Веста (мифология)

редактировать
Древнеримская богиня домашнего очага, дома и семьи

Веста
Богиня домашнего очага, дом и семья
Vesta-Roma.jpg
ОбительForum Romanum
SymbolОчаг и его огонь
ФестивалиВесталия (7–15 июня)
Личная информация
РодителиСатурн и Операции
Братья и сестрыЮпитер, Нептун, Плутон, Юнона, Церера
Греческий эквивалентГестия

Веста (Латинское произношение: ) - дева богиня домашнего очага, дома и семьи в римской религии. Она редко изображалась в человеческом обличье и часто изображалась огнем своего храма на Forum Romanum. Вход в ее храм был разрешен только ее жрицам, весталкам, которые ухаживали за священным огнем в очаге в ее храме. Поскольку она считалась хранительницей римского народа, ее праздник Весталия (7–15 июня) считался одним из самых важных римских праздников. Во время Весталии матроны босиком шли по городу к святилищу богини, где приносили подношения еды. Важность Весты для римской религии была такова, что ее культ был одним из последних республиканских языческих культов, все еще действующих после подъема христианства, пока он не был насильственно распущен христианским императором Феодосием I в 391 году нашей эры..

Мифов, изображающих Весту и ее жриц, было немного, и они ограничивались рассказами о чудесном оплодотворении фаллосом, появляющимся в огне очага - проявлением богини. Веста входила в Dii Consentes, двенадцать самых почитаемых богов римского пантеона. Она была дочерью Сатурна и Опс и сестрой Юпитера, Нептуна, Плутона, Юнона и Церера. Ее греческий эквивалент: Гестия.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Римская империя
  • 3 Изображения
    • 3.1 Очаг
    • 3.2 Брак
    • 3.3 Сельское хозяйство
  • 4 Храм
  • 5 Весталок
  • 6 Праздники
  • 7 Мифография
    • 7.1 Рождение Ромула и Рема
    • 7.2 Зачатие Сервия Туллия
    • 7.3 Неприемлемость Приапа
  • 8 Веста за пределами Рима
  • 9 См. Также
  • 10 Цитаты
  • 11 Источники
    • 11.1 Древние
    • 11.2 Современные
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

Овидий вывел Весту от латинского vi stando - «стоящий у власти». Цицерон предположил, что латинское имя Веста происходит от греческого слова Гестия, которое Корнут, как утверждал Корнут, произошло от греческого hestanai dia pantos («вечный»). Эту этимологию предлагает и Сервий. Другая этимология состоит в том, что Веста происходит от латинского vestio («одевать»), а также от греческого έστἰα («очаг» = focus urbis).

Жорж Дюмезиль (1898–1986), французский сравнительный филолог, предположил что имя богини происходит от протоиндоевропейского корня * h₁eu- через производную форму * h₁eu-s-, которая чередуется с * h₁w-es-. Первый встречается в греческом εὕειν heuein, латинском urit, ustio и ведическом осати, все передают «сожжение», а второй встречается в Весте. (Греческое имя богини Ἑστία Гестия, вероятно, не связано). См. Также галльский кельтский вязкий «огонь».

История

Происхождение

Согласно традиции, поклонение Весте в Италии началось в Лавиниуме, городе-матери Альба Лонга и первое троянское поселение. Из Лавиниума поклонение Весте было перенесено в Альба Лонга. Вступая в высшую должность, римские магистраты шли в Лавиниум, чтобы принести жертву Весте и домашним богам, которых римляне называли Пенатами. Пенаты были троянскими богами, впервые введенными в Италию Энеем. Рядом с этими домашними богами была Веста, которую называли Вестой Илиака (Веста Трои), а ее священный очаг назывался Ilaci foci (Троянский очаг).

Поклонение Весте, как и поклонение многим богам, зародился в доме, но стал устоявшимся культом во время правления либо Ромула, либо Нумы Помпилия (источники не согласны, но большинство говорят, что Нума). Жрицы Весты, известные как весталки, управляли ее храмом и наблюдали за вечным огнем. Их существование в Альба-Лонге связано с ранними римскими традициями, поскольку мать Ромула Сильвия была жрицей.

Римская империя

Римская традиция требовала, чтобы главный священник В римском государстве pontifex maximus проживают в domus publicus («общественный дом»). После вступления в должность верховного понтифика в 12 г. до н. Э. Август передал часть своего частного дома весталкам в общественную собственность и включил в него новую святыню Весты. Старая святыня осталась в храме Весты Forum Romanum, но подарок Августа связал общественный очаг государства с официальным домом верховного понтифика и резиденцией императора Палатин. Это укрепило связь между должностью понтифика и культом Весты. Отныне должность pontifex maximus была привязана к титулу императора; Императоры автоматически становились жрецами Весты, а понтификов иногда называли pontifices Vestae («жрецы Весты»). В 12 г. до н.э. 28 апреля (первый из пяти дней Floralia ) было выбрано ex senatus consultum в ознаменование нового святилища Весты в доме Августа на Палатине. Очаг последнего был средоточием традиционных религиозных обрядов императорского дома. Различные императоры возглавили официальное возрождение и продвижение культа весталок, который в различных местах оставался центральным в древних традиционных культах Рима до 4 века. Посвящения в Атриуме Весты, датируемые преимущественно 200-300 годами нашей эры, свидетельствуют о служении нескольких девственниц-весталок Максима. Поклонение Весте стало приходить в упадок с появлением христианства. В ок. 379, Грациан покинул пост верховного понтифика; в 382 г. он конфисковал Атриум Весты; одновременно он отозвал свое государственное финансирование. В 391 г., несмотря на официальные и общественные протесты, Феодосий I закрыл храм и погасил священный огонь. Наконец, Coelia Concordia ушла в отставку с поста последней Vestalis Maxima («главной весталки») в 394 году.

Изображения

Монета, выпущенная под Нероном : на реверсе изображено культовая статуя Весты, держащей патера и скипетр, в ее гексастиле храме.

Изображенная как благовоспитанное божество, никогда не участвовавшее в ссоре с другими богами, Веста временами из-за к ее противоречивой ассоциации с фаллосом. Она была воплощением Фаллической Матери : она была не только самой девственной и чистой из всех богов, но к ней обращались как к матери и даровали плодородие. Мифографы говорят нам, что у Весты не было мифов, кроме того, что она была определена как один из старейших богов, который имел право на предпочтение в почитании и подношениях по сравнению со всеми другими богами. В отличие от большинства богов, Веста почти не изображалась напрямую; тем не менее, она символизировалась ее пламенем, огненной палкой и ритуальным фаллосом (фасцином).

Хотя Веста была самим пламенем, символ фаллоса мог иметь отношение к функции Весты в культах плодородия, но возможно, он также взывал к самой богине из-за своей связи с огненным жезлом, используемым для зажигания священного пламени. Иногда ее считали олицетворением огненной палки, которую вставляли в полый кусок дерева и фаллически вращали, чтобы зажечь ее пламя.

Очаг

Относительно статуса домашнего очага Весты Дионисий Галикарнасский сказал следующее: «И они считают огонь посвященным Весте, потому что эта богиня, будучи Землей и занимая центральное положение во вселенной, зажигает небесные огни из сама." Овидий согласился, сказав: «Веста такая же, как земля, в обеих есть вечный огонь: и Земля, и священный огонь - символ дома». Считалось, что священное пламя очага необходимо для сохранения и непрерывности римского государства: Цицерон прямо заявляет об этом. Чистота пламени символизировала жизненную силу, которая лежит в основе жизни сообщества. Также потому, что ритуальные заботы девственниц распространялись на сельскохозяйственный цикл и обеспечивали хороший урожай, Веста получила титул Матер («Мать»).

Оплодотворяющая сила священного огня подтверждается в Версия Плутарха о рождении Ромула, рождении царя Сервия Туллия (в которой его мать Окресия забеременела после того, как села на фаллос, который появился среди пепла ара бога Вулкана, по приказу Танакила жены царя Тарквиния Приска ) и рождения Цекула, основатель Praeneste. Все эти мифические или полулегендарные персонажи демонстрируют мистическое владение огнем, например, волосы Сервия зажег его отец, не причинив ему вреда, его статуя в храме Фортуны Примигении не пострадала от пожара после его убийства. Caeculus зажигал и тушил пожары по своему желанию.

Брак

Веста, держащая патера и скипетр на реверсе антониниана (ок. 253 г. н.э.)

Веста был связан с лиминальностью, а лимэн («порог») был для нее священным: невесты старались не наступать на него, иначе они совершат кощунство, пиная священный предмет. Сервий объясняет, что со стороны невесты-девственницы было бы плохим решением пнуть предмет, священный для Весты - богини, которая свято придерживается целомудрия. С другой стороны, это могло быть просто потому, что римляне считали неудачей топтать любой священный для богов объект. В Плавт 'Касина невесту Казину предупреждают, чтобы она осторожно поднимала ноги через порог после свадьбы, чтобы она имела преимущество в своем браке. Точно так же Катулл предостерегает невесту, чтобы она не переступала порога «с добрым предзнаменованием».

Согласно римским поверьям Веста присутствовала на всех свадьбах, и Янус тоже. : Веста была порогом, а Янус дверным проемом. Точно так же Веста и Янус вызывались при каждом жертвоприношении. Было отмечено, что из-за того, что они вызывались так часто, обращение к ним стало просто означать «молиться». Кроме того, Веста присутствовала с Янусом во всех жертвоприношениях. Также было отмечено, что ни один из них не всегда изображался как человек. Это было предложено как доказательство их древнего италийского происхождения, поскольку ни один из них не был "полностью антропоморфизирован"

Сельское хозяйство

Считаясь среди сельскохозяйственных божеств, Веста была связана с божествами Tellus и Terra в разных аккаунтах. В Antiquitates rerum humanarum et divinarum Варрон связывает Весту с Теллусом. Он говорит: «Они думают, что Теллус... это Веста, потому что она« одета »в цветы». Верриус Флаккус, однако, идентифицировал Весту с Террой. Овидий намекает на связь Весты с обоими божествами.

Храм

Храм Весты на фото 2009 года

Там, где в большинстве храмов была статуя, у Весты был очаг. Огонь был религиозным центром римского культа, общим очагом (focus publicus) всего римского народа. Весталы были обязаны поддерживать священный огонь горящим. Если огонь погас, его нужно разжечь из беседки, благоприятного дерева (вероятно, дуба). Воду не допускали внутрь aedes, и она не могла оставаться в соседних помещениях дольше, чем это было необходимо. Весталы несли его в сосудах, называемых бесполезными, у которых была крошечная ножка, делавшая их нестабильными.

В храме Весты хранился не только ignes aeternum («священный огонь»), но и Palladium <37 из Афина Паллада, а также Пенаты. Говорят, что оба эти предмета были привезены в Италию Энеем. Палладий Афины был, по словам Ливия : «fatale pignus imperii Romani» («плода судьбы Римской империи»). Важность Палладия была такова, что когда галлы разграбили Рим в 390 г. до н.э., весталки сначала похоронили Палладий, а затем удалились в безопасное место в ближайшем Цере. Такие предметы хранились в penus Vestae (то есть священном хранилище храма Весты).

Несмотря на то, что Веста была одной из самых духовных римских святынь, она не была храмом в римском смысле слова; то есть это не было зданием, освященным авгурами, и поэтому оно не могло использоваться для встреч римских чиновников. Утверждалось, что храм Весты в Риме не был храмом из-за его круглой формы. Однако храм был не зданием, а скорее священным пространством, которое могло содержать здание прямоугольной или круглой формы. Фактически, ранние храмы часто были алтарями, которые были освящены, а позже вокруг них возводились здания. Храм Весты в Риме был aedes, а не templum, из-за характера культа Весты - точная причина неизвестна.

Vestal Virgins

Virgo Vestalis Maxima, изображенная на римской статуе

Весталы были одним из немногих духовных лиц, занимавших постоянную должность в римской религии. Они были взяты из класса патриций и должны были соблюдать абсолютное целомудрие в течение 30 лет. Именно поэтому весталок и назвали весталками. Они носили особый стиль одежды, и им не разрешалось выпускать огонь из-под страха порки. Девы-весталки жили вместе в доме недалеко от Форума (Атриум Веста) под присмотром Великого Понтифика. Став жрицей, весталка была юридически освобождена от власти своего отца и дала обет целомудрия на 30 лет. Весталку, нарушившую этот обет, можно было судить за инцест и, в случае признания ее виновным, заживо похоронить в Campus Sceleris («Поле зла»).

februae (lanas: шерстяные нити), которые были неотъемлемой частью костюма весталок, поставлялись rex sacrorum и flamen dialis. Раз в год весталки ритуально предупреждали rex sacrorum быть бдительными при исполнении своих обязанностей, используя фразу «Vigilasne rex, vigila!» По мнению Цицерона, весталки обеспечивали Риму контакт с богами.

Особой обязанностью весталок было приготовление и сохранение священной саламои, используемой для наслаждения mola salsa, смесь соленой муки, которую следует посыпать жертвенными жертвами (отсюда латинский глагол immolare, «надевать молу, приносить в жертву»). Это тесто они тоже готовили в определенные дни. Их также задача подготовки к Парилии.

Фестивалю

Домашняя и семейная жизнь в целом были представлены праздником богини дома и духов кладовой - Весты и Пенаты - на Весталии (7-15 июня). В первый день празднеств был открыт penus Vestae (sanctum sanctorum из ее храм, который обычно был занавешен занавеской) - единственный раз в году, когда женщины приносили жертвы. Пока занавес оставался открытым, матери могли приходить босиком и в растрепанном виде, чтобы оставить подношения богине в обмен на благословение им и их семье. 9 июня животное, посвященное Весте, ослу, было увенчано гирляндами из цветов и кусочками хлеба. Последний день (15 июня) был Q (uando) S (tercum) D (elatum) F (as) [«когда навоз может быть удален законным образом»] - penus Vestae был торжественно закрыт; Flaminica Dialis соблюдали траур, и храм был подвергнут очищению, называемому stercoratio: грязь была выметена из храма и перенесена по маршруту под названием clivus Capitolinus, а затем в Тибр.

В армии Feriale Duranum (224 г. н.э.) первый день Весталии - это Веста апперит [ур], а последний день - Веста cluditur. В этом году записано прошение, посвященное Весте на 9 июня, и записи Братьев Арвал в этот день также отмечают кровавое жертвоприношение ей. Согласно календарю Кодекса от 354 г., 13 февраля стало праздником родителей Девы Весталис, государственным праздником, который к тому времени заменил старую родительскую, где жертвоприношение скота на огне теперь посвящен Весте. Это также знаменует собой первое участие весталок в обрядах, связанных с Манес.

Мифография

Храм Весты на реверсе денария, выпущенного в 55 г. до н.э. Квинтом. Кассий Лонгин.

У Весты не было официальной мифологии, и она существовала как абстрактная богиня домашнего очага и целомудрия. Только в рассказе Овидия на вечеринке Кибелы Веста появляется непосредственно в мифе.

Рождение Ромула и Рема

Плутарх в своей «Жизни Ромула» рассказал вариация рождения Ромула со ссылкой на сборник итальянской истории, составленный Проматионом. В этой версии, когда Таркетий был королем Альба-Лонги, в его очаге появился фантомный фаллос. Царь посетил оракула Тетиса в Этруске, который сказал ему, что девственница должна иметь сношение с этим фаллосом. Таркетий приказал сделать это одной из своих дочерей, но она отказалась послать служанку вместо нее. Разгневанный, король задумался о ее казни; однако Веста явилась ему во сне и запретила это. Когда служанка родила с помощью призрака близнецов, Таркетий передал их своему подчиненному Тератию с приказом уничтожить их. Вместо этого Тератий перенес их на берег реки Тибр и положил там. Затем к ним подошла волчица и покормила их грудью, птицы принесли им еду и накормили, прежде чем пришел изумленный пастух и забрал детей с собой. Так они были спасены, а когда выросли, напали на Тархетиуса и победили его. Плутарх заключает контраст между версией Проматиона о рождении Ромула и версией более достоверного Фабия Пиктора, которую он описывает в подробном повествовании и поддерживает его.

Концепция Сервия Туллия

Дионисий Галикарнасский рассказывает местную историю о рождении царя Сервия Туллия. В нем фаллос поднялся из очага Весты во дворце Нумы, и Окрезия первая увидела его. Она немедленно сообщила королю и королеве. Царь Тарквиний, услышав это, был поражен; но Танакил, чьи познания в гадании были хорошо известны, сказал ему, что рождение от фаллоса домашнего очага и смертной женщины произведет превосходное потомство - это благословение. Затем король выбрал Окрезию для сношения с ним, потому что она увидела его первой. Во время этого ей явился либо Вулкан, либо божество-покровитель дома. После исчезновения она зачала и родила Туллия. Эта история его рождения могла быть основана на его имени, поскольку Сервий эвфемистически означал «сын слуги», потому что его мать была служанкой.

Неприличие Приапа

В 6-й книге Овидия «Фасти» : Кибела пригласила всех богов, сатиров, сельских божеств и нимф на пир, хотя Силен пришел без приглашения со своим ослом. При этом Веста небрежно лежала на отдыхе, и Приап заметил ее. Он решил подойти к ней, чтобы насиловать ее; однако осел, принесенный Силеном, своевременно вскрикнул: Веста проснулась, а Приап едва избежал возмущенных богов. В книге 1 Фастов упоминается аналогичный пример неподобающего поведения Приапа с участием Лотида и Приапа. Счет Весты-Приапа не так хорошо разработан, как рассказ о Лотисе, и критики предполагают, что рассказ о Весте и Приапе существует только для создания культовой драмы. Овидий говорит, что осла украшали ожерельями из кусков хлеба в память об этом событии. В другом месте, по его словам, ослов чествовали 9 июня во время Весталии в знак благодарности за услуги, которые они оказывали в пекарнях.

Веста за пределами Рима

Культ Весты засвидетельствован в Бовиллах, Лавиниум и Тибур. В Бовиллах располагались албанские весталки (Albanae Longanae Bovillenses), которые, как предполагалось, продолжали албанских весталок. В Лавиниуме были весталки Лавинтес Лавинат. Оба ордена уходят корнями в самую древнюю традицию, которая существовала до Рима. У Тибура тоже были свои весталки, о которых говорится в эпиграфах.

Весталки могли присутствовать в святилище Дианы Неморенсис недалеко от Ариции.

См. Также

Цитаты

Источники

Древние

Современные

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Вестой.
Последняя правка сделана 2021-06-18 11:58:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте