Буддийская мифология

редактировать
Мифы в буддийской литературе и истории Резная дверь со сценами из жизни Будды, Непал

Буддийские традиции создали и поддерживают обширный массив мифологической литературы. Центральный миф буддизма - это жизнь Будды. Об этом относительно реалистично рассказывается в самых ранних текстах, и вскоре это было переработано в сложную литературную мифологию. Главный мотив этой истории и самая отличительная черта буддийского мифа - это отречение Будды: оставление дома и семьи для духовных поисков. Наряду с этим центральным мифом, традиции содержат большое количество небольших историй, которые обычно должны передавать этическое или буддийское учение. К ним относятся популярные джатаки, народные сказки или легенды, которые, как считается, прошлые жизни Гаутамы Будды. Поскольку они рассматриваются как эпизоды из жизни Будды, они рассматриваются здесь как «миф», а не как различие между мифом, легендой и народной сказкой.

Буддийская мифология поддерживается в текстах, но они всегда существовали наряду с устными традициями рассказывания историй, а также творческими пересказами мифов в виде драмы или произведений искусства. Эта творческая мифология продолжается и по сей день и включает в себя кино, телевидение и музыкальные обработки буддийских мифов.

Мифы всегда были важной частью того, как буддисты видят себя и создают общины. Отношение к мифам различается: одни люди считают истории полностью фактическими, а другие - символическими. В этой статье, как и в научном изучении мифологии в целом, использование термина «миф» не подразумевает ценностного суждения. Скорее, это относится к изучению священных историй и их значения в сообществе.

Ученые давно признали, что буддизм содержит одну из величайших мифологий мира. TW Рис Дэвидс сказал, что Jātakas - это «самая надежная, самая полная и самая древняя коллекция фольклора, ныне существующая в любой литературе в мире». CAF Rhys Davids сказал что Jātakas - это «в совокупности величайший литературный эпос о восхождении человека». Джозеф Кэмпбелл подробно обсуждал жизнь Будды в своем Тысячелком герое, опираясь на более поздние легенды о Будде. Однако современные исследования буддийской мифологии редки, и критики утверждают, что упор на рациональность в буддийском модернизме затемнил роль мифологии в буддийских сообществах как в прошлом, так и в настоящем.

Содержание
  • 1 Миф о жизни Будды
    • 1.1 Жизнь Будды в ранних текстах
    • 1.2 Расширенная жизнь Будды в Джатаках
    • 1.3 В текстах Винаи
    • 1.4 В пост-ашоканские тексты
  • 2 Другие индийские буддийские мифы
    • 2.1 Будды прошлого и будущего
    • 2.2 Цари, святые и боги
    • 2.3 Сектантские мифы
  • 3 Мифология Махаяны
  • 4 Формы мифа
    • 4.1 Литература
    • 4.2 Производительность
    • 4.3 Искусство
  • 5 Темы
    • 5.1 Отречение
    • 5.2 Пробуждение и финальная нирвана
    • 5.3 География и космология
    • 5.4 Психология и добродетели
    • 5.5 Царство и политика
    • 5.6 Мужественность и физическая доблесть
    • 5.7 Женщины и пол
    • 5.8 Животные
    • 5.9 Необычные существа
    • 5.10 Символы
    • 5.11 Мифы и ритуалы
  • 6 Толкования буддийских мифов
    • 6.1 Эмические интерпретации
    • 6.2 Современные этические интерпретации
  • 7 Мифология в современном буддизме
    • 7.1 Жития буддийских святых
    • 7.2 Современные изображения в СМИ
    • 7.3 Буддийские темы в современной медицине ia
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
Миф о жизни Будды

Жизнь Будды в ранних текстах

Роспись стен в лаосском храме, с изображением Бодхисаттвы Гаутамы (будущего Будды), предпринимавшего крайние аскетические практики до своего просветления. Бог наблюдает за его устремлениями и обеспечивает некоторую духовную защиту.

Мифология в буддизме используется на различных интеллектуальных уровнях для того, чтобы дать религиозным учениям символическое, а иногда и квазиисторическое выражение. Как отмечают такие ученые, как Томас Рис Дэвидс, самые ранние тексты буддизма (такие как Никаи и Агамы ) не содержат единая связная и систематическая биография Будды. Однако в этих текстах есть различные ссылки на многочисленные жизненные события, а в некоторых случаях даются более подробные описания важных событий из жизни Будды. Все более поздние версии жизни Будды происходят в основном из этих источников. К ним относятся:

  • рождение Гаутамы.
  • Некоторые подробности его жизни в детстве.
  • Ссылки на отречение. Рассказывается знаменитая история о «четырех знаках », но о прошлом Будде Випасси, а не о Гаутаме.
  • Подробные описания практик Гаутамы до пробуждения. К ним относятся его встреча с более ранними учителями, период аскез и его собственные усилия по развитию медитации.
  • Различные рассказы о ночи Пробуждения.
  • Последующие события о пробуждении рассказывается в известном повествовании, которое можно найти либо в Сутте, либо в Винае.
  • События, связанные с семьей Будды, включая его возвращение домой и рукоположение его сына, восстание Девадатты, рукоположение мачехи Будды в качестве первого бхиккхуни, чаще всего встречается в Винаях.
  • Последнее путешествие Будды, кончина и последующие события рассказываются в Махапариниббана Сутта.

Большинство соответствующих текстов из палийского канона собраны и систематизированы в книге Бхиккху Шанамоли «Жизнь Будды». Бхиккху Суджато показал, что события жизни Будды в ранних текстах соответствуют почти всем этапам «Путешествия героя» Кэмпбелла , несмотря на то, что они не организованы как единое повествование. Путешествие героя становится гораздо более заметным и полным в более поздних версиях истории.

Ранние тексты также включают упоминания об индийских божествах (дэвах ), необычных существах, таких как яккхас, Наги и другое мифическое содержание.

Продолжительная жизнь Будды в Джатаках

Вессантара подает милостыню от одного из самых известных Джатаков, Вессантара Джатаки

Одно из «трех познаний» (тевиджа ) Будды вспоминал прошлые жизни. Однако ранние тексты содержат очень мало реальных рассказов о прошлых жизнях. Такие истории, которые встречаются в ранних текстах, почти всегда имеют признаки принадлежности к последним слоям этих текстов. Однако за короткое время буддийское сообщество разработало обширный репертуар историй, связанных с прошлыми жизнями Будды, известных как Джатаки. В палийском каноне содержится 550 таких историй, и еще сотни в китайских, тибетских и санскритских источниках. Несколько Jātakas изображены в визуальной форме на памятниках в Санчи, датируемых I веком до нашей эры. Собрание рассказов Jātaka продолжало расти на протяжении веков. Одними из самых популярных по-прежнему остаются Маханипата Джатака, которые изображают последние десять жизней Будды перед его последним рождением.

Джатаки, по-видимому, в основном происходят из народных индийских народных сказок, басен и легенд в смешанных прозе и стихах. Как и жизни Будды, они не являются сектантскими, поскольку многие джатаки принадлежат к традициям. Некоторые из историй связаны с брахманскими легендами, например, найденными в Рамаяне и Махабхарате, в то время как другие показывают сходство с баснями Эзопа и прочая мировая литература. Хотя большинство Jātakas содержат «мораль», в большинстве случаев они относятся к простым и универсальным идеям, таким как ненасилие или честность, и лишь некоторые из историй содержат отчетливо буддийские идеи. В типичной сказке Джатаки рассказывается о конфликте или вызове, который герой преодолевает благодаря своей смелости, уму или другим достоинствам. Герой рассказа отождествляется с Буддой, в то время как другие персонажи рассказа часто отождествляются со знакомыми соратниками Будды, такими как его близкие ученики, семья или Девадатта как антагонист.

Так как джатаки по сути являются предварительными главами духовного развития Будды, они иногда включаются вместе с жизнью Будды. В палийских источниках, например, жизнь Будды представлена ​​в качестве вступительного кадра повествования коллекции Джатака.

Существует аналогичный класс литературы, известный как Ападана. Первоначально этот термин, кажется, просто означал сказку из прошлого, поскольку Махападана Сутта Дигха Никаи повествует историю Будды в прошлом веке. Однако он стал относиться к классу историй о прошлых жизнях монаха и ученицы монахини Будды. Они часто изображают, как просветленные ученики Будды достигли этого статуса, сделав подношения Будде в прошлой жизни.

В текстах Винаи

Махападжапати, первая буддийская монахиня и мачеха Будды посвящает

Доктринальные тексты (сутты ) раннего периода содержат мало повествования и меньше мифов. Однако в текстах о монашеской дисциплине (Виная ) каждому правилу или процедуре должна предшествовать история происхождения. Часто это простые повествования, которые просто дают контекст для правила. Однако в некоторых случаях повествование развивается и включает значимые мифические мотивы. Большинство из них происходит в связи с важными событиями в жизни Будды, особенно с его семьей. Но они также возникают независимо.

Эрих Фрауваллнер утверждал, что часть Виная, известная как Кхандхаки, была сформирована вокруг одной из самых ранних версий истории жизни Будды. Более поздние тексты Винаи, такие как Муласарвастивада Виная и Махавасту, добавили еще больше мифического материала, в то время как некоторые тексты также возникли из этого материала, отделившись от Винаи и начав распространяться как независимые биографии

Некоторые из мифов, рассказываемых в Винаях, включают:

  • Пробуждение Будды.
  • Период после пробуждения Будды, такой как 'первая проповедь '(это соответствует «возвращению» в геройском цикле Кэмпбелла)
  • Рукоположение мачехи Будды Махападжапати. Этот эпизод особенно богат мифическими образами и смыслом.
  • Восстание Девадатты. (предательство близкого родственника известно, например, в мифах об Иисусе, Бальдре и Осирисе.)
  • Медицинское образование врача Дживака.
  • История принца Дигаву.
  • Несколько оригинальных историй правил Винаи включают мифические мотивы, например, правило ступы.

В посташоканских текстах

Рождение Гаутамы Будды в лесу в Лумбини. Легенда гласит, что сразу после своего рождения он сделал 7 шагов и провозгласил, что прекратит страдания и достигнет высшего просветления в этой жизни. Принц Сиддхартха Гаутама стригся и становится отреченным. Боробудур

В то время как ранние тексты были в основном завершены в период до Ашокана, в период после Ашокана буддизм широко стал популярной религией. В это время буддизм распространился по Индийскому субконтиненту и за его пределами, и несколько различных школ возникли в разных регионах. Кажется вероятным, что каждая школа использовала бы жизнь Будды в качестве основного средства обучения. Сохранилось несколько отличительных версий этой истории. Хотя они сильно различаются по своим литературным формам, доктринальных различий между ними нет. К таким текстам относятся следующие:

  • Махавасту («Великая история») Махасангхика-Локуттаравада. Этот текст написан на гибридном санскрите и представляет собой свободную компиляцию различных текстов из нескольких источников, иногда повторяющих одну и ту же историю, и с небольшими попытками создать литературное единство.
  • Buddhacarita (« Жизнь Будды ») Ашвагхоша. Это сложное и отточенное санскритское эпическое стихотворение одного из выдающихся поэтов Индии.
  • Лалитавистара-сутра («Игра в деталях») сарвастивадинов. Санскритская сутра, Лалитавистара была очень популярна в северных формах буддизма. Это основа многих событий, высеченных в Боробудуре.
  • Тхеравада «Обсуждение связей» (Нидана-катха) «Обсуждения смысла историй о рождении» (Джатака) -аттха-катха). Это введение и установка для рассказов Пали Джатака, найденных в комментариях, собранных в Махавихара в Шри-Ланка. Это составляет основу стандартного описания жизни Будды в буддизме Тхеравады.
  • Mūlasarvāstivāda Виная. Хотя все Виная содержат повествование, этот текст - дошедший до нас на санскрите, тибетском и китайском языках - включает полную жизнь Будды, изобилующую многочисленными легендарными повествованиями.
  • Сутра Абхиникрамана
Белый слон царицы Майи. мечта и представление о Будде. Гандхара, II – III века н.э. Битва с Марой

Несмотря на то, что эти тексты появлялись в разных школах в течение длительного периода, в разных литературных формах, каждый из них разделяет ряд мотивов в жизни Будды, чего нет в ранних текстах. К таким мотивам относятся:

  • Мать Будды, Майя, мечтающая о белом слоне.
  • Лотосы, вырастающие под ногами бодхисаттвы, когда он шел сразу после рождения.
  • Различные встречи с Девадаттой и другими в детстве.
  • Видение четырех знаков.
  • Бодхисаттва, оставляющий жену и ребенка, часто в ночь рождения.
  • Лошадь бодхисаттвы, Катхака, которая унесла его, но позже умерла от горя.
  • Встреча с охотником и обмен одеждами.
  • Плавающая чаша вверх по течению.
  • Подношение молочного риса Суджатой.
  • Нападение армией Мары.
  • богиня земли, свидетельствующая о прошлой практике бодхисаттвы

Многие из этих мотивов представлены в ранних произведениях искусства, и одним из мотивирующих факторов в таком развитии было представление учений таким образом, чтобы можно было сформировать драматическую личную историю, которую можно было бы представить визуально. Например, Падхана Сутта, ранний текст, описывает нападение Мары с чисто психологической точки зрения, в то время как развитые версии представляют огромную армию демонов, атакующих Будду, изображение, которое часто изображается в буддийских произведениях искусства.

Эти более поздние работы также демонстрируют гораздо больший акцент на чудесном и необычном характере Будды, поскольку они изображают его больше как богоподобное существо в отличие от более ранних текстов. Эти изменения в мифологии имеют свои аналоги в более философских текстах, где Будда рассматривается как всеведущий и обладающий трансцендентными силами (локуттара ).

Другие индийские буддийские мифы

Будды прошлого и будущего

Буддийская мифология содержит легенды о Буддах прошлых веков, такие как Випасси. Важным источником для них является Пали Тхеравада Буддхавамса (Хроники Будды), в котором описаны истории 24 Будд прошлого.

Буддийские труды также включают широкий спектр пророческих мифы, говорящие о будущих событиях. Как и в случае с Джатаками, в ранних текстах есть несколько таких историй. Самая известная из них - Чаккаватти Сиханада Сутта из Дигха Никаи. Это единственный ранний текст, в котором упоминается Меттейя, будущий Будда. Это апокалиптический текст, который предсказывает, что нравственное поведение человечества снизится до такой степени, что цивилизация полностью разрушится. По прошествии долгого времени общество будет реформироваться на основе принципа ненасилия, и, в конце концов, наступит золотой век, когда будущий Будда Меттейя станет учителем этого века.

Более поздние тексты, такие как Майтрейавьякарана, вводят элементы Махаяны в пророческую историю Майтрейи. Сложная мифология возникла вокруг мессианской фигуры будущего Будды Майтрейи, которая вдохновила множество буддийских культов как прошлого, так и настоящего. Он стал влиятельной фигурой в тысячелетнем и мессианском движениях по всей Восточной Азии. По словам Пола Уильямса, «только в пятом и начале шестого веков в Китае было девять таких движений».

Цари, святые и боги

Визит Ашоки на ступу Рамаграма, Южные врата ступы Санчи 1.

Буддийские традиции содержат большое количество историй и духовных повествований в дополнение к вышеупомянутому. Часто это простые моральные басни, похожие на Jātakas. В некоторых случаях можно выделить мифические комплексы, которым нет аналогов в ортодоксальных текстах, но которые широко распространены в массовой культуре. В этих мифах фигурируют разные фигуры, помимо Будды, в том числе буддийские короли, важные монахи и святые, а также небесные существа или боги (дэвы ).

Индийские короли фигурируют во многих буддийских историях и мифах. Самые ранние тексты говорят о различных королях, оказывающих почтение Будде, таких как Пасенади из Косала и Бимбисара из Магадха. Буддийские мифы, возникшие вокруг знаменитого Маурья императора Ашока (записанного в таких текстах, как Ашокавадана ), а также других буддийских монархов, таких как индо-греческий Милинда (Менандр I ) и шри-ланкийские буддийские короли (в текстах, подобных Дипавамса ) также являются важными источниками буддийской мифологии. Эти истории служат историями о морали и образцами буддийского царствования, которые подражали и использовали более поздние буддийские монархии во всем буддийском мире. Эти королевские мифы затрагивают более светские вопросы, такие как отношения между монашеской общиной и государством, а также роль короля в мире (и, соответственно, роль мирян).

Буддийские мифы также рассказывают истории о важные ученики Будды и более поздние буддийские святые (известные как араханты ). Особенно важны его Десять главных учеников, таких как Шарипутра и Маудгальяяна, а также женщины-ученицы Будды, такие как Махападжапати Готами ( первая монахиня) и его жена Яшодхара. Другая важная фигура - Ангулимала, который был массовым убийцей, прежде чем стать монахом при Будде. Его рассказ служит историей искупления.

Поздние буддийские святые, такие как Махинда и Сангхамитта, оба ребенка Ашоки также являются частью буддийских мифов. Другой пример - истории, связанные с культом монаха Упагупты, который, согласно легенде, жил во времена Ашоки. Он не появляется в центральных палийских текстах, но является хорошо известной фигурой в северных регионах Тхеравады, включая северную Мьянму, Таиланд и Лаос. В этих регионах встречаются разнообразные сказки на связанные темы и мотивы, которые составляют основу ритуальной деятельности, обычно выполняемой мирянами. Подобные действия происходят в пограничном пространстве на границе официально санкционированной практики Тхеравадина.

Буддийские мифы также изображают небесных существ, называемых дэвами. Буддийский миф принял несколько индийских персонажей, таких как Брахма, Индра (также известный как Сакка ) и Притхви.

Сектантские мифы

Николай Рерих "Нагарджуна Покоритель Змея", изображающий миф о происхождении Махаяны сутр праджняпарамита.

школы буддизма рассказывали истории о происхождение своей особой школы. Эти рассказы действуют как мифы о сотворении мира, объясняют, как возникла школа и почему она имеет особый авторитет в передаче учения Будды. В отличие от пансектантских мифов о жизни Будды или джатаков, они существуют специально для того, чтобы продвигать свою школу по сравнению с современными соперниками. Такие сектантские мифы также обычно включают рассказ о том, как Дхарма восторжествовала над примитивными и жестокими религиозными культами, особенно над жертвоприношениями людей или животных при поклонении яккхам.

История происхождения Тхеравады встречается во многих местах, например, Дипавамса, где, как говорят, сам Будда предсказал распространение Тхеравады на Шри-Ланку. Более того, как в Дипавамсе (Островные хроники), так и в Махавамсе (Великие хроники), Будда фактически посетил остров три раза. Сарвастивадины установили свое происхождение во времена Ашоки, утверждая, что это истинная Дхарма, распространившаяся в Кашмире, когда буддизм в Средней стране стал коррумпированным.

Другие истории были разработаны, чтобы придать авторитет определенным текстам. Махаянисты должны были обратить внимание на тот факт, что их тексты были неизвестны в начальный период буддизма, и разработали такие истории, как то, что они были спрятаны в царстве нагов (змея- как сверхъестественные существа), пока не родились люди, достаточно мудрые, чтобы понять их. Некоторые версии мифа утверждают, что индийский философ Нагарджуна волшебным образом прилетел в город нагов и извлек скрытые сутры. Другие мифы имеют дело с буддами из других миров, которые могут быть достигнуты через сны или медитативные видения, такие как Майтрейя или Амитабха, и которые раскрывают новые тексты и учения, такие как пять трактатов Майтрейя. Позднее буддисты Махаяны также написали свои собственные биографии Будды, которые включали элементы Махаяны, такие как биография в тибетском Бюстоне (1290–1364) Chos 'byung («История буддизма»).

Точно так же покровители Тхеравадин Абхидхамма утверждали, что Абхидхамма был обучен Буддой своей матери на Тусите небесах. Другие мифы связаны с неодушевленными предметами, такими как буддийские реликвии. Например, в палийском тексте под названием Бодхивамса описывается принесение черенка с дерева Бодхи на Шри-Ланку, а в Тупавамсе рассказывается история Махатупа ('Великая Ступа ') в Анурадхапура.

Аналогичным образом, с развитием тантрического буддизма и их новых текстов, называемых тантрами, они также разработали легенды, которые пытались узаконить эти тексты как Буддхавачана (слово Будды), несмотря на тот факт, что исторически они не могли преподаваться во времена Гаутамы Будды. Одна из самых известных из них - различные легенды, окружающие фигуру, известную как царь Индрабхути. В одной из версий мифа, переведенной Рональдом М. Дэвидсоном, говорится, что во времена Будды никто не был готов к тантре на земле, поэтому ее учили на небесах Тусита. Впоследствии Ваджрапани принес тантрические учения в страну Захора царю Индрабхути, который получил наставления об их значении от учителя по имени Кукураджа.

. Такие мифологии развивались не только как «официальные» сектанты. доктрины, а как местные сказки. Например, в большинстве буддийских стран есть история о том, как исторический Будда посетил их страну и предсказал, что там будет установлена ​​Дхарма.

Мифология Махаяны
Амогпаша Локешвара в окружении Арьи Тары и Бхрикути Тары, хранящейся в боковом крыле Васучча Шил Махавихар, Гуита Бахи, Патан : Этот набор изображений популярен в традиционных монастырях долины Катманду, Непала. Судхана, когда он учился у одного из пятидесяти двух учителей. путешествие к просветлению. Санскритский манускрипт, 11-12 век. Амитабха, Будда Вечной Жизни, в Сукхавати, Западной Чистой Земле. Его окружают последователи, полубоги, бодхисаттвы и подношения. Внизу - дворы, гигантские цветы лотоса и пруды, из которых возрождаются очищенные.

В дополнение к истории происхождения Махаяны, тексты махаяны включают в себя большое количество повествований и мифов, с многочисленными божественные образы и истории, которых нет в более ранних текстах. Они варьируются от драматических или юмористических сказок до абстрактных философских притч. Сутры Махаяны, такие как Сутра Лотоса и Аватамсака Сутра, содержат популярные рассказы и притчи, которые оказали большое влияние на буддизм Махаяны.

Центральной фигурой в мифах Махаяны является Бодхисаттва, духовно продвинутое существо, которое находится на пути состояния будды. Некоторые из этих существ, такие как Тара, Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, еще не будучи Буддами, развили необычайные божественные способности благодаря достижение наивысшего уровня бодхисаттвы. По словам Пола Уильямса, Авалокитешвара «является, пожалуй, самым популярным из всех бодхисаттв Махаяны» и рассматривается как сострадательный спаситель всех существ, постоянно трудящийся, используя бесконечные формы и средства, чтобы помочь другим. Важными источниками для этого рисунка являются сутра лотоса и сутра Карандавьюха.

. Другие бодхисаттвы изображены как находящиеся в процессе развития своего умения обращаться с средствами (упая ) такие как Судхана из Гатавьюха Сутра, и, таким образом, их истории служат духовным bildungsroman.

Буддизмом, также центральным в мифологии Махаяны. Будда в текстах Махаяны также гораздо более возвышен и необычен, чем в более ранних текстах. Богоподобное существо, Будда в махаянском воображаемом жил и будет жить бессчетное количество эонов, проповедуя свое учение бесчисленным множеством способов и средств бесчисленному количеству существ. Что касается Будды Гаутамы, то его ограниченная «человеческая» жизнь на земле была просто иллюзией, докетическим миражом, который, по-видимому, совершает человеческие действия, такие как еда и т. Другой важной особенностью буддийских мифов Махаяна является то, что они включают Будд, кроме Гаутамы Будды, таких как Амитабха, Бхайсаджьягуру, Вайрочана и Акшобхья, каждый со своими собственными текстами. Считается, что эти будды живут в других сферах, называемых полями будд (buddhakṣetra, также известными как Чистые земли), и до сих пор доступны в медитации, видениях или через своих посредников. Говорят, что эти другие миры бесконечно простираются во всех направлениях, каждый из которых содержит Будду, который учит в их Поле Будды. Будда, такой как Амитабха, например (один из самых популярных будд в Восточной Азии), был связан с его клятвой, что любой, кто произносит его имя, переродится в его чистой земле, а также с бодхисаттвой Авалокитешвара. Эти другие будды также рассматривались как источник некоторых сутр Махаяны, таких как сутры Чистой земли и сутры Аксобхьявьюха.

житий >индийских махаянских фигур, таких как Асанга и Нагарджуна, и связанные с ними истории также важны в мифологии буддизма Махаяны. Биографии индийского философа Нагарджуны, например, изображают его как великого брамина колдуна, обладающего могущественной магией, который однажды сделал себя и своих друзей невидимыми, чтобы войти во дворец и насиловать женщин. После его побега все его друзья были убиты, и это привело его к духовной жизни и к изучению всей Дхармы Будды. Это в конечном итоге привело его к открытию сутр праджняпарамита с помощью царя нагов

. Эти истории и фигуры также получили дальнейшее развитие в восточноазиатском буддизме, например, со временем мужская фигура Авалокитешвары превратилась в женскую материнскую фигуру Гуаньинь, которая имеет свой собственный восточноазиатский мифический корпус. Восточноазиатский буддизм (все это Махаяна ) также развил дальнейшие региональные и школьные мифологии, поскольку буддизм продолжал развиваться и адаптироваться. Истории и легенды об основателях и патриархах буддийских школ Восточной Азии - одно из таких событий. Одним из примеров являются многочисленные истории о дзен патриархе Бодхидхарме, которые служат для объяснения того, как дзен-буддизм предположительно пришел в Китай. Еще одна широко известная фигура, появившаяся в Китае, - это толстая и веселая фигура по имени Будай, которая появилась в текстах дзен, таких как Передача лампы.

Другой очень популярный пример восточноазиатского буддийского мифа содержится в одном из классических китайских романов Путешествие на Запад, основанном на рассказах о китайском монахе Сюаньцзане и его путешествиях в Индию. Эти рассказы объединяют буддийский миф с идеями из китайской народной религии, китайской мифологии, а также конфуцианских и даосских верований.

Формы мифа

Литература

Основным источником буддийского мифа является обширная буддийская литература. Корпус обширный; более 500 джатаков существует только на пали, и есть различные полные буддийские каноны на разных языках.

Джатаки по-прежнему тесно связаны с устной традицией ранних буддийских текстов. В основе рассказа лежит набор стихов, которые в пали традиции являются единственной частью, считающейся канонической. История и обрамляющее повествование, повествующее о событиях дня Будды, являются комментариями. Однако, как показывает Томас Рис Дэвидс, во многих случаях стихи и проза должны передаваться вместе. Это типично для устной литературы на пали, где фиксированная каноническая часть сопровождалась гораздо более обширным и гибким комментарием, который сам постепенно стал каноническим. Во время обучения стихи, как правило, читались дословно, а рассказ был разработан и адаптирован каждым рассказчиком.

Напротив, развитые литературные произведения, такие как санскритский эпос стихи великого индийского поэта Ашвагхоша, такие как Buddhacarita и Саундарананда были записанными и тщательно спланированными образцами индийского жанра Махакавья. Опираясь на уже разработанное литературное наследие индийского буддизма, Ашвагхода использовал огромный словарный запас и сложные поэтические методы для создания сложных текстов для удовольствия образованного класса. Композиции Ашвагхоши, написанные на полированном санскрите, тщательно структурированы и скомпонованы. В этих текстах также есть многочисленные отсылки к брахманским легендам и эпическим повествованиям.

Перформанс

File:Cham dance at Leh Palace, 13 February 2018.webmPlay media танец Чам ​​во время фестиваля Досмоче 2018 в Leh Palace

Есть признаки того, что индийские буддисты создавали назидательные драмы, возможно, с музыкальным сопровождением. Ашвагхоша, как известно, написал буддийскую драму, Шарипутра -Пракарана, которая сохранилась только фрагментами. Это старейшее из когда-либо обнаруженных драматических произведений санскритской литературы. Такие представления стали популярными в буддийских культурах.

В досовременной Азии устное и драматическое исполнение историй Джатака было еще одним способом распространения буддийских мифов. Эта традиция остается активной в странах Юго-Восточной Азии и сегодня, где сказки Джатаки исполняются в театре, танцах и декламации во время определенных особых случаев, например, во время буддийских праздников.

в Тибете и других регионах, где Распространился тибетский буддизм, также популярны различные представления священных мифов, такие как танец Чам ​​ костюмированный танец, который иллюстрирует буддийские моральные ценности.

Искусство

Врата, Ступа Санчи

Не существует искусства или каких-либо других физических останков самого раннего периода буддизма. Первое буддийское искусство появляется в период Ашокан. Но столпы Ашоки, хотя и превосходны в художественном отношении, не рассказывают мифов.

Возможно, через 100 лет после Ашоки у нас есть первые известные буддийские комплексы ступ, которые содержат существенное и сложное искусство. Помимо мотивов из ранних текстов, они часто изображают эпизоды из Джатаки и из эволюционной формы жизни Будды. Сохранившееся искусство - это скульптура из камня, хотя это, должно быть, остатки гораздо более богатого наследия из более скоропортящихся материалов.

В дополнение к чисто декоративным мотивам мы часто находим искусство, расположенное в последовательности или круглом круге, изображающее различные события, выбранные из определенного рассказа. Предположительно, они использовались в качестве основы для повествования, предшественницы наших современных графических романов. Учитель, предположительно монах или монахиня, рассказывал историю, проиллюстрированную картинками, или же люди, знавшие эту историю, напоминали себе о ней. Этот метод был полностью разработан в Боробудуре, где истории крутятся вокруг огромного сооружения. Во многих современных буддийских храмах, особенно в тех, которые являются популярными туристическими объектами, ту же роль играют фрески.

Темы

Отречение

Бодхисатта едет на своей лошади Кантака пересекает реку Анома в ночь своего отречения. Его возничий Чанна держит хвост. Храм Чеди Траипхоп Траймонгхон, Хатьяй Таиланд.

Ключевым событием в жизни Будды является его уход из дома. Это событие драматизирует конфликт между «мирскими» ценностями секса, семьи, карьеры и процветания и «духовными» ценностями отречения и бесстрастия (virāga ). Это напряжение - отличительная черта буддийского мифа. Многочисленные буддийские истории рассказывают об этом событии по-разному, иногда вызывая боль бодхисаттвы, оставившую жену и ребенка, а также попытки его отца побудить его остаться и печаль, которую испытывала его жена Яшодхара и его возничий Чанна.

Отречение также неоднократно рассматривается в Jātakas с другими вариациями. В некоторых случаях бодхисаттва уезжает из дома со своей женой, или с женой и детьми, или даже со всем городом. В одном случае жена оставляет бодхисаттву воспитывать детей.

Пробуждение и заключительная нирвана

За отречением следует событие пробуждения (бодхи ) или освобождения (вимутти, нирвана ). В буддизме это относится к пониманию истины, ведущему к прекращению страданий. В доктринальных текстах это представлено в психологических и экзистенциальных терминах, которые мифы переводят в нарратив и образы.

Таким образом, армии демона Смерти, Мара, силы тьмы и желания, больше не являются простыми Психологические импульсы, но буквально армии демонических сил, изображенные с большим количеством деталей. И их преодолевает не просто озарение, а вызов Богини Земли (дхарини). Она, как старшее божество, засвидетельствовала героические подвиги бодхисаттвы в бесчисленных прошлых жизнях, описанных в Джатаках, и свидетельствует об этом факте, рассеивая силы тьмы.

Каждая деталь переживания пробуждения приобретает мифическое значение. Место, где сидел Будда, описанное в ранних текстах просто как приятное место, подходящее для медитации, становится «пупком мира». Это единственное место на земле, достаточно сильное, чтобы выдержать бремя пробуждения, и оно используется всеми буддами прошлого, настоящего и будущего.

Событие его смерти и окончательное освобождение (паранирвана ) из царства перерождения (сансара ) также являются важными темами, которые поднимаются в многочисленных буддийских мифах. Для буддистов было важно объяснить смерть Будды как монументальное событие. Некоторые буддисты, такие как Локуттаравада, разработали докетический миф, в котором говорилось, что Будда на самом деле не умер, а только казался умершим, поскольку его природа была сверхземной.

География и космология

Мандала из шелкового гобелена с космологической диаграммой, династия Юань (1271–1368). Гора Меру в центре, с солнцем и луной у основания (символизируемые птицей и кроликом) и четырьмя континентами в сторонах света.

Буддийская космология дает обширное представление о время и пространство, с множественными мировыми системами (lokāḥ), разделенными на разные планы существования (dhātus), уходящие в прошлое на бесчисленные эоны (kalpas ). Буддийский (и индийский) взгляд на время является циклическим, а не линейным или прогрессивным. Мировые системы или вселенные проходят циклы, от рождения до разрушения, и видят, как похожие модели возникают снова и снова. Эти модели включают рождение и пробуждение Будды, а также дегенерацию и, в конечном итоге, утрату Дхармы. Мифическое возвращение, таким образом, является ключевой темой буддийской космологии. Важной особенностью этого является то, что в буддийской вселенной нет единого начала или мифа о первом творении. Говорят, что Будда заявил, что мир «не имеет обнаруживаемого начала, первая точка не обнаруживается в блуждающих и странствующих существах». Таким образом, хотя отдельные мировые системы (lokā lo) проходят циклы рождения и разрушения (которые объясняются как вызванные естественными процессами, связанными с четырьмя элементами ), вся система сансары сама или «мультивселенная», состоящая из всех вселенных, не имеет единой точки происхождения во времени или единственной причины / первопричины. Таким образом, буддийская космология и миф отвергают теистический креационизм.

Махаяна Буддизм добавил концепцию бесконечности Поля Будды, созданных бесчисленными Буддами, все из которых связаны друг с другом. Средневековые тексты, известные как буддийские тантры, вводят более сложные элементы в буддийскую космологическую систему, включая астрологические элементы и новые мифы, такие как миф о царстве Шамбала из тантры Калачакры.

Несмотря на такой широкий взгляд на время, исторические рамки буддийского мифа на самом деле довольно узки. За некоторыми исключениями, Джатаки и даже истории будущего представляют мир, который очень похож на Индию V века до нашей эры, или, точнее, в случае с Джатаками, немного раньше. Таким образом, многие сотни рождений бодхисаттвы расположены в пределах исторического окна всего в несколько веков и прочно укоренились в географии Индии. Это включает обширное присутствие Гималаев, мощных рек, плодородных полей и диких лесов. Пустыни, в том числе горы, регулярно изображаются как прибежища мудрецов и искателей. Города - это то место, где можно найти богатство и славу, а мудрость живет в пустыне. Ранние тексты сосредоточены на «средней стране» - центральной части долины Ганга - где Будда провел всю свою жизнь. Ссылки на области за пределами этого немногочисленны. В более поздних текстах, таких как Ятакас, география значительно расширилась, с упором на торговлю через пустыни и океаны. Баверу Джатака («Вавилон Джатака») рассказывает о том, как использовать доверчивых вавилонян в торговле. Буддийская мифическая география также включает необычные мифические элементы, такие как центральная мировая гора гора Меру и рассказы о континенте Джамбудвипа, которые относятся к миру людей. Более поздние региональные тексты также сосредотачиваются на географии своего происхождения, такой как Китай, Тибет или Шри-Ланка, а также на поддержании мифической географии Индии.

Психология и добродетели

Буддийские мифы используют стандартные сюжетные типы и героические путешествия, всегда с сильным психологическим акцентом. В то время как поведение бодхисаттвы в джатаках не всегда безупречно, упор делается на преодолении ненависти и жадности, а также на использовании ума и доброты для решения проблем. Бодхисаттву чаще называют умным и находчивым, чем жестоким воином или могущественным царем.

Истории Джатаков, а также биографии пост-ашоканов также используют важные буддийские добродетели в качестве своей темы, такие как добродетели, известные как совершенства (парамит ). Влиятельный пали Маханипата Джатака, например, состоит из десяти историй, каждая из которых иллюстрирует одну из десяти парамит.

Буддийские тантры тем временем связывают свои многочисленные божества и космологические элементы с внутренние психологические состояния, а также физиологические силы.

Царство и политика

Один из самых ранних мифических мотивов в жизни Будды - представление о том, что он «Великий человек» (махапуриса), который должен выбрать свою судьбу. Если он останется в доме, он станет праведным вселенским императором или «монархом, вращающим колесо» (пали : Cakkavatti; санскрит : Cakravartin), пока он выбирает путь отречения он станет Буддой. Конечно, исторический бодхисаттва выбирает отречение, но рассказываются истории о тех, кто в прошлом избрал царство. Они изображены, чтобы показать идеал буддийского лидерства, того, кто правит без насилия (ахимса ), одновременно являясь примером и продвигая буддийские ценности. Буддийские короли также считаются защитниками и сторонниками буддийской общины. Деяния великого буддийского царя включают защиту животных и строительство общественных сооружений, таких как парки, колодцы и дороги.

Истории императора Маурья Ашока также добавлены к мифологическим элементам. мифа о «Царе Дхармы» (Дхаммараджа) и его великих деяниях. Во многих буддийских мифах Ашока - королевский «образец по преимуществу», который олицетворяет десять королевских добродетелей: щедрость, моральную добродетель, самопожертвование, доброту, самоконтроль, отсутствие гнева, ненасилие, терпение и соблюдение норм. праведности. Этому образу много подражали более поздние буддийские короли, которые строили ступы и храмы и покровительствовали монашеской общине, подражая Ашоке. Этот мимесис мифа Ашока азиатскими буддийскими правителями является одним из способов влияния буддийского мифа на азиатскую политическую идеологию таких государств, как Ангкор, Сукхотай и Паган.

. Джатаки изображают множество примеров царей и самого бодхисаттвы Гаутамы, который был царем во многих прошлых жизнях, самым известным во всей Юго-Восточной Азии был Вессантара Джатака. Вессантара Джатака - это, по сути, королевский эпос, герой которого - не завоеватель или воин, а герой буддийской добродетели щедрости (дана ), который дает клятву никогда не отказываться отдавать все, о чем его могут попросить. В Таиланде эта джатака произносится или исполняется на больших церемониях, таких как «Бун Пхавет» в Рой Эт, где Упагупта почитается так же, как и Будда.

Тайский Вессантара Джатака иллюстрация, глава 8 (Королевские дети)

Царство в Джатаках демонстрирует многие из классических черт, знакомых Джеймсом Фрейзером анализом священного царствования. Царь обладает не только мирской властью, но и связан с богами. Его поведение влияет на погоду: праведный царь обеспечивает хороший урожай. Иногда приносят в жертву короля или рассказывают истории о побеге и исправлении жертвы. Буддийские источники Махаяны также добавляют понятие идеала бодхисаттвы к мифам о буддийском царстве.

Агганья-сутта изображает альтернативный и ранее спорный идеал буддийского царя. Здесь, в манере, аналогичной практикам, преобладающим среди людей самого Будды сакьяна, царь не предназначен, но избирается народом. Однако эта модель выборной монархии в значительной степени игнорировалась, и в последующих буддийских мифах почти всегда фигурировали наследственные короли.

Буддийские мифы продолжают оказывать влияние на политический мир азиатских буддийских народов. Король Таиланда Пхумипол известен рассказами о Джатаке, которые часто содержат некоторые комментарии или повороты, иллюстрирующие текущие события. В его переводе «Махаджанака Джатака», например, окончание было изменено, так что бодхисаттва больше не отказывался от престола, а остался и обучал свой народ бережному отношению к окружающей среде. В Шри-Ланке Махавамса, рассказывающий об истории буддизма на острове, использовался как мифический авторитет в гражданской войне против тамильских тигров. В этом тексте рассказывается история уважаемого царя Духхагамини, который изгнал тамильских захватчиков и почувствовал раскаяние за убийство, что является нарушением самого фундаментального буддийского предписания. Однако монах заверил его, что только убийство тех, кто нашел прибежище в буддизме, может считаться моральной ошибкой.

Мужественность и физическая доблесть

Сарабханга Джатака изображает бодхисаттву из прошлой жизни, демонстрируя его экстраординарное мастерство в стрельбе из лука.

Джон Пауэрс отметил, как история Будды в Индии В текстах представлены темы мужского физического совершенства, красоты и добродетели. Будда часто изображается в индийском искусстве и литературе как мужественный «Абсолютный Человек» (пурушоттама) и «упоминается рядом эпитетов, превозносящих его мужские качества, его необычайно красивое тело, его сверхчеловеческую мужественность и физическую силу, его навыки. в боевых искусствах, и о том, какое влияние он оказывает на женщин, которые его видят ». Ему дают множество эпитетов, таких как «бог среди людей», «обладающий мужской силой», «победитель в битве», «непревзойденный укротитель людей», «человеческий бык» и «бесстрашный лев». Считается, что он прожил сотни прошлых жизней как чакравартины и как мужественные боги, такие как Индра, и в своей последней жизни в качестве Гаутамы он преуспел как любовник многих женщин в своем дворце. гарем, а также воин в боевых искусствах кшатрия. Такие тексты, как Лалитавистара (обширный спорт), посвящены боевым состязаниям, которые юный бодхисаттва должен был завершить, чтобы обрести свою жену, завершаясь соревнованием по стрельбе из лука, в котором он «поднимает лук, который никто не знает. еще мог рисовать, а те немногие могли даже поднять. Он хватает ее, сидя, легко поднимает и стреляет стрелой в каждую мишень, что полностью затмевает действия всех остальных ». Изображения его аскетического обучения, а также его победы над искушениями Мары и его окончательного пробуждения также часто описываются как результат его мужественных усилий в героической битве. Аскетическая жизнь также связана с мужественностью. В древней Индии говорилось, что целомудрие и сохранение спермы приносят силу, здоровье и физическую энергию. Говорят, что практика безбрачия и аскезы накапливает духовную энергию, называемую тапас. Таким образом, даже будучи безбрачным аскетом, Будда может воплотить мифический архетип верховного человека и героического воина.

Все эти хорошие качества связаны с идеей о том, что Будда обладает превосходной кармой и добродетелями, и поэтому в индийском буддизме нравственная трансформация рассматривается как связанная с физической трансформацией. Важным элементом мифологии Будды, который обычно упускается из виду в большинстве научных публикаций, являются превосходные физические характеристики его тела, которое украшено так называемыми тридцатью двумя «физическими характеристиками великого человека » (махапуруша -лакшана), которые встречаются только у будд и вселенских монархов и рассматриваются как доказательство их статуса как высших людей. Говорят, что наряду с совершенными физическими качествами Будды некоторые буддийские женские фигуры, такие как мать Будды Майя, также обладают тридцатью двумя хорошими качествами, таким образом, мужское совершенство и женское совершенство отражают друг друга.

Совершенство Будды также связан с сверхъестественными умениями (abhiñña ), такими как левитация, хождение по воде и телепатия. Его силы превосходят силы богов, и индийские божества, такие как Брахма, изображаются как его ученики и признающие его превосходство.

Женщины и пол

Материнское божество Харити

Женские образы и гендерные вопросы также являются важной чертой буддийской мифологии. Традиционно считается, что женщины способны достичь высочайшего уровня духовных достижений. К женским фигурам в буддийском мифе относятся фигуры матери, такие как мать Будды, королева Майя (и ее девственное рождение миф) и богиня Харити, монахи (бхикхуни ), как Сангхамитта и Махападжапати Готами, и выдающиеся божественные личности, такие как Тара, Гуаньинь, Ваджрайогини и Еше Цоньял.

Буддийские мифы и рассказы демонстрируют неоднозначность в отношении пола. С одной стороны, гендер не рассматривается как бинарный феномен. Например, пол в жизни меняется. Часто женщины бывают сильными и способными. Гендерные роли иногда меняются местами, например, когда жена бодхисаттвы оставляет его, чтобы растить детей, она становится монахиней. В некоторых текстах гендер представлен как перформанс, и мужчины и женщины могут осознанно участвовать в этом представлении. Трансформация и побег из ловушек гендерных ролей возможны через духовную жизнь, особенно в отречении, и женщины считаются способными к пробуждению, как и мужчины. Сюзанна Мрозик, цитируя Элизабет Гросс, считает, что в индийском буддизме тела «податливы» и «подвержены трансформации, потому что тела в значительной степени являются продуктом наших собственных действий... Карма диктует, какое тело мы получаем в любой данной жизни - будь то мужчина или женщина, здоровый или больной, красивый или уродливый и так далее ". Существуют также различные буддийские истории, в которых изображен человек, меняющий пол, например, история, в которой буддийский святой Асанга превращается в женщину и использует свои йогические способности, чтобы снова превратиться в мужчину. В другой истории из сутры Вималакирти говорится, что богиня превратила Шарипутру в женщину, чтобы доказать, что пол - всего лишь пустая концептуальная конструкция, не имеющая реальной основы.

В то же время существует множество буддийских историй, в которых женщины изображаются в негативном свете, что продолжает влиять на современные буддийские взгляды. Индийские буддийские взгляды на женскую сексуальность типичны для древней Индии, которая считала женщин по своей сути похотливыми созданиями страсти и которые часто изображаются соблазнительницами, представляющими опасность для мужчин, стремящихся жить безбрачной религиозной жизнью. Это негативное отношение к женщинам продолжает влиять на современные буддийские культуры, где широко распространено мнение, что рождение женщиной связано с плохой кармой. Также говорят, что это повлияет на будущее буддизма. Одна история, которая иллюстрирует это, - история первой монахини, Махападжапати Готами, которая включает предсказание о том, что, поскольку Будда разрешил рукоположение женщин в монахини, буддийская Дхарма будет падать быстрее.

В своей книге «Белые кости, красная гниль, черные змеи» Бхиккху Суджато указал, что Джатаки составлялись многими людьми в течение долгого времени. Вместо того, чтобы представлять единую последовательную буддийскую позицию в отношении женщин, он утверждал, что они представляют собой множество противоречивых взглядов, двусмысленность, которую нелегко представить в доктринальных или философских текстах. Одной из основных причин негативного отношения к женщинам является замешательство и напряженность в отношении сексуальности, которые испытывают те, кто выбрал жизнь самоотречения. В то время как ранние тексты советуют справляться с этим с помощью осознанности и медитации, в рассказах напряжение становится экстернализованным как отрицательные характеристики женщины. Однако такие взгляды не следует рассматривать как фиксированные, поскольку буддизм не является эссенциалистским. Отрицательные характеристики женщин, такие как отрицательные характеристики мужчин, которые также изображаются, - это качества, которые необходимо преодолеть и преобразовать посредством духовного развития. Таким образом, буддизм всегда настаивал на том, что женщины равны мужчинам в своей способности пробуждаться.

Животные

Будда, представленный деревом Бодхи, сопровождаемым животными, Санчи вихара.

Животные занимают видное место в буддийских мифах, будь то домашние звери, такие как корова или кошка, или дикие звери, такие как лев или крокодил. В Jātakas часто встречаются говорящие животные и обычные сказочные образы, такие как осел, который одевается в львиную шкуру. Однако отличительной чертой буддийских сказок является то, что не игнорируются этические последствия таких говорящих зверей. Вместо этого именно в диалоге с говорящими животными вырабатывается этика ненасилия и сдержанность в убийстве животных. В некоторых Jātakas также часто бывает, что животное действует более нравственно, чем человек.

Некоторые виды животных появляются достаточно регулярно, поэтому они принимают на себя роль обычных персонажей. Лев силен и бесстрашен, шакал, его враг, слаб, малодушен и двуличен. Животные также могут символически представлять другие буддийские темы, например, лев, как говорят, представляет Будду (который также известен как «лев из клана Сакья », Сакьясимха), поскольку лев является королем животные, с самым громким ревом, и Будда - лучший из всех людей с самым лучшим учением. Олень олицетворяет отречение, поскольку он никогда не спит на одном и том же месте. Мифические животные, такие как Гаруда и наги, также играют роль в буддийских баснях и мифах о животных.

Необычные существа

Тибетский буддийский святой Падмасамбхава имеет сложную мифическую агиографию. Поклонение дереву Бодхи, Восточная стена, Южный столп, Восточные ворота, ступа 1, Санчи

Буддийская традиция разделяет с более широкой индийской культурой ряд выдающихся существ и мест. В мифах часто говорится о сверхъестественном. Однако, хотя буддийский миф часто имеет дело с событиями, которые обычно считаются сверхъестественными, такими как рассказы о дэвах, чудесах и т. Д., Все они рассматриваются как аспекты дхармы и, следовательно, как часть природы. Таким образом, в буддийском контексте эти явления лучше всего описывать как «экстраординарные» в смысле того, что они лежат за пределами обычного опыта, а не как «сверхъестественные», будучи «над природой».

Буддийские божества - важный элемент во всех буддийских мифологиях. К этим божествам относятся бодхисаттвы высокого уровня, обладающие исключительными способностями, космические буддыМахаяна ), дэвы (небесные существа, которые живут ради очень долгое время), природные духи, такие как якши и жестокие тантрические божества или защитники.

Буддийская мифология также принимает брахманические мифы и божества, часто переворачивая мотивы, чтобы проиллюстрировать точку зрения разница между буддизмом и ортодоксальным брахманизмом. Когда появляется индийское божество-создатель Брахма, его иногда изображают как величественного преданного Будды, но иногда над ним издеваются. Некоторые буддийские тексты высмеивают веру Брахмы в то, что он - создатель вселенной. Точно так же свирепый бог войны Вед, Индра, превращается в нежного Сакка (обычно дается эпитет деванам индрах «царь богов»), который, как говорят, достиг своего божественного статуса благодаря общественным работам.

Буддийские святые и исторические личности также играют важную роль в буддийских мифах. Истории о квази-легендарных личностях, таких как Падмасамбхава и Миларепа, служат важными основополагающими мифами для тибетских буддийских школ.

Символы

В буддийской литературе, а также в буддийском искусстве миф также передается с помощью различных буддийских символов, которые получили широкое распространение в буддийском мире. Среди самых ранних и наиболее распространенных символов - ступа (символизирующая Будду), колесо Дхармы (символ Дхармы), Дерево Бодхи (и его листья) и цветок лотоса (оба символизируют пробуждение ).

Буддийские культуры обычно сохраняют реликвии или места, которые связывают их с буддизмом прошлого, и особенно с историческим Буддой. Этим вещам придается значение, рассказывая о них священные истории.

В Шри-Ланке наиболее популярными местами паломничества являются дерево Бодхи в Анурадхапура и реликвия зуба в Канди. В мифе о дереве Бодхи говорится, что это был саженец, взятый с дерева, под которым сидел Будда, привезенный на Шри-Ланку дочерью царя Ашоки, просвещенным бхикшуни Сангхамитта. Поклонение реликвии зуба в конечном итоге происходит из заключительных отрывков из Махапариниббана Сутта, в которых рассказывается о распределении физических останков Будды после его кремации.

Миф и ритуал

Королевское облачение, которое носили будущие новички до их саманеры посвящения.

Мифические события обычно повторяются или переживаются заново и ритуал, и на самом деле некоторые мифы возникают как объяснения ритуала. Мы часто находим это в буддизме, поскольку процедура посвящения имитирует отречение Будды. Хотя тексты Винаи, описывающие рукоположение, описывают его как простую, почти бюрократическую процедуру, в некоторых буддийских культурах есть ритуалы, в которых они одевают кандидата как принца и проводят его по улицам, воспроизводя отречение от Будды. Эти ритуалы могут быть довольно сложными: некоторые кандидаты едут верхом на лошади, а другие люди играют разные роли, например, искусительница Мара. В Мьянме для женщин также существует параллельный ритуал прохождения жизни, который называется церемонией шинбю.

Другой буддийский ритуал, который включает реконструкцию мифа о жизни Будды, - это ритуал освящения образа Будды. Среди прочего, голова статуи покрыта, что символизирует уход Будд из семейной жизни, и перед статуей помещаются различные символические подношения. включая сладкую молочно-рисовую смесь, символизирующую подношение Суджате.

В тантрическом буддизме ритуалы, такие как тантрические посвящения и создание мандал можно рассматривать как воссоздание тантрической буддийской мифической реальности в священное время.

Интерпретации буддийского мифа

Эмические интерпретации

В буддийских традициях нет развитой традиции интерпретации мифа. Писатели признали, что разные жизни Будды были похожи, отличаясь лишь незначительными деталями. Более зрелищные аспекты буддийского мифа, вероятно, рассматривались как развлекательные. Васубандху, писавший примерно в 4 веке нашей эры, считал само собой разумеющимся, что его слушатели понимали, что так называемые «стражи ада» на самом деле были просто проекциями разума. Однако нередко встречаются строго буквальные интерпретации мифа.

Реформаторские движения в буддизме, возникшие примерно в конце XIX века, известны как буддийский модернизм. Они характеризуются рациональным подходом к буддийской этике, философии и медитации и склонны отвергать или преуменьшать значение мифических элементов. В результате многие современные формы буддизма, находящиеся под влиянием буддийского модернизма, редко обращают внимание на мифы или склонны преуменьшать их важность, рассматривая их как более поздние «наслоения» или «искажения». Возможно, именно поэтому современные научные анализы буддийской мифологии редки.

Бхиккху Суджато написал обширный анализ буддийского мифа, сосредоточив внимание на женщинах. Он показывает обширные корреляции между буддийскими мифами и более широким мировым мифом, опираясь на такие источники, как Джозеф Кэмпбелл и Эрих Нойман, ученик Карла Юнга.

современных этических интерпретаций.

Джозеф Кэмпбелл «Путешествие героя» проанализировал миф о жизни Будды как часть универсального путешествия героя, которое он также сравнивает с жизнью Иисуса, оба являются формами того, что он видел как «архетип Спасителя мира». Кэмпбелл описал жизнь Будды в том, что он считал стандартной формулой героических мифов: разделение - посвящение - возвращение. Разделение отображает отречение Будды, посвящение в его поиски и достижение пробуждения, а возвращение - это его возвращение в мир, чтобы проповедовать Дхарму всем (и, таким образом, для Кэмпбелла он является «универсальным героем», который несет послание всему миру.

Роберто Калассо в своем Ка обсуждает буддийский миф в контексте индийского мифа в целом. Он утверждает, что Будда пришел, чтобы «положить конец жестам», поскольку его путешествие в конечном итоге было внутренним и обходилось без внешних форм духовности, таких как ритуалы.

По мнению Калассо, древний мир жертвоприношений, запретов и властей разрушен с приходом Будды. Будда желает «устранить остатки», остатки, из которых рождается все новое (стремление к нирване - не что иное, как желание погасить остатки прожитой жизни - возрождения). Его доктрина является прообразом нашего собственного мира: «То, что однажды будет называться« современным », было, по крайней мере, в том, что касается его наиболее острых и наиболее скрытых аспектов, наследием Будды. Увидеть вещи как агрегаты и разобрать их.... Сухая жестокая схоластика.... Полное отсутствие уважения к любому запрету, никакому авторитету ».

Дэвид Адамс Лиминг в своей« Мифологии: Путешествие героя »рассматривает просветление Будды как кульминацию темы квеста героя, в котором герой стремится к такой цели, как бессмертие (обратите внимание, что амрита на самом деле является термином для нирваны ), в частности, родственную тему, называемую «темой отстранения». Лиминг утверждает, что «миф о медитативном уходе героя - это миф о подготовке шамана - великого учителя-спасителя, - который, столкнувшись с неизвестным в себе, теперь может передать и применить этот опыт к нам.. "

Мифология в современном буддизме

Жития буддийских святых

Агиография - одна из самых популярных форм современного мифа в буддийских культурах. Они представлены в форме биографий, иногда автобиографий уважаемых монахов или других духовных практиков. Эти истории обычно основаны на основных элементах пути героя, которые были проиллюстрированы в жизни Будды: особые признаки юности, отречение, борьба, пробуждение, учение и установление наследия. Однако их форма соответствует современной биографии с более или менее включением паранормальных явлений.

Такие агиографии - одна из основных форм литературы в тайской лесной традиции. В Таиланде основным примером является биография Аджана Мана Бхуридатта, отца-основателя, написанная одним из его учеников Аджаном Маха Боова. Житие Аджана Мана стало главной современной легендой тайского буддизма. Он установил многие стандартные черты таких биографий: рассказы о борьбе с сексуальным искушением, встречи с тиграми и призраками в лесу и захватывающие рассказы о психическом или медитативном мастерстве. Однако это противоречиво, поскольку на нем изображены такие события, как встреча с давно умершими арахантами, феномен, который невозможен согласно ортодоксальной тхераваде.

В китайской традиции мы находим биографию Сюй Юнь (Пустое Облако), которая аналогично повествует истории о духовных и психических достижениях в очень долгой жизни этого китайского буддийского учителя.

Точно так же тибетская традиция содержит множество биографий известных учителей, таких как Далай-лама, включая одну недавнюю адаптацию комиксов. Уникальной мифической чертой этой традиции является история идентификации мастера как реинкарнации бывшего мастера.

Современные изображения в средствах массовой информации

Были сняты многочисленные фильмы, изображающие жизнь Будды. Маленький Будда Бертолуччи включил элементы истории Будды как часть более современной сказки. Недавно в Шри-Ланке был снят фильм «Сиддхаттха», в котором основное внимание уделялось эмоциональному напряжению вокруг решения бодхисаттвы уйти.

Сайюки (西遊記, букв. «Путешествие на Запад»), также известный под английским названием «Обезьяна», был японским сериалом, рассказывающим историю паломничества Сюань Цзана в Индию. найти буддийские сутры. Совсем недавно популярный сериал о жизни Будды был показан по индийскому телевидению.

Жизнь Будды была адаптирована как манга Осаму Тэдзука, которая, в свою очередь, была адаптирована в анимационном фильме.

Буддийские темы в современных СМИ

С тех пор, как буддизм и медитация стали частью популярной культуры в США в 1970-х годах, стало обычным видеть буддийские темы, выраженные в современном мифотворчестве.

«Звездные войны», сознательно построенные как современный миф на основе модели Кэмпбелла, содержат множество буддийских мотивов. К ним относятся джедаи, представляющие собой смесь элиты монахов и воинов, которые медитируют, и их просят «помнить о своих чувствах».

Матрица включает темы иллюзий, реальности и свободы, которые являются фундаментальными для буддизма.

См. Также
Notes
References
Последняя правка сделана 2021-05-13 04:00:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте