Арнобий

редактировать
Арнобий Старший
Арнобий Старший -Арнобий из Сикки.jpg
Умерc. 330
Другие именаАрнобий Афер

Арнобий из Сикки (умер ок. 330) был раннехристианским апологетом берберского происхождения, во время правления Диоклетиана (284–305). Согласно Хроникам Иеронима, Арнобий до своего обращения был выдающимся нумидийским ритором в Сикка-Венерия (Эль-Кеф, Тунис), крупном христианском центре. в Проконсуле Африка, и своим обращением он обязан предчувственному сну. Арнобиус пренебрежительно пишет о сновидениях в своей сохранившейся книге, так что, возможно, Джером выражал собственное уважение к содержанию снов. Согласно Иерониму, чтобы преодолеть сомнения местного епископа относительно серьезности его христианской веры, он написал (около 303 г., из свидетельств в IV: 36) апологетический труд в семи книгах, которые св. Иероним называет Adversus Gentes, но в единственной сохранившейся рукописи (9 век) называется Adversus Nationes. Ссылка Иеронима, его замечание о том, что Лактанций был учеником Арнобия, и сохранившийся трактат - это все, что мы знаем об Арнобиусе.

Содержание
  • 1 Adversus nationes
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Adversus nationes

Против язычников был составлен в ответ на Диоклетиан преследования христиан, и было опровержением языческих аргументов относительно того, почему преследование было оправдано. Арнобий, «практикующий грубый и напыщенный стиль, который называют африканцем», является энергичным апологетом христианской веры, более ревностно защищающим христианство, чем совершенно ортодоксальным в своих догматах. Его книга была вызвана жалобами на то, что христиане навлекли гнев богов на Древний Рим. Таким образом, он считает языческих богов реальными существами, но подчиненными верховному христианскому Богу ; в русле гностицизма, он утверждает, что человеческая душа (Книга II, 14-62) является творением не Бога, а промежуточного существа и не бессмертна благодаря природа, но способная облечься в бессмертие как благодать. Он даже говорит, что вера в бессмертие души, как правило, устраняет моральные ограничения и оказывает пагубное влияние на человеческую жизнь. Никогда конкретно не называя своих языческих противников, некоторые из которых могут быть соломенными людьми, настроенными на снос, Арнобий защищает и разъясняет правоту монотеизма и христианства ( deus princeps, deus summus) и божественности Христа, вызывая его быстрое распространение, его влияние на цивилизацию варваров и его созвучие с лучшей философией. Христианизируя Платона, он отрицает язычество идолопоклонство как наполненное противоречиями и открыто аморальное, и чтобы продемонстрировать это, его Книги с III по V изобилуют любопытной информацией, собранной из надежные источники (например, Корнелиус Лабеон ), касающиеся форм идолопоклонства, храмов, идолов и греко-римских культ практики своего времени, к осторожному восхищению историков и мифографов, но все это Арнобий выставлял на смех христианства. В книгах VI и VII рассматриваются вопросы жертвоприношений и поклонения изображениям.

В разделе 4 книги 2 «Adversus nationes» Арнобиус дает первую известную версию аргумента, позже названного пари Паскаля, что в случае сомнений относительно религии, человек должен посвятить себя этому, потому что это будет вознаграждено за это и рискует не делать этого. Он утверждает:

Так как природа будущего такова, что оно не может быть схвачено и постигнуто никаким ожиданием, не более ли рациональным, двух вещей, неуверенных и находящихся в сомнительном ожидании, скорее, чтобы верить тому, что несет с ним какие-то надежды, чем то, что совсем не приносит? Ибо в одном случае нет опасности, если то, что, как говорят, под рукой, окажется тщетным и беспочвенным; в другом - величайшая потеря, даже потеря спасения, если, когда придет время, будет показано, что в том, что было объявлено, не было ничего ложного.

Похоже, что труд Арнобия был написан, когда он был недавно обращенным, так как он не обладает очень обширными познаниями в Писании. Он ничего не знает о Ветхом Завете, а только о жизни Христа в Новом, при этом он не цитирует напрямую Евангелие. Он находился под сильным влиянием Лукреция и читал Платона. Его утверждения относительно греческой и римской мифологии основаны соответственно на Protrepticus из Климента Александрийского и на Корнелиуса Лабеона, который принадлежал к предыдущему поколению и пытался восстановить Неоплатонизм.

Adversus nationes сохранились в единственной рукописи IX века в Париже (и плохой копии в Брюсселе). Французский манускрипт также содержит Октавиус из Марка Минуция Феликса.

Примечания
Ссылки
Атрибуция
Внешние ссылки
  • icon Портал христианства
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Арнобиусом
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Арнобиусом.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:40:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте