Селена

редактировать
Древнегреческая богиня Луны
Селена
Олицетворение Луны
Деталь Селены из римского саркофага Деталь Селены из римского саркофага
Обительнебо
Символполумесяц, колесница, факел, развевающийся плащ, бык
Личная информация
РодителиГиперион и Тейя (или Паллас, сын Мегамеда или Гелиос.
Братья и сестрыГелиос и Эос
КонсортЭндимион
ДетиПятьдесят дочерей Эндимиону; Пандия и Эрса Зевсу
Римский эквивалентЛуна
Норвежский эквивалентМани
Эквивалент индуизмаЧандра, Сома

В греческой мифологии, Селена (; Древнегреческий : Σελήνη «Луна ») - богиня Луны. Она дочь титанов Гиперион и Тейя и сестра бога солнца Гелиоса и Эос, богини с рассвета. Она ведет свою лунную колесницу по небу. В различных мифах ей приписывают несколько любовников, в том числе Зевс, Пан и смертный Эндимион. В классические времена Селену часто отождествляли с Артемидой, так же как ее брата Гелиоса отождествляли с Аполлоном. Селена и Артемида также были связаны с Гекатой, и все три считались лунными богинями, но только Селена считалась олицетворением самой Луны. Ее римский эквивалент: Луна.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
  • 3 Любовники и потомство
    • 3.1 Любовники
    • 3.2 Потомство
  • 4 Лунная колесница
  • 5 Описания
  • 6 Иконография
  • 7 Культ
  • 8 Орфическая литература
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

Деталь саркофаг с изображением Эндимиона и Селены, показанный с ее характерными атрибутами в виде полулунной короны и вздымающейся вуали (velificatio )

Этимология Селены сомнительна, но если имя греческого происхождения, оно, вероятно, связано с слово selas (σέλας), означающее «свет».

Точно так же, как Гелиоса из-за его отождествления с Аполлоном называют Феб («светлый»), Селена, отождествляемая с Артемидой, также часто упоминается. эпитетом Фиби (женская форма). Первоначальный Фиби из греческой мифологии - тетя Селены, мать Титаницы Лето и Астерии, и бабушка Аполлона, Артемиды и Геката е. Также от Артемиды Селену иногда называли «Синтией».

Селена также называлась Мене (древнегреческий : Μήνη). Слово мужчины (женский род мене) означало луну и лунный месяц. Это было также имя фригийского лунного бога мужчин.

Филолог интерпретация Макса Мюллера солнечной мифологии в связи с Селеной и Эндимионом, который пришел к выводу, что миф была нарративизированной версией лингвистической терминологии. Поскольку греческое endyein означало «нырять», имя Endymion («ныряльщик») сначала просто описывало процесс «ныряния» заходящего солнца в море. В этом случае история о Селене, обнимающей Эндимиона, или о том, как Луна обнимает Дайвера, относится к заходу солнца и восходу луны.

Происхождение

Обычное описание происхождения Селены дается Гесиод. В Теогонии бог-солнце Гиперион обручился со своей сестрой Тейей, которая родила «великого Гелиоса и чистых Селен и Эос. Который светит всем, что на земле, и бессмертным богам, живущим на небесах ". Гомеровский гимн Гелиосу следует этой традиции: «Гиперион женился на славной Эврифаэссе, своей сестре, которая родила ему прекрасных детей, розоворуких Эос, Селену с богатыми волосами и неутомимого Гелиоса». Здесь Эврифаэсса («широко сияющий»), вероятно, является эпитетом Тейи.

Согласно другим источникам, Селена была дочерью Паллада, сына Мегамеда (возможно, отождествляемого с Титаном Палласом ) или Гелиос.

Любовники и потомство

Любовники

Селена и Эндимион, Себастьяно Риччи (1713), Chiswick House, Англия

Селена наиболее известна своим романом с прекрасной смертной Эндимионом.

Поэт конца VII - начала VI века до н.э. Сапфо, очевидно, упоминал Селену и Эндимиона.

Однако первое прямое упоминание происходит из 3 века до н.э. Argonautica из Аполлония Родосского, в котором рассказывается о «безумной страсти» Селены и ее посещении «прекрасного Эндимиона» в пещере. на горе Латм :

И титанская богиня, луна, восходящая из далекой страны, увидела ее [Медею], когда она бежала в отчаянии, и яростно ликовал над ней, и таким образом сказал ее собственному сердцу: «Не я в одиночку тогда блуждаю в Латмийскую пещеру, и я не одни горят любовью к прекрасному Эндимиону; Часто с мыслями о любви меня прогоняли твои коварные заклинания, чтобы в темноте ночи ты мог легко творить свое колдовство, даже в делах, дорогих тебе. А теперь и ты сам участвуешь в такой же безумной страсти; и какой-то бог скорби дал тебе Ясона в тяжкое горе тебе. Что ж, продолжай и укрепи свое сердце, каким бы мудрым ты ни был, чтобы взять на себя бремя боли, чреватой множеством вздохов.

Квинт Смирней 'Падение Трои говорит об этом, пока Эндимион спал в своей пещере рядом с его скотом, «Селена смотрела на него с высоты и соскользнула с небес на землю; страстная любовь влекла вниз бессмертную безупречную Королеву ночи». Вечно спящий Эндимион был пресловутым, но как именно возник этот вечный сон и какую роль, если таковая имела место, Селена могла играть в нем, неясно.

Согласно Каталогу женщин, Эндимион был сыном Этлия (сына Зевса), и Зевс предоставил ему право выбирать, когда он умрет.

схолиаст об Аполлонии говорит, что, согласно Эпимениду, Эндимион, влюбившись в Геру, попросил Зевса даровать ему вечный сон.

Однако Аполлодор говорит, что из-за «непревзойденной красоты Эндимиона, Луна влюбилась в него, и Зевс позволил ему выбрать, что он хочет, и он решил спать вечно, оставаясь бессмертным и нестареющим».

Цицерон, кажется, возлагает на Селену ответственность за сон Эндимиона, чтобы «она могла поцеловать его во сне».

Из Павсания мы слышим, что Селена должна была иметь к Эндимиону пятьдесят дочерей, которые, возможно, представляли пятьдесят лунных месяцев Олимпиады.

Нонн, Селена и Эндимион были родителями прекрасного Нарцисса, но в других источниках, включая Овидия Метаморфозы, Нарцисс был сыном Кефисса и Лириопы.

Потомство

Согласно гомеровскому гимну Селене, богиня родила Зевса дочь, Пандиа («всесветная»), «прекраснейшая среди бессмертных богов». Греческий поэт 7-го века до нашей эры Алкман сделал Эрсу («роса») дочерью Селены и Зевса. Некоторые также полагали, что Селена и Зевс были родителями Немеи, одноименной нимфы из Немеи, где Геракл убил Немейского льва, и где проводились Немейские игры. Согласно некоторым источникам, Селена и Зевс являются родителями Диониса, но это может быть результатом смешения Семелы, обычной матери Диониса, с Селеной из-за схожести их имен.

В то время как для Гесиода Немейский Лев был рожден Ехидной и воспитан Герой, в других сообщениях Селена каким-то образом участвовала в его рождение или воспитание. Элиан, «О животных» 12.7, утверждает: «Говорят, что Лев Немейский упал с луны», и цитирует слова Эпименида : «Ибо я произошел от светловолосой Селены. Луна, которая в ужасной дрожи стряхнула дикого льва в Немее и родила его по велению царицы Геры ».

Квинт Смирней делает Гелиоса и Селену (Солнце и Луну) родителями Гора, богини времен года. Смирней описывает их как четырех служанок Геры, но в большинстве случаев их три, а их родители - Зевс и Фемида.

Согласно Вергилию, Селена также имела свидание с великим богом Паном, который соблазнил ее «снежной взяткой из шерсти». Схолия на Вергилии добавляет, что бог закутался в овчину.

Селена также считалась матерью легендарного греческого поэта Мусей.

Лунная колесница

Статуя Селены, изображенная в полумесяц на лбу, в правой руке - факел, а вуаль развевается над головой.

Как ее брат Гелиос, бог Солнца, который каждый день ездит на своей солнечной колеснице по небу, Селена также, как говорят, водит машину колесница по небу. Гимн Селене содержит описание:

Неосвещенный прежде воздух сияет светом ее золотой короны, и ее лучи светятся ясно, когда бы яркая Селена купала свое прекрасное тело в воде Океана, и надела свою сияющую одежду, и запрягая свою блестящую команду с сильной шеей, едет на своих длинногривых лошадях на полной скорости, ровно в середине месяца: затем ее огромная орбита заполнена, а затем ее лучи сиять ярче, когда она увеличивается. Таким образом, она - верный знак и знак для смертных.

Самое раннее известное изображение Селены, ведущей колесницу, находится в начале V века до нашей эры краснофигурная чаша, приписываемая художнику-бригосу, на котором Селена погружает свою колесницу, запряженную двумя крылатыми лошадьми, в море. Хотя лунную колесницу часто называют серебряной, для Пиндара она была золотой. В то время как у солнечной колесницы четыре лошади, у Селены обычно две, которых Овидий назвал «белоснежной». В некоторых случаях колесница была запряжена волами или быками.

Описания

Сохранившиеся описания внешнего вида и характера Селены, кроме тех, которые применимы к самой Луне, скудны. Три ранних источника упоминают волосы Селены. И в Гимне Гелиосу, и в Гимне Селене используется слово εὐπλόκαμο, которое по-разному переводится как «богатый», «светлый» или «красивый», а Эпименид использует эпитет «прекрасноволосый». Гимн Селене описывает богиню как очень красивую, с длинными крыльями и золотой диадемой, называя ее «белорукой» и «доброжелательной» Эсхил называет Селену «оком ночи». Орфические гимны дарят Селене рога и факел, описывая ее как «всевидящую», «всемудрую», любящую лошадей и бдительность, и «врага раздора», который «предает творениям Природы их судьбу. 'd end ".

Иконография

Селена верхом на лошади, фрагмент Пергамского алтаря

В древности художественные изображения Селены включали скульптурные рельефы, вазы, монеты и драгоценные камни. В краснофигурной керамике до начала V века до нашей эры она изображена только в виде бюста или в профиль на фоне лунного диска. В более позднем искусстве, как и другие небесные божества, такие как Гелиос, Эос и Никс («ночь»), Селена скачет по небу. Обычно ее изображают либо едущей в колеснице, либо верхом на коне (иногда на быке, муле или баране).

В паре со своим братом Гелиосом Селена украшала восточный фронтон Парфенона, где они обрамляют сцену, изображающую рождение Афины, где Гелиос ведет свою колесницу, поднимающуюся из океана слева, а Селена и ее колесница спускаются в море справа. От Павсания мы узнаем, что Селена и Гелиос также описали рождение Афродиты на основании Статуи Зевса в Олимпии. Есть указания на аналогичное обрамление Селеной и Гелиосом рождения Пандоры на основании Афины Парфенос. Селена также появляется верхом на коне как часть Гигантомахии фриза Пергамского алтаря.

. Селена обычно изображается с полумесяцем, часто сопровождаемым звездами; иногда вместо полумесяца используют лунный диск. Часто полумесяц лежит на ее лбу, или дуги полумесяца выступают в виде рога из ее головы или из-за ее головы или плеч. Голова Селены иногда окружена нимбом, а начиная с эллинистического периода и далее, ее иногда изображают с факелом.

В конце II и III веков нашей эры римское погребальное искусство, любовь Селены к Эндимиону и его вечный сон была популярной темой для художников. Как часто изображается на римских саркофагах, Селена, держащая развевающуюся вуаль, образующую полумесяц над головой, спускается со своей колесницы, чтобы присоединиться к своему любовнику, который дремлет у ее ног.

В искусстве пост-ренессанса Селена, как правило, является изображена в виде красивой женщины с бледным лицом и длинными блестящими черными волосами, едущей на серебряной колеснице, запряженной либо ярмом волов, либо парой лошадей.

Культ

Селена с запрестольного образа, в окружении либо Диоскуров, либо Фосфор и Геспер.

Лунные фигуры встречаются на критском кольца и драгоценные камни (возможно, указывающие на минойский культ луны), но помимо той роли, которую играла сама луна в магии, фольклоре и поэзии, и несмотря на более позднее поклонение фригийским богам луны Людей, Селены почти не поклонялись. Святилище оракулов существовало около Таламая в Лаконии. Описанный Павсанием, он содержал статуи Пасифая и Гелиоса. Здесь Пасифаэ используется как эпитет Селены, вместо того, чтобы ссылаться на дочь Гелиоса и жену Миноса. Павсаний также описал, как видел два каменных изображения на рыночной площади Элиды, одно из которых изображало солнце, а другое - луну, из голов которых исходили лучи солнца и рога полумесяца..

Изначально Пандиа могла быть эпитетом Селены, но, по крайней мере, ко времени написания Гомеровского гимна, Пандиа стала дочерью Зевса и Селены. Пандиа (или Пандиа Селена) могла олицетворять полнолуние, а афинский праздник, называемый Пандиа, обычно считающийся праздником Зевса, возможно, отмечался в полнолуние. и, возможно, были связаны с Селеной.

Орфическая литература

Согласно определенному Эпигену, три Мойры, или Судьбы, рассматривались в Орфической как представляющие три подразделения Селены: «тридцатое, пятнадцатое и первое» (т.е. полумесяц, полнолуние и темная луна в соответствии с делениями календарного месяца).

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Посмотрите вверх Selene в Wiktionary, бесплатном словаре.
Найдите selene в Wiktionary, бесплатном словаре.
Wikimedia У Commons есть средства массовой информации, связанные с Селин.
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:18:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте