В буддизме, Бхуми (санскрит : भूमि «фундамент») - 32-е и 33-е места (10-е и 11-е в простом подсчете) в исходящем процессе Махаяны пробуждения. В этом случае каждый этап представляет собой определенный уровень достижения и служит основой для следующего. Каждый уровень означает определенный прогресс в обучении, который сопровождается все большей силой и мудростью. Буддийские монахи, прибывшие в Бхуми, первоначально назывались шраваками, в противоположность брахманизму. Шакро деванам и Трайастрихша вместе называются «Бхуми нивасин».
Десять стадий бодхисаттвы также называются вихара («жилище»).
Дашабхумика-сутра относится к следующим десяти бхуми
Первый бхуми, называемый «Очень радостным», достигается первым прямым восприятием пустоты (Шуньята ) и одновременно с вступлением на третий из пяти путей к пробуждению, путь видения. Это называется «очень радостным», потому что бодхисаттва работает над совершенством щедрости и развивает способность отдавать все без сожаления и без мысли о похвале или награде (для себя). Все явления рассматриваются как пустые и подверженные разложению, страданию и смерти, и поэтому бодхисаттвы теряют к ним всякую привязанность. Согласно Цонкапе, бодхисаттвы первого уровня напрямую понимают, что люди не существуют по своей природе. Благодаря этому они преодолевают ложное представление о том, что пять совокупностей составляют действительно существующую личность. Они также устраняют предрасположенность к испорченной этике настолько, что они больше не возникнут.
Несмотря на прямое и правильное восприятие пустоты, бодхисаттвы на первом уровне в первую очередь мотивированы верой. Они тренируются в этике, чтобы очистить свой разум от негатива, и таким образом они готовятся к культивированию мирской медитативной погруженности, которая приходит на второй уровень.
Бодхисаттвы второго уровня, «Безупречные», совершенная этика и преодолевающие все склонности к участию в негативных действиях. Их контроль становится настолько полным, что даже во сне у них нет аморальных мыслей. По словам Цонкапы такого бодхисаттвы,
«во всех случаях бодрствования и сновидений его движения или действия тела, речи и ума чисты даже от незначительных нарушений... он выполняет три пути добродетельных действий - отказ от убийства., воровство и сексуальные проступки - своим телом; средние четыре - отказываются от лжи, вызывающих разногласий разговоров, резкой речи и бессмысленной болтовни - своей речью; и последние три - отказ от алчности, вредных намерений и неправильных взглядов - своим умом. Он не только воздерживается от того, что запрещено, но он также выполняет все положительные достижения, связанные с надлежащей этикой ».
И, согласно Нагарджуне,
Второй называется Безупречным. Потому что все десять [добродетельных] действия. тела, речи и разума безупречны. И они естественно пребывают в этих [этических действиях].. Через созревание этих [хороших качеств]. Совершенство этики становится высшим.. Они становятся Вселенскими Монархами, помогающими существами,. Мастерами славы четыре континента и семь драгоценных предметов.
Из-за этого ум бодхисаттвы становится очищенным и равносильным, что является предпосылкой для обучения четырем дхьянам (медитативным погружениям) и четырем арупаджханам (бесформенным поглощениям).
Цонкапа утверждает, что третий бхуми называется «Создателем света», потому что, когда он достигается, «огонь мудрости сжигает все топливо объекты знания возникают вместе со светом, который по своей природе способен погасить все проявления двойственности во время медитативного равновесия ". Бодхисаттвы на этом уровне развивают совершенство терпения. Их невозмутимость становится настолько глубокой, что
даже если кто-то... отрезает от тела этого бодхисаттвы не только плоть, но и кости, не большими участками, а по частям, не постоянно, а с паузами между ними и не заканчивая короткое время, но резание в течение длительного периода, бодхисаттва не рассердится на обидчика.
Бодхисаттва понимает, что его мучитель движется болезненными мыслями и сеет семена своих собственных будущих страданий. В результате бодхисаттва чувствует не гнев, а глубокую печаль и сострадание к этому жестокому человеку, который не осознает действия кармы. Стажеры третьего уровня преодолевают все склонности к гневу и никогда не реагируют ненавистью (или даже раздражением) на любые вредные действия или слова. Напротив, их невозмутимость остается неизменной, и все живые существа рассматриваются с любовью и состраданием:
Весь гнев и негодование отражаются на человеке, который их порождает, и они ничего не делают для устранения вреда, который человек уже испытал. Они контрпродуктивны, так как разрушают душевное спокойствие и приводят к неблагоприятным будущим ситуациям. Гнев и негодование ничего не дают, месть не меняет прошлого, поэтому бодхисаттва избегает их.
Бодхисаттвы на этом уровне также тренируются в четырех медитациях, четырех бесформенных медитациях, четырех безмерных и высшие знания.
На четвертом уровне, Сияющем Интеллекте, бодхисаттвы культивируют совершенство усилий и устраняют несчастья. Согласно Вончуку, этот уровень назван так потому, что четвертые бхуми-бодхисаттвы «постоянно излучают сияние возвышенной мудрости». Он также цитирует Майтрейи для сутр Махаяны, в котором объясняется, что бодхисаттвы на этом уровне сжигают болезненные препятствия и препятствия на пути к всеведению сиянием своей мудрости. Они входят в все более глубокие медитативные погружения и в результате достигают мощной умственной гибкости. Это избавляет от лени и увеличивает их способность практиковать медитацию в течение длительных периодов времени. Они разрушают глубоко укоренившиеся недуги и культивируют тридцать семь факторов пробуждения.
Благодаря обучению этим тридцати семи практикам бодхисаттвы развивают большие навыки в медитативных погружениях и культивируют мудрость, одновременно ослабляя искусственные и врожденные представления об истинном существовании..
Пятый уровень называется «Трудным для овладения», потому что он включает в себя очень трудные практики, требующие больших усилий для совершенствования. Его также называют «Трудно преодолеть», потому что, завершив обучение на этом уровне, человек обретает глубокую мудрость и проницательность, которые трудно превзойти или подорвать. По словам Нагарджуны,
пятый называется «Чрезвычайно трудным для преодоления». Поскольку всем злым чрезвычайно трудно победить его;. Он становится опытным в познании тонких. значений благородных истин и и т.д.
Бодхисаттвы на этом уровне развивают совершенство самадхи. Они развивают сильные способности медитативной стабилизации и преодолевают склонность к отвлечению. Они достигают ментальной однонаправленности и совершенного спокойствия. Они также полностью проникают в значения четырех благородных истин и двух истин (условных истин и абсолютных истин) и воспринимают все явления как пустые, преходящие и подверженные страданию.
Шестой уровень называется «Манифестом», потому что бодхисаттва ясно воспринимает работу зависимого возникновения и непосредственно понимает «беззнаковое» (Mtshan ma med pa, тибет. Animitta, санскрит). Отсутствие знака относится к тому факту, что явления кажутся обладающими своими кажущимися качествами благодаря своей собственной природе, но когда кто-то изучает эту внешность, то понимает, что все качества просто мысленно приписываются, а не являются частью природы объектов, которые они, кажется, характеризуют..
В результате этого понимания бодхисаттвы проявляют мудрость и избегают привязанности к циклическому существованию или нирване. Преодолев все привязанности, бодхисаттвы на этом уровне могут достичь нирваны, но из-за силы ума пробуждения они решают остаться в мире, чтобы принести пользу другим живые существа. Они культивируют Совершенство Мудрости, благодаря которому они воспринимают все явления как лишенные внутреннего существования, как сны, иллюзии, отражения или магически созданные объекты. Все понятия «я» и «другой» выходят за рамки, наряду с концепциями «внутреннего существования» и «внутреннего небытия». Эти бодхисаттвы шестого уровня пребывают в созерцании таковости с умами, которые не беспокоят ложные идеи.
Бодхисаттвы седьмого уровня развивают способность непрерывно созерцать отсутствие знаков и входят в продвинутые медитативные погружения на длительные периоды времени, таким образом выход за пределы как мирского, так и путей шраваков и пратьекабудд (Слушателей и уединенных осознающих). По этой причине этот уровень называется «Унесенный». Согласно Нагарджуне,
седьмой - Унесенный, потому что. количество его качеств увеличилось,. Мгновение за моментом он может войти. в равновесие прекращения,
На этом уровне бодхисаттвы совершенствуют свои навыки медитации и практики (Thabs la mkhas pa, тибетский; Upaya-Kausalya, санскрит), что является их способностью умело адаптировать свою тактику обучения к индивидуальным склонностям и потребностям своей аудитории.. Они также развивают способность узнавать мысли других и в любой момент могут практиковать все совершенства. Все мысли и действия свободны от несчастий и постоянно действуют спонтанно и эффективно на благо других.
Восьмой уровень называется «Неподвижным», потому что бодхисаттвы преодолевают все недуги, связанные со знаками, и их умы всегда полностью поглощены дхарма. На этом уровне бодхисаттва достиг нирваны. Согласно Нагарджуна,
Восьмой - Неподвижный, юношеский этап,. Он неподвижен из-за непонятий;. А сферы его тела, речи и ума. Действия немыслимы.
Поскольку они полностью знакомы с отсутствием знаков, их умы не тронуты идеями знаков. О восьмых бхуми-бодхисаттвах говорят, что они «необратимы», потому что больше нет никакой возможности, что они могут колебаться на пути или отступить. Им уготовано полное состояние будды, и у них больше нет склонностей искать личную нирвану. Они культивируют «совершенство устремления», что означает, что они обязуются выполнять различные обеты, благодаря которым они накапливают причины дальнейших добродетелей. Хотя они решают работать на благо других и наполняют вселенную чувствами дружелюбия ко всем живым существам, эти бодхисаттвы превзошли любую тенденцию неправильно понимать анатта.
Свое понимание пустота настолько совершенна, что переворачивает врожденные заблуждения, и реальность предстает в совершенно новом свете. Они входят в медитацию на пустоту без особых усилий. Бодхисаттв на этом уровне сравнивают с людьми, пробудившимися от сна, и все их восприятия находятся под влиянием этого нового осознания. Они достигают медитативного состояния, называемого «терпение в отношении непроявленных явлений », из-за которого они больше не думают в категориях внутренних причин или врожденной беспричинности. Они также развивают способность проявлять себя в различных формах, чтобы наставлять других. Сострадание и умелые методы действуют автоматически и спонтанно. Нет необходимости планировать или размышлять, как лучше всего принести пользу другим, поскольку бодхисаттвы восьмого уровня автоматически правильно реагируют на каждую ситуацию.
С этого момента бодхисаттвы быстро движутся к пробуждению. До этой стадии прогресс был сравнительно медленным, как если бы лодка буксировалась через гавань. Однако с восьмого по десятый бхуми бодхисаттвы делают огромные шаги к состоянию будды, подобно кораблю, который достигает океана и разворачивает свои паруса. На девятом уровне они полностью понимают три проводника - слушателей, одиноких осознающих и бодхисаттв - и совершенствуют способность преподавать учение. Согласно Сутре, объясняющей мысль,
Благодаря достижению безупречности и очень обширного разума с точки зрения мастерства преподавания доктрины во всех аспектах, девятый уровень называется «Хорошим разумом».
Девятые бхуми-бодхисаттвы также приобретают «четыре аналитических знания» - фундаментальных понятий, значения, грамматики и изложения. Благодаря этому они развивают удивительное красноречие и умение преподносить доктринальные учения. Их интеллект превосходит интеллект всех людей и богов, и они понимают все имена, слова, значения и языки. Они могут понять любой вопрос любого существа. У них также есть способность отвечать им одним звуком, который понимает каждое существо в соответствии со своими способностями. На этом уровне они также культивируют совершенство вирья, что означает, что благодаря силе их владения четырьмя аналитическими знаниями и своей медитации они могут развивать парамиты энергетически и Практикуйте их постоянно, не утомляясь.
На десятом бхуми бодхисаттвы преодолевают тончайшие следы недугов. Подобно облаку, проливающему дождь на землю, эти бодхисаттвы распространяют дхарму во всех направлениях, и каждое живое существо впитывает то, что ему нужно, чтобы расти духовно. Таким образом, Нагарджуна утверждает, что
Десятое - Облако Дхармы, потому что. падает дождь превосходной доктрины,. Бодхисаттва освящается. Светом Будд.
На этой стадии бодхисаттвы входят в постепенно углубляясь в медитативное погружение и развивайте безграничные силы в отношении магических формул. Они культивируют совершенство возвышенной мудрости, которая, согласно Асанге, позволяет им увеличивать свою возвышенную мудрость. Это, в свою очередь, усиливает другие совершенства. В результате они утвердились в радости учения.
Они обретают совершенные тела, а их разум очищается от тончайших следов бедствий. Они проявляются в безграничных формах на благо других и выходят за рамки обычных законов времени и пространства. Они могут помещать целые мировые системы в одну пору, не уменьшая их или не увеличивая размер поры. Когда они это делают, существа, населяющие миры, не чувствуют дискомфорта, и только те, кто являются продвинутыми бодхисаттвами, даже замечают.
Бодхисаттвы на этом уровне получают некую форму посвящения от бесчисленных будд. Это называется «великие лучи света», потому что сияние этих бодхисаттв светит во всех направлениях. Это посвящение помогает им устранить оставшиеся препятствия на пути к всеведению и дает им дополнительную уверенность и силу. В последний момент этой стадии они входят в медитативное состояние, называемое «медитативная стабилизация, подобная ваджра», в котором преодолеваются тончайшие оставшиеся препятствия на пути к состоянию будды. Они возникают из этой концентрации, поскольку Будды.
.
Йогачара компендиум йогической практики, Йогачарабхуми содержит подраздел о Путь бодхисаттвы (Бодхисаттвабхуми), в котором перечислены шесть бхуми:
Бхуми часто обращаются к объединены с отдельной схемой «пяти путей» или объединены в нее. Основные идеи этой схемы были унаследованы Йогачарой из текстов Сарвастивада Вайбхашика Абхидхармы, а также текстов Васубадху Абхидхармакошакарика (АКБх). Эта схема продолжает развиваться в текстах Йогачара, таких как Асанга Махаянасамграха (МС), где ей дается более махаянистское объяснение и она привязана к пути бодхисаттвы и
Пять Путей (pañcamārga, Wylie Tibetan lam lnga):
Прохождение через земли и пути начинается с Бодхичитты, желания освободить всех живые существа. Стремящаяся бодхичитта становится занимающей бодхичиттой после фактического выполнения обетов бодхисаттвы. С помощью этих шагов практикующий становится Бодхисаттвой и вступает на пути.
Прежде чем достичь десяти основ, бодхисаттва проходит первые два из пяти Махаяна Пути:
Десять оснований бодхисаттвы сгруппированы в трех последующих путях:
В Хуа-янь буддизм есть около 40 предыдущих стадий до первый бхуми:
В Тяньтай буддизме практикующий так называемое «совершенное учение» равен по достижению архат только 4-й верой.
В литературе Махаяны часто встречается перечисление «двух препятствий» (Wylie: sgrib gnyis):
Препятствие обманчивым эмоциям преодолевается на пути к видение, и препятствия на пути к знанию преодолеваются на пути медитации. Это утверждение согласовано не всеми буддийскими школами, например Kihwa утверждает, что препятствия к знанию преодолеваются 10-м бхуми.
В пределах 10-го бхуми различные Ваджраяны школы признают 3–13 дополнительных бхуми.