Энки

редактировать
Бог в шумерской мифологии

Энки. 𒀭𒂗𒆠
Бог творения, интеллекта, ремесел, воды, морской воды, озерной воды, Плодородие, Семен, Магия, Шалость
Бог Эа сидит, держит чашу. Из Насирии, южный Ирак, 2004-1595 гг. До н.э. Музей Ирака.jpg Энки сидит и держит чашу, 2004-1595 гг. До н.э., из Насирии (южный Ирак), в Национальный Ирака (Багдад )
СимволКоза, Рыба, Химера Коза-рыба
Личная информация
РодителиАну и Намму
КонсортНинхурсаг /Ki, Нинсар, Нинкурра, Дамкина
ДетиНинсар, Нинкурра, Утту, Нинти

Энки (; шумерский : EN.KI (G) 𒀭𒂗𒆠) - шумерский бог воды, знания (gestú), озорства, ремесел (гашам) и творения (нудиммуд), и один из ануннаков. Позже он был известен как Эа в аккадской и вавилонской мифологии Эриду, но позже его влияние культа распространилось по Месопотамии и на хананеев, . Хеттов и Хурриты. Он был связан с южной полосой созвездий, называемой звездми Эа, а также с созвездием AŠ-IK U, Поле (Квадрат Пегаса ). о тысячелетии до нашей эры, он иногда упоминался в письменной форме по числовой идеограмме «40», иногда называемой его «священным числом». Планета Меркурий, связанная с вавилонским Набу (сыном Мардука ), в шумерские времена отождествлялась с Энки.

Многие мифы об Энки были собраны из разных мест, простирающихся от Южного Ирака до Левантийского побережья. Он известен в самых ранних древних клинописных надписях по всему региону и известен с третьего тысячелетия до эллинистических времен.

Точное значение его имени неизвестно: общий перевод - «Владыка Земли». Шумерский En переводится как титул, эквивалентный «господин », и изначально был титулом, данным Первосвященнику. Ki означает «земля», но есть теории, что означает «холм», что означает «холм». Имя Эа якобы имеет хурритское происхождение, в то время как другие утверждают, что его имя «Эа», возможно, имеет семитское происхождение и может быть производным от западно-семитского корня * hyy, означающего «жизнь» в данном случае, используемого для «родник», «проточная вода». На шумерском языке E-A означает «дом воды», и было высказано предположение, что это было название святилища бога в Эриду. Также было высказано предположение, что первоначальным неантропоморфным божеством в Эриду не был Энки, а Абзу. Появление Энки как божественного возлюбленного Нинхурсаг и божественная битва между младшими божествами Игиги и Абзу приводят к, что Абзу, подземные воды Водоносного горизонта, стали местом, в котором был заложен фундамент храма. были построены. У некоторых шумерских имен божеств, таких как Энлиль, есть варианты, такие как Элиль. Эн означает «Господь», а Е - «храм». Вполне вероятно, что E-A - это шумерское сокращенное название «Повелитель воды», поскольку Энки - бог воды. Аб в абзу также означает вода.

Содержание

  • 1 Поклонение
  • 2 Иконография
  • 3 Мифология
    • 3.1 Создание жизни и болезни
    • 3.2 Создание человека
    • 3.3 Объединение языков
    • 3.4 Потоп
    • 3.5 Энки и Инанна
    • 3.6 Энки и Кур
  • 4 Влияние
  • 5 Эа и западносемитские божества
  • 6 См. Также
  • 7 Примечание
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Работы цитируется
    • 8.2 Общие ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Поклонение

Главный храм Энки назывался E-abzu, что означает « абзу храм »(также E-en -gur-a, что означает« дом подземных вод »), зиккурат храм, окруженный Евфратскими болотами у древнего Персидского залива береговой линии в Эриду. Это был первый храм, построенный на юге Ирака. Четыре отдельных раскопа на месте Эриду применили существование святыни, относящейся к самому раннему периоду Убайд, более 6500 лет назад. В течение следующих 4500 лет храм расширялся 18 раз, пока не был заброшен в персидский период. На этом основании Торкильд Якобсен выдвинул гипотезу, что изначальным божеством храма было Абзу, а его атрибуты позже были приняты Энки. П. Штейнкеллер считает, что в ранний период Энки подчиняется положение по отношению к богине (возможно, Нинхурсаг ), вторым на себя роль божественного супруга или верховного жреца, а отдавая приоритет. У входа в храм Энки был обнаружен комплекс возможностей карпа, что обнаружено доказанных пирах. Карпы изображены в двойных водных потоках, впадающих в более позднего бога Энки, что непрерывность этих черт на протяжении очень длительного периода. Эти особенности были обнаружены во всех шумерских храмах, предполагая, этот храм стал образ для всех шумерских храмов. «Все правила, установленные в Эриду, неукоснительно соблюдались».

Иконография

Печать Адда, древняя аккадская цилиндрическая печать, изображающая (слева) Инанна, Уту, Энки и Исимуд (около 2300 г. до н.э.)

Энки был хранителем божественных сил, называемых Ме, даров цивилизации. Его часто изображают с рогатой короной божества.

На печати Адда Энки изображен с двумя потоками воды, текущими в каждом из его плеч: один - Тигр, другой - Евфрат. Рядом с ним два дерева, символизирующие мужской и женский аспекты природы. Он изображен в юбке с оборками и шляпе в форме конуса. Сверху спускается орел, чтобы приземлиться на его протянутую правую руку. Это изображение отражает роль Энки как бога воды, жизни и восполнения.

Считается главным создателем мира, богом мудростью и всей магии, Энки был охарактеризован как властелин Абзу (Апсу на аккадском языке), пресноводного моря или подземных вод, участ на земле. В более позднем вавилонском эпосе Энума Элиш Абзу, «зачинатель богов», вялый и сонный, но обнаруживает, что его покой нарушают более молодые боги, поэтому он намеревается уничтожить их. Его внук Энки, избранный представлять младших богов, накладывает на Абзу заклинание, «погружая его в глубокий сон», самым запирая его глубоко под землей. Впечатление Энки устраивает свой дом «в глубинах Абзу». Таким образом, Энки берет на себя все функции Абзу, в том числе его оплодотворяющую силу как повелителя вод и владыку семени.

. В ранних царских надписях третьего тысячелетия до н. Э. Тростник был важным местным строительным оборудованием, которое использовалось для изготовления корзин и собирался за городскими стенами, куда часто переносили мертвых или больных. 146>подземным миром из шумерской мифологии. В другой, даже более древней традиции, Намму, богиня первозданной творческой материи и богиня-мать, изображаемая как «родившая великих богов», Бенито заявляет: «У Энки это интересная смена гендерного символизма, оплодотворяющим агентом также является вода.., шумерское «а» или «Аб», что также означает «семя». Русла рек и наполняет их своей «водой».

Мифология

Оттиск цилиндрической печати времен аккадского царя Шаркалишарри (В одном вызываемом воспоминании отрывке из шумерского гимна Энки стоит в пустом месте. : «Бож ественный принц Шаркалишарри,ц Аккада, Ибни-Шаррам Писец, его слуга». Изображение Эа с длиннорогим буйволом. Около 2217-2193 гг. До н. Э. Лувр.

Сотворение жизни и болезней

Распространенным в Шумере космогенным мифом был миф о hieros gamos, священный браке, в котором божественные принципы в форме дуалистических противоположностей соединились как мужчина и женщина, чтобы породить космос. В эпосе Энки и Нинхурсаг Энки, как повелитель Аба или пресной воды (также шумерское слово, обозначающее семя), живет со своей женой в раю Дильмун, где

находится земля Дильмун. чистое место, земля Дилмун - чистое место,. земля Дилмуна - чистое место, земля Дилмуна - светлое место;. Тот, кто один лег в Дильмун,. Место после того, как Энки чист, это место ярко.

Несмотря на то, что это было место, где «ворон не кричал» и «лев не убивал, волк не хватал ягненка, неизвестно была собака, убивающая детей, неизвестно было кабан, пожирающий зерно», в Дильмуне не было воды и Энки услышал крики своей богини Нинсикил и приказал богу солнца Уту принести с Земли пресную воду для Дилмун. В результате,

ее город пьет воду изобилия,. Дилмун пьет воду изобилия,. ее колодцы горькой воды, вот они стали колодцами хорошей воды,. ее поля и фермы выращивали урожай и зерно,. город ее, вот он стал домом на берегах и причалах земли.

Дилмун был отождествлен с Бахрейном, название которого на арабском означает «два моря», где пресные воды арабского водоносного горизонта смешиваются с солеными водами. Персидского залива. Это смешение вод было известно в шумерском языке как Наммуму и идентифицировано как мать Энки.

Последующий рассказ, схожий с библейской историей о запретном плоде, повторяет историю о том, как пресная вода оживляет бесплодную землю. Затем Энки, Повелитель Воды, заставил течь «воду сердца» и оплодотворил свою супругу Нинхурсаг, также известную как Ки или Земля, после того, как «Девять дней были ее девять месяцев, месяцы» »" Женственности "... как хорошее масло, Нинту, мать земли,... как хорошее масло, родила Нинсар, (Леди Зелень)". Когда Нинхурсаг покинул его, он как Повелитель Воды наткнулся на Нинс Затемар Нинсар родила Нинкурру (Леди Плодотворность или Леди Пастбище), потому что она напоминает ему о его отсутствующей супруге, Энки соблазняет ее и вступает с ней в половую связь. И из сообщества Нинкурра родила Утту (ткач или паук, ткач паутины жизни).

В третий раз Расстроенная репутация Энки, которая, расстроенная беспорядочным своим образным, Энки поддается искушению и пытается соблазнить Утту. которые, могут по страдать от наводнения, дома Энки. ет семя Энки из чрева Утту и закладывает его в землю, где быстро прорастают восемь растений. Со своим двуликим слугой и управляющим Исимудом, «Энки, на болоте, в болоте лежит, раскинувшись,« Что это (растение), что это (растение) ». Его посланник Исимуд отвечает ему: «Мой царь, это дерево-растение», - говорит он ему. Он срезает его для него, и он (Энки) ест ». Итак, несмотря на предупреждение, Энки съедает остальные семь фруктов. Потребляя собственную сперму, он забеременеет (заболеет опухолью) челюсти, зубы, рта, бедра, горла, конечностей, бока и ребра. Боги не знают, что делать; огорченные, они «сидят в прахе». Время у Энки нет родовых путей, через которые можно было бы рожать, он, кажется, умирает от опухоли. Затем лиса спрашивает Энлиля, царя богов: «Если я приведу к тебе Нинхурсаг, какая будет мне награда?» Священная лиса Нинхурсаг приводит богиню.

Нинхурсаг смягчается и впитывает Аб (воду или семя) Энки в свое тело и рождает богов исцеления каждой части тела: Абу для челюсти, Нанше для горла, Нинтул для бедра, Нинсуту для зуба, Нинкаси для рта, Дазимуа для сбоку, Эншагаг для конечностей. Последний, Нинти (Леди Ребро), также является каламбуром на Леди Лайф, титуле самой Нинхурсаг. Таким образом, эта история символически указывает на причину появления воды на землю, и когда она растет, требуется, чтобы растения приносили плоды. Он также лишен к уравновешенности и ответственности, ничего.

Нинти, титул Нинхурсаг, также означает «мать всего живого», и этот титул позже был дан хурритской богиней Хеба. Это также титул, данный в Библии Еве, еврейско-арамейской авва (חוה), которая была сделана из ребра Адама, в странном отражении шумерского мифа, в котором Адам - ​​не Энки - прогулки по райскому саду.

Создание человека

После шести поколений богов, вавилонском Эн>ма Элиш, в седьмом поколении, (аккадский "шапатту" или суббота), младшие Игиги боги, сыновья и дочери Энлиля и Нинлиля, объявляют забастовку и отказываются выполнять свои обязанности по поддержанию работы творения. Абзу, бог пресной воды, создатель космоса, угрожает уничтожить мир своими водами, и боги собираются в ужасе. Энки обещает помочь и усыпляет Абзу, запирая его в ирригационных каналах, и помещает в Кур, под его городом Эриду. Но вселенная все еще находится под угрозой, так как Тиамат, разгневанная тюремным заключением Абзу и побуждением своего сына и визиря Кингу, решает вернуть себе творение. Боги снова собираются в ужасе и обращаются к Энки за помощью, но Энки, который использовал Абзу, супругу Тиамат, для ирригации, отказывается вмешиваться. Затем боги ищут помощи в другом месте, и патриархальный Энлиль, их отец, бог Ниппура, обещает решить проблему, если они сделают его царем богов. В вавилонской сказке роль Энлиля играет Мардук, сын Энки, а в ассирийской версии - Ассур. Послав Тиамат «стрелами своего ветра» ей в глотку и построивеса изгибом ее ребер, Энлиль помещает ее хвост в небо как Млечный Путь, и ее плачущие глаза Тигра и Евфрата. Но остается проблема, «кто будет поддерживать космос в рабочем состоянии». Энки, который может прийти к заключению, заключит, что он сократит силу. Его мать Намму (создательница также Абзу и Тиамат) «приносит слезы богов» Энки и говорит

О, сын мой, встань с постели, из твоего (сна), работай, что есть мудрый,. Покажите рабов богам, пусть они производят их (хлеб?).

Затем Энки советует создать слугу богов, человечество, из глины и крови. Против воли Энки боги решают убить Кингу, и Энки, наконец, соглашается использовать кровь Кингу, чтобы создать первого человека, с которым Энки всегда позже поддерживает близкие отношения, из семирецов, семи мудрецов или «Абгаллу» (ab = вода, gal = великий, lu = человек), также известный как Адапа. Энки собирает систему божеств, чтобы ему помочь создать «хороших и королевских модников». Он говорит своей матери:

О, моя мать, существо, имя которого ты произнес, оно существует,. Привязи к нему (волю?) Богов;. Смешай сердце из глины, что над Бездна,. Добрые и знатные мастера утолщают глину. Ты, создай конечности;. Нинмах (богиня-мать Земли (Нинхурсаг, его жена и супруга)) будет работать над тобой. (Нинту ?) (Богиня рождения) поддержит твое создание;. О, моя мать, повелевай тебе судьбу (новорожденного).

Адапа, первый созданный человек, позже работает как советник царя Эриду, когда в Шумерском Списке царей ме «царство спускается на Эриду»

Самуил. Ной Крамер считает, что за этим мифом о заключении Энки в Абзу кроется более старый миф о борьбе Энки и Дракона Кур (подземный мир).

Атрахасис-эпос гласит, что Энлиль просил у Намму создание людей. И Намму сказал ему, что с помощью Энка я (ее сын) она может создать людей по образу богов.

Объединитель языков

В шумерском эпосе Энмеркар и владыка Аратты в речи Энмеркара появляется вступительное заклинание, рассказывая о том, как Энки заставил человечество общаться на на одном языке (после Джея Кризостомо 2019); или, по другим данным, это гимн, умоляющий Энки сделать это. В любом случае Энки «способствовал дебатам между [двумя королями], позволяя говорить на одном языке», предполагаемом высшем языке таблички, то есть шумерском.

Перевод Джея Кризостомо 2019 года, основанный на Недавняя работа К. Миттермайера:

В то время, как не было змеи, как не было скорпиона,., как не было гиены, как не было льва,., так как не было собаки или волк, поскольку не было страха или трепета. - поскольку у людей не было соперников... Именно тогда земли Субура [и] Хамази,. отчетливо говорящий, Шумер, великая гора, сущность благородства,. Аккад, земля, обладающая подобающим,. и земля Марту, лежащая в безопасности. - совокупность небо и земля, хорошо охраняемые люди, [все] провозгласили Энлиля на одном языке... Энки, владыка изобилия и истинного слова,. владыка, избранный в мудрости, который охраняет землю,. знаток всех богов, избранный по мудрости,. владыка Эриду, [Энки] поместил изменение языка в их уста... Речь человечества едина.

С.Н. Перевод Крамера 1940 года выглядит следующим образом:

Давным-давно не было змеи, не было скорпиона,. Не было гиены, не было льва,. Не было ни дикой собаки, ни волка,. Не было ни страха, ни террора,. У человека не было соперника... В те дни земли Субура (и) Хамази,. Язык гармонии Шумер, великая земля указов княжества,. Ури, земля, имеющая все необходимое,. Земля Марту, покоящаяся в безопасности,. вся вселенная, люди в унисон. Энлилю на одном языке [говорил]... (Затем) Энки, владыка изобилия, (ч) повеления заслуживают доверия,. Владыка мудрости, который понимает землю,. вождь богов,. наделенный мудрость, владыка Эриду. изменил речь в их устах, [внес] раздор в нее,. В речь человека, который (до этого) был одним.

Потоп

В шумерской версии мифа о потопе потопа и причины выживания героя неизвестны из-за того, что начало таблички описание истории было уничтожено. Тем не менее, Самуэль Ноамер заявлено, что, вероятно, можно разумно предположить, что герой Зиусудра выживает благодаря помощи Энки, потому что это то, что происходит в более поздних аккадских и вавилонских версиях истории..

В более поздней легенде Атрахасиса, Энлиль, царь богов, намеревается уничтожить человечество, чей шумает его покой. Он последовательно посылает засуху, голод и чуму, чтобы уничтожить человечество, но Энки срывает планы своего сводного брата, обучая Атрахасиса противостоять этим угрозам. Каждый раз Атрахасис заставляет население отказаться от поклонения всем богам, кроме одного ответственного за бедствие. Однако люди размножаются в четвертый раз. В ярости Энлиль созывает Совет Божеств и заставляет их обещать не рассказывать человечеству, что он их полное уничтожение. Энки не говорит Атрахасису напрямую, но говорит с ним тайно через тростниковую стену. Он поручает Атрахасису построить лодку, чтобы спасти свою семью и других живых существ от надвигающегося потопа. После семидневного потопа герой потопа освобождает ласточку, ворона и голубя, чтобы узнать, отступили ли воды наводнения. При приземлении приносится жертва богам. Энлиль зол, что его воле снова помешали, и Энки назван виновником. Энки объясняет, что Энлиль несправедливо наказывает невиновных, и боги вводят меры, чтобы человечество не стало слишком многолюдным в будущем. Это один из старейших из сохранившихся ближневосточных мифов о потопе.

Энки и Инанна

Миф Энки и Инанна рассказывает о том, как юная богиня Э-анна храм Урук празднует со своим отцом Энки. Два божества участвуют в питьевом соревновании; затем Энки, полностью опьяненный, дает Инанне все мес. На следующее утро, когда Энки просыпается с похмельем, он просит своего слугу Исимуда о мессе, только чтобы узнать, что он отдал их Инанне. Расстроенный, он отправляет Галлу за ними. Инанна уплывает в небесной лодке и благополучно возвращается на набережную Урука. В конце концов, Энки признает свое поражение и заключает мирный договор с Уруком.

В политическом плане этот миф, по-видимому, указывает на события раннего периода, когда политическая власть перешла от города Энки, Эриду, к городу Инанны, Урук.

В мифе о происхождении Инанны, Инанна, чтобы утешить свою скорбящую сестру Эрешкигаль, оплакивающую смерть своего мужа Гугалана (гу 'булл', gal 'большой', ana 'небо / небо'), убитая Гильгамешем и Энкиду, отправляется навестить свою сестру. Инанна говорит своему слуге Ниншубур («Вечерняя леди», ссылка на роль Инанны как вечерней звезды ), чтобы получить помощь от Ану, Энлиля или Энки, если она не возвращается через три дня. После того, как Инанна не вернулась, Ниншубур подходит к Ану, но ему говорят, что он знает силу богини и ее способность заботиться о себе. Пока Энлиль говорит Ниншубуру, что он занят, Энки немедленно выражает озабоченность и отправляет свою Галлу (Галатурру или Кургарру, бесполые существа, созданные из грязи из-под ногтей бога), чтобы вернуть юную богиню. Эти существа могут быть происхождением греко-римских галли, андрогинных существ пола третьего, похожих на американских индейцев Двухдухов, сыгравших важная часть раннего религиозного ритуала.

В рассказе Инанна и Шукалетуда, Шукалетуда, садовник, которого Энки поставил для ухода за созданной им финиковой пальмой, находит Инанну спящей под пальмой и насилует богиню во сне. Проснувшись, она обнаруживает, что подверглась насилию, и пытается наказать злодея. Шукалетуда ищет защиты у Энки, которого Боттеро считает своим отцом. В классической энкианской моде отец советует Шукалетуде спрятаться в городе, где Инанна не сможет его найти. Энки, как защитник тех, кто приходит к нему за помощью, и как уполномочивающий Инанну, бросает вызов юной неистовой богине, чтобы она сдержала свой гнев, чтобы лучше действовать как великий судья.

В конце концов, охладив свой гнев, она тоже обращается за помощью к Энки, как представителю «собрания богов», Игиги и Ануннаки. После того, как она излагает свое дело, Энки видит, что справедливость должна восторжествовать, и обещает помощь, сообщая, где скрывается преступник.

Энки и Кур

В самой ранней из сохранившихся версий мифа об убийстве Кура Энки - герой, ответственный за убийство Кура. К сожалению, этот миф очень фрагментарен, и то немногое, что о нем известно, исходит исключительно из пролога в начале эпической поэмы Гильгамеш, Энкиду и Нижний мир. В более поздних версиях этого мифа героем является либо Нинурта, либо Инанна.

Судя по тому немногому, что легенда начинается с того, что похитил богиню Эрешкигаль и затащил ее в Нижний мир. Энки отправляется в лодку, чтобы атаковать Кур и отомстить за похищение Эрешкигаль. Кур описывается, используя шторм из всех размеров и атакующий Энки, под лодкой. В описании никогда не говорится, кто победил в битве, но, вероятно, можно предположить, что Энки - окончательный победитель.

Влияние

Бог Эа, статуя из Хорсабада, конец 8 века до н.э., Ирак, сейчас в Музее Ирака Бог Эа сидит и держит чашу. Из Насирии, южный Ирак, 2004-1595 гг. До н.э. Музей Ирака

Энки, а затем Эа, по-видимому, иногда изображались в виде человека, покрытого кожей рыбы, и это изображение, как и название его храма Э-апсу, «дом водной бездны», указывает на решительно его изначальному характеру как бога вод (см. Оаннес ). При раскопках 18 святынь, найденных на месте, были найдены тысячи карповых костей, возможно, употребленных в пищу на пирах в честь бога. О его культе в Эриду, восходящем к древнейшему периоду истории Месопотамии, известно определенного не за исключением того, что его храм также был связан с храмом Нинхурсаг, который назывался Эсаггила, «высокий главный дом» (E, дом, саг, голова, ила, высокая; или аккадская богиня = Ила), имя, общее с храмом Мардука в Вавилоне, указывающее на ступенчатую башню или зиккурат (как с храмом Энлиля в Ниппуре, который известен как Е-кур (кур, холм), и эти заклинания, включающие церемониальные обряды, в которых вода как священный элемент играла заметную роль, составляющие черту его поклонение. также имеет отношение к эпосу о hieros gamos или священному браку Энки и Нинхурсаг (см. Выше), что кажется этиологическим миф об удобрении Сухой земли поступлением поливной воды (от шумерского а, аб, вода или семя). Ранние надписи Урукагина на самом деле заходят так далеко, что предполагают, что божественная пара, Энки и Нинки, были прародителями семи пар богов, включая Энки как бога Эриду, Энлиль из Ниппура и Су'эн (или Син ) из Ура, и сами были детьми Ана (небо, небо) и Ki (земля). Бассейн Абзу перед его храмом был принят также в храме Нанны (Аккадский Син ), Луны, в Уре, и распространился от есть по всему Ближнему Востоку. Считается, что он остается и сегодня как священный бассейн в мечетях, или как источник святой воды в католических или восточно-православных церквях.

Играл ли Эриду когда-то важную политическую роль в Шумерские дела не являются достоверными, хотя и возможными. В любом случае известность «Эа» привела, как и в случае с Ниппуром, к выживанию Эриду как священного города, спустя много времени после того, как он перестал иметь какое-либо значение как политический центр. Мифы, в которых Эа занимает видное место, были найдены в библиотеке Ассурбанипала и в архиве Хаттуса в Hittite Анатолии. Как Эа, Энки имел широкое влияние за пределами Шумера, будучи приравненным к ЭльУгарит ) и, возможно, ЯхЭбла ) в кананит 'ilhm пантеон. Он также встречается в хурритской и хеттской мифологии как бог контрактов и особенно благоприятен для человечества. Было высказано предположение, что этимологически имя Эа происходит от термина * hyy (жизнь), относящегося к воде Энки как животворящей. Энки Эа по сути является богом цивилизации, мудрости и культуры. Он также был создателем и защитником человека и мира в целом. Следы этой версии Эа появляются в эпосе Мардука, посвященном достижении этого бога и тесной связи между культом Эа в Эриду и культом Мардука. Корреляция между ними проистекает из двух других важных связей: (1) что название святилища Мардука в Вавилоне носит то же имя, Эсаггила, что и храм в Эриду, и (2) Мардук обычно называют сыном Эа, который получил свои силы от добровольного отречения отца в пользу своего сына. Соответственно, заклинания, используемые для культа Эа, были отредактированы жрецы Вавилона и адаптированы к поклонению Мардуку, и, соответственно, аналогично, гимны Мардуку выдают следы передачи Мардуку атрибутов Эа.

Поскольку третья фигура в триаде (двумя другими членами были Ану и Энлиль ), Эа получает свое постоянное место в пантеон. Ему был назначен контроль над водным, и в этом качестве он становится шар апси; то есть царь Апсу или "бездны". Апсу изображался как бездна воды под землей, поскольку место сбора мертвых, известное как Аралу, находилось недалеко от границ Апсу, он также был обозначен как En -Ki ; то есть «господин того, что внизу», в отличие от Ану, который был господином «высшего» или небес. Культ Эа распространился по Вавилонии и Ассирии. Мы находим храмы и святыни честь, воздвигнутые в его, например в Ниппур, Гирсу, Ur, Вавилон, Сиппар и Ниневия, а Ему также доступны многочисленные эпитеты, данные ему, а также различные формы, в которых представлены данные, которые показывают, как они используются с самого раннего до самого позднего периода вавилонско-ассирийской истории. Супруга Эа, известная как Нинхурсаг, Ки, Уриаш Дамкина, «дама того, что внизу», или Дамгалнунна, «большая леди вод», изначально была полностью соответствует с Эа, но в более патриархальных ассирийских и нововавилонских временах играет роль только в ассоциации со своим господином. Однако в целом Энки кажется отражением допатриархальных временных отношений, когда отношения между полами характеризовались ситуацией большего гендерного равенства. По своему характеру он предпочитает убеждение, которого старается избегать.

Эа и западносемитские божества

В 1964 году группа итальянских археологов под руководством Паоло Маттиа из Римского университета Ла Сапиенца выполнил серию раскопок материалов из города Эбла третьего тысячелетия до нашей эры. Большая часть письменных материалов, найденных в этих раскопках, была позже переведена Джованни Петтинато.

. Среди других выводов он обнаружил тенденцию среди жителей Эблы после правления Саргона из Аккад, чтобы заменить имя Эль, царя богов ханаанского пантеона (встречается в таких именах, как Микаэль и Измаил), на Иа (Микаиа, Исмаия).

Жан Боттеро (1952) и другие предположили, что Иа в данном случае является западно-семитским (ханаанским) способом произнести Эа, аккадское имя Энки, связанное с ханаанским теонимом Яху, и в конечном итоге иврит ЯХВЕ. Некоторые ученые по-прежнему скептически относятся к теории, объясняя, как она могла быть неправильно истолкована.

Уильям Халло также сравнил Ia с угаритским Yamm (море), (также называемая Судья Нахар или Судья Ривер), чье раннее имя по крайней мере в одном древнем источнике было Яу или Яа.

См. Также

Примечание

Ссылки

Цитированные работы

  • Боттеро, Жан (1992). Месопотамия: письмо, рассуждения и боги (1-е изд. В мягкой обложке). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06727-8.
  • Боттеро, Жан (2001). Религия в древней Месопотамии. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-06718-1.

Общие ссылки

  • Якобсен, Торкильд (1976), Сокровища тьмы; История месопотамской религии (издательство Йельского университета, Лондон, New Heaven) ISBN 0-300-02291-3.
  • Крамер, Самуэль Ноа (1998), Шумерская мифология: A Исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры (University of Pennsylvania Press; исправленное издание) ISBN 0-8122-1047-6.
  • Kramer, SN и Майер, Дж. Р. (1989), Мифы об Энки, коварном боге (Оксфорд).
  • Галтер, Х.Д. (1981), Der Gott Ea / Enki in der akkadischen Überlieferung (Грац).

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Энки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Энки.
Последняя правка сделана 2021-05-19 11:10:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте