Янус | |
---|---|
Бог начал, ворот, переходов, времени, двойственности, дверных проемов, проходов и окончание | |
Член Di selecti | |
Статуя, представляющая Януса Бифронса в музеях Ватикана | |
Другие имена | Януспатер («Отец Януса»), Янус Квадрифронс («Янус Четырехликий "), Янус Бифронс (" Двуликий Янус ") |
Обитель | на границах Земли, на краю Неба |
Символ | два лица |
Личная информация | |
Родители | |
Братья и сестры | Камезе, Сатурн, Ops |
Consort | Camese |
Children | Canens, Aithex, Olistene, Tiberinus, Fontus |
этрусский эквивалент | Culśanś |
В древнеримской религии и мифе, Янус(; Латинский : IANVS (Iānus), произнос ится ) - бог начал, ворот, переходов, времени, двойственности, дверных проемов, проходов, фреймов и концовок. Его обычно изображают с двумя лицами, поскольку он смотрит в будущее и в прошлое. Принято считать, что месяц январь назван в честь Януса (Януарий ), но согласно альманахам древнеримских фермеров Юнона была опекуном божество месяца.
Янус руководил началом и окончанием конфликта, а, следовательно, войны и мира. Ворота здания в Риме, названного в его честь (не храм, как его часто называют, открытая оградка с воротами на каждом конце), были открыты во время войны и закрыты в ознаменование наступления мира (чего не произошло). бывает очень часто). Как бог переходов, он выполнял функции, связанные с рождением, а также с путешествиями и обменом, и в его связи с Портунусом, подобным богом гавани и ворот, он был озабочен путешествиями, торговля и доставка.
Янусу не было назначено фламен или специального жреца (sacerdos ), кроме самого Короля священных обрядов (rex sacrorum ) проводил свои церемонии. Янус повсеместно присутствовал на религиозных церемониях в течение года. Таким образом, Януса ритуально вызывали в начале каждой церемонии независимо от главного божества, почитаемого в каждом конкретном случае.
древние греки не имели эквивалента для Януса, которого римляне считали своим.
Имя бога Януса, означающее на латинском «арочный проход, дверной проем », происходит от Прото-курсив * iānu (« дверь »), в конечном итоге от протоиндоевропейского * ieh₂nu (« проход »). Оно родственно санскриту yāti («идти, путешествовать»), литовскому jóti («идти, ехать») или сербохорватскому jàhati («идти»).
Янус тогда будет именем действия, выражающим идею перехода, перехода, сформированного на основе корня * yā- < *y-eð2- темы II корня * ey- го, из которого eō, ειμι. Другие современные ученые возражают против индоевропейской этойологии либо от Диана, либо от корня * yā-.
От Януса происходит от ianua («дверь») и, следовательно, от слова английского «уборщик» (Латинское ianitor).
Древние эрудиты предложили три этимологии, каждая из которых имеет отношение к природе бога. Первый основан на определении Хаоса, данного Павлом Дьяконом : hiantem, hiare, «быть открытым», из которого произошло слово «Янус» по потере первоначального устремления. В этой этимологии понятие Хаоса определяет изначальную природу бога.
Другая этаология, предложенная Нигидием Фигулусом, связ Макробием : Янус будет Аполлон и Диана Иана, добавив D ради благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Г. Фрейзером. Он поддерживает все ассоциации Януса с ярким небом, солнцем и луной. Предполагается, что бывший * Дианус образовался на * dia- < *dy-eð2от индоевропейского корня * дей- шайн, представленного на латыни через dies day, Диовис и Юппитер. Однако форма Диана, постулированная Нигидием, не засвидетельствована.
Третья этимология, обозначенная Цицероном, Овидием и Макробием, которая объясняет это имя как латинское, происходящее от глагола ire ("идти") основан на интерпретации Януса как бога начал и переходов.
В то время как фундаментальная природа Януса является предметом споров, с точки зрения исследователей, функции бога можно рассматривать как организованные вокруг единого принципа: руководство всеми началами и переходами, абстрактными или конкретными, священными. или профана. Интерпретации, соответствующие фундаментальной бога, либо ограничивают ее общую функцию, либо определяют конкретный или особый аспект (отождествляя его со светом, солнцем, луной, временем, движением, годом, дверными проемами, мостами и т. Д.), Либо же видят в Бог - своего рода космологический принцип, интерпретирующий его как уранское божество.
Почти все эти современные концепции были использованы сформулированы древними объяснениями.
Его функция как бога начал ясно выражена во многих древних источниках, среди наиболее известных Цицерон, Овидий и Варрон. Как бог движения, Янус следит за ходами, вызывает действия и руководит всеми начинаниями. Движение и изменение взаимосвязаны, он имеет двойную природу, символизируемую его двуглавым изображение. Под его опекой он входит и выходит из дверей домов, ianua, получившее свое название от него, а не наоборот. Точно так же его опека распространяется на крытые проходы, называемые Иани, и, прежде всего, на ворота города, включая культовые ворота Аргилета, названные Янусом Гемином или Порта Януалис, от он защищает Рим от сабинян. Он также присутствует в Sororium Tigillum, где охраняет конечную точку пути в Рим из Лацио. У него есть алтарь, позже храм около Порта Карменталис, где заканчивалась дорога, ведущая к Вей, а также он присутствует на Яникул, воротах. от Рима до Этрурии.
Цицерон ясно выразил связь понятий начала (Principium), движения, перехода (eundo) и, следовательно, времени. В общем, Янус находится у истоков времени как страж врат Небес: сам Юпитер может двигаться вперед и назад благодаря работе Януса. В одном из его храмов, вероятно, в Forum Holitorium, руки его статуи были установлены так, чтобы обозначать число 355 (количество дней в лунном году), позднее 365, символически выражая его мастерство во времени.. Он руководит конкретными и абстрактными началами мира, такими как религия и сами боги, он также имеет доступ к Небесам и другим богам: это причина, по которой люди должны сначала призывать его независимо от бога, которого они хотят молитесь или умиротворяйте. Он является защитником жизни новых исторических эпох и финансовых предприятий: согласно мифу, он был первым, кто чеканил монеты, а на as, первой монете либеральной серии, изображено его изображение..
Янус часто символизировал перемены и переходы, такие как прогресс прошлого в будущее, от одного состояния к другому, от одного видения к другому и рост молодых людей к взрослой жизни. Он олицетворял время, потому что мог одним лицом смотреть в прошлое, а другим - в будущее. Следовательно, Янусу поклонялись в начале начала и посадки, а также во время браков, смертей и других начинаний. Он представляет собой золотую середину между варварством и цивилизацией, сельским и городским пространством, юностью и взрослой жизнью. Обладая юрисдикцией в отношении начинаний, Янус имел внутреннюю связь с предзнаменованиями и покровительством.
Леонард Шмитц предполагает, что он, вероятно, был самым важным богом в римском архаическом пантеоне. Его часто регистрирули вместе с Юппитером (Юпитером).
В одной из своих работ Г. Дюмезиль постулировал существование структурной разницы на уровне индоевропейскими богами начала и конца и другими богами, которые попадают в трехчастную структуру, отражающую самую древнюю организацию общества. Итак, в религиях IE есть бог-вводник (как ведический Ваю и римский Янус) и бог завершения, богиня-воспитательница и джинн огня (как ведический Сарасвати и Агни, авестик Армаити, Анаита и Роман Веста ), которые демонстрируют своего рода взаимное солидарность: понятие « которые завершены »связаны с обратной связью, то есть существующей ситуацией человека во вселенной, находящейся под передачей начала из-за амбивалентности концепции. Таким образом, бог начала структурно не сводится к верховному богу, а богиня окончания - ни к одной из трех категорий, по которому распределены богини. Однако большая степень неясности относительно функции и роли богинь, которые, возможно, сформировали уже существующую существующую, поддерживающую поглощающую среду средиземноморских богинь-матерей, воспитательниц и покровительниц.
Как следствие, позиция начала не были результатом диахронического процесса унижения, которому подвергся верховный урановый бог, а скорее структурной особенностью, присущей их теологии. Падение урановых основных богов в состоянии deus otiosus - хорошо известное явление в истории религий. Мирча Элиаде дал положительную оценку взглядам Дюмезила и сравнительных исследований индоевропейских религий, достигнутых в Тарпее. Хотя он сам во многих работе наблюдал и обсуждающий феномен падения урановых божеств в обществех, представляющих этнологический интерес.
Согласно Макробиусу кто цитирует Нигидия Фигула и Цицерона, Януса и Яны (Диана ) - это пара божеств, которым поклоняются как Аполлон или солнце и луна, Янус принес жертвы всех раньше, потому что через него очевиден путь доступа к желаемому божеству.
Подобная солнечная интерпретация была предложенный А. Аудином, интерпретирует бога как результат длительного процесса развития, начиная с шумерских культурных, от двух солнечных столбов, используя на восточной стороне храмов, каждый из которых указывает направление восходящего солнца в дату двух солнцестояний : юго-восточное соответствует зимнему солнцестоянию, северо-восточное - летнему солнцестоянию. Эти два столпа лежат в основе богословия божественных близнецов, один из которых смертен (относится к северо-восточному столбу, ближайшему к северному региону, где не светит солнце), а другой бессмертен. (относится к юго-восточному столбу и южному региону, где всегда светит солнце). Позже эти иконографические модели эволюционировали на Ближнем Востоке и в Египте в одну колонку, представляющую два туловища и, наконец, одно тело с двумя головами, смотрящими в противоположных направлениях.
Нума в своем регулировании римского календаря первый месяц назывался Януарием после Януса, согласно традициям считавшимся высшим божеством того времени.
Нума построил Ianus geminus (также Янус Бифронс, Янус Квиринус или Порта Белли), проход, который ритуально открывался во времена войны, и снова закрылась, когда римское отдыхало. Он представляет собой обнесенный стеной корпус с воротами на каждом конце, расположенный между старым Римским форумом и форумом Юлия Цезаря, освященный Нумой Помпилием. Среди ученых было много споров о точном расположении и облике храма. В военное время ворота Януса были открыты, и внутри него совершались жертвоприношения и ватициния, чтобы предсказать военные действия. Двери закрывались только в мирное время, что случается крайне редко. Функция Ianus Geminus должна быть своего добрым предзнаменованием: в мирное время говорилось, что он прекращает внутренние войны или поддерживает мир внутри; во время войны он, как говорили, был открыт, чтобы вернуться дежурным.
Храм Януса, как говорят, был освящен консулом Гаем Дуилием в 260 г. до н.э. после Битвы при Миле в Форуме Холиториум. В нем была статуя бога, правая рука которого показывала число 300, а левая - число 65, то есть продолжительность солнечного года в днях, и двенадцать алтарей, по одному на каждый месяц.
Четыре -стороннее сооружение, известное как Арка Януса в Forum Transitorium, датируется веком христианской эры: по общему мнению, оно было построено императором Домицианом. Однако американские ученые Л. Росс Тейлор и Л. Адамс Холланд на основании отрывка из Статиуса утверждают, что это была более ранняя структура (традиция гласит, что квадрифроны Януса были привезены в Рим из Фалерии ) и что Домициан только окружил его новым форумом. Фактически, здание Forum Transitorium было завершено и открыто Нервой в 96 году нашей эры.
Другой способ исследования сложной природы Януса - систематический анализ его культовых эпитетов: религиозные документы представление о богословии божества более точно, чем другие литературные источники.
Основными источниками культовых эпитетов Януса являются фрагменты Кармен Салиаре, сохраненныеВарроном в его работе De Lingua Latina, список сохранился в отрывке из Сатурналии Макробия (I 9, 15–16), еще один в отрывке из Иоганна Лидуса (IV 1), список в Компендиум Historiarum Седрена (I стр. 295 7 Бонн), частично зависящий от Лида, и один в комментариях Сервия Гонората к Энеиде (VII 610). Литературные произведения также сохраняют некоторые культовые эпитеты Януса, такие как длинный отрывок Овидия из Фасти, посвященный Янусу в начале книги I (89–293), . Тертуллиан, Августин и Арнобий.
Как и следовало ожидать, первые стихи «Кармен» посвящены почитанию Януса, поэтому были названы в отличие от ianuli. Павел диакон регистрирует против ianuli, iovii, iunonii, minervii. Сохранилась только часть против ianuli и два iovii.
В рукописи есть:
(абзац 26): «cozeulodorieso. Omia ũo adpatula coemisse. / Ian cusianes duonus ceruses. Дун; ianusue uet põmelios eum recum »;
(абзац 27): «диуум êpta cante diuum deo supplicante». «Янитос».
Было предложено много реконструкций: они сильно различаются по сомнительным пунктам и все предварительные, тем не менее, можно с уверенностью идентифицировать некоторые эпитеты:
Cozeiuod orieso. Omnia vortitod Patulti; oenus es
iancus (или ianeus), Iane, es, duonus Cerus es, duonus Ianus.
Veniet potissimum melios eum recum.
Диуум эум патрем (или партем) канте, диуум део мольба.
ianitos.
Можно идентифицировать следующие эпитеты: Cozeuios, то есть Conseuius Сеятель, который открывает кармен и засвидетельствован как старую форму Consivius в Тертуллиане ; Патултус: открывающий; Янкус или Ианей: привратник; Дуонус Церус: Добрый Творец; король рекс (potissimum melios eum recum: самый могущественный и лучший из королей); диуум патрем (партем): отец богов (или часть богов); диуум деус: бог богов; ianitos: отслеживание времени, привратник.
Вышеупомянутые источники приводят: Янус Гемин, И. Патер, И. Юноний, И. Консивий, И. Квирин, И. Патульций и Клузивий (Макробий выше I 9, 15): Ι. Κονσίβιον, Ι. Κήνουλον, Ι. Κιβουλλιον, I. Πατρίκιον, I. Κλουσίβιον, I. Ιουνώνιον, I. Κυρινον, I. Πατούλκιον, I. Κλούσιολλλον, I. ουριάονιον, I. ουριάτονονον, I. I. ατρίκιον (Cedrenus Historiarum Compendium I, стр. 295 7 Бонн); I. Clusiuius, I. Patulcius, I. Iunonius, I. Quirinus (Servius Aen. VII 610).
Даже на то, что списки частично совпадают (пять эпитетов являются общими для списка Макробиуса и Лидуса), объяснения эпитетов заметно различаются. Список и объяснение Макробиуса, вероятно, основаны непосредственно на работе Корнелиуса Лабео, поскольку он часто цитирует этого автора в своих «Сатурналиях», например, когда он дает список культовых эпитетов Майи и упоминает одно из своих произведений, Фасти. Рассказывая эпитеты Януса, Макробий утверждает: «Мы предлагаем в священных обрядах». Сам Лабео, как сказано в отрывке о Майе, читал их в списках индигитамента из. С другой стороны, авторитет Лидуса не мог обращаться к этим документам именно потому, что он предлагает разные (а иногда и странные) объяснения распространенных эпитетов: кажется вероятным, что он получил список без добавленных интерпретаций, и его интерпретации являются только его собственными.
Патер, пожалуй, самый частый эпитет Януса, который также встречается в композиции Ianuspater. Хотя многие боги разделяют этот культовый эпитет, кажется, римляне считали, что он обычно имеет отношение к Янусу. Когда призывают вместе с другими богами, обычно только его называют патером. Для Януса титул - это не просто знак уважения; в основном это отмечает его изначальную роль. Он - первый из богов и, следовательно, их отец: формула quasi deorum deum соответствует diuum deus кармен Салиаре. Точно так же в выражении duonus Cerus Cerus означает создатель и считается мужской формой, связанной с Ceres. Лид дает Πατρίκιος (Патриций) и объясняет это как autóchthon: поскольку он не дает другого эпитета, соответствующего Pater, можно сделать вывод, что Лид понимает Patricius как синоним Pater. Нет никаких свидетельств, связывающих Януса с джентилицианскими культами или идентифицирующих его как национального бога, особенно почитаемого старейшими патрициевскими семьями.
Гемин - первый эпитет в списке Макробиуса. Хотя этимология этого слова неясна, это определенно связано с его наиболее типичным персонажем - двумя лицами или головами. Доказательством служат многочисленные эквивалентные выражения. Происхождение этого эпитета могло быть либо конкретным, относящимся непосредственно к изображению бога, воспроизведенному на монетах и предположительно введенному царем Нумой в святилище в самой нижней точке Аргилета, либо к особенность Иана Порта Белли, двойные врата, ритуально открываемые в начале войн, или абстрактные,возможно, в точке пересечения померия. Ритуал и миф были истолкованы Дюмезилом как очищение и десакрализация солдат от религиозного осквернения, имевшего место на войне, и освобождение воина от возмущения, гнева, столь же опасного в кампании.
Обряд проводился в октябрьские календы, месяц, знаменующий окончание ежегодных военных действий в Древнем Риме. Ученые предложили разные интерпретации значений Януса Куриатиуса и Юноны Сорории. Связь двух богов с этим ритуалом не сразу ясна. Однако очевидно, что они обменялись своими эпитетами, поскольку Куриатий связан с (Юноной) Куритисом, а Сорория - с (Янусом) Гемином. Ренард считает, что, хотя Янус - бог движения и переходов, он не занимается непосредственно очищением, в то время как арка больше связана с Юноной. Об этом может свидетельствовать эпитет Сорориум, разделяемый тиглумом и богиней. Юнона Куритис также является защитницей ювенов, молодых солдат. Павел Диаконет заявляет, что sororium tigillum был священным местом в честь Юноны. Еще одним соединительным элементом этого Янону с Карной является предполагаемое праздником божества в календы (день Юноны) июня, месяца Юнона.
Карна была нимфой священного лука Гелерна, которую Янус сделал богиней петель с именем Кардея, и имел силу защищать и очищать пороги и косяки дверей. Это будет еще одним в объяснении роли Юноны в Tigillum. Также было принято для молодых невест смазывать дверные проемы своих новых домов волчьим жиром. В мифе о Янусе и Карне (см. Раздел ниже) Карна человек обыкновение, когда молодой преследовал его, из стеснения просил его о потайной нише, а двуглавый Янус увидел, как она пряталась в скале под камнями. Отсюда очевидна аналогия с ритуалом Tigillum Sororium: как в мифе, так и в ритуале Янус, бог движения проходит через низкий проход, чтобы достичь Карны, как Гораций проходит под тигиллумом, чтобы получить свое очищение и возмещение. на состояние гражданина, имеющего право на гражданскую деятельность, в том числе семейную. Таким образом, очищение является определенным для плодородия. Обычай достигать люстрации и плодородия, проходя под пропастью в скалах, дырой в земле или дуплом в дереве, широко распространен.
Скрытая голова Горация также может быть объяснена как апотропный прием, если кто-то считаетиллум югумом Юноны, женским принципом плодородия. Ренар заключает, что обряд находится под опекой как Януса, так и Юноны, являясь обрядом перехода под патронажем Януса и обряда десакрализации и плодородия под покровительством Юноны: благодаря ему ювены, вернувшиеся из кампании, были возвращены в их плодородное состояние. мужья и крестьяне. Янус часто ассоциируется с плодородием в мифах, представляет собой мужской принцип действия, в то время как Юнона представляет дополнительный женский принцип плодородия: действие первого допускает проявление другого.
Обсуждая мифы о Янусе, следует осторожно различать те, которые являются древними и изначально латинскими, и теми, которые позже были приписаны ему греческими мифографами. В Фасти Овидий рассказывает только мифы, которые связывают Януса с Сатурном, которого он приветствовал в гостя и с которым он в конечном итоге разделил свое царство в награду за обучение искусству земледелия, а также с нимфой Крейн Гранн или Карна, которую Янус изнасиловал и сделал богиней петель Кардею, а в «Метаморфозах» он свое свое отцовство с Венилией нимфой Каненс, которую любили Пик, первый легендарный король аборигенов.
Миф о Журавле изучался М. Ренардом и Г. Дюмезилом. Первый ученый видит в этом своем параллель с теологией, лежащей в основе обряда Tigillum Sororium. Журавль - нимфа Гелерна, расположенного у истока Тра, чей праздник 1 февраля соответствовал фестивалю Юноны Соспиты: Журавля можно рассматривать как второстепенное имаго богини. Ее привычка обманывать преследователей-мужчин, прячась в скалах в почве, свидетельствует о ее ассоциации не только с растительностью, но и со скалами, пещерами и подземными переходами. Похоже, что ее природа также связана с растительностью и питанием: Дж. Дюмезил доказал, что Гелерн был богом растительности, пышности растений и фруктовых садов, особенно с викой. Как пишет Овидий в своих «Фастах», 1 июня было праздником Карна, помимо календарного праздника месяца Юнона и праздника Юноны Монеты. Овидий, кажется, намеренно объединяет и отождествляет Карну с Кардеей в этиологическом мифе, упомянутом выше. Следовательно, в этом мифе подчеркивается связь Януса и бога Гелерна с Карна-Журавлем: в тот день было принято есть иветч (пюре из бобов) и сало, которые должны были укреплять тело. Кардеа также обладал магической способностью защищать дверные проемы (касаясь порогов и столбов мокрыми ветками боярышника) и новорожденных детей от агрессии стригов (в мифе молодой Прока). М. Ренар видит ассоциацию Януса с Журавлем как напоминание о широко распространенных обрядах люстрации и плодородия, проводимых посредством ритуального хождения под невысокими скалами, ямами в почве или естественными дуплами в деревьях, что, в свою очередь, отражается в обряде сияния Tigillum Sororium..
Макробий сообщает, что Янус должен был разделить царство с Лацием, в месте, которое тогда называлось Камезена. Он утверждает, что Гигин записал сказку от Протарха из Тралл. В Макробиусе Камезе - мужчина: после смерти Камезе Янус правил один. Однако греческие авторы говорят о сестре и супруге Камезе Януса: Афиней, цитируя некоего Дракона из Коркиры, пишет, что Янус от своей сестры Камезе родил сына по имени Айтекс и дочь по имени Олистен. Сервий Даниел утверждает, что Тибр (т.е. Тиберин ) был их сыном.
Арнобий пишет, что Фонт был сыном Януса и Ютурны. Само название доказывает, что это вторичная форма Фона по образцу Януса, осуждающая поздний характер этого мифа: он, вероятно, был задуман из-за близости фестивалей Ютурна (11 января) и Агониума Януса (9 января). а также наличие алтаря Фонса возле Яникула и близость представлений о весне и начале.
Плутарх пишет, что, согласно некоторым данным, Янус был греком из.
Когда Ромул и его люди похитили сабинских женщин, Янус вызвал извержение вулкана. вспыхнул горячий источник, в результате чего предполагаемые были заживо погребены в смертельно горячей, жесткой воде и смеси пепла стремительных горячих вулканических источников, которые убили, сожгли или изуродовали многих людей Татиуса. Этот источник Варрон назвал Лаутолэ. Позже, однако, сабиняне и римляне договорились о совместном создании нового сообщества. В честь этого двери обнесенного стенами сооружения без крыши под названием «Янус» (не храма) во время войны оставались открытыми после того, как через него прошел символический отряд солдат. Двери были закрыты на церемонии, когда был заключен мир.
В соответствии с его основным характером быть Новичком, Янус считался римлянами первым королем Лациума, иногда вместе с Камезой. Он бы гостеприимно принял бога Сатурн, который, изгнанный с Небес Юпитером, прибыл на корабле в Яникул. Янус также совершил чудо, превратив воды источника у подножия Виминала из холодных в раскаленные, чтобы отразить нападение сабинян царя Тита Татиуса, пришли отомстить за похищение их дочерей римлянами.
Его храм по имени Янус Гемин должен оставаться открытым во время войны. Говорят, что он был построен королем Нумой Помпилием, который всегда держал его закрытым во время своего правления, так как не было войн. После него он закрывался очень несколько раз: один раз после окончания первой Пунической войны, трижды при Августе и один раз Нероном. Записано, что император Гордиан III открыл Януса Гемина.
Примечательно то, что открытие Януса было, возможно, последним актом, производством древней религии в Риме: Прокопий пишет, что в 536 году, во время готской войны, когда генерал Велизарий находился в осаде в Риме, ночью кто-то незаметно открыл Янус Геминус, который оставался закрытым с тех пор. эдикт 390 г. Феодосия I, запрещающий древние культы. Янус был верен своей лиминальной роли и в обозначении этого последнего акта.
Уникальность Януса в Лациуме подтолкнула Л. Адамса Холланда и Дж. Гаге к этой гипотезе. культа, принесенного издалека моряками и строго связанного с земноводной жизнью примитивных сообществ, живущих на берегах Тибра. В мифе о Янусе корабль Сатурна, а также в мифе Кармента и Эвандера напоминают о древней доримской морской жизни. Элементы, которые, кажется, связывают Януса с парусным спортом, представлены в двух статьях Дж. Гаге, кратко изложенных ниже.
Деревья, такие как лесной маслина и греческий или италийский лотос (), обладают религиозными качествами, аналогичными свойствами корниолума и дикого инжира для парусных сообществ: его древесина не гниет в морской воде, поэтому его использовать в судостроении и при изготовлении валков для буксировки судов по суше.
Изображение Януса и Борея в виде бифронов и сезонных элементов.
Сайты культов Януса в Риме и его ассоциаций в древнем Лации.
Отношения между Янусом и Юноной близостью понятий начала и перехода и функций зачатия и функций доставки, результата молодости и жизненной силы. Отсылаем читателя к вышеприведенным разделам «Культовые эпитеты и Tigillum Sororium» этой статьи и соответствующего разделау статьи Юнона.
Квирин - бог, воплощающий квиритов, то есть римлян. в их качестве гражданском производителей и отцов. Его прозвали Mars tranquillus (мирный Марс), Mars qui praeest paci (Марс, который правит миром). Его функция расположением стража его храма внутри померия, но недалеко от ворот Порта Коллина или Квириналис, рядом со святынями Санкуса и Салуса.. Как защитник мира он, тем не менее, вооружен так же, как и квириты, как они являются воинами-милитами: его статуя изображает его физим копье. По этой причине Янус, бог ворот, озабочен своей функцией защитника гражданского общества. По той же причине фламен Портуналис смазал руки Квирина, подразумевая, что они содержаться в хорошем состоянии и наготове, если их нельзя использовать немедленно. Дюмезиль и Шиллинг отмечают, что как бог Квирин миролюбив и олицетворяет идеал pax romana i. е. мир, основанный на победе.
Портун можно определить как своего рода дублирование внутри возможностей и атрибутов Януса. Его первоначальное определение показывает, что он был богом ворот, дверей и гаваней. Фактически обсуждается, была ли его первоначальная только ролью бога ворот, функция бога гавани была добавлена позже: Павел диакон пишет: «... он изображен с ключом в руке, и считалось, что он будь богом ворот». Варрон сказал бы, что он был богом гавани и покровителем ворот. Его праздничный день под названием Portunalia выпал на 17 августа, и в этот день ему поклонялись в храмах ad pontem Aemilium и ad pontem Sublicium, которые были посвящены в этот день. У Портунуса, в отличие от Януса, был свой фламен по имени Портуналис. Примечательно, что храм Януса в Forum Holitorium был освящен в день Портуналии и что фламен Портуналис отвечал за смазку рук статуи Квирина.
Отношения между Янусом и Вестой исследуют вопрос о природе и функциях богов начала и конца в индоевропейской религии. В то время как Янус первое место, Веста занимает последнее место, как в теологии, так и в ритуалах (Ianus primus, Vesta extrema). Последнее место подразумевает прямую связь с ситуацией поклоняющегося в пространстве и времени. Веста - оттуда богиня домашнего очага, а также города. Ее неугасимый огонь - средство для людей (как отдельных лиц, так и сообщества) поддерживать связь с царством богов. Таким образом, существует взаимная связь между богом начала и бесконечного движения, которая дарует жизнь существам этого мира (Cerus Manus), а также руководит его концом, и богиней человеческой очага, которая символизирует через огонь жизни. Веста - девственная богиня, но в то же время она считается матерью Рима: считается, что она необходима для существования и выживания сообщества.
Он имеет долгое время считалось, что Янус присутствовал среди теонимов на внешнем крае Пьяченца Ливер в футляре 3 под именем Ани. Этот факт создал проблему, поскольку бог начал, казалось, находился в ситуации, отличной от первоначальной, то есть первого случая. После новых прочтений, предложенных А.Маджани, в случае 3 следует читать ИНН: таким образом, трудность исчезла. Таким образом, Ани был исключен из этрусского богословия, поскольку это было его единственным свидетельством. Маггиани отмечает, что это раннее отождествление противоречило свидетельству, приписываемому Варрону Иоганном Лидом о том, что это раннее назван caelum среди этрусков.
С другой стороны, как и ожидалось, Янус присутствует в регионе I подразделения Мартиана Капеллы. Небес и в регионе XVI, после того, как можно найти Ianitores terrestres (вместе с Ноктюрном), которые, возможно, будут идентифицированы в Форкулусе, Лиментинусе и Кардеи, боже, строго связанных с Янусом в качестве его помощников (или, возможно, даже не более чем принятые подразделения его функций), как из значения их имен: Форкулус - бог форки, югума, низкий прохода, Лиментин - хранитель лип, границы, Кардеа - богиня петель, здесь ворот, разделяющих Землю и Небо. Проблема, поставленная квалифицирующим прилагаемым земным участком, может быть решена двумя разными способами. Одна из гипотез состоит в том, что изображение Марсиана подразумевает спуск с Небес на Землю. Однако изображение Марсиана не похоже на разделение Небо-Земля, поскольку оно включает Подземный мир и другие темные области или отдаленные уголки Небес. Отсюда можно утверждать, что артикуляция Ianus-Ianitores может быть истолкована как связанная с теологической Врат Небес (Synplegades), которые открываются наеса с одной стороны и на Землю или Подземный мир с другой.
Однако из других археологических документов стало ясно, что у этрусков был другой бог, иконографически соответствующий Янусу: Кулсансь, бронзовая статуэтка которого находится из Кортоны (ныне в музее Кортоны). Хотя Янус - бородатый взрослый, Кулсанс может быть и безбородым юношей, поэтому его идентификация с Гермесом выглядит возможной. Его имя также связано с этрусским словом, обозначающим двери и ворота. Согласно Капдевиллю, он также может быть найден на внешнем крае Печени Пьяченцы в корпусе 14 в составной форме CULALP, т.е. «of Culśanś and of Alpan (u) » по утверждению Пфиффига, но возможно, здесь она - богиня Кулшу, хранительница дверей Подземного мира. Хотя расположение не совсем идентично, его ситуации в Печени и в системе Мартиана имеют некоторое приближение. А. Аудин связывает фигуру Януса с Culśanś и Turms (этрусское изображение Гермеса, греческого бога-посредника между разными мирами, принесенного этрусками из Эгейского моря), считая последних двух этрусских божеств одним. Эта интерпретация затем отождествляет Януса с греческим богом Гермесом. Этрусские медали из Вольтерры также показывают двуглавого бога, а квадрифроны Януса из Фалери могут иметь этрусское происхождение.
Римские и греческие авторы утверждали, что Янус был исключительно римским богом. По мнению Р. Шиллинга, это утверждение чрезмерно, по крайней мере, в том, что касается иконографии. Бог с двумя лицами неоднократно встречается в шумерском и вавилонском искусстве.
A цилиндрическая печать с изображением богов Иштар, Шамаш, Энки и Исимуд, который показан с двумя лицами (около 2300 г. до н.э.)Древнее шумерское божество Исимуд обычно изображалось с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Шумерские изображения Исимуда часто очень похожи на типичные изображения Януса в древнем римском искусстве. Однако, в отличие от Януса, Исимуд не бог дверных проемов. Вместо этого он является посланником Энки, древнего шумерского бога воды и цивилизации. Репродукции изображения Исимуда, чье вавилонское имя было Усиму, на цилиндрах в шумеро-аккадском искусстве можно найти в работе Х. Франкфорта «Цилиндрические печати» (Лондон, 1939), особенно на пластинах на стр. 106, 123, 132, 133, 137, 165, 245, 247, 254. На пластине XXI, c Усму изображен, когда он представляет поклоняющимся сидящему богу.
Янусоподобные головы богов, связанных с Гермесом, были найдены в Греции, что, возможно, указывает на составного бога.
Уильям Бетем утверждал, что культ пришел с Ближнего Востока и что Янус соответствует Баал-Иану или Белину халдеев, имеющих общее происхождение с Оаннесом Берозом.
П. Грималь считает Януса слиянием римского бога дверных проемов и древнего сиро-хеттского уранского космогонического бога.
Римская статуя Януса Аргилетского, традиционно приписываемая Нуме, возможно, была очень древней, возможно, своего рода. xoanon, как и греческие VIII в. до н.э.
В индуизме изображение двуликих или четырехликих богов довольно распространено, так как является символическим изображение божественной силы зрения сквозь пространство и время. Верховный бог Брахма представлен четырьмя ликами. Другим примером четырехликого бога является славянский бог Световид.
Другие аналогичные или сопоставимые божества примы в индоевропейских религиях были проанализированы Г. Дюмезилом. Среди них индийская богиня Адити, которую называют двуликой, так как именно она начинает и завершает церемонии, и скандинавский бог Хеймдалль. Богословские черты Хеймдалля похожи на Януса: и в пространстве, и во времени он стоит на грани. Его обитель находится в пределах Земли, на краю Небес; он защитник богов; его рождение в начале времен; он - праотец человечества, генератор классов и основатель общественного строя. Тем не менее он уступает верховному богу Одинн : Малый Вёлуспа определяет свои отношения с Одинном почти такими же терминами, как те, в Варрон отношения определяют Януса, бога примы Юпитера, бога суммы: Хеймдалль родился как первенец ( primigenius, var einn borinn í árdaga), Одинн рожден как величайший (maximus, var einn borinn öllum meiri). Аналогичные иранские формулы можно найти в авестийской гате (гатах ). В других городах древнего Лациума функция функции руководства начинаниями, вероятно, выполняли другие божества пола, в частности Фортуна Примигения Пренесте.
Средние В века Янус считался символом Ген, чье средневековое латинское название было Иануа, а также других европейских общин. В коммуне Сельваццано ди Дентро около Падуи есть роща и алтарь Януса, изображенные на его штандарте, но их существование не доказано.
В первой сцене акта 1 шекспировского Венецианского купца Саларино обращается к двуглавому Янусу, но не может найти причину меланхолии Антонио. Кроме того, во второй сцене акта Я из шекспировского Отелло Яго вызывает имя Януса после провала его заговора по уничтожению главного персонажа.
В своей книге 1921 года «Культ ведьм в Западной Европе» фольклорист Маргарет Мюррей утверждала, что свидетельства, найденные в наух ранних современных судебных процессов над ведьмами, являются о боге ведьм., обычно выявленным в двойной маску, представляющей Януса. Дьявол, на самом деле часто был священником-мужчиной, одетым в двойную маску, представляющую Януса. Мюррей проследил присутствие человека в маске на затылке на некоторых собраниях ведьм до обвиняемых в Пиренеев и одного утверждения, в частности, о появлении ведьм "com le dieu Janus" («как бог Янус»). Посредством этимологии, данной Джеймсом Фрейзером, Мюррей связал фигуру Януса или Диана в культе ведьм с более известной богиней колдовства Дианой, и современные ученые утверждали, что гипотеза Мюррея и связи, которые она провела между Янусом и
Общество Януса была ранней гомофильной организацией, основанной в 1962 году и базирующейся в Филадельфии. Он примечателен как издатель журнала DRUM, одного из первых изданий, посвященных интересам геев, в рамках Штатах и наиболее широко распространенного в 1960-х годах, а также его ролью в организации многих и з самых ранних национальных изданий. демонстрации прав геев. Организация сосредоточилась на политике воинствующей респектабельности, стратегии, требующей уважения, путем демонстрации публичных геев, соответствующих гетеронормативным стандартам одежды на протестах.
Общество Януса - второе БДСМ организация, основанная в Штатах (после Общество Уленшпигеля ), и является Сан-Франциско, Калифорния обучение и поддержка БДСМ группа. Он был основан в августе 1974 года покойными Синтией Слейтер и Ларри Олсеном. Согласно биографии Слейтера из Кожаного Зала славы, она сказала об Обществе Януса:
«Было три основных причины, почему мы выбрали Януса. Во-первых, Янус имеет два лица, которые интерпретировали как двойственность SM (доминирующая и покорная стороны). Во-вторых, он римский бог порталов и, что более важно, начала и конца. Для нас это означает начало свободы от вины и окончательного отказа ненависти к себе и страха за свои желания SM. И в-третьих, Янус - римский бог войны - войны, которые мы ведем против стереотипов, которые обычно против нас ».
В триллере 1987 романе Человек Янус британского романиста Раймонда Гарольда Сокинса Янус используется как метафора для советского агента, проникшего в британскую секретную разведывательную службу - «Человек Янус, который сталкивается и с Востоком, и с Западом».
В шпионском фильме 1995 года GoldenEye из серии фильмов Джеймсе Бонде главный антагонист Алек Тревельян называет себя кодовым именем «Янус» после того, как он предает Бонда, а M16, узнав, что он лиенцкий казак.. Бонд, которого изображает Пирс Броснан, продолжает утверждать: «Значит, Янус. Двуликий римский бог ожил »после того, как узнал о предательстве Тревельяна.
Журнал истории студентов Мэрилендского университета, созданный в 2000 году, носит имя Янус.
Кошки с врожденным заболеванием Diprosopus, которые вызывают частичное или полное дублирование лица на голове, известные как кошки Януса.
В 2020 году персонаж Обман из серии Сандерс Сайдс, созданный Томасом Сандерсом в серии «Ставить других на первое место» раскрыл, что его зовут Янус.
частицы Януса представляют собой сконструированные микро- или наноразмерные частицы, обладающие двумя различными гранями, которые обладают физическими или химическими свойствами.