Классическая архитектура обычно обозначает архитектуру, которая более или менее сознательно основана на принципах греческой и римской архитектуры классической античность, а иногда и конкретнее, из произведений римского архитектора Витрувия. Различные стили классической архитектуры, вероятно, существовали с Каролингского Возрождения, и заметно с итальянского Возрождения. Хотя классические стили архитектуры могут сильно различаться, в целом можно сказать, что все они опираются на общий «словарь» декоративных и конструктивных элементов. В большей части западного мира различные классические архитектурные стили доминировали в истории архитектуры с Ренессанса до Второй мировой войны, хотя они и по сей день продолжают влиять на многих архитекторов.
Термин «классическая архитектура» также применяется к любому архитектурному стилю, который превратился в очень изысканное состояние, например, классическая китайская архитектура или классическая архитектура майя. Он также может относиться к любой архитектуре, в которой используется классическая эстетическая философия. Этот термин может использоваться иначе, чем «традиционная» или «народная архитектура », хотя он может разделять с ним основные аксиомы.
Для современных зданий, построенных по аутентичным классическим принципам, иногда используется термин новая классическая архитектура.
Классическая архитектура произошла от архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. С крахом западной части Римской империи архитектурные традиции Римской империи перестали применяться на большей части Западной Европы. В Византийской империи древние способы строительства продолжались, но относительно скоро превратились в особый византийский стиль. Первые сознательные попытки вернуть заброшенный язык форм классической античности в западную архитектуру можно отнести к Каролингскому ренессансу конца 8-го и 9-го веков. Сторожка аббатства Лорш (ок. 800) на территории современной Германии, таким образом, отображает систему чередующихся колонн и арок, которая может быть почти прямым перефразированием, например, системы Колизей в Риме. Византийская архитектура, так же, как романская и даже в некоторой степени готическая архитектура (с которой часто ставится классическая архитектура), могут также включать классические элементы и детали, но не в той же степени отражают сознательное стремление опираться на архитектурные традиции древности; например, они не соблюдают идею систематического порядка пропорций для столбцов. Таким образом, в общем, они не считаются классическими архитектурными стилями в строгом смысле.
Истоки классической архитектуры Кариатиды на Эрехтейоне, (Афины ), пример греческого архитектурного элемента, перенятого более поздней классической архитектурой. Фасады древних римских храмов, таких как Maison Carrée в Ним вдохновил более позднюю классическую архитектуру, например Капитолий штата Вирджиния. Лоршское аббатство сторожка (Германия), ок. 800, пример архитектурного стиля недолговечного Каролингского Возрождения, первого классического движения в архитектуре.В течение итальянского Возрождения и с упадком готического стиля были предприняты значительные усилия. сделаны такими архитекторами, как Леон Баттиста Альберти, Себастьяно Серлио и Джакомо Бароцци да Виньола, чтобы возродить язык архитектуры в первую очередь древнего Рима. Это было сделано частично благодаря изучению древнеримского архитектурного трактата De Architectura, написанного Витрувием, и в некоторой степени путем изучения фактических остатков древнеримских построек в Италии. Тем не менее, классическая архитектура Возрождения с самого начала представляет собой весьма специфическую интерпретацию классических идей. В здании, подобном Ospedale degli Innocenti в Флоренции от Филиппо Брунеллески, в одном из самых ранних зданий эпохи Возрождения (построенном в 1419–1445 гг.), Обработка колонн например, не имеет прямого предшественника в древнеримской архитектуре. В этот период изучение древней архитектуры превратилось в архитектурную теорию классической архитектуры; несколько упрощенно, можно сказать, что классическая архитектура во всем ее разнообразии форм с тех пор была интерпретацией и развитием архитектурных правил, установленных во времена античности.
Большинство стилей возникло в период после Возрождения. Европу можно охарактеризовать как классическую архитектуру. Это широкое использование термина используется сэром Джоном Саммерсоном в Классическом языке архитектуры. Однако элементы классической архитектуры применялись в совершенно иных архитектурных контекстах, чем те, для которых они были разработаны. Например, Барокко или Архитектура рококо - это стили, которые, хотя и являются классическими по своей сути, сами по себе отображают архитектурный язык. В эти периоды архитектурная теория все еще ссылалась на классические идеи, но менее искренне, чем в эпоху Возрождения.
Палладианская архитектура развивалась из стиля Венецианский архитектор Андреа Палладио (1508–1580) оказал большое влияние на долгое время после его смерти, прежде всего в Великобритании, где он был принят для многих величественных зданий грузинской архитектуры 18-го и начала 19-го века.
В ответ на формы позднего барокко и рококо теоретики архитектуры примерно с 1750 года до того, что стало известно как неоклассицизм, снова сознательно и серьезно пытались подражать античности, чему способствовали недавние разработки в Классическая археология и стремление к архитектуре, основанной на четких правилах и рациональности. Клод Перро, Марк-Антуан Ложье и Карло Лодоли были среди первых теоретиков неоклассицизма, а Этьен-Луи Булле, Клод Николя Леду, Фридрих Гилли и Джон Соун были среди наиболее радикальных и влиятельных. Неоклассическая архитектура занимала особенно сильные позиции на архитектурной сцене c. 1750–1850 гг. Конкурирующий неоготический стиль, однако, приобрел популярность в начале 1800-х годов, а во второй половине XIX века было характерно множество стилей, некоторые из которых лишь слегка или совсем не были связаны с классицизмом (например, как модерн ) и эклектика. Хотя классическая архитектура продолжала играть важную роль и в течение определенного периода времени, по крайней мере, локально доминировала на архитектурной сцене, о чем свидетельствует нордический классицизм в течение 1920-х годов, классическая архитектура в ее более строгой форме так и не вернула своего прежнего господства. С появлением модернизма в начале 20-го века, классическая архитектура, возможно, почти полностью прекратила свое существование.
Как отмечалось выше, классические стили архитектуры доминировали в западной архитектуре в течение очень долгого времени, примерно от эпохи Возрождения до прихода модернизма. Другими словами, классическая древность, по крайней мере теоретически, считалась главным источником вдохновения для архитектурных начинаний на Западе на протяжении большей части современной истории. Тем не менее, из-за либеральных, личных или теоретически разнообразных интерпретаций античного наследия, классицизм охватывает широкий спектр стилей, некоторые даже, так сказать, перекрестные ссылки, например неопалладианская архитектура, которая черпает свое вдохновение из работ итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, который сам черпал вдохновение в древнеримской архитектуре. Более того, можно даже утверждать, что стили архитектуры, которые обычно не считаются классическими, например готика, могут содержать классические элементы. Поэтому сложно дать простое очертание рамок классической архитектуры. Можно сказать, что более или менее определяющая характеристика является ссылкой на древнегреческую или римскую архитектуру, а также на архитектурные правила или теории, вытекающие из этой архитектуры.
В грамматике архитектуры слово «окаменение» часто используется при обсуждении развития священные сооружения, такие как храмы, в основном со ссылкой на события в греческом мире. В течение архаического и раннего классического периодов (примерно VI - начало V вв. До н.э.) архитектурные формы самых ранних храмов укрепились, и дорический возник как преобладающий элемент. Широко принятая теория в классических исследованиях состоит в том, что самые ранние храмовые постройки были деревянными, а великие формы или элементы архитектурного стиля были систематизированы и стали довольно постоянными к тому времени, когда мы видим появление и утверждение архаики. Именно в этот период, в разные времена и в разных местах греческого мира, использование обработанного и полированного камня заменило дерево в этих ранних храмах, но формы и формы старых деревянных стилей были сохранены, как если бы деревянный структуры превратились в камень, отсюда и обозначение этого процесса как «окаменение» или иногда «окаменевшие столярные изделия».
Это тщательное сохранение примитивного деревянного внешнего вида в каменной ткани новых зданий тщательно соблюдается, и это говорит о том, что это могло быть продиктовано религией, а не эстетикой, хотя точные причины теперь теряются в тумане античности. Не все в пределах досягаемости средиземноморской цивилизации совершили этот переход. этруски в Италии с самого раннего периода находились под сильным влиянием их контакта с греческой культурой и религией, но они сохранили свои деревянные храмы (за некоторыми исключениями) до тех пор, пока их культура не была полностью поглощена римским миром. Хорошим примером является большой деревянный Храм Юпитера на Капитолии в Риме. И не недостаток знаний о камнеобработке с их стороны не мешал им перейти от древесины к обработанному камню.