Афина. Ἀθηνᾶ | |
---|---|
Богиня мудрости, оливок, ткачества и стратегии боя | |
Маттей Афина в Лувре. Римская копия I века до н.э. / н.э. с греческого оригинала IV века до нашей эры, приписываемого Кефисодоту или Евфранору. | |
Обитель | Гора Олимп |
Символ | Совы, олива деревьев, змеи, Эгида, доспехи, шлемы, копья, Горгонейон |
Личная информация | |
Родители | В Илиаде : Зевс один. В Теогонии : Зевс и Метида |
Братья и сестры | Эак, Ангелос, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Дионис, Эйлейфия, Эню, Эрида, Эрса, Хебе, Елена Троянская, Гефест, Геракл, Гермес, Минос, Пандиа, Персефона, Персей, Радамант, Грации, Гора, Литы, Музы, Моираи |
Дети | Никаких естественных детей, но Эрихтоний Афинский был ее приемным сыном |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Минерва |
этрусский эквивалент | Менрва |
ханаанский эквивалент | Анат |
Египетский эквивалент | Нейт |
Кельтский эквивалент | Сулис |
Афина или Афина, часто получивший эпитет Паллада, это древнегреческая богиня, связанная с мудростью, ремеслом и войной, которая позже была синкретизирована с римской богиней Минервой. Афина считалась покровительницей и защитницей различных городов по всей Греции, особенно города Афины, от которого она, скорее всего, получила свое имя. Обычно она изображается в искусстве в шлеме и с копьем в руке. Ее основные символы: совы, оливковые деревья, змеи и Горгонейон.
. От ее происхождения как эгейской дворцовой богини Афина была связями с городом. Она была известна как Полиас и Полиушос (оба произошли от полис, что означает «город-государство»), и ее храмы обычно располагались на укрепленном акрополе в центральной части города.. Парфенон на Афинском Акрополе посвящен ей, наряду с множеством других храмов и памятников. Как покровительница ремесел и ткачества Афина была известна как Эргане. Она также богиня-воительница, считалось, что она ведет солдат в битву как Афина Промахос. Главным праздником в Афинах был Панафиней, который отмечался в месяце Гекатомбайон в середине лета и был самым важным праздником в афинском календаре.
В греческой мифологии считалось, что Афина родилась от лба своего отца Зевса. В мифе об основании Афин Афина победила Посейдона в соревновании за покровительство над городом, создаваемое первое оливковое дерево. Она известна как Афина Парфенос «Афина-Дева», но в одном арха аттическом мифе бог Гефест попытался изнасиловать ее, но безуспешно, в результате Гайя родила Эрихтония, важного афинского героя-основателя. Афина была богиней-покровительницей героических усилий; Считалось, что она помогла героям Персея, Геракла, Беллерофонта и Ясона. Наряду с Афродитой и Герой, Афина была одной из трех богинь , чья вражда привела к началу Троянской войны.
. активная роль в Илиаде, в которой она помогает ахейцам, а в Одиссее она является божественным советником Одиссея. В более поздних произведениях римского поэта Овидия сказано, что Афина соревновалась со смертной Арахной в соревновании по ткачеству, превратив Арахну в первого паука; Овидий также оказался, как она превратилась Медузу в Горгону после того, как стала свидетельницей изнасилования Посейдоном в ее храме. Начиная с Возрождения, Афина стала символом мудрости, искусства и классической. Западные художники и аллегористы часто использовали Афину как символ свободы и демократии.
Афина связана с городом Афинами. Название города на древнегреческом языке - Ἀθῆναι (Athȇnai), топоним множественного числа , обозначающий место, где, согласно мифу, она председательствовала над Афинами, сестричеством, посвященным ее поклонению. В древности ученых спорили, была ли Афина названа в честь Афин или Афины в честь Афины. Теперь ученые в соглашаются, что богиня берет свое имя от города; Окончание -ене часто встречается в названиях мест, но редко в личных именах. Свидетельства из разных городов древней Греции свидетельствуют, что подобным городским богиням поклонялись в других городах и, как и Афина, они получили свои имена от городов, в которых им поклонялись. Например, в Микенах была богиня по имени Микена, известно, что сестричество было как Микенай, тогда как в Фивах аналогичное божество называлось Фива, город был известен во множественном числе Фивай (или Фивы на английском языке, где «s» - форма множественного числа). Имя Афинай, вероятно, имеет догреческое происхождение, потому что оно предположительно догреческую морфему * -ān-.
В его диалоге Кратил, древнегреческий философ Платон (428–347 до н.э.) дает некоторые довольно образные этимологии имени Афины, основанные на теориях древних афинян и его собственных этихологических спекуляций:
Это более серьезный вопрос, и вот, мой Друг, я думаю, что современные интерпретаторы Гомера в объяснении взглядов древних. Для всех из них в своих объяснениях поэта утверждают, что он имел в виду под Афиной «разум» [νοῦς, noũs ] и «разум» [διάνοια,], создатель имен, похоже, имел необычное представление о ней; и действительно называет ее еще более высоким титулом «божественный разум» [θεοῦ νόησις, theoũ nóēsis], как если бы он сказал: «Это она имеет разум Бога [θεονόα, a theonóa»). Возможно, однако, имя Теоное может означать «та, которая знает божественное» [τὰ θεῖα νοοῦσα, ta theia noousa] лучше, чем другие. Мы также не ошибемся, если предположим, что автор этого хотел отождествить эту Богиню с моральным разумом [εν έθει νόεσιν, en éthei nóesin], и поэтому дал ей имя Этеоно; которые, однако, либо он, либо его преемники изменили форму, они считали более красивой, и назвали ее Афиной.
— Платон, Cratylus 407bТаким образом, Платон полагал, что имя Афина произошло от греческого Ἀθεονόα, Atheonóa, что более поздние греки рассуждали как из разума божества (θεός, theós) (νοῦς, noũs). Оратор второго века нашей эры Элистид Аристид попытка вывести символы из этихологических корней имен Афины: эфир, воздух, земля и луна.
Афина была установлена Эгейская богиня дворца, которая руководила домашними ремеслами и защищала короля. Единственная микенская греческая надпись 𐀀𐀲𐀙𐀡𐀴𐀛𐀊 a-ta-na po-ti-ni-ja / Athana potnia / появляется в Кноссе в линейном письме B из Позднеминой эпоха II «Комната таблицчек с колесницами»; они составляют самый ранний архив Linear B где-либо. Athana potnia переводится как «Госпожа Афина», это также может означать «Potnia Афаны» или Хотя Афинская часто леди. Однако связь с городом Афины в Кносской надписи неясна. Знаковый a-ta-no-dju-wa-ja появляется в еще нерасшифрованном корпусе линейного письма A табличек, написанных на несекретном минойском языке. Это могло быть связано с микенскими выражениями линейного письма B a-ta-na po-ti-ni-ja и di-u-ja или di-wi-ja (Дивия, «Зевса» или, возможно, относящимися к одноименная богиня ), что привело к переводу «Афина Зевса» или «божественная Афина». Точно так же в греческой мифологии и эпической традиции Афина фигурирует как дочь Зевса (Διός θυγάτηρ; ср. Dyeus ). Однако процитированная надпись кажется очень похожей на «а-та-ну-ти ва-я», цитируемая Яном Бестом как SY Za 1. Бест переводит начальное а-та-ну-ти, повторяющееся в начале строк, как «Я дал».
A Микенская фреска изображает двух, протягивающие руки к центральной фигуре, котораята огромный щит в восьмерки; это может изображать богиню-воительницу с ее палладионом или ее палладионом в аниконическом изображении. «Фреске шествия » в Кноссе, реконструированной микенцами, два ряда фигур с сосудами, кажется, соответствуют центральной фигурой, которая, вероятно, является минойским предшественником. Афине. Ученый начала двадцатого века Мартин Перссон Нильссон утвержден, что фигурки минойской богини-змеи являются ранними изображениями Афины.
Нильссон и другие утверждали, что в ранние времена Афина была либо совой, либо богиней птиц в целом. В третьей книге Одиссеи она принимает форму морской орла. Сторонники этой точки зрения утверждают, что она сбросила свою профилактическую маску совы до того, как потеряла крылья. Джейн Эллен Харрисон замечает: «Афина к тому времени, когда она появится в искусстве, - полностью избавилась от своего животного облика, уменьшила формы змеи и птицы, которые она когда-то носила, до атрибутов, но иногда в чернофигурные вазы-картины она все еще появляется с крыльями ».
Древняя аккадская цилиндрическая печать (датируется ок. 2334–2154 гг. До н. Э.) С изображением Инанны, богини войны, в доспехах и оружием, стоящей на спине льва. Принято считать, что культ Афины поддерживает некоторые аспекты Прото -Индоевропейская трансфункциональная богиня. На культ Афины, возможно, также повлияли культ ближневосточных богинь-воинов, таких как восточно-семитская Иштар и угаритская Анат, оба из которых часто изображались с оружием. Ученый-классик Чарльз Пенглаз отмечает, что Афина похожа на Инанну в своей роли «ужасающей богини-воина» и что обе богини были связаны с творением. Рождение Афины от головы Зевса может быть получено из более раннего шумерского мифа о спуске Инанны в подземный мир и возвращении из него Подземный мир.
Платон отмечает, что жители Саиса в Египет поклонялся богине, известной как Нейт, которую он отождествляет с Афиной. Нейт была древнеегипетской богиней войны и охоты, которая также была связана с ткачеством; ее поклонение началось в додинастический период Египта. В греческой мифологии Афина, как сообщается, посещается мифологические места в Северной Африке, включая Ливию реку Тритон и Флегрейскую равнину. Основываясь на этих сходствах, синолог Мартин Бернал создал гипотезу «Черной Афины », в которой утверждалось, что Нейт была привезена в Грецию из Египта вместе с «огромное количество черт цивилизации и культуры третьего и второго тысячелетия ». Гипотеза "Черной Афины" вызвала широкую полемику в конце двадцатого века, но теперь она широко отвергается современными учеными.
в ее аспектах Афины Полиас, Афина почиталась как богиня города и защитница цитадели. В Афинах Плинтерия, или «Праздник бани» В течение этого периода жрицы Афины, или совершали очищающий ритуал в Эрехтейоне, святилище, посвященном Афине и Посейдону, отмечался каждый год в конце месяца. Афине поклонялись на таких фестивалях, как Халцея, как Афине Эргане, патриарху., помогала в ковке доспехов и оружия. сновным аспектом культа.
Афины. Как Афина Промах, считалось, что она ведет солдат в битву. Афина представляла дисциплинированную стратегическую сторону войны, в отличие от своего брата Ареса, покровителя насилия, кровожадности и резни - «грубую силу войны». Считалось, что Афина поддерживает только тех, кто борется за правое дело, считалось, что война - это прежде всего решение разрешения конфликта. Греки относились к Афине с большим уважением, чем к Аресу. Афине особенно поклонялись в этой роли во время фестивалей Панафинеи и Памбоэотии, в обоих из которых заметно проявились спортивные и воинские способности. Считалось, что Афина покровительница героев и воинов предпочитает тех, кто использовал хитрость и ум, а не грубую силу.
Парфенон на Афинском Акрополе, который посвящен Афина ПарфеносВ своем облике воительницы Афина была известна как Парфенос (Παρθένος «Девственница»), потому что, как и ее собратья-богини Артемида и Гестия, считалось, что она навсегда останется девственницей. Самый известный храм Афины, Парфенон на Афинском Акрополе, получил свое название от этого названия. Согласно Карлу Керени, исследователю греческой мифологии, имя Парфенос - это не просто наблюдение девственности Афины, но также признание ее роли как проводника правил сексуальной скромности и ритуальной тайны. Даже до неузнаваемости афиняне придавали значение богине, конфиденциальность на этой чистоте девственности, которую они считали рудиментом женского поведения. Изучение и теория Афины Кереньиет ее девственный эпитет как результат ее отношений с Зевсом и жизненно важной, сплоченной частью ее характера на протяжении веков. Эта выражена в ряде рассказов об Афине. Маринус Неапольский сообщает, что когда христиане удалили статую богини из Парфенона, прекрасная женщина явилась во сне Проклу, почитательнице Афины, и объявила, что «афинская леди» желает жить с ним.
Афина была богиней-покровительницей не только Афин, но и других городов, включая Аргос, Спарта, Гортин, Линдос и Лариса. Различные культы Афины были ветвями ее вселенского культа и часто сопровождали различные обряды инициации греческой молодежи, такие как переход в гражданство молодыми мужчинами или вступление молодых женщин в брак. Эти культы были воротами единой социализации даже за пределами материковой Греции. Афину часто отождествляли с Афей, местная богиней острова Эгина, родом из Крита, а также с Артемидой и нимфа Бритомартис. В Аркадии она была ассимилирована с древней богиней Алеей и почиталась как Афина Алея. Святилища, посвященные Афине Алеа, находились в лаконских городах Мантинии и Тегеи. Храм Афины Алеа в Тегее был важным важным центром Древней Греции. Географ Павсаний был проинформирован, что теменос был основан Алеусом.
. У Афины был главный храм на Спартанском Акрополе, где ее почитали как Полиухос и Халкиойк («Медного Дома», часто латинизируемый как Хальциоек). Этот эпитет может относиться к тому факту, что хранимая там культовая статуя могла быть сделана из бронзы, что стены самого храма могли быть сделаны из бронзы или что Афина была покровительницей мастеров-металлистов. Колокола из терракоты и бронзы использовались в Спарте как часть культа Афины. Ионический храм Афины Полиас был построен в Приене в четвертом веке нашей эры. Его спроектировал Пифей из Приены, тот же архитектор, который проектировал мавзолей в Галикарнасе. Храм был посвящен Александром Македонским и надпись из храма, в которой говорится, что его посвящение сейчас хранится в Британском музее.
Афина была известна как Атритон (Άτρυτώνη «Неутомимая»), Парфенос (Παρθένος «Дева») и Промах (Πρόμαχος «сражающаяся впереди»). Эпитет Полиас (Πολιάς «города») относится к роли Афины как защитницы города. Эпитет Эргане (Εργάνη «Трудолюбивая») указывал на нее как на покровительницу мастеров и ремесленников. Буркерт отмечает, что афиняне иногда просто называли Афину «Богиней», hē theós (ἡ θεός), что, безусловно, было древним титулом. После того, как Афина была судьей на суде над Орестом, на котором он был оправдан за убийство своей матери Клитемнестры, Афина получила прозвище Арейя (Αρεία).
Афина иногда называли Гиппией (Ἵππια «коней», «всадник»), ссылаясь на изобретение ею удила, уздечки, колесницы и вагон. Греческий географ Павсаний упоминает в своем Путеводителе по Греции, что храм Афины Халинитис («уздечки») в Коринфе находился недалеко от могилы детей Медеи. Другие эпитеты включают Агелей, Итонию и Эфию, под которыми ей поклонялись в Мегаре. Слово aíthyia (αἴθυια) означает «ныряльщик», а также некоторые виды ныряющих птиц (возможно, буревестник ) и, образно говоря, «корабль», поэтому имя должно относиться к Афине, обучающей искусству судостроения или мореплавания. В храме во Фриксе в Элиде, построенном, как сообщается, Клименом, она была известна как Кидония (Κυδωνία).
Греческий биограф Плутарх (46–120 гг. Н. Э.) Относится к случаю во время строительства Парфенона, когда ее назвали Афиной Гигиеей (Ὑγίεια, то есть олицетворением «Здоровья») после того, как она вдохновила врача на успешный курс лечения.
сова Афины, окруженная оливковым венком. Реверс афинской серебряной тетрадрахмы, ок. 175 г. до н.э.В эпических произведениях Гомера наиболее распространенным эпитетом Афины является Glaukopis (γλαυκῶπις), что обычно переводится как «ясноглазый» или «с блестящими глазами». Слово представляет собой комбинацию глауко (γλαυκός, что означает «блестящий, серебристый», а позже - «голубовато-зеленый» или «серый») и ṓps (ὤψ, «глаз, лицо»). Слово glaúx (γλαύξ, «маленькая сова») происходит от того же корня, по-видимому, по мнению некоторых, из-за собственных отличительных глаз птицы. Афина с самого начала явно ассоциировалась с совой; в архаичных образах она часто изображается с совой, сидящей на руке. Благодаря своей связи с Афиной, совапревратилась в национальный талисман афинян и в конечном итоге стала символом мудрости.
В Илиаде (4.514), Одиссее (3.378), Гомеровские гимны и в Гесиода Теогония Афине также дается любопытный эпитет Тритогения (Τριτογένεια), значение которого остается неясным.. Это могло означать разные вещи, в том числе «рожденный Тритоном», что, возможно, указывает на то, что одноименное морское божество было ее родителем согласно некоторым ранним мифам. Один миф связан с отношениями приемного отца этого Тритона к полусироте Афина, которую он воспитывал вместе со своей собственной дочерью Палладой. Кереньи предполагает, что «Тритогения не означала, что она пришла в мир через какую-то конкретную реку или озеро, но что она родилась из самой воды; поскольку имя Тритон, кажется, вообще ассоциируется с водой ». В Овидии Метаморфозы Афину иногда называют «Тритонией».
Другое возможное значение может быть «тройнорожденный» или «рожденный третьим», что может относиться к триаде или к ее статусу третьей дочери Зевса или к тому факту, что она родилась от Метиды, Зевса, и сама; в различных легендах она упоминается как первый ребенок после Артемиды и Аполлона, хотя другие легенды называют ее первым ребенком Зевса. Некоторые ученые предположили связь с Ригведическим богом Тритой, которого иногда объединяли в группу трех мифологических поэтов. Майкл Янда связал миф о Трите со сценой из Илиады, в которой «три брата» Зевс, Посейдон и Аид делят мир между собой, получая «широкое небо», море и подземный мир соответственно. Джанда далее вызывает миф о, что Афина родилась от головы (то есть самая верхняя часть тома). В исследовании индропейской мифологии эта небесная сфера также занимается мифологическим водоемом, окружающим обитаемый мир (ср. Мать Тритона, Амфитрит ).
Еще одно возможное значение упоминается в Диогене Лаэртском. 'биография Демокрита, Афина была названа «Тритогенией», потому что от нее исходят три вещи, от которых зависит вся смертная жизнь.
В классическом олимпийском пантеоне Афина считалась любимой дочерью Зевса, родившейся полностью вооруженной от его лба., Самое раннее упоминание - в Книге V Илиады, когда Арес. обвиняет Зевса в предвзятости в пользу Афины, потому что "autos egeinao" ("ты ее породил", но, вероятно, имел в виду «ты ее родил »).
В версии, изложенной Гесиодом в его Теогонии, Зевс женился на богиня среди Метида, которые описывают как «мудрейшую богов и смертных людей», вступила с ней в половую связь. Однако, узнав, что Метис беременна, он испугался, что нерожденное потомство попыталось свергнуть его, потому что Гайя и Уран пророчествовали, что Метис родит детей более мудрых, чем их отец. Чтобы предотвратить это, Зевс обманом заставил Метиса проглотить ее, но было уже слишком поздно, потому что Метис уже зачала. Более поздний рассказ об истории из Библиотеки Псевдо-Аполлодора, написанной во втором веке эры, делает Метиса Зевса нежелательным сексуальным партнером, а не его женой. Согласно этой версии истории, Метис трансформировался в разные формы, пытаясь спастись от Зевса, но Зевс успешно изнасиловал ее и проглотил.
После проглатывания Метиды Зевс взял с собой еще шесть жен, пока не женился на его седьмая и нынешнюю жену, Гера. Затем у Зевса сильно заболела голова. Ему было так больно, что он приказал кому-то (Прометею, Гефесту, Гермесу, Аресу или Палаемону, в зависимости от источников обследован), чтобы рассечь ему голову лабрисом, двуглавым миноа топором. Афина спрыгнула с головы Зевса, уже выросшая и вооруженная. В «Первом гомеровском гимне Афине» в строках 9–16 говорится, что боги были поражены появлением Афины, и Гелиос, бог солнца, остановил свою колесницу в небе. Пиндар в своей «Седьмой олимпийской оде» заявляет, что она «громко вскрикнула громким криком» и «небо и мать Земля содрогнулись перед ней».
Гесиод утверждает, что Гера была так раздражена Зевсом за самостоятельно родив ребенка, которого она зачала и родила Гефеста от самой, но в Imagines 2. 27 (пер. Фэрбенкс), греческий ритор III века нашей эры Филострат Старший пишет, что Гера «радуется» рождению Афины, «как будто Афина тоже была ее дочерью». Христианский апологет второго нашей эры Иустин Мученик не согласен с теми язычниками, которые возводят у источников изображения Кореи, которую он интерпретирует как Афину: «Они сказали, что Афина была дочерью Зевса. не от полового акта, но когда бог имел в виду сотворение мира посредством слова (logos ), его первая мыслью была Афина ". Согласно версии истории из схолии на Илиаде (не найденной больше нигде), когда Зевс проглотил Метиду, она была беременна Афиной от Циклопа Бронта. Etymologicum Magnum вместо этого считает Афину дочерью Дактила Итонос., приписываемые христианином Евсевием Кесарийским полулегендарному финикий историку Санчуниатону, которые, по мнению Евсевии, были написаны до Троянской войны сделайте Афину дочерью Кроноса, царя Библа, который посетил «обитаемый мир» и завещал Аттику Афине.
Эпитет Афины П аллада происходит либо от πάλλω, что означает «размахивать [оружием]», либо, что более вероятно, от παλλακίς и родственных ему слов, означающих «молодежь», молодая женщина ". По этому Вальтер Буркерт по поводу говорит: «Она - Афинская Паллада, Афина Паллада, точно так же, как Гера Аргосская здесь, Аргей». Позже, после того, как первоначальное значение имени былото, греки изобрели мифы, объясняющие его происхождение, такие как те, о которых сообщает эпикурейский философ Филодем и Библиотека Псевдо-Аполлодора, которые утверждают, что Изначально Паллада была особой. сущностью, которую Афина убила в бою.
В одной из версий мифа Паллада была дочерью морского бога Тритона ; они с Афиной были друзьями детства, но Афина случайно убила ее во время дружеского спарринга. Обезумевшая от того, что она сделала, Афина взяла себе имя Паллада в знак своего горя. В другой версии истории, Паллас был Гигантом ; Афина убила его во время Гигантомахии и содрала с его кожу, чтобы сделать свой плащ, который она носила как победный трофей. В альтернативном варианте того же мифа Паллада был отцом Афины, который попытался напасть на собственную дочь, в результате чего Афина убила его и забрала его шкуру в качестве трофея.
палладион статуя Афины, которая, как говорят, стояла в ее храме на Троянском Акрополе. Говорят, что Афина сама вырезала статую по подобию своего мертвого друга Паллада. Статуя особые свойства талисмана, и считалось, что, пока она находится в городе, Троя никогда не имеет упасть. Когда греки захватили Трою, Кассандра, дочь Приама, цеплялась за палладион для защиты, но Аякс Меньший силой оторвал ее от него и утащил. ее к другим пленникам. Афина была взбешена этим нарушением ее защиты. Хотя Агамемнон унять свой гнев жертвоприми, Афина послала шторм на мыс Капереос, чтобы уничтожить почти весь греческий флот и рассеять все уцелевшие корабли по Эгейскому морю.
В мифе об основании, сообщенном Псевдо-Аполлодором, Афина соревновался с Посейдоном за покровительство Афин. Они договорились, что каждый преподнесет афинянам по одному подарку и что Кекроп, царь Афин, определит, какой подарок лучше. Посейдон ударил землю своим трезубцем, и из него поднялся источник с соленой водой; это дало афинянам доступ к торговле и воде. Афины на пике своего развития были морской державой, победив персидский флот в битве при Саламине, но вода была соленой и непригодной для питья. В альтернативной версии мифа из Вергилия Георгики, Посейдон вместо этого далинянам первую лошадь. Афина подарила первое одомашненное оливковое дерево. Кекропс принял этот дар и объявил Афину богиней-покровительницей Афин. Оливковое дерево принесло дерево, масло и еду и стало символом экономического процветания Афин. Роберт Грейвс придерживался мнения, что «попытки Посейдона захватить горными являются политическими мифами», которые отражают конфликт между матриархальными и патриархальными религиями.
Афина Джустиниани, римская копия Греческая статуя Афины Паллады. Змей-хранитель афинского Акрополя сидит свернувшись у ее ног.Псевдо-Аполлодор записывает архаичную легенду, в которой говорится, что Гефест однажды пытался изнасиловать Афину, но она оттолкнула его, заставив его эякуляция на ее бедре. Афина стерла сперму с помощью пучка шерсти, которую она бросила в пыль, пропитав Гайю и заставив ее родить Эрихтония. Афина приняла Эрихтония как сына и вырастила его. Римский мифограф Гигин описывает похожую историю, в которой Гефест потребовал, чтобы Зевс позволил ему жениться на Афине, поскольку именно он разбил череп Зевса, позволив Афине родиться. Зевс согласился на это, и Гефест и Афина поженились, но, когда Гефест собирался завершить союз, Афина исчезла с свадебного ложа, заставив его эякулировать на полу, таким образом оплодотворив Гайю Эрихтонием.
географ Павсаний сообщает, что Афина поместила младенца Эрихтония в небольшой сундук (циста), который она доверила заботе трех дочерей Кекропса : Херсе, Пандрос и Аглаур Афинский. Она предупредила трех сестер не открывать сундук, но не объяснила им, почему и что в нем было. Аглаурос и, возможно, одна из других сестер открыли сундук. В различных сообщениях говорится, что они либо обнаружили, что ребенок сам был змеей, что его охраняли змеи, или что его охраняли две змеи, либо что у него были ноги змеи. В рассказе Павсания две сестры сошли с ума при виде содержимого сундука и бросились с Акрополя, мгновенно скончавшись, но картина на аттической вазе показывает, что змея преследует их с края холма.
Эрихтоний был одним из самых важных героев-основателей Афин, а легенда о дочерях Кекропа была культовым мифом, связанным с ритуалами фестиваля Аррефория. Павсаний пишет, что во время Аррефории двум молодым девушкам, известным как «Те», которые жили недалеко от храма Афины Полиас, жрица Афины давала спрятанные предметы, которые они носили на головах вниз. естественный подземный переход. Они оставляли предметы, которые им дали, внизу прохода и брали еще один набор скрытых предметов, которые они несли на своих головах обратно в храм. Ритуал проводился глубокой ночью, и никто, даже жрица, не знал, что это за предметы. Змея в этой истории может быть той же, что изображена свернувшейся у ног Афины на знаменитой статуе Афины Парфенос в Парфеноне Фидия. Многие из сохранившихся скульптур Афины изображают этого змея.
Геродот пишет, что змея жила в расщелине на северной стороне вершины Афинского Акрополя и что афиняне оставляли ей медовый пирог каждый месяц, поскольку предложение. Накануне Второго персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н.э. змей не ел медовый пирог, и афиняне истолковали это как знак того, что Афина покинула их. Другая версия мифа об афинских девушках изложена в Метаморфозах римского поэта Овидия (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.); в этом позднем варианте Гермес влюбляется в Герса. Херс, Аглаул и Пандрос идут в храм, чтобы принести жертвы Афине. Гермес требует помощи от Аглаула, чтобы соблазнить Герса. Аглаул требует взамен денег. Гермес дает ей деньги, которые сестры уже предложили Афине. В наказание за жадность Аглаула Афина просит богиню Зависть заставить Аглаула ревновать к Герсу. Когда Гермес прибывает, чтобы соблазнить Герса, Аглаул встает у него на пути вместо того, чтобы помочь ему, как она согласилась. Он обращает ее в камень.
Согласно Библиотеке Псевдо-Аполлодора, Афина посоветовала Аргосу, строителю Арго, корабля, на котором герой Джейсон и его отряд аргонавтов плавал и помогал в строительстве корабля. Псевдо-Аполлодор также сообщает, что Афина в героя Персея в его стремлении обезглавить Медузу. Она и Гермес, бог путешественники, явились Персею после того, как он отправился на поиски, и подарили ему инструменты, которые понадобятся ему для убийства Горгоны. Афина дала превращается в полированный бронзовый щит, чтобы он мог видеть отражение Медузы, а не смотреть прямо на нее и тем не самым не смотреться в камень. Гермес дал ему адамантиновую косу, чтобы отрезать голову Медузы. Когда Персей взмахнул своим клинком, чтобы обезглавить Медузу, Афина направила его, позволяя свою косе срезать его. Согласно «Тринадцатой олимпийской одее» Пиндара, Афина помоглаою Беллерофонту приручить крылатого коня Пегаса, дав ему бит.
В древнегреческом искусстве Афина часто изображается помогающей герою Гераклу. Она появляется в четырех из двенадцати метопов на Храме Зевса в Олимпии, изображая Двенадцать подвигов Геракла, включая первый, в котором она пассивно наблюдает, как он убивает Немейский лев и десятый, в котором она активно помогает ему поддерживать небо. Она как представлена его «верный союзник», но также как «нежный... признатель его достижений». Художественные изображения апофеоза Геракла показывают, что Афина везет его на гору Олимп на своей колеснице и представляет Зевсу для его обожествления. В трагедии Эсхила Орест Афина вмешивается, чтобы спасти Ореста от гнева Эриния, и председательствует на суде над ним за убийство. его матери Клитемнестра. Когда половина присяжных голосует за оправдать, а другая половина голосует за осужденный, Афина дает решающий голос за оправдание Ореста и объявляет, что с этого момента, когда присяжные равны, обвиняемый всегда должен быть оправдан.
В Одиссее, Одиссей хитрый и проницательный характер быстро завоевывает расположение Афины. В первой части поэмы, однако, она в основном ограничивается тем, чтобы помогать ему только издалека, в основном за счет насаждения мыслей в его голове во время его путешествия домой из Трои. Ее руководящие действия усиливают ее роль в качестве «защитницы героев» или мифолог Вальтер Фридрих Отто назвал ее «богиней близости» из-за ее наставничества и материнского исследования. Только когда он вымывает воду на берегу острова феаков, где Навсика стирает свою одежду, Афина лично прибывает, чтобы более ощутимую помощь. Она появляется в снах Навсикии, что принцесса спасет Одиссея и сыграет роль в его возможном сопровождении на Итаку. Афина появляется Одиссею по его прибытии, замаскированная под пастуха; Сначала она лжет и говорит ему, что Пенелопа, его жена, снова вышла замуж и что он, как полагают, мертв, но Одиссей лжет ей, используя умелые уловки, чтобы защитить себя. Впечатленная его решимостью и проницательностью, она раскрывается и рассказывает то, что ему нужно знать, чтобы вернуть себе королевство. Она маскирует его под пожилого нищего, чтобы его не узнали женихи или Пенелопа, и помогает ему победить женихов. Афина также является сыном Одиссея Телемахом. Ее действия побуждают его отправиться к товарищам Одиссея и спросить о своем отце. Он слышит рассказы о некоторых путешествиях Одиссея. Стремление Афины к путешествию Телемаха помогает ему вырасти в мужскую роль, когда-то играл его отец. Она также играет роль в прекращении вражды с родственниками женихов. Она приказывает Лаэрту бросить копье и убить Евпейта, отца Антиноя.
Афины и Геракла на чердаке краснокожих киликс, 480 –470 гг. До н.э.
Афина, фрагмент серебряного кантароса с Тесеем в Крите (c.440-435 гг. До н.э.), часть София, Болгария
Серебряная монета с изображением Афины с Сциллой украшенным шлемом и Геракла, поражающимся Немейским львом (Heraclea Лукания, 390-340 г. до н.э.)
Пестанский краснофигурный колокол-кратер (ок. 330 г. до н.э.), изображающий Ореста в Дельфах в окружении Афины и Пилад среди Эриний и жрицы из Аполлона, с Пифией, сидящей позади них на своей треноге
Горгонейон, по-видимому, возник как апотропный <192 века>символ, предназначенный для отражения зла. В позднем мифе, изобретенном для объяснения происхождения Горгоны, Медуза описывается как молодая жрица, служившая в храме Афины в Афинах. Посейдон возжелал Медузы и изнасиловал ее в храме Афины, отказываясь использовать ее обету целомудрия встать на его пути. Обнаружив осквернение своего храма, Афина превратила Медузу в ужасного монстра со змеями вместо волос, чей взгляд обратил бы любого смертного в камень.
В своей Двенадцатой пифийской оде Пиндар рассказывает историю как Афина изобрела авлос, своего рода флейту, подражая стенаниям сестер Медузы, Горгон, после того, как ее обезглавил герой Персей. По словам Пиндара, Афина подарила аулос смертным. Позже комический драматург Меланипид из Мелоса (c.480-430 гг. До н.э.) приукрасил эту историю в своей комедии «Марсий», заявив, что Афина смотрела в зеркало, когда играла на аулосе, и видела, как дуновение в него надуло ей щеки. и заставил ее выглядеть глупо, поэтому она выбросила аулос и прокляла его, чтобы тот, кто его поднял, встретил ужасную смерть. Аулос был взят сатиром Марсий, который позже был убит Аполлоном за его высокомерие. Позже эта версия истории стала канонической, и афинский скульптор Мирон создал на ее основе группу бронзовых скульптур, которые были установлены перед западным фасадом Парфенона примерно в 440 году до нашей эры.
Миф, рассказанный эллинистическим поэтом в начале III века до н.э. Каллимахом в своем гимне 5, начинается с Афины, купающейся в источнике горы Геликон в полдень с одним из ее любимых спутников, нимфа Чарикло. Сын Харикло Тиресий случайно охотился на той же горе и пришел к источнику в поисках воды. Он непреднамеренно увидел Афину обнаженной, поэтому она ослепила его, чтобы он никогда больше не увидел то, что мужчина не должен был видеть. Харикло вмешался от имени ее сына и умолял Афину пощадить. Афина ответила, что она не может восстановить зрение Тиресия, поэтому вместо этого она дала ему способность понимать язык птиц и, таким образом, предсказывать будущее.
Минерва и Арахна с Рене-Антуан Уасс (1706)басня из Арахны появляется в Овидии Метаморфозы (8 Н.э.) (vi.5–54 и 129–145), который является почти единственным сохранившимся источником легенды. История, похоже, не была хорошо известна до того, как ее изобразил Овидий, и единственное более раннее упоминание о ней - это краткая ссылка в Вергилия в Георгиках (29 г. до н.э.) ( iv, 246), который не упоминает Арахну по имени. Согласно Овидию, Арахна (чье имя в переводе с древнегреческого означает паук) была дочерью известного красильщика тирского пурпура в Гипайпе из Лидии и студенткой Афины ткачеством. Она настолько зазналась своим талантом ткача, что стала утверждать, что ее мастерство выше, чем у самой Афины. Афина дала Арахне шанс искупить свою вину, приняв облик старухи и предупредив Арахну не оскорблять божества. Арахна насмехалась и желала соревнований по ткачеству, чтобы доказать свое мастерство.
Афина соткала сцену своей победы над Посейдоном в состязании за покровительство Афин. Гобелен Афины также изображал 12 олимпийских богов и поражение мифологических фигур, которые бросили вызов их авторитету. На гобелене Арахны был изображен двадцать один эпизод неверности божеств, в том числе Зевс изменял Леде, Европе и Данаи. Он представлял собой несправедливое и дискредитирующее поведение богов по отношению к смертным. Афина признала, что работа Арахны была безупречной, но была возмущена оскорбительным выбором Арахны темы, который показал ошибки и проступки божеств. Наконец, выйдя из себя, Афина разрушила гобелен и ткацкий станок Арахны, ударив по нему своим шаттлом. Затем Афина четыре раза ударила Арахну посохом по лицу. Арахна в отчаянии повесилась, но Афина сжалилась над ней и вернула ее из мертвых в виде паука.
Миф о Парижском суде кратко упоминается в Илиаде, но подробно описывается в воплощении Киприя, утерянное стихотворение эпического цикла, в котором говорится, что все боги и богини, а также различные смертные были приглашены на свадьбу Пелея и Фетида (возможные родители Ахилла ). Только Эрида, богиня раздора, не была приглашена. Это ее разозлило, поэтому она прибыла с золотым яблоком, на котором было написано слово καλλίστῃ (каллистей, «для прекраснейшей»), которое она бросила среди богинь. Афродита, Гера и Афина утверждали, что они прекраснейшие и, следовательно, полноправные владелицы яблока.
Богини решили довести этот вопрос до Зевса, который, не желая отдать предпочтение одной из богинь, поставил выбор в руки Париса, троянского принца. После купания весной горы Ида, где находилась Троя, богини предстали перед Парижем для его решения. В дошедших до нас древних изображениях Парижского суда Афродита лишь изредка изображается обнаженной, а Афина и Гера всегда полностью одеты. Однако, начиная с Возрождения, западные картины обычно изображали всех трех богинь полностью обнаженными.
Все три богини были идеально красивы, и Париж не мог выбрать между ними, поэтому они прибегли к взяткам. Гера пыталась подкупить Париж властью над всей Азией и Европой, и Афина предлагала славу и славу в битве, но Афродита пообещала Парису, что, если он выберет ее как самую прекрасную, она позволит ему жениться на самой красивой женщине на земле. Этой женщиной была Елена, которая уже была замужем за королем Менелаем из Спарты. Пэрис выбрала Афродиту и вручила ей яблоко. Две другие богини пришли в ярость и, в результате, встали на сторону греков в Троянской войне.
. В книгах V – VI Илиады Афина помогает герою Диомеду., который в отсутствие Ахилла показывает себя самым эффективным греческим воином. На нескольких художественных изображениях начала шестого века до нашей эры можно увидеть Афину и Диомеда, в том числе полосу щита начала шестого века до нашей эры, изображающую Афину и неопознанного воина, едущую на колеснице, вазу, изображающую воина с возничим лицом к Афине, и надпись с надписью глиняная доска с изображением Диомеда и Афины, едущих в колеснице. Во многих отрывках из «Илиады» также упоминается Афина, которая ранее была покровительницей отца Диомеда Тидея. Когда троянские женщины идут в храм Афины на Акрополе, чтобы умолять ее защитить от Диомеда, Афина игнорирует их.
В Книге XXII Илиады, в то время как Ахиллес преследует Гектора. У стен Трои Афина представляется Гектору, замаскированная под его брата Деифоба, и убеждает его стоять на своем, чтобы они могли вместе сразиться с Ахиллом. Затем Гектор бросает свое копье в Ахилла и промахивается, ожидая, что Деифоб протянет ему еще одно, но вместо этого Афина исчезает, оставляя Гектора противостоять Ахиллу одному без своего копья. В трагедии Софокла Аякс она наказывает соперника Одиссея Аякса Великого, сводя его с ума и заставляя резать скот ахейцев, думая, что он убивая самих ахейцев. Даже после того, как сам Одиссей выразил жалость к Аяксу, Афина заявляет: «Смеяться над врагами - что может быть слаще смеха?» (строки 78–9). Позже Аякс совершает самоубийство в результате своего унижения.
Афина часто появляется в классическом греческом искусстве, в том числе на монетах и картинах на керамике. Она особенно заметна в произведениях, созданных в Афинах. В классических изображениях Афина обычно изображается стоящей в полный рост хитоном. Чаще всего она изображается одетой в доспехи, как мужчина-солдат, и носит коринфский шлем, высоко поднятый на лбу. Ее щит несет в центре эгиду с головой горгоны (горгонейона) в центре и змеями по краю. Иногда ее изображают одетой в эгиду как плащ. В роли Афины Промахос она изображена с копьем. Сцены, в которых представлена Афина, включают ее рождение от головы Зевса, ее битву с гигантами, рождение Эрихтония и Парижский суд.
Скорбящая Афина или «Медитация Афины» - известная рельефная скульптура, датируемая примерно 470–460 гг. До н.э., которая была интерпретирована как изображающая Афину Полиас. Самым известным классическим изображением Афины была Афина Парфенос, ныне потерянная 11,5 м (38 футов) статуя из золота и слоновой кости в Парфеноне, созданном Афинский скульптор Фидий. Копии показывают, что эта статуя изображала Афину, держащую свой щит в левой руке, с Никой, крылатой богиней победы, стоящей справа. Афина Полиас также представлена на неоаттическом рельефе, который сейчас хранится в Музее изящных искусств Вирджинии, на котором изображена она с совой в руке и в характерном коринфском шлеме, приставившая щит к ближайшему Герма. Римская богиня Минерва переняла большинство греческих иконографических ассоциаций Афины, но также была интегрирована в Капитолийскую триаду.
Аттический чернофигурный экзалеиптрон, рожденный Афиной из головы Зевса (ок. 570–560 гг. до н.э.) Художником
Аттический краснофигурный киликс Афины Промах, держащий копье и стоящий рядом с дорической колонной (c.500-490 гг. 725>Реставрация полихромного украшения статуи Афины из храма Афая на Эгине, c.490 г. до н.э. (из экспозиции «Bunte Götter» Мюнхена Глиптотека )
Рельеф Скорбящая Афина (ок. 470-460 г. до н.э.)
Аттический краснофигурный киликс, на котором Афина убивает Гиганта Энцелад (c.550–500 до н.э.)
Рельеф Афины и Ника, убивающая Гиганта Алкионея (?) Из Гигантомахического Фриза на Пергамском алтаре (начало II века до нашей эры)
Классическая мозаика с виллы в Тускулум, III век нашей эры., сейчас в Museo Pio-Clementino, Ватикан
Портрет Афины работы Эуклейда на тетрадрахме из Сиракуз, Сицилия ок. 400 г. до н. Э.
Мифологическая сцена с Афиной (слева) и Гераклом (справа) на каменной палитре греко-буддийского искусства Гандхара, Индия
Атена фарнезе, римская копия греческого оригинала из круга Фидия, ок. 430 г. н.э., Археологический музей, Неаполь
Ранние христианские писатели, такие как Климент Александрийский и Фирмикус, очерняли Афину как представителя всего сущего. что было отвратительно в язычестве; они осудили ее как «нескромную и аморальную». Однако в средние века многие атрибуты Афины были даны Деве Марии, которая в изображениях четвертого века часто изображалась в Горгонейоне. Некоторые даже рассматривали Деву Марию как девушку-воительницу, очень похожую на Афину Парфенос; один анекдот рассказывает, что Дева Мария однажды появилась на стенах Константинополя, когда он был осажден аварами, сжимая копье и призывая людей сражаться. В средние века Афина стала широко использоваться в качестве христианского символа и аллегории, и она появлялась на фамильных гербах некоторых благородных домов.
В эпоху Возрождения Афина носила мантию покровителя искусств и человеческих усилий. ; аллегорические картины с участием Афины были любимыми художниками итальянского Возрождения. На Сандро Боттичелли на картине Паллада и Кентавр, написанной, вероятно, где-то в 1480-х годах, Афина является олицетворением целомудрия, которая изображена схватившейся за челку кентавра, олицетворяющего похоть. Картина Андреа Мантенья 1502 года Минерва, изгоняющая пороки из сада добродетели использует Афину как олицетворение греко-римского учения, преследующего пороки средневековья из сада современной науки. Афина также используется как олицетворение мудрости в картине Бартоломеуса Шпрангера 1591 года «Триумф мудрости или Минерва, побеждающая невежество».
В шестнадцатом и семнадцатом веках Афина использовалась как символ для женщин-правителей. В своей книге «Откровение истинной Минервы» (1582) Томас Бленнерхассет изображает королеву Англии Елизавету I как «новую Минерву» и «величайшую богиню ныне на земле». Серия картин Питера Пауля Рубенса изображает Афину как покровительницу и наставницу Марии Медичи ; последняя картина в серии идет еще дальше и показывает Марию Медичи с иконографией Афины как смертное воплощение самой богини. Немецкий скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар позже изобразил Екатерину II в России в образе Афины на мраморном бюсте в 1774 году. Во время Французской революции статуи язычников боги были снесены по всей Франции, но статуи Афины - нет. Вместо этого Афина превратилась в олицетворение свободы и республики, а статуя богини стояла в центре Place de la Revolution в Париже. В годы после революции художественные изображения Афины получили распространение.
Статуя Афины стоит прямо перед зданием австрийского парламента в Вене, и изображения Афины Афина оказала влияние на другие символы западной свободы, включая Статую Свободы и Британию. Более века полноразмерная копия Парфенона стояла в Нэшвилле, штат Теннесси. В 1990 году кураторы добавили позолоченную копию 42 футов (12,5 м) высотой Афины Парфенос Фидия, построенной из бетона и стекловолокна. На государственной печати Калифорнии нанесено изображение Афины, стоящей на коленях рядом с бурым медведем гризли. Афина иногда появлялась на современных монетах, например, на древнеафинской драхме. Ее голова изображена на памятной монете за 50 долларов 1915-S Панама-Тихоокеанский регион.
Паллада и Кентавр (c.1482) автора Сандро Боттичелли
Минерва, изгоняющая пороки из Сада добродетели (1502) от Андреа Мантенья
Афина, презирающая достижения Гефеста (ок. 1555-1560) от Пэрис Бордоне
Минерва, победившая невежество (ок. 1591) Бартоломеус Шпрангер
Мария Медичи (1622) Питер Пауль Рубенс, показывая ее как воплощение Афины
Минервы, защищающей мир с Марса ( 1629) Питера Пауля Рубенса
(c.1655) Рембрандта
Минерва, открывающая Итаку Улиссу (пятнадцатый век) Джузеппе Боттани
Минерва и Триумф Юпитера (1706) Рене-Антуан Уасс
Битва Марса и Минервы (1771) Жозеф-Бенуа Суве
Минерва Мира мозаика в Библиотеке Конгресса
Афина на Gr съесть Печать Калифорнии
Одному из Зигмунда Фрейда ' Самым ценным имуществом была небольшая бронзовая скульптура Афины, которая стояла у него на столе. Фрейд однажды описал Афину как «женщину, которая недоступна и отталкивает все сексуальные желания - поскольку она демонстрирует ужасающие гениталии Матери». Феминистские взгляды на Афину резко разделились; некоторые феминистки рассматривают ее как символ расширения прав и возможностей женщин, в то время как другие считают ее "предельной патриархальной преданной... которая использует свои силы для продвижения и продвижения мужчин, а не других ее пола". В современной Викке Афина почитается как аспект Богини, и некоторые виккане верят, что она может даровать «Совиный дар» («способность ясно писать и общаться») ее поклонники. Благодаря своему статусу одной из двенадцати олимпийцев, Афина является главным божеством в эллинизме, неоязычной религии, которая стремится достоверно возродить и воссоздать религию Древней Греции в современном мире..
Афина является естественным покровителем университетов: в колледже Брин-Маур в Пенсильвании статуя Афины (копия оригинальной бронзовой статуи в библиотеке искусств и археологии) находится в Великом Зал. Традиционно во время экзамена студенты оставляют подношения богине с запиской, в которой просят удачи, или раскаиваются в том, что случайно нарушили любую из многочисленных других традиций колледжа. Афина Паллада - богиня-покровительница международного социального братства Фи Дельта Тета. Ее сова также является символом братства.
Генеалогическое древо Афины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Афиной |
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Афиной. |