A покровительница, святая покровительница, покровительница святыни или небесный защитник - святой, который в римском католицизме, англиканстве или восточном православии считается небесным защитник нации, места, ремесла, занятия, класса, клана, семьи или личности.
Святые часто становятся покровителями мест, где они родились или где работали. Однако были случаи в средневековой Европе, когда город, который приобрел известность и приобрел для своего собора останки или некоторые реликвии известного святого, который жил и был похоронен в другом месте, таким образом сделать их святыми покровителями города - такая практика придавала значительный престиж городу. В Латинской Америке и Филиппинах испанские и португальские исследователи часто называли место в честь святого, на праздник или поминовение которого они впервые посетили это место, и этот святой, естественно, стал покровителем этого района.
Профессии иногда имеют покровителя из-за того, что этот человек в какой-то мере вовлечен в нее, хотя некоторые связи были незначительными. Без такого святого у профессии был бы покровитель, чьи деяния или чудеса каким-то образом напоминали профессию. Например, когда в XIX веке появилась ранее неизвестная профессия фотография, святая Вероника стала ее покровительницей, благодаря тому, как ее вуаль чудесным образом получила отпечаток лица Христа после того, как она вытерла кровь и пот.
почитание или «поминовение» и признание святых покровителей или святых в целом встречается в римском католицизме, восточном католицизме, восточном православии, Восточное православие и среди некоторых лютеран и англикан. Католики верят, что святые покровители, уже перешедшие в метафизическое, способны эффективно ходатайствовать о нуждах своих особых подопечных.
Это, однако, обычно не приветствуется в большинстве протестантских ветвей, таких как как кальвинизм, где практика считается формой идолопоклонства.
Хотя в исламе нет систематизированной доктрины покровительства со стороны святых, он, тем не менее, был важная часть как суннитской, так и шиитской исламской традиции, что особенно важные классические святые служили небесными защитниками определенных мусульманских империй, народов, города, поселки и деревни. Мартин Лингс писал: «Едва ли найдется регион в исламской империи, который бы не суфий для своего святого покровителя ». Поскольку почитание святых в исламском климате часто развивается чисто органически, в отличие от католиков и восточно-православных христианства, «святые-покровители» часто распознаются через народное признание, а не официальное заявление. Традиционно считалось, что покровитель определенного места молится за благополучие этого места, а также за здоровье и счастье всех, кто в нем живет.
Однако ваххабит и Салафитские движения внутри суннизма в последнее время нападают на почитание святых (как покровителей или иным образом), которое, по их утверждению, является формой идолопоклонства или ширк. Более массовые суннитские священнослужители критиковали этот аргумент с момента появления ваххабизма в 18 веке. Несмотря на критику, повсеместное почитание святых в суннитском мире снизилось в 20-м веке под влиянием ваххабитов и салафитов.
В индуизме некоторые секты могут посвятить себя почитанию святого., например, секта Балмики, которая почитает Балмики.