Геката | |
---|---|
Богиня границ, перекрестков, колдовства и призраков. | |
Геката Кьярамонти, римская скульптура тройной Гекаты, по эллинистическому оригиналу (Museo Chiaramonti, Vatican Museums ) | |
Abode | Underworld |
Symbol | Парные факелы, собаки, красная кефаль, змеи, ключи, хорьки, кинжалы и колесо Гекаты |
Родители | Перс и Астерия |
Потомство | Сцилла, Ээт, Цирцея, Пасифа, Эмпуса |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Эрешкигаль |
. Геката или Геката (; древнегреческий : Ἑκάτη, Hekátē) - богиня в древнегреческой религии и мифология <39 Она по-разному ассоциируется с перекрестком, входами, ночью, l свет, магия, чаще всего изображается с парой факелов или ключом, а в более поздние периоды изображается в тройной форме. колдовство, знание трав и ядовитых растений, призраков, некромантия и колдовство. ло в Гесиода Теогонии в последней трети 8-го века до н.э. как Титан богиня большой чести с владениями в небе., земля и море. Ее место происхождения обсуждается учеными, но у нее были популярные последователи среди ведьм Фессалии и важные святилище среди карийцев Малой Азии в Лагине.
Геката была одним из нескольких божеств. В древних Афинах ему поклонялись как защитнику oikos (домашнее хозяйство), наряду с Зевсом, Гестией, Гермесом и Аполлоном. В постхристианских писаниях халдейских оракулов (II - III века н.э.) она также рассматривалась с (некоторыми) правлением над землей, морем и небом, а также с более универсальной ролью Спасителя (Сотейра), Мать Ангелов и Космической Мировой Души. Что касается характера ее культа, то было принято, что «она больше чувствует себя на обочине, чем в центре греческого политеизма. По своей природе амбивалентна и полиморфна, она переступает границы общепринятых и ускользает от определения ».
Происхождение имени Геката (Ἑκάτη, Hekátē) и первоначальная страна ее поклонения неизвестны, хотя было предложено несколько теорий.
Независимо от того, возникло ли поклонение Гекате в Греции, некоторые ученые предположили, что происходит от греческого корня, и были идентифицированы несколько источников исходных слов. Например, ἑκών «желающий» (т. Е. «Действующая по своей воле» или подобное) может быть связано с именем Геката. Однако ни один источник не предлагает перечислить волю или готовность в основном атрибута Гекаты, что делает возможность маловероятной. Другое греческое слово, предложенное как происхождение имени Геката, - Ἑκατός Hekatos, малоизвестный эпитет Аполлона, интерпретируемый как «далеко идущий» или «дальний стрелок». Это было предложено в сравнении с атрибутами богини Артемиды, встроенными с Аполлоном и часто приравниваемой к Гекате в классическом мире. Сторонники этой этимологии предполагают, что Геката изначально считалась аспектом Артемиды до того, как последняя принята в олимпийский пантеон. В этот момент Артемида стала более прочно ассоциироваться с чистотой и девственностью, с одной стороны, в то время как ее изначально более темные атрибуты, такие как ее с магией, душами и ночи, продолжали бы поклоняться отдельно. ее титул Геката. Теория Ἑκατός часто считается наиболее вероятным греческим происхождением имени, теория Ἑκατός не учитывает ее связь с Артемидой, по-видимому, возникла поздно, конкурирующие теории, что приписывание более темных и магии до Гекаты изначально не были частью ее культа.
Р. С.П. Бикс отверг греческое этимологию предположил греческое происхождение.
возможное иностранное происхождение ḥqt или ḥqꜣt, египетская богиня плодородия и деторождения, которая, как и Геката, также была связана с ḥqꜣ, магией.
Геката, возможно, возникла среди карийцев из Анатолии, региона, где большинство теофорических имен названы на Гекату, например Гекатей или Гекатомн, отец Мавсола, засвидетельствованы, и где Геката оставалась Великой Богиней в исторические времена, в ее непревзойденном культовом месте в Лагине. Хотя многие исследователи идеи о том, что она анатолийское происхождение, утверждается, что «Геката, должна быть идея греческой богиней». Памятники Гекате в Фригии и Карии многочисленны, но датированы поздним временем.
Уильям Берг отмечает: «9 детей не называют в привидений, можно с уверенностью предположить, что карийские теофорические имена, включающие хекат - относится к главному божеству, свободному от темных и сомнительных связей с подземным миром и колдовством. с Гекатой классических Афин ». В частности, есть некоторые свидетельства того, что она могла быть получена от местных богинь солнца (см. Также Аринна ) на основании аналогичных атрибутов.
Если культ Гекаты распространился из Анатолия в Грецию, возможно, это представляло конфликт, как ее роль уже исполняли другие более выдающиеся божества в греческом пантеоне, прежде всего Артемида и Селена. Эта линия рассуждений основана на широко принятой гипотезе о том, что она была иностранным божеством, включенным в греческий пантеон. За исключением Теогонии, греческие источники не вызывают последовательной истории ее родственников в греческом происхождении пантеоне: иногда Геката возбуждается как Титанесса, могущественная помощница и защитница людей.
В раннем современном английском имя также произносилось двусложно (как ) и иногда записывалось как Hecat. На английском языке оставлено распространенной практикой произносить ее имя в два слога, даже когда оно пишется с последней буквы е, вплоть до 19 века.
Правописание Hecat связано с 1567 годом Артура Голдинга. перевод Овидия Метаморфозы, и это написание без последнего E позже появляется в пьесах елизаветинской - якобинской эпохи. 381>Словарь Вебстера 1866 г. особенно приписывает влияние Шекспира на преобладающее в то время двусложное произношение имени.
Геката обычно представлялась трех- или трехчастной, хотя самые ранние известные изображения богини являются единственными. Ее самое раннее известное изображение - небольшая терракотовая статуя, найденная в Афинах. Надпись на статуе - это посвящение Гекате в стиле VI века, но в остальном на ней отсутствуют какие-либо другие символы, обычно связанные с богиней. Она сидит на троне, с венком на голове; в остальном изображение является относительно общим. Фарнелл заявляет: «Свидетельства памятников о характере и значении Гекаты почти так же полны, как свидетельства ее многообразной и мистической природы». Фрагмент керамики VI века из Боэтии изображает богиню, которая может быть Гекатой по материнской линии или по материнской линии. Как и в более поздних описаниях, увенчанная лиственными ветвями, она предлагает «материнское благословение» двум девушкам, которые ее обнимают. Фигура окружена львами, животным, с Гекатой как в халдейских оракулах, так и в монетах и рельефах из Малой Азии.
Мраморный рельеф Гекаты.Путешественник 2-го века Павсаний заявил, что Геката впервые изображена в трех экземплярах скульптором Алькаменом в греческом классическом периоде конца V века до н.э., скульптура которого была помещена перед храмом Бескрылой Ники в Афинах. Хотя оригинальная статуя Алькаменеса утеряна, существуют сотни копий, и общие тройные Гекаты, расположенные вокруг центрального столба или колонны, известный как гекатаион, использовался как в святилищах на перекрестках, так и у входов в храмы частных лиц. дома. Обычно они изображают ее примерей в руках различные предметы, включая факелы, ключи, змей и кинжалы. Некоторые гекатайи, включая вотивную скульптуру из Аттики III века до нашей эры, включают дополнительные танцующие фигуры, идентифицированные как хариты, окружающие тройную Гекату и ее центральную колонну. Возможно, что изображение тройной Гекаты, окружающей центральный столб, изначально было получено из столбов, изображений на трехстороннем перекрестке с висящими на них масками, обращенными в каждом направлении дороги. В I веке нашей эры Овидий писал: «Посмотрите на Гекату, стоящую на страже на перекрестке, одно лицо смотрит в каждую сторону».
Внешняя традиционная гекатайи, тройственность большого размера Пергамского алтаря, ныне находящегося в Берлине, где она изображена тремя телами, участвующими в битве с титанами. В Арголиде, возле святилища Диоскуров, Павсаний видел храм Гекаты напротив святилища Эйлифии ; Он сообщил, что это изображение было работой Скопа, заявив далее: «Это каменное, в то время как бронзовые изображения напротив, также Гекаты, сделаны, соответственно, Поликлитом и его брат Наукид, сын Мофона ". (Описание Греции 2.22.7).
В то время как греческие антропоморфные условности искусства обычно представляли тройную форму Гекаты в виде трех отдельных тел, иконография тройной Гекаты в итоге превратилась в изображения богини с одним Вдохновленными Египтом греческих эзотерических писаний, связанных с Гермесом Трисмегистом, и в греческих магических папирусах поздней античности Геката описывается как имеющая три головы : одна собака, один змей и одна лошадь. В других изображений головы ее животных головы коровы и кабана.
Собаки были связаны с Гекатой в классическом мире. «В искусстве и литературе Геката изображается в виде собаки или в сопровождении собаки. Ее приближение ознаменовалось воем собаки. Собака была обычным животным Гекаты, и ее часто ели в торжественном таинстве ». Жертвоприношение собак Гекате засвидетельствовано для Фракии, Самофракии, Колофона и Афин. Мраморный рельеф IV века до н.э. из Краннона в Фессалии был посвящен владельцем скаковой лошади. На нем изображена Геката с собакой рядом с ней, возлагающая венок на голову кобылы. Утверждалось, что ее связь с собаками наводит на мысль о ее связи с рождением, поскольку собака была священной для Эйлейфии, Генетиллиды и других богинь рождения. Изображения ее, сопровождаемой собакой, когда она изображалась в роли богини-матери с ребенком, когда она изображалась рядом с богом Гермесом и богиней Кибелой в рельефах. Хотя в более поздние времена пришла собака Гекаты его послушный вид и аккомпанемент Гекаты, которая выглядит полностью дружелюбной во многих произведениях древнего искусства, предполагают, что его первоначальное значение было положительным и, следовательно, с большей вероятностью возникло из-за того, что его можно было рассматривать как проявление беспокойных душ или демонов, которые сопровождали ее. связь собаки с рождением, чем ассоциации преступного мира собаки ". Связь с собаками, особенно с женскими собаками, может быть объяснена мифом о метаморфозе из Ликофрона : дружелюбно выглядящая сука, сопровождавшая Гекату, была изначально троянской царицей Гекабой, которая
Хорек также связан с Гекатой. Антонин Либералис использовал миф, чтобы объяснить эту ассоциацию: «В» прыгнула в море после падения Трои и был превращен Гекатой в ее фамильяра. Это девушка была подругой по играм и спутницей Алкмены, дочери Электриона. Галинтиас, опасаясь, что ее родов сведут Алкмену с ума, побежал Моирам и Элейфии и объявили, что по желанию Зевса у Алкмены родился мальчик и что их прерогативы были отменены. При всем этом испуг, конечно, охватил Мойры, и они немедленно отпустили свои руки Муки Алкмены сразу прекратились, и родился Геракл. Моиры были огорчены этим и забрали женские части Галинфии, поскольку было всего лишь смертным, она обманула богов. Они превратили ее в лживую ласку (или хорька). заставляя ее жить в трещинах и дал ей гротескный способ спаривания. Она проходит через уши и рожает, выводя детенышей через горло. Геката пожалела об этом изменении своей внешности и назначила ее священной служанкой самой себе ». Элиан другую историю о женщине, превращенной в хорька: «Я слышал, что хорек когда-то был человеком. я слышал, что ее зовут Гейл, что она торговала заклинаниями и колдунья (Pharmakis), что она страдает недержанием мочи и страдает ненормальными сексуальными желаниями. От моего внимания не ускользнуло и то, что гнев богиня превратила его в это злое существо. Да будет богиня милосердна ко мне: басни и их рассказы я оставляю другим ».
Афиней из Навократа, опираясь на этиологические предположения Аполлодора Афинского, отмечает, что красная кефаль священна для Гекаты «из-за сходства их имен; для этого богиня - триморфос, тройной формы ». Греческое слово для кефали было тригл, а позже тригла. Далее он цитирует отрывок из стиха «Госпожа Геката, Триодитис / С тремя формами и тремя лицами / Умилостивленная кефалью». Что касается греческих концепций загрязнения, Паркер замечает: «Чаще всего запрещалась рыба красная кефаль (тригл), которая идеально вписывалась в схему. Она «любила загрязненные» и «могла съесть труп человека». рыба или человек ». Сама по себе окрашенная в кровь, она была священной для кровожадной богини Гекаты. Это символические символы суммирования всех негативных характеристик глубин ». Говорят, что в Афинах стояла статуя Гекаты Триглафены, которой в жертву приносили кефаль. Упомянув, что эта рыба была священной для Гекаты, Алан Дэвидсон пишет: «Цицерон, Гораций, Ювенал, Марсьяль, Плиний, Сенека и Светоний использовать многочисленные и интересные свидетельства лихорадки красной кефали, которая начала поражать богатыми римлян в последние годы ее правления. Республика и действительно захватила их в ранней. Основными симптомами была подтвержденность размером, последующий рост до абсурдных высот цен на крупных экземплярах, привычка держать кефаль в неволе и удовольствие от узкоспециализированной эстетики опыта, вызванного наблюдением за изменением цвета умирающей рыбы ».
В своих трехголовых изображений, о которых говорилось выше, Геката часто изображает или несколько голов животных, включая корову, собаку, кабана, змею и лошадь. Львы связаны с Гекатой в ранних произведениях искусства из Малой Азии, а также в более поздних монетах и литературе, включая халдейские оракулы. лягушка, которая также была символом одноименной египетской богини Хекет, также стала священной для Гекаты в современной языческой литературе, возможно, отчасти из-за ее способности переходить между двумя элементами.
Геката были связаны с растениями и смесью лекарств и ядов. В частности, считалось, что она преподавала эти средства управления этим искусством. Аполлоний Родосский в Аргонавтике упоминает, что Медею учила Геката: «Янул вам перед некой девушкой, которую Геката, дочь Персеса, научил работать с наркотиками. "
Богиня описана как носящая дуб в фрагменте утраченной пьесы Софокла « Копатели корней »(или« Резаки корней ») и древние комментарии к Аполлоний Родосский в« Аргонавтике »(3.1214) за ее как
тис, в частности, был священным для Гекаты.
Греки считали тис священным для Гекаты.
Греки считали тис священным для Гекаты... Ее слуги накидывали тисовые венки на шеи черных быков, которых они закалывали в ее честь, а сучья тиса сжигали на погребальных кострах. Тис был связан с алфавитом, а научное название тиса сегодня, taxus, вероятно, произошло от греческого слова, обозначающего тис, toxos, которое навязчиво похоже на toxon, их слова для лука и токсикона, их слова для яда. Предполагается, что последние были названы в честь дерева из-за его превосходства как в отношении луков, так и яда.
Говорят, что Геката одобряла подношения чеснока, который был тесно связан с ее культом. Она также иногда ассоциируется с деревом, символизирующим смерть и подземный мир, и, следовательно, является священной для ряда хтонических божеств.
Ряд других растений (часто ядовитых, лекарственных и / или психоактивных) ассоциируется с Геката. К ним относятся аконит (также называемый гекатеисом), белладонна, диттани и мандрагора. Было высказано предположение, что использование собак для выкапывания мандрагоры является дополнительным подтверждением ассоциации этого растения с гекатой; действительно, по крайней мере, начиная с I века нашей эры, есть ряд свидетельств очевидной широко распространенной практики использования собак для выкапывания растений, связанных с магией.
Геката была связана с границами, городскими стенами, дверными проемами, перекрестками и, как следствие, с царствами за пределами или за пределами мира живые. Похоже, что она была особенно связана с тем, чтобы быть «между» и, следовательно, часто характеризовалась как «лиминальная » богиня. «Геката была посредником между режимами - Олимпиец и Титан - но также между смертной и божественной сферами». Эта пороговая роль отражена в ряде ее культовых титулов: Apotropaia (отворачивается / защищает); Энодия (в пути); Propulaia / Propylaia (перед воротами); Triodia / Trioditis (часто бывает перекресток ); Klêidouchos (держит ключи) и т. Д.
Как богиня, которая ожидала отвести вредных или разрушительных духов из дома или города, над которым она стояла на страже, и защитить человека, когда она или он проходит через опасные пороговые места, Геката, естественно, стала известна как богиня, которая также могла отказываться отвращать демонов или даже наталкивать их на несчастных.
Вероятно, именно ее роль стража входов привела к отождествлению Гекаты к середине пятого века с Энодией, фессалийская богиня. Само имя Энодии («На дороге») предполагает, что она следила за входами, поскольку это выражает как возможность того, что она стояла на главной дороге в город, следя за всеми, кто вошел, так и на дороге впереди. частных домов, защищая их жителей.
Эта функция, по-видимому, имеет некоторую связь с иконографической ассоциацией Гекаты с ключами, а также может иметь отношение к ее появлению с двумя факелами, которые, когда они расположены на любом сторона ворот или двери освещала непосредственную территорию и позволяла идентифицировать посетителей. «В Византии небольшие храмы в ее честь были поставлены рядом своротами города. Значение Гекаты для Византии было прежде всего как божество защиты. Когда Филипп Македонский собирался атаковать город, согласно легенде, она предупредила горожан своими вездесущими факелами и своей стаей собак, которые служили ее постоянными спутниками ». Это говорит о том, что тесная связь вызывает тревогу при приближении злоумышленников, особенно ночью. Сторожевые псы широко использовались греками и римлянами.
Рисунок Гекатайона.Культовые изображения и алтари Гекаты в трехкратном или триморфном виде были помещены на трехстороннем перекрестке (хотя они также появлялись перед частными домами и перед воротами города). В этой связи она стала отождествляться с римской богиней Мелочи («трех путей»). Святой Элигий, что, по-видимому, свидетельствует о сохранении культовых практик подобного рода в VII веке, в своем Сермо предостерегает больных среди его недавно обращенной паствы во Фландрии против наложения «дьявольских чар на источники» или деревья, или перекресток ", и, согласно Сент-Уэн, убеждал их:" Ни один христианин не должен проявлять или иметь какое-либо преданность божествам тривиума, где встречаются три дороги... "
Благодаря ее связи с границами и пограничными пространствами между мирами, Геката также признана хтонической (подземной) богиней. Как обладательница ключей, открывающих врата стихов между мирами, она может отпирать врата смерти, как описано вотворении Феокрита 3 В I веке до нашей эры. Э. Вергилий описал вход в ад как «Рощу Гекаты», хотя он говорит, что Геката одинаково «сильна как в раю, так и в аду». хранительницу ключей от Тартар а. Как и Гермес, Геката берет на себя роль хранителя не только дорог, но и всех путешествий, включая путешествие в загробную жизнь. В искусстве и мифах она вместе с Гермесом, ведущим Персефону обратно из подземного мира с ее факелами.
К V веку до нашей эры Геката стала прочно ассоциироваться с призраков, возможно, из-за слияния с фессалийской богиней Энодией (что означает «Путешественница»), которая путешествовала по земле со свитой призраков и была изображена на монетах, одетыми в зеленая корона и факелы, иконография связанная с Гекатой.
К I веку н.э. хтонический и ночной характер Гекаты в степени привел к ее превращению в богиню. связаны с колдовством, ведьмами, магией и колдовством. В Лукане Фарсалия ведьма Эрихто взывает к Гекате как к «Персефоне, третьему и низшему аспекту Гекаты, богини, которые мы почитаем в ведьмах», и как ее «Гниющую богиню» с «бледным разлагающимся телом», которая должна носить маску, когда [она] посещает богов на небесах ».
Как Геката, [t] собака - создание порога, страж дверей и порталов, и поэтому она уместно ассоциируется с границей между жизнью и смертью, а также с демонами и призраками, которые пересекают границу. Зияющие врата Аида охранял чудовищный сторожевой пес Цербер, функция которого заключалась в том, чтобы не живым войти в подземный мир, а мертвым покинуть его. "
Поклонение Гекате существовало наряду с другими божествами в качестве общественных святынях и храмах в древности, и она играла значительную в качестве домашнего божества. Гекатаионы большего размера, сосредоточенной на резьбе по дереву или камню тройной Гекаты, обращенной в трех направлениях с трех центральной стороной колонны. заключенные в небольших обнесенных стеной территории, иногда размещались на общественных перекрестках рядом с важными местами - например, один был на дороге, ведущей к Акрополю.
Собаки были священными для Гекаты и связаны с дорогами, оставляли пищевые подношения, чтобы защитить тех, кто делал это, от духов и других зла. домашними пространствами., очищение и духи мертвых. Собак тоже приносили в жертву дороге. Это можно сравнить с сообщением Павсания о том, что в ионном городе Колофон в Малой Азии Гекате как «придорожной богине» принесли в жертву чернокожего щенка, и с наблюдением Плутарха, что в Беотии собак убивали время очистительных обрядов. Собаки со щенками, которые часто упоминаются, были предложены Гекате на перекрестках, которые были священными для богини.
Самые ранние окончательные записи о поклонении Гекате к VI веку до н.э. форма небольшой терракотовой статуи сидящей богини, обозначенной в надписи как Геката. Они были идентифицированы как Геката только их надписям. В противном случае они обычно носят общий характер, или Артемиды подобны.
Культ Гекаты утвердился в Афинах около 430 г. до н. Э. В это скульптор Алькамен создал самую раннюю известную статую Гекаты тройной формы для использования в ее новом храме. Хотя эта скульптура не сохранилась до наших дней, сохранились многочисленные более поздние копии скульптуры. Было сделано предположение, что это обычное изображение, обычно расположенное вокруг столба, было получено из более ранних изображений с использованием трех масок, висящих на настоящих деревянных столбах, возможно, размещенных на перекрестках и воротах.
Геката была популярным божеством, и ее культ практиковался с множеством местных вариаций по всей Греции и зарегистрированной Анатолии. Кария была крупным центром поклонения, и ее самый известный храм находился в городе Лагина. Самое древнее известное прямое свидетельство культа Гекаты происходит от Селинунта (около современного Трапани на Сицилии), где в VI - V веках до нашей эры был храм.
Был храм Гекаты в Арголиде :
. Напротив святилища находится храм Гекаты [богиня, которая здесь, вероятно, отождествляется с предполагаемой Ифигенией ], а изображение - работа Скопас. Это каменное, в то время как бронзовые изображения напротив, также изображены Гекату, изготовлены соответственно Поликлитом и его братом.
В Айгине был также храм Гекаты, где она была очень популярна:
из богов айгинетцы больше всего поклоняются Гекате, в честь которой они совершают мистические обряды, которые, по их словам, Орфей Фракиец установил среди них. Внутри ограды находится храм; его деревянный образ - работа Мирона, и у него одно лицо и одно тело. По моему мнению, именно Алкамен первым сделал три изображения Гекаты, прикрепленных друг к другу [в Афинах].
Помимо ее собственных храмов, Гекате также поклонялись в святилищах других богов, где ей, по-видимому, иногда давали собственное пространство. Круглый каменный алтарь, посвященный богине, был найден в Дельфинионе (храм, посвященный Аполлону ) в Милете. Датированный 7 веком до нашей эры, это один из старейших известных артефактов, посвященных поклонению Гекате. В связи с ее ее помощью вместе с Аполлоном в Милете прихожане использовали уникальную форму подношения: они клали каменные кубы, часто венки, известные как γυλλοι (гиллои), в качестве защитных подношений у дверей или ворот. В окрестностях Храма Артемиды в Эфесе находилась священная для Гекаты область, где служили жрецы мегабизи. Это святилище называлось Гекатесион (Святилище Гекаты). Гекате также поклонялись в Храме Афины на Титане: «На Титане есть также святилище Афины, которое переносит образ Корониды [матери Асклепия]... Святилище построено на холме, в основании которого находится Жертвенник Ветров, и на нем священник приносит жертвы ветрам одну ночь в год. Он также другие тайные обряды [Гекаты] в четырех ямах, укрощая жестокость порывов [ветров], и говорят, что он также воспевает чары Медеи ». Ей чаще всего поклонялись на природе, где у нее было много природных святилищ. Важным святилищем Гекаты была святая пещера на острове Самофрака под названием Зеринф:
В Самотраке были обряды инициации, которые они считали действенными как талисман против определенных опасностей. В этом месте были также тайны Корибантов [Kabeiroi] и тайны Гекаты и Церинфской пещеры, где они приносили жертву собак. Посвященные полагали, что эти вещи спасают [их] от ужасов и штормов.
Самым важным святилищем Гекаты была Лагина, теократический город-государство, в котором богиня служили евнухи.
Храм упоминается Страбоном :
Стратоникея [в Карии, Малая Азия] - поселение македонцев... В стране Стратоникийцев есть два храма. самая известная из них - Геката - находится в Лагине; и каждый год здесь собираются большие фестивали.
Лагина, где в знаменитом храме Гекаты ежегодно собирались большие праздничные собрания, лежала недалеко от использования македонской колонии из Стратоникея, где она была покровительницей города. Во Фракии она играла роль, другую роль меньшего- Гермеса, а именно правителя предельных области, особенно ворот, и пустыни.
Гекате очень поклонялись в Византии. Говорят, что она спасла город от Филиппа II Македонского, предупредив жителей о ночном нападении светом в небе, за что она была известна как Геката Лампадфорос. Эта история сохранилась в Суде.
. Говорят, что как Геката Фосфор (Венера) она зажгла небо во время осады Филиппа II в 340 г. до н.э., раскрывая нападение ее обитателям. Византийцы посвятили ей статую в качестве «светоносца». Согласно Исихию Милетскому на месте ипподрома в Константинополе.
Афинские греки почитали Гекату. во время Дейпнона. По-гречески дейпнон означает ужин, обычно самый большой прием пищи в день. Дейпнон Гекаты - это, по сути, еда, которую подают Гекате и беспокойным мертвецам один раз в лунный месяц во время новолуния. На следующий день за Дейпноном всегда следует Ноумения, когда видна первая полоска залитой солнцем Луны, а затем Даймон Агатос на следующий день.
Главной целью Дейпнон было почтить память Гекаты и умиротворить души, которые «жаждут мести». Вторичной целью было очистить дом и искупить дурные поступки, которые член семьи мог совершить, оскорбив Гекату, заставив ее лишить их благосклонности. Дейпнон состоит из трех основных частей: 1) трапеза на перекрестке дорог, обычно в храме за пределами входа в дом, 2) искупительная жертва и 3) очищение домашнего хозяйства.
Геката была известна под несколькими эпитетами:
Геката была охарактеризована как доолимпийская хтоническая богиня. Первая литература, в которой упоминается Геката, - это Теогония (ок. 700 г. до н.э.) Гесиода :
И [Астерия] зачала и родила Гекату, которую Зевс, сын Кроноса, почитал больше всего. Он одарил ее великолепными дарами, чтобы получить долю земли и бесплодного моря. Она удостоилась чести и на звездном небе, и бессмертные боги почитают ее чрезвычайно. Ибо по сей день всякий раз, когда кто-либо из людей на земле приносит обильные жертвы и молится о благосклонности согласно обычаю, он обращается к Гекате. Большая честь легко достается тому, чьи молитвы богиня благосклонно принимает, и она одаривает его богатством; ибо сила, несомненно, с ней. Для тех, кто родился от Земли и Океана, среди всего этого она имеет свою долю. Сын Кроноса не причинил ей ничего плохого и ничего не отнял у всего, что было ее уделом среди бывших богов титанов; но она держит, поскольку разделение было вначале от начала, привилегией как на земле, так и на небе, и в мире.
Согласно Гесиоду, она властвовала над многими вещами:
Кому она пожелает, она сильно помогает и продвигает: она сидит у благочестивых царей на суде, и в собрании, которого она пожелает, выделяется среди народа. И когда люди вооружаются для битвы, которая уничтожает людей, тогда богиня уже под рукой, чтобы одержать победу и с готовностью прославить того, кому она пожелает. Хороша она и тогда, когда люди соревнуются на играх, потому что и там богиня с ними и приносит им пользу: и тот, кто мощью и силой добивается победы, легко получает богатый приз