Арнобий Старший | |
---|---|
Умер | c. 330 |
Другие имена | Арнобий Афер |
Арнобий из Сикки (умер ок. 330) был раннехристианским апологетом берберского происхождения, во время правления Диоклетиана (284–305). Согласно Хроникам Иеронима, Арнобий до своего обращения был выдающимся нумидийским ритором в Сикка-Венерия (Эль-Кеф, Тунис), крупном христианском центре. в Проконсуле Африка, и своим обращением он обязан предчувственному сну. Арнобиус пренебрежительно пишет о сновидениях в своей сохранившейся книге, так что, возможно, Джером выражал собственное уважение к содержанию снов. Согласно Иерониму, чтобы преодолеть сомнения местного епископа относительно серьезности его христианской веры, он написал (около 303 г., из свидетельств в IV: 36) апологетический труд в семи книгах, которые св. Иероним называет Adversus Gentes, но в единственной сохранившейся рукописи (9 век) называется Adversus Nationes. Ссылка Иеронима, его замечание о том, что Лактанций был учеником Арнобия, и сохранившийся трактат - это все, что мы знаем об Арнобиусе.
Против язычников был составлен в ответ на Диоклетиан преследования христиан, и было опровержением языческих аргументов относительно того, почему преследование было оправдано. Арнобий, «практикующий грубый и напыщенный стиль, который называют африканцем», является энергичным апологетом христианской веры, более ревностно защищающим христианство, чем совершенно ортодоксальным в своих догматах. Его книга была вызвана жалобами на то, что христиане навлекли гнев богов на Древний Рим. Таким образом, он считает языческих богов реальными существами, но подчиненными верховному христианскому Богу ; в русле гностицизма, он утверждает, что человеческая душа (Книга II, 14-62) является творением не Бога, а промежуточного существа и не бессмертна благодаря природа, но способная облечься в бессмертие как благодать. Он даже говорит, что вера в бессмертие души, как правило, устраняет моральные ограничения и оказывает пагубное влияние на человеческую жизнь. Никогда конкретно не называя своих языческих противников, некоторые из которых могут быть соломенными людьми, настроенными на снос, Арнобий защищает и разъясняет правоту монотеизма и христианства ( deus princeps, deus summus) и божественности Христа, вызывая его быстрое распространение, его влияние на цивилизацию варваров и его созвучие с лучшей философией. Христианизируя Платона, он отрицает язычество идолопоклонство как наполненное противоречиями и открыто аморальное, и чтобы продемонстрировать это, его Книги с III по V изобилуют любопытной информацией, собранной из надежные источники (например, Корнелиус Лабеон ), касающиеся форм идолопоклонства, храмов, идолов и греко-римских культ практики своего времени, к осторожному восхищению историков и мифографов, но все это Арнобий выставлял на смех христианства. В книгах VI и VII рассматриваются вопросы жертвоприношений и поклонения изображениям.
В разделе 4 книги 2 «Adversus nationes» Арнобиус дает первую известную версию аргумента, позже названного пари Паскаля, что в случае сомнений относительно религии, человек должен посвятить себя этому, потому что это будет вознаграждено за это и рискует не делать этого. Он утверждает:
Так как природа будущего такова, что оно не может быть схвачено и постигнуто никаким ожиданием, не более ли рациональным, двух вещей, неуверенных и находящихся в сомнительном ожидании, скорее, чтобы верить тому, что несет с ним какие-то надежды, чем то, что совсем не приносит? Ибо в одном случае нет опасности, если то, что, как говорят, под рукой, окажется тщетным и беспочвенным; в другом - величайшая потеря, даже потеря спасения, если, когда придет время, будет показано, что в том, что было объявлено, не было ничего ложного.
Похоже, что труд Арнобия был написан, когда он был недавно обращенным, так как он не обладает очень обширными познаниями в Писании. Он ничего не знает о Ветхом Завете, а только о жизни Христа в Новом, при этом он не цитирует напрямую Евангелие. Он находился под сильным влиянием Лукреция и читал Платона. Его утверждения относительно греческой и римской мифологии основаны соответственно на Protrepticus из Климента Александрийского и на Корнелиуса Лабеона, который принадлежал к предыдущему поколению и пытался восстановить Неоплатонизм.
Adversus nationes сохранились в единственной рукописи IX века в Париже (и плохой копии в Брюсселе). Французский манускрипт также содержит Октавиус из Марка Минуция Феликса.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Арнобиусом |
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Арнобиусом. |