Фортуна

редактировать
Древнеримская богиня удачи и удачи
Фортуна
Богиня случая, удачи и судьбы
CarminaBurana wheel.jpg Фортуна управляет кругом четырех стадий жизни, Колеса Фортуны, в рукописи Кармина Бурана
ОбительРим
СимволГлобус, Рог изобилия, Колесо, Венок
греческий эквивалентТихе

Фортуна (латинское : Fortūna, эквивалент греческой богини Тихе ) - богиня удачи и олицетворение удачи в римской религии, во многом благодаря позднеантичному автору Боэций оставался популярным в средние века, по крайней мере, до Возрождения. Изображение ее с завязанными глазами по-прежнему является важной фигурой во многих аспектах современной итальянской культуры, где дихотомия fortuna / sfortuna (удача / неудача) играет заметную роль в повседневной общественной жизни, что также представлено очень распространенным припевом "La [dea]" fortuna è cieca "(лат. Fortuna caeca est;« Удача [богиня] слепа »).

Фортуна часто изображается с gubernaculum (судовой руль), шаром или Rota Fortunae (колесо фортуны, впервые упомянутое Цицероном ) и рог изобилия (рог изобилия). Она могла принести удачу или неудачу: ее можно было представить скрытой и слепой, как в современных изображениях леди Справедливости, за исключением того, что Фортуна не держит равновесия. Фортуна стала олицетворением капризности жизни. Она также была богиней судьбы : как Атрокс Фортуна, она забрала молодые жизни принцепса внуков Августа Гая и Люций, предполагаемые наследники Империи. (В древности она была также известна как Автоматия.)

Содержание
  • 1 Древний культ
  • 2 Средневековье и Возрождение
  • 3 Парс Фортуна в астрологии
  • 4 аспекта
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Древний культ
Фортуны и Понта Геральдическая Фортуна в руках Глюкштадта.

Считается, что отцом Фортуны был Юпитер и, как и он, она могла быть щедрой (Копия). Как Аннонария она защищала запасы зерна. Ей было посвящено 11 июня: 24 июня ей дали культ на фестивале Fors Fortuna. Имя Фортуны, кажется, происходит от Фортумны (та, которая вращает год).

Римские писатели не соглашались, был ли ее культ введен в Рим Сервием Туллием или Анком Марцием. Два самых ранних храма, упомянутых в римских календарях, находились за пределами города, на правом берегу Тибра (по-итальянски Trastevere ). Первый храм, посвященный Фортуне, был приписан этрусскому Сервию Туллию, а второй, как известно, был построен в 293 г. до н.э. как исполнение римского обещания, данного во время более поздних этрусских войн. Датой освящения ее храмов было 24 июня, или День летнего солнцестояния, когда празднующие из Рима ежегодно подплывали к храмам ниже по течению от города. После нераскрытых ритуалов они гребли обратно, украшенные гирляндами и опьяненными. Также у Фортуны был храм в Бычьем форуме. Здесь Фортуна была связана с культом Mater Matuta (богини праздновали 11 июня), а парные храмы были обнаружены при раскопках рядом с церковью Сант'Омобоно : культы действительно архаичны. Fortuna Primigenia из Praeneste была принята римлянами в конце 3-го века до нашей эры в важном культе Fortuna Publica Populi Romani (Официальная удача римского народа) на Quirinalis снаружи Порта Коллина. Однако ни один храм в Риме не мог сравниться с великолепием Пренестинского святилища.

Личность Фортуны как олицетворения случайных событий была тесно связана с virtus (сила характера). Государственные чиновники, лишенные добродетелей, навлекли на себя и Рим несчастье: Саллюстий использует печально известную Катилину как иллюстрацию: «Воистину, когда на работе, праздность вместо дух меры и справедливости, каприз и гордость вторгаются, удача меняется так же, как и мораль ».

оракул в Храме Фортуны Примигена в Пренесте использовал форму гадания, в которой маленький мальчик выбирал одно из различных вариантов будущего, которые были написаны на дубовых стержнях. Культ Фортуны во многих ее формах засвидетельствован во всем римском мире. Были найдены посвящения Фортуна Дубия (сомнительное состояние), Фортуна Бревис (непостоянное или своенравное состояние) и Фортуна Мала (неудача).

Фортуна встречается в разных домашних и личных контекстах. Во времена ранней Империи амулет из Дома Менандра в Помпеи связывает ее с египетской богиней Исидой, как Исида-Фортуна. Она функционально связана с богом Бонус Эвентус, которого часто называют ее двойником: оба встречаются на амулетах и на гравированных драгоценных камнях глубокой печати по всему римскому миру. В контексте раннего республиканского периода рассказ о Кориолане, примерно в 488 г. до н.э. римский сенат посвятил храм Фортуне за услуги матрон. Рима в спасении города от разрушения. Свидетельства поклонения Фортуне были найдены далеко на севере, в Каслкари, Шотландия, а алтарь и статую теперь можно увидеть в Хантерском музее в Глазго..

Самое раннее упоминание о Колесе фортуны, символизирующем бесконечные перемены в жизни между процветанием и катастрофой, относится к 55 году до нашей эры. В трагедии «Агамемнон» Сенеки хор обращается к Фортуне в терминах, которые остались бы почти пословицами, и в высоком героическом стиле разглагольствования, которому подражали писатели эпохи Возрождения:

О Фортуна, даровавшая престол высокой благодать насмешливой рукой, в опасное и сомнительное состояние ты ставишь слишком возвышенных. Никогда у скипетров не было спокойного мира или определенного владения; забота о заботе отягощает их, и когда-либо новые бури досаждают их душам.... великие королевства тонут под собственной тяжестью, и Фортуна уступает дорогу своей ноше. Паруса, раздутые от благоприятных ветров, боятся, что их ветер будет слишком сильным; башню, которая возвышается до самых облаков, обрушивается дождем Остер.... Все, что Фортуна подняла высоко, она поднимает только для того, чтобы принести низко. Скромное поместье живет дольше; затем счастливый, тот, кто, довольный общей участью, с легким ветерком, обнимает берег и, боясь доверить свою лодку более широкому морю, с амбициозным веслом держится близко к земле.

Описание Овидия типичен для римских представлений: в письме из изгнания он с сожалением вспоминает «богиню, которая своим неустойчивым колесом признает собственную непостоянство; ее вершина всегда находится под ее покачивающейся ногой ".

Средние века и Возрождение
Унижение императора Валериана царем Персидским Шапуром I (260) перешло в европейскую культурную память как пример разворота Фортуны. В рисунке Ганса Гольбейна пером и тушью (1521) универсальный урок преподносится в его современной обстановке.

Фортуна не исчез из народного воображения с приходом христианства. Святой Августин выступил против ее продолжающегося присутствия в Граде Божьем : «Как же тогда она хорошая, кто без различения приходит и к хорошему, и к плохому ?.... Поклоняться ей, если она действительно удача, никому не выгодно... пусть плохие поклоняются ей... этому предполагаемому божеству ». В VI веке Философское утешение государственного деятеля и философа Боэция, написанное перед казнью, отражало христианское богословие казуса, что очевидно случайные и часто губительные повороты Колесо фортуны на самом деле неизбежно и провиденциально, и даже самые случайные события являются частью скрытого плана Бога, которому не следует сопротивляться или пытаться изменить. Таким образом, Фортуна был слугой Бога, а события, индивидуальные решения, влияние звезд были просто проводниками Божественной Воли. В последующих поколениях «Утешение Боэция» было обязательным чтением для ученых и студентов. Удача вернулась к всеобщему признанию с новой иконографической чертой, «двуликой удачей», Fortuna bifrons; такие изображения продолжаются и в 15 веке.

Вездесущее изображение Колеса Фортуны, встречающееся в Средние века и позже, было прямым наследием второй книги Утешения Боэция. Колесо появляется во многих вариантах исполнения, от крошечных миниатюр в рукописях до огромных витражей в соборах, например, в Амьене. Леди Фортуна обычно изображается как нечто большее, чем жизнь, чтобы подчеркнуть ее важность. Колесо обычно имеет четыре полки или стадии жизни с четырьмя человеческими фигурами, обычно помеченными слева regnabo (я буду править), на верхнем regno (я царствую) и обычно увенчано короной, спускающейся по правому regnavi (у меня царствовал), а скромная фигура внизу помечена как sum sine regno (у меня нет королевства). Средневековые изображения Фортуны подчеркивают ее двойственность и нестабильность, например, два лица бок о бок, как Янус ; одно лицо улыбается, другое хмурится; половина лица белая, другая - черная; она может быть с завязанными глазами, но без чешуи, слепой к правосудию. Она была связана с рогом изобилия, корабельным рулем, шаром и штурвалом. Из рога изобилия вытекает изобилие, руль рулевого управляет судьбой, земной шар символизирует случай (удачу или неудачу), а колесо символизирует то, что удача, хорошая или плохая, никогда не длится.

Фортуна легко уравновешивает сферу суверенитета между большим и указательным пальцами на голландской картине примерно 1530 года (Musée des Beaux-Arts de Strasbourg )

Фортуна оказала большое влияние на культурные произведения повсюду Средневековье. В Le Roman de la Rose Фортуна разбивает надежды любовника, которому помог персонифицированный персонаж «Разум». В Inferno Данте (vii.67- 96), Вергилий объясняет природу Фортуны, как дьявола, так и ангела-служителя, подчиненного Богу. De Casibus Virorum Illustrium Боккаччо («Удача знаменитых людей»), использованный Джоном Лидгейтом для составления его Падения принцев, повествует о многих, где поворот колеса Фортуны привел к катастрофе самых высоких, а эссе Боккаччо De remedii dell'una e dell 'альтра Фортуна, зависит от Боэция из-за двойной природы Фортуны. Фортуна появляется в Кармина Бурана (см. изображение). Христианизированная Леди Фортуна не автономна: i На иллюстрациях к «Ремеди» Боккаччо Фортуна восседает на троне в триумфальной машине с поводьями, ведущими в небеса.

Фортуна также появляется в главе 25 книги Макиавелли Принц, в которой он говорит, что Фортуна управляет только одной половиной человеческой судьбы, а другая половина - их собственной волей. Макиавелли напоминает читателю, что Фортуна - женщина, что она предпочитает сильную, амбициозную руку и что она предпочитает более агрессивного и смелого молодого человека, чем робкого старейшину. Опера Монтеверди L'incoronazione di Poppea показывает Фортуну, противопоставленную богине Добродетели. Даже Шекспир не был новичком в Леди Фортуне:

В позоре Фортуны и человеческих глаз. я в одиночестве оплакивал свое изгнание...

Сонет 29

Игнатий Дж. Рейли, главный герой знаменитого Джона Кеннеди Тул роман Конфедерация болванов, называет Фортуну проводником перемен в своей жизни. Многословный, нелепый медиевист, Игнатий считает, что он не принадлежит этому миру и что его многочисленные неудачи - дело рук некой высшей силы. Он постоянно ссылается на Фортуну, как на то, что он повернул его вниз на своем колесе удачи, как в «О, Фортуна, ты дегенеративный распутник!»

Парс Фортуна в астрологии
иллюстрация Аль-Бируни (973-1048) различных фаз луны, из персидского Китаб аль-тафхим

В астрологии термин Парс Фортуна представляет собой математическую точку на зодиаке , полученную по продольным положениям Солнца, Луны и Асцендента (восходящий знак) в карта рождения человека. Это особенно выгодная точка в гороскопе. В арабской астрологии эта и подобные точки называются Arabian Parts.

Al-Biruni (973–1048), математиком, астрономом и ученым XI века, который был Самый большой сторонник этой системы предсказаний перечислил в общей сложности 97 арабских частей, которые широко использовались для астрологических консультаций.

Аспекты
Леди Фортуна в рукописи Боккаччо Скульптура Фортуны, Вена от Чарльза Самуэля (1894), Коллекция Фонд короля Бодуэна
  • Фортуна Аннонария принес удачу урожая
  • Фортуна Белли военное состояние
  • Фортуна Примигения распорядился судьбой первенца в момент рождения
  • Фортуна Вирилис («Удача в мужчинах»), удача женщины в браке
  • Фортуна Редукс благополучно доставила домой
  • Фортуна Респиценс удача кормильца
  • Фортуна Мулиебрис удача женщины.
  • Фортуна Виктрикс принесла победу в битве
  • Фортуна Августа удача императора
  • Фортуна Балнеарис удача ванн.
  • Фортуна Консерватрикс удача Хранителя
  • Фортуна Эквестрис состояние рыцарей.
  • Фортуна Хьюушче Диеи состояние Хранителя наши дни.
  • Fortuna Obsequens удача снисходительности.
  • Fortuna Privata удача частное лицо.
  • Fortuna Publica состояние народа.
  • Fortuna Romana состояние Рима.
  • Fortuna Virgo состояние девственницы.
  • Fortuna Faitrix the удача жизни
  • Парс Фортуна
  • Фортуна Барбата состояние подростков, становящихся взрослыми
См. также
Примечания
Ссылки
  • Дэвид Плант, «Удача, дух и лунный цикл»
  • "Гомер" (1827) Классическое руководство; или мифологический, исторический и географический комментарий Папы Гомера и Энеиды Вергилия Драйдена с обширным указателем. (Longman).
  • Ховард Роллин Патч (1923), Фортуна в древнефранцузской литературе
  • Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс (2001) Словарь римской религии
  • Говард Роллин Патч (1927, репр. 1967), Богиня Фортуна в средневековой литературе
  • Ховард Роллин Патч (1922), Традиция богини Фортуны в средневековой философии и литературе
  • Дж. Шампо, Фортуна. Vol. I. Recherches sur le culte de la Fortuna à Rome et dans le monde romaine des origines à la mort de César; Vol. II. Les Transformations de Fortuna sous le République (Рим, École Française de Rome, 1982-1987).
  • Нардуччи, Эмануэле, Серджио Аудано и Лука Фецци (редактор), Аспетти делла Фортуна делль'Антико нелла Cultura Europea: atti della quarta giornata di studi, Сестри Леванте, 16 марта 2007 г. (Пиза: ETS, 2008) (Testi e studi di cultura classica, 41).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:19:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте