Ваджрапани

редактировать
Божество в буддизме
Ваджрапани
Американский музей естественной истории им. Ваджрапани.jpg Тибетское изображение гневного Ваджрапани
Санскрит वज्रपाणि. Ваджрапани
Пали वजिरपाणि. Ваджирапани
Китайский 金剛 手 菩薩. (Пиньинь : Jīngāngshǒu Púsà)
Японский 金剛 手 菩薩 こ ん ご う し ゅ ぼ さ つ. (ромадзи : Kongshu Bosatsu)
кхмерский វ ជ្រ បា ណិ. (vach-cheak-baa)
корейский 금강 수 보살. (RR : Geumgangsu Bosal)
тайский พระ วัชรปาณี โพธิสัตว์. (Phra Watcharapani Phothisat)
тибетский ཕྱག་ ན་ རྡོ་ རྗེ་. Wylie: phyag na rdo rje. THL: chak na dorje
вьетнамский Ким Чанг Тхи Бо Тат
Информация
ПочитаемыйТхеравада, Махаяна, Ваджраяна
P религия world.svg Религиозный портал

Ваджрапани (санскрит : «Ваджра в [его] руке») - один из самых ранних бодхисаттв в буддизме Махаяны. Он защитник и наставник Гаутамы Будды и поднялся, чтобы символизировать силу Будды.

Ваджрапани широко представлен в буддийской иконографии как один из первых трех защитных божеств или бодхисаттв, окружавших Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри проявляет всю мудрость Будд Авалокитешвара проявляет безмерное сострадание всех Будд, а Ваджрапани защищает Будду и проявляет всю силу Будд. а также силу всех пяти татхагат (состояние будды ранга Будды).

Ваджрапани - один из первых Дхармапалов Махаяна Буддизм, а также фигурирует как божество в Палийском каноне школы Тхеравады. Ему поклоняются в монастыре Шаолинь, в тибетском буддизме и в буддизме чистой земли (где он известен как Махастхамапрапта и образует триада с Амитабхой и Авалокитешварой ). Проявления Ваджрапани также можно найти во многих буддийских храмах Японии как защитники Дхармы, которых называют Нио. Ваджрапани также связан с Ачалой, который почитается в Японии как Фудо-Мё, где ему исполняют серенаду как носителя ваджры.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Формы
  • 3 мантры
  • 4 легенды
  • 5 Значение
  • 6 появления и отождествления
    • 6,1 В Камбодже
    • 6,2 В Гандхаре
    • 6,3 В Индии
    • 6,4 В Индонезии
    • 6,5 В Японии
    • 6,6 В Непале
    • 6,7 В Тибете
  • 7 В литературе и искусстве
  • 8 Истории
    • 8.1 Обращение Амбаттхи
    • 8,2 Ваджрапани и Махешвара
  • 9 Святой покровитель монастыря Шаолинь
  • 10 Галерея
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Библиография
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки
Этимология

Ваджрапани - сложное слово в санскрите, в котором «Ваджра» означает «молния или алмаз», а «пани» означает «в руке».

Формы

В человеческой форме Ваджрапани изображен держащим ваджру в правой руке. Его иногда называют Дхиани-Бодхисаттвой, что эквивалентно Акшобхья, второму Дхиани Будде. Ачарья-Ваджрапани - это проявление Ваджрапани как Дхармапала, часто изображаемого с третьим глазом, гхантой (колокольчиком) и пашей (лассо). Иногда он изображается как йидам с одной головой и четырьмя руками в форме, известной как Ниламбара-Ваджрапани, несущий ваджру и наступающий на персонажа, лежащего на змеях. Махачакра-Ваджрапани, также йидам, изображен с тремя головами и шестью руками, несущим ваджру и змей, наступая на Брахму и Шиву. Он часто находится в союзе со своей супругой в яб-юм. Акала-Ваджрапани изображен с четырьмя головами, четырьмя руками и четырьмя ногами, несущим меч, лассо и ваджру, наступающим на демонов. Другое изображение имеет форму с головой, крыльями и когтями Гаруды.

. Выражение лица Ваджрапани гневное и часто символизируется якшей, чтобы вызвать у человека «страх, чтобы ослабить его догматизм ". Его протянутая правая рука размахивает ваджрой, «символизирующей аналитическое знание (jñanavajra), которое разрушает цепляние сознания. из пяти Дхиани Будд (полностью пробужденное состояние Будды).

Мантры

Мантра oṃ vajrapāṇi hūṃ phaṭ связана с Vajrapāni. Его семенной слог - hūṃ.

  • Тибетский: ཨོ ཾ་ བཛྲ་ པཱ་ ཎི་ ཧཱ ུ ྂ ༔
Легенды
Паринирвана из Будда.

В ранних буддийских легендах Ваджрапани является второстепенным божество, которое сопровождало Гаутаму Будду во время его карьеры странствующего нищего. В некоторых текстах он упоминается как проявление Шакры, царя Траястримши небес буддийской и индуистской космологии и бога. дождя, изображенного на идолах Гандхарвы. Как Шакра, говорится, что он присутствовал при рождении Татхагаты. Как Ваджрапани, он был богом, которого он помог Гаутаме сбежать из дворца во время его отречения. Когда Шакьямуни вернулся из Капилавасту, он, как утверждается, принял восемь форм дэвов, сопровождавших его.

Согласно Сюаньцзану, китайскому монаху и путешественнику, Ваджрапани победил большой змей в Удяна. В другой версии утверждается, что в то время как наги приходили поклоняться Будде и слушать его проповеди, Ваджрапани принял облик птицы, чтобы обмануть их, чтобы они не подверглись нападению своих смертельных врагов, Гаруда.

Во время паринирваны Будды Ваджрапани в отчаянии бросил ваджру и перекатился в пыли.

Значение

Ваджрапани рассматривается как проявление Ваджрадхары и «духовного рефлекса», Дхиани Бодхисаттвы Акшобхьи. На популярном уровне Ваджрапани - это бодхисаттва, который представляет силу всех будд, так же как Авалокитешвара представляет их великое сострадание, а Манджушри их мудрость. Его называют Мастером непостижимых тайн, который поддерживает истину даже в невзгодах тьмы и невежества.

Согласно Панкавишсатисахасрика- и Анасахасрикапраджняпарамитас, любой бодхисаттва на пути состояния будды имеет право на защиту Ваджрапани, что делает их непобедимыми ни для мужчин, ни для «любых атак» призраки ».

Появления и отождествления

В Камбодже

В Камбодже три монастыря, датируемые 953 годом нашей эры, посвящены поклонению триаде Будды - Праджняпарамита и Ваджрапани; Образ Ваджрапани с четырьмя руками почитается в одном из этих монастырей. Кроме того, в нишах стоят изображения Ваджрапани, вырезанные с четырьмя или двумя руками на каждой из четырех граней монолитов, найденных в Западной Камбодже.

В Гандхаре

Ваджрапани как Геракл или Зевс Ваджрапани как Геракл или Зевс, II век.

По мере распространения буддизма в Средней Азии и слияния с эллинистическими влияниями в греко-буддизм, греческий герой Геракл был принят, чтобы представлять Ваджрапани. В ту эпоху его обычно изображали волосатым мускулистым атлетом, вооруженным короткой «алмазной» дубинкой. Буддхагхоша связал Ваджрапани с дэва царем Индрой. Некоторые авторы считают, что изображенное божество на самом деле является Зевсом, классическим атрибутом которого является молния.

В Индии

Будда со своим защитником Ваджрапани. Гандхара, II век

В течение периода Кушана искусство Гандхары изображало образы Ваджрапани, в которых он показан в первую очередь как защитник Шакьямуни, а не в роли бодхисаттвы. В сценах с Индрасалагухой горы являются частью его окружения, где показано его присутствие во время обращения наг Апалала. На этих изображениях он изображен в эксклюзивной западной одежде и всегда в присутствии других божеств. Рельефы в этой форме искусства изображают Ваджрапани, всегда присутствующего в сценах, где Будда обращает людей; его присутствие проявляется, когда Будда противостоит противникам дхармы, таким как Мара до своего просветления. Сцены, где Шакьямуни соревнуется с еретиками, также являются частью этой художественной традиции. Также распространены сцены, где Будда использует ваджру Ваджрапани в качестве «магического оружия» для совершения чудес и пропаганды «превосходства своего учения».

Картины Авалокитешвары или Падмапани и Ваджрапани по обе стороны от реки. Будда в пещере 1

В западных группах пещер в Аурангабаде Ваджрапани изображен как бодисаттва со своей ваджрой в виде таблицы, вотивной панели скульптурной композиции, в которой он в позе стоя (единственная сохранившаяся фигура) над лотосом слева от Будды в с. На этой панели он украшен высокой короной, двумя ожерельями, змеиным браслетом и держит ваджру в левой руке, опираясь на шарф, привязанный к бедрам. Эта тесная иконографическая композиция находится у входа в крыльцо пещеры 2 и на незавершенном крыльце пещеры 1. Такие вотивные резные панели с Ваджрапани также видны в интерьере прохода прадксина пещеры 2, в котором он присутствует вместе с другим аскетом. бодисаттвы, подобные Авалокитешваре; на этом панно у него корона в виде ступы с повязкой на левом бедре.

В восточной группе пещер у входа в пещеру 6 в Аурангабаде Ваджрапани вырезан как властная личность в форме огромной дварапалы вместе с Авалокитешварой. Образ Ваджрапани сопровождается маленьким служителем. Он несет Ваджру, свое светящееся оружие в левой руке, которая покоится на шарфе, привязанном к его бедру. Его правая рука согнута вперед - возможно, он держал лотос, как его пардрос Авалокитешвара. Обе бодхисаттвы, охраняющие вход в пещеру 6, вырезаны в королевских головных уборах (коронах).

В Индонезии

Будда Вайрочана (в центре) в окружении Падмапани (слева) и Ваджрапани ( верно). Мендут, 8 век

В Индонезии Ваджрапани изображен как часть триады с Вайрочана и Падмапани. Знаменитые трехметровые каменные статуи триады Вайрочаны, Падмапани и Ваджрапани можно найти в центральной камере храма Мендут, расположенного примерно в 3 км к востоку от Боробудура, Центральная Ява. Сидящие Падмапани и Ваджрапани, которых считают хранителями Будды Вайрочаны, изображаются красивыми, хорошо сложенными мужчинами с безмятежным выражением лица, украшенными изысканной короной и драгоценностями. Статуи являются прекрасным примером центрально-яванского сайлендранского искусства 9-го века, которое оказало влияние на буддийское искусство в Юго-Восточной Азии, включая шривиджайское искусство Суматры и Малайского полуострова (Южный Таиланд).

В Японии

В Японии Ваджрапани известен как «бог, владеющий ваджрой» (執 金剛 神, Шуконгосин), и был источником вдохновения для Niō (仁王, Доброжелательные короли), наполненные гневом и мускулистые боги-хранители Будды, стоящие у входа во многие буддийские храмы под видом устрашающих статуй борцов. Он также связан с Ачалой (不 動 明王, Fudō-myōō); мантра для Фудо-мё указывает на него как на могущественного обладателя ваджры.

. Следует объяснить происхождение образа Ваджрапани. Это божество - защитник и проводник Будды Шакьямуни. Его образ был смоделирован по образцу Геркулеса. (...) Гандхаран Ваджрапани был преобразован в Средней Азии и Китае, а затем передан в Японию, где он оказал стилистическое влияние на похожие на борцов статуи Божеств-хранителей (Нио).

В Японии, хотя он не таков. очень популярная форма поклонения статуям, его часто изображают на диаграммах (Мандала ); Шестая формация мандалы Гарбакхоша названа «оградой Ваджрапани», в которой он представлен в 20 различных формах с Конгсаттой в качестве верховного божества. В японской иконографии он изображен красным цветом в момент смерти Будды.

В Непале

бронзовое изображение Бодхисаттва Ваджрапани из Непала, 1731 г.

В Непале Ваджрапани изображен с ваджрой, поддерживаемой на лотосе. его стержень держится в правой руке, а левая рука изображена в позе «милосердия и спора». Его картины белого цвета.

В Тибете

Тангка из Дхармапала.

В Тибете Ваджрапани представлен во многих жестоких формах. Вот некоторые из наиболее примечательных: Ваджрапани-Ачарья (Дхарамапала) в человеческом обличье только с одной головой с третьим глазом с поднятыми волосами и увенчанным черепом с огненным выражением. Его шея украшена ожерельем из змей и поясом из тигровой шкуры, покрытым черепами. Шагая вправо, его поднятая рука держит ваджру. При раскрашивании в синий цвет изображение окружено пламенем с изображениями маленьких Гаруд; Ниламбара-Ваджрапани с одной головой, с третьим глазом, короной из черепа с четырьмя или шестью руками и в некоторых случаях с неопрятными волосами, украшенными ваджрой и змеей. Две руки скрещены на груди в мудре, вторая правая рука поднята вверх и несет ваджру. Шаг вправо, в царственной короне, лежащий на ложе из змей; в форме Ачала-Ваджрапани он изображен с четырьмя головами, четырьмя руками и четырьмя ногами, украшенными символами ваджры, меча, лассо и чаши из черепа (капала ) и топчущего демонов; Махачакра-Ваджрапани - это форма с тремя головами и третьим глазом, с шестью руками и двумя ногами. Икона украшена символами ваджры, змеи с конфетой, держащейся в главных руках, а как шакти она слева от него изображена с чашей из черепа (капала) и григугом (ножом с крючком). Значок показан переступающим через Брахму справа и Шиву слева; в форме Обладателя молнии, известной как «форма заклинания змеи» для защиты от укусов змей, он изображен сидящим на лотосном троне, который несут павлины. Поза правой руки удерживает один конец веревочной петли для захвата демонов-змей, в то время как левая рука, зажатая над бедрами, несет другой конец петли. За ним следуют два бодхисаттвы - «Сарваниварана-Вишкамбхин, Удалитель пятен, и Самантабхадра, Совершенно добродетельный». Его украшения состоят из высокой короны и змей, обвивающих его руки и лодыжки. В раскрашенной форме, обычно в белый цвет, «скрещенная ваджра» держится слева, приподнятая над сопровождающими ее Бодхисаттвами, но когда она окрашена в синий цвет, левая рука держит двойную ваджру; его форма Гаруды имеет крылья и когти, или человеческую голову с клювом, или голову с полностью раскрытыми крыльями (его нарисованная форма синего цвета). он может топтать демона или мертвых нагов (змею). На некоторых изображениях он изображен с мечом, бутылкой в ​​форме тыквы, измельчителем или руками, держащимися в молитвенном режиме.

В литературе и искусстве

В литературе и искусстве Ваджрапани занимает видное место благодаря его идентификации как ведущего якши, ставшего полноценным бодхисаттвой. Это, отраженное в сутрах Махаяны, стало «эмблемой эзотерического знания и открытием буддийской тантры». В роли якши устанавливается его особая связь с горами и пещерами. По словам Э. Ламотта, автора книг по буддизму, Ваджрапани был главой гухаяков genies des cavernes или тайных якшей, сыгравших загадочную роль в буддийской и брахманической литературе Индии. Ламотт основывал свою оценку на многих текстовых отрывках, которые объясняли использование Ваджрапани своей магической ваджры, чтобы раскачивать горы. Важная в этом контексте история, рассказанная в Муласараваситивада винайе, - это встреча Будды, в которой проявляется ваджрная сила Ваджрапани разрушить скалу. В другой текстовой ссылке, в «Сарвастивада виная вибхаша», Ваджрапани защищает путь прадакшина, принимая свое магическое оружие. Этот факт подтверждается местонахождением огромных изображений Ваджрапани в пещере 6 в Аурангабаде как на входе, так и на выходе из прохода, где заканчивается обход.

Истории
Будда и обнаженный Ваджрапани на фризе в Джамал Гархи, Гандхара.

Обращение Амбаттхи

Палийский канон Амбаттха Сутта, который бросает вызов жесткой природе кастовой системы, рассказывает об одном случае, когда он появлялся как знак силы Будды. По велению своего учителя Будду посетил молодой брахман по имени Амбатха. Зная, что семья Будды - это клан Шакья, который является кастой кшатриев, Амбатха не проявил к нему того уважения, которое он проявил бы к брамину. Когда Будда усомнился в его неуважении, Амбатха ответил, что это потому, что Будда принадлежит к «черной» касте. Затем Будда спросил брамина, происходит ли его семья от «рабыни Шакья». Зная, что это правда, Амбатха отказался отвечать на вопрос. Отказавшись ответить на вопрос во второй раз, Будда предупредил его, что его голова будет разбита вдребезги, если он не сделает этого в третий раз. Амбатха испугался, когда увидел, что Ваджрапани проявился над головой Будды, готовый поразить брамина своей молнией. Он быстро подтвердил истину, и из этого следует урок касты.

Ваджрапани и Махешвара

Популярная история рассказывает, как Ваджрапани убивает Махешвару, проявление Шивы, изображенного как зло быть. Эта история встречается в нескольких священных писаниях, в первую очередь в «Сарвататхагатататтвасамграха» и «Ваджрапаньябхишека Махатантра». История начинается с превращения бодхисаттвы Самантабхадры в Ваджрапани космическим Буддой Вайрочаной, получившим ваджру и имя «Ваджрапани». Вайрочана затем просит Ваджрапани создать свою адамантиновую семью чтобы установить мандалу. Ваджрапани отказывается, потому что Махешвара «вводит людей в заблуждение своими лживыми религиозными доктринами и участвует во всех видах жестокого преступного поведения». Махешвара и его свита тянутся к горе Меру, и все, кроме Махешвары, подчиняются. Ваджрапани и Махешвара вступают в магическую битву, в которой Ваджрапани побеждает. Свита Махешвары стала частью мандалы Вайрочаны, за исключением Махешвары, который был убит, а его жизнь перенесена в другое царство, где он стал Буддой по имени Бхасмешвараниргхоша, «Беззвучный Повелитель пепла».

Согласно Калупахане, История "перекликается" с историей обращения Амбаттхи. Это следует понимать в контексте конкуренции между буддийскими учреждениями и шиваизмом.

покровителем монастыря Шаолинь
Ваджрапани в Скрытой библиотеке пещер Могао, Дуньхуан, Китай. Олицетворение силы и гнева. Конец 9 века, династия Тан. Чернила и краски на шелке.

В своей книге «Монастырь Шаолинь» (2008) профессор Меир Шахар отмечает, что Ваджрапани является покровителем монастыря Шаолинь. Короткий рассказ, представленный в антологии Тан Чжан Чжо (660-741), показывает, как это божество почиталось в монастыре, по крайней мере, с восьмого века. Это анекдотическая история о том, как шаолиньский монах Сэнчжоу (480-560) приобрел сверхъестественную силу и боевые способности, молясь Ваджрапани и насильно кормив сырым мясом. Шаолиньский аббат Зудуань (1115–1167) воздвиг стелу в его честь во время династии Сун. Он гласит:

Согласно священному писанию [Лотосовая сутра ], это божество (Нараяна) является проявлением Авалокитешвары (Гуаньинь ). Если человек, который из сострадания питает все живые существа, использует это заклинание [божества], оно увеличит силу его тела (цзэнчжан шен ли). Он выполняет все клятвы, будучи самым действенным.... Поэтому тех, кто изучает символизм руки Нараяны (мудру), тех, кто ищет его заклинание (мантру), и тех, кто ищет его изображение, много. Таким образом, мы воздвигли эту стелу, чтобы распространять эту передачу.

— Стела восстановлена ​​(чун шанг) аббатом Шаолиня Зудуаном

Вместо того, чтобы считаться отдельным божеством, Шаолинь считает Ваджрапани эманацией бодхисаттвы Гуаньинь. Китайский ученый А'Дэ отметил, что это произошло потому, что в Лотосовой сутре говорится, что Гуаньинь принимает облик того существа, которое лучше всего способствовало бы проникновению дхармы. Точный отрывок Сутры Лотоса гласит: «Тем, кого можно привести к освобождению телом духа, который цепляется за ваджру (Ваджрапани), он проповедует Дхарму, показывая тело духа, который цепляется за ваджру».

Ему исторически поклонялись сами монахи как прародителю их знаменитого метода посоха. Стела, воздвигнутая шаолиньским аббатом Венцаем в 1517 году, показывает, что ваджра-палица божества к тому времени была заменена на оружейный посох, который изначально «служил эмблемой монаха». Форма Ваджрапани якша, подобная Нараяне, была в конечном итоге приравнена к одному из четырех вооруженных посохом «Киннара Королей» из Лотосовой Сутры в 1575 году. Таким образом, его имя было изменено с Нараяны на «Киннара» Король". Одна из многих версий некой сказки, касающейся создания им метода посоха, имеет место во время Юань-эра Восстания красных тюрбанов. Бандиты осадили монастырь, но его спас скромный кухонный рабочий, вооруженный длинной огненной кочергой в качестве временного посоха. Он прыгает в печь и появляется чудовищным гигантом, достаточно большим, чтобы стоять верхом на горе Сун и имперском форте на вершине горы Шаоши (которые находятся на расстоянии пяти миль друг от друга). Бандиты убегают, когда видят этого титана с посохом. Позже монахи Шаолиня понимают, что кухонным работником был не кто иной, как переодетый король Киннара. Шахар отмечает, что роль кухонного работника могла быть основана на реальной жизни монаха Хуэйнэна (638-713). Вдобавок он предполагает, что мифические элементы сказки были основаны на вымышленных приключениях Сунь Укуна из китайского эпоса Путешествие на Запад. Он сравнивает превращение рабочего в печи с временем Сунь в тигле Лао-цзы, с использованием посоха и с тем фактом, что Сунь и его оружие могут вырасти до гигантских размеров.

Статуи и картины киннаров были заказаны в различных залах Шаолиня в честь его поражения армии красных тюрбанов. Плетеная статуя, сотканная монахами и изображенная в центре «Зала Киннара», была упомянута в учебном пособии Шаолиньского посоха семнадцатого века Чэн Цзунъю. Однако столетие спустя было заявлено, что король Киннара сам соткал статую. Он был разрушен, когда монастырь был подожжен Гоминьданом генералом Ши Юсаном в 1928 году. В конце двадцатого века вокруг киннаров возник «обновленный религиозный культ». Шаолинь восстановил его святыню в 1984 году и улучшил его в 2004 году.

Галерея
Ссылки

Библиография

Дополнительная литература
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Ваджрапани на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:20:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте