Павсаний | |
---|---|
Рукопись (1485 г.), Описание Греции от Павсаний в Лаврентианской библиотеке | |
Родился | c.110 г. н.э.. Лидия, Малая Азия |
Умер | c.180 г. н.э. (в возрасте 70 лет) |
Род занятий | Путешественник и географ |
Павсаний (; греч. : Παυσανίας Pausanías; ок. 110 - ок. 180) был греческим путешественником и географом второго века нашей эры, жившим во времена римских императоров Адриана, Антонина Пия, и Марк Аврелий. Он известен своим «Описанием Греции» (древнегреческий : Ἑλλάδος Περιήγησις, Hellados Periegesis), обширной работой, описывающей древнюю Грецию на основании его наблюдений из первых рук. Эта работа предоставляет важную информацию для установления связи между классической литературой и современной археологией. Эндрю Стюарт оценивает его как:
осторожного, заурядного писателя... интересующегося не только грандиозным или изысканным, но и необычными достопримечательностями и непонятными ритуалами. Иногда он проявляет беспечность или делает необоснованные выводы, а его руководства или даже собственные записи иногда вводят его в заблуждение, однако его честность неоспорима, а его ценность не имеет значения
Павсаний родился ок. 110 г. греческая семья и, вероятно, был уроженцем Лидии ; он определенно был знаком с западным побережьем Малой Азии, но его путешествия простирались далеко за пределы Ионии. Перед посещением Греции он побывал в Антиохии, Иоппии и Иерусалиме, а также на берегах реки Иордан. В Египте он видел пирамиды. Находясь в храме Аммона, ему показали гимн, однажды отправленный в это святилище Пиндаром. В Македонии он, по-видимому, видел гробницу Орфея в Либетре (современный Леивитра ). Перейдя в Италию, он увидел кое-что из городов Кампании и чудес Рима. Он был одним из первых, кто написал о руинах Трои, Александрии, Троады и Микен.
Описание Греции Павсанием находится в десяти книгах, каждая из которых посвящена какой-то части Греции. Он начинает свое путешествие в Аттике (Ἀττικά), где город Афины и его демы доминируют в дискуссии. Последующие книги описывают Коринфию (Κορινθιακά) (вторая книга), Лакония (Λακωνικά) (третья), Мессения (Μεσσηνιακά) (четвертая), Элида (Ἠλιακῶν) (пятый и шестой), Ахея (Ἀχαικά) (седьмой), Аркадия (Ἀρκαδικά) (восьмой), Беция (Βοιωτικά) (девятый), Phocis (Φωκικά) и Ozolian Locris (Λοκρῶν Ὀζόλων) (десятый). Проект более чем топографический; это культурная география. Павсаний отвлекается от описания архитектурных и художественных объектов, чтобы рассмотреть мифологические и исторические основы общества, которое их произвело. Как греческий писатель под эгидой Римской империи, он находился в неудобном культурном пространстве между славой греческого прошлого, которую он так стремился описать, и реальностями Греции, обязанной Риму как доминирующей имперской силе. Его работа несет на себе следы его попытки ориентироваться в этом пространстве и установить идентичность Римской Греции.
Он не натуралист, хотя время от времени он комментирует физические реалии греческого пейзажа. Он замечает сосны на песчаном берегу Элиды, оленей и кабанов в дубовых лесах Феллои и ворон среди гигантских дубов Алалкомен.. В основном в последнем разделе Павсаний затрагивает продукты природы, такие как земляника с Геликона, финиковые пальмы с Аулиса и оливковое масло с Титорея, а также черепахи Аркадии и «белые черные дрозды» Циллин.
Павсаний лучше всех подходят для описания религиозного искусства и архитектуры Олимпии и Дельф. Тем не менее, даже в самых уединенных регионах Греции он очарован всевозможными изображениями божеств, святых реликвий и многих других священных и загадочных предметов. В Фивах он рассматривает щиты тех, кто погиб в битве при Левктре, руины дома Пиндара и статуи Гесиода, Арион, Фамирис и Орфей в роще Муз на Геликоне, а также портреты Коринны в Танагре и Полибии в городах Аркадии.
Павсаний обладает инстинктами антиквара. Как сказал его современный редактор, Кристиан Хабихт,
в целом, он предпочитает старое новому, священное - профанному; здесь гораздо больше о классическом, чем о современном греческом искусстве, больше о храмах, алтарах и изображениях богов, чем о общественных зданиях и статуях политиков. Некоторые великолепные и доминирующие сооружения, такие как Стоа царя Аттала в Афинской Агоре (перестроенная Гомером Томпсоном ) или Экседра Герода Аттика в Олимпия даже не упоминаются.
В отличие от гида Бедекера, в Periegesis Павсаний останавливается, чтобы сделать краткий экскурс по пункту древнего ритуала или рассказать соответствующий миф в жанре, который не станет снова популярным до начала девятнадцатого века. В топографической части своей работы Павсаний любит делать отступления о чудесах природы, знаках, знаменующих приближение землетрясения, явлениях приливов, ледяных морях на севере и полуденном солнце, которое летнее солнцестояние не отбрасывает тени на Сиену (Асуан ). Хотя он никогда не сомневается в существовании божеств и героев, он иногда критикует мифы и легенды, связанные с ними. Его описания памятников искусства просты и не украшены. Они производят впечатление реальности, и их точность подтверждается дошедшими до нас останками. Он совершенно откровенен в своем невежестве. Когда он цитирует книгу из вторых рук, он изо всех сил старается сказать это.
Работа оставила слабые следы в известном греческом корпусе. «Его не читали», - рассказывает Хабихт; «нет ни единого упоминания об авторе, ни одной цитаты из него, ни шепота до Стефана Византия в шестом веке, а только два или три упоминания о нем в средние века». Единственные рукописи Павсания - это три копии пятнадцатого века, полные ошибок и пробелов, которые, по-видимому, зависят от единственной сохранившейся рукописи, которую нужно скопировать. Никколо Никколи имел этот архетип во Флоренции в 1418 году. После его смерти в 1437 году он попал в библиотеку Сан-Марко, Флоренция, а затем исчез после 1500 года.
Пока археологи двадцатого века не пришли к выводу, что Павсаний был надежным проводником по раскопкам, Павсаний в значительной степени отвергался классиками девятнадцатого и начала двадцатого века с чисто литературными наклонностями: они были склонны следовать обычно авторитетному Виламовицу в том, что считал его не более чем поставщиком счетов из вторых рук, который, как предполагалось, не посетил большинство описанных им мест. Хабихт (1985) описывает эпизод, в котором Виламовиц сбился с пути из-за того, что неверно истолковал Павсания перед августейшей группой путешественников в 1873 году, и приписывает этому давнюю антипатию и недоверие Виламовица к Павсанию. Однако современные археологические исследования, как правило, оправдывают Павсания.