Апостол Матфей, также известный как Святой Матфей и, возможно, как Левий, был, согласно Новому Завету, одним из двенадцати апостолов Иешуа. Согласно мессианским традициям, он также был одним из четырех евангелистов как автор Евангелия от Матфея, и поэтому также известен как Евангелист Матфей, что отвергается большинством современных библеистов, хотя «традиционное авторство все еще имеет свое значение». защитники ".
В Новом Завете говорится, что как ученик он последовал за Йешуа Машиа и был одним из свидетелей Вознесения Иешуа. Более поздние отцы церкви, такие как Ириней и Климент Александрийский, утверждают, что Матфей проповедовал Евангелие еврейской общине в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 В Новом Завете
- 2 Ранняя жизнь
- 3 Министерство
- 4 Евангелие от Матфея
- 5 Неканонические или апокрифические евангелия
- 6 Почитание
- 7 В исламе
- 8 Галерея
- 9 См. Также
- 10 Ссылки
- 10.1 Примечания
- 10.2 Цитаты
- 10.3 Источники
- 10.4 Дальнейшее чтение
- 11 Внешние ссылки
В Новом Завете
Матфей в расписной миниатюре из тома Армянских Евангелий 1609 года,
хранящегося в
Бодлианской библиотеке Среди первых последователей и апостолов Иешуа Матфей упоминается в Template: Torahref и Template: Torahref как мытарь ( KJV ) или сборщик налогов ( NIV ), который, сидя у «приемной таможни» в Капернауме, был призван следовать Иешуа. Он также указан среди двенадцати, но без указания его происхождения, в Марка 3:18, Луки 6:15 и Деяниях 1:13. В отрывках, параллельных Матфею 9: 9, как в Марка 2:14, так и в Луки 5:27 описывается призвание Иисусом сборщика налогов Левия, сына Алфея, но Марк и Лука никогда прямо не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцать.
Ранние годы
Согласно Евангелиям, Матфей был галилеем 1-го века (предположительно родился в Галилее, которая не была частью Иудеи или римской провинции Иудея ), сыном Алфея. Как сборщик налогов, он, вероятно, не был бы грамотным и, конечно, не мог бы писать на высокообразованном греческом языке. Его товарищи-евреи презирали бы его за то, что было сочтено сотрудничеством с римскими оккупационными войсками.
После своего звонка Матфей пригласил Иешуа на пир. Увидев это, книжники и фарисеи критиковали Иисуса за то, что он ел с мытелями и грешниками. Это побудило Иисуса ответить: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Министерство
В Новом Завете говорится, что как ученик он последовал за Йешуа и был одним из свидетелей Вознесения Иешуа. После этого ученики удалились в горницу (Деян. 1: 10–14) (традиционно это горница ) в Иерусалиме. Ученики остались в Иерусалиме и около него и провозгласили Иисуса обещанным Мессией.
В Вавилонском Талмуде (Санхедрин 43а) «Маттай» - один из пяти учеников « Иешуа ».
Более поздние отцы церкви, такие как Ириней (Против ересей, 3.1.1) и Климент Александрийский, утверждают, что Матфей проповедовал Евангелие еврейской общине в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны. Древние писатели не согласны с тем, что это за страны. Католическая и Православная церкви придерживаются традиции, согласно которой Матфей умер мученической смертью, хотя это было отвергнуто Гераклеоном, христианином-гностиком, которого считали еретиком, еще во втором веке.
Евангелие от Матфея
Основная статья:
Евангелие от Матфея Святой Матфей и ангел (1661)
Рембрандта Евангелие от Матфея анонимно: автор не назван в тексте, а надпись «по Матфею» была добавлена где-то во втором веке. Традиция о том, что автором был ученик Матфея, начинается с раннехристианского епископа Папия из Иераполя (ок. 60–163 гг. Н. Э.), Которого церковный историк Евсевий (260–340 гг. Н. Э.) Цитирует следующим образом: «Матфей собрал оракулы. ( logia : изречения Иисуса или об Иисусе) на иврите ( Hebraïdi dialektōi), и каждый интерпретировал ( hērmēneusen - возможно, «перевел») их, как мог ».
На первый взгляд, это было воспринято как означающее, что само Евангелие от Матфея было написано на иврите или арамейском языке апостолом Матфеем, а затем переведено на греческий язык, но нигде автор не утверждает, что был очевидцем событий, а греческий текст Матфея «ничего не раскрывает». контрольных отметок перевода ». Ученые выдвинули несколько теорий для объяснения Папия: возможно, Матфей написал два Евангелия, одно, теперь утерянное, на иврите, а другое - в нашей греческой версии; или, возможно, логия была скорее сборником изречений, чем Евангелием; или под dialektōi Папий мог иметь в виду, что Матфей писал в еврейском стиле, а не на иврите. Все согласны с тем, что Папий не описывает Евангелие от Матфея в том виде, в каком мы его знаем, и общепринято считать, что Матфей был написан на греческом, а не на арамейском или иврите. Таким образом, хотя традиционное авторство все еще имеет своих защитников, большинство ведущих библеистов отвергают матфеевское авторство Евангелия.
По словам Мориса Кейси, Апостол Матфей действительно написал сборник изречений Иисуса на арамейском языке, который не зависел от нынешнего Евангелия от Матфея, возможно, написанного другим Матфеем или Матиасом в ранней церкви. По словам Герда Тайссена, автором Q-источника был апостол Матфей.
Неканонические или апокрифические евангелия
Святой Матфей (1713–1715) -
Камилло Рускони,
Archbasilica Святого Иоанна Латеранского в Риме
В III веке иудейско-христианские евангелия, приписываемые Матфею, использовались иудейско-христианскими группами, такими как назареи и эбиониты. Фрагменты этих евангелий сохранились в цитатах Иеронима, Епифания и других. Большинство научного исследование следует различию Евангелия Назарян (36 фрагментов), евангельские эбиониты (7 фрагментов), и Евангелие от евреев (7 фрагментов) найдено в Schneemelcher «s новозаветных апокрифов. Критические комментаторы обычно считают, что эти тексты составлены на греческом языке и связаны с греческим Матфеем. Меньшая часть комментаторов считает их фрагментами утерянного оригинала на арамейском или иврите.
Евангелие Псевдо-Матфея является седьмой века сборник из трех других текстов: Евангелие от Иакова, на пути в Египет, и младенчества Евангелия от Фомы.
Ориген сказал, что первое Евангелие было написано Матфеем. Это Евангелие было составлено на иврите недалеко от Иерусалима для христиан-евреев и переведено на греческий язык, но греческая копия была утеряна. Оригинал на иврите хранился в Кесарийской библиотеке. Община назарянина переписала копию для Иеронима, которую он использовал в своей работе. Евангелие от Матфея называлось Евангелием от евреев или иногда Евангелием Апостолов, и когда-то считалось, что это оригинал греческого Матфея, найденного в Библии. Однако это оспаривается современными библеистами, такими как Барт Д. Эрман и Джеймс Р. Эдвардс. См. Также гипотезу двух источников.
Иероним рассказывает, что Мэтью должен был у Назарян, чтобы сочинили свое Евангелие от евреев, хотя Ириней и Епифаний Кипрский считают это просто пересмотренный вариант канонического Евангелия. Это Евангелие частично сохранилось в писаниях отцов церкви, которые, как говорят, были написаны Матфеем. Епифаний не делает своего заявления о Евангелии от евреев, написанном Матфеем, утверждение, которое он просто приписывает еретическим эбионитам.
Почитание
Матфей признан святым в римско-католической, восточно-православной, лютеранской и англиканской церквях ( см. Церковь Святого Матфея ). Его праздник отмечается 21 сентября на Западе и 16 ноября на Востоке. (Те церкви, которые следуют традиционному юлианскому календарю, будут соблюдать день 29 ноября по современному григорианскому календарю, то есть 16 ноября по юлианскому календарю). Он также поминается православными вместе с другими Апостолами 30 июня (13 июля) на Соборе Святых Апостолов. Его могила находится в склепе собора Салерно на юге Италии. Мэтью вспомнил в Церкви Англии с фестиваля на 21 сентября.
Как и другие евангелисты, Матфей часто изображается в христианском искусстве с одним из четырех живых существ из Откровения 4: 7. Тот, кто его сопровождает, имеет форму крылатого человека. Три картины с изображением Матфея Караваджо в церкви Сан-Луиджи-деи-Франсези в Риме, где он изображен как призванный Христом из-за своей профессии сборщика налогов, являются одними из достопримечательностей западного искусства.
В исламе
В Коране говорится об учениках Иисуса, но не упоминаются их имена, вместо этого они называются «помощниками в работе Аллаха». Мусульманские толкования и комментарии Корана, однако, называют их и включают Матфея в число учеников. Мусульманская экзегеза сохраняет традицию, согласно которой Матфей и Андрей были двумя учениками, которые отправились в Эфиопию проповедовать послание Бога.
Галерея
Смотрите также
- Марк евангелист
- Евангелист Лука
- Иоанн апостол
- Святой апостол Матфей, покровитель архива
использованная литература
Примечания
Цитаты
Источники
- Бартлет, Джеймс Вернон (1911). «Мэтью, Санкт-Петербург» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Эллисон, Дейл С., младший (22 апреля 2010 г.). Муддиман, Джон; Бартон, Джон (ред.). Евангелия. Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-958025-5.
- Бингхэм, Д. Джеффри (1998). Использование Иринеем Евангелия от Матфея в Adversus Haereses. Издательство Peeters. ISBN 978-90-6831-964-4.
- Бок, Даррелл Л. (2002). Изучение исторического Иисуса: руководство по источникам и методам. Baker Academic. ISBN 978-1-58558-596-0.
- Дэвис, Уильям Дэвид; Финкельштейн, Луи (1984). Кембриджская история иудаизма: Том 2, Эллинистический век. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21929-7.
- Додс, Джон Бови (1858). Гибсон Смит (ред.). Евангелие Иисуса. Г. Смит.
Евангелие от апостолов.
- Истон, Мэтью Джордж (1897). «Мэтью» . Библейский словарь Истона (новое и исправленное изд.). Т. Нельсон и сыновья.
- Эдвардс, Джеймс Р. (2009). Евангелие на иврите и развитие синоптической традиции. Wm. Б. Эрдманс Паблишинг. ISBN 978-0-8028-6234-1.
- Эрман, Барт Д. (23 сентября 1999 г.). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия. Издательство Оксфордского университета. п. 45. ISBN 978-0-19-802888-8.
- Эрман, Барт Д. (2009). Краткое введение в Новый Завет. Издательство Оксфордского университета. п. 56. ISBN 978-0-19-536934-2.
- «Малые праздники, памятные даты и события». Евангелическо-лютеранское богослужение. Евангелическо-лютеранская церковь в Америке. 2006. ISBN 978-0-8066-5672-4 - через Аугсбургскую крепость.
- Епифаний Саламинский (1987). Панарион Ефифания Саламинского. Книга I (разделы 1-46). Перевод Фрэнка Уильямса. Брилл. ISBN 90-04-07926-2.
- Фридман, Дэвид Ноэль (2001). Справочная Библиотека Якорной Библии. Даблдэй.
- Харрисон, Эверетт Фалконер (1964). Введение в Новый Завет. Wm. Б. Эрдманс Паблишинг. ISBN 9780802847867.
- Хезсер, Кэтрин (2001). Еврейская грамотность в римской Палестине. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147546-7.
- Hultgren, Arland J.; Хаггмарк, Стивен А. (1996). Древнейшие христианские еретики: чтения их противников. Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2963-2.
- Жакье, Эжен (1911). «Святой Матфей» . В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Святой Иероним (2000). Томас П. Халтон (ред.). О выдающихся людях (Отцы церкви, том 100). CUA Press. ISBN 978-0813201009.
- Ларднер, Натаниэль (1838). «Святой Матфей, апостол и евангелист». Работы Натаниэля Ларднера. 5. В. Болл.
- Мартин, Дейл Б. (2012). «Введение в историю и литературу Нового Завета» (PDF). oyc.yale.edu. Йельский университет. Проверено 21 сентября 2020 года.
- Маркс, Вернер Г. (апрель – июнь 1979 г.). «Деньги имеют значение в Евангелии от Матфея». Bibliotheca Sacra. 136 (542): 148–157.
- Миллс, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (2003). Комментарий Мерсера к Новому Завету. Издательство Мерсерского университета. ISBN 978-0-86554-864-0.
- Муддиман, Джон; Бартон, Джон (2010). Евангелия. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958025-5.
- Николсон, Е.Б. (1879). Евангелие от евреев, его фрагменты тр. и аннотировано, с критическим анализом относящихся к нему свидетельств.
- Noegel, Scott B.; Уилер, Брэндон М. (2003). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press (Роман и Литтлфилд). ISBN 978-0810843059.
- Орр, Джеймс, изд. (1915). «Мэтью». Международная стандартная библейская энциклопедия. Чикаго: The Howard-Severance Co.
- Репщинский, Борис (2000). Противоречивые истории в Евангелии от Матфея: их редакция, форма и [sic] актуальность для взаимоотношений между матфейской общиной и формирующим иудаизмом. Vandenhoeck amp; Ruprecht. ISBN 978-3-525-53873-9.
- Schneemelcher, Wilhelm, ed. (2003). Новозаветные апокрифы: сочинения, относящиеся к апостолам; Апокалипсисы и связанные с ними темы. Перевод Роберта Маклахлана Уилсона. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22722-7.
- Тайссен, Герд (2003). Новый Завет: история, литература, религия. Т amp; Т Кларк. ISBN 978-0-567-08949-6.
- Вильхауэр, Филипп ; Стрекер, Георг (2003). Шнеемельхер, Вильгельм (ред.). Новозаветные апокрифы: писания, относящиеся к апостолам; Апокалипсисы и связанные с ними темы. Перевод Роберта Маклахлана Уилсона. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22722-7.
дальнейшее чтение
- Ауне, Дэвид Э. (редактор) (2001). Евангелие от Матфея в текущем исследовании. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4673-0. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- Ауне, Дэвид Э. (1987). Новый Завет в его литературной среде. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-25018-8.
- Битон, Ричард С. (2005). «Как пишет Матфей». В Бокмюле, Маркус; Хагнер, Дональд А. (ред.). Письменное Евангелие. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-521-83285-4.
- Браунинг, WRF (2004). Оксфордский словарь Библии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860890-5.
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7.
- Кейси, Морис (2010). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о своей жизни и учении. Континуум. ISBN 978-0-567-64517-3.
- Кларк, Ховард В. (2003). Евангелие от Матфея и его читатели. Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-34235-5.
- Кросс, Фрэнк Л. ; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005) [1997]. «Матфей, Евангелие от св.». Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1064. ISBN 978-0-19-280290-3. Архивировано из оригинального 23 сентября 2015 года. Проверено 14 ноября 2015 года.
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Вспомнил Иисуса. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3931-2.
- Эрман, Барт Д. (2012). Существовал ли Иисус ?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета. HarperCollins. ISBN 978-0-06-220460-8.
- Фуллер, Реджинальд Х. (2001). «Библейское богословие». В Metzger, Bruce M.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский путеводитель по идеям и вопросам Библии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195149173.
- Хагнер, Д.А. (1986). «Матфей, Евангелие от». В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия, Vol. 3: КП. Wm. Б. Эрдманс. С. 280–8. ISBN 978-0-8028-8163-2.
- Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд.
- Ковальчик, А. (2008). Влияние типологии и текстов Ветхого Завета на редакцию Евангелия от Матфея. Бернардин. ISBN 978-83-7380-625-2.
- Купп, Дэвид Д. (1996). Эммануил от Матфея: Божественное присутствие и Божий народ в Первом Евангелии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57007-7.
- Левин, Эми-Джилл (2001). «Видения царств: от Помпея до первого еврейского восстания». В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2.
- Levison, J.; Поуп-Левисон, П. (2009). «Христология». In Dyrness, William A.; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь. InterVarsity Press. ISBN 9780830878116.
- Луз, Ульрих (2005). Исследования у Матфея. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3964-0.
- Луз, Ульрих (1995). Богословие Евангелия от Матфея. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43576-5.
- МакМахон, Кристофер (2008). «Введение в Евангелия и Деяния апостолов». В Ruff, Джерри (ред.). Понимание Библии: Руководство по чтению Священных Писаний. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780884898528.
- Моррис, Леон (1986). Богословие Нового Завета. Зондерван. ISBN 978-0-310-45571-4.
- Пеппард, Майкл (2011). Сын Божий в римском мире: Божественное сыновство в его социальном и политическом контексте. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199753703.
- Перкинс, Фем (28 июля 1998 г.). «Синоптические Евангелия и Деяния Апостолов: рассказывая христианскую историю». Кембриджский компаньон библейского толкования. ISBN 0521485932. в Kee, Howard Clark, ed. (1997). Кембриджский компаньон Библии: часть 3. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48593-7. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- Салдарини, Энтони (2003). «Мэтью». Комментарий Эрдмана к Библии. ISBN 0802837115., в Данне, Джеймс Д.Г. Роджерсон, Джон Уильям (2003). Комментарий Эрдмана к Библии. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0.
- Салдарини, Энтони (1994). Христианско-еврейская община Матфея. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73421-7.
- Сэнфорд, Кристофер Б. (2005). Матфей: христианский раввин. Авторский Дом. ISBN 9781420883718.
- Шольц, Дональд (2009). Иисус в Евангелиях и Деяниях: введение в Новый Завет. Пресса Святой Марии. ISBN 9780884899556.
- Старший, Дональд (2001). «Направления математических исследований». Евангелие от Матфея в текущем исследовании: Исследования памяти Уильяма Г. Томпсона, SJ. ISBN 0802846734., в Ауне, Дэвид Э. (редактор) (2001). Евангелие от Матфея в текущем исследовании. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4673-0. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- Старший, Дональд (1996). Что они говорят о Матфея?. PaulistPress. ISBN 978-0-8091-3624-7.
- Стэнтон, Грэм (1993). Евангелие для новых людей: уроки от Матфея. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-25499-5.
- Стрекер, Георг (2000) [1996]. Богословие Нового Завета. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-0-664-22336-6.
- Такетт, Кристофер Марк (2001). Христология и Новый Завет: Иисус и его ранние последователи. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 9780664224318.
- Ван де Сандт, HWM (2005). « Введение ». Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды?. ISBN 9023240774., в Van de Sandt, HWM, ed. (2005). Матфей и Дидахе. Royal Van Gorcum и Fortress Press. ISBN 978-90-232-4077-8. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- Верен, Вим (2005). «История и социальная обстановка Матфеевского сообщества». Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды?. ISBN 9023240774., в Van de Sandt, HWM, ed. (2005). Матфей и Дидахе. Royal Van Gorcum и Fortress Press. ISBN 978-90-232-4077-8. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
Комментарии
- Эллисон, округ Колумбия (2004). Мэтью: Краткий комментарий. Tamp;T Кларк. ISBN 978-0-567-08249-7.
- Дэвис, WD ; Эллисон, округ Колумбия (2004). Матфея 1–7. Tamp;T Кларк. ISBN 978-0-567-08355-5.
- Дэвис, WD; Эллисон, округ Колумбия (1991). Матфея 8–18. Tamp;T Кларк. ISBN 978-0-567-08365-4.
- Дэвис, WD; Эллисон, округ Колумбия (1997). Матфея 19–28. Tamp;T Кларк. ISBN 978-0-567-08375-3.
- Дулинг, Деннис К. (2010). «Евангелие от Матфея». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Товарищ Блэквелла по Новому Завету. Вили-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0825-6.
- Франция, RT (2007). Евангелие от Матфея. Эрдманс. п. 19. ISBN 978-0-8028-2501-8.
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея. Литургическая пресса. ISBN 9780814658031.
- Кинер, Крейг С. (1999). Комментарий к Евангелию от Матфея. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3821-6.
- Луз, Ульрих (1992). Матфея 1–7: комментарий. Fortress Press. ISBN 978-0-8006-9600-9.
- Луз, Ульрих (2001). Матфея 8–20: комментарий. Fortress Press. ISBN 978-0-8006-6034-5.
- Луз, Ульрих (2005). Матфея 21–28: комментарий. Fortress Press. ISBN 978-0-8006-3770-5.
- Моррис, Леон (1992). Евангелие от Матфея. Эрдманс. ISBN 978-0-85111-338-8.
- Нолланд, Джон (2005). Евангелие от Матфея: комментарий к греческому тексту. Эрдманс. ISBN 0802823890.
- Тернер, Дэвид Л. (2008). Мэтью. Бейкер. ISBN 978-0-8010-2684-3.
внешние ссылки