Птолемей IV Филопатор

редактировать

Птолемей IV Филопатор (греч. : Πτολεμαῖος Φιλοπάτωρ, Птолемей Филопатур «Птолемей, любовник своего отца»; май / июнь 244 - июль / август 204 г. до н.э.), сын Птолемея III и Береника II, была четвертым фараоном Птолемеевского Египта с 221 по 204 год до нашей эры.

Наследие Птолемея на престоле сопровождалось широкомасштабная чистка царской семьи Птолемеев, которая оставила контроль над правительством королевства в основном в руках его придворных Сосибия и Агафокла. Его правление ознаменовалось Четвертой сирийской войной (219-217 до н.э.) с империей Селевкидов, которая завершилась решающей победой Птолемеев в битве при Рафии, одно из крупнейших сражений всего эллинистической эпохи. В последние годы его правления контроль над южной частью страны был утерян мятежным фараоном Хугронафором. Птолемей IV умер при загадочных обстоятельствах в 204 г. до н.э., и ему наследовал его молодой сын Птолемей V Епифан при регентстве Сосибия и Агафокла.

В древних источниках Птолемей критиковали за то, что он больше интересовался роскошью и придворными церемониями, чем правительством, политикой и международными отношениями. Закат династии Птолемеев обычно связывают с его правлением.

Содержание
  • 1 Предпосылки и ранние годы
  • 2 Царствование
    • 2.1 Четвертая сирийская война (219–217)
    • 2.2 Международные отношения в более позднем периоде правления (217–205 до н.э.)
    • 2.3 Египет Восстание и смерть (206–204 гг. До н.э.)
  • 3 Режим
    • 3.1 Династический культ Птолемеев
    • 3.2 Идеология фараонов и египетская религия
    • 3.3 Литература
    • 3.4 Роскошь
  • 4 Наследие и признание
  • 5 Брак и выпуск
  • 6 Родословная
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Предпосылки и ранняя жизнь

Птолемей IV был вторым ребенком и старший сын Птолемея III и его жены Береники II, рожденный примерно через два года после восшествия на престол Египта его отца. У Птолемея IV была старшая сестра Арсиноя III и три младших брата, Лисимах (имя не определено), Александр и Магас, все родились в 240-х годах до нашей эры. Вся семья увековечена скульптурными группами, установленными в Термос и Дельфах Этолийской лигой. При Птолемее III царство Птолемеев достигло своего апогея, решительно победив соперника царство Селевкидов в Третьей сирийской войне (246-241 до н.э.), финансируя сопротивление материковой Греции Антигонидная Македония и сохраняла контроль над почти всем восточным побережьем Средиземного моря. Однако это правление было также отмечено первым восстанием коренных египтян против правления Птолемеев в 245 г. до н. В последние годы правления Птолемея III, Клеомейская война (229-222 до н.э.) разразилась в Греции и, несмотря на значительную поддержку Птолемея, Клеомен III из Спарты был полностью разбит коалицией, возглавляемой Антигонидами, и был вынужден бежать в Египет.

Царствование
Монета Клеомена III

Где-то между октябрем и декабрем 222 г. до н.э. Птолемей III умер и Птолемей IV был коронован. Новому королю было около двадцати лет, и он находился под сильным влиянием двух выдающихся аристократов: Сосибия и Агафокла, брата любовницы Птолемея Агафоклеи. После воцарения Птолемея Сосибий организовал крупномасштабную чистку королевской семьи, чтобы устранить любого, кто мог бы противостоять ему. Дядя Птолемея IV Лисимах, вероятно, был убит в это время. Мать Птолемея Береника II, как полагали, поддерживала его младшего брата Магаса, который занимал значительное военное командование и был популярен в армии, поэтому Магаса ошпарили до смерти в ванне. Вскоре после этого Беренис умерла и, как говорят, была отравлена. Напротив, сестра Птолемея Арсиноя III была тесно связана с королем. К концу 220 г. до н.э. Птолемей женился на своей старшей сестре, возродив традицию браков между братьями и сестрами, начатую дедом Птолемея Птолемеем II Филадельфом и оставшуюся нормой для остальной части династии

.

Четвертая сирийская война (219–217)

Лувр, бюст Антиоха III

В 222 г. до н.э. Антиох III вступил на трон Селевкидов, и он сразу же показал себя динамичным лидером, решившим восстановить Селевкидов силы и обратить вспять потери, которые Селевкиды понесли в Третьей сирийской войне. В 221 г. до н.э., через год после своего воцарения, Антиох III вторгся на птолемеевские территории в Коэле-Сирии. Он был отвергнут птолемеевым правителем области Феодотом и вынужден повернуть на восток в результате восстания его сатрапа Мидии, Молона.

в Весной 219 г. до н.э. Антиох III предпринял еще одну попытку, напав и захватив ключевой портовый город и «очаг династии Селевкидов» Селевкию Пиерию, которая находилась под контролем Птолемеев с 246 г. до н. э. Сразу после этого Феодот, который стал непопулярным при дворе Птолемеев, перешел на сторону Селевкидов, принеся с собой Коэле Сирию и большую часть флота Птолемеев. Антиох получил сдачу Тира и Птолемея Аке, но увяз в затяжных осадах Сидона и Доры.

. после этого в Александрии произошло восстание под предводительством Клеомена III Спартанского, которое Полибий представляет как серьезную угрозу режиму Птолемея IV. Птолемей III пообещал вернуть Клеомена, ныне живущего в Александрии с отрядом из 3000 наемников, на спартанский трон, но его смерть положила конец этим планам. Первоначально Птолемей IV и Сосибий потакали Клеомену, рассматривая его как противодействие Магасу. Но после смерти Магаса интерес Птолемея угас, и Сосибий поместил спартанца под домашний арест. В 219 г. до н. Э., Когда Птолемей IV находился в Канопе, Клеомен вырвался на свободу и попытался возглавить вооруженное восстание против Сосибия. Он и его последователи начали атаку на главную цитадель в Александрии, надеясь освободить заключенных в ней людей, но эта атака не увенчалась успехом, и жители Александрии не ответили на их призыв восстать. Затем Клеомен и его последователи покончили жизнь самоубийством.

Средиземное море в 218 г. до н.э.

Усилия Антиоха по укреплению своего контроля над Коэльской Сирией продолжались до конца 219 г. до н.э. В начале зимы ему пришлось договориться о прекращении огня с Птолемеем IV. Официальные мирные переговоры последовали в Селевкии Пиерии, но, похоже, они не были добросовестными ни с одной из сторон. Антиох отказался рассмотреть вопрос о возвращении Селевкии Пиерии Птолемеям, в то время как Птолемей потребовал, чтобы Антиох признал Ахея, фактического правителя Малой Азии, которого суд Селевкидов считал мятежником, в качестве участника партии.

Сосибий и Агафокл использовали прекращение огня, чтобы привести армию Птолемеев в форму, в то время как Антиох III использовал его для подготовки к новому наступлению. В начале 218 г. до н.э. Антиох уничтожил силы Птолемеев в Берите на суше и на море, открыв путь для вторжения в Коэль Сирию. Там он захватил Филадельфию, но не смог захватить южный, Дамаск или Сидон.

. В 217 г. до н.э. Птолемей IV и Арсиноя III повели египетскую армию в Левант, где он встретил армию Антиоха в битве при Рафии 22 июня 217 г. до н. Э. Это было одно из крупнейших сражений эллинистической эпохи, в котором участвовало более 150 000 солдат. В начале битвы силы птолемеевских слонов были разбиты, и Антиох последовал за ними, атаковав верхом и сломав левое крыло Птолемеев. Полибий (обычно враждебно настроенный к Птолемею) представляет внезапное появление Птолемея на передовой как решающий поворотный момент в битве, вдохновляя его войска сражаться и победить остальную часть армии Селевкидов, которая повернулась и бежала, в то время как Антиох все еще гнался за убегающими птолемеевскими солдатами на левом фланге. Когда он обнаружил, что произошло, Антиоху не оставалось ничего другого, как отступить в Антиохию.

После битвы Птолемей принялся за реорганизацию ситуации в Сирии Коэле и послал Сосибия на переговоры с Антиохом. В конце лета он вторгся в Селевкидскую Сирию, вынудив Антиоха принять мирный договор. Птолемей IV сохранил территории, которыми они владели в начале войны, за исключением, по-видимому, Селевкии Пиерии, и он получил огромную сумму золота. К 12 октября Птолемей вернулся в Египет, где победу праздновал священнический синод в Мемфисе, издавший указ о Рафии. Относительно мягкие условия мира и неспособность Птолемея извлечь выгоду из своей победы, перейдя в наступление, вызвали некоторое удивление среди современных ученых; в Рафийском указе довольно нечетко говорится о «предательстве, которое совершили командующие войсками», что может иметь отношение к решению Птолемея заключить мир.

Внешняя политика в более позднем царствовании (217–205 гг. до н.э.)

После Третьей сирийской войны Антиох III быстро восстановил свои силы и возглавил успешные экспедиции против других врагов. Вероятно, в результате все взаимодействия Птолемея с другими государствами были сосредоточены на поддержании мирных отношений и предотвращении войн.

В материковой Греции Птолемей IV попытался восстановить влияние Птолемея, которое потерпело серьезное поражение при Птолемее III в результате Клеомейской войны. В 217 г. до н.э. дипломаты Птолемея помогли заключить Мирный Наупакт, положивший конец Социальной войне между Антигонидской Македонией и Этолийской лигой. Он имел гораздо меньший успех в своих попытках заключить мир между Македонией и Римской республикой во время Первой македонской войны (215-205 до н.э.). Птолемей сделал большие финансовые пожертвования ряду греческих городов, чтобы завоевать их расположение. Он отвечал за городские стены в Гортине на Крите Птолемей был удостоен чести за свои благотворительные пожертвования памятниками и культами в его честь в различных городах, включая Родос и Ороп

На западе Птолемей поддерживал дружественный нейтралитет с Римской республикой и Карфагеном, которые воевали друг против друга во Второй Пунической войне (218-201 до н.э.). В 210 г. до н.э. он принял дружеское посольство от римлян с просьбой подарить зерно, чтобы накормить голодающих жителей. Неизвестно, как Птолемей ответил на эту просьбу. Как и его предшественники, Птолемей поддерживал особенно тесные отношения с королевством Сиракузы при царе Иероне II, но вступление на престол его внука Иеронима в 215 г. до н.э. угрожало нарушить тщательный баланс, который был поддерживался, поскольку он неоднократно пытался вовлечь Птолемеев во Вторую Пуническую войну на стороне Карфагена. Ситуация разрешилась после его убийства в 214 г. до н.э.

Египетское восстание и смерть (206–204 гг. До н.э.)

Спустя некоторое время после окончания Четвертой сирийской войны в самом Египте вспыхнули восстания. Бои происходили на севере страны в Дельте и отдельно в Верхнем Египте, где боевые действия привели к прерыванию строительных работ на Храме Гора в Эдфу в 207/206 г. до н. Э. Причины этих восстаний неясны. Эллинистический историк Полибий утверждал, что они были естественным результатом решения Птолемея вооружить египтян во время Четвертой сирийской войны. утверждает, что факт нападения повстанцев на египетские храмы предполагает, что это было «восстание низших классов, вдохновленное социальной несправедливостью», усугубленное высокими налогами, необходимыми для финансирования этой войны. В октябре или ноябре 205 г. до н.э. лидер южного восстания захватил город Фивы и короновал себя фараоном, взяв имя Хорвеннефер, переводимое в греческих источниках как Хугронафор.. Несмотря на попытки Птолемея подавить свой режим, Хорвеннифер сохранял свою независимость в течение почти двадцати лет, пока, наконец, не был захвачен в августе 186 г. до н. Э.

Восстание означало, что силы Птолемея не смогли защитить южный Египет от нубийцев вторжения. Вероятно, в 207/06 г. до н.э. король Аркамани из Мероэ захватил контроль над Додекашеном. Ряд проектов строительства храмов, которые были предприняты в этом регионе, были завершены Аркамени или его преемником Адихаламани. Во многих случаях работа Птолемея IV была просто присвоена путем стирания его имени из надписей и замены его именем Аркамени.

В разгар этого конфликта, в июле или августе 204 г. до н.э., Птолемей IV умер в неясные обстоятельства. В позднем источнике Иоанн Антиохийский упоминает пожар во дворце. Арсиноя III также умерла в это время. Согласно Юстину, она была разведена и убита Птолемеем IV под влиянием его любовницы Агафоклеи незадолго до его собственной смерти. Согласно Полибию, она была убита Сосибием. Через несколько дней, в течение которых смерть Птолемея IV держалась в секрете, его шестилетний сын, Птолемей V Епифан, который был соправителем с 210 г. до н.э., был официально провозглашен царем вместе с братом Сосибия и Агафоклеи. Агафокл в качестве его регентов.

Режим

Династический культ Птолемеев

Подобно ранним птолемеевым монархам, Птолемей IV был провозглашен божеством при вступлении на престол, как Теос Филопатор (Отец любящий Бог). В частности, после Четвертой сирийской войны Птолемей IV систематизировал династический культ, укрепив связи между поклонением правящему царю и культами Александра Великого и Диониса.

в 216/215 г. до н.э., после празднования победы в Четвертой сирийской войне, Птолемей IV и его жена как Theoi Philopatores (боги, любящие отца) были официально включены в династический культ. Это означало, что они были добавлены к титулу жреца Александра Македонского в Александрии, который руководил праздником Птолемея и чье имя и титул использовались для обозначения года во всех официальных и частных документах. Это следовало образцу, который был установлен предшественниками Птолемея, в частности Птолемеем III, чье включение в династический культ, по-видимому, стало частью празднования победы в Третьей сирийской войне.

для утверждения единства В рамках этого династического культа Птолемей разрушил существующую гробницу Александра Великого и гробницы отдельных птолемеевских царей в Александрии. Новое пирамидальное сооружение было построено в дворцовом районе Александрии, чтобы вместить тела Александра и Птолемеев вместе. Эта структура, кажется, была освящена на празднике Птолемея 215/14 г. до н.э. В то же время Птолемей IV включил культ основателей династии Птолемея I и Береники I как Theoi Soteres (богов-Спасителей) в основной династический культ, которым руководил жрец Александрии.. Вероятно, также в 215/4 г. до н. Э. Птолемей IV учредил новый культ в греческом городе Птолемея на юге Египта, посвященный Птолемею I и правящему монарху.

В 211 г. до н.э. Птолемей. IV, кажется, начал пропагандировать другой культ своей умершей матери Береники II по образцу более раннего культа бабушки Птолемея, Арсинои II. Храм Berenice sozousa (Береника, которая спасает) был основан в Александрии, на берегу, и, кажется, был связан с защитой моряков, что очень похоже на культ Арсинои II. Береника также получила особую жрицу, Athlophorus (обладательницу награды), которая шла в процессии Птолемея и фигурировала в официальных записях на дату раньше canephorus (корзиноносца) Арсинои II. Подобные жрицы будут созданы для более поздних цариц в следующих царствованиях.

Птолемей IV изображен с рядом божественных атрибутов на золоте.

Птолемей также сильно подчеркивал культ Диониса и тесно с ним связывал к династическому культу. Дионис был греческим богом вина и был тесно связан с королевским идеалом богатства и роскоши, известным по-гречески как триф, который Птолемей хотел культивировать. Были открыты несколько новых праздников Диониса, на которых сам Птолемей возглавил процессии, избивая тимпанон. Он переименовал несколько областей Александрии в честь бога и его атрибутов. Примерно до 217 г. до н.э. Птолемей приказал всем жрецам Диониса прибыть в Александрию, чтобы зарегистрироваться и представить свои священные книги и таинственные обряды правительственной инспекции. Это демонстрирует желание утвердить свой полный контроль над поклонением Дионису в своем царстве. Сам Птолемей упоминался как Неос Дионис (Новый Дионис) и изображался с атрибутами бога в изображениях. Уравнения с другими божествами также были выполнены в королевских образах: один замечательный набор золотых окто драхм изображает его с лучевой короной Аполлона или Гелиоса, трезубца Посейдон и эгида из Афины, Зевса и Александра Великого.

Многие греческие города, которые находились под контролем Птолемея или были связаны с ним, также установили официальные культы в его честь во время его правления. Греческие города в этот период регулярно предоставляли такие культы монархам и другим влиятельным лицам, обычно в благодарность за конкретное пожертвование. Яркие примеры можно найти в Яффе и других городах Леванта после победы при Рафии.

Идеология фараонов и египетская религия

Рельеф с изображением Птолемея IV, приносящего подношение Монту. в Дейр-эль-Медина.Птолемей IV Филопатор находится в Египте Александрия Александрия Мемфис Мемфис ТанисТанис Оазис Харга Оазис Харга Эдфу Эдфу Медамуд Медамуд Кузи Кусей Дакка Дакка Фивы Фивы Сехел Сехел Филы Филы Коптос Коптос Тьебу Тьебу Места строительных работ при Птолемее IV

Как и его предшественники, Птолемей IV представлял себя типичным египетским фараоном и активно поддерживал Египетская жреческая элита за счет пожертвований и строительства храмов. Птолемей III ввел важное нововведение в 238 г. до н. Э., Созвав собор всех жрецов Египта на Канопе. Птолемей IV продолжил эту традицию, проведя свой собственный синод в Мемфисе в 217 г. до н.э. после празднования победы в Четвертой сирийской войне. Результатом этого синода стал Рафийский Указ, изданный 15 ноября 217 г. до н.э. и сохранившийся в трех экземплярах. Как и другие указы Птолемея, этот указ был вписан в иероглифы, демотический и греческий койне. В декрете зафиксирован военный успех Птолемея IV и Арсинои III и их пожертвования египетской священнической элите. Повсюду Птолемей IV играет роль Гора, который мстит за своего отца, победив силы беспорядка, возглавляемые богом Сетом. Взамен жрецы обязались воздвигнуть группу статуй в каждом из своих храмов, изображая бога храма, преподносящего меч победы Птолемею IV и Арсинои III. Пятидневный фестиваль был открыт в честь Theoi Philopatores и их победы. Указ, таким образом, кажется, представляет собой успешный союз идеологии и религии египетских фараонов с эллинистической греческой идеологией победившего царя и его культом правителя.

Птолемей IV также поддерживал тесные и дружеские отношения со священнической элитой, поддерживая и финансирование строительных работ в святилищах по всему Египту, в основном продолжающихся проектов, начатых ранее при династии. Наиболее ярким примером этого является Храм Гора в Эдфу, строительство которого началось в 237 г. до н.э. при Птолемее III, но продолжалось на протяжении большей части правления Птолемея IV, пока восстание Хугронафора не заставило окончание работ в 207/06 г. до н.э. К тому времени большая часть строения была построена, и большая часть внутреннего убранства была вырезана. Эти надписи представляют Птолемея IV как идеального фараона, подчеркивая его военные победы в Сирии и его благочестивое отношение к богам. Ежегодные ритуалы коронации проходили в святилище, в котором бог Гор символически получил царство от Ра и Осириса, а правящий фараон получил царство от Ра и Гора.. Птолемей никогда лично не участвовал в этом ритуале; его роль исполнял священник. Таким образом, поддержка святилища олицетворяла приверженность Птолемеев традиционной египетской теологии царствования.

Другие строительные работы, выполненные под эгидой Птолемея IV, включали (с севера на юг):

Литература

Филопатор была посвящена оргиастическим формам религии и литературному дилетантизму. Он построил храм Гомеру в Александрии и финансировал праздники для Муз как в Александрии, так и в долине Муз в Феспии в Беотии.. Он также сочинил трагедию о Адонисе, на которую его придворный Агафокл написал комментарий.

Роскошь

Спекулятивная иллюстрация Тессараконтереса с корпусами катамаранов, как предлагается автор Лайонел Кассон.

Птолемей, как говорят, построил гигантский корабль, известный как тессараконтерес («сорокриный»), огромную галеру и, возможно, самый большой из людей когда-либо построенное моторное судно. Этот экспонат галеры был описан Калликсеном Родосским, написанным в III веке до нашей эры, и цитирован Афинеем во II веке нашей эры. Плутарх также упоминает, что Птолемей Филопатор владел этим огромным сосудом в своей «Жизни Деметрия». Согласно этим источникам, корабль имел длину 128 м и требовал 4000 гребцов. Внешний вид и конструкция этого корабля много обсуждались в современной науке. Лайонел Кассон предполагает, что это был катамаран. Принято считать, что тессараконтерес служили прогулочным катером, а не военным судном.

Наследие и прием

Основное сохранившееся описание жизни и характера Птолемея IV представлено историком Полибий. Он представляет Птолемея как типичного плохого царя, полностью сосредоточенного на роскоши и придворных церемониях и полностью пренебрегающего политикой, иностранными делами и военными занятиями, которые он полностью оставил Сосибию. По словам Полибия, это пренебрежение явилось причиной бедствий его правления, включая его смерть. Полибий не был современником Птолемея; он, вероятно, почерпнул свой отчет из двух более ранних работ, которые теперь утеряны: Истории Филарха и Истории о Филопаторе. Оба они, кажется, также критиковали Птолемея за его роскошь. Однако современники часто преподносили роскошь (триф) как добродетель, которая демонстрировала способность и готовность царя приносить пользу. Возможно, что сохранившаяся традиция источников предприняла усилия, чтобы рекламировать эту добродетель и исказила их в отрицательном свете.

Птолемей IV - главный персонаж второканонической библейской книги 3 Маккавейский, который, вероятно, был написан в I веке нашей эры. В этой работе, действие которой происходит после битвы при Рафии, Птолемей представлен как деспотический тиран, который нарушает божественный закон, пытаясь войти в храм в Иерусалиме, а затем предпринимает попытку уничтожить евреев, собрав их всех. на ипподроме в Александрии, и их топчут пьяные слоны. Этим планам неоднократно мешает божественное вмешательство Яхве. В конце концов, Птолемей отрекается и предоставляет евреям обширные привилегии. Неясно, указывает ли эта работа на существование отрицательной еврейской традиции в отношении Птолемея. Возможно, он просто использовал его, чтобы высказать общую моральную точку зрения об относительной силе светских и божественных авторитетов. Некоторые ученые утверждают, что персонаж Птолемея в этой работе на самом деле был основан на римском императоре Калигуле и его нарушениях еврейской чувствительности.

Брак и проблема

Птолемей IV Филопатор женился на его старшая сестра, Арсиноя III Египетская. Их единственным сыном был Птолемей V Епифан. Птолемей IV мог также иметь сына от своей любовницы Агафоклеи в конце c. 210 г. до н. Э. Этот ребенок мог умереть вскоре после своего рождения. Однако было высказано предположение, что этим ребенком на самом деле мог быть Птолемей V, на основании отрывка из географа Страбон.

Родословная
Примечания
Ссылки
Библиография
  • Клейтон, Питер А. (2006). Chronicles of Фараоны: история правления правителей и династий Древнего Египта. Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28628-0.
  • Hölbl, Günther (2001). История Империи Птолемеев. Лондон и Нью-Йорк: Routledge. Стр. 143–152 и 181–194. ISBN 0415201454. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911). "Ptolemies". Encyclopædia Britannica. 22(11-е изд.). Cambridge University Press, стр. 617.
Внешние ссылки
Птолемей IV Филопатор Династия Птолемеев Дата рождения: Неизвестно Умер: 204 г. до н.э.
Предшественник. Птолемей III Эвергет Фараон Египта. 221–204 гг. До н.э.Преемник. Птолемей V Эпифан
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:58:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте