Меншен | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Меншен на Тайване | |||||||
Традиционный китайский | 門神 | ||||||
Упрощенный китайский | 门神 | ||||||
Буквальное значение | Бог ворот | ||||||
| |||||||
Боги боевых дверей | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 武 門神 | ||||||
Упрощенный китайский | 武 门神 | ||||||
Буквальное значение | бог (-а) военных ворот | ||||||
| |||||||
Боги Гражданских Дверей | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 文 門神 | ||||||
Упрощенный китайский | 文 门神 | ||||||
Буквальное значение | литературный бог ворот | ||||||
| |||||||
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Концепции |
Теория Модель человечества: |
Практики |
Учреждения и храмы |
Фестивали |
Внутренние традиции Основные культурные формы Основные философские традиции: Ритуальные традиции: Преданные традиции: Конфуцианские церкви и секты: |
Родственные религии |
|
Меншен или стражи порога - божественные стражи дверей и ворот в китайских народных религиях, используемые для защиты от злых влияний или для поощрения проникновения позитивных. Они начинались как божественная пара Шэньшу ( китайский :神 荼) и Юлю ( китайский :鬱 壘) при Хань, но обожествленные генералы Цинь Шубао ( китайский :秦叔寶) и Ючи Гун ( китайский :尉迟恭) стали более популярными с тех пор. Тан. В случаях, когда дверной бог прикреплен к одной двери, обычно используется Вэй Чжэн или Чжун Куй.
Ворота и двери китайских домов издавна пользуются особым ритуальным вниманием. Жертвоприношения дверному духу записаны еще в Книге Обрядов. По мнению ханьцев, этим духом стали два бога Шеншу и Юлю, чьи имена или изображения были нарисованы на персиковом дереве и прикреплены к дверям. Великий предок из Тан ( «Император Тайцзун») заказал портреты своих генералов Цинь Shubao и Yuchi Gong быть прикреплены к воротам. В конечном итоге они стали считаться божественными защитниками, заменив Шенту и Юлу и оставаясь наиболее распространенными дверными богами по сей день. Цинь и Ючи, наряду с другими обожествленными военачальниками, составляют класс боевых богов дверей, предназначенных для отражения злых духов и дурного влияния. Отдельная группа ученых составляет класс богов гражданских дверей, призванных привлечь благословения и удачу. Некоторые божества также полагает, опекуны, которые выполняют ту же роль в их храмах, такие как Mazu «s спутники Qianliyan и Shunfeng'er.
В 10-й главе китайского романа « Путешествие на Запад» рассказывается о происхождении дверных богов. В нем Король Драконов реки Цзин замаскировался под человека, чтобы перехитрить гадалку Юань Шоучэн. Поскольку он мог контролировать погоду, он заключил пари с Юанем на прогноз Чанъаня на следующий день. Однако он был сбит с толку, когда получил приказ от Нефритового Императора, в котором говорилось, что он должен дать городу именно ту погоду, которую предсказал Юань. Король Драконов предпочел выиграть пари и проигнорировал приказ, отправившись на следующий день в Юань, чтобы злорадствовать. Юань оставался спокойным и показал, что знал личность Короля Драконов с самого начала. Более того, поскольку дракон был настолько высокомерен, что проигнорировал приказ Нефритового Императора, его судьба была недолгой. Дракон был потрясен, увидев, что его непослушание известно, и немедленно умолял Юаня спасти его. Юань пусть он знает, что Нефритовый император послал бы Wei Zheng старшего министра -a из суда Великого Предок от Тан ( «Император Тайцзун») - казнить его в полдень на следующий день. Он сказал ему, что лучше всего будет попросить Тайцзуна о помощи, и, сжалившись над Королем Драконов, император согласился спасти его. Для того, чтобы сделать это, император вызвал Вэй Чжэн играть идти с ним утром. Он старался не дать Вэю уйти до полудня, не позволяя ему выполнить приказ Нефритового Императора, и был счастлив, когда Вэй так устал от долгой игры, что заснул. Однако через некоторое время Великому Предку сказали, что голова дракона упала с неба. Вэй проснулся и сказал ему, что его дух покинул его тело во время сна и отправился на Небеса, чтобы выполнить приказ Нефритового Императора. Раздраженный дух Короля-Дракона каждую ночь преследовал Великого Предка, пока его генералы Цинь Шубао и Ючи Гонг не вызвались стоять на страже у его двери. Император наслаждался своим мирным сном, но не хотел больше беспокоить двух своих генералов. Вместо них он приказал художникам нарисовать свои портреты и приклеить их к дверям. Затем это было скопировано его испытуемыми.
В современном использовании дверные боги обычно представляют собой печатные изображения, которые наклеиваются на парные двери. Обычно их заменяют каждый китайский Новый год. Иногда их делают рельефными или помещают в виде статуй по обе стороны от двери. Фигуры должны быть обращены друг к другу; считается неудачей ставить их вплотную друг к другу.
В Древнем Китае существовал ритуал принесения в жертву духу двери богатого дома, записанный в Книге обрядов. В современном Китае дверные боги не являются формальным элементом даосизма и включены как традиционные украшения или как дань уважения народным суевериям. Есть, однако, некоторые божества поклонялись по другим причинам, в том числе в Azure Dragon, в Белый Тигр, и Mazu «s спутники Qianliyan и Shunfeng'er -кто также служат двери богов в даосских храмах.
Известно, что следующие люди, некоторые из которых являются мифологическими фигурами, почитались как дверные боги.
Имена | Описание | |
---|---|---|
английский | Китайский ( трад. ) | |
Шеншу | 神 荼 | Самые ранние засвидетельствованные дверные боги, появляющиеся в Горно-Морской Классике. По приказу Нефритового Императора охранять деревья Персиков Бессмертия, которые грызли демоны. |
Юлю | 鬱 壘 | |
Wangtianjun | 王天君 | Служители северного бога в даосских храмах |
Матянджун | 馬天君 | |
Лазурный Дракон | Видно в даосских храмах | |
белый тигр | ||
Qianliyan | «Всевидящий» и «всеслышащий» демоны иногда считаются Обожествленными формами братий Гао Мин и Гао JUE, хищные генералами или бандитами эпохи короля Чжоу из Шанга, которые покорили и подружились в Fujianese шаманки и морская богиня Мазу. Обычно они служат дверными богами ее храмов, хотя они также появляются как «глаза» и «уши» Нефритового императора в «Путешествии на Запад». | |
Шуньфэн'эр | ||
Фангби | 方 弼 | Две фигуры из Сотворения богов |
Fangxiang | 方相 | |
Тяньгуань Дади | 天 官 大帝 | Форма наивысшего Бога и основоположник даосизма Цюаньчжэнь. Встречается в даосских храмах. |
Лю Хайчань | 劉海 蟾 | |
Мидзи Цзинган | 密 迹 金剛 | Также известный как Hēnghā Èrjiàng (哼哈 二 将), происходит от буддийского Ваджрапани, происходящего от греко-буддийских форм Геракла. Встречается в буддийских и даосских храмах. |
Налуоян Цзинган | 那 羅 延 金剛 | |
Он | 和 | В совокупности «2 бессмертных, Он и Он», имена которых означают «Гармония» и «Союз». |
Он | 合 | |
Цинь Шубао | 秦叔寶 | Генералы Тан, изображение которых было приказано повесить на воротах Великий Предок Тан («Император Тайцзун») |
Ючи Гонг | 尉迟恭 | |
Солнце Бин | Генералы враждующих государств, которым поклоняются в некоторых частях Шэньси. | |
Пан Хуан | ||
Бай Ци | Генералы воюющих государств | |
Ли Му | ||
Ранденг Даорен | ||
Чжао Гунмин | ||
Фусу | Цинь кронпринц и генерал, который защищал свою северную границу против хунны. | |
Мэн Тянь | ||
Чен Шэн | Повстанцы, возглавившие восстание Дазэсян против Империи Цинь | |
У Гуан | ||
Цзыин | Последний император династии Цинь и его преемник, который номинально руководил Восемнадцатью королевствами, предшествовавшими установлению династии Хань. | |
Йи | ||
Инь Бу | Ханьские генералы под руководством Лю Банга, основателя Хань | |
Пэн Юэ | ||
Яо Ци | 姚 期 | Вымышленные лидеры при императоре Гуанву в романе о Восточной Хань (東漢 演義) |
Ма Ву | 馬 武 | |
Гуань Юй | Гуань Юй и Чжан Фэй были генералами Шу во времена Троецарствия, изображены как заклятые братья Лю Бэя в « Романсах о Трёх Королевствах» и причислены к Пяти Генералам Тигров. Гуань Пин был его сыном. Чжоу Цан был вымышленным подчиненным в романе о трех королевствах. Гуань Шэн был вымышленным потомком, который появляется в романе « Преступники болота». | |
Чжан Фей Гуань Пин Чжоу Цан Гуань Шэн | ||
Чжао Юнь | Генералы Шу во времена Трех Королевств, причисленные к Пяти Генералам Тигров. Встречается в некоторых частях провинции Хэнань. | |
Ма Чао | ||
Ма Чао | Генералы Шу во времена Троецарствия. Встречается в некоторых частях Хэбэя. | |
Ма Дай | ||
Чжугэ Лян | Главные министры штатов Шу и Вэй во времена Троецарствия, изображенные как заклятые враги в романе о трех королевствах | |
Сыма Йи | ||
Пей Юаньцин | 裴元慶 | Вымышленный повстанческий генерал и вымышленный исторический сын Ли Юаня, основателя Тан, который появляется в Шо Тан. |
Ли Юаньба | 李元 霸 | |
Вэй Чжэн | Ранние чиновники Тан | |
«Сюй Маогун» ( Ли Шицзи ) | ||
Сюэ Рэнгуи | Генералы с обеих сторон войны Тан-Когурё. Встречается в некоторых частях северного Хэбэя. | |
Ён Гэсомун | ||
Чжан Сюнь | Чиновники Тан, погибшие, защищая Суйян от восстания Ань Лушань. | |
Сюй Юань | ||
Чжао Куанъинь | Великий Предок ( «Император Taizu») из династии Сун и предок песни династии Ян генералов | |
Ян Гун | 楊 袞 | |
Мэн Лян | 孟良 | Вымышленные подчиненные генералов Ян |
Цзяо Цзань | 焦贊 | |
Юэ Фэй | Генерал песни и даосское божество | |
Вэнь Тайбао | 溫 太保 | |
Юэ Юнь | 岳雲 | Сын и подчиненный Юэ Фэя |
Ди Лей | 狄雷 | |
Сюй Яньчжао | 徐延昭 | |
Ян Бо | 楊波 | |
Фан Лихуа | 樊 梨花 | Вымышленные жены Сюэ Диншаня изображены в Сяобэй Тайшуай Гун в Тайнане на Тайване. |
Чэнь Цзиньдин | 陳金 定 | |
Му Гуйин | 穆桂英 | Цинь была женщиной-генералом из Сычуани при Мин. |
Цинь Лянъюй | 秦良玉 |
Гражданский бог двери, собирая хорошие влияния
Военный бог двери, защита от вредных воздействий