Культы героев были одной из самых отличительных черт древнегреческой религии. В гомеровском греческом языке «герой » (ἥρως, hḗrōs) относится к смертному потомству человека и бога. Однако к историческому периоду это слово стало обозначать конкретно мертвого человека, которого почитали и умилостивляли у его могилы или в назначенном святилище, потому что его слава при жизни или его необычный образ смерти давали ему силу поддерживать и защищать живых. Герой был чем-то большим, чем человек, но менее чем богом, и различные виды сверхъестественных фигур стали ассимилироваться к классу героев; различие между героем и богом было менее чем определенным, особенно в случае Геракла, наиболее выдающегося, но нетипичного героя.
Великие руины и курганы оставшиеся от бронзового века дали древним грекам X и IX веков до н.э. ощущение великой и ушедшей эпохи; они отразили это в устной эпической традиции, которая выкристаллизовалась в Илиаде. После перерыва в таких местах, как Лефканди, начинают появляться обильные обновленные подношения, хотя имена величественно похороненных мертвецов почти не помнят. «Начали рассказывать истории, чтобы выделить людей, которые, как теперь полагали, были похоронены в этих старых и величественных местах», - отмечает Робин Лейн Фокс.
Греческие культы героев отличались от кланового поклонения предкам, из которого они развились, тем, что по мере развития полиса они стали скорее гражданским, чем семейным делом., и во многих случаях ни один из прихожан больше не прослеживал свое происхождение до героя: ни одна святыня героя не может быть прослежена непрерывно с микенских времен. В то время как предок был чисто местным, заметил Льюис Фарнелл, за героем могли ухаживать более чем в одной местности, и он пришел к выводу, что на культ героя более глубокое влияние оказала эпическая традиция, которая «предложила множество имен. к забытым могилам », и даже дорийцев связывает с микенскими героями, согласно Колдстриму. «Колдстрим полагал, что валюта эпоса будет учитывать голоса в дорийских областях, где в противном случае можно было ожидать, что инопланетное иммигрантское население не будет проявлять особого почтения к микенским предшественникам». Большие микенские гробницы толосов, свидетельствующие о более великом прошлом, часто были местом культов героев. Не всех героев знали даже по именам.
Культ Эдипа на луканской амфоре, ок. 380-70 гг. До н.э. (Лувр, CA 308)Помимо эпической традиции, в которой герои изображены живыми и действующими, а не как объекты культа, самое раннее письменное упоминание Культ героя приписывается Дракону, афинскому законодателю конца седьмого века до н.э., который предписал почитать богов и местных героев в соответствии с традициями предков. Таким образом, обычай был уже установлен, и было несколько местных героев. Письменные источники подчеркивают важность гробниц героев и теменос, или святилища, где хтонические обряды умиротворяли их дух и побуждали их продолжать благосклонно относиться к людям, которые смотрели на них как на основателей, о котором связаны мифы об основании. В ограниченном и локальном масштабе героя он «сохранил ограниченные и партийные интересы своей смертной жизни. Он будет помогать тем, кто жил поблизости от его могилы или принадлежал к племени, основателем которого он сам был», - отмечает Роберт Паркер., с оговоркой, что Геракл с его пан-эллинским размахом снова был исключением.
Уитли истолковал заключительную стадию, на которой культ героя был принят городом-государством как политический жест в архаическом аристократическом кургане, окруженном стелы, воздвигнутые Афинами кремированным гражданам-героям Марафона (490 г. до н.э.), которым был посвящен хтонический культ, о чем свидетельствуют траншеи для жертвоприношений. С другой стороны, греческие герои отличались от римского культа мертвых императоров, потому что герой не считался взошедшим на Олимп или богом: он был ниже земля, а его власть чисто местная. По этой причине культы героев были хтоническими по своей природе, и их ритуалы больше напоминали ритуалы Гекаты и Персефоны, чем ритуалы Зевса и Аполлон : возлияния в темные часы, жертвы, которые не были разделены между живыми.
Двумя исключениями из вышеперечисленного были Геракл и Асклепий, которых можно было почитать как героев или богов с хтоническим возлиянием или всесожжением. Герои культа вели себя совсем не так, как герои мифов. Они могли равнодушно выглядеть как люди или змеи, и они редко появлялись, если не были разгневаны. Пифагорейская поговорка советует не есть упавшую на пол пищу, потому что «она принадлежит героям». Герои, если их проигнорировать или оставить без внимания, могут стать злонамеренными: в отрывочной пьесе Аристофана хор анонимных героев называет себя отправителями вшей, лихорадки и нарывов.
Некоторые из самых ранних культов героев и героинь, хорошо подтвержденные археологическими находками в материковой Греции, включают Менелай, посвященный Менелаю и Елене в Терапне около Спарты, святыня в Микенах, посвященная Агамемнону и Кассандре, еще одна в Амиклаю, посвященная Александра, и еще один в Полисском заливе Итаки, посвященный Одиссею. Все они, кажется, датируются 8 веком до нашей эры. Культ Пелопа в Олимпии восходит к архаическому периоду.
Культы героев предлагались в первую очередь мужчинам, хотя на практике опыт служителя заключался в умилостивлении группы семейных фигур, в которую входили женщины, бывшие женами героя -муж, матери сына-героя (Алкмена и Семела ) и дочери отца-героя. Как Финли наблюдал за миром Одиссея, который он читал как ностальгическое воспроизведение традиций восьмого века из культуры Древней Греции
, Пенелопа стала нравственной героиней для последующие поколения, олицетворение доброты и целомудрия, противопоставлены неверной, убивающей Клитемнестре, жене Агамемнона; но «герой» не имеет женского пола в эпоху героев.
Там, где местный культ почитал такие фигуры, как жертвенная дева Ифигения, архаичная местная нимфа была сведена к смертная фигура легенды. Остальные изолированные женские фигуры изображали жриц-инициаторов местного культа. Иконографические и эпиграфические свидетельства собраны вместе, чтобы изобразить героинь похожими по натуре на героев, но в андроцентрической греческой культуре, как правило, меньшего роста.
Уитли выделяет четыре или пять основных типов культов героев:
Культы героев могли иметь огромное политическое значение. Когда Клисфен разделил афинян на новые демы для голосования, он посоветовался с Дельфами относительно того, в честь каких героев он должен назвать каждое подразделение. Согласно Геродоту, спартанцы приписали свое завоевание Аркадии кражей костей Ореста из аркадского города Тегея. Герои мифов часто имели близкие, но противоречивые отношения с богами. Таким образом, имя Геракла означает «слава Геры», хотя его всю жизнь мучила царица богов. Это было еще более справедливо для их культовых образов. Пожалуй, наиболее ярким примером является афинский царь Эрехтей, которого Посейдон убил за то, что он избрал Афину богом-покровителем города. Когда афиняне поклонялись Эрехтею на Акрополе, они называли его Посейдоном Эрехтеем.
.