Гандхарва - имя, используемое для отдельных небесных существ в индуизме, буддизме и джайнизме.. Это также термин для опытных певцов индийской классической музыки.
В индуизме гандхарвы (санскрит и хинди : गन्धर्व; ассамский : গন্ধৰ্ব্ব, гандхарбба; бенгальский: গন্ধর্ব, «гандхарба», Каннада : ಗಂಧರ್ವ; Одиа : ଗନ୍ଧର୍ବ «гандхарва»; телугу : గంధర్వ; тамильский : கந்தர்வன், «кантхарван»; Малаялам : ഗന്ധർവ്വൻ, «гандхарван») - мужские природные духи и мужья апсар. Некоторые из них являются частью животного, обычно птицы или лошади. У них прекрасные музыкальные способности. Они охраняют Сому и исполняют прекрасную музыку для богов в своих дворцах. Гандхарвов часто изображают певцами при дворе богов.
Гандхарвы в историческом смысле действовали как посланники между богами и людьми. В индуистском законодательстве брак гандхарвов - это брак, заключаемый по взаимному согласию и без официальных ритуалов.
Гандхарвы широко упоминаются в эпосе Махабхарата как связанные с Дэвами (как танцоры и певцы) и с якшами, как грозные воины. Они упоминаются как разбросанные по разным территориям.
Гандхарвам дается различное происхождение. Их называют созданиями Праджапати, Брахмы, Кашьяпы, Муни, или Вач.
Гандхарва (санскрит ; пали : гандхабба; китайский : 乾 闼 婆; пиньинь : Gān tà pó; японский : 乾 闥 婆; rōmaji : Kendatsuba; корейский : 간다르바; ромаджа : Гандареуба; вьетнамец : Кан Тхат Ба) - один из самых низко ранговых Дэвов в буддийской космологии. Они относятся к Cāturmahārājakāyika Дэвам и подчиняются Великому Царю Дхритарашру, Хранителю Востока. Существа возрождаются среди гандхарвов в результате практики самой основной формы этики (Джанавасабха Сутта, DN.18). Гандхарвы могут летать по воздуху и известны своим музыкальным мастерством. Они связаны с деревьями и цветами и описываются как обитающие в ароматах коры, сока и цветов. Они принадлежат к числу обитающих в пустыне существ, которые могут помешать медитации монаха в одиночестве.
Термины гандхарва и якша иногда относятся к одной и той же сущности. Якша в этих случаях - это более общий термин, включающий множество низших божеств.
В Махататхасанкхайе сутте Маджхима Никая Будда объясняет бхиккху, что эмбрион развивается при соблюдении трех условий: женщина должна находиться в правильной точке своего менструального цикла, женщина и мужчина должны вступать в половой акт и должна присутствовать гандхабба. Согласно комментарию к этой сутте, использование слова гандхабба относится не к небесному Дэву, а к существу, способному родиться благодаря его карме. Это состояние живого существа между перерождениями.
Среди известных гандхарвов, упомянутых (в DN.20 и DN.32): Панада, Опамання, Нала, Читтасена, Матали и Джанешабха . Последнее в этом списке считается синонимом Джанавасабхи, перерождения царя Бимбисара из Магадхи. Матали - возничий Шакры.
Тимбару - вождь гандхарвов. Существует романтическая история о любви его дочери Бхадда Сурьяваччаса (санскрит : Бхадра Сурьяваркаша) и другого гандхарва, Панчасикха (санскрит : Панчашикха). Панчасикха влюбился в Сурьяваччасу, когда увидел, что она танцует перед Шакрой, но тогда она была влюблена в сына Матали Сикханди (или Сикхадди). Панчасикха пошел в дом Тимбару и сыграл мелодию на его флейте из белува-дерева, с которой он обладал большим мастерством, и спел любовную песню, в которой переплел темы о Будде и Архатах.
Шакра просил Панчасикху просить ходатайствовать перед Буддой, чтобы он мог получить у него аудиенцию. В награду за услуги Панчасикхи Шакра смог уговорить Сурьяваччасу, уже довольного проявлением мастерства и преданности Панчасикхи, согласиться жениться на Панчасикхе.
Панчасикха также действует как посланник для Четырех Небесных Царей, передавая новости от них Матали, последний представляет Шакру и Трайастрихшу Дэвов.
В джайнизме гандхарвы относятся к восьми дэвам.
Тилояпатти предоставляет список из десяти гандхарвов:
Бог Шветамбара секта предоставляет немного другой список:
Дигамбара секта описывает гандхарвов как имеющих золотистый цвет лица, в то время как традиция шветамбара признает их черноватыми. Это их священное дерево.
Есть много певцов, известных как гандхарвы за их мастерство индийской классической музыки. Все они в то или иное время были артистами театра, выступавшими в различных мюзиклах. Их стиль музыки известен как Кула Сангит на маратхи, буквально «наследственная музыка». Они считаются мастерами индийской классической музыки подавляющим большинством населения в целом, преимущественно в штате Махараштра.