Ianuarius, полностью Mensis Ianuarius («месяц Янус »), был первым месяцем древнеримской календарь, от которого произошли юлианский и григорианский месяц январь. За ним последовал Februarius («февраль »). В календарях Римской республики у Януария было 29 дней. Два дня были добавлены, когда календарь был реформирован при Юлии Цезаре в 45 г. до н. Э.
В древнейшем римском календаре, который, по мнению римлян, был установлен их легендарным основателем Ромулом, первым месяцем был Мартий («месяц Марс ", март ), а в календарном году было всего десять месяцев. Януарий и Фебруарий должны были быть добавлены Нумой Помпилием, вторым царем Рима, первоначально в конце года. Неясно, когда римляне изменили течение года, чтобы сначала были январь и февраль. Традиционно считается, что Януарий получил свое имя от Януса, двуликого бога начала, отверстий, проходов, ворот и дверных проемов, но, согласно альманахам древнеримских фермеров Юнона была божество-покровитель месяца.
Многие римские праздники и религиозные обряды отражают аграрный образ жизни римлян в их раннюю историю. Сельскохозяйственные календари (menologia rustica ) показывают, что для фермеров январь продолжил относительно спокойное время, которое они испытали в декабре. В январе эти альманахи советовали фермерам ожидать 9¾ часов дневного света и 14¼ часов темноты, а также точить колья, рубить ивы и тростники и приносить жертвы Dei Penates, божествам-покровителям. Сельскохозяйственный писатель Колумелла говорит, что фермеры, которые были религиозными, более скрупулезными, чем другие, воздержались бы от обработки земли до 13 января, за исключением того, что 1 января они должны были сделать благоприятный жест ( auspiciandi causa) начала работы над всем, что они хотели сделать в этом году.
Варрон в своем сельскохозяйственном трактате делит сельскохозяйственный год на восемь фаз. Фаза от зимнего солнцестояния до 7 февраля, когда Фавоний считалось, что западный ветер начинает дуть благоприятно, была не для тяжелой работы, а для случайных работ и уборки.
В Римская республика, консулы вступили в должность в начале года; с 153 г. до н.э., 1 января. Ауспиции были взяты, и, если это было благоприятно, два консула пошли домой и надели свои toga praetexta с фиолетовой полосой, обозначающей их статус. Процессия сенаторов и наездников сопровождала их от дома до Храма Юпитера Оптимуса Максимуса на Капитолийском холме. Народ празднично оделся и смотрел парад. В храме каждый консул приносил белого быка в жертву Юпитеру во исполнение обета, данного консулами прошлого года, просить благополучия (salus ) у государства (вота про салют рей публичные ). Затем были даны новые обеты.
Затем старший из двух консулов созвал сенат. Среди прочего, он объявил дату Feriae Latinae («латинский фестиваль»), передвижного пира, который состоится в апреле и является одним из старейших. праздники религиозного календаря. В течение пяти дней в присутствии квесторов в Храме Сатурна консулы дали клятву подчиняться законам.
В Империале В период вместо него были даны обеты благополучия императора.
Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с первого по последний день. Вместо этого они вели обратный отсчет от трех фиксированных точек месяца: Nones (5-е или 7-е, в зависимости от продолжительности месяца), Ides (13-е или 15-е), и календа (1-го) следующего месяца. Ноны января выпали на 5-е, а Иды - на 13-е. Последний день января был pridie Kalendas Februarias, «день перед февральскими календарями». Римский счет был включительно ; 9 января было ante diem V Idūs Ianuarias, «5-й день перед идами (13 января)», обычно сокращенно a.d. V Ид. Ян. (или с полным опущением а.д.); 23 января был X кал. Февраль, «за 10 день до февральских календ».
В календаре Римской республики и начала принципата каждый день отмечен буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В январе это были:
Дни также были отмечены Буквенное обозначение в циклах ABCDEFGH для обозначения «рыночной недели» (они опущены в таблице ниже).
Настенная живопись из Помпеи, изображающая мужчин в тоге претекста и предположительно празднующих CompitaliaВ январе было два feriae concepttivae, передвижных праздников, которые могли происходить в разные дни до быть объявлено римскими понтификами. Это были Compitalia («Праздник на перекрестке») и Sementivae («Праздник сева»), которые в таблице ниже указаны с датами, когда они наблюдались наиболее часто.
A dies natalis была годовщиной основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В течение имперского периода некоторые традиционные праздники, проводившиеся в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи получили известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известном как Feriale Duranum, жертвы, относящиеся к Имперскому культу, превосходят по количеству старые праздники. После середины I века нашей эры в календари добавляется ряд дат для зрелищ и игр (круговращений ), проводимых в честь различных божеств в месте, называемом "" цирк ". К концу 2 века нашей эры в существующих календарях больше не отображаются дни, отмеченные буквами (F, N, C и т. Д.), Чтобы показать их религиозный статус, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием. Фестивали, отмеченные большими буквами на сохранившихся фасти, представленные названиями фестивалей заглавными буквами на столе, считаются самыми древними праздниками, став частью календаря до 509 г. до н.э.
Януарий был расширен с От 29 до 31 дня по юлианскому календарю. В приведенной ниже таблице даты после ид соответствуют датам юлианского календаря, при этом в скобках указаны доюлианские даты фестивалей. Если не указано иное, датировка и соблюдение взяты из H.H. Скаллард,
Современная. дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
Янв. 1 | Kalendae Ianuariae | F | • Консулы вступают в должность (с 153 г. до н.э.). • приносят жертвы Эскулапу и Ведиовису в их святилищах на острове Тибр |
2 | ante diem IV Nonas Ianuarias | F | |
3 | ad III Нет. Ян. | C | • день, в который чаще всего начинался трехдневный Compitalia |
4 | pridie Nonas Ianuarias. (сокращенно. Prid. Non. Ian.) | C | • продолжение Compitalia на его наиболее часто наблюдаемая дата |
5 | Nonae Ianuariae | F | • умирает наталис святилища Вика Пота в Велия. • день, когда Compitalia чаще всего заканчивалась |
6 | ante diem VIII Idūs Ianuarias | F | |
7 | ad VII Id. Ян. | C | • мольба к Юпитеру Семпитерну в ознаменование принятия фасций Августом (на Feriale Cumanum, 4–14 гг. Н.э.). • Циркены для отца Януса (после конца I века нашей эры) |
8 | VI Id. Ян. | C | |
9 | V Ид. Ян. | NP | • АГОНАЛИЯ для Януса в Регии |
10 | IV Ид. Ян. | EN | |
11 | III Ид. Ян. | NP | • КАРМЕНТАЛИЯ. • умирает наталис культа Ютурны в Марсовом городке |
12 | Приди Идус. (аббревиатура прим. Ид.) | C | |
13 | Идус Ianuariae | NP | Ludi circenses для Статор Юпитера (после конца I века нашей эры) |
14 | ante diem XIX Kalendas Februarias | EN | • некоторые фасти раннего принципата марки 14 января как dies vitiosus, религиозно дефектный день, потому что это был день рождения Марка Антония |
15 | ad XVIII Kal. | NP | • КАРМЕНТАЛИЯ (XVI кал. Фев. По доюлианскому календарю) |
16 | XVII кал. Фев. | C | • прошение Августа в день, когда он получил титул Август (Feriale Cumanum) |
17 | XVI Kal. | C | |
18 | XV кал. Фев. | C | |
19 | XIV Кал. | C | |
20 | XIII Kal. Фев. | C | |
21 | XII кал. | C | |
22 | XI Kal. Фев. | C | |
23 | X Kal. Фев | C | |
24 | IX кал. Февраль | C | • день, в который чаще всего начинались трехдневные Sementivae. • жертвоприношения за dies natalis императора Адриан (годы правления 117–138 гг. Н.э.) |
25 | VIII Kal. Фев. | C | • продолжение Sementivae в его наиболее часто наблюдаемую дату |
26 | VII Kal. Фев. | C | • день, в который чаще всего заканчивались Sementivae |
27 | VI Kal. Фев. | C | • dies natalis из Храма Кастора и Поллукса (IV кал. Фев. По доюлианскому календарю) |
28 | V Kal. | C | |
29 | IV Kal. Фев. | C | |
30 | III кал. Февраль | (день, добавленный к месяцу по юлианскому календарю) | |
31 | prid. Kal. Фев | (день добавлен к месяцу по юлианскому календарю) |