![]() ![]() ![]() | |
Годы деятельности | конец 16–18 вв. |
---|
архитектура барокко декоративно-театральный стиль, зародившийся в Италии в начале 17 века и постепенно распространившийся по Европе. Первоначально он был введен католической церковью, в частности иезуитами, как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новой архитектурой, которая вызвала удивление и трепет. Он достиг своего пика в эпоху высокого барокко (1625–1675), когда его использовали в церквях и дворцах в Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675–1750) он достиг России и испанских и португальских колоний в Латинской Америке, начиная примерно с 1730 года, еще более изысканно декоративный вариант рококо возникло и процветало в Центральной Европе.
архитекторы барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, включая купола и колоннады и сделал их выше, величественнее, украшеннее и драматичнее. Внутренние эффекты часто достигаются с использованием quadratura или trompe-l'oeil живописи в сочетании со скульптурой; Взгляд направлен вверх, создавая иллюзию, что человек смотрит в небеса. Группы скульптурных ангелов и раскрашенных фигур заполняют потолок. Свет также использовался для драматического эффекта; он струился с куполов и отражался от обилия позолоты. Также часто использовались витые колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а картуши и другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко центральным элементом стали парадные лестницы.
Раннее барокко (1584–1625) в значительной степени определялось работой римских архитекторов, особенно церковью Джезу. от Джакомо делла Порта (освящен в 1584 г.) фасад и колоннада Св. Базилика Петра работы Карло Мадерно (завершена в 1612 году) и роскошные дворец Барберини интерьеры Пьетро да Кортона (1633–1639). Церковь Джезу работы Джакомо делла Порта (освящена в 1584 г.), внутренняя часть и Санта-Сусанна (1603 г.) Карло Мадерно. Во Франции Люксембургский дворец (1615–1645 гг.), Построенный Саломон де Брос для Марии Медичи, был одним из первых примеров этого стиля.
Высокое барокко (1625–1675) произвело в Риме основные работы Пьетро да Кортона, включая (Церковь Санти Лука и Мартина ) (1635–1650); Франческо Борромини (Сан-Карло алле Кватро Фонтане (1634–1646)); и Джан Лоренцо Бернини (Колоннада базилики Святого Петра) (1656–57). В Венеции произведения высокого барокко включали Санта-Мария делла Салюте от Бальдассаре Лонгена. Примеры во Франции включают Pavillon de l'Horloge из Луврского дворца Жака Лемерсье (1624–1645), часовню Сорбонны Жака Лемерсье (1626–35) и Шато де Мезон Франсуа Мансара (1630–1651).
Позднее барокко (1675–1750) привело к тому, что стиль распространился по всей Европе, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете. Национальные стили стали более разнообразными и самобытными. Позднее барокко во Франции при Людовике XIV было более упорядоченным и классическим; примеры включали Зеркальный зал Версальского дворца и купол Дома инвалидов. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века; сначала он был назван Рокайль во Франции; затем рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурный и расписной декор покрывает все пространство на стенах и потолке. Его самым известным архитектором был Бальтазар Нойман, знаменитый Базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–1751).
Фасад церкви Джезу Рим (освящен в 1584 г.))
Внутренний вид купола церкви Джезу, автор Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта
Церковь Корпус-Кристи, Несвиж на территории современной Беларуси (1586 и 1593)
Фасад Санта-Сусанна, Рим, автор Карло Мадерно (1603)
Святые Петр и Павел Церковь, Краков, Польша Джованни Мария Бернардони (1605–1619)
Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте, первая парижская церковь с фасад в стиле нового барокко (1616–20)
Люксембургский дворец от Саломона де Бросса (1615–1624)
Архитектура барокко впервые появилась в конце XVI века. и в начале 17 века в религиозной архитектуре в Риме как средство противодействия популярной апелляции протестантской Реформации . Это была реакция на более суровый и академический ранний стиль ранних церквей, она была направлена на то, чтобы вдохновить простых людей эффектами удивления, эмоций и трепета. Для этого использовалось сочетание контраста, движения, trompe-l'oeil и других драматических и театральных эффектов, таких как quadratura использование расписных потолков, которые создавали иллюзию того, что один смотрел прямо в небо. Новому стилю особенно понравились новые религиозные ордена, в том числе Театины и Иезуиты, которые построили новые церкви, призванные привлекать и вдохновлять широкую народную аудиторию.
Один из первых архитекторов эпохи барокко, Карло Мадерно, использовал эффекты пространства и перспективы в стиле барокко в новом фасаде и колоннаде базилики Святого Петра, которая была разработан, чтобы контрастировать и дополнять гигантский купол, построенный ранее Микеланджело. Другие влиятельные ранние образцы в Риме включали церковь Джезу Джакомо делла Порта (освящена в 1584 году) с первым фасадом в стиле барокко и богато украшенным интерьером, а также Санта-Сусанна. (1603), Карло Мадерно.
Иезуиты вскоре перенесли этот стиль в Париж. Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте в Париже (1615–1621) имела первый фасад в стиле барокко во Франции, первый фасад во Франции, в котором, как и фасады итальянского барокко, были наложены три классических ордена.. Итальянский стиль дворцов также был импортирован в Париж Марией Медичи для ее новой резиденции, Люксембургского дворца (1615–1624 гг.) Архитектором Саломоном де Броссом, и для нового крыла Замка Блуа работы Франсуа Мансара (1635–1638). Николя Фуке, управляющий финансами молодого короля Людовика XIV, выбрал новый стиль для своего замка в Во-ле-Виконт (1612–1670) Автор Луи Ле Во. Позже он был заключен в тюрьму королем из-за высокой стоимости дворца.
Первым примером раннего барокко в Центральной Европе была церковь Корпус-Кристи в Несвиже в Речи Посполитой, построенной иезуитами по римскому образцу между 1586 и 1593 годами в Несвее (после 1945 года Несвиж в Беларуси ). Церковь также известна как первая купольная базилика с фасадом в стиле барокко в Содружестве Восточной Европе. Другой ранний пример в Польше - церковь Святых Петра и Павла в Кракове, построенная между 1597 и 1619 годами итальянским архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардони.
Балдакин Бернини в Базилике Святого Петра, Рим (1623–34)
Фреска на потолке большого салона Дворец Барберини в Риме, Пьетро да Кортона (1633–1639)
Сан-Карло алле Кватро Фонтане Франческо Борромини (1634–1646)
Интерьер купола Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане от Франческо Борромини (1638–1641)
Церковь Санти-Лука и Мартина, в Рим, автор Пьетро да Кортона (1635–1650)
Санта-Мария делла Салюте автор Бальдассаре Лонгена в Венеции (1630–31).
Папа Урбан VIII, занимавший папство с 1623 по 1644 год, стал самым влиятельным покровителем стиля барокко. После смерти Карло Мадерно в 1629 году Урбан назначил архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини главным папским архитектором. Бернини создал не только здания в стиле барокко, но и интерьеры в стиле барокко, площади и фонтаны, превратив центр Рима в огромный театр. Бернини перестроил церковь Санта-Бибиана и церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино на Палатинском холме в архитектурные памятники в стиле барокко, спроектировал Фонтана дель Тритон на Пьяцца Барберини, и создал высокий балдахин в качестве центрального элемента Базилика Святого Петра.
Высокое барокко постепенно распространилось по Италии, за пределы Рима. В этот период Санта-Мария делла Салюте построил Бальдассаре Лонгена в Венеции (1630–31). Церкви были не единственными зданиями, построенными в стиле барокко. Одним из лучших памятников раннего барокко является дворец Барберини (1626–1629), резиденция семьи Урбана VIII, основанная Карло Мадерно и завершенная и украшенная Бернини и Франческо. Борромини. Снаружи семейная резиденция Папы была относительно сдержанной, но интерьеры, и особенно огромная фреска на потолке салона, Аллегория Божественного Провидения и Сила Барберини, написанная Пьетро да Кортона, считаются шедеврами искусства и декора барокко. Изогнутые фасады и иллюзия движения были особенностями Франческо Борромини, особенно в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (1634–1646), одной из достопримечательностей высокого барокко. Другим важным памятником того времени была церковь Санти-Лука и Мартина в Риме Пьетро да Кортона (1635–1650) в виде греческого креста с элегантным куполом. После смерти Урбана VIII и недолгого правления его преемника, папство Папы Александра VII с 1666 по 1667 г. сопровождалось строительством в Риме церквей в стиле барокко, площадей и фонтанов Карло Райнальди, Бернини и Карло Фонтана.
Pavillon de l'Horloge из Луврского дворца от Жака Лемерсье (1624–1645)
Часовня Сорбонны Жак Лемерсье (1626–35)
Шато де Мезон Франсуа Мансар (1630–1651)
Король Людовик XIII послал архитектора Жака Лемерсье в Рим между 1607 и 1614 годами для изучения нового стиля. По возвращении во Францию он спроектировал Pavillon de l'Horloge в Лувр (начало 1626 г.) и, что более важно, церковь Сорбонны, первая купольная церковь в Париже. Он был спроектирован в 1626 году, а строительство началось в 1635 году. Следующим важным проектом французского барокко был гораздо больший купол для церкви Валь-де-Грас, начатый в 1645 году Лемерсье и Франсуа Мансаром, и закончили в 1715 году. Вскоре был добавлен третий купол в стиле барокко для Колледжа Четырех Наций (ныне Institut de France ).
В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, молодой Людовик XIV принял прямое руководство правительством. Искусство было передано под руководство его финансового контролера Жан-Батиста Кольбера. Шарль Лебрен, директор Королевской академии живописи и скульптуры, был назначен суперинтендантом королевских зданий и отвечал за все королевские архитектурные проекты. Королевская академия архитектуры была основана в 1671 году с целью сделать Париж, а не Рим, художественной и архитектурной моделью для мира.
Первым архитектурным проектом Людовика XIV была предложенная реконструкция фасада восточное крыло дворца Лувр. Бернини, тогда самый известный архитектор Европы, был вызван в Париж для представления проекта. Начиная с 1664 года Бернини предложил несколько вариантов барокко, но в конце концов король выбрал дизайн французского архитектора Шарля Перро в более классическом варианте барокко. Это постепенно превратилось в стиль Людовика XIV. Вскоре Людовик занялся еще большим проектом - строительством нового Версальского дворца. Выбранными архитекторами были Луи Ле Во и Жюль Ардуэн-Мансар, а фасады нового дворца были построены вокруг более раннего Мраморного двора между 1668 и 1678 годами. Великолепие Версаля в стиле барокко, В частности, фасад, обращенный к саду, и Зеркальный зал Жюля Ардуэна-Мансара стали образцами для других дворцов по всей Европе.
В период позднего барокко (1675–1750) этот стиль появился по всей Европе, от Англии и Франции до Центральной Европы и России, от Испании и Португалии до Скандинавии, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете. Часто он получал разные названия, и региональные вариации становились более отчетливыми. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века, который назывался рокайль во Франции и рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурный и расписной декор покрывает все пространство на стенах и потолке. Среди наиболее выдающихся архитекторов этого стиля были Бальтазар Нойман, знаменитый Базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). Эти работы были одними из последних выражений рококо или позднего барокко.
Базилика Суперга около Турина от Филиппо Юварра (1717–1731)
Интерьер базилики Суперга - Филиппо Хуварра
Палаццо Кариньяно, ныне Музей итальянского Возрождения, Турин
К началу 18 века, Здания в стиле барокко можно было найти во всех частях Италии, часто с региональными вариациями. Известные примеры включают Базилику Суперга с видом на Турин, созданную Филиппо Юваррой (1717–1731), которая позже была использована в качестве модели для Пантеона. в Париже. Дворец Ступиниги (1729–31) был охотничьим домиком и одной из резиденций королевского дома Савойи недалеко от Турина. Он также был построен Филиппо Юварра.
Зеркальный зал в Версальском дворце Жюлем Ардуэн-Мансаром (начало 1678–1686)
Часовня Дома инвалидов, Жюль Ардуэн-Мансар (завершена в 1708 г.)
Часовня Версальского дворца, начатая Жюлем Ардуэном -Mansart (1699-1710)
Салон Hôtel de Soubise в Париже (1735–40), автор Жермен Боффран
В период позднего барокко во Франции развивалось украшение Версальского дворца, включая Зеркальный зал и Часовню. Позже, в период правления Людовика XV, в Париже появился новый, более изысканный вариант, рокайль, или французское рококо, и процветал между 1723 и 1759 годами. Наиболее ярким примером был салон принцессы в Hôtel de Soubise в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–40).
Стиль рокайль просуществовал до середины 18 века. Он никогда не достиг экстравагантного пышности рококо в Баварии, Австрии и Италии. Открытия римских древностей, начиная с 1738 года в Геркулануме и особенно в Помпеи в 1748 году, повернули французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма.
Кристофер Рен был ведущей фигурой позднего барокко в Англии, его реконструкция Св. Павла (1675–1711) по образцу Св. Петра в Риме, его план Гринвичской больницы (начало 1695 г.) и дворца Хэмптон-Корт (1690–96 гг.). Среди других британских деятелей позднего барокко Иниго Джонс для Wilton House (1632–1647 гг. И двое учеников Рена, Джон Ванбру и Николас Хоксмур, для Castle Howard (1699–1712) и Blenheim Palace (1705–1724).
Западный фасад собора Святого Павла, автор Кристофер Рен (1675–1702)
Гринвичская больница сэром Кристофером Реном (1694)
Касл Ховард, Северный Йоркшир от Джон Ванбру и Николас Хоксмур (1699–1712)
Многие из самых необычных зданий позднего барокко были построены в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии ведущей фигурой был Фишер фон Эрлах, построивший Карлскирхе, самый большой церковь Вены, прославляющая австрийских императоров. В этих произведениях иногда заимствовались элементы Версаля в сочетании с остроумием. h элементы итальянского барокко для создания новых грандиозных эффектов, как в дворце Шварценберг (1715). Иоганн Лукас фон Хильдебрандт использовал парадные лестницы и эллипсы для достижения своих эффектов на верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене (1714–1722). В «Аббатстве Мельк» Якоб Прандтауэр использовал обилие полихромного мрамора и лепнины, скульптуры и росписи потолка для достижения гармоничных и очень театральных эффектов.
Еще одна важная фигура. немецкого барокко был Бальтазар Нойман (1687–1753), среди работ которого Вюрцбургская резиденция для князей-епископов в Вюрцбурге с ее знаменитой лестницей.
In Богемия, ведущим архитектором в стиле барокко был Кристоф Динценгофер, чье здание имело сложные кривые, встречные кривые и эллиптические формы, что делало Прагу, как и Вену, столицей позднего барокко.
Интерьер церкви аббатства Мельк от Якоба Прандтауэра (1702–1736)
Библиотека Клементинума, университет иезуитов в Праге (1722)
Карлскирхе, Вене от Фишера фон Эрлаха (освящен в 1737 году)
Кайзерсал Вюрцбургская резиденция от Бальтазара Ноймана n (1749–51)
Базилика Четырнадцати Святых Помощников от Бальтазар Нойман (1743–1772)
Королевский дворец Гёдёллё (Венгрия) от ( 1730–1785 гг.)
Политические и экономические кризисы 17-го века в значительной степени задержали приход барокко в Испанию до позднего периода, хотя иезуиты активно продвигали его. Его ранними характеристиками были роскошный внешний вид, контрастирующий с относительно простым интерьером, а также использование множества пространств и тщательно спланированное освещение в интерьере, чтобы создать впечатление таинственности. В начале 18 века, известные испанские образцы включают новый западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750 гг.) с его впечатляющими башнями, созданный Фернандо де Касас Новоа. В Севилье Леонардо де Фигероа был создателем колледжа Сан-Тельмо с фасадом, вдохновленным итальянским барокко. Самые богатые произведения испанского барокко были выполнены Хосе Бенито де Чурригера в Мадриде и Саламанке. В его работах здания почти переполнены орнаментом из позолоченного дерева, гигантскими витыми колоннами и скульптурной растительностью. Два его брата, Хоакин и Альберто, также внесли важный, хотя и менее украшенный, вклад в то, что стало известно просто как стиль Churrigueresque.
Позднее барокко Собор Сантьяго-де-Компостела (1738–1750)
Дворец Сан-Тельмо в Севилье от Леонардо де Фигероа (1682–1895)
Ретабль в капелле Саграрио Собора Сеговии (1686) Хосе Бенито де Чурригера, самый ранний архитектор стиля чурригереско
Стиль барокко был импортирован в Латинскую Америку в 17 веке Испанцы и португальцы, особенно иезуиты за строительство церквей. Стиль иногда назывался Churrigueresque, в честь семьи архитекторов в стиле барокко в Саламанке. Особенно прекрасным примером является собор Сакатекаса в городе Сакатекас, на севере центральной части Мексики, с его роскошно скульптурным фасадом и двумя колокольнями. Другой важный пример - Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике. Ярким примером в Бразилии является монастырь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро. началось в 1617 году, с дополнительным украшением после 1668 года. Скиния Метрополита Столичный собор Мехико, справа от главного собора, построенная Лоренцо Родригесом между 1749 и 1760 годами для хранения архивов и облачений архиепископа и принимать посетителей.
Португальская колониальная архитектура была смоделирована по образцу архитектуры Лиссабона, отличного от испанского стиля. Самым известным архитектором Бразилии был Алейжадиньо, уроженец Бразилии, наполовину португальский, самоучка. Его самая известная работа - Церковь Святого Франциска Ассизского в Ору-Прету.
Церковь Святого Франциска Ассизского в Ору-Прету, Бразилия, построенная между 1765 и 1775 годами бразильцами. Алейжадиньо
Кафедральный собор Мехико, Мехико, построенный между 1571 и 1813 годами несколькими архитекторами
Кафедральная базилика Сакатекас в Мексике, построенная между 1729 и 1772 годами. Churrigueresque стиль
Главный алтарь Иглесиа-де-Эль-Саграрио, Кито, церкви, построенной между 1617 и 1747 годами испанцем. Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
. Церковь Сан-Франциско Акаатепек в Сан-Андрес-Чолула, штат Пуэбла, Мексика, построенная между серединой 16 века и 1760 годом. Талавера керамика azulejos
Полный фасад Iglesia y Convento de San Francisco, Кито, построенного между 1550 и 1680 годами
Iglesia de la Compañía de Jesús, Куско, Перу, построенный между 1576 и 1668 годами Жан-Батистом Жилем и Диего Мартинесом де Овьедо.
Панорама фасада базилики и монастыря Сан-Франциско, Лима, построенных между 1657 и 1729 годами португальцами, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Декоративный картуш разработан для Палаццо Барберини Филиппо Юварра (1711)
Потолок Галереи Фарнезе Аннибале Карраччи ( 1597–1704)
Иллюзионистическая картина на потолке иезуитской церкви в Вене Андреа Поццо (1703)
Большая лестница Вюрцбургской резиденции (1720 г.) –1780)
Эффект Trompe l'oeil на потолке церкви Джезу, Рим, автор Джованни Баттиста Гаулли (завершено в 1679)
Барокко сад в Во-ле-Виконт. Партер, предназначенный для просмотра сверху из окон и с террасы замка, был продолжением внутренней архитектуры и дизайна
Архитектура барокко часто использовала визуальные и театральные эффекты, призванные удивлять и трепетать зрителя. :
Крестообразный план высокой церкви в стиле барокко Санти-Лука и Мартина в Риме Пьетро да Кортона (1639–1669)
План этажа Сант-Андреа аль-Квиринале Джан Лоренцо Бернини (1658–1661), показывающий вход (внизу), алтарь (вверху) и изгибающиеся часовни
План позднего барокко Базилика Четырнадцати Святых Помощников по Бальтазар Нойман, построенная между 1743 и 1772 годами. алтарь в овале в центре.
![]() | Wikimedia Commons has media related to Baroque architecture. |