Лето

редактировать
Греческий мифологический персонаж и мать Аполлона и Артемиды
Лето
Богиня материнства
Латона с младенцами Аполлоном и Артемидой, Франческо Поцци, 1824 г., мрамор - Галерея скульптур, Дом Чатсуорт - Дербишир, Англия - DSC03504.jpg Лето с младенцами Аполлоном и Артемида, Франческо Поцци (1824)
ОбительДелос
СимволПокров, финики, пальма, петух, волк, грифон, ласка
Личная информация
РодителиКоус и Фиби
Братья и сестрыАстерия
КонсортЗевс
ДетиАполлон и Артемида
римский эквивалентЛатона

В греческой мифологии, Лето(Греческий : Λητώ Lētṓ; Λατώ, Lātṓ в дорическом греческом ) - дочь титанов Коя и Фиби, сестра Астерии. Она мать Аполлона и Артемиды.

. Остров Кос считается местом ее рождения. Однако Диодор в 2.47 ясно заявляет, что Лето родился в Гипербореи, а не на Косе. В олимпийской схеме Зевс является отцом ее близнецов, Аполлона и Артемиды, которых Лито задумал после того, как ее скрытая красота случайно привлекла внимание Зевса. В классических греческих мифах мало говорится о Лето, кроме ее беременности и поиска места, где она могла бы родить Аполлона и Артемиду, поскольку Гера из-за своей ревности заставила все земли избегать ее. В конце концов она нашла остров, который не был прикреплен к дну океана, поэтому он не считался сушей, и она могла рожать. Это ее единственная активная мифическая роль: как только Аполлон и Артемида вырастают, Лето удаляется, чтобы оставаться смутной и доброжелательной матроной на Олимпе, ее роль уже сыграна. В римской мифологии римский эквивалент Лето - Латона, латинизация ее имени, на которую повлиял этрусский Летун.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
  • 3 Поклонение
    • 3.1 Ликийский Летоон
    • 3.2 Крит
    • 3.3 Эпитеты
  • 4 Мифология
    • 4.1 Рождение Артемиды и Аполлона
    • 4.2 Свидетели при рождении Аполлона
    • 4.3 Хтонические нападавшие
    • 4.4 Ниоба
    • 4.5 Ликийские крестьяне
  • 5 Искусство
  • 6 Генеалогия
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Есть несколько объяснений происхождения богини и значения ее имени. Более старые источники предполагают, что это имя связано с греческими λήθη lḗthē (lethe, Oblivion ) и λωτός lotus (плод, приносящий забвение тем, кто его ест.). Таким образом, это означало бы «скрытый».

В источниках 20-го века Лето традиционно происходит от ликийского лада, «жена», поскольку ее самый ранний культ был сосредоточен в Ликии. Ликийская лада также может быть источником греческого имени Λήδα Leda. Другие ученые (Пол Кречмер, Эрих Бете, Пьер Шантрен и RSP Beekes ) предложили догреческий происхождение.

происхождение

Лето была идентифицирована с четвертого века и далее как основная местная богиня-мать анатолийской Ликии, поскольку регион стал эллинизированным. В греческих надписях дети Лето упоминаются как «национальные боги» страны. Ее святилище, Летоун около Ксанфа, однако, существовало до влияния эллинов в регионе и объединило Ликийскую конфедерацию городов-государств. Эллины Кос также признали Лето своей собственностью. Другое святилище, обнаруженное совсем недавно, находилось в Оэноанда на севере Ликии. Был еще один Летоон в Делос.

Поклонение

Ликийский Летоон

Лето интенсивно поклонялись в Ликии, Анатолии. В Делосе и Афинах ей поклонялись прежде всего как дополнению к ее детям. Геродот сообщил ей о храме в Египте, предположительно прикрепленном к плавучему острову под названием «Хеммис » в Буто, который также включал храм египетскому богу, которого греки идентифицировали в interpatio graeca как Аполлона. Там Геродоту было дано понять, что богине, которую греки признали Лето, поклонялись в форме Ваджет, богини Нижнего Египта с головой кобры.

Крит

Лето также поклонялись на Крите, будь то одна из «определенных критских богинь или греческих богинь в их критской форме, находившихся под влиянием минойской богини». Почитание местного Лето засвидетельствовано в Фест (где предполагается, что она родила Аполлона и Артемиду на островах, известных сегодня как Паксимадия (также известный как Летоай на древнем Крите).) и в Лато, носившем ее имя. Как Лето Фития, она была материнским божеством.

Эпитеты

Пиндар называет богиню Лето Хриселакатос, эпитетом, который был была привязана к своей дочери Артемиде еще в Гомере. "Представление о богине, восседающей на троне королевы и вооруженной веретеном, похоже, возникло в азиатском культе Великого Мать », - отмечает О. Брендель, но удачное выживание в описании ее храма на Делосе, где она была центральными фигурами делосской троицы, свидетельствует о ее культовом изображении сидящей на деревянный трон, облаченный в льняной хитон и льняной гиматион.

Мифология

Рождение Артемиды и Аполлона

Согласно Гигину (Fabulae), когда Гера, бог супружеская пара и жена Зевса обнаружили, что Лето была беременна Зевсом, Гера запретила Лето рожать на "terra firma ", на материке, на любом острове в море или в любом месте под

Согласно Псевдо-Аполлодору (Biblioteca) «Латона из-за ее интриги с Зевсом преследовалась Герой по всей земле, пока она не пришла на плавучий остров Делос и не родила первую Артемиду. с помощью акушерства, с помощью Артемиды, девять дней спустя она впоследствии родила Аполлона ».

Антонин Либералис намекает, что Лето спустился из Гипербореи в облике женщины. -волк, или что она искала «волчью страну» Ликию, ранее называвшуюся Тремилис, которую она переименовала в честь волков, которые подружились с ней. Другой поздний источник, Элиан, также связывает Лито с волками и гиперборейцами:

Волков нелегко избавить от своих детенышей только через двенадцать дней и двенадцать ночей, поскольку жители Делоса утверждают, что это было время, которое потребовалось Лето, чтобы добраться от Гипербореев до Делоса.

Лето нашел бесплодный плавучий остров Делос, все еще носящий свое архаичное имя Астериос, который не был ни материком, ни настоящим островом, и родила там, обещая островное богатство от прихожан, которые устремятся в безвестное место рождения великолепного бога, который должен был прийти. В знак благодарности Делос был закреплен четырьмя столпами и позже стал священным для Аполлона.

Каллимах писал, что примечательно то, что Лето произвел на свет Артемиду, старшего близнеца, без мучений.

В отличие от Гомеровского гимна Делианскому Аполлону, Лето трудились девять ночей и девять дней для Аполлона, в присутствии всех первых среди бессмертных богинь в качестве свидетелей: Диона, Рея, Ичнея, Фемида и богиня моря Амфитрита. Только Гера держалась в стороне, возможно, чтобы похитить Эйлифию, богиню деторождения, чтобы предотвратить у Лито роды. Вместо этого Артемида, родившаяся первой, способствовала рождению Аполлона. Другая версия, в гомеровском гимне Делианскому Аполлону и в орфическом гимне, утверждает, что Артемида родилась до Аполлона, на острове Ортигия, и что она помогла Лето пересечь море на Делос на следующий день, чтобы родите там Аполлона.

Свидетели при рождении Аполлона

Согласно гомеровскому гимну, богини, собравшиеся засвидетельствовать рождение Аполлона, откликались на публичное событие в обрядах династии, где подлинность ребенка должно быть установлено вне всяких сомнений с первого момента. Династический обряд засвидетельствованного рождения, должно быть, был знаком слушателям гимна. Династия, которая так озабочена аутентичностью в этом мифе, - это новая династия Зевса и Олимпийский пантеон, а богини Делоса, свидетельствующие о правильности своего рождения, великие богини старого порядка. Деметры не было, и Афродиты тоже не было, но Рея присутствовала. Богиня Диона (в ее имени просто «Богиня») иногда принималась более поздними мифографами как простая женская форма Зевса (см. Запись Додона ). Если бы это было так, она бы там не собралась.

Похищение Лето, автор Титий (ок. 515 г. до н.э.). Лето третий слева.

Хтонические нападавшие

Аполлон, пронзающий своими стрелами Тития, который пытался изнасиловать свою мать Лето (ок. 450–440 до н.э.)

Лето подвергался угрозам и нападению во время своих странствий со стороны хтонические чудовища древней земли и древних обычаев, и они стали врагами Аполлона и Артемиды. Одним из них был гигант Титий, фаллическое существо, которое разрослось настолько, что раскололо утробу своей матери, и Гайя вынашивала его сама. Он попытался изнасиловать Лето около Дельф по приказу Геры, но был низвергнут стрелами Аполлона и / или Артемиды, как Пиндар вспоминал в пифийской оде.

Еще одним древним земным существом, с которым пришлось столкнуться, был дракон Пифон, который жил в расселине скальной породы под Дельфами и рядом с Касталийским источником. Аполлон убил его, но после этого должен был совершить покаяние и очиститься, поскольку, хотя Пифон был потомком Геи, было необходимо, чтобы древний Дельфийский оракул перешел на защиту нового бога.

Ниоба

Ниоба, царица Фив и жена Амфиона, хвасталась своим превосходством над Лето, потому что у нее было четырнадцать детей (Ниобид ), семь сыновей и семь дочерей, а у Лето было только двое. За ее высокомерие Аполлон убил своих сыновей, когда они занимались легкой атлетикой, а Артемида убила ее дочерей. Аполлон и Артемида использовали отравленные стрелы, чтобы убить их, хотя, по некоторым версиям, некоторые Ниобиды были спасены. Другие источники говорят, что Артемида пощадила одну из девочек (Хлорис, обычно). Амфион, увидев своих мертвых сыновей, либо покончил с собой, либо был убит Зевсом, поклявшись отомстить. Опустошенная Ниоба сбежала на гору Сипил в Малой Азии и либо обратилась в камень, когда плакала, либо покончила с собой. Ее слезы образовали реку Ахелий. Зевс обратил всех жителей Фив в камень, чтобы никто не хоронил Ниобидов до девятого дня после их смерти, когда сами боги похоронили их.

Повествование о Ниобе появляется в Метаморфозах Овидия (Книга VI), где Латона (Лето) потребовала от женщин Фив пойти в ее храм и возжечь ладан. Ниоба, царица Фив, входит в самый разгар поклонения и оскорбляет богиню, утверждая, что имея красоту, лучшее отцовство и больше детей, чем Латона, она больше подходит для поклонения, чем богиня. Чтобы наказать за эту дерзость, Латона умоляет Аполлона и Артемиду отомстить за нее Ниобе и защитить ее честь. Послушные своей матери, близнецы убивают семь сыновей и семь дочерей Ниобы, оставляя ее бездетной, а ее муж Амфион убивает себя. Ниоба не может уйти от горя и, казалось бы, превращается в мрамор, хотя продолжает плакать, и ее тело переносится на высокую горную вершину в ее родной стране.

Ликийские крестьяне

Введение Лето в Ликию встретило сопротивление. Там, согласно Овидию Метаморфозы, когда Лето бродил по земле после рождения Аполлона и Артемиды, она пыталась пить воду из пруда в Ликии. Крестьяне отказались разрешить ей это сделать, помешивая ил на дне пруда. За негостеприимство Лито превратил их в лягушек, навсегда обреченных плавать в мутных водах прудов и рек.

Искусство

Латона и ликийские крестьяне, ок. 1605, Ян Брейгель Старший.

Эта сцена, обычно называемая Латона и ликийские крестьяне или Латона и лягушки, была популярна в Северном маньеризме искусство, позволяющее сочетать мифологию с пейзажем и крестьянскими сценами, таким образом объединяя историческую живопись и жанровую живопись. Он изображен в центральном фонтане, Bassin de Latone, на садовой террасе Версаля.

на Крите, в городе Дрерос, Спиридон Маринатос обнаружил пост- минойский домашний храм восьмого века, в котором были найдены три уникальные фигуры Аполлона, Артемиды и Лето, сделанные из листовой латуни, забитой на стержень (sphyrelata). Уолтер Беркерт отмечает, что в Фест она появляется в связи с культом посвящения.

Генеалогия

Генеалогическое древо Лето
Уран Гайя Понт
Океан Тетис Гиперион Тейя Криус Эврибия
Реки Океаниды Гелиос Селена Эос Астреус Паллас Перс
Кронос Рея Кой Фиби
Гестия Гера Посейдон Зевс ЛЕТОАстерия
Деметра Аид Аполлон Артемида Геката
Япет Климена Фемида (Зевс)Мнемозина
Атлас Менетий Прометей Эпиметей Гора Музы

Заметки

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-27 06:55:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте