Архитектура барокко

редактировать
Стиль здания эпохи барокко 1600 - 1750 гг.
Архитектура барокко
Lazio Roma SIgnazio tango7174.jpg Fachada de santa prisca.JPG Facade St-Gervais St-Protais.jpg Couvent Smolny - cathédrale de la Résurrection (1).jpg По часовой стрелке сверху: Церковь Святого Игнатий Лойола в Италии, Церковь Санта-Приска-де-Таско в Мексике, Смольный собор в России, Сен-Жерве-э-Сен-Проте в Франции
Годы деятельностиконец 16–18 вв.

архитектура барокко декоративно-театральный стиль, зародившийся в Италии в начале 17 века и постепенно распространившийся по Европе. Первоначально он был введен католической церковью, в частности иезуитами, как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новой архитектурой, которая вызвала удивление и трепет. Он достиг своего пика в эпоху высокого барокко (1625–1675), когда его использовали в церквях и дворцах в Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675–1750) он достиг России и испанских и португальских колоний в Латинской Америке, начиная примерно с 1730 года, еще более изысканно декоративный вариант рококо возникло и процветало в Центральной Европе.

архитекторы барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, включая купола и колоннады и сделал их выше, величественнее, украшеннее и драматичнее. Внутренние эффекты часто достигаются с использованием quadratura или trompe-l'oeil живописи в сочетании со скульптурой; Взгляд направлен вверх, создавая иллюзию, что человек смотрит в небеса. Группы скульптурных ангелов и раскрашенных фигур заполняют потолок. Свет также использовался для драматического эффекта; он струился с куполов и отражался от обилия позолоты. Также часто использовались витые колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а картуши и другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко центральным элементом стали парадные лестницы.

Раннее барокко (1584–1625) в значительной степени определялось работой римских архитекторов, особенно церковью Джезу. от Джакомо делла Порта (освящен в 1584 г.) фасад и колоннада Св. Базилика Петра работы Карло Мадерно (завершена в 1612 году) и роскошные дворец Барберини интерьеры Пьетро да Кортона (1633–1639). Церковь Джезу работы Джакомо делла Порта (освящена в 1584 г.), внутренняя часть и Санта-Сусанна (1603 г.) Карло Мадерно. Во Франции Люксембургский дворец (1615–1645 гг.), Построенный Саломон де Брос для Марии Медичи, был одним из первых примеров этого стиля.

Высокое барокко (1625–1675) произвело в Риме основные работы Пьетро да Кортона, включая (Церковь Санти Лука и Мартина ) (1635–1650); Франческо Борромини (Сан-Карло алле Кватро Фонтане (1634–1646)); и Джан Лоренцо Бернини (Колоннада базилики Святого Петра) (1656–57). В Венеции произведения высокого барокко включали Санта-Мария делла Салюте от Бальдассаре Лонгена. Примеры во Франции включают Pavillon de l'Horloge из Луврского дворца Жака Лемерсье (1624–1645), часовню Сорбонны Жака Лемерсье (1626–35) и Шато де Мезон Франсуа Мансара (1630–1651).

Позднее барокко (1675–1750) привело к тому, что стиль распространился по всей Европе, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете. Национальные стили стали более разнообразными и самобытными. Позднее барокко во Франции при Людовике XIV было более упорядоченным и классическим; примеры включали Зеркальный зал Версальского дворца и купол Дома инвалидов. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века; сначала он был назван Рокайль во Франции; затем рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурный и расписной декор покрывает все пространство на стенах и потолке. Его самым известным архитектором был Бальтазар Нойман, знаменитый Базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–1751).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Раннее барокко (1584–1625)
      • 1.1.1 Рим
      • 1.1.2 Париж
      • 1.1.3 Центральная Европа
    • 1.2 Высокое барокко (1625–1675)
      • 1.2.1 Италия
      • 1.2.2 Франция
    • 1.3 Позднее барокко (1675–1750)
      • 1.3.1 Италия
      • 1.3.2 Франция
      • 1.3.3 Англия
      • 1.3.4 Центральная Европа
      • 1.3.5 Испания
      • 1.3.6 Латинская Америка
  • 2 Характеристики
  • 3 Планы
  • 4 Крупнейшие архитекторы и сооружения в стиле барокко по странам
    • 4.1 Италия
    • 4.2 Франция
    • 4,3 Англия
    • 4,4 Нидерланды
    • 4,5 Германия
    • 4,6 Австрия
    • 4,7 Чехия
    • 4,8 Словакия
    • 4,9 Венгрия
    • 4,10 Румыния
    • 4,11 Литва
    • 4,12 Польша
    • 4,13 Португалия
      • 4.13.1 Португальское колониальное барокко
    • 4,14 Испания
      • 4.14.1 Испанское колониальное барокко
    • 4,15 Северные страны
    • 4,16 Россия
    • 4,17 Украина
    • 4,18 Мальта
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

История

Раннее барокко (1584–1625)

Архитектура барокко впервые появилась в конце XVI века. и в начале 17 века в религиозной архитектуре в Риме как средство противодействия популярной апелляции протестантской Реформации . Это была реакция на более суровый и академический ранний стиль ранних церквей, она была направлена ​​на то, чтобы вдохновить простых людей эффектами удивления, эмоций и трепета. Для этого использовалось сочетание контраста, движения, trompe-l'oeil и других драматических и театральных эффектов, таких как quadratura использование расписных потолков, которые создавали иллюзию того, что один смотрел прямо в небо. Новому стилю особенно понравились новые религиозные ордена, в том числе Театины и Иезуиты, которые построили новые церкви, призванные привлекать и вдохновлять широкую народную аудиторию.

Рим

Один из первых архитекторов эпохи барокко, Карло Мадерно, использовал эффекты пространства и перспективы в стиле барокко в новом фасаде и колоннаде базилики Святого Петра, которая была разработан, чтобы контрастировать и дополнять гигантский купол, построенный ранее Микеланджело. Другие влиятельные ранние образцы в Риме включали церковь Джезу Джакомо делла Порта (освящена в 1584 году) с первым фасадом в стиле барокко и богато украшенным интерьером, а также Санта-Сусанна. (1603), Карло Мадерно.

Париж

Иезуиты вскоре перенесли этот стиль в Париж. Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте в Париже (1615–1621) имела первый фасад в стиле барокко во Франции, первый фасад во Франции, в котором, как и фасады итальянского барокко, были наложены три классических ордена.. Итальянский стиль дворцов также был импортирован в Париж Марией Медичи для ее новой резиденции, Люксембургского дворца (1615–1624 гг.) Архитектором Саломоном де Броссом, и для нового крыла Замка Блуа работы Франсуа Мансара (1635–1638). Николя Фуке, управляющий финансами молодого короля Людовика XIV, выбрал новый стиль для своего замка в Во-ле-Виконт (1612–1670) Автор Луи Ле Во. Позже он был заключен в тюрьму королем из-за высокой стоимости дворца.

Центральная Европа

Первым примером раннего барокко в Центральной Европе была церковь Корпус-Кристи в Несвиже в Речи Посполитой, построенной иезуитами по римскому образцу между 1586 и 1593 годами в Несвее (после 1945 года Несвиж в Беларуси ). Церковь также известна как первая купольная базилика с фасадом в стиле барокко в Содружестве Восточной Европе. Другой ранний пример в Польше - церковь Святых Петра и Павла в Кракове, построенная между 1597 и 1619 годами итальянским архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардони.

Высокое барокко (1625–1675)

Италия

Папа Урбан VIII, занимавший папство с 1623 по 1644 год, стал самым влиятельным покровителем стиля барокко. После смерти Карло Мадерно в 1629 году Урбан назначил архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини главным папским архитектором. Бернини создал не только здания в стиле барокко, но и интерьеры в стиле барокко, площади и фонтаны, превратив центр Рима в огромный театр. Бернини перестроил церковь Санта-Бибиана и церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино на Палатинском холме в архитектурные памятники в стиле барокко, спроектировал Фонтана дель Тритон на Пьяцца Барберини, и создал высокий балдахин в качестве центрального элемента Базилика Святого Петра.

Высокое барокко постепенно распространилось по Италии, за пределы Рима. В этот период Санта-Мария делла Салюте построил Бальдассаре Лонгена в Венеции (1630–31). Церкви были не единственными зданиями, построенными в стиле барокко. Одним из лучших памятников раннего барокко является дворец Барберини (1626–1629), резиденция семьи Урбана VIII, основанная Карло Мадерно и завершенная и украшенная Бернини и Франческо. Борромини. Снаружи семейная резиденция Папы была относительно сдержанной, но интерьеры, и особенно огромная фреска на потолке салона, Аллегория Божественного Провидения и Сила Барберини, написанная Пьетро да Кортона, считаются шедеврами искусства и декора барокко. Изогнутые фасады и иллюзия движения были особенностями Франческо Борромини, особенно в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (1634–1646), одной из достопримечательностей высокого барокко. Другим важным памятником того времени была церковь Санти-Лука и Мартина в Риме Пьетро да Кортона (1635–1650) в виде греческого креста с элегантным куполом. После смерти Урбана VIII и недолгого правления его преемника, папство Папы Александра VII с 1666 по 1667 г. сопровождалось строительством в Риме церквей в стиле барокко, площадей и фонтанов Карло Райнальди, Бернини и Карло Фонтана.

Франция

Король Людовик XIII послал архитектора Жака Лемерсье в Рим между 1607 и 1614 годами для изучения нового стиля. По возвращении во Францию ​​он спроектировал Pavillon de l'Horloge в Лувр (начало 1626 г.) и, что более важно, церковь Сорбонны, первая купольная церковь в Париже. Он был спроектирован в 1626 году, а строительство началось в 1635 году. Следующим важным проектом французского барокко был гораздо больший купол для церкви Валь-де-Грас, начатый в 1645 году Лемерсье и Франсуа Мансаром, и закончили в 1715 году. Вскоре был добавлен третий купол в стиле барокко для Колледжа Четырех Наций (ныне Institut de France ).

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, молодой Людовик XIV принял прямое руководство правительством. Искусство было передано под руководство его финансового контролера Жан-Батиста Кольбера. Шарль Лебрен, директор Королевской академии живописи и скульптуры, был назначен суперинтендантом королевских зданий и отвечал за все королевские архитектурные проекты. Королевская академия архитектуры была основана в 1671 году с целью сделать Париж, а не Рим, художественной и архитектурной моделью для мира.

Первым архитектурным проектом Людовика XIV была предложенная реконструкция фасада восточное крыло дворца Лувр. Бернини, тогда самый известный архитектор Европы, был вызван в Париж для представления проекта. Начиная с 1664 года Бернини предложил несколько вариантов барокко, но в конце концов король выбрал дизайн французского архитектора Шарля Перро в более классическом варианте барокко. Это постепенно превратилось в стиль Людовика XIV. Вскоре Людовик занялся еще большим проектом - строительством нового Версальского дворца. Выбранными архитекторами были Луи Ле Во и Жюль Ардуэн-Мансар, а фасады нового дворца были построены вокруг более раннего Мраморного двора между 1668 и 1678 годами. Великолепие Версаля в стиле барокко, В частности, фасад, обращенный к саду, и Зеркальный зал Жюля Ардуэна-Мансара стали образцами для других дворцов по всей Европе.

Позднее барокко (1675–1750)

В период позднего барокко (1675–1750) этот стиль появился по всей Европе, от Англии и Франции до Центральной Европы и России, от Испании и Португалии до Скандинавии, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете. Часто он получал разные названия, и региональные вариации становились более отчетливыми. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века, который назывался рокайль во Франции и рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурный и расписной декор покрывает все пространство на стенах и потолке. Среди наиболее выдающихся архитекторов этого стиля были Бальтазар Нойман, знаменитый Базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). Эти работы были одними из последних выражений рококо или позднего барокко.

Италия

К началу 18 века, Здания в стиле барокко можно было найти во всех частях Италии, часто с региональными вариациями. Известные примеры включают Базилику Суперга с видом на Турин, созданную Филиппо Юваррой (1717–1731), которая позже была использована в качестве модели для Пантеона. в Париже. Дворец Ступиниги (1729–31) был охотничьим домиком и одной из резиденций королевского дома Савойи недалеко от Турина. Он также был построен Филиппо Юварра.

Франция

В период позднего барокко во Франции развивалось украшение Версальского дворца, включая Зеркальный зал и Часовню. Позже, в период правления Людовика XV, в Париже появился новый, более изысканный вариант, рокайль, или французское рококо, и процветал между 1723 и 1759 годами. Наиболее ярким примером был салон принцессы в Hôtel de Soubise в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–40).

Стиль рокайль просуществовал до середины 18 века. Он никогда не достиг экстравагантного пышности рококо в Баварии, Австрии и Италии. Открытия римских древностей, начиная с 1738 года в Геркулануме и особенно в Помпеи в 1748 году, повернули французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма.

Англия

Кристофер Рен был ведущей фигурой позднего барокко в Англии, его реконструкция Св. Павла (1675–1711) по образцу Св. Петра в Риме, его план Гринвичской больницы (начало 1695 г.) и дворца Хэмптон-Корт (1690–96 гг.). Среди других британских деятелей позднего барокко Иниго Джонс для Wilton House (1632–1647 гг. И двое учеников Рена, Джон Ванбру и Николас Хоксмур, для Castle Howard (1699–1712) и Blenheim Palace (1705–1724).

Центральная Европа

Многие из самых необычных зданий позднего барокко были построены в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии ведущей фигурой был Фишер фон Эрлах, построивший Карлскирхе, самый большой церковь Вены, прославляющая австрийских императоров. В этих произведениях иногда заимствовались элементы Версаля в сочетании с остроумием. h элементы итальянского барокко для создания новых грандиозных эффектов, как в дворце Шварценберг (1715). Иоганн Лукас фон Хильдебрандт использовал парадные лестницы и эллипсы для достижения своих эффектов на верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене (1714–1722). В «Аббатстве Мельк» Якоб Прандтауэр использовал обилие полихромного мрамора и лепнины, скульптуры и росписи потолка для достижения гармоничных и очень театральных эффектов.

Еще одна важная фигура. немецкого барокко был Бальтазар Нойман (1687–1753), среди работ которого Вюрцбургская резиденция для князей-епископов в Вюрцбурге с ее знаменитой лестницей.

In Богемия, ведущим архитектором в стиле барокко был Кристоф Динценгофер, чье здание имело сложные кривые, встречные кривые и эллиптические формы, что делало Прагу, как и Вену, столицей позднего барокко.

Испания

Политические и экономические кризисы 17-го века в значительной степени задержали приход барокко в Испанию до позднего периода, хотя иезуиты активно продвигали его. Его ранними характеристиками были роскошный внешний вид, контрастирующий с относительно простым интерьером, а также использование множества пространств и тщательно спланированное освещение в интерьере, чтобы создать впечатление таинственности. В начале 18 века, известные испанские образцы включают новый западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750 гг.) с его впечатляющими башнями, созданный Фернандо де Касас Новоа. В Севилье Леонардо де Фигероа был создателем колледжа Сан-Тельмо с фасадом, вдохновленным итальянским барокко. Самые богатые произведения испанского барокко были выполнены Хосе Бенито де Чурригера в Мадриде и Саламанке. В его работах здания почти переполнены орнаментом из позолоченного дерева, гигантскими витыми колоннами и скульптурной растительностью. Два его брата, Хоакин и Альберто, также внесли важный, хотя и менее украшенный, вклад в то, что стало известно просто как стиль Churrigueresque.

Латинская Америка

Стиль барокко был импортирован в Латинскую Америку в 17 веке Испанцы и португальцы, особенно иезуиты за строительство церквей. Стиль иногда назывался Churrigueresque, в честь семьи архитекторов в стиле барокко в Саламанке. Особенно прекрасным примером является собор Сакатекаса в городе Сакатекас, на севере центральной части Мексики, с его роскошно скульптурным фасадом и двумя колокольнями. Другой важный пример - Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике. Ярким примером в Бразилии является монастырь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро. началось в 1617 году, с дополнительным украшением после 1668 года. Скиния Метрополита Столичный собор Мехико, справа от главного собора, построенная Лоренцо Родригесом между 1749 и 1760 годами для хранения архивов и облачений архиепископа и принимать посетителей.

Португальская колониальная архитектура была смоделирована по образцу архитектуры Лиссабона, отличного от испанского стиля. Самым известным архитектором Бразилии был Алейжадиньо, уроженец Бразилии, наполовину португальский, самоучка. Его самая известная работа - Церковь Святого Франциска Ассизского в Ору-Прету.

Характеристики

Архитектура барокко часто использовала визуальные и театральные эффекты, призванные удивлять и трепетать зрителя. :

  • купола были обычным явлением. В их интерьерах часто изображалось небо, наполненное ангелами и скульптурными солнечными лучами, которые напоминали о славе или видении неба. Грушевидные купола иногда использовались в баварском, чешском, польском и украинском барокко
  • quadratura. Картины в trompe-l'oeil, изображающие ангелов и святых на куполе и на потолке в сочетании с лепными рамами или украшениями, которые создают иллюзию трехмерности и взгляда через потолок на небеса. Иногда кажется, что потолок подпирает нарисованные или вылепленные фигуры атлантов. В некоторых церквях в стиле барокко иллюзионистская роспись потолка давала трехмерную иллюзию.
  • парадные лестницы . Лестницы часто занимали центральное место и использовались для драматического эффекта. поэтапно поднимаясь вверх, меняя виды с разных уровней, служа декорациями для церемоний.
  • картуш сложной формы и скульптурные рамы разбивают поверхности и добавляют трехмерные эффекты стенам.
  • зеркала, чтобы создать впечатление глубины и большего пространства, особенно в сочетании с окнами, как в Зеркальном зале в Версальском дворце.
  • незавершенные архитектурные элементы, такие как фронтоны с отсутствующими секциями, заставляющие секции сливаться и дезориентировать глаз.
  • светотень. Использование резких контрастов тьмы и света для драматического эффекта.
  • надголовная скульптура . Горшок или фигурки на потолке или чуть ниже, сделанные из дерева (часто позолоченного), гипса или лепнины, мрамора или искусственной отделки, создающие впечатление парящих в воздухе
  • Соломоновы колонны, что создавало иллюзию движения.
  • эллиптические или овальные пространства, исключающие прямые углы. Иногда овальный неф окружали расходящиеся круговыми часовнями. Это было отличительной чертой Базилики Четырнадцати Святых Помощников из Бальтазара Ноймана.

Планы

Крупнейшие архитекторы и произведения эпохи барокко, по странам

Санта-Сусанна, Рим Дом Дома инвалидов Дом инвалидов, Париж

Италия

Франция

Англия

Гринвичская больница сэра Кристофера Рена (1694)

Нидерланды

Германия

Цвингер в Дрездене от Маттеуса Даниэль Пёппельманн (1697–1716) Верхний Дворец Бельведер в Вене (1721–23) Дворец Троя, Прага (1679–1691)

Австрия

Czech Republic

Slovakia

  • Pietro Spozzo – Jesuit Church of Trnava (1629–37)

Hungary

St. George's Cathedral of Timișoara by Joseph Emanuel Fischer von Erlach

Romania

Lithuania

Interior of the Church of St. Peter and St. Paul in Vilnius (1668–1701)

Poland

Church of Santa Engrácia, Lisbon (now Nation al Pantheon of Portugal; begun 1681)

Portugal

Portuguese Colonial Baroque

Interior of the Basilica and Convent of Nossa Senhora do Carmo in Recife, Brazil, buil between 1665 and 1767

Spain

Spanish Colonial Baroque

Havana Cathedral, Cuba, built between 1748 and 1777.

Nordic Countries

Church of Our Saviour, Copenhagen (1682–1747)

Russia

Smolny Convent

Ukraine

The Mariyinsky Palace in Kyiv (1744–1752)

Malta

See also

  • icon Architecture portal

References

Bibliography

  • Bailey, Gauvin Alexander. Baroque Rococo. London: Phaidon Press, 2012.
  • Cabanne, Perre (1988), L'Art Classique et le Baroque, Paris: Larousse, ISBN 978-2-03-583324-2
  • Ducher, Robert, Caractéristique des Styles, (1988), Flammarion, Paris (In French); ISBN 2-08-011539-1
  • Texier, Simon (2012). Paris- Panorama de l'architecture. Parigramme. ISBN 978-2-84096-667-8.
  • Oudin, Bernard (1992), Dictionnaire des Architects (in French), Paris: Seghers, ISBN 2-232-10398-6
  • Tolman, Rolf, L'Art baroque: Architecture – Sculpture – Peinture, (2015), H.F. Ullmann, Cologne-Paris, (in French); ISBN 978-3-8480-0856-8
  • Robbins Landon, H. C. and David Wyn Jones (1988) Haydn: His Life and Music. Thames and Hudson.

External links

Wikimedia Commons has media related to Baroque architecture.
Последняя правка сделана 2021-05-11 12:59:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте