Покровительствующее ( / т у т л ˌ ɛ г я / или / т J у т л ˌ ɛ R я / ) (также покровитель) является minor- божество или дух, который является хранителем, патроном, или защитник конкретное место, географический объект, человек, происхождение, нация, культура или род занятий. Этимология слова «опекун» выражает концепцию безопасности и, следовательно, опеки.
В позднегреческой и римской религии один тип божества-покровителя, гений, действует как личное божество или даймон человека от рождения до смерти. Еще одна форма личного опекунского духа - это семейный дух европейского фольклора.
Сократ говорил о том, что слышал голос своего личного духа или даймониона:
Вы часто слышали, как я говорил о приходящем ко мне оракуле или знамении…. Этот знак у меня с детства. Знак - это голос, который приходит ко мне и всегда запрещает мне делать то, что я собираюсь сделать, но никогда не приказывает мне что-либо делать, и это то, что мешает мне быть политиком.
Греки также считали, что божества охраняют определенные места: например, Афина была богиней-покровительницей города Афин.
Божества-покровители, охраняющие и охраняющие место или человека, являются основой древнеримской религии. Божеством-покровителем мужчины был его Гений, женщины - ее Юноны. В Имперскую эпоху Гений Императора был средоточием Имперского культа. Император мог также принять главное божество в качестве своего личного покровителя или опекуна, как Август сделал Аполлона. Прецеденты заявления о личной защите божества были созданы в республиканскую эпоху, когда, например, римский диктатор Сулла рекламировал богиню Победу как свою покровительницу, проводя публичные игры ( луди ) в ее честь.
В каждом городе или городе было одно или несколько божеств-покровителей, защита которых считалась особенно важной во время войны и осады. Сам Рим находился под защитой богини, имя которой должно было храниться в ритуальной тайне под страхом смерти (для предполагаемого случая см. Quintus Valerius Soranus ). Капитолийская триада из Юноны, Юпитера и Минервы были также tutelaries Рима.
В итальянских городах были свои божества-покровители. Юнона часто выполняла эту функцию, как в латинском городе Ланувий и этрусском городе Вейи, и часто размещалась в особенно величественном храме на арке (цитадели) или в другом известном или центральном месте. Божеством- покровителем Пренесте был Фортуна, чей оракул был известен.
Римский ритуал evocatio был основан на вере в то, что город может стать уязвимым для военного поражения, если сила его божества-покровителя будет отвлечена за пределы города, возможно, предложив высший культ в Риме. Изображение некоторых богинь, таких как Magna Mater (Великая Мать или Кибела ), как « увенчанных башней », представляет их способность сохранять город.
Город в провинции может принять божество из римской религиозной сферы, которое будет служить ему в качестве своего опекуна, или синкретизировать своего собственного опекуна с таковым; например, сообщество в пределах цивитаса в Remi в Галлии принял Аполлон в качестве опекунского, и в столице Remi (ныне Реймс ), охраняющая были Марс камулы.
Ларариум с изображением божеств-покровителей дома: Гений предков (в центре) в окружении двух ларов, а внизу - змея-хранитель.Божества-покровители также прикреплялись к местам гораздо меньшего масштаба, таким как кладовые, перекрестки и зернохранилища. Каждый римский дом был набор защитных божеств: в Lar или Lares домашнего хозяйства или Familia, чей храм был lararium ; в Пенаты, которые охраняли кладовую (penus) самой внутренней части дома; Веста, священным местом которой в каждом доме был очаг; и Гений отцовской семьи, глава семьи. Поэт Марсьяль перечисляет божеств-покровителей, которые следят за различными аспектами его фермы. В архитектуре зернохранилища ( хорреума ) были ниши для изображений божеств-покровителей, которые могли включать в себя genius loci или духа-хранителя места, Геракла, Сильвануса, Фортуну Консерватрису («Фортуну Хранительницу»), а также Афродиту и Афродиту на востоке Греции. Агата Тихе.
Lares Compitales был опекунского боги окрестностей ( Викус ), каждый из которых имели compitum (храм), посвященное этим. Во времена республики культ местных или соседских опекунов иногда становился местом сбора политических и социальных волнений.
Известно, что в славянской Европе существуют некоторые божества-покровители, наиболее ярким примером которых является Леший.