Сарматы

редактировать
Крупная иранская конфедерация, существовавшая в классической древности Изображение сармата из римского саркофага, 2 век

сарматы (; лат. : Sarmatae, Sauromatae; греческий : Σαρμάται, Σαυρομάται) были большими Иранская конфедерация, существовавшая в античность, процветавшая примерно с V века до нашей эры до IV века нашей эры.

Возникнув в центральных частях евразийской степи, сарматы были частью более широких скифских культур. Они начали мигрировать на запад примерно в 4-м и 3-м веках до нашей эры и к 200 году до нашей эры стали доминировать над близкими скифами. В наибольшей известной степени, примерно в 1 веке нашей эры, эти племена располагались от реки Вислы до устья Дуная и на восток до Волги, граничащей с берега Черного и Каспийского морей, а также Кавказа южнее.

Их территория, которая была известна как Сарматия () для греко-римских этнографов, соответствовала западной части Большого Скифия (в нее входили сегодняшние Центральная Украина, Юго-Восточная Украина, Юг России, Русские Поволжье и Южно-Уральские регионы, также в меньшей степени северо-восточные Балканы и около Молдовы ). В I веке нашей эры сарматы начали вторжение в Римскую империю в союзе с германскими племенами. В III веке нашей эры их господство в Понтийской степи было нарушено германскими готами. После гуннских нашествий 4-го века многие сарматы присоединились к готовам и другим германским племенам (вандалы ) в поселении Западной Римской империи. Поскольку значительная часть сегодняшней России, а именно земля между Уральскими горами и рекой Дон, в V веке до н.э. контролировалась сарматами, то волго-донские и уральские степи иногда также называются «сарматской родиной».

Сарматы в конечном итоге были окончательно ассимилированы (например, славянизация ) и поглощены протославянским населением Восточной Европы <407.>Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Этнология
  • 3 Происхождение
  • 4 Археология
  • 5 Язык
  • 6 Генетика
  • 7 Внешний вид
  • 8 Греко-римская этнография
  • 9 Упадок в 4 веке
  • 10 Наследие
    • 10.1 Сарматизм
  • 11 Племена
  • 12 См. также
  • 13 Ссылки
  • 14 Источники
  • 15 Внешние ссылки

Этимология

Карта Римская империя при Адриане (годы правления 117–138 гг. н.э.), что указывает на расположение сарматов в украинской степной области

Сарматы, вероятно, возникли как одно из нескольких племенных названий сарматы, но тот, греко-римский этнография стала применяться как экзоним для всей группы. Страбон в I веке называет основными племенами сарматов языгов, роксоланов, аорсов и Сираки.

Греческое имя Сарматай иногда встречается как «Сауроматай», что почти наверняка не более чем вариант того же имени. Тем не менее историки часто считали их двумя отдельными народами, в то время как археологи обычно используют термин «савроматы» для обозначения самой ранней фазы сарматской культуры. Любая идея о том, что название происходит от слова ящерица (sauros), связанного с использованием сарматами сарматов похожей на рептилий чешуйчатой ​​брони и знамен дракона, почти наверняка необоснованна.

Оба Плиний Старший (книга естествознания iv ) и Иордан признали сар- и сауро-элементы как взаимозаменяемые варианты, относящиеся к одним и тем же людям. Греческие авторы IV в. (Псевдо-Скилакс, Евдокс Книдский ) упоминают Сирматы как название народа, жившего на Дону, что, возможно, отражает этноним, как он произносился в заключительный этап сарматской культуры.

английский ученый Гарольд Уолтер Бейли (1899–1996) получил основное слово от авестийского сар- (внезапно двигаться) от царя- в древнеиранском языке (царати, цару-, охотник), который также дал свое название западному авестийскому региону Сайрима (* салм, - * Сарми), а также связал его с персонажем персидского эпоса 10–11 веков нашей эры Шахнаме. «Салм ".

Олег Трубачёв получил свое название от индоарийского * sar-ma (n) t (женский - богатый женщинами, управляемый женщинами), индо- Арийское и индоиранское слово * sar- (женщина) и индоиранский суффикс прилагательного -ma (n) t / wa (n) t. Этим выводом отмечен необычно высокий статус женщин ( матриархат ) с греческой точки зрения и пошел к изобретению амазонок (отсюда греческое название сарматов как Sarmatai Gynaikokratoumenoi, которым управляют женщины)

Этнология.

Сарматская диадема, найденная в Хохлаче кургане близ Новочеркасска (I век н.э., Пустынный мус эум )

Сарматы были частью иранских степных народов, среди которых были также скифы и саки. Их также объединяют в группу «восточноиранцы». Археология установила связь «между ираноязычными скифами, сарматами и саками и более ранними культурами древних могил и андроновцев». Основываясь на строительстве зданий, эти три народа были вероятными потомками тех более ранних археологических культур. Сарматы и саки использовали те же методы каменного строительства, что и более ранняя андроновская культура. Деревянная могила (Срубная культура ) и Андроновская традиции домостроения получили дальнейшее развитие у этих трех народов. Андроновскую керамику продолжили саки и сарматы. Археологи описывают народ андроновской культуры как обладающий ярко выраженными европеоидными чертами.

Великая степь Казахстана ранней весной 2004 г.

Первые сарматы в основном отождествляются с прохоровской культурой, пришедшей из Южный Урал до Нижнего Поволжья и затем северная Понтийская степь, в IV – III вв. До н.э. Во время миграции сарматы, кажется, выросли и разделились на несколько групп, таких как аланы, аорсы, роксоланы и языги. К 200 г. до н.э. сарматы вытеснили скифов как господствующий народ степей. Сарматы и скифы воевали в Понтийской степи севернее Черного моря. Сарматы, описанные как большая конфедерация, должны были доминировать на этих территориях в течение следующих пяти столетий. Согласно Бжезинскому и Мельчареку, сарматы образовались между рекой Дон и Уральскими горами. Плиний Старший (23–79) Н.э.) писали, что они простирались от Вислы (в современной Польше ) до Дуная.

. Сарматы отличались от скифов почитанием бога. огня, а не бога природы, и выдающаяся роль женщин в войне, которая, возможно, послужила источником вдохновения для амазонок.

Происхождение

Две теории о происхождении к сарматской культуре относятся:

  • Сарматская культура полностью сформировалась к концу четвертого века до нашей эры на основе сочетания местной савроматской культуры Южного Урала и чужеродных элементов, принесенных племенами, пришедшими из лесостепь Зауралье (иткульская культура, гороховская культура), из Казахстана и, возможно, из региона Приаралья. Где-то между четвертым и третьим веками до нашей эры массовая миграция принесла кочевников с Южного Урала на запад, в Нижнюю Волгу, а меньшая - на север., юг и восток. В Нижнем Поволжье восточные кочевники либо частично ассимилировали местные племена савроматов, либо вытеснили их в Азовское море и Западный Кавказ, где они впоследствии составили основу кочевого сообщества. Слияние южноуральской прохоровской культуры с нижневолжской или савроматской культурой определяет локальные различия между прохоровскими памятниками Южного Урала и Поволжья - Дон в рамках единой культуры.
  • Сарматская культура Южного Урала произошла от ранней прохоровской культуры. Культура савроматов Нижнего Поволжья развивалась одновременно с самостоятельным образованием.

Археология

Сармато-парфянское золотое ожерелье и амулет, II век нашей эры. Находится в Художественном фонде Тамойкина

В 1947 году советский археолог Борис Граков определил культуру, процветавшую с VI века до нашей эры до IV века нашей эры, что проявилось в могилах конца курганов (захороненных в насыпи земляных валов), иногда повторно используя часть гораздо более старых курганов. Это была кочевая степная культура, простирающаяся от Черного моря на восток до Волги, и это особенно заметно на двух основных стоянках в Кардаелова и Черная в Зауральской степи. Четыре фазы, отличающиеся постройкой могил, погребальными обычаями, погребальными принадлежностями и географическим распространением, - это:

  1. савромат, VI – V века до н.э.
  2. Ранний Сарматы, IV – II вв. До н.э., также называемые прохоровской культурой
  3. Среднесарматская культура, конец II века до нашей эры - конец II века нашей эры
  4. Поздние сарматы: конец II века нашей эры - IV век нашей эры

Хотя «сарматский» и «савроматский» являются синонимами этнонимов, они имеют разные значения чисто условно как технические археологические термины. Термин «прохоровская культура» происходит от комплекса курганов в Прохоровском районе, Оренбургской области, раскопанных С. И. Руденко в 1916 году.

В Венгрии сообщается, что в период с 2001 по 2006 год недалеко от Будапешта, в <104, был обнаружен большой центр позднесарматской керамики.>Üllő5 археологический памятник. Типичная серая зернистая керамика Üllő5 составляет отдельную группу сарматской керамики, которая встречается повсюду в северо-центральной части региона Великой Венгерской равнины, что свидетельствует об активной торговой деятельности. Статья 1998 года об исследовании стеклянных бус, найденных в сарматских могилах, предполагает наличие широких культурных и торговых связей.

Археологические данные свидетельствуют о том, что скифо-сарматские культуры, возможно, породили греческие легенды об амазонках . Могилы вооруженных женщин обнаружены на юге Украины и России. Дэвид Энтони отмечает: «Около 20% скифо-сарматских« могил воинов »на нижнем Дону и нижнем течении Волги содержали женщин, одетых для битв, как если бы они были мужчинами, явление, которое, вероятно, вдохновило греческие сказки об амазонках ».

Язык

Примерное распространение восточноиранских языков в I веке до нашей эры показано оранжевым цветом.

Сарматы говорили на Иранский язык, происходящий от «древнеиранского», был неоднородным. К I веку до нашей эры иранские племена на территории современной Южной Руси говорили на разных языках или диалектах, четко различимых. Согласно группе иранологов, писавших в 1968 году, многочисленные иранские личные имена в греческих надписях с побережья Черного моря указывают на то, что сарматы говорили на северо-восточном иранском диалекте, являющемся предком аланского - Осетин. Однако Харматта (1970) утверждал, что «язык сарматов или язык аланов в целом нельзя рассматривать просто как древнеосетинский».

Генетика

Генетическое исследование, опубликованное в Nature Communications в марте 2017 года исследовали несколько сарматов, захороненных в Покровке, Россия (к юго-западу от Уральских гор ) между V веком до нашей эры и II веком до нашей эры. Извлеченный образец Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1b1a2a2. Это была доминирующая линия среди мужчин более ранней ямной культуры. Одиннадцать извлеченных образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппам U3, M, U1a'c, T, F1b, N1a1a1a1a, T2, U2e2, H2a1f, T1a и U5a1d2b. Было обнаружено, что исследованные сарматы имеют близкое родство с народами более ранней ямной культуры и полтавской культуры.

В генетическом исследовании, опубликованном в Nature в мае 2018 года, исследованы останки двенадцати сарматов, захороненных между 400 г. до н.э. и 400 г. н.э. Пять выделенных образцов Y-ДНК принадлежали к гаплогруппе R1a1, I2b, R (два образца) и R1. Одиннадцать выделенных образцов мтДНК принадлежали C4a1a, U4a2 (два образца), C4b1, I1, A, U2e1h (два образца), U4b1a4, H28 и U5a1.

В ходе генетического исследования, опубликованного в Science Advances в октябре 2018 года, были изучены останки пяти сарматов, захороненных между 55 и 320 годами нашей эры. Три выделенных образца Y-ДНК принадлежали гаплогруппе R1a1a и R1b1a2a2 (два образца), тогда как пять выделенных образцов мтДНК принадлежали гаплогруппе H2a1, T1a1, U5b2b ​​ (два образца) и D4q.

В ходе генетического исследования, опубликованного в Current Biology в июле 2019 года, были изучены останки девяти сарматов. Пять выделенных образцов Y-ДНК принадлежали к гаплогруппе Q1c-L332, R1a1e-CTS1123, R1a-Z645 (два образца) и E2b1- PF6746, тогда как девять извлеченных образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппе W, W3a, T1a1, U5a2, U5b2a1a2, T1a1d, C1e, U5b2a1a1, U5b2c и U5b2c.

В исследовании, проведенном в 2014 г. Геннадий Афанасьев, Дмитрий Коробов и Ирина Решетова из Института археологии РАН извлекли ДНК из костных фрагментов, найденных в 7 из 10 аланских захоронений на реке Дон. Оказалось, что четыре из них принадлежат яДНК гаплогруппы G2, а шесть - мтДНК гаплогруппы I.

В 2015 году Институт археологии в Москве провел исследование различных курганских захоронений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этих анализах два аланских образца с 4 по 6 век нашей эры оказались принадлежащими гаплогруппам яДНК G2a-P15 и R1a-z94, в то время как два из трех сарматских образцов со 2 по 3 век нашей эры принадлежали к яДНК. гаплогруппа J1-M267, а одна принадлежала к R1a. Оказалось, что три образца салтово-маяки с 8 по 9 век нашей эры имеют яДНК, соответствующую гаплогруппам G, J2a-M410 и R1a-z94.

Внешний вид

В конце 2-го или начале 3-го века нашей эры греческий врач Гален заявил, что сарматы, скифы и другие северные народы имели рыжие волосы. Считается, что они обязаны своим именем (сарматы) этому.

аланы были группой сарматских племен, согласно римскому историку Аммиану Марцеллину.. Он писал: «Почти все аланы - мужчины большого роста и красоты, их волосы несколько желтоватые, глаза пугающе жестокие».

Греко-римская этнография

Геродот (Истории 4.21) в V веке до н.э. поместили земли сарматов к востоку от Танаиса, начиная с угла Меотийского озера, простираясь на север на пятнадцать дней пути., примыкающий к лесным угодьям Будиной.

Геродот (4.110–117) рассказывает, что савроматы возникли в результате браков группы амазонок и молодых скифов. В этой истории некоторые амазонки были захвачены в плен греками в Понте (север Турция ) у реки Термодон, и пленники были погружены в три лодки. Они побеждали своих похитителей в море, но не умели матросами. Их корабли были отброшены на север, к Меотскому озеру (Азовское море ), на берег Скифии в районе обрыва (нынешний юго-восток Крым ). После встречи со скифами и изучения скифского языка они согласились выйти замуж за скифских мужчин, но только при условии, что они уедут и не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, потомки этой группы поселились на северо-восток за рекой Танаис (Дон) и стали савроматами. Рассказ Геродота объясняет происхождение их языка как «нечистой» формы скифского. Он считает, что необычные социальные свободы женщин Sauromatae, включая участие в военных действиях, унаследованы от их предков-амазонок. Более поздние авторы ссылаются на «сарматов, управляемых женщинами» (γυναικοκρατούμενοι).

Геродот (4.118–144) позже рассказывает, как савроматы ответили на призыв скифов о помощи против персидского царя Дарий I, чтобы отразить его кампанию в Скифии вместе с гелонцами и будинцами. Персы вторглись на большую часть территории савроматов, но в конечном итоге были вынуждены отступить из-за тактики затягивания племенами и использования политики выжженной земли.

Гиппократ явно классифицирует их как скифов и описывает их воинственных женщин и их обычаи:

Их женщины, пока они девственницы, ездят верхом, стреляют, метают копье и сражаются со своими врагами. Они не отказываются от своей девственности до тех пор, пока не убьют троих своих врагов, и они не женятся, пока не выполнят традиционные священные обряды. Женщина, которая берет себе мужа, больше не ездит верхом, если только ее не вынуждают сделать это общей экспедицией. У них нет правой груди; ибо пока они еще младенцы, их матери раскалывают бронзовый инструмент, сконструированный именно для этой цели, прикладывают его к правой груди и прижигают, так что его рост задерживается, а вся его сила и объем перенаправляются на правое плечо и правая рука.

Полибий (XXV, 1) впервые упоминает их как силу, с которой нужно считаться в 179 г. до н.э.

Страбон упоминает сарматов в ряде мест, но никогда многое о них говорит. Он использует оба термина сарматай и сауроматай, но никогда вместе и никогда не предполагает, что это разные народы. Он часто объединяет сарматов и скифов в связи с рядом этнических названий, никогда не указывая, какое именно, как если бы сарматы или скифы могли в равной степени относиться ко всем им.

Страбон писал, что сарматы простираются от Дуная на восток до Волги, а с севера от Днепра на Кавказ, где, по его словам, они называются Кавказцами, как и все там. Это утверждение указывает на то, что аланы уже имели дом на Кавказе, не дожидаясь, пока гунны подтолкнут их туда.

Что еще более важно, он указывает на кельтскую примесь в районе Бастернов, которые, по его словам, имели германское происхождение. кельтские Бои, Скордиски и Тауриски. Четвертым этническим элементом, взаимодействующим и вступающим в брак, являются фракийцы (7.3.2). Более того, северные народы - это кельтосифайцы, «кельтские скифы» (11.6.2).

Страбон изображает народы региона как кочующие, или Хамаксойкои, «жители повозки», и Галактофагои, «едоки молока». Последнее, вероятно, относится к универсальному кумысу, который употребляли в пищу в исторические времена. Повозки использовались для перевозки палаток из войлока, типа юрт, повсеместно используемых азиатскими кочевниками.

Плиний Старший пишет (4.12.79–81):

С этого места (устье Дуная ) все расы в целом скифы, хотя различные участки населяли земли, прилегающие к побережью, в одном месте геты... в другом сарматы... Агриппа описывает всю эту территорию от Дуная до моря... до реки Висла в направлении Сарматской пустыни... Имя скифов распространилось во всех направлениях, вплоть до сарматов и германцев, но это старое обозначение не сохранилось ни для кого, кроме самых отдаленных частей...

Согласно Плинию, скифское владычество когда-то распространилось до Германии. Иордан поддерживает эту гипотезу, говоря нам, с одной стороны, что он был знаком с географией Птолемея, которая включает всю балто-славянскую территорию в Сарматии, а с другой стороны, что эта таким же регионом была Скифия. Под «Сарматией» Иордан означает только арийскую территорию. Таким образом, сарматы составляли подгруппу более широких скифских народов.

Тацит 'De Origine et situ Germanorum говорит о «взаимном страхе» между германскими народами и сарматами:

Вся Германия отделена от Галлии, Ретии и Паннония по рекам Рейна и Дуная; от сарматов и даков общим страхом и горами. Остальное омывает Океан, охватывающий широкие заливы и огромные участки островов. Совсем недавно мы узнали об определенных племенах и царях, о которых стало известно войной.

Согласно Тациту, как и персы, сарматы носили длинные развевающиеся одежды (гл. 17). Более того, сарматы взимали дань с Котини и Оси, а железо с Котини (гл. 43) «к своему стыду» (предположительно потому, что они могли использовать железо для вооружайтесь и сопротивляйтесь).

Сарматские катафракты во время Дакийских войн, как изображено на Колонне Траяна

К III веку до н.э. сарматское имя, похоже, вытеснило скифское имя на равнинах того, что сейчас находится на юге Украина. Географ Птолемей сообщает о них в максимальной степени, разделенной на прилегающие европейские и среднеазиатские части. Учитывая частичное совпадение племенных названий у скифов и сарматов, новых перемещений, вероятно, не произошло. Люди были теми же индоевропейцами, но упоминались под другим именем.

Позже Павсаний, рассматривая вотивные подношения возле Афинского Акрополя во II веке нашей эры, нашел среди них савромический нагрудник.

Увидев это, человек скажет, что не меньше, чем греки, являются иностранцами, искусными в искусствах: потому что у савроматов нет железа, которое они не добывают сами по себе и не привозят. На самом деле они вообще не имеют дела с окружающими их иностранцами. Чтобы восполнить этот недостаток, они придумали изобретения. Вместо железа они используют кость для лезвий своих копий и кизил для своих луков и стрел, а костяные наконечники для стрел. Они бросают лассо в любого встречного врага, а затем, разворачиваясь на своих лошадях, расстраивают врага, застрявшего в лассо. Их нагрудники изготавливают следующим образом. Каждый человек держит много кобыл, так как земля не разделена на частные участки, и на ней нет ничего, кроме диких деревьев, потому что люди - кочевники. Этих кобыл они не только используют на войне, но и приносят в жертву местным богам и едят в пищу. Свои копыта они собирают, чистят, раскалывают и делают из них как бы чешую питона. Тот, кто никогда не видел питона, должен был хотя бы видеть еще зеленую сосновую шишку. Он не ошибется, если уподобит изделие от копыта отрезкам, которые видны на шишке. Эти части они несли и сшивали вместе с жилами лошадей и быков, а затем использовали их как нагрудники, столь же красивые и крепкие, как и у греков. Ибо они могут выдерживать удары снарядов и удары в ближнем бою.

Рельеф Трифона, раскопанный в Танаисе, древнегреческой колонии, расположенной в Ростовской области

Описание Павсания хорошо подтверждено в рельефе из Танаис (см. изображение). Эти факты не обязательно несовместимы с Тацитом, поскольку западные сарматы могли держать свое железо при себе, поскольку на равнинах оно было дефицитным товаром.

В конце 4 века Аммиан Марцеллин описывает серьезное поражение, которое сарматы нанесли римским войскам в провинции Валерия в Паннонии в конце 374 г. нашей эры. Сарматы почти уничтожили два легиона: один набран из Мезии, а другой - из Паннонии. Последний был послан на перехват группы сарматов, преследовавших старшего римского офицера по имени Эквиций. Два легиона не смогли координировать свои действия, что позволило сарматам застать их врасплох.

Упадок в 4 веке

Сарматы оставались господствующими до готского господства в районе Черного моря (Ойум ). Готы напали на сарматские племена на севере Дуная в Дакии, в современной Румынии. Римский император Константин I (r. 306–337) призвал своего сына Константина II из Галлии в поход к северу от Дуная. В 332 году, в очень холодную погоду, римляне одержали победу, убив 100 000 готов и взяв в плен Ариарика, сына готского короля. В своих попытках остановить готскую экспансию и заменить ее своей собственной на севере Нижнего Дуная (современная Румыния) сарматы вооружили своих «слуг» Лимигантес. Однако после победы римлян местное население восстало против своих сарматских хозяев, вытеснив их за римскую границу. Константин, к которому сарматы обратились за помощью, победил лимигантов и вернул сарматское население обратно. В римских провинциях сарматы записывались в римскую армию, в то время как остальная часть населения искала убежище по всей Фракии, Македония и Италия. Ориго Константини упоминает 300 000 беженцев, ставших результатом этого конфликта. Впоследствии императору Константину был присвоен титул Сарматикус Максимус.

В IV и V веках гунны расширились и завоевали как сарматов, так и германские племена, жившие между Черное море и границы Римской империи. С баз в современной Венгрии гунны правили всей бывшей сарматской территорией. Их различные составляющие процветали под властью гуннов, сражались за гуннов против комбинации римских и германских войск и ушли после битвы на Каталаунских равнинах (451), смерти Аттилы (453) и появление булгар правящих элементов к западу от Волги.

В конечном итоге протославянское население Восточной Европы окончательно ассимилировалось и поглотил сарматов около раннего средневековья. Родственный сарматам народ, известный как аланы, выжил на Северном Кавказе в раннем средневековье, в конечном итоге дав начало современному Осетинский этнос.

Наследие

Сарматизм

Сарматизм (или сарматизм ) - этнокультурное понятие с оттенком политики, обозначающей формирование представления о происхождении Польши от сарматов в рамках Речи Посполитой. Доминирующая барокко культура и идеология дворянства (шляхта ), существовавшие во времена Возрождения до 18 века. Вместе с другим концептом «Золотой свободы » он сформировал центральный аспект культуры и общества Содружества. В ее основе лежало объединяющее убеждение, что народ Речи Посполитой произошел от древних иранских сарматов, легендарных захватчиков славянских земель в древности.

Племена

См. также

Ссылки

Источники

.

Внешние ссылки

Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с сарматами.
Последняя правка сделана 2021-06-07 03:03:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте