Актеон | |
---|---|
Фиванский герой и охотник | |
Диана и Актеон, Тициан, 1556- 59, для Филиппа II | |
Обитель | Фивы |
Родители | Аристей и Автоноэ |
Актеон(/ ækˈtiːən / ; Древнегреческий : Ἀκταίων Актаион), в греческой мифологии, сын священника-пастуха Аристея и Автоное в Беотии был знаменитым фиванским героем. Как и Ахилл в более позднем поколении, его обучал кентавр Хирон.
. Он пал во фатальный гнев Артемиды, но сохранившиеся подробности его проступка различаются: "единственная достоверность заключается в том, что пострадал Актайон, в его пафосе и в том, что сделал Артемис: охотник стал жертвой; он превратился в оленя, а его бушующие собаки были поражены «волчье безумие» (Лисса ) разорвало его на части, как оленя ». Это знаковый мотив, благодаря которому Актеон известен как в античном искусстве, так и в изображениях эпохи Возрождения и пост-ренессанса.
Среди другие, как заметил Джон Хит: «Неизменной сутью сказки было превращение охотника в оленя и его смерть в пасти его охотничьих собак. Но авторы могли свободно предлагать различные мотивы его смерти. " В версии, предложенной эллинистическим поэтом Каллимахом, которая стала стандартной, Артемида купалась в лесу, когда охотник Актеон наткнулся на нее, увидев ее обнаженной. Он остановился и уставился, пораженный ее восхитительной красотой. Однажды увиденная, Артемида отомстила Актеону: она запретила ему говорить - если он попытается заговорить, он превратится в оленя - за злосчастное осквернение тайны ее девственности. Услышав зов своего охотничьего отряда, он закричал им и немедленно превратился. При этом он убежал глубоко в лес, наткнулся на пруд и, увидев свое отражение, застонал. Его собственные собаки тогда повернулись к нему и преследовали его, не узнавая его. Пытаясь спастись, он поднял глаза (и поднял бы руки, будь они у него) в сторону горы Олимп. Боги не вняли его просьбе, и он был разорван на части. Элемент более раннего мифа сделал Актеона знакомым охотничьим товарищем Артемиды, не чужим. В вышитом расширении мифа собаки были так расстроены смертью своего хозяина, что Хирон сделал статую настолько реалистичной, что собаки подумали, что это Актеон.
Существуют различные другие версии. о его преступлении: Гесиодический Каталог женщин и псевдоаполлодоран Библиотека заявляют, что его преступление состояло в том, что он был соперником Зевса за Семела, сестры его матери, тогда как в Еврипиде 'Вакхах он хвастался, что он лучший охотник, чем Артемида:
|
В других материалах, включая фрагменты, относящиеся к Гесиодическому каталогу женщин, и по меньшей мере четыре аттических трагедии, в том числе токсотиды Эсхила, есть Диодор Сицилийский (4.81.4), в варианте высокомерия Актеона, который в значительной степени игнорируется, состоит в том, что Актеон хотел жениться на Артемиде. Другие авторы говорят, что собаки принадлежали Артемиде; некоторые утраченные версии мифа, кажется, дали им всем имена и рассказали об их странствиях после его потери.
Согласно латинской версии истории, рассказанной римлянином Овидий, случайно увидевший Диану (Артемиду) на горе Киферон, когда она купалась, он был изменен она превратилась в оленя, и его преследовали и убивали его пятьдесят гончих. Эта версия также появляется в Пятом гимне Каллимаха как мифическая параллель с ослеплением Тиресия после того, как он увидел купающуюся Афину. Литературные свидетельства мифа Актеона в значительной степени утеряны, но Ламар Рональд Лейси, деконструируя элементы мифа в том, что сохранилось, и дополнив его иконографическими свидетельствами поздней вазописи, сделал правдоподобную реконструкцию древнего мифа об Актеоне, который Греческие поэты, возможно, унаследовали и подверглись расширению и расчленению. Его реконструкция противоречит слишком банальному консенсусу, согласно которому архаичный актеон стремится к Семеле, классический актеон, хвастающийся своим охотничьим мастерством, и эллинистический актеон, мельком видящий ванну Артемиды. Лейси определяет место преступления Актеона как священный для Артемиды источник в Платеях, где Актеон был героем-архегетом («героем-основателем»). Праведный охотник, спутник Артемиды, видящий как заметил Диодор Сицилийский, когда она купалась обнаженной весной, был вынужден попытаться стать ее супругом, и был наказан отчасти за нарушение "ритуально принудительного почтения к Артемиде" охотника (Lacy 1990: 42 ).
Собаки | Источник | Суки | Источник | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аполлодор | Овидий | Гигин | Аполлодор | Овидий | Гигин | ||||
Овид | Другой автор | Овидий | Другой автор | ||||||
Акамас | ✓ | Аэлло (Буря) | ✓ | ✓ | |||||
Этон | ✓ | Алсе (Крепкий) | ✓ | ✓ | |||||
Агриус | ✓ | Агре (Охотник) | ✓ | ✓ | |||||
Амаринтус | ✓ | Арсена | ✓ | ||||||
Аркас | ? | Аретуса | ✓ | ||||||
Аргиод (Таузер) | ✓ | ✓ | Арго | ✓ | |||||
Асболос (Головня) | ✓ | ✓ | Аура | ? | |||||
Балиус | ✓ | Канас (Баркер) | ✓ | ✓ | |||||
Боракс | ✓ | Чедиэтрос * | ✓ | ||||||
Отверстия | ✓ | Цилло | ✓ | ||||||
Борей | ✓ | Диномаха | ✓ | ||||||
Харопс | ✓ | Диоксипп | ✓ | ||||||
Корус | ✓ | Эхион | ✓ | ||||||
Циллоподы | ✓ | Горго | ✓ | ||||||
Киприус | ? | Гарпия (Гарпия) | ✓ | ✓ | ✓ | ||||
Дорсей (Quicksight) | ✓ | ✓ | Lachne (Bristle) | ✓ | ✓ | ||||
Драко | ✓ | Lacaena | ✓ | ||||||
Dromas (Racer) | ✓ | ✓ | Leaena | ✓ | |||||
Dromius | ✓ | Lycisca (Wolfet) | ✓ | ✓ | |||||
Echnobas | ? | Линкест | ✓ | ||||||
Элион | ? | Меланхет (Черногривый) | ✓ | ✓ | |||||
Гносиус | ? | Затылок (Дикий лес) | ✓ | ✓ | |||||
Эудром | ✓ | Окидром | ✓ | ||||||
Хемон | ✓ | Оципет | ✓ | ||||||
Гарпалик | ✓ | Орезитрофос (Бродяга) | ✓ | ✓ | |||||
Гарпал (Снап) | ✓ | ✓ | Ориас | ✓ | |||||
Гилактор (Бабблер) | ✓ | ✓ | Оксирей | ✓ | |||||
Гилей (Вудрейнджер) | ✓ | ✓ | Поеменида (Пастушка) | ✓ | ✓ | ||||
Ичнеус | ✓ | Саннос * | |||||||
Ичнобатес (Трейсер) | ✓ | ✓ | Стикт (Пятно) | ✓ | ✓ | ||||
Лаброс (Дикий Зуб) | ✓ | ✓ | Териопа | ✓ | |||||
Лакон | ✓ | ✓ | Терифон | ✓ | |||||
Ладон | ✓ | ✓ | Теродамас ( Дикарь) | ✓ | ✓ | ||||
Лаелапс (Охотник) | ✓ | ✓ | Тероданапис | ? | |||||
Лампус | ✓ | Урания | ✓ | ||||||
Леон | ✓ | Волатос * | ✓ | ||||||
Левкон (Бланш) | ✓ | ✓ | Число | 1 | 13 | 15 | 20 | ||
Линкей | ✓ | ✓ | |||||||
Махимус | ✓ | ||||||||
Меламп (Черноногий) | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||
Меланей (Черноногий) | ✓ | ✓ | |||||||
Обримус | ✓ | ||||||||
Окидром | ✓ | ||||||||
Оциф | ✓ | ||||||||
Омарг | ✓ | ||||||||
Неброфонос (Киллбак) | ✓ | ✓ | |||||||
Орибас (Вероногий) | ✓ | ✓ | |||||||
Пахил | ✓ | ||||||||
Памфагос (Обжора) | ✓ | ✓ | |||||||
Птерелас (Крылатый) | ✓ | ✓ | |||||||
Спартус | ✓ | ||||||||
Стилбон | ✓ | ||||||||
Сир | ✓ | ||||||||
Терон (Буря) | ✓ | ✓ | |||||||
Thoos (Quickfoot) | ✓ | ✓ | |||||||
Tigris (Tiger) | ✓ | ✓ | |||||||
Zephyrus | ✓ | ||||||||
Number | 6 | 22 | 27 | 26 |
Примечания:
В во втором веке нашей эры путешественнику Павсанию показали источник на дороге в Аттике, ведущей к Платеям из Эльюфер, сразу за Мегара "и немного дальше на скале. Это место называется ложе Актеона, потому что говорят, что он спал на нем, когда устал от охоты, и что в этом источнике он смотрел, пока Артемида купалась в нем ".
В стандартной версии Эпоса о Гильгамеше (таблица vi) есть параллель, в серии примеров Гильгамеш приводит Иштар о жестоком обращении с ее серийными любовниками:
«Ты любил пастуха, пастуха и главного пастыря. , Который всегда был собирая для тебя пылающий пепел,. И готовил для тебя овец каждый день.. Но ты ударил его и превратил его в волка,. Его собственные пастухи охотятся на него.
И его собаки рвутся к его корням.. ''
Актеон, растерзанный собаками, подстрекаемыми Артемидой, находит другую ближневосточную аналогию в угаритском герое Акхте, раздираемом орлами, подстрекаемыми Анат, который хотел свой охотничий лук.
Девственную Артемиду классических времен нельзя напрямую сравнивать с Иштар из многих любовников, но мифом Артемиды, стреляющей Орион был связан с наказанием Актеона b y T.C.W. Стинтон; Греческий контекст упрека смертных в адрес богини любви переводится в эпизод из Анхиса и Афродиты. Дафнис тоже был пастухом, которого богиня любила и наказывала. от нее: см. Феокрит 'Первая идиллия.
В греческой мифологии Актеон, как широко считается, символизирует ритуал человеческое жертвоприношение в попытка угодить Богу или Богине: собаки символизируют жертвоприношения, а Актеон символизирует жертву.
Актеон может символизировать человеческое любопытство или непочтительность.
Этот миф рассматривается юнгианским психологом Вольфгангом Гигерихом как символ духовной трансформации и / или просветление.
Актеон часто символизирует рогоносца, поскольку когда его превращают в оленя, он становится «рогатым». Об этом говорится в шекспировских Веселых женах, Роберте Бертоне в Анатомии меланхолии и других.
Две главные сцены - Актеон, удивляющий Артемиду / Диану, и его смерть. В классическом искусстве Актеон обычно изображается полностью человеком, даже когда его убивают собаки (иногда у него маленькие рожки), но в искусстве эпохи Возрождения ему часто дарили голову оленя с рогами даже в сцене с Дианой, и к тому времени его убивают, по крайней мере, у него есть эта голова, и часто он полностью принимает форму оленя.
генеалогическое древо королевского дома в Фивах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Актеоном . |