A целла (от латинского для малых помещений) или naos (от греч. ναός, «храм ") является внутренним помещением древнего греческого или римского храма в классической античности. Его ограждение внутри стен дало начало расширенным значениям клетки отшельника или монаха, а с 17 века - биологической клетки у растений или животных.
В древних греческих и римских храмах целла представляла собой комнату в центре здания, обычно содержащую культовое изображение или статую, представляющую конкретное божество, почитаемое в храме. Кроме того, целла может содержать стол для приема дополнительных вотивных подношений, таких как вотивные статуи связанных божеств, драгоценные и полудрагоценные камни, шлемы, копья и стрелы головы, мечи и военные трофеи, и никаких собраний или жертвоприношений в целле не проводилось, так как жертвенник для жертвоприношений всегда располагался снаружи здания вдоль рядом были построены ось и временные алтари для других божеств. Накопленные пожертвования сделали греческие и римские храмы фактическими сокровищницами, и многие из них действительно использовались в качестве сокровищниц в древности.
Maison Carrée в Ниме с целлой, смещенной за гексастилем портикомЦелла, как правило, представляла собой простую прямоугольную комнату без окон с дверью или открытым входом спереди за колоннадой портик фасад. В более крупных храмах целла обычно разделялась двумя колоннадами на центральный неф, окруженный двумя проходами. Целла также может содержать адитон, внутреннюю область, доступ к которой ограничен священниками - в религиях, в которых было освященное священство - или стражей храма.
За очень немногими исключениями, греческие здания имели периферийный дизайн, в котором целла помещалась в центре плана, например, Парфенон и Храм Аполлона в Пестуме. Римляне предпочитали псевдопериптеральные здания с портиком, смещающим целлу в тыл. Псевдопериптеральный план использует зацепленные колонны, встроенные вдоль боковых и задних стенок целлы. Храм Венеры и Ромы, построенный Адрианом в Риме, имел две целлы, расположенные спина к спине, окруженные одним внешним перистилем.
Согласно Витрувию, этрусский тип храмов (как, например, в Portonaccio около Veio ) имел три целлы, бок о бок, соединенные двойным рядом колонн на фасаде. Это совершенно новая установка по сравнению с другими типами построек, найденных в Этрурии и на Тирренской стороне Италии, которые имеют одну ячейку с колоннами или без них, как это было в Греции и на Востоке.
В эллинистической культуре Птолемеевского царства в Древнем Египте целла относилась к тому, что скрыто и неизвестно во внутреннем святилище Египетский храм, существующий в полной темноте, символизировал состояние Вселенной до акта творения. Целла, также называемая наос, содержит множество коробчатых святынь. Греческое слово «наос» было расширено археологами для описания центральной комнаты пирамид. К концу Старого Царства строительство наосов превратилось из подземного сооружения в пирамиду, над землей. Наос был окружен множеством разных дорожек и комнат, многие из которых использовались, чтобы сбивать с толку и отвлекать воров и грабителей могил.
В ранней христианской и византийской архитектуре целла или наос - это место в центре церкви, предназначенное для выполнения литургия.
В более поздние периоды небольшая часовня или келья монаха называлась также целлой. Это источник ирландского языка cill или cell (англ. Как Kil (l) -) во многих ирландских топонимах.
Найдите cella в Викисловаре, бесплатном словаре. |