Сатурн (мифология)

редактировать
Сатурн
Титан Капитолия, богатство, сельское хозяйство, освобождение и время
GiorcesBardo6.jpg
СимволСерп, коса
ДеньСуббота
ХрамХрам Сатурна
ФестивалиСатурналии
Личная информация
РодителиЦелус и Терра
Братья и сестрыЯнус, Ops
ConsortOps
ДетиЮпитер, Нептун, Плутон, Юнона, Церера и Веста
греческий эквивалентКронос
этрусский эквивалентСатра

Сатурн (лат. : Sāturnus ) был богом древнеримской религии и персонажем римской мифологии. Он был описан как бог зарождения, разложения, изобилия, богатства, сельского хозяйства, периодического обновления и освобождения. Мифологическое правление Сатурна изображалось как золотой век изобилия и мира. После завоевания Греции римлянами он был отождествлен с греческим Титаном Кроносом, став известным как бог времени. Супругой Сатурна была его сестра Опс, от которой он породил Юпитер, Нептун, Плутон, Юнону, Церера и Веста.

Сатурн особенно отмечался во время праздника Сатурналий каждый декабрь, возможно, самого известного из римских праздников, времени пиршества, смена ролей, свобода слова, дарение подарков и разгул. Храм Сатурна в Римском форуме размещал государственную казну и архивы (эрариум ) Римской республики и начала Римская империя. Планета Сатурн и день недели суббота названы в его честь.

Содержание

  • 1 Мифология
  • 2 Этимология и эпитеты
  • 3 Храм
  • 4 Время праздников
  • 5 В римской религии
    • 5.1 Теология и поклонение
      • 5.1.1 Анализ Брикеля
      • 5.1.2 Римские культовые практики
      • 5.1.3 Культ за пределами Рима
    • 5.2 Сатурналии
  • 6 Римская легенда
  • 7 Гладиаторская мунера
  • 8 На монетах
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Мифология

Римская земля сохранила воспоминания об очень далеком времени, когда Сатурн и Янус царствовал на месте города до его основания: Капитолий назывался монс Сатурний. Римляне отождествляли Сатурн с греческим Кроносом, мифы которого были адаптированы для латинской литературы и римского искусства. В частности, роль Кроноса в генеалогии греческих богов была перенесена на Сатурн. Еще Ливий Андроник (3 век до н.э.) Юпитер назывался сыном Сатурна.

У Сатурна были две любовницы, которые представляли разные аспекты бога. Имя его жены, Опс, римский эквивалент греческого Рея, означает «богатство, изобилие, ресурсы». Однако связь с Опс считается более поздним развитием, поскольку эта богиня изначально была связана с Консусом. Ранее Сатурн был связан с Луа («разрушение, растворение, ослабление»), богиней, получившей окровавленное оружие врагов, уничтоженных на войне.

Под властью Сатурна люди наслаждались спонтанной щедростью земли без труда в «Золотом веке», описанном Гесиодом и Овидием. Он стал известен как бог времени.

Этимология и эпитеты

Сатурном они стремятся представить ту силу, которая поддерживает циклический ход времен и времен года. Это тот смысл, который несет греческое имя этого бога, поскольку его зовут Кронос, что то же самое, что Хронос или Время. Сатурн, в свою очередь, получил свое имя, потому что он был «насыщен» годами; История о том, что он регулярно пожирал собственных детей, объясняется тем фактом, что время пожирает течение времен года и «ненасытно» поглощает себя прошедшими годами. Сатурн был скован Юпитером, чтобы гарантировать, что его схемы не выйдут из-под контроля, и чтобы ограничить его узами звезд.. —

Квинт Луцилий Бальб как записано Маркусом. Туллий Цицерон и переведено PG Уолш, De Natura Deorum (О природе богов), Книга II, Часть II, Раздел c

Согласно Варрону, имя Сатурна произошло от слова satus, что означает «посев». Хотя эта этимология выглядит неправдоподобной с лингвистической точки зрения (из-за большого количества a в Сатурне, а также из-за эпиграфически засвидетельствованной формы Saeturnus), тем не менее, она отражает изначальную черту бога. Более вероятная этимология связывает это имя с этрусским богом Сатре и топонимами, такими как Сатрия, древний город Лацио, и Сатуря палус, болото также в Лациуме. Этот корень может быть связан с латинским phytonym satureia.

Другой эпитет, по-разному Sterculius, Stercutus и Sterces, относился к его сельскохозяйственным функциям; это происходит от stercus, «навоз» или «навоз», относящихся к возрождению из смерти в жизнь. Сельское хозяйство было важно для римской идентичности, а Сатурн был частью архаической римской религии и этнической идентичности. Его имя фигурирует в древнем гимне салианских жрецов, и его храм был самым старым из известных, записанных понтификами.

Квинт Луцилий Бальб дает отдельную этимологию в Цицерона De Natura Deorum (О природе богов). В этой интерпретации сельскохозяйственный аспект Сатурна будет вторичным по отношению к его первичной связи со временем и сезонами. Поскольку Время потребляет все, Бальб утверждает, что имя Сатурн происходит от латинского слова satis ; Сатурн является антропоморфным представлением Времени, которое заполнено или насыщено всеми вещами или всеми поколениями. Поскольку сельское хозяйство так тесно связано с сезонами и, следовательно, пониманием циклического течения времени, из этого следует, что сельское хозяйство тогда будет связано с божеством Сатурном.

Храм

Храм Сатурна был расположен у подножия Капитолийского холма, согласно традиции, записанной Варроном, ранее известным как Сатурний Монс, и ряда колонны от последней перестройки храма все еще стоят. Храм был освящен в 497 г. до н.э., но территория Сатурни была построена королем Туллом Гостилиусом, что подтверждается археологическими исследованиями, проведенными Э. Гьерстадом. На протяжении всей римской истории здесь размещалась государственная казна (эрариум ).

Время праздника

Положение праздника Сатурна в римском календаре привело к его ассоциации с концепциями времени, особенно временным переходом Нового года. В греческой традиции Кронос иногда ассоциировался с Хроносом, «Время», и его пожирание своих детей воспринималось как аллегория смены поколений. Серп или коса Отца Времени является остатком сельскохозяйственного орудия Кроноса-Сатурна, и его состарившийся вид представляет собой убыль старого года с рождением нового, в древности иногда воплощенное Айон. В поздней античности Сатурн синкретизируется с рядом божеств и начинает изображаться крылатым, как и Кайрос, «Время, нужное время».

В римской религии

Богословие и поклонение

Руины Храма Сатурна (восемь колонн в крайнем правом углу) в феврале 2010 г., с тремя колоннами из Храма Веспасиана и Тит (слева) и Арка Септимия Севера (в центре)

Фигура Сатурна - одна из самых сложных в римской религии. Г. Дюмезиль воздерживался от обсуждения Сатурна в своей работе о римской религии на основании недостаточного знания. Напротив, его последователь Доминик Брикель предпринял попытку тщательной интерпретации Сатурна, используя трехфункциональную теорию индоевропейской религии Дюмезиля, взяв древние свидетельства и работы А. Брелиха и Г. Пиккалуга как его основа.

Основная трудность, с которой ученые сталкиваются при изучении Сатурна, заключается в оценке того, что является оригинальным в его фигуре, а что является следствием более поздних эллинизирующих влияний. Более того, некоторые черты бога могут быть общими для Кроноса, но, тем не менее, очень древними и могут считаться свойственными римскому богу, тогда как другие, безусловно, появились позже и появились после 217 г. до н. Э., Года, в котором греческие обычаи Крония были введены в Сатурналии.

Анализ Брикеля

Среди черт, которые определенно характерны для римского бога, Брикель выделяет:

  1. время его праздника в календаре, что соответствует дате освящения его храма (греческая Cronia, с другой стороны, имела место в июне – июле);
  2. его связь с Lua Mater и
  3. место его культа на Капитолии, восходящее к далеким временам.

Эти три элемента с точки зрения Брикеля указывают на то, что Сатурн является верховным богом. Строгая связь бога с культами Капитолийского холма и, в частности, с Юпитером подчеркивается легендами об отказе богов Ювентас и Терминус покинуть свое жилище в святынях на Капитолий, когда должен был быть построен храм Юпитера. Эти два божества соответствуют богам-помощникам правителя в ведической религии (Брикель ссылается на Дхритараштра и Видура, образы Махабхараты ) и Циклопы и Гекатонхейры в Гесиод. В то время как боги-помощники принадлежат ко второму божественному поколению, они становятся активными только на уровне третьего в каждом из трех случаев - Индии, Греции и Рима, где они становятся своего рода продолжением Юпитера.)

Дюмезил постулировал разделение фигуры верховного бога в индоевропейской религии, которую воплощают ведические боги Варуна и Митра. Из двух первый показывает аспект волшебной, сверхъестественной, внушающей трепет силы созидания и разрушения, а второй показывает обнадеживающий аспект гаранта правового порядка в организованной общественной жизни. В то время как в Юпитере эти двойные черты слились воедино, Брикель видит в Сатурне символы суверенного бога типа Варунианства. Его характер становится очевидным в его мастерстве в течение ежегодного кризиса во время зимнего солнцестояния, воплощенном в силе подрыва нормального кодифицированного социального порядка и его правил, что проявляется в фестивале Сатурналий, в мастерство ежегодного плодородия и обновления, в силе уничтожения, присутствующей в его паредре Луа, в том факте, что он является богом вневременной эры изобилия и щедрости до времени, которую он восстанавливает во время ежегодного кризиса зимы солнцестояние.

В римском и этрусском исчислении Сатурн является носителем молнии; никакой другой бог земледелия (в смысле специализированной человеческой деятельности) не является таковым. Следовательно, власть, которую он имеет в сельском хозяйстве и богатстве, не может быть у бога третьей функции, то есть производства, богатства и удовольствий, но это проистекает из его магической власти над созиданием и разрушением. Хотя эти черты можно найти и у греческого бога Кроноса, похоже, что эти черты были свойственны самым древним аспектам римского Сатурна, таким как его присутствие на Капитолии и его связь с Юпитером, который в рассказах о прибытии Пеласги в стране сицелов и Аргей приказывают приносить ему человеческие жертвы.

Брикель приходит к выводу, что Сатурн был верховным богом времени, которое римляне считали уже не актуальным, время легендарного происхождения мира, до цивилизации.

Римские культовые практики

Сатурн с головой, защищенной зимним плащом, с серпом справа рука (фреска из Дома Диоскуров в Помпеях, Археологический музей Неаполя)

Жертвоприношения Сатурну совершались по «греческому обряду» (ritus graecus ), с непокрытой головой, в отличие от тех, других крупных римских божеств, которые исполнялись capite velato, «с покрытой головой». Сам Сатурн, однако, был изображен завуалированным (инволютус), как, например, на настенной росписи из Помпеи, на которой изображен он с серпом, покрытый белой вуалью. Эта особенность полностью соответствует характеру суверенного бога типа Варуниан и характерна для немецкого бога Одина. Брикель замечает Сервий уже видел, что выбор греческого обряда был обусловлен тем фактом, что сам бог воображается и изображается как завуалированный, поэтому его жертва не может быть совершена человеком под завесой: это пример изменения текущего порядка вещей, типичного для природы божества, как это проявляется в его празднике. Плутарх пишет, что его фигура скрыта, потому что он отец истины.

Плиний отмечает, что культовая статуя Сатурна была заполнена маслом; точное значение этого неясно. Ноги были обвязаны шерстью, которую снимали только во время Сатурналий. Тот факт, что статуя была заполнена маслом, а ноги были обвязаны шерстью, может относиться к мифу о «Кастрации Урана». В этом мифе Рея дает Кроносу камень вместо Зевса, таким образом обманывая Кроноса. Хотя владение узлами является чертой греческого происхождения, оно также типично для правителя Варуниана, как очевидно, например, в Odin. После того, как Зевс победил Кроноса, он установил этот камень в Дельфах, и его постоянно смазывали маслом и укладывали на него нити нетканой шерсти. Камень носил красный плащ и выносился из храма для участия в ритуальных процессиях и lectisternia, пирах, на которых изображения богов устраивались в качестве гостей на ложах. Все эти церемониальные детали идентифицируют фигуру государя.

Культ за пределами Рима

В Италии существует мало свидетельств культа Сатурна за пределами Рима, но его имя напоминает имя этрусского бога Сатрес. Потенциальная жестокость Сатурна была усилена его отождествлением с Кроносом, известным тем, что пожирал своих собственных детей. Таким образом, он использовался в переводе, когда ссылался на богов из других культур, которые римляне считали суровыми; он был приравнен к карфагенскому богу Баал Хаммон, которому приносились в жертву дети, и Яхве, суббота которого упоминалась как Сатурни умирает, "день Сатурна, "в стихотворении Тибулла, написавшего во время правления Августа ; в конце концов это привело к появлению слова «суббота» в английском языке. Отождествление с Баал Хаммоном позже привело к возникновению африканского Сатурна, культа, который пользовался большой популярностью до 4 века. Помимо того, что он был популярным культом, он также имел характер мистической религии и требовал детских жертв. Также считается склонностью к монотеизму. В церемонии посвящения myste (посвященный) "intrat sub iugum" ("входит под иго"), ритуал, который Легли сравнивает с римским tigillum sororium. Несмотря на то, что их происхождение и богословие совершенно разные, италийский и африканский бог являются суверенными и властными над временем и смертью, что позволило им встретиться. Более того, африканский Сатурн происходит не напрямую от италийского бога, а скорее от его греческого аналога Кроноса.

Сатурналии

Сатурн связан с главным религиозным праздником в римском календаре, Сатурналиями. Сатурналии отмечали сбор урожая и посев и проходили с 17 по 23 декабря. Во время Сатурналий социальные ограничения Рима были ослаблены. Фигура Сатурна, которую держали в течение года с обвязанными шерстью ногами, освободили на время праздника. Разгулы Сатурналий должны были отражать условия утраченного «Золотого Века» до свержения правления Сатурна, и не все из них желательны, кроме как временного освобождения от цивилизованных ограничений. Греческим эквивалентом был Крония.

Макробий (V век нашей эры), представляющий интерпретацию Сатурналий как праздника света, ведущего к зимнему солнцестоянию. Возрождение света и наступление нового года отмечалось в поздней Римской империи 25 декабря в Dies Natalis в Sol Invictus, «День рождения непобедимого солнца»..

Римская легенда

Рельеф, хранящийся в Лувре, который, как предполагалось, изображал скрытый трон Сатурна, либо римское произведение I века нашей эры, либо копия эпохи Возрождения

Римляне обычно изображали божественные фигуры как королей Лациума во время их легендарного происхождения.

Макробиус прямо заявляет, что римская легенда о Янусе и Сатурне является выдумкой, поскольку истинное значение религиозных верований не может быть открыто выражено. В мифе Сатурн был изначальным и автохтонным правителем Капитолия, который, таким образом, в прежние времена назывался Монс Сатурний и на котором когда-то стоял город Сатурния. Иногда его считали первым королем Лациума или даже всей Италии. В то же время существовала традиция, что Сатурн был иммигрантским богом, которого принял Янус после того, как его узурпировал его сын Юпитер и изгнал из Греции. По мнению Верснеля, его противоречия - иностранец с одним из старейших святилищ Рима и бог освобождения, которого держат в оковах большую часть года, - указывают на способность Сатурна стирать социальные различия.

главные ворота Алатри циклопических стен

Золотой век правления Сатурна в римской мифологии отличался от греческой традиции. Он прибыл в Италию «свергнутый и беглый», но принес с собой земледелие и цивилизацию, за что был вознагражден Янусом долей королевства, став королем. Как описал это августинский поэт Вергилий : «Он собрал неуправляемую расу» фавнов и нимф », разбросанных по горам, и дал им законы...... Под его правлением был золотой век, о котором люди рассказывают: в таком совершенном мире он правил народами ». Он считался родоначальником латинской нации, поскольку он породил Пика, первого царя Лациума, который женился на дочери Януса Каненс и, в свою очередь, стал отцом Фавна. Сатурн также основал пять сатурнианских городов Лацио: Алетриум (сегодня Алатри ), Анагния (Ананьи ), Арпинум (Арпино ), Атина и Ферентинум (Ферентино, также известный как Антинум) все расположены в Латинской долине, провинции Фрозиноне. Все эти города окружены циклопическими стенами ; их основание традиционно приписывается пеласгам.

, но у Сатурна был и менее благожелательный аспект, о чем свидетельствует кровь, пролитая в его честь во время гладиаторской мунеры. Его супругой в архаической римской традиции был Луа, иногда называемый Луа Сатурни («Луа Сатурна») и отождествляемый с Луа Матер, «Мать Разрушения», богиней, в честь которой сжигалось оружие врагов, убитых на войне., возможно, как искупление. H.S. Верснель, однако, предположил, что Lua Saturni не следует отождествлять с Lua Mater, а скорее относится к «ослаблению»; таким образом, она представляет освободительную функцию Сатурна.

Гладиаторская мунера

хтоническая природа Сатурна соединила его с подземным миром и его правителем Dis Pater, Римский эквивалент греческого Плутона (Плутон на латыни), который также был богом скрытого богатства. В источниках 3-го века нашей эры и позже, Сатурн упоминается как принимавший гладиаторские подношения (munera) во время или около Сатурналий. Эти гладиаторские бои, продолжавшиеся в течение десяти дней в декабре, были представлены квесторами и спонсировались на средства из сокровищницы Сатурна.

Практика гладиаторских мунер подвергалась критике со стороны Кристиана. апологеты как форма человеческого жертвоприношения. Хотя нет никаких свидетельств этой практики в республиканскую эпоху, предложение гладиаторов привело к более позднему предположению, что первобытный Сатурн требовал человеческих жертв. Макробиус говорит, что Дис Патер был умиротворен человеческими головами, а Сатурн - жертвенными жертвами, состоящими из людей (virorum Victimis ). Фигурки, которые обменивались в качестве подарков (сигиллярии ) во время Сатурналий, могли представлять собой заменители токенов.

На монетах

Сатурн, управляющий квадригой на реверсе денария, выпущенного Сатурнином

В 104 г. до н. Э. плебейский трибун Луций Апулей Сатурнин издал денарий, изображающий Сатурна, управляющего колесницей с четырьмя лошадьми (квадрига ), транспортное средство, связанное с правителями, торжествующими полководцами и богами солнца. Сатурнин был популярным политиком, предлагавшим раздачу зерна беднякам Рима по заниженным ценам. На аверсе изображена голова богини Ромы. Сатурнианские образы сыграли на имени трибуна и его намерении изменить социальную иерархию в свою пользу, опираясь на свою политическую поддержку простых людей (плебс ), а не сенаторской элиты. 122>

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Жорж Дюмезиль Римская архаическая религия Париж Пэйо 1974 2-й; Итальянский перевод (расширенная версия) La Religione romana arcaica Milano Rizzoli 1977. Edizione e traduzione a cura di Furio Jesi.
  • Доминик Брикель «Юпитер, Сатурн и Капитолий. Essai de compareison Indoeuropéenne» в Revue de l 'histoire религий 198 2. 1981, стр. 131–162.
  • Марсель Легли Saturn africain. Histoire BEFAR Paris de Boccard 1966.
  • H.S. Верснель, «Сатурн и Сатурналии», в Несоответствии в греческой и римской религии: переход и изменение в мифах и ритуалах (Брилл, 1993, 1994), стр. 144–145.

Дополнительная литература

На Wikimedia Commons есть медиа относящиеся к Сатурну (deus).
Викицитатная цитата имеет отношение к: Сатурну (мифология)
  • Гиранд, Феликс (редактор); Алдингтон, Ричард (переводчик); Эймс, Делано (переводчик); И Грейвс, Роберт (Введение). Новая энциклопедия мифологии Ларусса. ISBN 0-517-00404-6

Внешние ссылки

Wikisource содержат текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Сатурн (бог).
Викискладе есть материалы, связанные с Сатурном (deus).
Последняя правка сделана 2021-06-07 03:38:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте