Элагабал

редактировать

Римский император с 218 по 222 год

Римский император
Элагабал
Статуя молодого человека с белой головой Глава Элагабала,. из Капитолийские музеи
Римский император
Правление8 июня 218 г. - 11 марта 222 г.
ПредшественникМакрин
ПреемникСеверус Александр
Родилсяс. 204. Эмеса, Сирия или Рим
Умер11 марта 222 г. (18 лет). Убит в Риме
ПогребениеТруп, брошенный в Тибр
Предполагаемая. супруга
ПроблемаСеверус Александр (приемный)
Полное имя
Вариус Авитус Бассиан (используем). Марк Аврелий Антонин (как император)
Королевское имя
Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август
Династия Северан
ОтецСекст Вариус Марцелл
МатьЮлия Соемиас Бассиана

Элагабал или Гелиогабал (c.204 - 11 марта 222), официально известный как Антонин, был римским императором с 218 по 222 год. Его короткое правление было заметно сексуальными скандалами и религиозными спорами. Он был двоюродным братом императора Каракаллы и происходил из известной арабской семьи в Эмесе (Хомс ), Сирия, где в его В ранней юности он служил главным жрецом тезки бога солнца Элагабала. После смерти Каракаллы Элагабал был возведен в звание принципата в 14-летнем возрасте в результате армейского восстания, спровоцированного его бабушкой, Юлией Мезой, против недолговечного преемника Каракаллы, Макрина. Как частное лицо его, вероятно, звали Вариус Авитус Бассиан. Став императором, он взял имя Марк Аврелий Антонин стал известен в честь своего родного бога только после его смерти.

Более поздние историки предполагают, что Элагабал проявил пренебрежение к римским религиозным традициям и сексуальным табу. Он заменил традиционную главу римского пантеона, Юпитер божеством Элагабала, первосвященником которого он был. Он заставил себя вести члены правительства Рима участвовал в религиозных обрядах в этом божестве. Онлся на четырех женщинах, в том числе на весталке, и расточал одолжения придворным мужчинам, которые, как считается, были его любовниками. Сообщалось также, что он занимался проституцией. Его поведение оттолкнуло преторианскую гвардию, Сенат и простых людей. На фоне растущего сопротивления Элагабал, которому было всего 18 лет, был убит и заменен его двоюродным братом Северусом Александром в марте 222 года. Заговор с целью убийства Элагабала был разработан его бабушкой, Джулией Мейса, и осуществлен недовольными членами преторианской гвардии.

Элагабал заработал среди своих современников репутацию крайнего эксцентричности, декаданса и фанатизма. Эта традиция сохранилась, и с писателями раннего Нового времени он получил одну из худших репутаций среди римских императоров. Эдвард Гиббон ​​, например, писал, что Элагабал «предался самым грубым удовольствиям с неуправляемой яростью». Согласно Бартольду Георгу Нибуру, «имя Элагабал вошло в истории выше всех остальных» из-за его «невыразимо отвратительной жизни». Примером оценки современного историка является оценка Адриана Голдсуорси : «Элагабал не был тираном, но он был некомпетентным, вероятно, обозначее способным императором Рима». Несмотря на всеобщее осуждение его правления, некоторые ученые действительно пишут о нем, в том числе римский летописец VI века Джон Малалас и Уорик Болл, современный историк, описал его как новатора и " новатора ». трагическая загадка, затерянная за многовековыми предрассудками ".

Из-за рассказов современного историка Кассия Дио и других, что Элагабал носил женскую одежду, предпочитает называться дамой и стремился к вагинопластике, некоторые историки считают императора одним из первых трансгендеров одним из первых, кто обратился за цией по смене пола.

Содержание
  • 1 Семья и священство
  • 2 Приход к власти
  • 3 Император (218–222)
    • 3.1 Поездка в Рим и политическое назначение
    • 3.2 Религиозные противоречия
    • 3.3 Браки, сексуальность и пол
    • 3.4 Падение власти
      • 3.4.1 Убийство
  • 4 Источники
    • 4.1 История Августа
    • 4.2 Кассий Дион
    • 4.3 Иродиан
    • 4.4 Современные историки
  • 5 Наследие
    • 5.1 Художественная литература
    • 5.2 Пьесы
    • 5.3 Танцы
    • 5.4 Музыка
    • 5.5 Живопись
    • 5.6 Поэзия
    • 5.7 Телевидение
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
    • 7.1 Первичные источники
    • 7.2 Вторичные матер иалы
      • 7.2.1 Изображения
  • 8 Внешние ссылки
Семья и священство
Антониниан Юлии Мезы. Надпись: IVLIA MAESA AVG. Скульптура Джулии Соэмиас

Элагабал родился не позднее 204 г. н.э., хотя, возможно, уже в 203 г., Сексту Вариусу Марцеллу и Юлии Соемиас Бассиана, которые, вероятно, поженились около 200 лет (и не позднее 204 года). Полное имя при рождении Элагабала, вероятно, было (Секст) Вариус Авитус Бассиан, последнее имя, очевидно, очевидно, является фамилией семьи Эмесен. Марцелл был наездником, позже возведенным в сенаторский пост. Юлия Соэмиас была двоюродной сестрой императора Каракаллы, и ходили слухи (которые позже Соэмиас публично поддержал), что Элагабал был ребенком Каракаллы. Надгробие Марцелла свидетельствует о том, что у Элагабала был по крайней мере один брат, о котором известно не о том. Бабушка Элагабала, Юлия Мэса, была вдовой консула Юлия Авита, сестрой Юлии Домны и сестрой -закон императора Септимия Северуса. Среди родственников были тетя Элагабала Юлия Авита Мамея и дядя Марк Юлий Гессий Маркиан и их сын Северус Александр.

Семья Элагабала имела наследственные права на священство бога солнца Элагабал, из которых Элагабал был первосвященником в Эмесе (современный Хомс ) в Римской Сирии как часть арабского Эмесена. династия. Латинское имя божества, «Элагабал», представляет собой латинизированную версию арабского Илах ха-Габал, от ilāh («бог») и gabal («гора»), что означает «Бог горы», Эмесское проявление Баала. Первоначально почитаемый в Эмесе, культ божества распространился на другие части Римской империи во 2 веке; посвящение было найдено так далеко, как ВерденНидерландах ), недалеко от римских лип. Позднее этот бог был импортирован в Рим и ассимилировался с богом солнца, известным как Sol Indiges в эпоху Римской республики времен и как Sol Invictus в поздний период. третий век. По-гречески бог солнца - Гелиос, поэтому Элагабал был известен как «Гелиогабал», гибрид «Гелиоса» и «Элагабала».

Приход к власти
Вхождение Элагабала в Рим, с баэтилом позади него, как проиллюстрировано Огюстом Леру для издания 1902 года романа L'Agonie Жана Ломбарда.

Иродиан пишет, что император Макрин пришел к власти, он подавил угрозу своему правлению со стороны своего убитого предшественника Каракаллы, сослав - Юлию Маэсу, двух ее дочерей и ее старшего внука Элагабала - в их имение в Эмесе в Сирии. Почти по прибытии в Сирию Маеса вместе со своим советником и наставником Элагабала, Ганнисом, начала заговор с целью свергнуть Макрина и возвести четырнадцатилетнего Элагабала на императорский трон.

Маеса распространилась. слух, который Соэмиас публично поддерживал, что Элагабал незаконнорожденным ребенком Каракаллы и заслужил лояльность римских солдат и сенаторов, присягнувших Каракалле в верности. Солдаты Третьего легиона в Рафане, которые пользовались большими привилегиями при Каракалле и возмущались Макрином (и, возможно, были впечатлены или подкуплены богатством Меи), поддержали это утверждение. На восходе солнца 16 мая 218 года Элагабал был провозглашен императором Публием Валерием Комазоном, командующим легионом. Чтобы укрепить свою легитимность, Элагабал принял то же имя, которое Каракалла носил как император, Марк Аврелий Антонин. Кассий Дион утверждает, что некоторые офицеры пытались сохранить верность Макрину солдат, но им это не удалось.

Префект преторианца Ульпий Юлиан в ответ атаковал Третий легион, скорее всего, по приказу Макрина (хотя в одном из рассказов говорится, что он действовал согласно своему собственному до того, как Макрин узнал о восстании). Иродиан предполагает, что Макрин недооценил угрозу, считая восстание несущественным. Во время боя солдаты Юлиана убили своих офицеров и присоединились к силам Элагабала.

Макрин попросил римский сенат объявить Элагабала «ложным Антонином», и они подчинились, объявив войну Элагабалу и его семью. Макрин сделал своего сына диадуменианом соправителем и попытка обеспечить лояльность Второго легиона крупными денежными выплатами. Однако во время банкета в Апамее посыльный преподнес Макрину отрубленную голову побежденного префекта Юлиана. Поэтому Макрин отступил в Антиох, после чего Второй легион перешел на сторону Элагабала.

Легионеры Элагабала под командованием Ганниса победили Макрина и Диадумениана и их преторианскую гвардию в битве . Антиохии 8 июня 218 г., преобладание после того, как войска Макрина вышли из строя после того, как он бежал с поля битвы. Макрин бежал в Италию, но был перехвачен около Халкидона и казнен в Каппадокии, а Диадумениан был схвачен в Зевгме и казнен.

В том же месяце. Элагабал написал в сенат, приняв имперские титулы, не дожидаясь одобрения сенатора, что нарушало традицию, но было обычной практикой среди императоров 3-го века. Письма о примирении были отправлены в Рим, распространяя амнистию на Сенат и признавая его законы, а также осуждая администрацию Макрина и его сына.

Сенаторы ответили: признавая Элагабала императором и последними его претензии на то, чтобы быть сыном Каракаллы. Каракалла и Джулия Домна были обожествлены Сенатом, Юлия Мэса и Юлия Соэмиас были возведены в ранг Августа, а память о Макрине была стерта Сенатом. (Имперские артефакты Элагабала утверждают, что он наследовал Каракалле.) Комазон был назначен командующим преторианской гвардией.

Император (218–222)
A денарий по заказу Элагабала, носящий его подобие. Надпись: IMP. ANTONINVS PIVS AVG.

Поездка в Рим и политического назначения

Элагабал какое-то время оставался в Антиохии, очевидно, чтобы подавить различные мятежи. Дио выделяет некоторые из них, которые историк Фергус Миллар помещает до зимы 218–219 годов. В их число входил Геллий Максим, который был командовал Четвертым легионом и был казнен, и один Вер, который командовал Третьим Галльским легионом, который был однажды расформирован. он был подавлен.

Затем, по словам Иродиана, Элагабал и его свита провели зиму 218–219 годов в Вифинии в Никомидии, а отправились во Фракию. и Мезия в Италию в первой половине 219 года. Иродиан говорит, что Элагабал послал свою картину в Рим, чтобы повесить ее над статуей богини Виктории в <30 г.>Дом Сената, поэтому люди не будут удивлены его восточной одеждой, но неясно, существовала такая картина на самом деле, и Дио не обнаружет о ней. Когда картина действительно была повешена над Викторией, это ставило сенаторов в положение, когда казалось, что они делали подношения Элагабалу, когда они делали подношения Виктории.

По пути в Рим Элагабал и его союзники казнили нескольких видных сторонников Макрина, таких как таких как губернатор Фабий Агриппин и бывший фракийский губернатор К. Клавдий Атталус Патеркулиан. В Риме, однако, его предложение амнистии для римского высшего класса было в степени выполнено, хотя правовед Ульпиан был сослан. Элагабал сделал Комазона преторианским префектом, а позже консулом (220) и префектом города (трижды, 220-222), что Дион считал нарушение римских норм. Иродиан и история Августа говорят, что Элагабал оттолкнул многих, влиятельные позиции другим союзникам.

Дион утверждает, что Элагабал хотел жениться на вознице по имени Иерокл и объявить его Цезарем, как будто (говорит Дио), он ранее хотел жениться на Гэннисе и назвать его Цезарь. Атлет Аврелий Зотик, как говорит Дион, был любовником Элагабала и cubicularius (неадминистративная роль), в то время как история Августа говорит, что Зотик был мужем Элагабала и имел большее политическое влияние.

Отношения Элагабала с его матерью Юлией Соэмиас и бабушкой Юлией Маесой сначала были крепкими; они были влиятельными сторонниками с самого начала, и Макринил им войну, как и Элагабал. Соответственно, они стали первыми женщинами, допущенными в сенат, и обе сенаторские титулы получили: Soaemias - установленный титул Clarissima, а Maesa - более неортодоксальный Mater Castrorum et Senatus («Мать армейского лагеря и Сената»). Они оказали влияние на молодого императора на протяжении всего его правления, и их можно было найти на многих монетах и ​​надписях.

При Элагабале продолжалась сохраненная девальвация римских ауреев и динариев (с чистотой серебра денария упала с 58% до 46,5%), хотя в antoniniani было более высокое содержание металлов, чем при Каракалле.

Религиозные споры

Римлянин aureus с изображением Элагабала. На реверсе написано Sanct (o) Deo Soli Elagabal (o) (Святому Богу Солнца Элагабалу) и изображена четырехконная золотая колесница, несущая священный камень Эмеса храм. Надпись: IMP. C. M. AVR. ANTONINVS P. F. AVG. / SANCT DEO SOLI - ELAGABAL

Со временем правления Септимия Северуса поклонение солнцу увеличилось по всей Империи. Элагабал объявил Элагабала главным божеством римского пантеона, почитаемым выше Юпитера, с самим Элагабалом в качестве главного жреца, что шокировало римлян.

Однако в знак уважения к римской религии Элагабал присоединился либо к Астарте, Минерве, Урании, либо к какой-то комбинации этих троих к Элагабалу в качестве супруга. Союз между Элагабалом и традиционным богиней послужил укреплением связей между новой религией и имперским культом. На самом деле, возможно, была попытка представить Элагабал, Уранию и Афину как новую Капитолийскую триаду Рима, заменив Юпитер, Юнону и Минерву.

Он вызвал еще большее недовольство, когда он женился на весталке Аквилии Севера, верховной жрице Весты, утверждая, что этот брак родит «богоподобных детей». Это было вопиющим нарушением римского права и традиций, согласно которому будет обнаружена половая жизнь, должна быть похоронена заживо.

Роскошный храм, названный Элагабалиум, был построен на восточной стене Палатинского холма, где находился Элагабал, который был представлен черным коническим метеоритом из Эмесы. Иродиан писал: «этой камню поклоняются так, как если бы он был послано с небес; На отмечены небольшие выступающие части и отметки.

Дио пишет, что для увеличения своего благочестия в качестве первосвященника Элагабала на вершине нового римского пантеона Элагабал сам сделал обрезание и поклялся воздерживаться от свиней. Он заставил сенаторов смотреть, как он танцевал вокруг алтаря Элагабала под аккомпанемент барабанов и цимбал. Каждое летнее солнцестояние он проводил фестиваль, посвященный богу, который стал популярным в массах благодаря бесплатной раздаче еды в этих случаях. Во время этого праздника Элагабал поместил черный камень на колесницу, украшенную золотом и драгоценностями, которую он проехал по городу:

колесница с шестью конями несла божество, лошади огромные и безупречно белые, с дорогая золотая фурнитура и богатые украшения. Никто не держал поводья, и никто не держал в колеснице; машину сопровождали, как если бы сам бог был возничим. Элагабал побежал назад перед колесницей, лицом к богу и держась за поводья. Он проделал все путешествие в обратном взгляде, глядя в лицо своего бога.

Самые священные реликвии римской религии были перенесены из своих святынь в Элагабалиум, включая эмблему Великой Матери., огонь Весты, Щиты Салиев и Палладий, так что ни один другой бог не мог быть поклонялись, кроме как в связи с Элагабалом. Хотя его родной культ широко высмеивался современниками, поклонение солнцу было популярно среди солдат и установленных более поздних императорами.

Браки, сексуальность и пол

Римский денарий с изображением Аквилии Севера, жена Елагабала. Брак вызвал общественное возмущение, потому что Аквилия была весталкой, поклявшейся по римскому закону безбрачием в течение 30 лет. Надпись: IVLIA AQVILIA SEVERA AVG.

Вопрос о сексуальной ориентации Элагабала неясен из-за непристойных и ненадежных источников. Кассий Дион утверждает, что Елагабал был женат пять раз (дважды на одной и той же женщине). Его первой женой была Джулия Корнелия Паула, на которой он женился до 29 августа 219 г.; Между тем и 28 августа 220 года он развелся с Паулой, взял весталку Юлию Аквилию Северу в качестве своей второй жены, развелся с ней и взял третью жену, которой, по словам Иродиана, была Анния Аврелия Фаустина, потомок Марка Аврелия и вдова Помпония Басса, недавно казненного Элагабалом. В последний год своего правления Элагабал развелся с Аннией Фаустиной и снова женился на Аквилии Севера.

Дио заявляет, что другим «мужем этой женщины [Элагабала] был Иерокл », бывший раб и возница водитель из Карии. История Августа утверждает, что Элагабал также женился на человеке по имени Зотик, спортсмене из Смирны, в то время как Дион говорит только, что Зотик был его cubicularius. Дио говорит, что Элагабал проституировал себя в тавернах и публичных домах.

Дио (который называл Элагабала женскими местоимениями) говорит, что Элагабалу нравилось, когда его называли любовницей, женой и королевой Гиерокла. Император, как сообщается, носил косметику и парики, предпочитал называться леди, а не лордом, и предлагал огромные суммы любому врачу, который мог бы предоставить ему вагину, хотя Клэр Роуэн говорит, что эта последняя деталь "кажется полностью фиктивная ". По этой причине некоторые авторы считают императора одним из первых трансгендеров и одним из первых зарегистрированных лиц, ищущих операции по смене пола.

Падение власти

Автор 221 Чудеса Элагабала, особенно его отношения с Гиероклом, все больше и больше раздражали солдат преторианской гвардии. Когда бабушка Элагабала Джулия Маеса заметила, что поддержка императора в народе ослабевает, она решила, что его и его мать, которая поощряла его религиозные обряды, необходимо заменить. В качестве альтернативы она обратилась к своей другой дочери, Юлии Авите Мамаи, и к сыну своей дочери, пятнадцатилетнему Северусу Александру.

, преобладавшему на Элагабале, она договорилась, чтобы он назначил своего двоюродного брата. Александр как его наследник и чтобы мальчик получил титул Цезаря. В том же году Александр разделил консульство с императором. Однако Элагабал пересмотрел эту договоренность, когда начал подозревать, что преторианская гвардия предпочитает его кузена самому себе.

Элагабал приказал различные покушения нажизнь Александра из-за того, что не получил одобрения сената на лишение Александра его общей заглавие. По словам Дио, Элагабал изобрел слух, что Александр был при смерти, чтобы увидеть, как отреагируют преторианцы. Последовал бунт, и гвардия потребовала увидеть Элагабала и Александра в преторианском лагере.

Убийство

Статуя Элагабала в образе Геракла, вновь представленного его преемником, Александра Северуса, Неаполь.

Император подчинился и 11 марта 222 года публично представил своего кузена вместе со своей собственной матерью Юлией Соэмиас. По прибытии солдаты участие начали аплодировать Александру, игнорируя Элагабала, который приказал арестовать и казнить всех, кто принимал в демонстрации неповиновения. В ответ члены преторианской гвардии напали на Элагабала и его мать:

Он предпринял попытку бежать, и, если бы его не представил и не убили, он бы куда-нибудь сбежал, был помещенным в сундук. в возрасте восемнадцати лет. Его мать, которая обняла его и крепко прижалась к нему, погибла вместе с ним; их головы были отрезаны, и их тела после того, как их раздели догола, сначала отброшено, а его бросили в Тибр.

После его убийства, многие соратники Элагабала были убиты или свергнуты, включая его любовника Иерокла. Его религиозные указы были отменены, и камень Элагабала был отправлен обратно в Эмеса. Женщинам снова запретили посещать заседание Сената. В его случае систематически применяется практика damnatio memoriae - вычеркивания из публичных записей ранее известного опального человека. На нескольких изображениях, в том числе на статуе Геракла в натуральном, которое сейчас находится в Неаполе, было вырезано лицо Александра Северуса.

Источники

История Августа

Источником многих историй о порочности Элагабала является История Августа (Historia Augusta), в которой противоречивые утверждения. Скорее всего, Historia Augusta была написана ближе к концу IV века, во время правления императора Феодосия I. Повествование об Элагабале в «Истории Августа» имеет сомнительную историческую ценность. Разделы с 13 по 17, касающиеся падения Элагабала, вызывают меньше споров среди историков. Автор самых скандальных историй в истории Августа признает, что «как эти, так и некоторые другие вещи, которые не верят, я думаю, были изобретены люди, которые хотели унизить Гелиогабала, чтобы снискать расположение Александра».

Кассий Дио

Историк Кассий Дион, живший со второй половины II века до 229 года, написал современное описание Элагабала. Родившись в семье патрициев, он большую часть своей жизни провел на государственной службе. Он был сенатором при императоре Коммоде и губернатором Смирны после смерти Септимия Северуса, а он служил в качестве косвенного консула около 205 лет и в качестве проконсула в Африка и Паннония.

Римская история Дио охватывает почти тысячелетие, от прибытия Энея в Италию до 229 года. «История Августа» или отчеты об этом общем периоде времени, хотя, по его признанию, имеет большую часть соответствующего периода за пределами Рима и был вынужден полагаться на информацию из второго рук.

Кроме того, политический климат после правления Элагабала, высокий ценил его и снова сделал его консулом, вероятно, повлияли на истинность части его истории к худшему. Дио регулярно называет Элагабала Сарданапалом, чтобы отличить его от своего божественного тезки, но главным образом, чтобы внести свой вклад в поддержание damnatio memoriae и связать его с другими автократом, печально известным своим распутная жизнь.

Историк Клэр Роуэн называет рассказ Дио смесью достоверной информации и «литературным преувеличением», отмечая, что браки Элагабала и время, полученное им в должности консула проведено, подтверждаются нумизматическими и эпиграфическими методами. В других случаях Дио неточен, например, когда он говорит, что Элагабал назначил совершенно неквалифицированных чиновников и что Комазон не имел военного опыта до того, как был назначен главой преторианской гвардии, тогда как на самом деле Комазон командовал Третьим легионом. Дион также дает разные рассказы в разных местах о том, когда и кем "Диадумениану" (чьи силы сражались с Элагабалом) были даны имперские имена и титулы.

Иродиан

Медаль Элагабала, Лувр. Надпись: IMP. ANTONINVS PIVS AVG.

Другим современником Элагабала был Иродиан, несовершеннолетний римский государственный служащий, живший с ок. 170–240 гг. Его работа «История Римской империи со времен Марка Аврелия», обычно сокращенно называемая «Римская история», является свидетельством очевидца правления Коммода до начала правления Гордиана III. Его работа в пересекается с собственной римской историей Дио, и тексты, независимо друг от друга, чаще всего соглашаются, чем нет, относительно Элагабала и его короткого, но насыщенного событиями правления.

Аррисабалага пишет, что Иродиан во многих отношениях "меньше" подробный и скрупулезный, чем Дион », и многие современные ученые считают его менее надежным, хотя Роуэн считает его отчет о правлении Элагабала более надежным, чем отсутствие у Дио и Иродиана литературных и научных претензий, которые делают его менее предвзятым, чем сенаторские историки. Регистрируются достоверные реформы, которые подтверждают нумизматическими и археологическими свидетельствами.

Современные историки

Для читателей современности История упадка и падения Римской империи Эдварда Гиббона (1737–1794) еще больше укрепила скандальную репутацию Элагабала.. Гиббон ​​не только принял и выразил возмущение утверждениями древних историков, но и, возможно, добавил свои собственные детали; например, он является первым известным историком, который утверждает, что Гэннис был евнухом. Гиббон ​​писал:

Попутать порядок времени года и климата, развлечься со страстями и предрассудками своих подданных и ниспровергнуть все законы природы и приличия были в числе его самых восхитительных развлечений. Длинной череды наложниц и быстрой смены жен, среди которых была сменница-весталка, насильственно похищенная из своего священного убежища, было недостаточно, чтобы удовлетворить бессилие его страстей. Властелин римского мира скопировать манеры и одежду женского пола, предпочитающий прялку скипетру, и оскорбил главные достоинства империи, раздав их многочисленными любовниками; один из публично наделен титулом и властью императора, как он более правильно называл себя, мужа императрицы. Это может показаться правдоподобным, но пороки и безумие Элагабала были украшены фантазией и омрачены предрассудками., Ограничиваясь публичными, показанными римским народу и засвидетельствованными серьезными и современными историками, невыразимая позор превосходит позор любой другой эпохи или страны.

Антрополог 20-го века Джеймс Джордж Фрейзер (автор был Золотой ветви ) серьезно относился к монотеистическим устремлениям императора, но также высмеивал его: «Изящный жрец Солнца [самым] брошенным негодяем, когда-либо восседавшим на троне... Этот в высшей религиозный религиозный, но безумный деспот намеревался заменить поклонение всем богам не только в Риме, но и во всем мире одним поклонением Элагабалу или Солнцу ».

Первой биографией длиной в книгу была Удивительный император Гелиогабал (1911) Дж. Стюарта Хэя, «серьезное и систематическое исследование», более чувствительное, чем у предыдущих историков, которые, тем не менее, подчеркивали экзотичность Элагабала, называя его правление одним из «огромных богатств и чрезмерная расточительность, роскошь и эстетизм, доведенные до крайности, и чувственность во всех тонкостях восточных обычаев ».

Некоторые недавние рисуют более благоприятную картину исторического правления императора. Мартин Икс в своей книге «Образы Элагабала» (2008; переиздан как «Преступления Элагабала» в 2011 и 2012 гг.) Сомневается в достоверности древних источников и утверждает, что именно неортодоксальная религиозная политика императора настолько отчуждала правящую элиту Рима. что его бабушка сочла нужным его устранить и заменить его двоюродным братом. Он описал древние истории, относящиеся к императору, как «часть давней традиции« убийства персонажей »в древней историографии и биографии».

Леонардо де Аррисабалага-и-Прадо в «Императоре Элагабале»: Факт или вымысел? (2008) также критикует древних историков и предполагает, что ни религия, ни сексуальность не сыграют роль в падении молодого императора. Он просто проиграл в борьбе за власть внутри императорской; лояльность преторианской гвардии была выставлена ​​на продажу, и у Джулии Маэса были ресурсы, чтобы перехитрить и подкупить своего внука. Согласно этой версии событий, после того, как Элагабал, его мать и его ближайшее окружение были убиты, началась кампания убийства персонажа, результатом чего стала гротескная карикатура, сохранившаяся до сих пор.

Уорик Болл, в своей книге «Рим на Востоке» он пишет очень извиняющийся рассказ об императоре, утверждая, что дикие описания его религиозных обрядов были преувеличены и их следует отвергать как пропаганду, подобно тому, как имели место языческие описания христианских обрядов (включая каннибализм и невыразимые оргии). с тех пор был уволен. Болл "ритуальные шествия императора" (бракосочетание богов) как разумную политическую и религиозную политику; что синкретизм восточных и западных божеств заслуживает похвалы, а не насмешек, которые он получил. В конце концов, он изображает Элагабала ребенком, которого его коварная бабушка заставила стать императором, и который по праву, как верховный жрец культа, продолжал его ритуалы даже после того, как стал императором, что он считал второстепенным занятием. Наконец, Болл отмечает возможную победу Элагабала, поскольку его божество будет приветствоваться Римом в его Sol Invictus форме, возвращенной из Эмесы Аврелианом 50 лет спустя. Sol Invictus оказал влияние на монотеистические христианские верования Константина, будучи привитыми в христианство до наших дней.

Legacy
Elagabalus на настенной росписи в замке Форхтенштейн

Несмотря на попытки damnatio memoriae, рассказы об Элабале сохранились и фигурировали во многих произведениях искусства и литературы. На испанском его имя превратилось в слово «обжора», heliogábalo. Из-за древних историй о нем он часто появляется в литературе и других творческих СМИ как декадентская фигура (становясь чем-то вроде антигероя в декадентском движении конца XIX века и вдохновляя многие известные произведения искусства, особенно декадентов) и воплощение молодого аморального эстета. Наиболее известные из этих работ:

Художественная литература

  • (1888), исторический роман Жана Ломбарда ; переиздан в 1902 году с иллюстрациями Огюста Леру
  • (Гора света) (1905–06), исторического романа Луи Куперу
  • (Гелиогабал или Коронованный анархист) (1934) Антонен Арто, сочетающий очерк, биографию и художественную литературу
  • (1960), исторический роман Альфреда Дуггана, в котором обычный римский солдат становится свидетелем правления Элагабала
  • (1966), исторический роман Кайла Онстотта и Ланса Хорнера
  • (2020), художественный роман Виктора Пелевина, изображает Элагабала как одного ключевых непризнанных духовных фигур нашей цивилизации

Пьесы

Dance

Музыка

Розы Гелиогабала Лоуренс Альма-Тадема (1888)

Картины

Поэзия

  • (1892–1919), сборник стихов Стефана Джорджа
  • В «He 'Digesteth Harde Yron'» американский поэт Марианна Мур описывает банкет, на котором Элагабал подавал шестьсот страусиных мозгов. деталь, которую она нашла в книге Джорджа Дженнисона «Животные для шоу и удовольствия в Древнем Риме».

Телевидение

Ссылки
Библиография

Первоисточники

Дополнительные материалы

Внешние ссылки
Элагабал Династия Северан Дата рождения: c. 204 Умер: 11 марта 222 г.
царские титулы
Предшественник. Макрин римский император. 218–222Преемник. Северус Александр
Политические должности
Предшественник. Макрин. М. Оклатиниус Адвент Консул Римской Империи. 218–220. с М. Оклатин Адвент,. В. Тиней Сакердос,. П. Валериус Комазон Преемник. Г. Веттиус Гратус Сабиниан,. М. Флавий Вителлий Селевк
Предшественник. Г. Веттиус Гратус Сабиниан,. М. Флавий Вителлий Селевк Консул Римской Империи. 222. с М. Аврелий Александр Цезарь Преемник. Марий Максим,.
Последняя правка сделана 2021-05-18 10:35:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте