Матрица | |
---|---|
Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Вачовски |
Продюсировал | Джоэл Сильвер |
Автор | Вачовски |
В главной роли | |
Музыка | Дона Дэвиса |
Кинематография | Билл Поуп |
Отредактировал | Зак Стенберг |
Продакшн. компании |
|
Распространяется |
|
Дата выхода |
|
Продолжительность | 136 минут |
Страна |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 63 миллиона долларов |
Кассовые сборы | 465,3 миллиона долларов |
Матрица - американский научная фантастика боевик 1999 года, сценарий и режиссер Вачовски, продюсер под редакцией Джоэла Сильвера. В главных ролях: Киану Ривз, Лоуренс Фишберн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг и Джо Пантолиано и является первым взносом во франшизе Матрица. Он изображает антиутопическое будущее, в котором человечество неосознанно заперто в смоделированной реальности, Матрице, созданной разумными машинами, чтобы отвлекать людей, используя их тела в качестве источника энергии. Когда компьютерный программист Томас Андерсон под именем хакер псевдоним «Нео » раскрывает правду, он «втяг в восстание против машин» вместе с другими людьми, которые были освобождены от матрицы.
Матрица является примером киберпанк поджанра научной фантастики. На подходе Вачовски к боевым сценам повлияли японская анимация и фильмы о боевых искусствах, а также использование в фильме боевых хореографов и проволочного фу техники из гонконгского боевика повлияли на последующие голливудские боевики. Фильм популяризировал визуальный эффект, известный как «время пули », в котором действие внутри кадра прогрессирует в медленном режиме. движение, когда камера движется по сцене с нормальной скоростью, что позволяет нормально воспринимать ускоренные движения определенных персонажей. В то время как одни критики хвалили фильм за то, как он справился со сложными предметами, другие говорили, что более глубокие темы в степени омрачены его боевыми сценами.
Матрица была впервые выпущена в США 31 марта 1999 г. и собрала более 460 миллионов долларов по всему миру. Он хорошо прошел критиками и получил четыре награды Оскар, а также другие награды, в том числе BAFTA Awards и Saturn Awards. Матрица получила инновационные визуальные эффекты, кинематографию и развлекательную ценность. Фильм считается одним из лучших научно-фантастических фильмов всех времен и был добавлен в Национальный реестр фильмов для сохранения в 2012 году. Успех фильма привел к его выпуску в прокат. двух сиквелов художественных фильмов 2003 года, Матрица: Перезагрузка и Матричные революции, которые также были написаны и сняты Вачовски, продюсером выступил Джоэл Сильвер. Франшиза «Матрица» была дополнительно расширена за счет производства комиксов, видеоигр и короткометражных анимационных фильмов, в создании которых Вачовски принимали активное участие. Франшиза также вдохновила на создание книг иорий, раскрывающих религиозные и философские идеи, упоминаемые в фильмах. четвертый фильм намечен к выпуску 22 декабря 2021 года.
В заброшенном отеле в большом городе женщина (позже выяснена быть Тринити ) загнан в угол отрядом полиции, но одолевает их сверхчеловеческими способностями. Она убегает, преследуемая полицией и группа таинственных костюмов агентов, способных на подобных сверхчеловеческих подвиги. Она отвечает на звонок общественного телефона и исчезает за мгновение до того, как агенты врезают грузовик в будку.
Компьютерный программист Томас Андерсон, известная в сцене взлома под своим псевдонимом «Нео », чувствует, что с миром что-то не так, и озадачен неоднократными встречами в сети со словосочетанием «Матрица». Тринити связывается с ним и сообщает ему, что у человека по имени Морфеус есть ответы, которые он ищет. Группа агентов и полиции во главе с агентом Смитом прибывает на рабочее место Нео в поисках его. Несмотря на попытку Морфеуса увести Нео в безопасное место по телефону, Нео схвачен и принуждается помочь агентам найти Морфеуса, которого они считают «известным террористом». Неустрашимый Нео позже встречает Морфеуса, который предлагает ему выбор между двумя таблетками ; красный, чтобы раскрыть правду о Матрице, и синий, чтобы вернуть его к прежней жизни. После того, как нео проглотил красную таблетку, его реальность рушится, и он просыпается в жидкой капсуле среди бесчисленных других, подключенных к сложной системе электрической системы. Его забирают и доставляют на борт летающего корабля Морфеуса, Навуходоносор.
. Пока Нео восстанавливается после целой жизни без физической активности, Морфеус объясняет правду. В начале 21 века шла война между людьми и интеллектуальными машинами. Когда люди блокировали доступ машин к солнечной энергии, машины собирали биоэлектрическую энергию людей, сохраняя их умиротворяющими в Матрице, общей смоделированной реальности, смоделированной по образцу мира, как он существует. в конце 20 века. Машины захватили мир; город Сион - последнее прибежище свободных людей. Морфеус и его команда - группа повстанцев, которые взламывают Матрицу, чтобы «отключить» порабощенных людей и завербовать их; их понимание смоделированной природы Матрицы позволяет им улучшить свои физические законы. Морфеус предупреждает Нео, что в Матрице убивает физическое тело, которое он встречает мощными разумными компьютерными программами, устраняющими угрозы для системы, в то время как машины, называемые Стражами, уничтожают повстанцев в реальном мире. Мастерство Нео во время боевой подготовки подтверждает уверенность Морфеуса в том, что Нео - это «Единственный», особенно могущественный человек, пророчествить человечество и положить конец войне человек.
Группа входит в Матрицу, чтобы посетить Оракула, пророка, предсказавшего появление Единого. Она предлагает Нео, что он не Тот, и предупреждает, что ему приходится выбирать между жизнью Морфеуса и его собственной. Группа попадает в засаду агентов и тактической полиции, которую подсказывает Сайфер, недовольный член экипажа, который предает Морфеуса в обмен на комфортную жизнь в Матрице. Морфеус позволяет схватить себя, чтобы остальная часть команды могла сбежать. Сайфер выходит из Матрицы и убивает нескольких членов экипажа, которые лежат беззащитными в реальном мире. Прежде чем он успевает убить Нео, Сайфера убивает Танк, член экипажа, которого он только ранил.
В Матрице агенты допрашивают Морфеуса, чтобы узнать его коды доступа к мэйнфрейму в Сионе. Танк предлагает убить Морфеуса, чтобы предотвратить это, но не решает вернуться в Матрицу, чтобы спасти Морфеуса, как и предсказывал Оракул; Тринити настаивает, чтобы она пошла с ним. Спасая Морфеуса, Нео обретает уверенность в своих силах, совершая подвиги, сравнимые с действиями агентов. Морфеус и Тринити выходят из Матрицы, но Смит устраивает засаду и убивает Нео, прежде чем он успевает уйти. Когда группа Часовых нападает на Навуходоносора, Тринити шепчет Нео, что он не может быть мертв, потому что она любит его, и Оракул сказал ей, что она влюбится в Единого. Она целует Нео, и он оживает с новой силой воспринимать и контролировать Матрицу. Он без особых усилий побеждает Смита и покидает Матрицу как раз вовремя, чтобы электромагнитный импульс корабль отключил Стражей.
Позже Нео звонит по телефону внутри Матрицы, обещая машинам, что он покажет их пленникам «мир, в котором возможно все». Он вешает трубку и улетает в небо.
В 1994 году Вачовски представили сценарий фильма Убийцы Warner Bros. Pictures. После, как Лоренцо ди Бонавентура, он решил купить права на него и включить еще две картины: Связанный и Матрица, в договоре. Первый фильм Вачовски, «Связанный», имел успех у критиков. Используя этот импульс, позже они попросили снять «Матрицу».
В 1996 году Вачовски представили роль Нео Уиллу Смиту. Смит объяснил на своем канале YouTube, что идея заключалась в том, чтобы он был Нео, а Морфеуса должен был играть Вэл Килмер. Позже он объяснил, что не совсем понял концепцию, и отказался от роли, вместо этого сняв фильм Дикий Дикий Запад.
Продюсер Джоэл Сильвер вскоре присоединился к проекту. Хотя у проекта были ключевые сторонники, в том числе Сильвер и Ди Бонавентура, которые могли повлиять на компанию, «Матрица» все еще были огромными вложениями для Warner Bros., потребовалось вложить 60 миллионов долларов в создание фильма с философскими темами и сложными спецэффектами. Поэтому Вачовски наняли подпольных художников комиксов Джефа Дэрроу и Стива Скроче, чтобы они нарисовали 600-страничную покадровую раскадровку для всего фильма. Раскадровка в конечном итоге получила одобрение студии, и было решено снимать в Австралии, чтобы максимально использовать бюджет. Вскоре «Матрица» стала совместным производством Warner Bros. и Village Roadshow Pictures. По словам редактора Зака Стенберга на дорожке аудиокомментариев на DVD, производственная группа отправила редакцию первых минут фильма (с участием боевиков Тринити с полицией и агентами) в Warner Executives и с тех пор заручилась «поддержка полного фильма» Warner..
Актерский состав должен был уметь понимать и объяснять Матрицу. Французский философ Жан Бодрийяр «Симулякры и моделирование» требовал чтения для многих актеров и съемочной группы. Ривз заявил, что Вачовски заставили его прочитать «Симуля и симуляторы», «Из-под контроля: новая биология машин, системы и экономический мир» и идеи Дилана Эванса. по эволюционной психологии еще до того, как раскрыли сценарий, и в конце концов он смог объяснить все связанные с этим философские нюансы. Что у нее были трудности с этим процессом.
Режиссеры давно были поклонниками гонконгского боевика, они решили нанять китайского хореографа боевых искусств и режиссер Юэн Ву-пин для работы над сценами боя. Для того, чтобы подготовиться к провода фу, актеры должны были быть тренироваться в течение нескольких месяцев. Сначала Вачовски запланировали четыре месяца тренировок. Юэнь был настроен оптимистично, но затем начал волноваться, когда понял, насколько непригодны актеры.
Юэнь смог развиваться своим стилю силой и силой своего актера. Он опирался на усердие Ривза, стойкость Фишберна, точность Уивинга и женственную грацию Мосса. Юэн разработал движения Мосс с учетом ее ловкости и легкости. Перед подготовкой к съемкам Ривзу сделали двухуровневый артродез шейного отдела позвоночника из-за сдавления спинного мозга грыжей межпозвоночного диска («Утром я упал в душе»). К моменту подготовки к съемкам он все еще восстанавливался, но он настоял на тренировках, поэтому Юэн позволил ему практиковать удары руками и более легкие движения. Ривз тренировалась и даже просил обучение на выходные дни. Тем не менее, из-за операции он по-прежнему не мог пнуть два месяца тренировок из четырех. В результате Ривз в фильме не пинал. Ткачеству пришлось перенести операцию на бедре после того, как он получил травму во время тренировочного процесса.
В фильме часто используется код, из которого состоит сама Матрица. как нисходящие зеленые символы. В этом коде используется специальный шрифт Саймоном Уайтли, который включает зеркальные изображения символов половинной ширины кана, западных латинских букв и арабских цифр. В интервью 2017 года на CNET он приписал дизайн своей жене, которая приехала из Японии, и добавил: «Я хотел бы всем рассказывать, что код Матрицы основан на японских рецептах суши». «Зеленый цвет соответствует зеленому оттенку, который обычно использовался на ранних монохромных компьютерных мониторах ». Линн Картрайт, супервайзер по визуальным эффектам в Animal Logic, в сотрудничестве с Линдси Фли и Джастен Маршалл руководила созданием вступительной последовательности заголовков фильма, а также общим видом Матрицы на протяжении всего фильма. Изображение напоминает начальные титры фильма 1995 года о японском киберпанке Призрак в доспехах, который оказал сильное влияние на сериал «Матрица» (см. Ниже). Он также использовался в фильмах, на соответствующем веб-сайте и в игре Матрица: Путь Нео, и эффект раскрывающегося списка отражен в дизайне некоторых постеров для серии «Матрица». Код получил второе место в Премии Джесси Гарсона 1999 года за типографику в фильмах или вступительную последовательность титров.
Художник-постановщик Матрица , Оуэн Патерсон, использовали методы, чтобы различать «реальный мир» и Матрицу всепроникающим образом. Команда дизайнеров обычно делала акцент на характерный зеленый цвет кода Матрицы в сценах, используя в рамках моделирования, тогда как акцент делался на синий цвет во время сцен, эффекты в «реальном мире». Кроме того, наборы были немного разрушенными, монолитными и похожими на сетку, чтобы передать эту холодную, логичную и искусственную природу среды. Для «реального мира» волосы актеров были менее уложенными, в их одежде было больше текстиля, кинематографисты использовали более длинные линзы, чтобы смягчить фон и подчеркнуть актеров.
Навуходоносор был разработан, чтобы иметь исправленный вид чистых, холодных и стерильных интерьеров космических кораблей, которые использовались в таких постановках, как Звездный путь. Провода были сделаны видимыми, чтобы показать работающие внутренние устройства корабля, каждая композиция была произведена, чтобы передать корабль как «брак между Человеком и Машиной». Для сцены, когда Нео просыпается в капсуле, подключенной к Матрице, капсула была построена так, чтобы выглядеть грязной, используемой и зловещей. Во время тестирования дыхательного механизма в капсуле испытатель переохлаждался менее чем за восемь минут, поэтому капсулу пришлось нагреть.
Ким Барретт, дизайнер костюмов, сказала, что она определила персонажей и их окружение по их костюму. Например, офисный костюм Ривза был разработан для Томаса Андерсона, чтобы он выглядел неудобно, растрепанным и неуместным. Барретт иногда использовал три вида ткани для костюма. Актерам нужно было выполнять боевые действия в своих костюмах, чтобы люди не видели их одежды, и имели возможность работать с проводами, прикрепленными к ремням. Для Тринити Барретт экспериментировал с тем, как каждая ткань поглощает и соответствует различным типам света, и в итоге смог сделать костюм Тринитиим на ртуть и маслянистым, чтобы соответствовать персонажу. Для агентов их костюм разработан для создания секретной службы под прикрытием, напоминающей фильм JFK и классических мужчин в черном.
. Солнцезащитные очки, являющиеся одним из элементов эстетики фильма, были заказаны. для фильма дизайнера Ричарда Уокера от производителя солнцезащитных очков Blinde Design.
Все сцены, кроме нескольких, были сняты на Fox Studios в Сиднее и в самом городе, хотя узнаваемые достопримечательности не были включены, чтобы сохранить впечатление типа американского города. Съемки помогли сделать Новый Южный Уэльс большого центра кинопроизводства. Съемки начались в марте 1998 г. и завершились в августе 1998 г.; основная съемка заняла 118 дней.
Из-за травмы шеи Ривза пришлось перенести некоторые сцены действия, чтобы дождаться его полного выздоровления. В результате эксперимента начались сценарии, которые не требовали больших физических нагрузок, таких как сцены в офисе Томаса Андерсона, комнаты для допросов или поездка на машине, в которой Нео едет к Оракулу. Места для этих сцен включают фонтан Мартин Плейс в Сиднее, на полпути между ним и соседними колониальными зданием, а также само колониальное здание. Во время сцены, происходящей на крыше правительственного здания, команда сняла дополнительные кадры, на которых нео уклоняется от пуль в случае, если процесс bullet time не сработал. Сцена боя с пулей снималась на крыше здания Symantec Corporation на Кент-стрит, напротив Sussex Street.
Мосс выполнял кадры с участием Тринити в начале фильма и всей телеграммы. трюки сама. Набор на крыше который, Тринити использует, чтобы сбежать от агента Брауна в начале фильма, остался от производства Темный город, вызвал комментарии из-за тематического сходства фильмов. Во время репетиции сцены в вестибюле, в которой действует Тринити бегает по стене, Мосс повредила ногу и в итоге не смогла снять кадр за один раз. Она заявила, что в то время обнаружилась под сильным давлением и была раскрыта, когда поняла, что не может это сделать.
Набор додзё был построен задолго до фактических съемок. Во время съемок этих боевиков между актерами произошел значительный физический контакт, в результате чего у них остались синяки. Травма Ривза и его недостаточная тренировка с проводами перед съемками означали, что он не может удовлетворительно выполнять тройные удары и разочаровался в себе, из-за чего сцена была отложена. Несколько дней спустя сцена была успешно снята, и Ривз использовал всего три дубля. Юэнь изменил хореографию и заставил актеров напрячь свои удары в последней части сцены, создав ощущение тренировки.
Создатели фильма изначально планировали снимать сцену в метро на настоящей станции метро, но сложность боя и связанная с этой работой с проволокой потребовала съемок сцены на съемочной площадке. Набор вокруг был существующего хранилища поездов, на котором были настоящие железнодорожные пути. Во время съемок сцены, когда Нео врезал Смита в потолок, Чад Стахелски, дублер Ривза, получил несколько травм, в том числе сломанные ребра, колени и вывих плеча. Другой каскадер был ранен гидравлическим съемником во время выстрела, в котором Нео врезался в будку. Офисное здание, в котором Смит допрашивал Морфеуса, большой, внешний вид изнутри здания представляет собой большую трехэтажную циклораму. Вертолет представляет собой полноразмерный легкий макет, подвешенный на тросе с механизмом наклона, прикрепленным к балкам крыши студии. На вертолете сбоку был установлен настоящий миниган, который был настроен на половинную частоту стрельбы (3000 выстрелов в минуту).
Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз похудел на 15 фунтов и побрил все тело, чтобы придать Нео изможденный вид. Сцена, в которой Нео упал в канализацию, завершила основную. Согласно «Искусству матрицы», по крайней мере, одна отснятая сцена и множество коротких фрагментов действия были исключены из окончательной версии фильма.
Что касается художественного вдохновения для Bullet Time, я отдал должное Отомо Кацухиро, который был создателем сценария и руководил Акира, что определенно поразило меня вместе с режиссером Мишелем Гондри. В его музыкальных клипах экспериментировали с другой техникой, называемой морфингом, и это было лишь частью начала раскрытия творческих подходов к использованию фотоаппаратов для создания спецэффектов. Наша техника, которая перемещается вокруг объектов, которые сами по себе были в движении, они создавали события замедленного, которые перемещались «виртуальными камерами», а не статическим действием в музыкальных клипах Гондри с ограниченными возможностями. камера движется.
— Джон ГаэтаФильм известен тем, что популяризирует визуальный эффект, известный как «время пули », который позволяет выстрелу прогрессировать в режиме замедленной съемки, пока камера движется по сцене с нормальной скоростью. Время пули описывается как «визуальная аналогия привилегированных моментов сознания в Матрице», и на протяжении всего фильма этот эффект используется для иллюстрации того, как персонажи контролируют время и пространство. Вачовски сначала представили последовательность действий, которая замедляет время, в то время как камера быстро вращается вокруг объектов, и предложили этот эффект в своей сценарии к фильму. Когда Джон Гаэта прочитал сценарий, он умолял продюсера эффекты в Mass.Illusion ему поработать над проектом и создал прототип, который он стал визуальными эффектами фильма. руководитель.
Метод использования для создания этих эффектов, включал технически расширенную версию старой техники художественной фотографии, известную как временную фотографию, в которой массив камер размещается вокруг объекта и запускается одновременно. Каждая камера захватывает неподвижное изображение, добавляя один кадр к видеопоследовательности, что создает эффект «движения камеры»; иллюзия движения точки обзора вокруг объекта, который кажется замороженным во времени.
Эффект времени пули аналогичное, но немного сложнее, включая временное движение, так что вместо того, чтобы казаться полностью замороженным, развивается медленно и переменно движение. Положение камер и экспозиции были ретро визуализированы с помощью 3D-моделирования. Вместо того, чтобы запускать камеры одновременно, каждая камера могла фиксировать действие по мере его продвижения, создавая эффект суперзамедленного движения. Когда кадры были объединены, результирующие эффекты замедленного воспроизведения достигли частоты кадров 12000 в секунду, в отличие от обычных 24 кадров в секунду для пленки. Стандартные кинокамеры были размещены на концах массива, чтобы снимать действие с нормальной скоростью до и после. Использовались компьютерные технологии для удаления камер, которые появлялись на заднем плане с другой стороны камеры почти полностью окружают объект камеры эпизодов. Для создания фона Гаэта наняла Георгия Борщукова, который создал 3D-модели на основе геометрии зданий и использовал фотографии зданий в качестве текстуры.
Фотореалистичное окружение, созданное этим методом, было включено во временную сцену пули, и алгоритмы, основанные на оптическом потоке, были использованы для интерполяции между неподвижными изображениями для создания плавного динамического движения; сгенерированные компьютером "вводные" и "конечные" слайды последовательно вставлялись между кадрами, чтобы создать иллюзию вращения сцены. Manex Visual Effects использовала ферму кластер под управлением Unix-like операционной системы FreeBSD для визуализации многих визуальных эффектов фильма.
Манекс также обрабатывать различные эффекты, такие как Стражи и машины в сценах реального мира; Animal Logic создаст коридор кода и взрывающегося агента в конце фильма. DFilm управлял сценами, которые требовали интенсивного использования цифрового композитинга, таких как прыжок Не с небоскреба и врезание вертолета в здании. Эффект рябины последней сцены был создан в цифровом виде, но кадр также включал практические элементы, потребовались месячные исследования, чтобы найти правильный вид стекла и взрывчатку для использования. Сцена была снята путем столкновения макета вертолета размером в четверть со стеклянной стеной, соединенной проводами с концентрическими кольцами взрывчатки; затем взрывчатые вещества срабатывают последовательно от центра наружу, чтобы создать волну взрывающегося стекла.
фотограмметрический и основанный на изображениях компьютерный фоновый подход в Время пули Matrix превратилась в инновации, представленные в сиквелах The Matrix Reloaded и Матричные революции. Метод использования реальных фотографий зданий в конечном итоге приводит к тому, что команда разработчиков визуальных эффектов оцифровала все данные, такие как сцены, движения и выражения персонажей. Это также привело к разработке «Универсального захвата», процесса, сэмплирует и данные детали и выражения лиц с высоким разрешением. С помощью этих очень подробных собранных данных смогла создать виртуальную кинематографию, в которой созданы виртуальные камеры, устранение реальных ограничений камер.
Дэйн А. Дэвис отвечал за создание звуковых эффектов для фильма. Звуковые эффекты сцены, такие как звуковые эффекты ударов руками, были созданы с использованием тонких металлических стержней и их записи, а редактирование звуков. Звук капсулы, содержащей закрывающееся человеческое тело, потребовал почти пятидесяти звуков вместе.
Оценка фильма была написана Доном Дэвисом. Он отметил, что в фильме часто появляются зеркала: в очках Морфеуса видны отражения синих и красных таблеток; Захват Нео Агентами виден через зеркало заднего вида мотоцикла Тринити; Нео наблюдает, как исправляется разбитое зеркало; отражения искажаются, как сгибается ложка; отражение вертолета видно, когда он приближается к небоскребу. Дэвис сосредоточился на этой теме размышлений при создании своей партитуры, чередуя секции оркестра и пытаясь включить контрапункциональные идеи. Партитура Дэвиса сочетает в себе оркестровые, хоровые и синтезаторные элементы; Баланс между этими элементами меняется в зависимости от того, являются ли люди или машины доминирующим субъектом данной сцены. Помимо музыки Дэвиса, в саундтрек The Matrix также включена музыка таких исполнителей, как Rammstein, Роб Дуган, Rage Against the Machine, Propellerheads, Министерство, Безумное спокойствие, Deftones, Monster Magnet, The Prodigy, Роб Зомби, Meat Beat Manifesto и Мэрилин Мэнсон.
Фильм заработал 171 479 930 долларов США (37,0%) в США. Штаты и Канада и 292 037 453 доллара (63,0%) в других странах, на общую сумму 463 517 383 долларов во всем мире. В Северной Америке он стал пятым самым кассовым фильмом 1999 года и самым кассовым фильмом этого года с рейтингом R. Во всем мире это был четвертый самый кассовый фильм года. В 2012 году он занял 122-е место в списке самых кассовых фильмов всех времен и второй самый кассовый фильм франшизы «Матрица» после «Матрица: перезагрузка» (742,1 миллиона долларов).
Матрица получила высокую оценку многих критиков, а также режиссеров и авторов научной фантастики, особенно за ее «зрелищные боевые сцены» и «новаторские спецэффекты». Некоторые описали «Матрицу» как один из лучших научно-фантастических фильмов всех времен; Entertainment Weekly назвал «Матрицу» «самым влиятельным боевиком поколения». Были и такие, в том числе философ Уильям Ирвин, которые предположили, что фильм исследует важные философские и духовные темы. Агрегатор отзывов Rotten Tomatoes сообщил о 88% положительных отзывов со средневзвешенным значением 7,68 / 10 на основе выборки из 150 отзывов. Критический консенсус сайта гласит: «Благодаря творческому видению Вачовски« Матрица »представляет собой продуманную комбинацию зрелищного действия и новаторских спецэффектов». На Metacritic, который присваивает рейтинг из 100 обзорам от основных критиков, фильм получил 73 балла на основе 35 обзоров, что указывает на «в целом положительные отзывы». Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «А-» по шкале от A + до F. Он занял 323-е место среди критиков и 546-е место среди режиссеров в опросе 2012 Sight Sound о лучших фильмах, когда-либо созданных.
. Филип Стрик прокомментировал в Sight Sound, если Вачовски "не утверждают оригинальность m Похоже, они являются поразительными новаторами в методе, «хвалят детали фильма и его широту изумительных образов». Роджер Эберт далму три звезды из четырех, он похвалил визуальные эффекты и фильмку, но ему не Точно так же Time Out похвалил "забавно гениальные" переключения между разными реальностями, Хьюго Уивинг "привлекательно странно" перформанс, кинематография и понравилось третий акт «многообещающая неуклонно тратно, потому что фильм превращается в довольно рутинный боевик... еще один кусок чрезмерно долгой, высокопрофессиональной шумихи».
Джонатан Розенбаум из Chicago Reader оценили фильм отрицательно, критикуя его как «простодушное развлечение примерно в течение первого часа, пока фильм не станет перегружен множеством источников... Не так уж много юмора, чтобы сохранить все это в в. Применяемое, и на последнем этапе оно стало раздутым, механическим и утомительным ».
Ян Натан из Empire охарактеризовал Кэрри-Энн Мосс как «главная находку», похвалил «сюрреалистические визуальные максимумы», созданные благодаря эффекту пули (или «flo-mo»), и фильм как «технически умопомрачительный, стиль идеально сочетается с содержанием и просто чертовски крутой». Натан заметил, что, хотя фильм «сумасшедший сюжет» не выдержал бы тщательной проверки, потому что «Матрица - это чистый опыт». Мейтленд МакДонах сказала в своем обзоре для TV Guide, «Заглянувший в зеркало» сюжет Вачовскиса... удивительно хорошо работает на нескольких уровнях: как антиутопический научно-фантастический триллер, как блестящее оправдание для щедрых и гиперкнетических сцен драки в фильме и как красивый убедительный призыв к мертвым массам, находящимся выше глаз, объединиться и сбросить свои цепи... Эта ослепительная поп-аллегория пропитана темной, мясистой чувственностью, которая выходит за пределы всех остальгической стилизации и твердо стоит на своем собственном достоинстве ».
Рецензент Salon Эндрю О'Хехир признал, что, хотя «Матрица» - принципиально незрелый и неоригинальный фильм («В нем ничего подобного взрослым эмоциям... всего этого Псевдодуховный бред вместе с чрезмерным натиском спецэффектов - некоторые из довольно удивительны - приведут в восторг 14-летних мальчиков, не говоря уже о тех из нас любого возраста и пола, которые еще имеют 14-летние -летний мальчик где-то внутри "), - заключил он, - как и в Связанном, в работах Вачовских есть привлекательный размах и смелость, и их стремление к новому повороту сюжета и новым безумным изображениям становится все более заразительным. в персонажах или человеческом взаимодействии, но их страсть к фильмам - создавать их, смотреть их, населять их мир - чиста и глубока ".
Создатели фильмов и создатели научных фантастических фильмов обычно существуют комплименты. перспектива Матрицы. Уильям Гибсон, ключевая фигура в киберпанк-фантастике, назвал фильм «невинным восторгом, которого я не испытывал долгое время», и заявлено: «Нео - моя любимая наука. вымышленный герой, безусловно ». Джосс Уидон назвал фильм «моим номером один» и похвалил его повествование, изменение и глубину, заключив: «Он работает на любом уровне, который вы хотите довести до него». Даррен Аронофски пишет: «Я вышел из« Матрицы »... и подумал:« Какой научно-фантастический фильм люди могут делать сейчас? »[Вачовски] в основном взяли все великие научно-фантастические идеи 20-го века и превратили их в восхитительный бутерброд с поп-культурой, который съели все на планете». М. Найт Шьямалан выразил восхищение Вачовски, заявляя: «Что бы вы ни думали о Матрице, каждый кадр сделан из-за их страсти! Вы можете видеть, что они спорили! ». Саймон Пегг сказал, что Матрица доставляла «волнение и удовлетворение, Призрачная угроза могла не вдохновить. Матрица казалась свежей, прохладной и визуально захватывающей; чудесное и разумное использование компьютерной графики для увеличения действия на экране, достигая идеального баланса между реальным и гиперреальным. Возможно, это был самый крутой фильм, который я когда-либо видел ». Квентин Тарантино считал «Матрицу» одним из своих двадцати любимых фильмов с 1992 по 2009 год. Джеймс Кэмерон назвал его «одним из самых лучших». глубоко свежие научно-фантастические фильмы, когда-либо созданные ». Кристофер Нолан описал это как «невероятно ощутимое мейнстримное явление, которое заставило людей задуматься:« Эй, а что, если это неправда? ». Чад Стахелски, который был дублер по «Матрице» до того, как снял Ривза в сериале «Джон Уик», признал сильное влияние фильма на фильмы Уика и пишет: «Матрица буквально изменила отрасль. Приток хореографов боевых искусств и координаторов боев теперь дает больше, и они более распространены и влиятельны в индустрии, чем координаторы трюков. Матрица произвела революцию в этом. Сегодня боевики хотят, чтобы их создавались вокруг боев ».
Матрица получила наград Академии за монтаж фильма, звуковые эффекты редактирование, визуальных эффектов и звука. Создатели фильма конкурировали с другими фильмами с установленными франшизами, такими как Звездные войны. Эпизод I: Призрачная угроза, тем не менее, они выиграли все четыре номинации. Матрица также получила BAFTA награды за Лучший звук и Лучшее достижение в специальных визуальных эффектах, в дополнение к критериям в В категориих кинематография, производственный дизайн и монтаж. В 1999 году он выиграл Saturn Awards в категории Лучший научно-фантастический фильм. и Лучшая режиссура.
Основной успех фильма привел к созданию двух сиквелов, «Матрица: перезагрузка» и «Матричные революции», оба режиссера Вачовски. Они были сняты подряд в одной съемке и выпущены в день в 2003 году. Вступительный рассказ первого фильма сменяется историей о надвигающемся нападении на анклав людей Сион огромной машинной армией. В сиквелах также представлены более длинные и амбициозные боевые эффекты, а также улучшено время пули и другие визуальные эффекты.
Также был выпущен Аниматрикс, сборник из девяти короткометражных анимационных фильмов, многие из которых были созданы в том же стиле японской анимации, который сильно повлиял на трилогию живых выступлений. Аниматрикс находился под присмотром и одобрялся Вачовски, которые сами написали только четыре части, но не руководили ни одной из них; большая часть проекта была увеличена известными фигурами из мира аниме.
Франшиза также содержит три видеоигры: Enter the Matrix (2003), которая содержит кадры, снятые специально для игр и хроники событий, имевших место до и во время The Matrix Reloaded ; The Matrix Online (2004), MMORPG, которая продолжила историю, выходящую за рамки The Matrix Revolutions; и Матрица: Путь Нео (2005), в котором рассказывается о путешествии Нео по трилогии фильмов.
Франшиза также включает серию Матрица Комиксов комиксов и рассказов о мире Матрицы, написанных и иллюстрированных фигурами из индустрии комиксов. Большинство комиксов изначально были представлены бесплатно на официальном сайте Matrix; Позже они были переизданы вместе с некоторыми новыми материалами в двух печатных коммерческих книгах в мягкой обложке, названных The Matrix Comics, Том 1 и Том 2.
В марте 2017 года Warner Bros. на ранних стадиях разработки перезапуска франшизы с Заком Пенном в переговорах о написании обращения и заинтересованности в том, чтобы Майкл Б. Джордан был привязан к звезде. Согласно The Hollywood Reporter ни Вачовски, ни Джоэл Сильвер не участвовали в этом проекте, хотя студия хотела бы получить как минимум благословение Вачовски. 20 августа 2019 года председатель Warner Bros. Pictures Group Тоби Эммерих официально объявил, что четвертый фильм «Матрица» находится в разработке с Киану Ривзом и Кэрри -Энн Мосс собирается повторить свои роли Нео и Тринити соответственно.
Матрица была выпущена на Laserdisc в оригинале соотношение сторон 2,35: 1 21 сентября 1999 г. в США из Warner Home Video, а также кадрированное соотношение сторон 1,33: 1 в Гонконге из ERA Домашние развлечения. Он также был выпущен на VHS в форматах полноэкранный и широкоэкранный, последовавших 7 декабря 1999 года. После выпуска DVD он был первый DVD, проданный тиражом более одного миллиона копий в США, и первый DVD, проданный тиражом более трех миллионов копий в США. К 10 ноября 2003 года, через месяц после выпуска DVD The Matrix Reloaded, продажи DVD The Matrix превысили 30 миллионов копий. The Ultimate Matrix Collection была выпущена на HD DVD 22 мая 2007 г. и на Blu-ray 14 октября 2008 г. Фильм также был выпущен отдельно в 10-летнем юбилейном выпуске Blu-ray в формате Digibook 31 марта 2009 г., 10 лет назад. после того, как фильм вышел на экраны. В 2010 году у фильма был выпущен еще один DVD вместе с двумя сиквелами под названием The Complete Matrix Trilogy. Он также был выпущен на 4K HDR Blu-ray 22 мая 2018 года. Фильм как часть The Matrix Trilogy был выпущен на 4K Ultra HD Blu-Ray 30 октября 2018 года.
Матрица опирается на многочисленные кинематографические и литературные произведения, а также концепции мифологии, религии и философии, в том числе идеи буддизма, христианства, гностицизма, индуизма и иудаизма.
Капсулы, в которых содержатся люди, сравнивали с изображениями в Метрополисе и работой М. К. Эшер. и его можно увидеть в Добро пожаловать в Парадокс Эпизод 4 "Новости с улицы D" из одноименного рассказа 1986 года Эндрю Вайнера, который вышел в эфир 7 сентября 1998 года на телеканале SYFY Channel и имеет очень похожую концепцию. В этом эпизоде герой не подозревает, что он живет в этой реальности, пока ему об этом не скажет «человек кода», который создал симуляцию и сознательно входит в нее. Вачовски описали фильм Стэнли Кубрика 2001: Космическая одиссея как формирующее кинематографическое влияние и как главное вдохновение для визуального стиля, к которым они стремились при создании «Матрицы». Рецензенты также отметили сходство между «Матрицей» и другими фильмами конца 1990-х, такими как Странные дни, Темный город и Шоу Трумэна. Также было сделано сходство центральной концепции фильма из многолетнего сериала Доктор Кто. Как и в фильме, Матрица из этой серии (представленная в сериале The Deadly Assassin 1976 года выпуска) представляет собой массивную компьютерную систему, которую можно войти с помощью устройства, подключенного к голове, что позволяет пользователям видеть представления реального мира и его законы физики; но если их убить там, они действительно умрут. На боевые сцены «Матрицы» также сильно повлияли живые боевики, такие как фильмы режиссера Джона Ву. Последовательности боевых искусств были вдохновлены Легендарный кулак, получившим признание критиков фильм 1995 года о боевых искусствах с Джетом Ли в главной роли. Боевые сцены в Fist of Legend приводят к тому, что Юэна наняли в хореографа боев.
Подход Вачовски к боевым сценам основывался на их восхищении японской анимации, такой как Ninja Scroll и Акира. Особенно сильное влияние оказал анимационный фильм режиссера Мамору Осии 1995 года Призрак в доспехах ; продю Джоэл Сильвер заявил, что Вачовски сначала описали свои намерения относительно Матрицы, показав это аниме и сказав: «Мы хотим сделать это по-настоящему». Мицухиса Исикава из Продакшн IG, который произвел «Призрак в доспехах», отметил, что высококачественная графика аниме была сильным вдохновения для Вачовски. Он также пишет: «... фильмы о киберпанке очень трудно описать третьему лицу. Я полагаю, что «Матрица» - это такой фильм, который очень сложно составить письменное предложение для передачи на киностудию ». Он заявил, что, поскольку «Призрак в доспехах» получил признание в Америке, Вачовски использовали его в качестве «инструмента рекламного».
В «Матрице» копия книги Джин Философский труд Бодрийяра Simulacra and Simulation, который был опубликован на французском языке в 1981 году, отображается на экране как «книга, используемая для сокрытия дисков», а Морфеус цитирует фраза «пустыня настоящего» от него. «Книгу требовалось прочитать» актерам перед съемками. Однако сам Бодрийяр сказал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу. Некоторые интерпретаторы «Матрицы» включают философию Бодрийяра в поддержку своего утверждения, «что [фильм] является аллегорией современного опыта в сильно коммерциализированном обществе, управляемом СМИ, особенно в развитых странах». «Влияние [Бодрийяра] было доведено до информации общественностим историков искусства, таких как Гризельда Поллок, и теоретиков кино, таких как Хайнц-Петер Шверфель». Помимо Бодрийяра, на Вачовски также оказали значительное влияние «Из-под контроля: новая биология машин, социальных систем и экономический мир и идеи Дилана Эванса. по эволюционной психологии. В фильме есть несколько ссылок на Льюиса Кэрролла Приключения Алисы в стране чудес. Были также проведены сравнения с серией комиксов Гранта Моррисона Невидимки, где Моррисон описал его в 2011 году как «(это) мне казалось (было) моей собственной комбинацией идей разыгрывается на экране». также проведено сравнение между «Матрицей» и книгами Карлоса Кастанеды.
«Матрица» принадлежит к жанру научной фантастики киберпанк и опирается на более ранние произведения этого жанра, такие как 1984 года. Neuromancer от Уильям Гибсон. Использование термина «Матрица» заимствовано из романа Гибсона, хотя Л. П. Дэвис уже использует термин «Матрица» пятнадцатью годами ранее для Аналогичной концепции в своем романе 1969 года («Это было опробовано в Штатах годами ранее, но их« матрица », как они ее называли, не использовалась была достаточно силен, чтобы удержать вымышленного персонажа на месте»). После просмотра «Матрицы» Гибсон заметил, что разработчики фильма взяли из использования киберпанковских работ, «именно тем творческим культурным осмосом», который он опирался в своих произведениях; однако он отметил, что темы фильма Гностик отличают его от Neuromancer, и полагал, что Матрица тематически ближе к работе автора научной фантастики Филипа К. Дика, особенно умозрительной экзегезе Дика.. Другие авторы также отметили сходство между «Матрицей» и работами Дика; Одним из примеров такого влияния является конференция Филипа К. Дика 1977 года, на которой он заявил: «Мы живем в компьютерно-запрограммированной реальности, и единственный ключ, который у нас есть, - это когда изменяется какая-то переменная, и некоторые изменения в нашей реальности. реальность происходит ".
философ Уильям Ирвин высказал предположение, что идея« Матрицы »- сгенерированной реальности, изобретенной противной машинами - намек на Декарта '"" и его идея о злом демоне. Медитация предполагает, что воспринимаемый мир может быть всеобъемлющей иллюзией, созданной, чтобы обмануть нас. Хилари Патнэм в сценарии чана, предложенном в 1980-х. Также предполагалась связь между «Матрицы» и Платоном Аллегорией пещеры.>теорией форм утверждает, что истинная сущность объекта - это не то, что мы воспринимаем своими чувствами, а его качество, и этим образом большинство людей воспринимает только тень объекта.
Философия Иммануила Канта также была заявлена как еще одно влияние на фильм, и в частности, как люди в Матрице взаимодействуют друг с другом и с системой. Кант заявляет в своей Критике чистого разума, что люди познают и исследуют наш мир с помощью синтетических средств (языка и т. Д.), И, таким образом, это довольно затрудняет различение истины от ложно воспринимаемых взглядов. Это означает, что люди сами являются агентами обмана, и поэтому для того, чтобы узнать правду, они должны открыто стремиться к истине. Эту идею можно рассмотреть в монологе агента Смита о первой версии Матрицы, которая была задумана как человеческая утопия, идеальный мир без страданий и полного счастья. Агент Смит объясняет, что «это была катастрофа. Никто не принял программу. Погибли целые посевы [людей]». Машины должны были изменить свой выбор программирования, чтобы сделать людей подчиненными им, и поэтому в 1999 году они задумали Матрицу по образу мира. Мир в 1999 году был далек от утопии, но люди все же приняли это за утопия без страданий. По словам Уильяма Ирвина, это кантианец, потому что машины хотели навязать людям совершенный мир в попытке сохранить удовлетворенность людей, чтобы они оставались полностью подчиненными машинам, как сознательно, так и подсознательно, но людей было нелегко создать. содержание.
Эндрю Годоски видит намёки на Христа, включая «непорочное зачатие » Нео, его сомнение в себе, пророчество о его приходе, наряду со многими другими христианскими ссылками. Среди этих возможных намеков предполагается, что имя персонажа Троица относится к христианскому учению о Троице. Также было отмечено, что персонаж Морфеус перефразирует китайского даосского философа Чжуанцзы, когда он спрашивает Нео: «Тебе когда-нибудь снился сон, Нео, в котором ты был так уверен? Что, если бы вы не смогли проснуться от этого сна? Как бы вы узнали разницу между реальным миром и миром снов? »
Матриксизм - это фанатичная религия, созданная как« матричная религия ».
Спустя годы после выхода «Матрицы» обе Вачовски вышли как трансгендерные женщины, и некоторые видели в фильме трансгендерные темы. Красную таблетку сравнивают с красными таблетками эстрогена. Описание Матрицы Морфеусом, дающее вам ощущение, что что-то в корне неверно, «как осколок в вашем уме», сравнивают с гендерной дисфорией. Кроме того, в оригинальном сценарии Switch был женщиной в Матрице и мужчиной в реальном мире, но от этой идеи в конечном итоге отказались. В своем выступлении на конкурсе GLAAD Media Awards в 2016 году Лилли Вачовски сказала: «Мы с Ланой критически относимся к работе [sic] через призму нашей транснности. Это круто, потому что это отличное напоминание. это искусство никогда не бывает статичным ».
Матрица оказала сильное влияние на создание боевиков в Голливуде. В фильме использованы техники проволочного фу, включая участие хореографа боевых искусств Юэна Ву-пина и других сотрудников, имеющих опыт работы в гонконгском кинотеатре., повлияли на подходы к боевым сценам в последующих голливудских боевиках, приблизив их к более восточным подходам. Успех «Матрицы» вызвал большой спрос на этих хореографов и их техники со стороны других режиссеров, которые хотели поединков схожей сложности: например, проволочная работа использовалась в Людях Икс (2000) и Чарли. Ангелы (2000), а брат Юэня Ву-пина, Юэнь Чунг-Ян, был хореографом на Сорвиголова (2003). Азиатский подход «Матрицы» к боевым сценам также привлек аудиторию азиатских боевиков, таких как Крадущийся тигр, Скрытый дракон (2000), чего в противном случае у них не было бы. широко использовались замедленная съемка, вращающиеся камеры и, часто, эффект bullet time, когда персонаж застывает или замедляется, а камера крутится вокруг него. Способность замедлять время, достаточное для того, чтобы различать движение пуль, использовалась в качестве центральной игровой механики в нескольких видеоиграх, включая Max Payne, в которых эта функция явно упоминалась как «время пули». Это также была определяющая игровая механика игры Superhot и ее сиквелов. Фирменный спецэффект «Матрицы» и другие аспекты фильма были пародированы много раз в таких комедийных фильмах, как Двойка Бигалоу: Мужской жиголо (1999), Очень страшное кино. (2000), Шрек (2001), Кунг Поу! Enter the Fist (2002), Lastikman (2003); Marx Reloaded, в которой отношения между Нео и Морфеусом представлены как воображаемая встреча между Карлом Марксом и Львом Троцким ; и в видеоиграх, таких как Conker's Bad Fur Day. Это также вдохновило людей на создание фильмов с изображением одетого в черное героя, сексуальной, но смертоносной героини и пули, медленно летящих в воздухе; среди них были Ангелы Чарли (2000) с Кэмерон Диаз, парящей в воздухе, в то время как камеры летают вокруг нее; Equilibrium (2002), в главной роли Кристиан Бэйл, персонаж которого носил длинные черные кожаные куртки, такие как Нео Ривза; Night Watch (2004), русский мегахит, на который сильно повлияла «Матрица», режиссер Тимур Бекмамбетов, позже снявший Разыскивается (2008), в котором также присутствуют пули, пробивающие воздух; и Начало (2010), в котором рассказывается о команде резко одетых негодяев, которые входят в дико податливую альтернативную реальность посредством "подключения". Оригинальный Tron (1982) проложил путь для The Matrix, а The Matrix, в свою очередь, вдохновил Disney на создание собственной Matrix с продолжением Tron, Tron: Legacy (2010). Кроме того, последовательность перестрелок в вестибюле фильма была воссоздана в индийском боевике 2002 года Авара Паагал Деэвана.
Кэрри-Энн Мосс утверждала, что до того, как ее сыграли в «Матрице», у нее «не было карьеры». Это принесло Мосс международное признание и изменило ее карьеру; в интервью New York Daily News она заявила: «Матрица дала мне так много возможностей. Все, что я сделал с тех пор, было связано с этим опытом. Это дало мне так много». Фильм также стал одним из самых преданных поклонников кино со времен Звездных войн. Объединенный успех трилогии «Матрица», фильмов «Властелин колец» и приквелов «Звездных войн» заставил Голливуд заинтересоваться созданием трилогий. Стивен Даулинг из BBC отметил, что успех «Матрицы» в том, чтобы взять сложные философские идеи и представить их способами, приемлемыми для впечатлительных умов, может быть ее самым важным аспектом.
Матрица также оказала влияние на ее влияние на фильмы о супергероях. Джон Кеннет Мьюир в «Энциклопедии супергероев кино и телевидения» назвал фильм «революционным» переосмыслением визуальных образов кино, проложив путь визуальным эффектам более поздних фильмов о супергероях, и считает, что это помогло «создать книгу комиксов супергерои бедра »и эффективно демонстрируют концепцию« быстрее, чем летящая пуля »с его эффектом времени пули. Адам Стернберг из Vulture.com считает, что «Матрица» заново изобретает и задает шаблон для современных блокбастеров о супергероях и вдохновляет возрождение супергероев в начале 21 века.
В 2001 году «Матрица» заняла 66-е место. в списке Американского института кино "100 лет... 100 острых ощущений ". В 2007 году журнал Entertainment Weekly назвал «Матрицу» лучшим научно-фантастическим изданием за последние 25 лет. В 2009 году фильм занял 39-е место в рейтинге читателей, актеров и критиков журнала Empire «500 величайших фильмов всех времен». По результатам опроса, проведенного ABC и , «Матрица» была признана четвертым лучшим научно-фантастическим фильмом в списке 2011 года Лучшие фильмы: Величайшие фильмы нашего времени. Люди. В 2012 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически и эстетически значимый».
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Матрицей. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Матрица (фильм) |