Адриан

редактировать
Римский император со 117 по 138

Римский император
Адриан
Статуя Адриана Мраморный бюст Адриана в Венеции Национальный археологический музей
Римский император
Правление11 августа 117 - 10 июля 138
ПредшественникТраян
ПреемникАнтонин Пий
РодилсяПублий Элий Адриан. 24 января 76. Италия, Испания (скорее всего) или Рим, Италия
Умер10 июля 138 (62 года). Байя, Италия
Погребение
  1. Путеолы
  2. Сады Домиции
  3. Мавзолей Адриана
СупругаВибия Сабина
Выпуск
Королевское имя
Император Цезарь Траян Адриан Август
Династия Нерва –Антонин
Отец
МатьДомиция Паулина

Адриан (; Латинс кий : Цезарь Траян Адриан; 24 76 января - 10 июля 138) был римским императором с 117 по 138. Он родился в римской итало-латиноской семье, поселившейся в Испании из итальянского города Атри в Picenum. Его отец был сенаторским чином и приходился двоюродным братом императору Траяну. Он женился на внучатой ​​племяннице Траяна Вибии Сабине в начале своей карьеры, до того, как Траян стал императором, и, возможно, по воле жены Траяна Помпеи Плотины. Плотина и близкий друг и советник Траяна Луций Лициний Сура хорошо относились к Адриану.

Военные и Сенат, Рима одобрили преемственность Адриана, вскоре после этого четыре ведущих сенатора были незаконно казнены. Они выступали против Адриана или, казалось, угрожали его престолонаследию, и сенат возложил на него ответственность за это и никогда ему не простил. Он получил дальнейшее неодобрение среди элитов, отказавшись от экспансионистской политики Траяна и территориальных завоеваний в Месопотамии, Ассирии, Армении и некоторых частях Дакии. Адриан предпочитал вкладывать средства в развитие стабильных, защищаемых границ и разрозненных народов империи. Он известен тем, что построил стену Адриана, которая обозначила северную границу Британии.

. Адриан энергично преследовал свои собственные имперские идеалы и личные интересы. Он посетил почти все провинции Империи в сопровождении императорской свиты специалистов и администраторов. Он поощрял военную готовность и дисциплину, а также поддерживал, проектировал или субсидировал гражданские и религиозные учреждения и строительные проекты. В самом Риме он перестроил Пантеон и построил огромный Храм Венеры и Ромы. В Египте он, возможно, перестроил Серапеум Александрийский. Он был горячим поклонником Греции и стремился сделать Афины культурной столицей Империи, поэтому он приказал построить там совокупность храмов в Империи. Его интенсивные отношения с греческой молодежью Антиноем и безвременная смерть последнего привели Адриана к широко распространенному культа установлению в конце своего правления. Он подавил восстание Бар-Кохбы в Иудее, но в остальном его правление было мирным.

Последние годы Адриана были омрачены хронической болезнью. Он видел восстание Бар-Кохбы как провал своего панэллинского идеала. Он казнил еще двух сенаторов за их предполагаемый заговор против него. Его брак с Вибией Сабиной был несчастливым и бездетным; он усыновил Антонина Пия в 138 г. и назначил его своим преемником при условии, что Антонин усыновит Марка Аврелия и Луция Вер своими наследниками. Адриан умер в том же году в Байе, и Антонин обожествил его, несмотря на сопротивление сената. Эдвард Гиббон ​​ включает его в число «пяти хороших императоров Империи,« доброжелательного диктатора »; Собственный сенат Адриана считал его отстраненным и авторитарным. Он был описан как загадочный и противоречивый человек, обладающий способностью к огромной личной щедрости, так и к крайней жестокости, движимый ненасытным любопытством, самомнением и амбициями. Когда Траян умер, его вдова заявила, что он специально назначил Адриана императором перед его смертью.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Государственная служба
    • 2.1 Отношения с Траяном и его семья
    • 2.2 Наследование
  • 3 Император (117)
    • 3.1 Обеспечение власти
  • 4 Путешествия
    • 4.1 Британия и Запад (122)
    • 4.2 Африка, Парфия и Анатолия; Антиной (123–124)
    • 4.3 Греция (124–125)
    • 4.4 Возвращение в Италию и поездка в Африку (126–128)
    • 4.5 Греция, Азия и Египет (128–130); Смерть Антиноя
    • 4,6 Греция и Восток (130–132)
    • 4,7 Вторая римско-еврейская война (132–136)
  • 5 Последние годы
    • 5.1 Организация наследования
    • 5.2 Смерть
  • 6 Военная деятельность
  • 7 Правовые и социальные реформы
  • 8 Религиозная деятельность
    • 8.1 Антиной
    • 8.2 Христиане
  • 9 Личные и культурные интересы
    • 9.1 Поэма Адриана
  • 10 Оценки
  • 11 Источники и историография
  • 12 Генеалогическое древо Нерва-Антонина
  • 13 См. Также
  • 14 Цитаты
  • 15 Ссылки
    • 15.1 Первичные источники
    • 15.2 Вторичные источники
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Арка Адриана в центре Афин, Греция. Восхищение римского императора Греция материализовалось в таких проектах, заказанных во время его правления.

Адриан родился 24 января 76 года, вероятно, в Италике (недалеко от современной Севильи) в римской провинции Испания. Бетика ; один римский биограф утверждает, что он родился в Риме. Его звали Публий Элий Адриан. Его отцом был Публий Элий Адриан Афер, сенатор в преторианском звании, родился и вырос в Италике, но по отцовской линии через многие поколения на нескольких веков был связан с семьей из Адрии (современный Атри ), древнего города в Пиченуме. Семья поселилась в Италике вскоре после ее основания Принцип Африканским. Матерью Адриана была Домиция Паулина, дочь выдающейся испано-римской сенаторской семьи из Гадеса (Кадис ). Его единственной сестрой была старшая сестра Элия Домиция Паулина. Внучатый племянник Адриана, Гней Педаниус Фускус Салинатор, из Барсино (Барселона) станет коллегой Адриана в качестве со-консула в 118 году. В качестве сенатора отец Адриана потратил бы большую часть своей жизни. время в Риме. Что касается его более поздней карьеры, наиболее значимой семейной связью Адриана была Траяна, двоюродного брата его отца, который также принадлежал к сенатской семье, родился и вырос в Италике. Адриан и Траян оба ониались - по словам Аврелия Виктора - «пришельцами», людьми «извне» (advenae).

Родители Адриана умерли в 86 году, когда он было десять лет. Он и его сестра стали подопечными Траяна и Публия Ацилия Аттиана (который позже стал преторианским префектом Траяна ). Адриан был физически активен и любил охоту; когда ему было 14 лет, Траян позвал его в Рим и организовал его дальнейшее образование по предметам, подходящим для молодого римского аристократа. Энтузиазм Адриана греческой литературой и культурой принес ему прозвище Graeculus («греклинг»).

Государственная служба

Первой официальной должностью Адриана в Риме был член правления decemviri stlitibus judicandis, одна из многих vigintivirate должностей на самом низком уровне cursus honorum («курс почестей»), которая могла привести к более высокой должности и сенаторская карьера. Затем он служил военным трибуном , сначала в Legio II Adiutrix в 95 году, затем в Legio V Macedonica. Во время второго пребывания Адриана на посту трибуна хрупкий и престарелый правящий император Нерва принял Траяна своим наследником; Адриан был отправлен сообщить Траяну новости - или, скорее всего, был одним из многих эмиссаров, которому поручено это поручение. Затем Адриан был переведен в Legio XXII Primigenia и третий трибунат. Три трибунала Адриана ему некоторое преимущество в карьере. Большинство служащих старших сенаторских семей могут одному или максимум военным трибуналам в качестве предпосылки для получения более высокого поста. Когда в 98 г. умер Нерва, Адриан, как говорят, поспешил к Траяну, чтобы сообщить ему об этом раньше официального посланника, посланного губернатором, зятем Адриана и его соперником Луцием Юлием Урсом Сервианом.

В 101 г. Адриан вернулся в Рим; он был избранным квестором, затем квестором императора Траяни, офицером связи между Императором и собравшимся Сенатом, которым он читал коммюнике и речи Императора, которые он, возможно, сочинял от имени императора. В своей роли имперского писателя-призрака Адриан занял место недавно умершего Лициния Сура, всемогущего друга Траяна и создателя королей. Его следующий пост был как ab actis senatus, ведя архивы Сената. Во Первой дакийской войны Адриан вышел на поле боя в составе личного окружения Траяна, но был освобожден от своей военной должности и вступил в должность в Риме как плебейский трибун в 105 г. После войны он, вероятно, был избранный претором. Во время Второй дакийской войны Адриан снова был на службе у Траяна, но был задействован в качестве легата Легиона I Минервии, а губернатора Нижняя Паннония в 107 г., ему было поручено «сдерживать сарматов ".

. Теперь, когда ему было за тридцать, Адриан отправился в Грецию; он получил афинское гражданство и был назначен одноименным архонтом Афин на короткое время (в 112 г.). Афиняне наградили его статуей с надписью в Театре Диониса (IG II2 3286), предлагая подробный отчет о его cursus honorum на данный момент. После этого больше ничего не слышно от него до парфянской войны Траяна. Возможно, он оставался в Греции до своего отзыва в имперскую свиту, когда он присоединился к экспедиции Траяна против Парфии в качестве легата. Правительство Сирии был отправлен разобраться с возобновившимися проблемами в Дакии, Адриан был назначен на его замену с независимым командованием. Траян тяжело заболел, и сел на корабль в Риме, в то время как Адриан остался в Сирии, де-факто главнокомандующий восточно-римской армией. Траян добрался до прибрежного города Селин в Киликии и умер там 8 августа; он будет считаться одним из самых уважаемых, популярных и лучших императоров Рима.

Отношения с Траяном и его семьей

A рельеф сцена на Колонне Траяна в Риме, памятник II века, приписываемый Аполлодору Дамаскинскому (монохромная графика автор Конрад Цихориус ), форма римский легион, штурмующий дакийскую крепость во время дакийских войн Траяна

Примерно во время его квестора, в 100 г. или 101 год: Адриан женился на семнадцатилетней или восемнадцатилетней внучатой ​​племяннице Траяна, Вибии Сабине. Сам Траян, похоже, был менее чем в восторге от брака, и не без оснований, поскольку отношения пары оказались скандально плохими. Брак мог быть устроен императрицей Траяна Плотиной. Эта высококультурная и влиятельная женщина разделяет многие ценности и интересы Адриана, в том числе идею Римской империи как содружества, в основе которого лежала эллинская культура. Если бы Адриан был назначен преемником Траяна, Плотина и ее расширенная семья могли бы сохранить свой социальный статус и политическое влияние после смерти Траяна. Адриан также мог рассчитывать на поддержку своей свекрови, Салонины Матидии, дочери любимой сестры Траяна Улпии Марчианы. Когда Ульпия Марчиана умерла в 112 году, Траян обожествил ее и сделал Салонину Матидию Августой.

. Личные отношения Адриана с Траяном были сложными и, возможно, трудными. Адриан, похоже, стремился повлиять на Траяна или решения Траяна, взращивая его любимцев-мальчиков; это привело к необъяснимой ссоре примерно во время женитьбы Адриана и Сабины. В конце правления Траяна Адриану не удалось получить должность старшего консульства, консулом лишь 108 лет; Это давало ему особые особые свойства, назначенные наследником. Если бы Траян пожелал этого, он мог бы повысить свое протеже до звания патриция и получить соответствующие привилегии, которые включают возможность быстрого прохождения консульства без предварительного опыта работы в качестве трибуна; он решил не делать этого. Хотя Адриану, кажется, была предоставлена ​​должность плебейского трибуна на год или около того моложе обычного, ему пришлось покинуть Дакию и Траяна, чтобы занять это место; Траян мог просто убрать его с дороги. Historia Augusta представит подарок Траяна Адриану в виде кольца с бриллиантом, которое Траян сам получил от Нервы, что «воодушевило [Адриана] надежды на восшествие на престол». Хотя Траян активно продвигал продвижение Адриана, он делал это с осторожностью.

Бюст императора Траяна в гражданской короне и эгиде, символе божественной силы и мировое господство, Глиптотек, Мюнхен

Наследование

Неспособность назначить наследника может спровоцировать хаотичный, разрушительный власть чередой конкурирующих претендентов - гражданская война. Слишком раннее назначение может рассматриваться как отречение от престола и уменьшать шансы на упорядоченную передачу власти. Когда Траян лежал умирая, под присмотром своей жены Плотины и под пристальным наблюдением своего префекта Аттиана, он мог законно усыновить Адриана наследником посредством простого предсмертного желания, выраженного перед свидетелями; Но когда в конце был представлен документ об усыновлении, он был подписан не Траяном, а Плотиной и был датирован днем ​​после смерти Траяна. То, что Адриан все еще находился в Сирии. Слухи, сомнения и предположения сопровождали усыновление Адриана и его преемственность. Было высказано предположение, что молодой слуга Траяна Федим, который умер очень скоро после Траяна, был убит (или покончил с собой сам), вместо того, чтобы отвечать на неловкие вопросы. Древние источники расходятся во мнениях относительно легитимности усыновления Адриана: Дион Кассий считал его подделкой, а автор Historia Augusta подлинным. aureus, отчеканенный в начале правления Адриана, представляет официальную позицию; в нем Адриан представлен как «Цезарь » (назначенный наследник Траяна).

Император (117)

Обеспечение власти

Римская империя в 125 г. при правлении Адриана Кастель Сант-Анджело, древний Адриан Мавзолей A денарий Адриана, изданный в 119 году нашей эры для его третьего консульства. Надпись: HADRIANVS AVGVSTVS / LIBERALITAS AVG. CO [N] S III, PP

Согласно Historia Augusta, Адриан проинформировал Сенат о своем присоединении в письме как о свершившемся факте, объяснив, что «неприличная поспешность войск провозгласить его императором была вызвана принудением. что государство не могло быть без императора ». Новый император наградил лояльность легионов обычным бонусом, и Сенат одобрил одобрил. От имени Адриана были организованы различные публичные церемонии, посвященные его «божественному избранию» всемами, в сообществе которых теперь входил Траян, обожествленный по просьбе Адриана.

Адриан некоторое время оставался на востоке, подавляя еврейское восстание, вспыхнувшее при Траяне. Он освободил губернатора Иудеи, выдающего мавританского полководца Лусиуса Квиета, от личной гвардии мавританских вспомогательных войск; затем он двинулся дальше, чтобы подавить волнения вдоль дунайской границы. В Риме бывший опекун Адриана и нынешний префект преторианца Аттиан утверждал, что раскрыл заговор с участием Лузия Квиета и трех других ведущих сенаторов: Луция Публилиуса Цельсия, Авла Корнелиуса Пальма Фронтониана и Гая Авидия Нигрина. В отношении четверых не было публичного судебного разбирательства - их судили заочно, выследили и убили. Адриан утверждал, что Аттиан действовал по собственной инициативе, и наградил его сенаторским статусом и консульским рангом; затем уволили его на пенсию, не позднее 120. Адриан заверил сенат, что отныне их давнее право преследовать и судить свое собственное будет уважаться.

Причины этих четырех казней остаются невыясненными. Официальное признание Адриана законным наследником, возможно, произошло слишком поздно, чтобы отговорить других претендентов. Главными соперниками Адриана были самые близкие друзья Траяна, самые опытные и высокопоставленные члены имперского совета; любым из них мог быть законным конкурентом за имперский пост (capaces imperii); и любой из них мог поддержать экспансионистскую политику Траяна, которую Адриан намеревался изменить. Одним из их числа был Авл Корнелий Пальма, который, как бывший завоеватель Аравии Набатеи, сохранил бы долю на Востоке. «Historia Augusta» в лице Пальму и третьего казненного сенатора, Луция Публилия Цельс (консул во второй раз в 113 г.), как личного Адриана, публично выступавших против. Четвертым был Гай Авидий Нигрин, бывший консул, интеллектуал, друг Плиния Младшего и (кратко) губернатор Дакии в начале правления Адриана. Вероятно, он был главным соперником Адриана за трон; сенатор высочайшего ранга, происхождения и связей; согласно Historia Augusta, Адриан рассматривал возможность сделать Нигрина своим наследником, прежде чем принять решение избавиться от него.

Вскоре после этого, в 125 г., Адриан назначил Квинта Марция Турбо своим префектом преторианца.. Турбо был его близким другом, видным деятелем конного строя, старшим судьей и прокурором. Поскольку Адриан также запретил всадникам рассматривать дела против сенаторов, Сенат сохранил полную юридическую власть над своими членами; он также оставался высшей апелляционной инстанцией, и официальные апелляции к императору по поводу его решений были запрещены. Если это была попытка исправить ущерб, нанесенный Аттианом, с ведома Адриана или без него, этого было недостаточно; Репутация Адриана и его отношения с сенатом были неизмеримо испорчены до конца его правления. В некоторых источниках описывается случайное обращение Адриана к сети информаторов, фрументариев, чтобы незаметно исследовать людей высокого социального положения, включая сенаторов и его близких друзей.

Путешествие

Эта знаменитая статуя В 2008 году выяснилось, что Адриан в греческой одежде был создан в викторианскую эпоху путем склеивания головы Адриана и неизвестного тела. В течение многих лет статуя использовалась историками как доказательство любви Адриана к эллинской культуре.. Британский музей, Лондон.

Адриан должен был провести более половины своего правления за пределами Италии. В то время как предыдущие императоры по большей части полагались на отчеты своих имперских представителей по всей Империи, Адриан хотел сам все увидеть. Предыдущие императоры часто покидали Рим на длительные периоды, но в основном для того, чтобы пойти на войну, возвращаясь после урегулирования конфликта. Почти непрерывные путешествия Адриана могут представлять собой расчетливый разрыв с традициями и взглядами, в которых империя была чисто римской гегемонией. Адриан стремился включить провинциалов в содружество цивилизованных народов и общую эллинскую культуру под контролем Рима. Он поддерживал создание провинциальных городов (municipia ), полуавтономных городских сообществ со своими обычаями и законами, а не навязывание новых римских колоний с римскимиконституциями.

Космополитический, экуменический замысел очевиден в выпусках монет более позднего правления Адриана, форма, что император «возвышал» олицетворения различных провинций. Элий Аристид позже напишет, что Адриан «распространялся на своих подданных защищая руки, как поднимает их, поднимает ноги». Все это не нравилось римским традиционалистам. Снисходительный к своим желаниям император Нерон наслаждался длительным и мирным путешествием по Греции и подвергся критике со стороны римской элиты за отказ от своих основных обязанностей императора. В восточных провинциях и в некоторой степени на западе Нерон пользовался поддержкой народа; Заявление о его скором возвращении или возрождении появилось почти сразу после его смерти. Адриан, возможно, сознательно использовал эти положительные, популярные связи во время своих путешествий. В «Истории Августа» Адриан описывается как «слишком много греческий», слишком космополитичный для римского императора.

Британия и Запад (122)

Вал Адриана, римское пограничное укрепление. в северной Англии.. большой замок на переднем плане. Ворота Адриана в Анталии, южная Турция были построены в честь Адриана, посетившего город в 130 г. Арка Адриана в Джераш, Трансиордания, построенная в честь визита Адриана в 130

до прибытия Адриана в Британию, провинция пережила крупное восстание с 119 по 121. Надписи рассказывают об экспедиции Британника, в которой участвовали сообщающие войска, включая отправку отряда (vexillatio ), насчитывающего около 3000 солдат. Фронто пишет о военных потерях в Британии того времени. Легенды о монетах 119–120 подтверждают, что Квинт Помпей Фалько был послан для восстановления порядка. В 122 г. Адриан инициировал строительство стены, «чтобы отделить римлян от варваров». Однако идея о том, что стена была построена для того, чтобы справиться с реальной угрозой или ее возрождением, вероятна, но, тем не менее, предположительна. Решающим мотивом могло быть общее желание прекратить расширение Империи. Снижение затрат на оборону также сыграло свою роль, поскольку Стена сдерживала нападение на временную территорию с меньшими затратами, чем приграничная армия, контролируемая приграничную торговлю и иммиграграничную территорию. В Бретании в Йорке был воздвигнут храм как божественное олицетворение Британии ; были отчеканены монеты с ее изображением, идентифицированным как BRITANNIA. К концу 122 года Адриан завершил свой визит в Британию. Он так и не увидел законченную стену, носящую его имя..

Адриан, похоже, продолжал свое существование через южную Галлию. В Немаусе он, возможно, руководил строительством базилики, посвященной его покровительнице Плотине, которая недавно умерла в Риме и была обожествлена ​​по просьбе Адриана. Примерно в это же время Адриан уволил своего секретаря ab epistulis, биографа Светония, за «чрезмерное знакомство» с императрицей. Коллега Марция Турбо на посту префекта преторианца, Гай Септициус Кларус, был уволен по той же предполагаемой причине, возможно, под предлогом отстранения его от должности. Адриан провел зиму 122/123 в Таррако в Испании, где он восстановил Храм Августа.

в Африке, Парфии и Анатолии; Антиной (123–124)

Статуя Антиноя (Дельфы), полихромный паросский мрамор, созданный во время правления Адриана

В 123 году Адриан пересек Средиземное море в Мавретанию, где он лично возглавил небольшую кампанию против местных повстанцев. Визит был прерван сообщениями о военных приготовлениях Парфии; Адриан быстро направился на восток. В какой-то момент он посетил Кирену, где лично финансировал обучение молодых людей из хорошо воспитанных семей для римской армии. Ранее (в 119 г.) Кирена извлекла выгоду из его восстановления общественных зданий, разрушенных во время более раннего еврейского восстания.

Когда Адриан прибыл на Евфрат, он лично договорился об урегулировании с парфянским царем Осроэс I, осмотрел римскую оборону, двинулся на запад, вдоль побережья Черного моря. Вероятно, он зимовал в Никомидии, главном городе Вифинии. Никомедия пострадала от землетрясения незадолго его пребывания; Адриан выделил средства на его восстановление и был провозглашен реставратором провинции.

Возможно, Адриан посетил Клаудиополь и увидел прекрасного Антиноя, молодого человека скромного происхождения, который стал Адрианом. любимый. Литературные и эпиграфические источники ничего не говорят о том, когда и где они встретились; на изображениях Антиноя показано, что ему было около 20 лет, незадолго до его смерти в 130 году. В 123 году он, скорее всего, был юношей 13 или 14 лет. Также возможно, что Антиной был отправлен в Рим для обучения в качестве стр. служить императору и лишь постепенно поднялся до статуса императорского фаворита. Фактическая история их отношений в основном неизвестна.

С Антиноем или без него Адриан путешествовал по Анатолии. Различные традиции предполагают его присутствие в определенных местах и ​​утверждают, что он основал город в Мизии, Адрианутхеры, после успешной охоты на кабана. Примерно в это же время были осуществлены планы завершения Храма Зевса в Кизике, начатые царями Пергама. В храме была установлена ​​колоссальная статуя Адриана. Кизик, Пергам, Смирна, Эфес и Сард были объявлены региональными центрами Имперского культа (неокорос ).

Греция (124–125)

Храм Зевса в Афинах Пантеон в Риме был перестроен Адрианом.

Адриан прибыл в Грецию осенью 124 г. и участвовал в Элевсинских мистериях. Он получил особую приверженность Афинам, которые ранее предоставили ему гражданство и архонат; у афинян ', он пересмотрел их конституцию - прочее, он добавил новый phyle (племя), которое было названо в его честь, он отказался вмешиваться в местный спор между производителями оливкового масла и Афинской проявлеей и Советом, которые наложили производственные квоты на производителей нефти; однако он предоставил имперскую субсидию для афинского зерна.Адриан cr основал два фонда для финансирования публичных игр, фестивалей и соревнований в Афинах, если ни один гражданин не имеет должного богатым или желающим спонсировать их в качестве гимназистов или агонотетов. Обычно Адриан предпочитает греческие знатные люди, в том числе жрецы имперского культа, сосредоточились на более надежных сооружениях, как акведуки и общественные фонтаны (nymphaea ). Афинам подарили два таких фонтана; другой был отдан Аргосу.

Зимой он совершил поездку по Пелопоннесу. Его точный маршрут неизвестен, но он проходил через Эпидавр ; Павсаний обращенные здесь храмы, построенные здесь Адрианом, и его статую - в героической наготе - воздвигнутую горожанами благодаря их «реставратору». Антиной и Адриан, возможно, уже были любовниками в то время; Адриан проявил особую щедрость к Мантинее, с помощью которой были древние мифические и политически полезные связи с домом Антиноя в Вифинии. Он восстановил храм Мантинеи Посейдона Гиппия и, по словам Павсания, восстановил первоначальное классическое название города. Он был переименован в Антигонию со времен эллинизма, в честь царя Македонии Антигона III Досона. Адриан также восстановил древние святилища Аба и Мегара и Герайон Аргос.

Во время своего путешествия по Пелопоннесу Адриан убедил спартанцев вельможа - вождь Эвриклидов, правившей Спартой со времен Августа, - чтобы войти в Сенат вместе с афинским вельможей Геродом Аттикусом Старшим. Эти два аристократа первыми из «Древней Греции» войдут в римский сенат как представители двух «великих держав» классической эпохи. Это был важный шаг в нежелании греческой знати принимать участие в политической жизни Рима. В марте 125 года Адриан председательствовал на афинском празднике Дионисии в афинском платье. Храм Зевса Олимпийского строился более пяти веков; Адриан выделил огромные ресурсы под командованием, чтобы работа была завершена. Он также организовал планирование и строительство особенно сложного и амбициозного акведука, чтобы подвести воду к Афинской Агоре.

Возвращение в Италию и поездку в Африку (126–128)

Колоссальный портретный бюст императора Адриана с венком из дубовых листьев (117–138 гг.); пентелийский мрамор, найденный в Афинах, Национальном археологическом музее, Афины Адриан в доспехах, с горгонейоном на его нагруднике ; мрамор, римские произведения искусства, ок. 127–128 г. н.э., из Ираклион, Крит, теперь в Лувре, Париж

По возвращении в Италию Адриан сделал объезд в Сицилия. Монеты прославляют его как реставратора острова. Вернувшись в Рим, он увидел восстановленный Пантеон и свою завершенную виллу в близлежащих Тибуре, среди Сабинских холмов. В начале марта 127 Адриан отправился в путешествие по Италии; его маршрут реконструирован на основе его даров и пожертвований. Он восстановил храм Купра в Купра Маритима и улучшил дренаж озера Фусине. Менее желанным, чем такая щедрость, было его решение в 127 г. разделить Италию на четыре региона под властью имперских легатов с консульским рангом, действующими в качестве губернаторов. Им предоставлена ​​юрисдикция над всей Италией, за исключением самого Рима, поэтому итальянские дела были переданы из судов Рима. Фактическое превращение Италии в группу простых провинций не римскому сенату, и это нововведение не надолго пережило правление Адриана.

Адриан заболел примерно в это время; Какова бы ни была природа его болезни, это не помешало ему весной 128 г. отправиться в Африку. Его прибытие совпало с хорошим предзнаменованием дождя, положившего конец засухе. Помимо своей обычной роли благотворителя и реставратора, он нашел время, чтобы осмотреть войска; его речь к ним сохранилась. Адриан вернулся в Италию летом 128 г., но его пребывание было недолгим, поскольку он отправился в другое турне, которое продлилось три года.

Греция, Азия и Египет (128–130); Смерть Антиноя

В сентябре 128 Адриан снова посетил Элевсинские мистерии. На этот раз его визит в Грецию, кажется, был сосредоточен на Афинах и Спарте - двух древних соперниках за господство над Грецией. Адриан играл с идеей сосредоточить свое греческое возрождение вокруг Амфиктионической лиги, базирующейся в Дельфах, но к настоящему времени он решил сделать что-то гораздо более грандиозное. Его новый Панхелленион должен был стать советом, который объединит греческие города. Приступив к подготовке - чтобы решить, чье право называться греческим городом, потребуется время, - Адриан отправился в Эфес. Из Греции Адриан проследовал через Азию в Египет, вероятно, переправленный через Эгейское море со своей свитой эфесским купцом Луцием Эрастом. Позже Адриан отправил письмо в Совет Эфеса, поддерживая Эраста как достойного кандидата в депутаты городского совета и предлагая заплатить необходимую сумму.

Адриан прибыл в Египет перед египетским Новым годом 29 августа 130 года. его пребывание в Египте путем восстановления гробницы Помпея Великого в Пелусии, принесения ему жертвы как героя и составления эпиграфа для гробницы. Поскольку Помпей был повсеместно признан ответственным за установление власти Рима на востоке, это восстановление, вероятно, было связано с необходимостью вновь подтвердить римскую восточную гегемонию после социальных волнений там во время последнего правления Траяна. Адриан и Антиной устроили охоту на львов в Ливийской пустыне; стихотворение греческого Панкрата на эту тему является самым ранним свидетельством того, что они путешествовали вместе.

Пока Адриан и его свита плыли по Нилу, Антиной утонул. Точные обстоятельства его смерти неизвестны, и предполагаются несчастные случаи, самоубийство, убийство и религиозные жертвы. Historia Augusta предлагает следующий рассказ:

Во время путешествия по Нилу он потерял Антиноя, своего фаворита, и по этому юноше заплакал, как женщина. По поводу этого инцидента ходят разные слухи; одни утверждают, что он посвятил себя смерти ради Адриана, другие - о чем говорят его красота и чувственность Адриана. Но как бы то ни было, греки обожествили его по просьбе Адриана и заявили, что оракулы были даны через его посредничество, но они, как обычно утверждается, были составлены самим Адрианом.

Адриан основал город Антинополис. в честь Антиноя 30 октября 130. Затем он продолжил спуск по Нилу к Фивам, где его посещение Колоссов Мемнона 20 и 21 ноября было отмечено четырьмя эпиграммы, начертанные Джулией Бальбилла, которые сохранились до сих пор. После этого он направился на север, достигнув Файюм в начале декабря.

Греция и Восток (130–132)

Руины Арки Адриана в Афины, Греция, недалеко от Афинского Акрополя

. Движения Адриана после его путешествия по Нилу неясны. Независимо от того, вернулся он в Рим или нет, он путешествовал по Востоку в течение 130/131 года, чтобы организовать и открыть свой новый Панелленион, который должен был быть сосредоточен на афинском храме Зевса Олимпийского. Поскольку локальные конфликты привели к провалу предыдущей схемы греческой ассоциации с центром в Дельфах, Адриан вместо этого решил создать высшую лигу всех греческих городов. Успешные заявки на членство включали мифологизированные или сфабрикованные притязания на греческое происхождение и подтверждения лояльности Имперскому Риму, чтобы удовлетворить личные идеализированные представления Адриана об эллинизме. Адриан считал себя защитником греческой культуры и «свобод» Греции - в данном случае городского самоуправления. Это позволило Адриану выступить в качестве вымышленного наследника Перикла, который якобы созвал предыдущий Всегреческий Конгресс - такой Конгресс регистрируется только в биографии Перикла Плутархом, который уважал императорский порядок Рима.

Эпиграфические предполагаемые предполагаемые перспективы обращения в Панэлленион мало привлекают более богатые, эллинизированные города Малой Азии, которые завидуют превосходство Афин и европейские греков в схеме Адриана. Адриановское представление об эллинизме было узким и намеренно архаичным; он определил «гречность» в терминах классических корней, а не более широкой эллинистической культуры. Однако некоторые города с сомнительными претензиями на греческое происхождение, такие как Сид, были признаны полностью эллинскими. Немецкий социолог Георг Зиммель заметил, что Панхелленион основан на «играх, поминовениях, сохранении идеала, полностью неполитическом эллинизме».

Адриан даровал почетные титулы многим региональным центрам. Пальмира получила государственный визит и получила гражданское имя Адриана Пальмира. Адриан также наградил почестями различных пальмирских магнатов, в том числе одного Соадоса, который много сделал для защиты торговли Пальмирены между Римской империей и Парфией.

Адриан провел зиму 131–32 в Афинах, где он посвятил себя завершенный Храм Зевса Олимпийского. Где-то в 132 г. он направился на восток, в Иудею.

Вторая римско-еврейская война (132–136)

Чеканка монеты в честь визита Адриана в Иудею. Надпись: HADRIANVS AVG. CO [N] S. III, П. П. / ADVENTVI (прибытие) AVG. IVDAEAE - SC Статуя Адриана, раскопанная в Тель-Шалеме в память о военной победе римлян над Симоном бар Кохба, выставлена ​​в Музее Израиля, Иерусалим Статуя Порфирия Адриан обнаружен в Кесарии, Израиль

В Римской Иудее Адриан посетил Иерусалим, который все еще был разрушен после Первой римско-еврейской войны 66– 73 гг.. Возможно, он планировал восстановить Иерусалим как римскую колонию - как Веспасиан сделал с Кесарией Маритимой - с различными почетными и финансовыми привилегиями. Неримское население было обязано участвовать в римских имперских ритуалах, но ожидалось, что оно будет поддерживать римский имперский порядок; это засвидетельствовано в Кесарии, где некоторые евреи служили в римской армии во время восстаний 66 и 132 гг. Было высказано предположение, что Адриан намеревался уподобить еврейский храм традиционному римскому гражданско-религиозному имперскому культу ; такая ассимиляция уже давно стала обычной практикой в ​​Греции и других провинциях. Соседние самаритяне уже объединили свои религиозные обряды с эллинистическими. Строгий еврейский монотеизм устойчиво более устойчивым к имперским уговорам, а затем и к имперским требованиям. Вспыхнуло массовое антиэллинистическое и антиримское еврейское восстание, возглавленное Симоном бар Кохба. Римский правитель Тиней (Тыний) Руф попросил армию, чтобы усилить сопротивление; Бар Кохба наказал любого еврея, который отказывался вступать в его ряды. Согласно Иустину Мученику и Евсевию, это имело отношение в основном к обращенным христианам, которые выступали против мессианских претензий Бар Кохбы.

Традиция, основанная на Historia Augusta, предполагает, что восстание было вызвано отменой Адрианом обрезания (brit milah ); что как эллинист он рассматривал как увечье. Ученый Петер Шефер утверждает, что нет никаких доказательств этому утверждению, учитывая общеизвестно проблемный источник характера Historia Augusta как, «дурачество», показанное автором в соответствующем отрывке, и тот факт, что современное римское законодательство о «генитальных органах» нанесение увечий ", кажется, обращается к общей проблеме кастрации рабов их хозяевами. пророчестве Иеремии о том, что Храм будет восстановлен через семьдесят лет после его разрушения, как и Первый Храм после вавилонского плена.

Рельеф с почетного памятника Адриану (фрагмент), показывающий, что императора приветствуют богиня Рома и гении из Сената и римский на род; мрамор, римские произведения, II век нашей эры искусства, Капитолийские музеи, Ватикан

Настоящий фрагментарный свидетельств, невозможно установить точную дату начала восстания, но это невозможно летом.Римляне были поражены организованной жестокостью восстания. Адрианал своего полководца Секста Юлия из Британии и ввел войска от самого Дуная. Римские потери были тяжелыми; целый легион или его числовой эквивалент около 4000. В условиях Адриана о войне римскому сенату опущено обычное приветствие: «Если вы и ваши дети здоровы, то хорошо; я и легионы здоровы ». Восстание было подавлено 135. Согласно Кассию Диону, военные операции в Иудее унесли жизни около 580 000 евреев, а 50 укрепленных городов и 985 деревень были разрушены. Неизвестная часть населения была порабощена. Бейтар, укрепленный город в 10 километрах (6,2 мили) к юго-западу от Иерусалима, пал после трех с половиной лет осады. Степень карательных мер против еврейского населения остается предметом споров.

Адриан стер название провинции с римской карты, переименовав ее в Сирия Палестина. Он переименовал Иерусалим в Элия Капитолина в себя и Юпитера Капитолийского, и перестроил его в греческом стиле. Согласно Епифанию, Адриан назначил Акилу из Синопа в Понте «надзирателем за работу по строительству города», так как он был связан с ним браком. Говорят, что Адриан поместил главный Форум города на стыке главных Кардо и Декуманус Максимус, теперь это место для (меньшего) Муристан. После подавления иудейского восстания Адриан предоставил самаритянам храм, посвященный Зевсу Гипсисту («Высочайшему Зевсу») на горе Геризим. Кровавое подавление восстания положило конец смерти евреев от римского имперского порядка.

Надписи ясно показывают, что в 133 году Адриан выступил со своими армиями против повстанцев. Затем он вернулся в Рим, вероятно, в том же году и почти наверняка - судя по надписям - через Illyricum.

Последние годы

Имперская группа как Марс и Венера ; мужская фигура - это портрет Адриана, женская фигура, возможно, была переработана в портрет Аннии Лусиллы ; мрамор, римские произведения искусства, ок. 120–140 гг. Н.э., переработанный ок. 170–175 гг.

Адриан провел последние годы своей жизни в Риме. В 134 г. он принял императорское приветствие в связи с окончанием Второй еврейской войны (которая фактически не завершилась до следующего года). Память и награды за достижения были сведены к минимуму, поскольку Адриан стал рассматривать войну как «жестокое и внезапное разочарование в его стремлениях» к космополитической империи.

Императрица Сабина умерла, вероятно, в 136 г., после несчастливый брак, с которым Адриан справился как политическая необходимость. В биографии Historia Augusta говорится, что сам Адриан заявил, что «дурной характер и раздражительность» его жены были бы достаточной причиной для развода, будь он частным лицом. После смерти Сабины подтвердили это распространенное мнение, что Адриан отравил ее. В соответствии с устоявшими императорскими законами, Сабина, которую сделали Августой где-то около 128 г., была обожествлена ​​вскоре после ее смерти.

Организации наследования

Бронзовая голова Адриана, найденная в Река Темза в Лондоне. Сейчас в Британском музее. Посмертный портрет Адриана; бронза, римские произведения искусства, c. 140 г. н.э., возможно, из Римского Египта, Лувра, Парижа

Брак Адриана и Сабины был бездетным. Страдая от слабого здоровья, Адриан обратился к проблеме преемственности. В 136 г. он усыновил одного из рядовых консулов ​​ того года, Луция Цейония Коммода, который как будущий император принял имя Луций Элий Цезарь. Он был зятем Гая Авидиярина, одного из «четырех консульств», казненных в 118 г., но сам был слабым здоровьем и по всей видимости, имел более репутацию сладострастного, хорошо образованного великого лорда, чем вождя. ". Предпринятые современные попытки достижения выбор Адриана: Дж. Каркопино Предполагается, что Элий был естественным сыном Адриана. Также высказывались предположения, что его усыновление было запоздалой попыткой Адриана примириться с одной из самых важных из четырехаторских семей, Элий с честью проявил себя как совместный губернатор Верхней Паннонии и Нижней Паннонии; в 137 г. он занимал еще консульство, но умер 1 января 138.

Затем Адриан усыновил Тита Аврелия Фульвуса Бойония Аррия Антонина (будущий император Антонин Пий ), который служил Адриану как один. Пяти имперских легатов Италии и как проконсула Азии. В интересах династической стабильности Адриан потребовал, чтобы Антонин усыновил и Луция Цейония Коммода (сына покойного Элия Цезаря), и Марка Анния Вера (внука влиятельного сенатора с тем же именем, который был близким дру гом Адриана.); Анний уже был обручен с дочерью Элия Цезаря Цейонией Фабией. Возможно, не Адриан, а Антонин Пий - дядя Анния Вера - поддержал продвижение Анния Вера; последний развод с Сейонией Фабией и последующий брак с дочерью Антонина Аннией Фаустиной указывает в том же направлении. Когда он в конце концов стал императором, Марк Аврелий по собственной инициативе назначил Цейония Коммода своим соправителем под именем Луций Вер.

Последние несколько лет Адриана были отмечены конфликтом и несчастьем. Его усыновление Элия Цезаря оказалось непопулярным, не в последнюю очередь среди зятя Адриана Луция Юлия Урса Сервиана и внука Сервиана Гнея Педания Фускуса Салинатора. Сервиан, хотя теперь уже слишком стар, стоит в очереди на престол в начале правления Адриана; Говорят, что Фускус имел планы обрести имперскую власть для себя. В 137 г. он, возможно, предпринял попытку государственного переворота, в котором был замешан его дед; Адриан приказал казнить обоих. Сообщается, что Сервиан перед казнью молился о том, чтобы Адриан «жаждал смерти, но не мог умереть». Во время последней затяжной болезни Адриану несколько разногласий были препятствием самоубийству.

Смерть

Адриан умер в 138 году 10 июля в своей вилла в Байе в возрасте 62 лет. Дио Кассий и Хистория Августа записывают подробности его плохого здоровья. Он правил 21 год, самый долгий из них со времен Тиберия и четвертый по продолжительности в принципате, после Августа, преемника Адриана Антонина Пия, и Тиберий.

Сначала он был похоронен в Путеолах, недалеко от Байя, в поместье, которое когда-то принадлежало Цицерону. Вскоре после этого останки были перевезены в Рим и захоронены в садах Домиции, рядом с почти полностью завершенным мавзолеем. После завершения гробницы Адриана в Риме в 139 г. его преемником Антонином Пием его тело было кремировано, и его прах был помещен туда вместе с прахом его жены Вибии Сабины и его праха. первый приемный сын, Луций Элий, который также умер в 138. Сенат неохотно удостоил Адриана божественных почестей; но Антонин убедил их, угрожая отказаться от должности императора. Адриану был дан храм на Марсовом поле, украшенный рельефами, представляющей провинцию. Сенат присвоил Антонину титул «Пий» в знак признания его сыновней почтительности в стремлении обожествить своего приемного отца. В то же время, возможно, отражая недоброжелательность сената по отношению к Адриану, чеканка памятных монет в его хиротонии была сведена к минимуму.

Военная деятельность

Бюст императора Адриана, Роман, 117–138 н. Э. Наверное, из Италии, Рима. Раньше входила в Коллекция Таунли, теперь находится в Британском музее, Лондон

. Большая часть военной деятельности Адриана соответствовала его идеологии как сообщества взаимных интересов и поддержки. Он сосредоточился на защите от внешних и внутренних угроз; на «возвышении» вводится провинций, а не на агрессивном приобретении богатства и территории подчинения «чужих», что было характерно для ранней Империи. Сдвиг в политике Адриана был достигнут только во время династии Северан, но значительный шаг в направлении, учитывая перенапряжение империи. В то время как империя в целом извлекала выгоду из этого, военные карьеристы возмущались потерей возможностей.

Статуя Адриана в военной форме, в гражданской короне и мускулистой кирасе, из Анталии, Турция

Историк IV века Аврелий Виктор рассматривал уход Адриана от территориальных завоеваний Траяна в Месопотамии как ревнивое принижение достижений Траяна (Traiani gloriae invidens). Более вероятно, что экспансионистская политика перестала быть устойчивой; Империя потеряла два легиона, Legio XXII Deiotariana и «потерянный легион» IX Hispania, возможно, уничтоженные в конце восстания Траяна Бригантес в Британии.. Сам Траян, возможно, считал свои достижения в Месопотамии необоснованными и отказался от них незадолго до своей смерти. Адриан подарил часть Дакии роксоланам сарматам; их царь Распараганус получил римское гражданство, статус короля-клиента и, возможно, увеличенные субсидии. Присутствие Адриана на дакийском фронте в это время является лишь предположением, но Дакия включена в его серию монет с аллегориями провинций. Контролируемый частичный вывод войск с дакийских равнин был менее затратным, чем поддержание нескольких римских кавалерийских отрядов и поддерживающей сети укреплений.

Адриан сохранил контроль над Осроеном через короля-клиента Партхамаспат, который когда-то был клиентом Траяна, царем Парфии; и около 121 года Адриан заключил мирный договор с теперь независимой Парфией. В конце своего правления (135 г.) аланы напали на римскую Каппадокию при тайной поддержке Фарасмана, король Кавказа Иберии. Атака была отражена правителем Адриана, историком Аррианом, который имел назначил римского «советника» в Иберии. Арриан держал Адриана в курсе дел, связанных с Черным морем и Кавказом. Между 131 и 132 годами он отправил Адриану длинное письмо (Periplus of Euxine) во время морского путешествия вокруг Черного моря, предназначенное для предоставления информации в случае необходимости вмешательства римлян.

Адриан также построил укрепление границ и военные посты вдоль империи (лимиты, сл. лаймы) для поддержки его политики стабильности, мира и готовности. Это помогло занять военные в мирное время; его Стена через Британию была построена обычными войсками. Серия первых деревянных укреплений, фортов, застав и сторожевых вышек укрепила границы Дуная и Рейна. Войска практиковали интенсивные регулярные учения. Хотя на его монетах военные изображения почти так же, как и мирные, политика Адриана была миром через силу, даже угрозой, с акцентом на дисциплину (дисциплину часто), которая была предметом двух денежных рядов. Кассий Дион высоко оценил акцент Адриана на «плюнуть и отполировать» как причину в целом мирного характера его правления. Фронто выразил другие мнения по этому поводу. По его мнению, Адриан предпочитает военные игры реальной войны и наслаждался «красноречивыми речами перед армиями» - как записанная серия обращений, которые он сделал во время инспекционной поездки в течение 128 года в новом штабе Легио III. Августа в Ламбаэсис

Столкнувшись с нехваткой легионеров из Италии и других романизированных провинций, Адриан систематизировал использование менее затратных числовых - этнических негражданских войск со специальным оружием, например, восточные конные лучники - в неинтенсивных мобильных оборонительных задач, таких как борьба с приграничными разведчиками и застрельщиками. Адриану также приписывают введение частей тяжелой кавалерии (катафрактов ) в римскую армию. Позже Фронто обвинил Адриана в снижении стандартов в римской армии его времени.

Правовые и социальные реформы

Адриан провел через юриста Сальвиуса Юлиана первую попытку кодифицировать римское право. Это Бессрочный указ, согласно которому юридические действия преторов стали фиксированными статутами, и как таковые больше не могли подвергаться личному толкованию или изменению каким-либо магистратом, кроме императора.. В то же время, следуя процедуре, инициированной Домицианом, Адриан превратил юридический консультативный совет императора, consilia Principis ("совет принцепса ") в постоянный орган, укомплектованный наемные помощники по правовым вопросам. Его члены были в основном из конного класса, заменившего ранее вольноотпущенников из императорского дома. Это нововведение ознаменовало замену уцелевших республиканских институтов откровенно автократической политической системой. Реформированная бюрократия должна была выполнять административные функции независимо от традиционных магистратов; объективно это не умаляло позиции Сената. Новые государственные служащие были свободными людьми и, как таковые, должны были действовать от имени «короны», а не императора как отдельного лица. Однако Сенат так и не смирился с потерей своего престижа, вызванной появлением рядом с ним новой аристократии, что еще больше усугубило и без того сложные отношения между Сенатом и Императором.

Адриан кодифицировал обычные юридические привилегии самые богатые, наиболее влиятельные или высокопоставленные граждане (описываемые как splendidiores personae или honestiores), которые традиционно имели право платить штрафы в случае признания их виновными в относительно незначительных преступлениях, не связанных с изменой родине. Лица низкого ранга - alii («другие»), в том числе граждане низкого ранга - были унижателями, которые за те же правонарушения могли быть подвергнуты крайним физическим наказаниям, включая принудительный труд на шахтах или на общественных работах в качестве формы фиксированного: срок каторги. В то время как республиканское гражданство предполагало, по крайней мере, условное равенство перед законом и право на правосудие, правонарушения в имперских судах оценивались и наказывались в соответствии с относительным престижем, рангом, репутацией и моральной ценностью обеих сторон; сенаторские суды были склонны проявлять снисходительность при рассмотрении дела одного из своих коллег и очень жестко относиться к преступлениям, совершенным против одного из их числа гражданами низкого ранга или негражданами. За измену (майеста ) обезглавливание было худшим наказанием, которое закон мог наложить на честных; унижающие могли подвергнуться распятию, сожжению или осуждению зверей на арене.

Большое количество римских граждан сохраняло шаткое социальное и экономическое преимущество на нижнем конце иерархии. Адриан счел необходимым пояснить, что декурионы, обычно избираемые из среднего класса местные чиновники, ответственные за ведение обычных повседневных официальных дел провинции, считаются честными; то же самое сделали солдаты, ветераны и их семьи, что касается гражданского права; косвенно все остальные, включая вольноотпущенников и рабов, считались унизительными. Как и большинство римлян, Адриан, кажется, принял рабство как морально верное, выражение того же естественного порядка, который награждает «лучших людей» богатством, властью и уважением. Столкнувшись с толпой, требующей освобождения популярного раба-возницы, Адриан ответил, что он не может освободить раба, принадлежащего другому человеку. Однако он ограничил наказания, которым могли подвергнуться рабы; их можно было законно пытать для дачи показаний, но они не могли быть законно убиты, если они не виновны в преступлении, караемом смертной казнью. Мастерам также запрещалось продавать рабов дрессировщику гладиаторов (ланиста ) или своднику, за исключением случаев, когда это было оправдано законом. Адриан также запретил пытки свободных подсудимых и свидетелей. Он отменил эргастула, частные тюрьмы для рабов, в которых иногда незаконно содержались похищенные свободные люди.

Адриан издал общий рескрипт, налагающий запрет на кастрацию. на вольноотпущенника или раба, добровольно или нет, под страхом смерти как исполнителя, так и пациента. Согласно Lex Cornelia de Sicaris et Veneficis, кастрация приравнивалась к заговору с целью убийства и наказывалась соответствующим образом. Несмотря на его филелленизм, Адриан также был традиционалистом. Он установил стандарты одежды среди хонестиоров; сенаторы и рыцари должны были носить тогу на публике. Он ввел строгое разделение между полами в театрах и общественных банях; чтобы воспрепятствовать праздности, последним не разрешили открыться до 2 часов дня, «кроме медицинских причин».

Религиозная деятельность

Статуя Адриана как верховного понтифика, датируемая 130–140 гг. н.э., из Рима, Palazzo Nuovo, Капитолийские музеи

Одной из непосредственных обязанностей Адриана при вступлении было получение согласия сенатора на апофеоз его предшественника Траяна и всех членов семьи Траяна, которым он был обязан долг благодарности. Матидия Августа, свекровь Адриана, умерла в декабре 119 года и была должным образом обожествлена. Адриан, возможно, останавливался в Немаусе во время своего возвращения из Британии, чтобы наблюдать за завершением или основанием базилики, посвященной его покровительнице Плотине. Она недавно умерла в Риме и была обожествлена ​​по просьбе Адриана.

Как император, Адриан был также верховным понтификом Рима, отвечавшим за все религиозные дела и надлежащее функционирование официальных религиозных институтов во всем мире. империя. Его испанско-римское происхождение и заметный проэллинизм сместили фокус официального имперского культа с Рима на провинции. В то время как его стандартные выпуски монет все еще отождествляли его с традиционным genius populi Romani, другие проблемы подчеркивали его личную идентификацию с Гераклом Гадитаном (Геркулесом Гадес ) и имперскую защиту греческой цивилизации Римом. Он продвигал Сагаласса по-гречески Писидию как ведущего имперского культового центра Империи; его исключительно греческий Панелленион превозносил Афины как духовный центр греческой культуры.

Адриан добавил несколько имперских культовых центров к существующему списку, особенно в Греции, где традиционное междугороднее соперничество было обычным делом. Города, рекламируемые как культовые центры Империи, привлекали имперскую спонсорскую поддержку фестивалей и священных игр, привлекали туризм, торговлю и частные инвестиции. Местных достойных людей и спонсоров поощряли стремиться к саморекламе в качестве культовых чиновников под эгидой римского правления и поощрять благоговение перед имперской властью. Восстановление Адрианом давно установленных религиозных центров еще больше подчеркнуло бы его уважение к славе классической Греции - что хорошо согласуется с современными антикварными вкусами. Во время третьего и последнего путешествия Адриана на греческий Восток, похоже, произошел всплеск религиозного рвения, сосредоточенный на самом Адриане. Согласно религиозному синкретизму того времени, ему был дан личный культ как божество, памятники и гражданское почтение. Возможно, ему пришлось перестроить великий Серапеум Александрийский после повреждений, понесенных в 116 г. во время Китосской войны.

В 136 г., всего за два года до своей смерти, Адриан посвятил свой Храм Венеры и Рома. Он был построен на земле, которую он выделил для этой цели в 121 году, ранее на месте Золотого дома Нерона. Храм был самым большим в Риме и был построен в стиле эллинизма, скорее греческого, чем римского. Посвящение храма и скульптура связывали поклонение традиционной римской богине Венере, божественной прародительнице и защитнице римского народа, с поклонением богине Рома, которая до сих пор была изобретением греков. поклонялись только в провинции - чтобы подчеркнуть универсальный характер империи.

Антиной

Бюсты Адриана и Антиноя в Британском музее

Адриан обожествил Антиноя как Осириса -Антиноид, сделанный египетским священником в древнем храме Рамсеса II, очень близко к месту его смерти. Адриан посвятил здесь новый храмовый комплекс, построенный в греко-римском стиле, и назвал его Антиноополис. Это был настоящий греческий полис ; ему была предоставлена ​​субсидируемая Империей система питания, аналогичная схеме Траяна alimenta, и его гражданам разрешалось вступать в смешанные браки с представителями коренного населения без потери статуса гражданина. Таким образом, Адриан отождествилсуществующий местный культ (Осириса) с римским правлением. Культ Антиноя должен стать очень популярным в грекоязычном мире, а также нашел поддержку на Западе. На вилле Адриана статуи Тиранницидов с бородатым Аристогейтоном и чисто выбритым Хармодиосом связали его любимца с классической традицией греческой любви. На западе Антиной отождествлялся с кельтским богом солнца Беленосом.

Адриан подвергался критике за открытую интенсивность его горя по поводу смерти Антиноя, особенно потому, что он отложил апофеоз собственной сестры Паулины после ее смерти. Тем не менее, его воссоздание покойного юноши как культовой фигуры не встретило большого сопротивления. Индустрия современного имперского культа. На его изображениях чеканили медали и воздвигали статуи во всех частях империи, во всех изображений одежды, включая египетскую. Храмы были построены для его поклонения в Вифинии и Мантинии в Аркадии. В Афинах в его честь отмечались фестивали, и от его имени произносились оракулы. Как «международный» культовый деятель Античной имел непреходящую, намного пережившую правление Адриана. Местные монеты с его изображением все еще чеканились во время правления Каракаллы, и он был упомянут в стихотворении, посвященном воцарению Диоклетиана.

христианстве

Адриан продолжил политику Траяна в отношении Христиане; их не следует разыскивать, и их следует преследовать только за отказ от правонарушения, такие как принести присягу. В рескрипте , адресованном проконсулу Азии Гаю Миникию Фундану и сохраненному Иустином Мучеником, Адриан указал, что обвинители христиан должны нести бремя или быть наказанными за кетулев (клевета ).

Личные и культурные интересы

Адриан на лицевой стороне aureus (123). На реверсе изображено олицетворение Aequitas Augusti или Juno Moneta. IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. / PM, TR. P., CO [N] S. III.

Адриан был постоянным и восторженным интерес к искусству, общей и общественным работам. Римский Пантеон ( храм «всем богам»), используемый построенный Агриппой и разрушенный пожаром в 80 г., частично восстановлен при Траяне Вилла Адриана в Тибуре (Тиволи ) представляет собой величайший римский эквивалент Александрийского сада, завершенный при Адриане. с участием куполообразный Серапеум, воссоздающий священный пейзаж. ии Кассия Дио предполагает, что Адриан высокого мнения о своих архитектурных вкусах и талантах и ​​воспринял их отказ как личное оскорбление: незадолго до своего правления его предшественник Траян обсудил архитектурную проблему с Аполлодором Дамаскин - архитектором и проектировщиком Форума Траяна, Колонны в память о его завоевании даками и его мост через Дунай - когда Адриан прервался, чтобы дать совет. Аполлодор резко ответил ему: «Иди и нарисуй свои тыквы [саркастическая ссылка на купола, которые Адриан, по-видимому, любил рисовать]. Ты не понимаешь ничего из этого ». Дио утверждает, что, когда Адриан стал императором, он показал Аполлодору рисунки гигантского Храма Венеры и Ромы, подразумевая, что великие здания можно было построить без его помощи. Когда Аполлодор указал на различные неразрешимые проблемы и недостатки здания, он пришел в ярость, отправил его в изгнание и позже казнил его по сфабрикованным обвинениям.

Адриан писал стихи на латинском и греческом языках; один из немногих сохранившихся примеров - латинское стихотворение, которое он, как сообщается, написал на смертном одре (см. ниже). Некоторые из его греческих произведений попали в Палатинскую антологию. Он также написал автобиографию, которая, по словам Хистории Августа, была опубликована под именем вольноотпущенника Адриана Флегона из Тралл. Это, по-предположительно, не было большим противоречием или разоблачением, но было разработано, чтобы развеять различные слухи или самые противоречивые действия Адриана. Возможно, что эта автобиография имеет форму открытой серии писем к Антонину Пию.

Адриан был страстным с юных лет. В северо-западной Азии он основал и посвятил город памяти убитой им медведицы. Документально подтверждено, что в Египте он и его возлюбленная Антиной убили льва. Риме восемь барельефов, изображающих Адриана на разных этапах охоты, украшают здание, начинающееся как памятник в честь убийства.

Филеллизм Адриана, возможно, был одним из причин его принятия, как Нерон раньше. ему - борода, соответствующая римскому имперскому достоинству; Дио Прусский приравнял рост бороды к эллинскому этосу. Борода Адриана, возможно, также служила для того, чтобы скрыть его естественные пятна на лице. Все императоры до него (кроме Нерона) были чисто выбриты; императоры, которые пришли после него до Константина Великого, были бородаты, и эта имперская мода была возрождена снова Фоком в начале VII века.

Адриан был знаком с философы-соперники Эпиктет и Фаворин, и их труды, и проявляли интерес к римской философии. Во время своего первого пребывания в Греции, прежде чем он стал императором, он посетил лекции Эпиктета в Никополе. Незадолго до смерти Плотины Адриан исполнил ее желание, чтобы руководство эпикурейской школой в Афинах было открыто для неримского кандидата.

Во времена Адриана в качестве плебского трибуна., приметы и предзнаменования якобы объявили о его будущем имперском состоянии. Согласно Historia Augusta, Адриан очень интересовался астрологией и гаданием, и его дедушка, который сам был опытным астрологом, рассказал о своем будущем вступлении в Империю.

Поэма Адриана

Согласно Historia Augusta, Адриан незадолго до своей смерти написал следующее стихотворение:

Animula, vagula, blandula
Hospes Comeque corporis
Quae nunc abibis in loca
Pallidula, rigida, nudula,
Nec, ut soles, dabis iocos...
P. Элий Адриан Бес.
Блуждающая дружелюбная маленькая душа,
товарищ и гость тела,
Теперь спускается по частям
Бесцветный, несгибаемый и голый
Больше не будет ваших обычных отвлекающих факторов...

Стихотворение пользуется замечательной популярностью, но неоднозначной оценкой критиков. Согласно Элиусу Спартиану, предполагаемому автору биографии Адриана в Historia Augusta, Адриан «также написал подобные стихи на греческом языке, не намного лучше, чем это». Т. Стихотворение С. Элиота «Анимула» могло быть вдохновлено стихотворением Адриана, хотя взаимосвязь не является однозначной.

Оценки

Адриан был описан как самый разносторонний из всех римских императоры, которые «ловко скрывали ум, завистливый, меланхоличный, гедонистический и чрезмерный по отношению к своему собственному показу; он симулировал сдержанность, приветливость, милосердие и, наоборот, замаскировал пыл к славе, которым он горел». Его преемник Марк Аврелий в своих «Размышлениях» перечисляет тех, кому он обязан быть благодарным; Адриан явно отсутствует. Напряженные авторитарные отношения Адриана с его сенатом были признаны через поколение после его смерти сенатором Фронто, который написал в одном из своих писем Марку Аврелию, что «я восхвалял обожествленного Адриана, вашего деда, в сенате по ряду вопросов. случаев с большим энтузиазмом, и я тоже делал это охотно [...] Но, если можно сказать - уважительно признавая вашу преданность своему деду - я хотел умиротворить и успокоить Адриана, как я бы Марс Градивус или Дис Патер, а не любить его ". Фронто добавляет в другом письме, что он поддерживал некоторые дружеские отношения во время правления Адриана, «рискуя жизнью» (cum periculo capitis). Адриан подчеркивал автократический характер своего правления, считая dies imperii со дня его одобрения армиями, а не сенатом, и издавая законы путем частого использования имперских указов в обход одобрения сената. Завуалированный антагонизм между Адрианом и Сенатом никогда не перерастал в открытую конфронтацию, как это произошло во времена правления явно «плохих» императоров, потому что Адриан знал, как оставаться в стороне и избегать открытого столкновения. Тот факт, что Адриан провел половину своего правления вдали от Рима в постоянных путешествиях, вероятно, помог смягчить худшее из этих постоянно натянутых отношений.

В 1503 году Никколо Макиавелли, хотя и был признанным республиканцем., считал Адриана идеальным принцепсом, одним из пяти хороших императоров Рима. Фридрих Шиллер называл Адриана «первым слугой Империи». Эдвард Гиббон ​​ восхищался его «огромным и активным гением», его «справедливостью и умеренностью» и считал эпоху Адриана частью «самой счастливой эпохи в истории человечества». С точки зрения Рональда Сайма, Адриан «был фюрером, дуче, Каудильо ». Согласно Сайму, описание Тацита возвышения и восшествия на престол Тиберия является замаскированным описанием авторитарного принципата Адриана. Согласно, опять же, Сайму, Анналы Тацита будут сочинением по новейшей истории, написано «во время правления Адриана и ненавидя его».

В то время как баланс древних литературных мнений почти всегда неблагоприятно сравнивает Адриана с его предшественником, современные историки исследуют его мотивы, цели и последствия его действий и политики. По мнению М.А. Леви, подведение итогов политики Адриана должно подчеркнуть экуменический характер Империи, его развитие альтернативной бюрократии, отключенной от Сената и адаптированной к потребностям «просвещенной» автократии. и его общая оборонительная стратегия; это квалифицированный создатель открытой абсолютной монархии на замену фиктивной сенаторской республики. Робин Лейн Фокс считает Адриана создателем единой греко-римской культуры. традиция, и как конец этой самой традиции; Попытка Адриана «реставрировать» классическую культуру в недемократической империи лишила ее существенного значения, или, по словам Фокса, «убить [редактировать] ее добротой».

Источники и историография

Во времена Адриана уже существовало устоявшееся соглашение о том, что нельзя писать современную римскую имперскую историю из страхачить тому, что императоры хотели сказать, прочитать или услышать о себе. Как более ранний латинский источник, Фронто и его труды свидетельствуют о характере Адриана и внутренней политике его правления. Греческие авторы, такие как Филострат и Павсаний, писали вскоре после правления Адриана, но ограничили их рамки общими историческими рамками, разработанные решения Адриана, особенно те, которые касались грекоязычного мира, греческих городов. и знатные люди. Павсаний особенно много писал о благодеяниях Адриана Греции в целом и Афинам в частности. Политические истории правления Адриана берут начало в более поздних источниках, некоторые из них написаны спустя столетия после самого правления. «Римской истории начала III века» Кассия Дио, написанной на греческом языке, дается общий отчет о правлении Адриана, но оригинал утерян, а то, что сохранилось, кроме некоторых фрагментов, является кратким, византийским сокращением эпохи монахом 11-го века Ксифилинием, который сосредоточился на религиозных интересах Адриана, войне Бар-Кохбы и многом другом - в основном на моральных качествах Адриана и его напряженных отношений с Сенатом. Таким образом, основной источник жизни и правления Адриана находится на латыни: это одна из нескольких имперских биографий конца 4-го века, вместе как известные Historia Augusta. Коллекция в целом печально известна своей ненадежностью («мешанина фактов, плащ и кинжал, меч и сандалии, с примесью Убу Рой »), но большинство современных историков считают, что его рассказ об Адриане относительно свободен от откровенных вымыслов и, вероятно, основан на достоверных исторических источниках, в основном это одна из утерянных серий имперских биографий выдающего сенатора III века Мариуса Максима, охвативший период правления Нервы до Элагабала.

. Первый современный историк, представивший хронологический отчет о жизни Адриана, дополнив письменные источники другими эпиграфическими, нумизматическими и археологическими материалами. Биография Вебера 1907 года, немецкого националиста, а также сторонника нацистской партии, включает те же археологические свидетельства, чтобы создать отчет об Адриане, и особенно его во йне Бар-Кохбы, которая была описана как идеологически загруженный. Эпиграфические исследования в послевоенный подтвердили альтернативные взгляды на Адриана. Биография Адриана Энтони Бирли 1997 года суммирует и отражает эти события в историографии Адриана.

Генеалогическое древо Нерва - Антонин

См. Также

Цитаты

Ссылки

Первоисточники

Надписи:

Вторичные источники

  • Барнс, Т. Д. (1967). «Адриан и Луций Вер». Журнал римских исследований. 57 (1/2): 65–79. DOI : 10.2307 / 299345. JSTOR 299345.
  • Бирли, Энтони Р. (1997). Адриан. Неугомонный император. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-16544-0.
  • Боутрайт, Мэри Талиаферро. (2002). Адриан и города Римской империи. Priceton: Princeton University Press. ISBN 978-0-691-04889-5.
  • Канто, Алисия М. (2004). "Itálica, patria y ciudad natal de Adriano (31 textos históricos y argumentos contra Vita Hadr. 1, 3". Athenaeum. 92 (2): 367–408. Архивировано из оригинал от 15 октября 2007 г.
  • Эверитт, Энтони (2009). Адриан и Триумф Рима. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-4000 - 6662-9.
  • Добсон, Брайан (2000). Вал Адриана. Лондон: Пингвин.
  • Гиббон, Эдвард, Упадок и падение Римской империи, том I, 1776. Интернет-библиотека «Интернет-библиотека свободы - История упадка и падения Римской империи, том 1». Oll.libertyfund.org. Проверено 13 марта 2010 г.
  • Ламберт, Ройстон (1997). Возлюбленный Лондон: Гиганты Феникса. ISBN 978-1-85799-944-0.
  • Спеллер, Элизабет (2003). После Адриана: путешествие второго века по Римской Лондон: Обзор. ISBN 978-0-7472-6662-4.
  • Сайм, Рональдерии (1997 год) [1958 год]. Tacitu с. Оксфорд: Издательство Оксф ордского университета. ISBN 978-0-19-814327-7.
  • Сайм, Рональд (1964). «Адриан и Италика». Журнал римских исследований. LIV (1–2): 142–9. DOI : 10. 2307 / 298660. JSTOR 298660.
  • Сайм, Рональд (1988). "Путешествие Адриана" (PDF). Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 73 : 159–170. Проверено 12 декабря 2006 г. Перепечатано в Сайм, Рональд (1991). Римские документы VI. Оксфорд: Clarendon Press. С. 346–357. ISBN 978-0-19-814494-6.

Дополнительная литература

  • Данцигер, Дэнни; Перселл, Николас (2006). Империя Адриана: когда мир правил Рим. Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-83361-2.
  • Эверитт, Энтони (2009). Адриан и триумф Рима. Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-1-4000-6662-9.
  • Грей, Уильям Додж (1919). «Исследование жизни Адриана до его восшествия на престол». Смит-колледж изучает историю. 4 : 151–209.
  • Грегоровиус, Фердинанд (1898 г.). Император Адриан: картина греко-римского мира в его время. Мэри Э. Робинсон, пер. Лондон: Макмиллан. ISBN 9780790552286.
  • Хендерсон, Бернард У. (1923). Жизнь и принципат императора Адриана. Лондон: Метуэн.
  • Иш-Кишор, Суламифь (1935). Великолепный Адриан: Биография Адриана, императора Рима. Нью-Йорк: Минтон, Балч и Ко.
  • Пероун, Стюарт (1960). Адриан. Лондон: Ходдер и Стоутон.

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Публием Элиусом Траяном Адрианом.
Адриан Династия Нерван-Антонианов Родился: 24 января 76 г. Умер: 10 июля 138
Царские титулы
, предшествовавшие. Траяну Римскому императору. 117–138Преемник. Антонин Пий
Политические должности
Предыдущие от. Аппий Анний Требоний Галл,. и Марк Аппий Брадуа. в качестве обычных консулов ​​Суффект консула Римской империи. 108. сПреемником. Квинт Помпей Фалько,. и Марк Тициус Люстрик Бруттиан. в качестве суффективных консулов ​​
, предшествовавших. игноту,. и. в качестве суффективных консулов ​​консул из Римской империи. 118. с Гней Педаний Фускус Салинатор. Беллиций Тебаниан.Преемник. Луций Помпоний Басс,. и Тит Сабиний Варвар. в качестве суффективных консулов ​​
, предшествовавший. Луций Помпоний Басс,. и Тит Сабиний Варвар. в качестве суффективных консулов ​​Консул Римской Империи. 119. с Публием Дасумием Рустиком,., за которым следует Авл Платорий Непос Преемник. Марк Пакций Сильван Квинтус Коредиус Галл Гаргилиус Антикв,. и. в качестве консулов ​​
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:24:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте