Эйлейфия

редактировать
Древнегреческая богиня деторождения
Эйлейфия
Богиня деторождения
Рождение амфоры Афина Лувр F32.jpg Рождение Афины с головы Зевса, с Эйлифией справа.
ОбительГора Олимп
Личная информация
РодителиЗевс и Гера
Братья и сестрыАрес, Геба
Римский эквивалентЛюцина

Эйлейфия или Илифия или Илифия (;Греческий : Εἰλείθυια; Ἐλεύθυια (Элевфия) на Крите, также Ἐλευθία (Элевфия) или Ἐλυσία (Элизия) в Лаконии и Мессена, и Ἐλευθώ (Элеут) в литературе) была греческой богиней деторождением и акушерством. В пещере Амнис (Крит ) она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка, а ее культ связан с Энесидаоном (сотрясателем земли), который был хтонический аспект бога Посейдона. Возможно, что ее культ связан с культом Элевсина. В своей Седьмой Немейской Оде Пиндар называет ее служанкой или сидящей рядом с Мойрой (Судьбы) и ответственной за создание потомства.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
  • 3 Культ
    • 3,1 Афины
    • 3,2 Крит
    • 3,3 Делос
    • 3,4 Парос
    • 3,5 Олимпия
    • 3,6 Святилище в Эретриам
    • 3.7 Спарта
  • 4 Генеалогия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Самая ранняя форма имени - микенское греческое 𐀁𐀩𐀄𐀴𐀊, e-re-u-ti-ja, написано слоговым письмом Linear B. Илифия - это латинизация Εἰλείθυια.

Этимология имени неизвестна. Р. С. П. Бикс предполагает не индоевропейскую этимологию, а Нильссон полагает, что это имя догреческое. Ученые XIX века предположили, что имя греческое, образованное от глагола eleutho (ἐλεύθω), «приносить», богиня, таким образом, Приносящая. Вальтер Беркерт считает, что Эйлейфия - греческая богиня рождения и что ее имя чисто греческое. Однако связь с греческим префиксом ἐλεύθ неясна, потому что префикс встречается в некоторых догреческих топонимах , например, Ἐλευθέρνα (Элевтерна ); поэтому возможно, что это имя догреческое. Ее имя Ἐλυσία (Элизия) в Лаконии и Мессене, вероятно, связывает ее с месяцем Элевсиниос и Элевсин. Нильссон считает, что имя «Элевсин» является догреческим.

Происхождение

Согласно Ф. Виллетсу, «Связь между Эйлейфией, ранней минойской богиней, и еще более ранней Неолитические прототипы относительно прочны. Преемственность ее культа зависит от неизменной концепции ее функций. Эйлифия была богиней деторождения; а божественный помощник рожениц, очевидно, произошел от человеческой акушерки ». Для Гомера она «богиня деторождения». Илиада изображает Эйлифию одну, а иногда и множенную, как Eileithyiai :

И даже как когда острый дротик поражает женщину в муках, [270] пронзительный дротик, который Эйлифии, богини родов, пошлите - даже дочерей Геры, хранящих горькие муки;

— Илиада 11.269–272

Гесиод (ок. 700 г. до н.э.) описал Эйлифию как дочь Геры Зевсом (Теогония 921) - и Библиотека (римская эпоха) и Диодор Сицилийский (ок. 90–27 до н.э.) (5.72.5) согласились. Кроме того, в стихотворении из Греческой антологии книги 6 Эйлейфия упоминается как дочь Геры. Но Павсаний, писавший во II веке нашей эры, сообщил о другом раннем источнике (ныне утерянном): «Ликийский Олен, более ранний поэт, сочинявший для Делианцы, среди других гимнов, один в честь Эйлейфии, называют ее «умной прядильщицей », четко отождествляя ее с Судьбой и делая ее старше Кронос. " Кронос, младший из рожденных Гайей, был титаном первого поколения, и его опознали как отца Зевса. Точно так же скрупулезно точный мифограф Пиндар (522–443 до н.э.) также не упоминает Зевса:

Элейтуя, сидящая рядом с глубоко мыслящими Судьбы, послушайте меня, создательница потомок, дитя Геры великой силы.

— Седьмая Немейская ода, строка 1, перевод Дайан Арнсон Сварлиен, 1990

Позже, для классических греков, «Она тесно связана с Артемидой и Герой », Буркерт утверждает (1985, стр. 1761), «но не развивает своего собственного характера». В Орфическом гимне Протиреи, ассоциации с богиней деторождения как эпитетом девственной Артемиды, делающей смертоносную охотницу также «той, кто приходит на помощь роженицам» (Graves 1955) 15.a.1), было бы необъяснимо в чисто олимпийских терминах:

Когда мучили родовые муки и мучили страдания., секс взывает к тебе, как к верному покою души;. ты одна Эйлифия может дать облегчение боли,. которое искусство пытается облегчить, но тщетно.. Артемида Эйлейфия, почтенная сила,. приносящая облегчение в ужасный час труда.

— Орфический гимн 2 Протиреи в переводе Автор Томас Тейлор, 1792.

Таким образом, Элиан в 3 веке нашей эры может относиться к «Артемиде детской кровати» (О животных, 7.15).

Красота Дурреса, большой храм IV века до н. Э. мозаика с изображением головы женщины, вероятно, изображает богиню Эйлейфию.

Вазописцы, изображая рождение Афины из головы Зевса, могут показать двух помогающих Эйлейфии с их руки подняты в жесте прозрения.

Культ

Как основная богиня деторождения наряду с Артемидой, Эйлейфия имела множество святынь во многих местах Греции, начиная с неолита и заканчивая римскими временами, что указывает на то, что она была чрезвычайно богата. важно для беременных женщин и их семей. Люди молились и оставляли приношения для помощи в изобилии, безопасных родов или благодарности за успешные роды. Археологические свидетельства терракотовых статуэток с изображением детей, найденных в сиянии и святых местах, посвященных Эйлейфии, предполагают, что она была куротрофным божеством, которому родители молились бы о защите и заботе о своих детях. Акушерки играли важную роль в древнегреческом обществе, женщины всех классов были акушерами, участвовавшими в этой профессии, причем многие из них были рабынями, получив лишь эмпирическую подготовку или некоторую теоретическую подготовку в акушерстве и гинекологии. Более образованных акушерок, как правило, из высших слоев общества, называли ятренами или врачами по женским болезням, и их уважали как врачей.

Роженицы призывали ее для облегчения родовой боли и дальнейшего облегчения родов. рождение. Каллимах записал гимн:

«Так и снова, Эйлифия, приди ты, когда зовет Кикаинис, чтобы благословить ее страдания легким рождением; пусть твоя благоухающая святыня будет иметь, как сейчас это подношение для девушки, какое-то другое приношение в будущем для мальчика. "

Ее египетский аналог - Таварет. Она была тесно связана с богинями Артемидой и Гекатой, последнюю из которых она разделяла сильными хтоническими элементами своего культа.

Афины

В Элейфии хранились древние иконы. Афины, один, предположительно, был привезен с Крита, согласно Павсанию, который упомянул святыни Эйлифии в Тегее и Аргос, с чрезвычайно важной святыней в Эгион. Эйлейфия вместе с Артемидой и Персефоной часто изображается несущими факелы, чтобы вывести детей из тьмы на свет: в римской мифологии ее аналог в облегчении родов - Люцина ("света").

Крит

Пещера Эйлейфии около Амнис, гавань Кносса, упоминаемая в Одиссее (XIX.189) в связи с ее культом считался местом рождения Эйлейфии. В критской пещере есть сталактиты, наводящие на мысль о двойной форме богини (Кереньи, 1976, рис.6), о том, чтобы начать работу и отложить ее, и были обнаружены обетные подношения ей, подтверждающие преемственность ее культа со времен неолита с возрождением. еще в римский период. Здесь ей, вероятно, поклонялись до прихода Зевса в Эгейское море, но определенно в минойско-микенские времена (Burkert 1985, стр. 171; Nilsson 1950: 53). Богиня упоминается как Элеуфия в фрагменте линейного письма B из Кносса, где говорится, что ее храму дана амфора с медом. В пещере Амнис (Крит) бог Энесидаон («сотрясатель земли», являющийся хтоническим Посейдоном ) связан с культом Эйлифии. Она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка. Богиня природы и ее спутница выжили в элевсинском культе, где были произнесены следующие слова: «Могучий Потня родила сильного сына»

В классические времена, в критских городах Лато и Элевтерна были святыни Эйлейфии и священная пещера в Инатосе. В святилище в Цуцурос Инатос две маленькие терракотовые фигурки, одна кормила грудью, а другая беременна, были датированы 7 веком.

Делос

Согласно Гомеровский гимн III Делиану Аполлон, Гера задержала Эйлейфию, которая шла с далекого севера от гиперборейцев, чтобы не дать Лето уйти в родах с Артемидой и Аполлоном, потому что отцом был Зевс. Гера очень ревновала Зевса к отношениям с другими людьми и изо всех сил старалась заставить женщин страдать. Другие богини, присутствовавшие при родах на Делосе, послали Ирис за ней. Когда она ступила на остров, начались роды. Этому гимну противоречит Теогония Гесиода, где Аполлон и Артемида родились до брака Геры с Зевсом, и поэтому ни Гера, ни Эйлифия не упоминаются как вмешивающиеся в рождение близнецов. На Делосе в Эйлейфии была святыня, и ей поклонялись во время праздника середины зимы, называемого Эйлейфия. Каллимах сказал, что гимн, исполняемый во время праздника, был таким же, как гимн, который пели нимфы при рождении Аполлона. Этот культ, вероятно, восходит, по крайней мере, к архаическому периоду, и этот культ был связан с другими местными делосскими божествами деторождения, связанными с Артемидой, Описом и Арджем.

Парос

Культ Эйлейфии был южнее гора Кунадос на Кикладском острове в Паросе, где пещера с природным источником функционировала как неформальное святилище. Были найдены многочисленные артефакты, такие как керамика, бронзовые изделия и мраморные бляшки, которые указывают на использование этого места с геометрического периода до римского периода. Было высказано предположение, что это место использовалось для молитв как для женского, так и для мужского зачатия, основываясь на типе подношений, которые были найдены.

Олимпия

На материковой Греции, в Олимпия, архаическая святыня с внутренней целлой, посвященной змею-спасителю города (Сосиполис) и Эйлейфии, была замечена путешественником Павсанием во II веке нашей эры (Греция, vi.20.1). –3); в нем дева-жрица заботилась о змее, которого «кормили» медовыми ячменными лепешками и водой - подношение, подходящее для Деметры. Храм увековечил появление старухи с младенцем на руках в решающий момент, когда элианам угрожали силы из Аркадии. Ребенок, помещенный на землю между противоборствующими силами, превратился в змею, отгоняя аркадцев в бегстве, прежде чем он исчез в холме.

Святилище в Эретриаме

Археологи обнаружили святилище, посвященное Эйлифии, в Эретрии. Святилище было размещено в северо-западной части гимназии.

Спарта

Рядом со святилищем Артемиды Ортии было святилище, посвященное Эйлифии.

Генеалогия
Эйлейфии. генеалогическое древо
Зевс Гера
a
b
Геба Арес ЭЛЕИТИЯГефест
Примечания
Ссылки
  • Бикс, RSP, Этимологический словарь Greek, Brill, 2009.
  • Буркерт, Уолтер, Greek Religion, 1985.
  • Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам, Johns Hopkins University Press, 1996, Два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0 -8018-5362-3 (Том 2).
  • Грейвс, Роберт, Греческие мифы, 1955.
  • Гесиод, Теогония, в The Homeric Гимны и Гомерика с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайт, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1914. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
  • Гомер, Илиада с английским переводом доктора философии А. Т. Мюррея, в двух томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1924. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
  • Гомер ; Одиссея с английским переводом доктора философии А. Т. Мюррея в двух томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
  • Керени, Карл, Дионис: архетипический образ неразрушимой жизни, английский перевод 1976 г.
  • Нильссон, Мартин P. (1927) 1950. Минойско-микенская религия и ее выживание в греческой религии 2-е изд. (Лунд "Глируп).
  • Павсаний, Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1918. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Perseus.
  • Willetts, RF "Cretan Eileithyia" The Classical Quarterly New Series, 8 .3 / 4 (ноябрь 1958), стр.. 221–223.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:34:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте