Горгонейон

редактировать
Деревянная дверная панель, предназначенная для защиты дома от нежеланного гостя (Томас Регнауден, бывший Hôtel des Ambassadeurs de Олланд, rue vieille du Temple, Париж, ок. 1660).

В Древней Греции Горгонейон (греч. : Γοργόνειον) был особым апотропный амулет с изображением головы Горгоны, который наиболее широко использовался олимпийскими божествами Афиной и Зевсом : говорят, что оба носили горгонейон как защитный кулон, и часто изображаются в нем. Он установил их происхождение от более ранних божеств, которые считались могущественными. Среди других атрибутов правители эллинистической эпохи считали его царственным эгидой, подразумевая божественное рождение или защиту, как показано, например, на Мозаике Александра и Камея Гонзага.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Развитие
  • 3 История
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
Происхождение

Согласно Марии Гимбутас, горгонея представляет определенные аспекты культа Богини-Матери, связанные с «динамической жизненной энергией», и утверждает, что изображения могут быть связаны к культурной преемственности, сохраняющейся со времен неолита. Она определила горгонейон как типичный европейский образ. Джейн Эллен Харрисон, с другой стороны, утверждает, что во многих примитивных культурах подобные ритуальные маски используются для того, чтобы напугать владельца от того, что он сделал что-то неправильно, или, как она это называет, чтобы сделать уродливое лицо хозяину. : «Сначала идет ритуальный объект; затем рождается монстр, чтобы отчитаться за него; затем герой предоставляется, чтобы отчитаться за убийство монстра».

Развитие

Гомер ссылается на Горгона четыре раза, каждый раз ссылаясь только на голову, как будто у нее не было тела. Джейн Эллен Харрисон отмечает, что «Медуза - это голова и ничего более... a маска с добавленным позже телом ". До пятого века до нашей эры ее изображали особенно уродливой, с высунутым языком, кабаном бивнями, пухлыми щеками, ее глазными яблоками, пристально смотрящими на зрителя, и змеями, извивающимися вокруг ее.

Прямой фронтальный взгляд, «который, казалось бы, выглядывал из собственного иконографического контекста и бросал вызов зрителю», был очень необычным для древнегреческого искусства. (Распространенное изображение сглаза на сосудах для питья в шестом веке и, в частности, наглазниках, таких как Gorgoneia, считается апотропией.) В некоторых случаях то, что иногда выглядит как борода (вероятно, обозначающий стилизованные волосы или полосы крови) был прикреплен к ее подбородку, делая ее похожей на оргиастическое божество, похожее на Диониса.

Горгонию, украшающую щиты воинов в середине пятой части. Греческие вазы века значительно менее гротескны и грозны. К тому времени у Горгоны уже не было клыков, а змеи были стилизованы. эллинистический мрамор, известный как Медуза Ронданини, иллюстрирует возможное превращение Горгоны в красивую женщину.

История
Крылатая Горгонейона из Олимпии, первоначально апотропное украшение щита, начало шестого века до нашей эры Горгонейон на тондо древнегреческой аттической чернофигурной чаши, конец шестого века до нашей эры - Кабинет медалей национальной библиотеки Франции, Париж, Франция

Горгонеи часто появляются в греческом искусстве на рубеже восьмого века до нашей эры. Одно из самых ранних изображений - на электру статере, обнаруженном при раскопках в Парий. Другие образцы начала восьмого века были найдены в Тиринфе. Если углубиться в историю, можно найти похожее изображение из Кносского дворца, датируемого пятнадцатым веком до нашей эры. Мария Гимбутас даже утверждает, что «Горгона восходит как минимум к 6000 году до нашей эры, как это иллюстрирует керамическая маска из культуры Сескло », и в своей книге «Язык богини» она также идентифицирует прототип Горгонейона в неолитических художественных мотивах, особенно в антропоморфных вазах и терракотовых масках, инкрустированных золотом.

В шестом веке горгонеи канонического типа «маска льва» были повсеместно распространены в греческих храмах, особенно в Коринфе и его окрестностях. Педиментальная горгонейя была обычна на Сицилии ; вероятно, самое раннее происшествие было в храме Аполлона в Сиракузах. Около 500 г. до н. Э. Они перестали использоваться для украшения монументальных зданий, но все еще были показаны на антефиксах более мелких сооружений в течение следующего столетия.

Помимо храмов, изображения Горгоны сохранились. присутствует на одежде, посуде, оружии и монетах, найденных по всему Средиземноморью от Этрурии до побережья Черного моря. Монеты Горгоны были отчеканены в 37 городах, что сделало ее изображение на монетах вторым по нумизматической повсеместности только после нескольких основных олимпийских божеств. На мозаичных этажах горгонейон обычно изображался у порога, как бы охраняя его от враждебных вторжений. На аттических печах горгонейон над дверью печи защищал от несчастных случаев.

Изображения горгоны оставались популярными даже в христианские времена, особенно в Византийской империи, включая Киевская Русь, и была возрождена на Западе художниками итальянского Возрождения.

Совсем недавно горгонейон был принят Джанни Версаче в качестве логотипа своей модной компании.

Галерея
См. Также
Ссылки
Источники
На Викискладе есть материалы, связанные с Горгоней.
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:29:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте