ISBN   0-520-21951-1.
  • Капштейн, Мэтью Т. (2006). Тибетцы. Блэквелл Паблишинг. Оксфорд, Великобритания ISBN   978-0-631-22574-4.
  • Штайн, Рольф Альфред. Тибетская цивилизация (1972) Stanford University Press. ISBN   0-8047-0901-7.
  • Ван Грасдорф, Жиль. Заложник Пекина: Похищение Панчен-ламы (1999) Element Books, Inc. ISBN   1-86204-561-5.
  • Кузьмин С. 2014. Деятельность 9-го Панчен-ламы во Внутренней Монголии и Маньчжурии. - Дальневосточные дела. 2014. 1. С. 123–137.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 02:59:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте